Научно-техническая революция и нравственность. Научно-техническая революция и нравственное воспитание Сочинение: Влияние технического прогресса на формирование и развитие нравственности

Наш XX век – это век новых технологий. Техника стремительно врывается в жизнь людей, она облегчает им труд, заполняет досуг человека. Однако технический прогресс часто вступает в конфликт с моралью, противоречит нравственным понятиям.

Александр Беляев, видя успехи человечества в медицине, еще в двадцатых годах ставил вопрос о нравственной стороне технического прогресса. В своем научно-фантастическом романе «Голова профессора Доуэля» он рассказывал о существовании головы человека отдельно от своего тела. Это, конечно,

Было целесообразно с практической точки зрения. Сама возможность существования головы отдельно от тела открывала безграничные просторы, вплоть до вечной жизни. Но это переворачивало веками сложившиеся представления о смерти человека как о неизбежном явлении, противоречило всем нравственным нормам общества.

Этот конфликт происходит не только в научно-фантастических произведениях, он происходит и в нашей повседневной жизни каждый день и каждую минуту. И это неудивительно, ведь успехи человечества в медицине действительно были ошеломляющими. Благодаря развитию химии и физики, человечество победило многие

Болезни, которые на протяжении столетий уносили тысячи жизней. Открытие рентгеновских лучей и радиоволн позволило лечить переломы рук, ног, шеи и даже позвоночника. Техника стремительно совершенствовалась, и стали возможны операции на сердце, а также пересадка органов. Известие о пересадке органов произвело переворот в научном мире, однако церковь долгое время была против этого. Сейчас этот метод успешно применяется во всех ведущих клиниках мира.

Усовершенствование орудий труда произошло с огромной скоростью. От плуга на конной тяге люди перешли к мощным тракторам. Произошел переворот в производстве оружия и военной техники, но, с другой стороны, последняя мировая война унесла огромное количество жизней: только с нашей стороны погибло более двадцати миллионов человек.

Благодаря появлению автомобилей, самолетов и вертолетов, возросла скорость передвижения и улучшился комфорт, однако ежегодно от авиа – и автокатастроф гибнут десятки тысяч человек.

Вообще технический прогресс – это очень противоречивое явление. Он задал столько загадок, что все и за год не разгадаешь. Очень трудно осмыслить, что в нашем мире важнее: технический прогресс или нравственность. По приведенным мною фактам из художественной и научной литературы трудно решить, что нужнее. Я не думаю, что человечество откажется от автомобилей и самолетов, всех удобств, от атомных электростанций, которые дают около трети всей энергии. Скорее, оно откажется от нравственности, что гораздо страшнее, чем жизнь без удобств. Если человечество потеряет свой нравственный облик, то снова воцарится фашизм. Появятся новые концентрационные лагеря, в которых, мучая и убивая людей, «доктора» будут «двигать прогресс». Ведь пятьдесят лет назад фашизм остановили именно нравственные идеалы человечества, сострадание и взаимопомощь. Тогда люди поняли, что нельзя двигать технический прогресс с помощью бесчеловечных экспериментов над людьми. А если посмотреть с другой стороны, если бы господствовала нравственность, если бы технический прогресс отсутствовал, что было бы тогда? Тогда мы, скорее всего, так и остались бы на уровне XV-XVI веков, где святая инквизиция пресекала бы всякую попытку внедрить что-нибудь новое.

Так что трудно оценить, что важнее – технический прогресс или нравственность. Я думаю, что только при наличии обеих этих вещей, при борьбе одного с другим может развиться высокоразвитое, гуманное общество.

(2 вариант)

Нравственность и технический прогресс – две совершенно разные стороны жизни общества. Нравственность – это совокупность нравственных законов, по которым живет человек, то есть законов, которые он сам определяет для себя, в зависимости от воспитания, окружающих его людей и т. д. Технический прогресс – это развитие производительных сил общества. Тем не менее они, как и любые сферы жизни общества, должны быть взаимосвязаны между собой.

Считается, что нравственность и нравственные законы существовали с момента зарождения общества и что нравственность является врожденным свойством человека, заложенным в него самой природой. Стремление человека к техническому прогрессу также проявляется на самых ранних стадиях развития общества.

