Условия минских соглашений. Трёхсторонняя контактная группа

О чем договорились в Минске по Донбассу. Полный текст документов

В четверг, 12 февраля, в Минске лидеры Украины, России, Франции и Германии Петр Порошенко, Владимир Путин, Франсуа Олланд и Ангела Меркель в ходе 17-часовых переговоров согласовали два документа по урегулированию конфликта на Донбассе: декларацию по выполнению Минских соглашений и комплекс мер по выполнению Минских соглашений.

Первый документ (его полное название - "Декларация президента Российской Федерации, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года" ) опубликован на сайте президента Украины. Лидеры четырех государств не ставили под ним свои подписи. Как сказал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, они "заверили его словами".

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Петр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твердо убеждены, что нет альтернативы исключительно мирному урегулированию. Они решительно настроены предпринять все возможные индивидуальные и совместные меры с этой целью.

В этом контексте лидеры одобряют комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятых и подписанных в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить свой вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать имплементации этого комплекса мер.

Германия и Франция будут оказывать техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры убеждены, что улучшенное сотрудничество между Европейским союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию кризиса. С этой целью они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между ЕС, Украиной и Россией по энергетическим вопросам, чтобы достичь следующих этапов в дополнение к зимнему газовому пакету.

Они также поддерживают трехсторонние переговоры между ЕС, Украиной и Россией в целях выработки практических вопросов на обеспокоенность России в связи с имплементацией Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.

Лидеры сохраняют приверженность видению единого гуманитарного и экономического пространства от Атлантического до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидери сохраняют приверженность имплементации Минских договоренностей. С этой целью они соглашаются создать контрольный механизм в Нормандском формате, который будет собираться на регулярной основе, в принципе на уровне старших должностных лиц министерств иностранных дел.

Второй документ - "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" - с подписью участников трехсторонней контактной группы экс-президента Украины Леонида Кучмы, посла России в Украине Михаила Зурабова, посла ОБСЕ Хайди Тальявини, а также лидеров боевиков Александра Захарченко и Игоря Плотницкогопоявился на сайте ОБСЕ.

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

Для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке трехсторонней контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. (см. примечание. )

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность трехсторонней контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав трехсторонней контактной группы.

Примечание:

Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:

- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- право на языковое самоопределение;

- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Минские соглашения не выполняются и нет предпосылок к тому, что они будут реализованы в ближайшем будущем. Потому что в украинском конфликте завязан узел внешне- и внутриполитических проблем ряда влиятельных мировых держав. И эти проблемы находятся в зримом противоречии друг к другу

Каждая из сторон настаивает на своей трактовке событий и пунктов Соглашений. Например, Украина обвиняет Россию в «невыполнении Минских соглашений», хотя в документе нет обязательств России. И Россия выступала при подписании Соглашений гарантом на стороне самопровозглашенных ДНР и ЛНР их выполнения.

Зато Украина, у которой есть целый набор обязательств по реализации политической части Соглашений, действует ровно наоборот. То есть вместо их реализации принимает «закон о деоккупации», которым фактически объявляет войну России и делает бессмысленным дальнейшие переговоры в минском и нормандском формате.

Есть и другие игроки. Например, ЕС и США, которые со своей стороны также принимают участие в разрешении конфликта. Но каждый по-своему. И у каждого есть свой интерес и своя правда.

Обстоятельства и обязательства

Ровно три года назад, 12 февраля 2015 года, руководители стран «нормандской четверки» — российский президент Владимир Путин , немецкий канцлер Ангела Меркель , французский президент Франсуа Олланд и президент Украины Петр Порошенко в Минске подписали Соглашения, определяющие шаги по прекращению вооруженного гражданского конфликта на востоке Украины.

При этом необходимо учесть, что ровно в этот момент под Дебальцево на территории Украины армии ДНР и ЛНР взяли в «котел» крупную войсковую группировку Вооруженных сил Украины (ВСУ). Коалиция в Германии: Минск в обмен на санкции

В преддверие военного разгрома с последующим крахом режима Порошенко приехал подписывать Соглашения в Минск. В обмен на остановку всех военных действий с 00 часов 15 февраля, президент Украины обещал:

— предоставить особый статус мятежным территориям Донбасса в Конституции страны;

— объявить амнистию для всех участников конфликта;

— принять закон и провести на Донбассе выборы местных органов власти.

