Какие могут быть корни приставки и суффиксы. Как дать определение корня, суффикса и приставки. Глагол. Начальная форма

Слова, несомненно, является корень. Его можно определить как главную морфему слова, содержащую основное лексическое значение.

При этом может составлять один только корень. К примеру, «дождь», «лес», «свет». Слово может также включать в себя два корня и более. В этом случае происходит объединение соответствующего количества лексических значений в одно общее. В качестве примера можно привести слова такие слова, как «лесостепь», «словообразование», «цветомузыка». Также есть различные союзы, междометия, которые представляют собой отдельную лексему, но не имеют корня.

В однокоренных возможно чередование гласных или согласных звуков . К таким корням относятся молок/млек, раст/ращ/рос и т.д. Это связано с их происхождением и с общим процессом развития языка. Такие фонетические чередования в корне однокоренных слов не редкое явление в языке. Для того, чтобы правильно выделить на письме такие корни иногда просто необходимо бывает знать что этому способствовало. Это могла быть утрата носовых гласных в русском языке в связи с тенденцией упрощения, наличие двух наиболее сильных диалектов, составивших современный русский язык – петербургский «окающий» диалект и московский «акающий» диалект и т.д.

Суффикс

Место суффикса – сразу после корня. Суффикс несет в себе дополнительное значение и способен изменить основное значение слова. Благодаря суффиксу можно преобразовать одну часть речи в другую, добавить эмоциональной экспрессивности и т.д. К примеру, если к слову «дом» добавить суффикс «ик», то появляется дополнительное уменьшительное значение. Добавляя к существительному «интерес» суффикс «н», вы получаете прилагательное «интересный».

Исходя из вышесказанного, суффикс можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение после корня.

Приставка

Приставка, так же как и суффикс, несет в себе дополнительный смысл и может изменять основной смысл лексемы. К примеру, если к глаголу несовершенного вида «играть» добавить приставку «до», он преобразуется в глагол совершенного вида. Являясь, префиксом, приставка занимает положение до корня.

Таким образом, приставку можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение перед корнем.

Выделить основу, на письме можно, если просклонять по падежам существительное, прилагательное либо проспрягать по лицам глагол. Та часть слова, которая остается неизменной и будет составлять основу лексемы.

Ответ:

Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, гриб ок, гриб ной, гриб ник – корень гриб- ).

Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибн ой, основа грибн -)

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (у дома , к дому, за домом).

Окончание не служит для образования новых слов!

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (при бежал, от бежал, за бежал)

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

(дом, домик , домов ой, домищ е)

Алгоритм разбора слов по составу:

1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.

2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.

4. Укажи приставку.

5. Укажи суффикс.

Билет№4.

Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

-Как проверить безударный гласный в корне слова?

- Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

- Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Ответ:

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

о ря́ – мо́ ре, ре ка́ – ре́ чка и т.д) .

Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зе ле не́ли – зе́ лень, зелё ный)

Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.(пе на́л, го ри зо́нт)



Билет № 5

Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова

Ответ:

Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз - морозы, морозн ый, уз ко – узе нький)

Билет № 6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Ответ:

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): трост ник - трост очка, трост ь, вест ник - весто чка, вест ь.

2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чув ствовать.

Билет № 7

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Ответ:

Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я . (подъ е зд, разъ я снил)

Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и (кресть я нин, вь ю га, соловь и )

Билет № 8

Правила переноса

Ответ:

1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.

2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат .

3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.

4. Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.

Билет № 9

Имя существительное. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Имя существительное кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.

Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия

литературных произведений, газет и журналов,

географические названия)

или нарицательное,

· одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)

или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)

· род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),

· склонение (1,2 или 3).

2) Непостоянные:

· число (ед.ч. или мн.ч.) (Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь ,

а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,

например: каникулы, ворота, ножницы .

У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)

Билет № 10

Что такое склонение. Падежи имён существительных.

Как определить падеж имени существительного.

Ответ:

Склонение – это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.

В русском языке 6 падежей:

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

3. По вопросу и предлогу определить падеж.

Билет № 11

Имя прилагательное. Начальная форма.

Морфологические признаки

Ответ:

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета .

Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

Морфологические признаки:

· род (только в единственном числе)

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

Билет № 12

Глагол. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета .

Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

2) Непостоянные:

· время (прошедшее, настоящее или будущее)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

· род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

Билет № 13

Местоимение. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица - на вопросы кто? или что?

Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.

Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж .

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

2) Непостоянные:

При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.

Билет № 14

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

Ответ:

Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.

Предложение по цели высказывания бывает:

Повествовательным , в котором о чем- либо сообщают (повествуют);

На улице идет дождь.

вопросительным , в котором о чем то спрашивают;

Ты рано вернешься домой?

побудительным , в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.

Принеси мне тетрадь.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

1. Суффикс - это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.

Например: добрый - доброт а (суффикс -от - словообразовательный), добрее , добрейш ий (суффикс -ее - формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс -ейш - формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).

Обратите внимание!