Раскрытие нравственных законов человеком с момента зарождения общества, несомненно, претерпело большие изменения. Нравственные законы становятся более гуманными, в них вошли такие понятия, как свобода личности, уважение к личности (разумеется, развитие нравственных законов рассматривается на большинстве населения и в расчет не принимаются отдельные случаи безнравственности, существовавшие всегда). Такой процесс можно назвать нравственным прогрессом. Наличие же технического прогресса не вызывает сомнений. Так каким же образом взаимодействуют эти прогрессы? Обусловливает ли технический прогресс развитие нравственности или, наоборот, они развиваются независимо друг от друга?

Современные писатели часто обращаются к будущему, пытаясь понять и высказать свою точку зрения на то, как будут развиваться нравственный и технический прогрессы. Существуют разные точки зрения: что нравственный прогресс в дальнейшем подчинит технический или, наоборот, что нравственный прогресс достиг конечной точки своего развития и далее развиваться не будут и т. д. Тем не менее человечество прошло уже довольно долгий путь развития нравственных законов и технического прогресса, и, рассматривая этот путь, наверняка можно проследить их взаимодействие. Нравственный и технический прогрессы, как свидетельствуют теории развития общества Канта, Маркса и прочих, зародились одновременно на заре цивилизации и с тех пор развивались параллельно друг другу: с развитием производительных сил развивается и понятие о нравственности. На исторических источниках невозможно проследить зависимость одного прогресса от другого. Но, быть может, они развиваются независимо друг от друга. Этому существуют подтверждения в современных исторических находках. В научных периодических изданиях неоднократно печатались сообщения о народностях, не развивавшихся технически, но имевших нравственные законы, соответствующие современным.

Но хотя нравственность и технический прогресс развиваются независимо, это не значит, что они совершенно не взаимодействуют между собой. Это означает лишь то, что при отсутствии одного из этих факторов другой будет развиваться (хотя общество и не будет полноценным).

Сферы взаимодействия их очень велики. Как писал известный религиозный деятель Филарет, одним из главных законодателей нравственных законов является религия. В современном обществе. в основном сохраняются нравственные законы, провозглашаемые самыми распространенными религиями. Но с развитием технического прогресса многие люди стали атеистами, что несколько изменило нравственные законы. Также изменилась внешняя сторона самой религии, но сама ее суть осталась неизменной. Также технический прогресс заметно повлиял на распространение нравственного прогресса. Среди нравственных законов появилось бережное отношение к окружающей среде. В свою очередь, нравственность направляет технический прогресс, сдерживая его развитие в некоторых отраслях и сферах жизни (например: в производстве оружия, в загрязнении окружающей среды).

Нравственный и технический прогрессы олицетворяют собой умственное и духовное развитие человека. Человек, как считают психологи, развивается независимо умственно и духовно. И в этом случае общество можно назвать единым человеческим организмом, развивающимся по тем же законам, что и отдельный индивидуум. И каждый член общества должен делать все возможное, чтобы этот организм был полноценным и одинаково хорошо развитым и технически и нравственно.

(3 вариант)

Эти два понятия, которые на первый взгляд кажутся такими далекими друг от друга, на самом деле тесно соприкасаются. Не побоюсь сказать, что нравственный кризис, в котором сейчас находится человечество, является прямым следствием технического прогресса, что я и собираюсь здесь доказать.

Человечество зашло слишком далеко в своем развитии. Еще в древности появление оружия, обусловленное необходимостью вести войну за новые земли ввиду полного разбазаривания имевшихся, дало одним людям право властвовать над другими, и результатом войн стал рабовладельческий строй, противоречащий изначальной нравственной позиции, отражающейся в различных религиозных источниках.

Продолжая рассматривать этот конкретный случай с оружием (другие ему аналогичны), следует отметить, что его возникновение оказало негативное воздействие в двух направлениях – нравственном и экологическом. Производство, например, мечей или шлемов требовало знания сплавов, которое тоже переросло в алхимию и завершилось химическими комбинатами и заводами-гигантами Урала, смог от которых плывет «ароматной» пеленой над Россией. ‘Изобретатели оружия, естественно, не могли предвидеть столь кошмарных последствий, но ближайшие события, вызванные войнами, можно было предугадать. Завоевание новых земель для занятия на них сельским хозяйством, вследствие нерационального землепользования, привело к опустыниванию значительных территорий.