Кроме того, предполагалось, что после остановки боевых действий в зоне конфликта будут:

— отведено с обеих сторон за линию разграничения тяжелое вооружение;

— проведен обмен пленных и заложников по принципу «всех на всех»;

— с территории Донбасса будут удалены все иностранные вооруженные силы;

— после проведения на Донбассе местных выборов Украина установит полный контроль над российско-украинской границей. Парламент Украины объявил России войну

В настоящий момент не выполнен ни один из перечисленных пунктов. В некоторой степени производится обмен военнопленными, волнообразно проходит отвод тяжелого вооружения, работают совместные трехсторонние комиссии, которые вырабатывают меры по преодолению конфликта. Закон об особом статусе Донбасса был принят парламентом, но в действие не вступил, а амнистию президент Порошенко объявил только для тех, кто участвовал в гражданском конфликте со стороны Украины. Социальные пособия гражданам Украины, проживающим на территории мятежного Донбасса, выплачиваются украинским правительством, но и здесь возникает масса проблем и задержек.

Очевидно, что, подписывая Соглашения, Порошенко выторговывал себе время для передислокации войск и спасения своего режима от позорной капитуляции.

Позиция ДНР и ЛНР

На территории Донбасса за три года сформировалась своя структура управления территориями, бизнес, производство, управление коммунальным хозяйством, вооруженные силы и спецслужбы. Все это действует не идеально, но в условиях по сути непрекращающихся военных действий достаточно эффективно.

Желания возвращаться в современную Украину у большинства жителей Донбасса нет, поскольку украинская власть не гарантирует им безопасного и мирного возвращения.

Местные органы власти на Донбассе не вполне легитимны, так как полноценных выборов в мятежных республиках не проводилось. Но эти выборы могут быть проведены (и их проведение планируется по местным законам). Остановка в этом сегменте только за тем, что проведением выборов без принятого закона Киевом Донбасс нарушает Минские соглашения. Но и Киев с принятием соответствующих законов не спешит.

Поэтому вопрос легитимности местных органов власти остается открытым. Хотя система управления действует, коммунальное хозяйство функционирует, налоги собираются.

Позиция Германии, Франции и США

Европейский союз вместе с США, применившие санкции к России за «аннексию Крыма» и «оккупацию Донбасса», на самом деле начинают постепенно разочаровывается в украинских партнерах. Во всяком случае власти Германии и Франции и, прежде всего, их дипломатические ведомства неоднократно заявляли, что ожидают от Украины более активных действий по реализации политической части Соглашений.

Совершенно очевидна и позиция США, которые поначалу дистанцировались от украинского конфликта и даже не принимали участие в переговорах в «нормандском формате». Но сейчас, представитель Госдепа Курт Волкер участвует в специальном формате переговоров по Донбассу с помощником президента России Вячеславом Сурковым . Стороны обсуждают ввод на Донбасс контингента миротворцев ООН, которые будут по российской версии находиться на линии конфликта, а по версии США на всей территории Донбасса, против чего выступает российская сторона. Но в целом, США как будто за мирное разрешение ситуации. Почему Волкер и Сурков не смогут найти взаимопонимание по Донбассу

Между тем у Германии и отчасти у Франции есть позиции, по которым они существенно расходятся в вопросе украинского конфликта с США.

Дело — в газе

Основная экономическая функция Украины в Европе — транзитная. Через украинскую газотранспортную систему (ГТС) в Европу попадает значительный, более 50 процентов, объем российского газа. Конфликт на территории Восточной Украины делает эти поставки проблемными. И уже несколько раз поставки газа приостанавливались из-за внутреннего конфликта на Украине и конфликта между Россией и Украиной. В связи с этим, чтобы обеспечить бесперебойные поставки газа в Европу, Россия построила обходной газопровод — Северный поток. В настоящее время, вместе с Германией Россия начала строительство «Северного потока-2», после ввода в действие которого необходимость в ГТС Украины фактически отпадет (2019 год). Премьер-министр Польши: «Северный поток-2» угрожает безопасности Центральной Европы

У США, начавших несколько лет назад разработку технологии добычи сланцевого газа, сейчас есть возможность добывать его в промышленных объемах для поставок сжиженного газа в Европу. Однако, он дороже российского природного. Поэтому США, предлагая Европе свой газ, были заинтересованы в конфликте на Донбассе, что делало менее стабильной ситуацию с поставками российского газа в Европу, а сейчас, так же как и Украина, США заинтересованы в прекращении, а лучше всего, запрете со стороны ЕС строительства «Северного потока-2». Потому что в этом случае потребность Европы в сжиженном газе из США резко возрастет.

