Важнейшей функцией Российского государства является поддержание обороноспособности на уровне соответствующем характеру военных угроз. Согласно положением Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы должны быть готовы к ведению локальных войн и к участию в вооруженных конфликтах. Однако доктрина допускает, что локальные войны и вооруженные конфликты при определенных условиях могут перерасти в широкомасштабную войну.
Подготовка страны к войне представляет собой сложный, непрерывный процесс, связанный с решением политических, военно-стратегических и экономических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.
Основными составными частями подготовки страны к войне и организации обороны являются мероприятия мобилизационной подготовки и мобилизации.
Обратимся к основным понятиям мобилизации и мобилизационной подготовки. Мобилизация – латинское слово «mobile» т.е. подвижный, отсюда и происходит название «автомобиль». В общем, понятие «мобилизация» - это проведение необходимых мероприятий в короткие сроки по концентрации средств и ресурсов для достижения поставленных целей (например: спортивная команда мобилизовала свои силы и энергию и достигла определенного спортивного результата).
В Федеральном законе от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» определено, что под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребности государства и нужд населения в военное время. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Исходя из данных определений, в обобщенном виде, мобилизационная подготовка и мобилизация страны включает в себя:
· мобилизационную подготовку и мобилизацию экономики;
· мобилизационную подготовку и мобилизацию органов власти всех уровней и организаций;
· мобилизационную подготовку развертывания и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил и других войск.
Под мобилизационной подготовкой экономики понимается комплекс плановых мероприятий, проводимых в мирное время, по обеспечению текущих потребностей Вооруженных Сил, других войск и накоплению запасов вооружения, боеприпасов, военной техники, военного, военно-технического имущества и другой продукции на военное время, созданию и сохранению запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, развитию и сохранению мобилизационных мощностей.
Мобилизация экономики заключается в планомерном переводе всех отраслей экономики, объединений, организаций и предприятий на работу в условиях военного времени для всестороннего обеспечения потребностей обороны страны в вооружении, боеприпасах, техники и других материальных средствах, жизнеобеспечения населения страны и других нужд государства в военное время.
Мобилизация экономики страны включает в себя: развертывание военного производства, изменение экономических пропорций в интересах всемерного увеличения производства военной продукции, перестройку работы органов управления, средств связи, транспорта, сельского хозяйства всей инфраструктуры страны в целях обеспечения нужд государства в военное время. Мобилизация экономики предусматривает также перераспределение людских ресурсов для обеспечения мобилизационных потребностей Вооруженных Сил, других войск и работы оборонной промышленности, других отраслей экономики. При мобилизации экономики происходит изменение деятельности научных и опытно-конструкторских учреждений в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил и достижения военно-технического превосходства над противником, перестройка финансовой системы, торговли и предприятий сферы обеспечения в соответствии с потребностями войны. При мобилизации экономики повышается роль государственной централизации управления экономикой в целях концентрации ресурсов для обеспечения нужд обороны и государства.
Целью мобилизационной подготовки экономики является создание в мирное время военно-экономического потенциала адекватного военным потребностям страны и проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу экономики на работу в условиях военного времени.
Целью мобилизации экономики является своевременный, плановый перевод на работу в условиях военного времени всех отраслей экономики, объединений, организаций, учреждений и предприятий для выпуска продукции, в соответствии с мобилизационными планами (планами на расчетный год), для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск в вооружении, технике и материальных средствах, а также населения в продовольствии, товарах, средствах защиты и других средств жизнеобеспечения в военное время.
Исходя из данных определений, мы с вами должны четко уяснить периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий (табл. 6.5.1 ).
Кроме того, вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации мы будем рассматривать по следующим уровням государственной иерархической системы:
1-й уровень – Государственный: представительная власть; исполнительная власть; экономические структуры федерального уровня;
2-й уровень – Субъектовый: представительная и исполнительная власть, экономика субъектов Российской Федерации;
3-й уровень – Муниципальный: органы местного самоуправления и экономика муниципального образования;
4-й уровень – Объектовый: объекты экономики: предприятия, учреждения и организации, имеющие мобилизационные задания.
Основные направления мобилизационной подготовки и мобилизации касаются :
Экономики;
Органов власти;
Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных формирований.
Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:
В мирное время - мобилизационная подготовка.
При переходе с мирного на военное время - мобилизация.
В военное время - выполнение планов расчетного года.
При переходе с военного времени на мирное время - демобилизация .
Мобилизационная подготовка - это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной . Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны. При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил Российской Федерации на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.
