24 января 2020 , Установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2020 год Постановление от 24 января 2020 года №39
22 января 2020 Заместитель Председателя Правительства представила руководителей Минприроды, Минсельхоза и Росреестра их коллективам.
21 января 2020 , Управление природными ресурсами. Недропользование О предоставлении права пользования участком недр федерального значения, включающим Хамбатейское месторождение, расположенным на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и частично в Обской губе Карского моря Распоряжение от 18 января 2020 года №22-р. По результатам проведённого аукциона право пользования участком недр федерального значения, включающим Хамбатейское месторождение, расположенным на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и частично в Обской губе Карского моря, для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья по совмещённой лицензии предоставлено ПАО «Газпром нефть».
30 декабря 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Принято решение о создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах Постановление от 24 декабря 2019 года №1806. Утверждены Правила создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городах Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите, а также перечень включаемой в неё информации. Это необходимо для управления качеством атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, включая планирование, реализацию и контроль мер по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников.
30 декабря 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Утверждены требования к компенсационным мероприятиям в рамках проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах Постановление от 24 декабря 2019 года №1792. Утверждены требования к компенсационным мероприятиям, направленным на улучшение качества атмосферного воздуха в городах Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите по квотированию выбросов на основе сводных расчётов загрязнения атмосферного воздуха.
28 декабря 2019 , Принято решение о создании национального парка «Кыталык» в Республике Саха (Якутия) Постановление от 24 декабря 2019 года №1807. В Республике Саха (Якутия) будет создан национальный парк «Кыталык» общей площадью 1885554 га. Создание национального парка направлено на сохранение эталонных тундровых ландшафтов Яно-Индигирской низменности, восточносибирской популяции стерха, яно-индигирской популяции дикого северного оленя, а также на поддержание традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и развитие экологического туризма.
27 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Принято решение о создании национального парка «Самурский» (Республика Дагестан) Постановление от 25 декабря 2019 года №1839. В Республике Дагестан будет создан национальный парк «Самурский» общей площадью 48273,15 га. Принятое решение создаст правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов, включённых в границы национального парка.
26 декабря 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Установлен порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами Постановление от 25 декабря 2019 года №1814. Проект документа разработан в рамках реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».
24 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Принято решение о создании национального парка «Токинско-Становой» (Амурская область) Постановление от 20 декабря 2019 года №1735. В Амурской области будет создан национальный парк «Токинско-Становой» общей площадью 252893,65 га. Принятое решение создаст правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов, включённых в границы национального парка.
11 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Принято решение о преобразовании государственного природного заповедника «Гыданский» (Ямало-Ненецкий автономный округ) в национальный парк Постановление от 10 декабря 2019 года №1632. В границах заповедника «Гыданский» проживают коренные малочисленные народы – гыданские ненцы и энцы. В целях обеспечения их традиционной хозяйственной деятельности заповедник преобразован в национальный парк, в котором предусмотрена зона традиционного экстенсивного природопользования, в границах которой допускаются рыболовство, охота, сбор ягод и грибов.
11 декабря 2019 , Принято решение о создании национального парка «Койгородский» (Республика Коми) Постановление от 7 декабря 2019 года №1607. На территории Республики Коми будет создан национальный парк «Койгородский» общей площадью 56700,032 га. Принятое решение создаст правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов, включённых в границы национального парка, а также будет способствовать развитию природно-ориентированного, образовательного и спортивного туризма.
11 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Расширена территория национального парка «Земля леопарда» в Приморском крае Постановление от 3 декабря 2019 года №1578. К национальному парку отнесены земельные участки площадью 6928,28 га на полуострове Гамова, которые являются типичными местами обитания дальневосточного леопарда, имеют большое значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия южной части Приморского края.
9 декабря 2019 , Национальный проект «Экология» Утверждён порядок предоставления субсидий на реализацию федерального проекта «Оздоровление Волги» Постановление от 5 декабря 2019 года №1599. Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий на реализацию региональных проектов, направленных на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге.
9 декабря 2019 , Национальный проект «Экология» Установлен порядок предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах Постановление от 5 декабря 2019 года №1600. В рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» мероприятия по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха будут проводиться в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите.
4 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Принято решение о преобразовании государственного природного заповедника «Столбы» (Красноярский край) в национальный парк «Красноярские Столбы» Постановление от 28 ноября 2019 года №1527. Заповедник является местом отдыха и занятий спортом жителей Красноярска, Красноярского края и других регионов. В настоящее время поток туристов составляет около 700 тысяч человек в год, а часть территории заповедника фактически используется как национальный парк. Принятое решение создаст правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов, включённых в границы национального парка.
3 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Установлен порядок государственного надзора в области обращения с животными Постановление от 30 ноября 2019 года №1560. Правилами организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными определены задачи и предмет государственного надзора, разграничены вопросы, отнесённые к компетенции Росприроднадзора и Россельхознадзора. К задачам государственного надзора в этой области отнесены предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных требований.
25 ноября 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Установлено количество озоноразрушающих веществ и допустимый объём их производства на 2020 год Распоряжение от 21 ноября 2019 года №2764-р. Минприроды России ежегодно рассчитывает допустимый объём производства озоноразрушающих веществ в России и количество конкретных веществ в допустимом объёме потребления озоноразрушающих веществ. Это необходимо в том числе для выполнения обязательств России по Венской конвенции об охране озонового слоя и по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.