Нарушение природного равновесия также влечет за собой изменение нравственных устоев: вредные выбросы в атмосферу негативно влияют на здоровье людей, что способствует развитию различных нервных расстройств на этой почве (в том числе ипохондрии), а вслед за ними и эгоизма среди населения, терпящего бедствие региона. Рождение мутантов рождает страх, страх дает толчок жестокости.

Запустынивание земель ведет к бегству людей из таких областей. Эти беженцы дают повод коренному населению районов иммиграции еще раз проявить агрессивность по отношению к чужакам. Девиз «Нам самим плохо, а тут еще и эти лезут!» становится очень распространенным…

Но не только экологическая проблема, вызванная техническим прогрессом, влияет на сознание, но и сам он прямым образом оказывает такое действие. И главный враг общества – средства массовой информации, книги, журналы и т. д. (Я имею в виду не все книги, журналы и т. д. Конкретно я скажу об этом ниже.)

С возникновением телевидения стало возможным воздействие на умы большой аудитории, а так как ради денег показывают не только «разумное, доброе вечное», то и нравственный уровень соответственно понижается.

Книги, пропагандирующие жестокость, разврат и насилие; газеты, нагоняющие страх и сеющие панику, ответной реакцией на которые является та же жестокость; псевдомузыка, создающая извращенный стереотип и помогающая забыть истинный смысл слова «музыка» – все это способствует деградации человечества в нравственном аспекте и ведет к катастрофе.

Попытки заменить во всем человека машинами могут привести к тому, что, забыв слово «труд», человек опять вернется к обезьяне, погрязнув в одних удовольствиях, чревоугодии и разврате. Таким образом, технический прогресс и прямо и косвенно отражается на духовном мире человека, на его «Я». Царство машин так же урезает личность, как коммунизм.

Вред технического прогресса хорошо понимали служители церкви средневековья. Только не знали они, что остановить его нельзя обыкновенными методами, поэтому горели по всей Европе костры святой инквизиции и стонали в глубоких подвалах алхимики, когда палачи вгоняли им под ногти раскаленные иглы…

Постоянное совершенствование может достигнуть абсурда. Поучительна древняя легенда (не помню, где ее слышал, но запомнил, и сейчас она как нельзя более подходит к теме моих рассуждений) о том, как от неизвестной болезни умерла невеста принца и он приказал выстроить мраморный мавзолей, где и похоронить ее. Когда усыпальница была готова, принц был потрясен ее великолепием, но чего-то ему все же не хватало, и он приказал сделать надстройки, добавить скульптур, построить минареты вокруг и ко входу подвести широкую белую лестницу. Наконец работы были закончены, и слуги принца поставили урну с прахом его невесты внутрь, напротив входа. Принц пришел посмотреть на усыпальницу, но не был удовлетворен. Одна деталь казалась ему лишней – сама урна, ради которой и строили дворец. Тогда принц приказал убрать ее…

Технический прогресс должен служить интересам человека, но может наступить такой момент, когда человек окажется лишней деталью, урной с прахом, и его уберут…

Прогресс отражен в книге Фридриха Энгельса «Диалектика природы». Но я вынужден не согласиться с автором этого произведения. Энгельс говорит о техническом прогрессе как о великой силе, которая ведет общество к лучшей жизни. Также речь идет о труде, превратившем обезьяну в человека. Моя же позиция такова: если по второму вопросу ученый и прав, то технический прогресс может сыграть обратную труду роль, то есть (заставить) загнать человека (влезть) обратно на банановую пальму, заставив его потерять свойственную только этому живому организму, из всех существующих на Земле, духовную сферу жизни…

Нравственность и научно-технический прогресс - (по роману Е. Замятина «Мы»)

«Мы» был написан Евгением Замятиным в 1920 г. Это время было самым сложным для нашей страны. Россия «строила новый быт, новую жизнь, новую культуру...» и «отрекалась от старого мира». Несмотря на то что роман «Мы» был написан в далекое от нашего поколения время, впервые его опубликовали в нашей стране лишь в 1988 г. в журнале «Знамя». И этим романом зачитываются внуки и правнуки тех, к кому этот роман был обращен.