В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой . Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения. Скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.
Отмобилизование обсервационных пунктов;
Выделение оперативных коек в лечебных учреждениях;
Развертывание дополнительных коек в лечебных учреждениях;
Создание мобрезерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;
Заготовка донорской крови и ее компонентов;
Создание мобилизационных мощностей для производства бактерийных ииммунобиологических препаратов;
Подготовка медицинских кадров для Вооруженных Сил РФ, специализация иусовершенствование врачей;
5. Особенности организации, подготовки и проведения тренировок по мобилизационной подготовке здравоохранения
5.1. Общие положения
Сущность тренировки заключается в практическом обучении руководителей и сотрудников органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений исполнению своих функциональных обязанностей, связанных с мобилизационной подготовкой здравоохранения, ее развертыванием (мобилизацией) и функционированием в военное время.
Мобилизационные тренировки в сравнении с мобилизационными учениями и деловыми играми по методике подготовки и проведения во многом схожи. Однако, если на мобилизационных учениях и деловых играх отрабатывается наиболее полный комплекс мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений, то на тренировки выносятся только отдельные учебные вопросы. В связи с этим на тренировки отводится значительно меньше времени. К участию в них привлекается ограниченное количество людей, выделяется меньше материальных средств. Тренировки должны проводиться планомерно в течение всего года, в том числе в преддверии мобилизационных учений и деловых игр.
Тренировки проводятся в целях повышения качества выполнения функциональных обязанностей руководителями и должностными лицами органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений при мобилизационной подготовке здравоохранения в мирное время, мобилизационном развертывании здравоохранения в условиях военного времени, функционировании здравоохранения в военное время; совершенствования систем оповещения и управления; проверки качества отрабатываемых мобилизационных документов.
По целевому предназначению тренировки подразделяются на плановые, инспекторские, показные и специальные (рисунок 5.1).
Плановые тренировки проводятся в соответствии с планом работ по мобилизационной подготовке органа управления здравоохранением соответствующего уровня или медицинского учреждения.
Инспекторские тренировки проводятся во время проверок и инспектирования подчиненных органов управления здравоохранением или медицинских учреждений вышестоящими инстанциями.
Показные тренировки проводятся с руководителями и должностными лицами органов управления здравоохранением различных уровней и медицинских учреждений, как правило, во время проведения методических сборов в министерствах, ведомствах, субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления. Такие тренировки могут проводиться и в медицинских учреждениях, руководители и должностные лица которых имеют достаточный практический опыт и наиболее подготовлены в проведении таких тренировок.
Специальные тренировки проводятся с органами управления здравоохранением различных уровней с целью исследования и изучения отдельных наиболее сложных вопросов мобилизационного развертывания медицинских учреждений.
Тренировки, исходя из количества привлекаемых органов управления различных уровней, могут быть совместными или раздельными.
Совместные тренировки - это тренировки, проводимые одновременно со всем составом органа управления здравоохранением соответствующего уровня с привлечением подчиненных органов управления и медицинских учреждений по общей теме, единому замыслу, под единым руководством в целях комплексной отработки вопросов с органами управления здравоохранением нескольких иерархических уровней и структурными подразделениями подчиненных медицинских учреждений. Они предназначаются для слаживания управлений, отделов, отделений и различных служб здравоохранения в целом в условиях, реально приближенных к условиям войны.
Состав должностных лиц, привлекаемых на совместную тренировку, определяется исходя из темы и учебных целей тренировки. Обычно, кроме руководящего состава и должностных лиц органа управления здравоохранения, на совместную тренировку могут привлекаться начальники подчиненных структурных подразделений, начальники служб обеспечения и обслуживания, а также представители гражданской обороны, военкоматов, военных гарнизонов (частей) и министерства внутренних дел, а в пограничных районах и федеральной пограничной службы.
Для обеспечения и обслуживания тренировок выделяются необходимые силы и средства.
В зависимости от темы и поставленных учебных целей совместные тренировки могут проводиться с применением средств связи с занятием защищенных запасных пунктов управления или в режимных рабочих помещениях с необходимыми мобилизационными документами.
Тренировки могут проводиться без учета воздействия противника. В случае необходимости руководитель тренировки обыгрывает действия противника вводными, которые до обучаемых доводятся письменно, устно или по средствам связи.
Тренировки в зависимости от числа привлекаемых звеньев управления могут быть одностепенными, двустепенными, а также многостепенными и
проводиться в масштабе министерства, ведомства, субъекта Российской Федерации или страны в целом.