В некоторых случаях суффикс -j- может не получать в слове специального графического обозначения. На его наличие могут указывать гласные е, ё, ю, я в положении после согласного или разделительный ь , например: Поволжь [ j ]е [пΛво́лжjь], Заонежь [ j ]е [зъΛн’э́жjь].

2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.

Учить - учитель , учительств о, учительск ий.

Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:

    суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее (-ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;

    Быстрее , быстрей , дороже , старше , глубочайш ий, мудрейш ий.

    суффикс прошедшего времени глагола -л ;

    Пришёл , узнал .

    суффикс повелительного наклонения глагола -и ;

    Бери , веди .

    некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;

    Ср.: гражданин (ед.ч.) - граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) - друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -j- - [друз’j а́]); сын (ед.ч.) - сыновь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [а ], но и за счёт суффикса -овj - [сынΛв’j а́]); утён ок (ед.ч.) - утят а (мн.ч.).

    некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.

    Ср.: мать - (нет) матер и , время - (нет) времен и.

Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

Обратите внимание!

1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) - -ть, -ти, -чь (бежать , везти , беречь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие - как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива (-ть, -ти, -чь ) как окончание (!).

2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (читающ ий, читаем ый, прочитавш ий, прочитанн ый ) и деепричастий (читая , прочитав ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других - как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».

Ср.: книж-к -а - книж-ек ; скольз-к -ий - скольз-ок , смеш-н -ой - смеш-он , стар-ец - стар-ц -а, блюд-ц -е - блюд-ец .

Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков (к /ч , ова /уj ).

Ср.: книж-к -а - книж-еч -к-а, ком-ок - ком-оч -ек, пир-ова -ть - пир-уj -ю.

4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.

Например:

  1. Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка .

      В слове Сашенька (Саш-еньк-а ) выделяется корень Саш- (Саш-а ) и суффикс -еньк (а ): «Сашенька - уменьшительно-ласкательное к Саш а ».

      В слове вишенка (вишен-к-а ) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я ) и суффикс (а ): «Вишенка - маленькая вишн я ».

      В слове горошинка (горош-ин-к-а ) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х /ш (горох ) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а ): «Горошина - единичная составляющая гороха» ; суффикс (а ): «Горошинка - маленькая горош ина ».

  2. Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный .

      В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый ) выделяется корень мечт- (мечт-а ) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть ): «Мечтать - предаваться мечт ам »; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель ): «Мечтатель - тот, кто любит мечт ать »; суффикс прилагательного (ый ): «Мечтательный - такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю ».

      В слове сознательный (со-зна-тельн-ый ) выделяется корень зна- (зна-ть ) с приставкой со- (со-зна-ть ), а также один суффикс -тельн (ый ): «Сознательный - такой, который правильно созн аёт , понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель .

Обратите внимание!

Наиболее типичными ошибками при выделении суффиксов являются следующие.

1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е ) - влад-ениj -е, -тиj (е ) - взя-тиj-е, -иj (е ) - самолюб-иj-е, -j (е ) - счасть-j-е, -j (ё ) - старь-j-ё, -ациj (я ) - делег-ациj-я, -иj (я ) - арм-иj-я . Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).

2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).

3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.

Ср.: косн- ость (от косн ый , где косн - - корень), готов -ность (от готов ый , где готов - - корень), грамот-н- ость (ср.: грамот -а грамот -н -ый грамот-н- ость ).

Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка, латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка (её учёные называют ещё по-другому - префикс) - «приставленный впереди», а суффикс - «подставленный».

Сложите слово из частей: и, ник, под, снеж.

Так называют первые весенние цветы, которые начинают расти ещё под снегом.

Подснежники .

Обозначим известные части слова.

Окончание - и, так как можно изменить слово:

нет чего? - подснежников ,

рад чему? - подснежникам , изменилось -и.

Однокоренные слова: снег, снежный, снежок.

Общая часть: снег - снеж. В корне чередование согласных г-ж.

Кроме корня и окончания, в словах могут быть и другие части: приставки и суффиксы . Они служат для образования слов.

Приставка - часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс - часть слова после корня.

Образовываем слова с помощью суффиксов:

дыра + к = дырк а, дырочк а, дырищ а

очк

ищ

кот + ик = котик , коток , котёнок , котят а

ок

ёнок

ят

Суффикс, называющий большие предметы:

Наблюдаем, как суффиксы меняют смысл слова.

Заяц из русской народной сказки хвастался так:

- У меня, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь.

Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ -: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

В словах стихотворения выделим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Весенний дождь.

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок -

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки. (Н. Полякова)

С любовью и теплотой описывает автор природу, и передают это отношение слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ножк и, сапожк и - суффикс -к-,

сапожок , цветок - суффикс -ок-,

травинк и - суффикс -инк-,

спинк и — суффикс -к-.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль-то ей крапивушки нарву. (Русская народная песенка)

Сравните: корова - коровушк а, крапива - крапивушк а.