И это является одной из экономических причин конфликта на Донбассе и продолжение (из-за Донбасса) действия экономических санкций в отношении России. Которые ограничивают возможности России в создании независимой от Украины ГТС.

Позиция России

С политической и гуманитарной точек зрения Россия не может отступить от своих обязательств перед ДНР и ЛНР. Прежде всего потому, что на территории мятежного Донбасса проживает около 2 миллионов русских граждан, крепко связанных родственными, дружественными и бизнес-связями с Россией. Много беженцев из Донбасса находится на российской территории. Очевидно, что приход в Донбасс ВСУ и добровольческих батальонов с вооруженными радикалами приведет к массовым зачисткам сторонников России в этом регионе. То есть к гуманитарной катастрофе. Феномен украинского нацизма: маска, ставшая лицом

При этом российское руководство считает, что ДНР и ЛНР должны находиться в составе Украины, но в соответствии с Минскими соглашениями, иметь особый статус, закрепленный в Конституции, определяющий их более независимое от Киева юридическое положение.

Позиция Украины

Украинская власть внутренне амбивалентна, поскольку вынуждена учитывать не только внешние обстоятельства (требование европейских партнеров выполнять Минские соглашения), но и внутреннюю политическую ситуацию, во многом определяемую радикалами и националистами, которые требуют как раз обратного — отказа от Минских соглашений и военного разрешения конфликта на востоке страны.

Кроме того, в настоящее время украинская власть понимает, что должна остановить своим противодействием планы России и ее европейских партнеров по строительству обходных газопроводов. В этом смысле планы руководства Украины совпадают с планами политиков и бизнес-кругов США.

5 сентября 2014 года в здании «Президент-отеля» в Минске. Он предусматривал прекращение огня между противоборствующими сторонами на территории Донецкой и Луганской областей и реализацию комплекса мер компромиссного мирного плана при сохранении не подконтрольных Киеву районов (Донецкой и Луганской областей) юридически в составе Украины. То есть это был вариант компромисса на бумаге между двумя полюсами, американо-украинским и донецко-московским.

Со стороны Российской Федерации протокол подписал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ на Украине Михаил Зурабов, со стороны Украины — бывший президент Леонид Кучма, который имел мандат от действующего президента (признанного в том числе Москвой) Петра Порошенко. Со стороны ОБСЕ документ подписала швейцарский дипломат Хайди Тальявини, со стороны ЛНР — Игорь Плотницкий, со стороны ДНР — ныне покойный Александр Захарченко. Это было лишь началом «минского политического процесса».

Каковы же конкретные результаты Минского протокола и дальнейших аналогичных соглашений? Во-первых , Украина сохранилась как целостное государство под американо-европейским политическим контролем в том же принципиальном антироссийском идеологическом ключе, а проект Новороссии Москвой был свернут. Во-вторых , Украина абсолютно безнаказанно практически не исполняет эти соглашения.

В-третьих, все наиболее значимые военно-политические лидеры ЛНР и ДНР были последовательно уничтожены террористическими методами, включая и одну из официальных сторон данного соглашения Александра Захарченко.

Американское руководство не изменило своих планов, но изменила методы. Украинская армия спустя 4 года укреплена, лучше оснащена, лучше обучена, а верхушка военно-политического руководства реальной оппозиции Киеву на востоке Украины последовательно уничтожена. Украинская армия как стояла, так и стоит на окраинах Донецка. Обстрелы продолжаются, планы не меняются. После каждого громкого террористического акта Европа и очевидно зависимая от нее Москва лишь подчеркивали безальтернативность Минских соглашений.

Таким образом, американская администрация в очередной раз осуществила политическую уловку, ее марионетки не стали выполнять обязательства, предложив это сделать лишь противоположной стороне. Технологически успешная комбинация со времени распада Советского Союза. «Империя» никогда не держит свои обещания перед «варварами», используя их стремления лишь как очередную наживку.