Одностепенные тренировки проводятся с руководящим составом и сотрудниками органа управления только определенного уровня, без задействования выше- и нижестоящих органов управления и медицинских учреждений.
Двухстепенные тренировки наиболее характерны для проведения в органах управления и подчиненных структурных подразделениях здравоохранения.
На многостепенные тренировки могут привлекаться несколько, в том числе иерархически расположенных органов управления здравоохранением, например, органов управления субъекта Российской Федерации, муниципального образования и медицинского учреждения.
Совместные тренировки проводятся, как правило, под руководством начальника органа управления здравоохранением соответствующего уровня, в помощь которому назначаются помощники из числа его заместителей. При проведении двухстепенных тренировок руководители подчиненных подразделений являются помощниками руководителя тренировки. Они осуществляют обучение своих управлений по общему совместному плану.
Продолжительность совместной тренировки может быть от нескольких часов до 1-2-х суток.
Раздельные тренировки - это, как правило, одностепенные тренировки, проводимые раздельно с должностными лицами департаментов (управлений), отделов, отделений и др. подразделений органа управления или учреждений здравоохранения. Эти тренировки предназначаются для освоения сотрудниками своих функциональных обязанностей и обязанностей в порядке взаимозаменяемости, выработки и совершенствования умений и навыков в работе по обеспечению управления подчиненными структурами в составе структурного подразделения, в производстве расчетов и проверке временных и количественных показателей, заложенных в разработанные мобилизационные документы и т.д.
Раздельные тренировки чаще проводятся в рабочих помещениях с использованием необходимого количества мобилизационных документов. По отдельным темам, особенно связанным с работой сотрудников по управлению подчиненными структурами в период мобилизации структурного подразделения, тренировки могут проводиться на защищенных пунктах управления с применением необходимых средств связи и оповещения.
Раздельные мобилизационные тренировки проводятся под руководством соответствующих начальников структурных подразделений или учреждений. Продолжительность этих тренировок может быть от 4-6 часов до одних суток.
В некоторых случаях, например, при слабой подготовке, недостаточной слаженности отделов и отделений или при отработке новых методов работы и управления сначала могут проводиться раздельные тренировки, а затем совместные.
В других случаях подготовка сотрудников к предстоящим учениям может начаться с совместных тренировок. Затем выявленные недочеты в подготовке сотрудников устраняются на раздельных тренировках.
При изучении определенной темы могут применяться оба вида тренировок. При этом одни вопросы отрабатываются на раздельных, а другие на совместных тренировках.
В ходе проверки органов управления здравоохранением и медицинских учреждений по вопросам мобилизационной подготовки здравоохранения могут проводиться инспекторские тренировки с целью проверки отдельных вопросов перевода медицинского подразделения или службы на работу в условиях военного времени.
Темы тренировок определяются заранее и отражаются в годовом плане мобилизационной подготовки органа управления здравоохранением соответствующего уровня или учреждения, при этом учитывается уровень подготовки и слаженности в работе органа управления в целом, а так же характер и объем мобилизационных заданий.
Темы тренировок должны охватывать основные вопросы работы органа управления здравоохранением соответствующего уровня на различных этапах развития обстановки и в особенности в период мобилизации и первоначальный этап военного времени.
Такими темами могут быть: «Действия дежурных и должностных лиц органа управления здравоохранением... при получении сигнала о приведении в боевую готовность...», «Совершенствование навыков должностных лиц органа управления по организации медицинского и иных (в рамках взаимодействия) видов обеспечения населения».
Цель мобилизационной подготовки заключается в заблаговременной подготовке органов всех уровней, подчиненных им организаций к работе в период мобилизации и в условиях военного времени по обеспечению населения, и военнослужащих вооруженных сил РФ.
Основные задачи мобилизационной подготовки:
Проведение комплекса мероприятий по подготовке создаваемых на военное время для нужд ВС РФ специальных формирований.
Проведение мероприятий по подготовке к обеспечению населения пострадавшего в результате ведения военных действий. Реализует эти мероприятия создаваемая в период мобилизации ГО.
Подготовка к обеспечению населения в период мобилизации и в военное время. Реализуются мероприятия федеральными, региональными и муниципальными органами и учреждениями.
Основное законодательное нормативно-правовое обеспечение мобилизационной подготовки :
Мобилизационная подготовка являются составной частью мобилизационной подготовки органов государственной власти и направлена на подготовку к обеспечению потребностей государства и нужд населения в военное время. Регламентируется нормативно-правовыми актами, которые включают ряд положений Конституции РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные приказы. К основным нормативно-правовым документам относятся:
В ней определяется, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение;
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
«О военном положении».