Какие слова звучат нежно, ласково?

Суффикс -ушк- придаёт словам уменьшительно-ласкательное значение.

Ещё суффиксы -очк-, -оньк-, -еньк-, -чик-, -ик-, -ек-.

Образуем слова с помощью суффиксов.

роза

лампа + очк = розочк а, лампочк а, ленточк а

Катя + еньк

лиса + оньк = Катеньк а, лисоньк а, реченьк а

Лимон

помидор + чик = лимончик , помидорчик , блинчик

Суффиксы, называющие животных и их детёнышей:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал слонёнок.

За мамой-лисицей

Крался лисёнок.

За мамой-ежихой

Катился ежонок.

За мамой-медведицей

Шёл медвежонок. (А. Екимцев)

Найдём слова, называющие детёнышей животных.

Слонёнок , лисёнок , ежонок , медвежонок .

Их помогли назвать суффиксы -ёнок-, -онок-.

А ещё суффиксы -ат-, -ят-.

Много слонят , лисят , ежат , медвежат .

Найдём слова, называющие животных.

Слоних ой, лисиц ей, ежих ой, медведиц ей .

Их помогли назвать суффиксы -их-, -иц-.

Гусь - гус-ин-ый, лев - льв-ин-ый, змея - зме-ин-ый .

Суффикс -ин- имеет значение «принадлежит животному».

Суффиксы, называющие людей по профессии, занятию:

Перед вами слова, которые называют людей по профессии, занятию.

Какие суффиксы придают такое значение?

Учитель, воспитатель - суффикс -тель-.

Грузчик, лётчик - суффикс -чик-.

Лесник, дворник - суффикс -ник-.

Футболист, тракторист - суффикс -ист-.

Каменщик , кровельщик - суффикс -щик-.

Наблюдаем, какую роль играет суффикс в именах прилагательных:

Бархатист ый, золотист ый - суффикс -ист- имеет значение «похожий на бархат, золото».

Носат ый, бородат ый - суффикс -ат- придаёт значение «имеющий большой нос, бороду».

Медов ый, вишнёв ый - суффиксы -ов-, -ёв- имеет значение «приготовленный из мёда, из вишни».

Сочн ый, облачн ый - суффикс -н- придаёт значение «имеющий много сока, много облаков».

Сумеешь сказать по-другому, одним словом?

Берег мор я (какой?) - морск ой

Чуть-чуть бел ый (какой?) - беловат ый

Склонный к удач е (какой?) - удачлив ый

Склонный к разговор у (какой?) — разговорчив ый

Имеет много зуб ов (какой?) - зубаст ый

Суффиксы -ск-, -оват-, -лив-, -чив-, -аст- помогли образовать новые слова.

От имён прилагательных образовываем однокоренные имена существительные:

Белый - …, синий - …, высокий - …, смелый - …, свежий - …

Белизн а, синев а, высот а, смелость , свежесть .

Суффиксы -изн-, -ев-, -от-, -ость-, — есть- - это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Справочник «Суффиксы русского языка»:

Учёные подсчитали, что в русском языке около 500 (пятисот) суффиксов.

Суффиксы имён существительных:

Ищ-, -ик-,-ек-, -ок-, -онок- (-ёнок-), -к-, -ник-, -чик-, -их-, -тель-, -щик-, -очк-, -ушк- -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ость-, -есть-, -изн-

Суффиксы имён прилагательных:

Н-, -ск-, -оньк- (-еньк-), -ов- (-ев-), -чат-, -оват- (-еват-), -лив-, -чив-, -ат-, -аст-, ист-

Суффиксы глаголов : -е-, -и-, -а-, -о-, -я-

Например, беле ть, бели ть, чита ть, моло ть, умоля ть.

Каждая приставка несёт определённый смысл. Благодаря этому мы понимаем друг друга.

Например:

приставка в- означает движение внутрь (в бежал, в лез),

приставка вы- - движение изнутри (вы скочил, вы шел),

приставка за- - начало действия (за пел, за стучал),

приставка до- - завершение действия (до печатал, до писал),

приставка на- - направленность действия на что-либо (на пугала, на правила).

Понаблюдаем, как приставки меняют значения слов

Составим слова с приставками.

Дано слово учить и приставки: при-, раз-, до-, вы-, на-, пере-, под-, от-, по-, из-.

Приучить, разучить, доучить, выучить, научить, переучить, подучить, отучить, поучить, изучить.

Справочник «Приставки русского языка»:

Учёные подсчитали, что в русском языке существует почти 100 приставок. Наиболее часто употребляются следующие.

На-, за-, над -, раз-, рас-

О-, об- (обо-), от- (ото-),до-, по-, под- (подо-),про-, со-

С-, в-, вы-, у-, из-, ис-, при-, пре-

Выделенная часть приставок всегда пишется одинаково. Советуем их запомнить.

Обратите внимание, в русском языке нет приставки з-. В словах, которые начинаются на букву з- (например, здоровье, здравствуй, здание, здесь), нет приставки.