Главная тема произведения - драматическая и трудная судьба личности, живущей в условиях тоталитарного общественного строя.

никогда нельзя спроектировать и построить общество людей. Он знал, что человек не может быть «винтиком». Когда его превращают в «винтик», он теряет большую часть своей человеческой сущности. История нашей страны наглядно показывает, что, когда человечество становится совокупностью «винтиков», это ведет к преступлению перед человеком.

В романе Замятин рисует будущее мрачными, а отнюдь не веселыми красками. Он показывает общество, в котором поклонение всему техническому и математическому доведено до абсурда, он пытается показать людям, что любой технический прогресс без нравственных законов может принести лишь вред.

В своем романе автор подвергает критике идею всеобщего счастья, которое создано искусственно, вопреки законам естественного развития. И именно поэтому в романе «Мы» Е. Замятин решает один из главных нравственных вопросов: «По какому пути пойдет научно-технический прогресс, какие нравственные ценности приобретут или утеряют потомки?»

Итак, перенесемся на тысячу лет вперед. Перед народом Единого Государства поставлена историческая задача: «Вам предстоит подчинить неведомые существа, обитающие на других планетах - быть может, еще в диком состоянии СВОБОДЫ. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми». Читая эти строки романа, читатель просто приходит в ужас от того, каким холодом веет на него от этих слов. И первое, что приходит на ум читателю, - это же безнравственно, опасно, ведь речь идет о людях, а не о «нумерах».

Будущее, которое описал Е. Замятин, похоже на какое-то безумие: вся жизнь в будущем подчинена законам Скрижали, человек «счастливого государства» потерял свое имя, потерял свое «я», стал «нумером». У этих «нумеров» общее, обязательное расписание жизни, даже личной (в определенное время, с физически соответствующим нумером). И чем дальше вчитываешься, тем страшнее: утеряна формула хлеба, изобретена новая нефтяная пища (правда, благодаря ей выжило лишь 0,2 части населения земного шара), памятник древней литературы - «Расписание железных дорог», бессмертная трагедия - «Опоздавший на работу».

Эти «нумера» живут в одинаковых домах-коробках, они отделены от природы Зеленой Стеной. А главное в этой «новой» жизни - это цифры. «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным, вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений».

«Нумерам» незачем думать и говорить о прекрасном! Музыка - это дикость. «Вдохновение - неизвестная форма эпилепсии». «В цветах нет ничего прекрасного- как и во всем, что принадлежит дикому миру... Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и прочее...»

Жителям Единого Государства даже сны не должны сниться. «Сны - это серьезная психическая болезнь». И горе тому, с кем случится то, что с Д-503: «У вас образовалась душа, это неизлечимо».

Главная и наиважнейшая задача Интеграла - заставить людей быть счастливыми. Да, да, именно заставить, а не сделать, не помочь им в обретении счастья. Но может ли существовать это «насильственное» счастье? Можно ли лишить живых людей чувств, души, фантазии? Я думаю, что такое невозможно.

Да, технический прогресс, который так гиперболизировал Замятин, конечно, необходим, но в разумных пределах. Ведь самое главное в жизни - это все же человек и все то, что называется духовностью и нравственностью. А вот если человека лишить свободы, сделать его безнравственным, бездуховным, то он превратится в простой механизм, в робота, в машину.

может забыть о нравственности, может потерять ее и стать «нумером». И именно поэтому так страшно, но в то же время пророчески звучат заключительные строки романа: «... Там вас вылечат, там до отвала накормят сдобным счастьем, и вы, сытые, будете мирно дремать, организованно, в такт похрапывая, - разве вы не слышите этой великой симфонии храпа? Смешные: вас хотят освободить от извивающихся, как черви, мучительно грызущих вопросительных знаков. Скорее - наверх - к Великой Операции».

«Мы» автор настаивает, что нет и быть не может идеального общества. Жизнь - это лишь стремление к идеалу. А вот когда это стремление отсутствует, то есть люди считают, что достигли идеала, все вокруг наблюдают разлагающее время застоя.

«Мы», я подумала, что ни приоритет науки и техники, ни приоритет религии и нравственности никогда не принесет человечеству пользы.