Военное положение - особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской федерации или непосредственной угрозы агрессии.
При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация.
Определяет: - основы и организацию обороны Российской Федерации - полномочия и функции органов государственной власти, организаций и должностных лиц; - права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны; - силы и средства, привлекаемые для обороны;
Оборона - это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, а также собственников транспортных средств.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются создаваемые на военное время специальные формирования здравоохранения.
Организация обороны включает:
Мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, транспорта, коммуникаций и населения страны;
Создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва;
Планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне и другие мероприятия;
Федеральный закон 1997года № 31-ФЗ
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Закон осуществляет правовое регулирование, обязанности органов власти и должностных лиц в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В законе дано определение мобилизации.
Мобилизация, это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Для здравоохранения – Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу органов управления и организаций здравоохранения на работу в условиях военного времени, а специальных формирований и аварийно-спасательных формирований ГОЗ на организацию и состав военного времени.
«О государственном материальном резерве»
Закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва.
Государственный материальный резерв - особый федеральный запас материальных ценностей.
В его состав входят запасы:
Материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации;
Стратегических материалов и товаров для оказания поддержки различным отраслям народного хозяйства и оказания регулирующего воздействия на рынок;
Материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон 1998года № 53-ФЗ
«О воинской обязанности и военной службе».
Осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Медицинские работники (врачи и средний медицинский персонал) являются военнообязанными, и на них распространяется действие настоящего закона.
1998 года № 1175
«Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»
Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных сил, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время.
Военно-транспортная обязанность распространяется на все организации независимо от формы собственности и граждан - владельцев транспортных средств.
Указ Президента Российской Федерации 2009года «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.»
"национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
«Стратегия» является важнейшим документом в системе стратегического планирования в Российской Федерации. Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления - обороноспособность и безопасность государства.
Указ Президента Российской Федерации 2010г.
«Об утверждении военной доктрины Российской Федерации»
Военная доктрина Российской Федерации - представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
Основные внешние угрозы:
Стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру к границам Российской Федерации;
Действия по дестабилизации обстановки в отдельных государствах и регионах, подрыв стратегической стабильности;
Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
Территориальные претензии к Российской Федерации, вмешательство в её внутренние дела;
Распространение оружия массового поражения;
Нарушение международных договоренностей, в области ограничения и сокращения вооружений;
Распространение международного терроризма;
Возникновение многочисленных очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности.
Основные внутренние угрозы:
Попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;
Подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
Дезорганизация функционирования органов государственной власти
Обеспечение военной безопасности
В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях.
Ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.
в угрожаемый период и с началом военного конфликта проводится:
Своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране. Проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации;
Скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
Перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также организаций, на работу в условиях военного положения;
Организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
Основные положения, принципы и содержание мобилизационной
подготовки органов здравоохранения
Основные положения:
Организация мобилизационной подготовки органов здравоохранения является составной частью организации обороны РФ.
Должностные лица органов здравоохранения и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки.
В органах здравоохранения и организациях, имеющих мобилизационное задание, создаются мобилизационные органы. В зависимости от объема мобилизационных заданий могут назначаться мобилизационные работники. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям органов здравоохранения и организаций.
Финансирование мобилизационной подготовки здравоохранения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.
Мобилизационная подготовка государства, в том числе здравоохранения, осуществляется за счет средств выделяемых на эти цели из военного бюджета РФ. Военный бюджет РФ на 2011 год составляет порядка 50 млрд. долларов. Из них на мобилизационную подготовку выделено 11,6 млрд. рублей.
Часть финансовых средств на мобилизационную подготовку здравоохранения регионов, финансируется из бюджета субъектов Российской Федерации.
Финансированию из средств местных бюджетов подлежат работы по мобилизационной подготовке местного значения.
Финансированию из средств организаций здравоохранения подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования.
Работа в области мобилизационной подготовки здравоохранения относится к государственной тайне и ведется в секретном делопроизводстве.
Основные принципы мобилизационной подготовки:
1. централизованное руководство. Оно заключается в организации работ по мобилизационной подготовке выше стоящим органом управления и безусловном выполнении мобилизационных заданий подчиненными органами и организациями.
2. заблаговременность. Все мероприятии мобилизационной подготовки должны проводится в мирное время в установленные сроки и в полном объеме.