Американской администрации и ее партнерам было критично важно не допустить дальнейшего распада подконтрольного украинского пространства и после того, как эта цель (за счет компромисса с Москвой) была достигнута, спецслужбы принялись за привычное дело. Под разговоры в СМИ об очень плохом, нейтральном и очень хорошем все наиболее известные лидеры антибандеровского вооруженного протеста на Украине были физически уничтожены. Их устранили и как сторону переговоров и как людей, имеющих «непозволительную самостоятельность» и политическую непреклонность.

Пожимание рук «новым киевским лидерам» и их американскими кураторам геополитически очень дорогое удовольствие. Дело обернулось так, что американо-украинская сторона под видом «миротворчества» постепенно физически ликвидировала реальных лидеров противоположной точки зрения.

Европа этому косвенно помогала в качестве «главноуговаривающего Москвы», а Москва, опасаясь «разбить горшки» окончательно, «просто верила» в гарантии и на них ссылалась. Примерно как в Ливии в 2011 году и в Киеве в процессе Евромайдана. Накануне четырехлетия начала Минского политического процесса в результате террористического акта (довольно закономерно) был убит вместе с сопровождающими лидер ДНР Александр Захарченко.

В Москве некоторые высокопоставленные государственные чиновники привычно назвали этот факт провокацией. Однако, провокацией чего? Это не провокации, а самая обычная политика, четкие последовательные действия американского, европейского и украинского политического руководства. Обычная политика террористическими методами.

«Минские соглашения» — тоже политика, но лишь в качестве прикрытия. Именно как маскировочный фон для систематического терроризма и дальнейшего обеспечения его безнаказанности. И так от одного убитого лидера сопротивления к следующему. До полной ликвидации стороны переговоров. Собственно, это и было «технологичной» теневой стороной реального политического процесса на востоке Украины. У обстрелов жилых массивов Донецка и убийств лидеров антибандеровского сопротивления на востоке Украины одни и те же идеологи и кураторы. В обеспечении конкретной политики и состоит смысл «нормандскго формата».

Европа используется как сдерживающий фактор для Москвы, а американская агентура с территории подконтрольной Украины осуществляет точечные удары по тем, кто не смирился с форматом власти в Киеве образца февраля 2014 года. Это никакие не провокации, а вполне четкая хладнокровная политика, которая тем сильнее, чем Москва слабее.

МОСКВА, 12 февраля - РИА Новости. В распоряжении журналистов оказался документ о мерах по выполнению Минских соглашений, подписанный главами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, представителями России и Украины и представителем от ОБСЕ по выполнению Минских соглашений, и декларация глав России, Украины, Франции и Германии в поддержку комплекса этих мер..

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;

— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:

— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— право на языковое самоопределение;

— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Участники Трехсторонней Контактной группы:

Посол Хайди Тальявини

Второй Президент Украины Л.Д. Кучма

Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов

А.В. Захарченко

И.В. Плотницкий

Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Петр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твердо убеждены в безальтернативности исключительно мирного урегулирования. Они всецело готовы предпринять любые возможные меры как по отдельности, так и совместно в этих целях.

В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер.

Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры разделяют убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию данного кризиса. В этих целях они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между Европейским союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие "зимнего газового пакета".

Они также поддерживают трехсторонние переговоры между Европейским союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом.

Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в "нормандском формате", который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел.

Ридер РСМД

Минские соглашения

Украинский кризис не может быть разрешен военным путем, и обе стороны конфликта это понимают

5 сентября 2014 года в г. Минске (Беларусь) состоялись консультации Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П. Порошенко и инициатив президента России В. Путина. Документ подписали посол Хайди Тальявини (ОБСЕ), второй президент Украины Леонид Кучма, посол РФ в Украине Михаил Зурабов, а также Александр Захарченко (ДНР) и Игорь Плотницкий (ЛНР).

ПРОТОКОЛ (по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина)

По результатам рассмотрения и обсуждения предложений, внесенных участниками консультаций в Минске 1 сентября 2014 г., Трехсторонняя контактная группа в составе представителей Украины, Российской Федерации и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе достигла понимания относительно необходимости осуществления следующих шагов:

1. Обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия.
2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.
3. Провести децентрализацию власти, в т. ч. путем принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
4. Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.
5. Безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.
6. Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
7. Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.
8. Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе.
9. Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).
10. Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.
11. Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.
12. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.