Нравственность и технический прогресс - две совершенно разные стороны жизни общества. Нравственность - это совокупность нравственных законов, по которым живет человек, то есть законов, которые он сам определяет для себя, в зависимости от воспитания, окружающих его людей и т. д. Технический прогресс - это развитие производительных сил общества. Тем не менее они, как и любые сферы жизни общества, должны быть взаимосвязаны между собой.

Считается, что нравственность и нравственные законы существовали с момента зарождения общества и что нравственность является врожденным свойством человека, заложенным в него самой природой. Стремление человека к техническому прогрессу также проявляется на самых ранних стадиях развития общества.

Раскрытие нравственных законов человеком с момента зарождения общества, несомненно, претерпело большие изменения. Нравственные законы становятся более гуманными, в них вошли такие понятия, как свобода личности, уважение к личности (разумеется, развитие нравственных законов рассматривается на большинстве населения и в расчет не принимаются отдельные случаи безнравственности, существовавшие всегда). Такой процесс можно назвать нравственным прогрессом. Наличие же технического прогресса не вызывает сомнений. Так каким же образом взаимодействуют эти прогрессы? Обусловливает ли технический прогресс развитие нравственности или, наоборот, они развиваются независимо друг от друга?

Современные писатели часто обращаются к будущему, пытаясь понять и высказать свою точку зрения на то, как будут развиваться нравственный и технический прогрессы. Существуют разные точки зрения: что нравственный прогресс в дальнейшем подчинит

зхническяй или, наоборот, что нравственный прогресс достиг конечной точки своего развития и далее развиваться не будут и т. д. Тем не менее человечество прошло уже довольно долгий путь развития нравственных законов и технического прогресса, и, рассматривая этот путь, наверняка можно проследить их взаимодействие. Нравственный и технический прогрессы, как свидетельствуют теории развития общества Канта, Маркса и прочих, зародились одновременно на заре цивилизации и с тех пор развивались параллельно друг другу: с развитием производительных сил развивается и понятие о нравственности. На исторических источниках невозможно проследить зависимость одного прогресса от другого. Но, быть может, они развиваются независимо друг от друга. Этому существуют подтверждения в современных исторических находках. В научных периодических изданиях неоднократно печатались сообщения о народностях, не развивавшихся технически, но имевших нравственные законы, соответствующие современным.

Но хотя нравственность и технический прогресс развиваются независимо, это не значит, что они совершенно не взаимодействуют между собой. Это означает лишь то, что при отсутствии одного из этих факторов другой будет развиваться (хотя общество и не будет полноценным).

Сферы взаимодействия их очень велики. Как писал известный религиозный деятель Филарет, одним из главных законодателей нравственных законов является религия. В современном обществе. в основном сохраняются нравственные законы, провозглашаемые самыми распространенными религиями. Но с развитием технического прогресса многие люди стали атеистами, что несколько изменило нравственные законы. Также изменилась внешняя сторона самой религии, но сама ее суть осталась неизменной. Также технический прогресс заметно повлиял на распространение нравственного прогресса. Среди нравственных законов появилось бережное отношение к окружающей среде. В свою очередь, нравственность направляет технический прогресс, сдерживая его развитие в некоторых отраслях и сферах жизни (например: в производстве оружия, в загрязнении окружающей среды).

Нравственный и технический прогрессы олицетворяют собой умственное и духовное развитие человека. Человек, как считают психологи, развивается независимо умственно и духовно. И в этом случае общество можно назвать единым человеческим организмом, развивающимся по тем же законам, что и отдельный индивидуум. И каждый член-общества должен делать все возможное, чтобы этот организм был полноценным и одинаково хорошо развитым и технически и нравственно.

    Люди всего мира любят спорт и игры. Спорт оздоравливает людей, держит их в форме, делает более организованными и дисциплинированными. Некоторые люди занимаются спортом ради здоровья, а некоторые - профессионально. В каждом городе много стадионов, спортплощадок,...

    мечтает каждый! Прибыльный домашний бизнес! Доход от 35 000 руб в... Способен снимать видео с разрешением 1920х1080 Традиция Олимпийских игр идет из Древней Греции. Мы знаем, что первые Олимпийские игры были проведены в городе Олимпия более 2700...