3. плановость. Все органы управления и организации разрабатывают план мобилизационной подготовки в котором определяется перечень проводимых мероприятий, место проведения, сроки, исполнители и.др. , которые утверждаются выше стоящим органом управления.
4. контроль. Органы определяют сроки и порядок представления подчиненными донесений о выполнении запланированных мероприятий. С целью изучения реального состояния дел и оказания практической помощи проводятся плановые и внезапные проверки мобилизационной готовности;
5. комплексность и взаимосогласованность. В процессе мобилизационной подготовки должен быть решен широкий круг вопросов медицинского, транспортного, продовольственного, инженерного, кадрового, связи и др. характера. С этой целью проводится согласование мобилизационных мероприятий с органами государственной власти и управления, организациями различных форм собственности.
1. Определение условий работы в период мобилизации и в военное время. С этой целью на основе существующих военных опасностей прогнозируется возникновение возможных военных конфликтов. Исходя из вероятного прогноза делаются выводы об обстановке в различных регионах РФ.
2. Подготовка к работе в период мобилизации и в военное время.
Она включает - создание мобилизационного органа, подготовку специалистов, разработку документации, создание запасных пунктов управления и др.
3. Разработка мобилизационных планов. Мобилизационный план это документ, определяющий содержание, объём, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу органов управления и организаций на режим деятельности в условиях военного времени. Мобилизационный план разрабатывается всеми органами управления и организациями, которые продолжающие свою деятельность в военное время и имеют мобилизационные задания. Состоит план из графической части, таблиц, схем, расчётов, графиков и текстовой части. В нем отражаются мероприятия проводимые в режиме повседневной деятельности, при повышенной готовности, при военной опасности и полной готовности. Мероприятия планируются как последовательно, так и минуя промежуточные степени готовности.
4. Оценка состояния мобилизационной готовности органов управления. Проводится в ходе командно-штабных тренировок и мобилизационных учений, а так же проверок выше стоящим органом управления.
5. Подготовка и создание в период мобилизации и в военное время органов управления специальными формированиями. Организационно-методическая помощь организациям в подготовке специальных формирований.
6. Организация работ по созданию, накоплению и хранению медицинского и санитарно-хозяйственного имущества мобилизационного резерва.
7. Организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.
8. Организация воинского учета.
9. Подготовка специалистов по военно-учетным специальностям для комплектования специальных формирований в период мобилизации и в военное время.
10. Бронирование на период мобилизации и на военное время специалистов пребывающих в запасе и работающих.
Бронирование предоставляет отсрочку от призыва в вооруженные силы специалистов, которые состоят на воинском учете и занимают должности определяющие работоспособность органа управления. Этим достигается равномерное распределение трудовых ресурсов между вооруженными силами и гражданскими организациями.
Под мобилизацией, в общегосударственном масштабе, понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, органов государственной власти и организаций на работу в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе военного времени.
Мероприятия по подготовке к ЧС проводятся заблаговременно в плановом порядке через мобилизационную подготовку.
Под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно по подготовке экономики Российской Федерации (экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований), органов государственной власти (местного самоуправления и организаций), ВС РФ, к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения или удовлетворения потребности государства и нужд населения в ЧС.
Целью мобилизационной подготовки является заблаговременноесоздание экономического потенциала для проведение комплекса подготовительных мероприятий по переводу служб, ведомств, объектов на работу в условиях ЧС и ликвидации последствий.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной .
Задачи мобилизационной подготовки:
1. совершенствование теоретических знаний и практических навыков в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий;
2. овладение основами управления формированиями при мобилизации;
3. повышение мобилизационной готовности штабов;
4. отработка взаимодействия всех структур по подготовке и проведению мобилизации;
5. совершенствование способов сбора, поставки, приема и распределения мобилизационных ресурсов;
6. всесторонняя подготовка личного состава формирований и учреждений к выполнению мобилизационных мероприятий в различных условиях обстановки;
7. разработка и освоение более эффективных способов устойчивого управления формированиями;
8. изучение и учёт мобилизационных возможностей областей, районов (объектов) и наиболее рациональное их использование в интересах задач мобилизации.
Мобилизационная подготовка, как в целом по РФ, так и по министерствам, ведомствам и отраслям, должна осуществляться по следующим принципам :
1.Централизованное управление мобилизационной подготовкой через систему мобилизационных органов на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровне (в организациях имеющих мобилизационные задания);
2.Разграничение полномочий между органами власти по всем уровням и вопросам мобилизационной подготовки с разделением финансирования мероприятий на федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местные бюджеты и внебюджетные источники;
3.Комплексное, взаимоувязанное планирование и контроль выполнения целевых программ по мобилизационной подготовке;
4.Развитие и совершенствование межгосударственных связей в интересах мобилизационной подготовки (с участием СНГ).