18 ноября 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Принято решение о создании национального парка «Зигальгá» (Челябинская область) Постановление от 18 ноября 2019 года №1465. На территории Челябинской области будет создан национальный парк «Зигальгá» общей площадью 45 661,6 га. Цель создания национального парка – сохранение уникальных лесных и тундровых природных комплексов в горных массивах Южного Урала в бассейнах рек Юрюзань и Куткурка, водоразделом которых является горный хребет Зигальга, имеющих большое природоохранное, научное и рекреационное значение, сохранение мест обитания редких видов растений, птиц и животных, развитие экологического туризма. Принятое решение создаст правовые основания для обеспечения режима особой охраны природных комплексов и объектов, включённых в границы национального парка.
14 ноября 2019 О заместителе Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Распоряжение от 13 ноября 2019 года №2671-р
1Министе́рство приро́дных ресу́рсов и эколо́гии Росси́йской Федера́ции (Минприро́ды Росси́и) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, гидрометеорологии, охраны окружающей среды.
Миссия и стратегические цели
заключается в обеспечении рационального и безопасного природопользования, исключающего истощение природных ресурсов и необратимое ухудшение качества окружающей среды, необходимого для сохранения природно-ресурсного потенциала в интересах будущих поколений.
Стратегические цели сформулированы в Плане деятельности Министерства на пятилетний период:
- создание условий для формирования благоприятной окружающей среды;
- гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития России;
- обеспечение защиты населения и объектов жизнедеятельности от воздействия опасных природных явлений;
- обеспечение международно-правового оформления внешних границ Российской Федерации.
Первое направление деятельности включает комплекс мероприятий по ликвидации, реформирование системы регулирования выбросов и сбросов, создание системы безопасного обращения с отходами, развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
В рамках второго направления ведётся комплекс работ по обеспечению экономики ресурсами и запасами основных видов полезных ископаемых; повышение эффективности освоения лесного хозяйства и защиты лесов от пожаров; мероприятия по обеспечению экономики страны и населения качественными водными ресурсами ; развитие животного мира России и совершенствование нормативно-правовых актов в сфере охоты.
Третье направление включает обеспечение гидрометеорологической безопасности и защиты граждан и объектов инфраструктуры от негативного воздействия вод , модернизацию системы мониторинга окружающей среды и усовершенствование нормативно-правовой базы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
Четвёртое направление включает комплекс научно-исследовательских работ по обоснованию границ континентального шельфа в и в Северном Ледовитом океане (Арктика).
Полномочия
Министерство осуществляет полномочия по следующим ключевым направлениям:
- законотворческая деятельность (подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, самостоятельное принятие нормативно-правовых актов);
- аналитическая деятельность (обобщение практики применения законодательства Российской Федерации, анализ реализации государственной политики в сфере деятельности Министерства, организация подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды);
- учёт, поддержание, охрана и законодательное регулирование функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- регулирование охоты: установление площади охотничьих угодий, согласование лимитов добычи ряда охотничьих видов животных;
- регулирование деятельности подведомственных агентств и служб, органов исполнительной власти российских регионов, осуществляющих полномочия в области водных и лесных отношений, государственной экологической экспертизы, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, охоты;
- взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
- контроль индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами;
- взаимодействие с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально-ориентированными некоммерческими организациям, населением;
- заключение государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд;
- полномочия, связанные непосредственно с функционированием Министерства (административно-хозяйственные, финансовые, кадровые вопросы), а также по работе с документами и архивными данными.
Детальный перечень полномочий представлен в «Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации».
Структура (на 01.01.2015):
Департаменты:
Федеральные службы и агентства:
138 подведомственных особо охраняемых природных территорий.
Советы:
При Минприроды России функционирует семь советов:
Историческая справка
отсутствовала единая эффективная система по обеспечению охраны и рациональному использованию земли и её недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. Чрезмерная разрозненность природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам приводила к тому, что государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублировали деятельность друг друга, вели работу крайне неэффективно. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчёты и ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.
С целью исправления ситуации в 1988 г. было принято решение о коренной перестройке дела охраны природы в стране. Одним из главных шагов стало создание на базе соответствующих подразделений министерств и комитетов СССР Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), на который были возложены задачи по осуществлению комплексного управления природоохранной деятельностью в стране, разработке и проведению единой научно-технической политики в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
В рамках формирования единой системы Госкомприроды СССР аналогичные структуры были созданы во всех союзных республиках. В марте 1988 г. был создан центральный орган государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов на территории РСФСР – Государственный комитет РСФСР по охране природы (Госкомприрода РСФСР).
В июне 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, в которой утверждался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Претворение принципов разделения властей в жизнь потребовало проведение административной реформы, результатом которой стало, в том числе, и преобразование Госкомприроды РСФСР в Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию .
В июле 1991 г., в рамках реализации мер по обеспечению государственного управления народным хозяйством РСФСР при переходе к рыночной экономике, Госкомитет был преобразован в Министерство экологии и природопользования РСФСР . Но уже в ноябре 1991 г. для обеспечения стабильности системы органов государственной власти и управления в РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы было проведено масштабное преобразование органов исполнительной власти РСФСР, в ходе которого на базе упразднённых Министерства экологии и природопользования РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР было образовано Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР (затем – Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации), которое в сентябре 1992 г. было реорганизовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации .
В 1993 г. в целях совершенствования государственного управления в области водного хозяйства , улучшения водообеспечения населения и народного хозяйства, экологического состояния водных объектов из состава Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов был выведен Комитет по водным ресурсам, на базе которого был образован Комитет Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод).
Однако раздельное управление отраслью было признано неэффективным, и в 1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти на базе упраздняемых Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по водному хозяйству и Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр были созданы Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды , функции которого были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации в 2000 г.
Следующее преобразование Министерства было произведено в 2004 г. В рамках проведения административной реформы были образованы федеральные агентства и службы, которым была передана часть функций Министерства природных ресурсов.
В 2008 г. на базе Министерства природных ресурсов Российской Федерации было создано Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации . Новому министерству были также переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Научно-популярная энциклопедия «Вода России»