    2 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета. Она вывела на орбиту корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Юрий Гагарин, первый космонавт Земли, вспоминал потом, что когда он только готовился к полету, ему, как, вероятно, и тебе...

    На свете так много видов спорта, которые помогают сделать фигуру стройной и красивой, а мьшщы - сильными! А мне по душе тот, который вместе со мной выбирают тысячи мальчишек и девчонок, не желающих менять свободу и свежий воздух на душные и тесные спортзалы....

Интерес к проблемам социальной ответственности науки возник, конечно, отнюдь не сегодня, однако в последние десятилетия эта область изучения науки Предстала в совершенно новом свете.

Говоря об общей направленности этих сдвигов, отметим, что вплоть до середины прошлого столетия проблемы социальной ответственности науки и ученых не были, вообще говоря, объектом систематического изучения. Их обсуждение часто носило оттенок необязательности, порой сбивалось в морализирование и потому нередко представлялось плодом досужих рассуждений. Такие рассуждения могли быть ярким выражением гуманистического пафоса и озабоченности автора, но они, как правило, мало соотносились с реальной практикой научных исследований.
Этические вопросы и этические оценки при этом касались науки в целом, а потому не могли оказывать прямого влияния на деятельность конкретного исследователя, на формирование и направленность его научных интересов. Было бы, впрочем, ошибкой считать, что они не имели значения - их роль в процессе становления современной науки несомненна. Ведь в ходе этого процесса наука, помимо всего прочего, должна была получить и моральную санкцию - обоснование и оправдание перед лицом культуры и общества.
И сегодня, когда спектр социальных воздействий науки быстро расширяется, когда непрерывно увеличивается число каналов, связывающих науку с жизнью общества, обсуждение ее этических проблем остается одним из важных способов выявления ее изменяющихся социальных и ценностных характеристик. Однако ныне попытки дать недифференцированную, суммарную этическую оценку науке как целому оказываются - независимо оттого, какой будет эта оценка, положительной или отрицательной, - все менее достаточными и конструктивными. Те стадии развития науки и социально-культурного развития, когда можно было оспаривать необходимость самого существования науки как социального института, ушли в прошлое.
Из этого отнюдь не следует, что наука больше вообще не может быть объектом этической оценки, что единственная оставшаяся перед людьми перспектива - это слепо поклоняться научно-техническому прогрессу, по возможности адаптируясь к его многочислен ленным и не всегда благоприятным последствиям.

Просто такая оценка должна быть более дифференци- ванной, относящейся не столько к науке в целом, сколько к отдельным направлениям научного познания. Именно здесь морально-этические суждения и оценки не только могут, но и действительно играют вполне
серьезную роль.
Таким образом, по мере прогресса науки и появления все новых технологий этические проблемы науки становятся все более конкретными и резко очерченными. В то же время имеет место и противоположная тенденция - проблемы социальной ответственности науки и ученых не только конкретизируются, но и в определенном смысле универсализируются. Они возникают в самых разных сферах познания, а следовательно, едва ли можно считать, что какая-либо область науки в принципе и на все времена гарантирована от столкновения с этими проблемами.
Мы уже отмечали, что фундаментальные научные открытия непредсказуемы, а спектр их потенциальных приложений чрезвычайно широк и едва ли обозрим. Уже в силу одного этого нет оснований говорить о том, что этические проблемы являются достоянием лишь некоторых областей науки, что их возникновение есть нечто исключительное и преходящее, внешнее и случайное для развития науки.
Вместе с тем было бы неверно видеть в них следствие изначальной, но обнаружившейся только теперь «греховности» науки по отношению к человеку. Такой мотив, заметим, достаточно распространен в современных общественных настроениях, в которых определенное место занимает резко критическое отношение к науке. В целом, однако, тот факт, что эти проблемы становятся неотъемлемой и весьма заметной стороной современной научной деятельности, является, помимо всего прочего, одним из свидетельств развития самой науки как социального института, ее все более возрастающей и многогранной роли в жизни общества.
Ценностные и этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. Однако до тех ПоР, пока ее результаты лишь спорадически оказывает влияние на жизнь человека и общества, можно было