В Федеральном Законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации» изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки :
1. Разработка мобилизационных планов.
2. Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время.
3. Проведение мероприятий по переводу здравоохранения на военное время.
4. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей объектов медицинской промышленности.
5. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных средств.
6. Подготовка и организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время.
7. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе.
8. Перевод органов управления здравоохранения на работу в условиях военного времени.
9. Создание и подготовка формирований для ВС.
10. Научно-методическое обеспечение мобилизационной подготовки.
11. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.
12. Подготовка кадров в области мобилизационной работы.
13. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Мобилизационная подготовка здравоохранения включает в себя комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке органов управления, учреждений, предприятий и организаций здравоохранения в целях обеспечения потребностей ВС РФ и других войск, формирований ГО, нужд населения и устойчивого функционирования системы здравоохранения в военное время и ЧС.
Организуется и проводится она с учетом :
1. потребностей войск и населения в МП;
2. состояния сил и средств здравоохранения для оказания МП и лечения пострадавшего населения в военное время;
3. возможностей по созданию и содержанию мобилизационных резервов, медицинского имущества, мобилизационных мощностей по производству лекарственных средств и др. медицинской продукции;
4. наличия фонда зданий, сооружений в загородной зоне для развертывания медицинских учреждений.
Вся мобилизационная работа здравоохранения складывается из :
1. Планирования мобилизационных мероприятий, их подготовки.
2. Проверки их выполнения.
Мобилизационный план – это система взаимосвязанных прогнозов, расчетов, заданий, состоящая из планов на год, на пятилетку, на военное время.
Основой для разработки мобилизационного плана является решение руководителя здравоохранения региона или населенного пункта на перевод медицинских учреждений на работу с мирного на военное время или режим чрезвычайного положения.
В решении для медицинского учреждения определяется:
1.задачи по переводу учреждения с мирного на военное время или ЧП;
2.порядок перевода учреждения в особый режим;
3.порядок оповещения сотрудников учреждения;
4.порядок вывода и размещения в районе сосредоточения учреждения;
5.организационное ядро учреждения, его состав, сроки прибытия;
6.график (сроки) прибытия личного состава, техники;
7.состав, сроки и порядок развертывания пунктов приема;
8.порядок, сроки и последовательность приведения формирований в готовность к применению;
9.очередность и сроки вывоза запасов в район, организация питания личного состава;
10. организация управления, связи;
11. состав групп управления, их задачи;
12. порядок взаимодействия с военкоматами и органами управления;
13. задачи и места сбора и выдвижения формирований;
14. порядок и сроки сдачи не берущегося имущества и др. средств;
15. порядок эвакуации семей приписного состава.
В мобилизационном плане подробно излагается порядок и последовательность выполнения мероприятий решения (по степеням готовности, по часам и дням с момента оповещения).
В мобилизационном плане здравоохранения отражаются:
1. прогноз функционирования в военное время и возможности по МО ВС и населения;
2. конечная емкость для ВС и населения;
3. резерв коечной емкости на военное время;
4. оперативный коечный фонд лечебных учреждений для лечения военнослужащих;
5. коечный фонд санаториев и домов отдыха для развертывания тыловых госпиталей;
6. необходимое количество обсервационных пунктов;
7. необходимое количество мобильных МО (ОПМ) МСГО;
8. необходимое количество отрядов и бригад специализированной медицинской помощи, создаваемых на базе ЛПУ;
9. силы и средства гос. сан. эпид. надзора;
10. производство и поставка крови и её препаратов;
11. мероприятия по переходу здравоохранения на военное время;
12. развертывание тыловых госпиталей, формирований и учреждений МСГО для ВС и населения;
13. санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
14.мероприятия по медицинской защите населения от оружия массового поражения. В период объявления чрезвычайного или военного положения на всех трудоспособных граждан возлагаются дополнительные определенные Российским законодательством обязанности.
Граждане Российской Федерации обязаны:
Являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
Выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
Предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
Работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по мобилизации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.
Подготовка здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время есть перевод здравоохранения с работы в мирное на военное время.
Перевод медицинской службы гражданской обороны с мирного на военное положение проводится в соответствии с планами, по степеням готовности и заключается в последовательном наращивании возможностей по решению возложенных на нее задач.