Посол Хайди Тальявини

А. В. Захарченко
И. В. Плотницкий

5 сентября 2014 г. Источник: сайт ОБСЕ

Меморандум об исполнении положений Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина

1. Прекращение применения оружия считается общим.
2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября 2014 года.
3. Запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных действий.
4. В течение суток с момента принятия данного Меморандума - отвод средств поражения калибром свыше 100 мм от линии соприкосновения на расстояние не менее 15 км с каждой стороны (за исключением обозначенных ниже), в том числе из населенных пунктов, что даст возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не менее 30 км (зону безопасности).
При этом отвести от линии соприкосновения сторон артиллерийские системы калибром свыше 100 мм на удаление их максимальной дальности стрельбы, в частности:
100 мм пушка МТ-12 - 9 км; 120 мм миномёты - 8 км; 122 мм гаубица Д-30 (2С1 «Гвоздика») - 16 км; 152 мм 2С5 «Гиацинт-С» (2С3 «Акация», 2С19 «Мста-С», 2А65 «Мста-Б») - 33 км, РСЗО 9К51 «Град» - 21 км, 9К57 «Ураган» - 36 км, 9К58 «Смерч» - 70 км, РСЗО «Торнадо-Г» - 40 км, РСЗО «Торнадо-У» - 70 км, РСЗО «Торнадо-С» - 120 км;
тактические ракетные комплексы - 120 км.
5. Запрет на размещение тяжелого вооружения и военной техники в районе, ограниченном населенными пунктами Комсомольское, Кумачево, Новоазовск, Саханка, при мониторинге ОБСЕ.
6. Запрет на установку новых минно-взрывных инженерных заграждений в границах зоны безопасности.
Обязательство на снятие ранее установленных минно-взрывных заграждений в зоне безопасности.
7. Запрет с момента принятия данного Меморандума полётов боевой авиации и иностранных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), за исключением БПЛА, используемых мониторинговой (наблюдательной) миссией ОБСЕ, вдоль всей линии соприкосновения сторон в зоне прекращения применения оружия на ширину не менее 30 км.
8. Развертывание в зоне прекращения применения оружия мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ в составе групп наблюдателей Организации в течение суток с момента принятия данного Меморандума. Вышеуказанную зону целесообразно разделить на сектора, количество и границы которых согласовать в ходе подготовки к работе мониторинговой (наблюдательной) миссии ОБСЕ.
9. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ.

Участники Трехсторонней контактной группы:
Посол Хайди Тальявини
Второй Президент Украины Л. Д. Кучма
Посол РФ в Украине М. Ю. Зурабов
А. В. Захарченко
И. В. Плотницкий
г. Минск, «19» сентября 2014 года

19 сентября 2014 г. Источник: сайт ОБСЕ

Карта буферной зоны, установленной Минским протоколом
wikipedia.org / Goran tek-en

Аналитика


Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998-2004 гг.)

Споры о том, кто и как допустил эту трагедию на Украине, как вообще могла произойти эта братоубийственная война в центре Европы в XXI веке, будут вестись еще долго. Вряд ли кто-то будет готов жить с этим проклятьем, а потому вину будут пытаться переложить на соседа или политического оппонента. Но от взаимных обвинений и разоблачений легче никому не станет. Всем нам - и украинцам, и их соседям - все равно надо будет ответить на главный вопрос, от которого не уйти: а что станется с Украиной, которая оказалась на историческом распутье?
Необходимо сообща помочь Украине, оказавшейся на распутье, выйти из сложной ситуации.


Андрей Кортунов

Генеральный директор РСМД

Минские соглашения свидетельствуют, что обе стороны украинского конфликта признают, возможно, в неявной форме, что кризис в стране не может быть разрешен военным путем. Они показали, что у сторон отсутствует полное единство мнений по поводу того, каким будет это урегулирование. Позиция Петра Порошенко вызывает много критики в Киеве. На этой критике многие украинские политики строят свои избирательные кампании в парламент страны и зарабатывают политические очки.