удовольствоваться представлением о том, что знание вообще есть благо, а потому сами по себе занятия наукой, имеющие целью приращение знаний, представляют собой этически оправданный вид деятельности.
В современных же условиях достаточно отчетливо обнаруживается односторонность этой позиции, как и вообще бессмысленность обсуждения вопроса о том, является ли наука изначально невинной или изначально греховной. К этому стоит еще добавить, что сам прогресс науки расширяет диапазон таких проблемных ситуаций, в которых предшествующий нравственный опыт человечества оказывается недостаточным.
Например, в связи с успехами реаниматологии появилась возможность возвращать к жизни людей, состояние которых прежде считалось безнадежным. Но при этом особую остроту приобрел вопрос о том, когда человеческое существо следует считать умершим. В 1960-е гг. был предложен новый критерий смерти, определяющий ее не по необратимой остановке дыхания или кровообращения, а по прекращению фиксируемой энцефалографом мозговой активности.
Необходимость такого критерия была обусловлена тем, что появились возможности с помощью искусственных средств достаточно долго поддерживать дыхание и кровообращение у человеческого организма, необратимо утратившего не только сознание, но и большинство других функций. Однако при этом возник целый веер новых проблем.
Так, родственникам пациентов, оказавшихся в таком состоянии, бывает чрезвычайно тяжело видеть близкого им человека пребывающим в таком состоянии, и потому некоторые из них стали настаивать, вплоть до обращения в суд, на отключении аппаратов жизнеподдерживающего лечения. Кроме того, для проведения таких жизнеподдерживающих мероприятий приходится занимать весьма сложную и дефицитную аппаратуру, которую вследствие этого не удается использовать для того, чтобы вернуть к сознательной и активной жизни других пациентов.
Наконец, примерно в те же годы произошел научный прорыв в еще одном направлении: были достигну-
Зтика надки
ты первые впечатляющие успехи в области трансплантации сердца. Но для проведения этой операции требуется донор, т. е. человеческое существо, сердце у которого живое, но само оно тем не менее является мертвым. Такого рода доноров и позволяет получить упомянутый новый критерий - критерий смерти мозга. С этим критерием, впрочем, далеко не все соглашаются, поскольку он позволяет признавать умершим человеческое существо, у которого поддерживается не только дыхание и кровообращение, но и осуществляются многие другие органические функции и отправления. К тому же высказываются опасения, что с целью получения органов для трансплантации медики могут преждевременно прекращать борьбу за продление жизни умирающего пациента.
Обсуждение возникающих в этой связи острейших моральных проблем продолжается уже многие десятилетия. Дело, однако, не ограничивается одними лишь дискуссиями - в ходе них и во многом благодаря ним разрабатываются и уточняются этические и юридические нормы, регулирующие какжизнеподдерживающее лечение и его прекращение, таки изъятие и использование донорских органов и тканей.
Начиная с 1970-х гг. не менее острым стало обсуждение того, с какого момента эмбрионального (или постэмбрионального) развития развивающееся существо следует признавать человеком со всеми вытекающими отсюда последствиями. И опять-таки эти дискуссии вспыхнули вследствие научных достижений - на сей раз в области эмбриологии и появления технологий искусственного воспроизводства человеческой жизни.

Научно-техническая революция (НТР) есть объективная реальность нашего времени, которая оказывает большое влияние на нравственное сознание и поведение личности. Способствуют ли научно-техническая революция и ее социальные последствия нравственному прогрессу личности или ведут к ее регрессу? Каков механизм взаимодействия НTP и нравственных позиций личности? В каких случаях положительное влияние научно-технической революции на нравственность может перерастать в отрицательное? Только уяснив эти вопросы, можно понять и особенности нравственного воспитания в современных условиях.

В целом научно-техническая революция несет в себе богатые возможности для нравственного развития людей. Но эти возможности в полной мере могут проявиться и проявляются лишь в социалистическом обществе. Только здесь существуют объективные условия для того, чтобы растущая потребность общества в формировании у всех людей высоких нравственных качеств не вступала в острое противоречие с реальными процессами развития личности. При социализме научно-технический прогресс является необходимым условием и основой социального прогресса, в ходе которого создаются новые возможности всестороннего, в том числе и морального, развития личности.