Сергей Уткин

Заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН, эксперт РСМД

Выдвижение и критика предложений по урегулированию - необходимые шаги по пути, который, в конечном счете, должен привести к компромиссному решению. Нужно отдавать себе отчет в том, что ни одна из сторон не может рассчитывать на полную реализацию своих требований. Украинский кризис не удастся полностью разрешить за месяцы, а, возможно, и за годы. То, что можно и нужно обеспечить в кратчайшие сроки, - прекратить насилие, от кого бы оно ни исходило. В условиях войны никакая дискуссия о политических реформах не будет продуктивной. Покончить с вооруженным противостоянием возможно, в том числе и с учетом предложений «группы Бойсто».


Александр Гущин

Минское соглашение, о необходимости выполнения которого все стороны говорили постоянно с момента его заключения, окончательно перестало выполняться. Соглашение, безусловно, сыграло позитивную роль в урегулировании конфликта: в условиях широкомасштабных боевых действий оно способствовало заметному снижению интенсивности боев и, следовательно, сохранению многих жизней. Украинской стороне это соглашение было особенно выгодно, поскольку было заключено после военного поражения Киева в августе 2014 г. Кроме того, в рамках минского формата впервые состоялся, пусть и не на самом высоком уровне, диалог между Киевом, с одной стороны, и ДНР и ЛНР, с другой. Однако этим значение Минского соглашения, пожалуй, исчерпывается.

11–12 февраля 2015 года в г. Минске (Беларусь) состоялся саммит глав Германии, Франции, России и Украины в формате «нормандской четверки», в результате которых был разработан комплекс мер по выполнению «Минских соглашений». Документ был подписан представителями Украины, России, народных Донецкой и Луганской республик.

Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей », а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании , до конца 2015 года. (См. примечание.)
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Карта буферной зоны, установленной Минским протоколом 2
wikipedia.org / Goran tek-en

Аналитика


Александр Гущин

Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД

Переговоры в Минске продемонстрировали ряд важных моментов и в международном плане. Во-первых, мирная инициатива Меркель и Олланда свидетельствует о том, что лидеры ключевых европейских стран предприняли попытку урегулировать конфликт, в то время, как США продолжали довольно воинственную риторику, а значительная часть политического истеблишмента в США выступала за немедленные поставки вооружении в Украину. Такая попытка, тем не менее, вряд ли может рассматриваться как раскол между ЕС и США. Несмотря на определенную разницу в позициях, вполне очевидную ввиду того, что ни Берлин, ни Париж не хотят большой войны в Европе, визит Меркель в Вашингтон и согласованная позиция Порошенко, Олланда и Меркель в ходе минских переговоров демонстрируют общую линию Запада.


Григорий Карасин

Статс-секретарь - заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, член РСМД

«Нормандская группа» на уровне заместителей министров иностранных дел, в которой я участвую, не принимает решений. Наша функция - контроль. Мы можем советовать, оценивать, докладывать своему руководству. Решения по всем вопросам принимаются в рамках Контактной группы (КГ). Для решения практических вопросов жизни в регионах юго-востока в рамках КГ должны быть созданы рабочие группы. На нынешнем этапе речь идет о том, чтобы четко сформулировать, что это будут за группы и чем они будут заниматься. Мы предлагаем сформировать их по четырем направлениям: по политическим, гуманитарным, социально-экономическим и военным вопросам. Конкретные предложения России в КГ переданы. В минских договоренностях прописано, что до конца 2015 года процесс урегулирования в целом должен быть завершен и должны состояться местные выборы, а местная власть в Донецке и Луганске признана легальной, соответствующей новой Конституции Украины.


Александр Гущин

Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД

Весна 2015 года поставила целый ряд новых вопросов относительно того, насколько минские соглашения, заключенные при участии лидеров Франции и Германии, могут быть применены на практике. Последние внешнеполитические события продемонстрировали несколько трендов. С одной стороны минские соглашения по-прежнему остаются трудными для буквального выполнения. Однако ЕС несколько изменил свою позицию и оказывает серьезное давление на Киев, с точки зрения начала политического урегулирования. Ключевой вопрос в том, чтобы политическая часть минских соглашений, в том числе в отношении выборного процесса на территории «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» не была связана хронологически с местными выборами на Украине и ее реализация не затягивалась бы Киевом.