Социальные последствия НТР - облегчение условий труда и быта, включение творческих элементов во все новые и новые виды трудовых операций, рост материальной обеспеченности, свободного времени, образования и культуры - осуществляются на основе социалистических производственных отношений, соответствующей им политической надстройки, марксистско-ленинской идеологии и коммунистической морали.

Вместе с тем было бы неправильно полагать, что перечисленные выше факторы находят в нравственной жизни нашего общества однозначное отражение, что они автоматически ведут за собой пропорциональные сдвиги в нравственном развитии личности. Влияние НТР на формирование моральных качеств не всегда и не при всех условиях и не для всех индивидов одинаково. Здесь могут быть и противоречия неантагонистического характера. Нравственные последствия НТР и вносимые ею в социальную жизнь перемены на уровне индивида имеют свою специфику. В отношении того или иного конкретного человека эти последствия могут значительно отличаться от тех, которые типичны для общества в целом.

Формирование морального облика личности - процесс, детерминированный не только наиболее общими социальными отношениями и условиями, но и особенностями микросреды, включая групповое сознание, индивидуальный опыт. При этом все факторы, влияющие на личность, образуют систему, в которой значение каждого отдельного элемента зависит не столько от нее самой, сколько от системы в целом.

Система детерминант, определяя направленность поведения человека, вбирает в себя и порожденные НТР изменения социальной жизни. Она трансформирует, а иногда и деформирует реальное влияние отдельных сторон НТР на психологию, духовный облик личности. Важно подчеркнуть, что большинство прямо или косвенно связанных с НТР изменений социальной жизни могут выступать как условиями положительного нравственного развития личности, так и быть в этом отношении нейтральными и даже порождать отрицательные тенденции.

Сложный, отнюдь не однозначно положительный характер влияния НТР и ее социальных последствий на личность предъявляет новые, повышенные требования к идеологической, воспитательной работе. Эта работа в современных условиях предполагает обязательный учет и новых требований, предъявляемых НТР к моральному облику людей, и новых порождаемых ею условий формирования личности, возможность определенных коллизий и противоречий в этом процессе.

Анализируя работы, посвященные влиянию научно-технической революции на личность, нетрудно заметить, что многие авторы, справедливо заявляя о многообразии социальных явлений, объединенных под общим названием НТР, сосредоточивают затем свое внимание преимущественно на одной стороне исследуемой темы. «Революционное ускорение технического прогресса», «Наука как непосредственная производительная сила» - чаще всего именно эти проблемы подробно рассматриваются при анализе сущности НТР. Неудивительно, что при таком подходе к НТР ее влияние на личность связывается лишь с повышением уровня образования, квалификации, научной подготовки, углублением специализации и т.п. Влияние НТР на собственно моральные позиции и качества личности (ее отношение к обществу, к другим людям) не выделяется как объект специального анализа. Более того, высокие нравственные качества рассматриваются некоторыми авторами как автоматическое следствие роста образованности, расширения видов деятельности, связанных с наукой и новой техникой.

Для некоторых работ, посвященных специально этическим аспектам НТР, характерна другая крайность. В центре внимания их авторов оказывается один вопрос: моральная ответственность людей, и прежде всего ученых, за применение достижений научно-технического прогресса. При всей важности этого вопроса нельзя забывать, что он выражает лишь один аспект проолемы влияния НТР на нравственную жизнь общества.

Думается, что настало время для более широкого и в то же время более детального анализа всей системы связанных с НТР детерминант, определяющих нравственное поведение личности. Необходимым условием такого анализа является преодоление взгляда, сводящего НТР к некоторому числу важнейших научных открытий и технических достижений. Современная научно-техническая революция как фактор, влияющий на сферу морали, должна рассматриваться в широком плане в виде совокупности происходящих в современную эпоху коренных изменений во всей системе производительных сил общества и в единстве с теми последствиями, которые эти изменения в производство имеют для самых различных сторон социальной жизни.

Перепороты в науке и технике сими по себе не делают людей ни более добрыми, ни более злыми, ни нравственными, ни безнравственными. Научные открытия, технические изобретения влияют на реальные процессы нравственной жизни в основном через изменения, вносимые в условия жизни людей. Наиболее важное значение здесь могут иметь такие социальные последствия НТР, как рост материального потребления, количество свободного времени, изменение содержания и характера труда, межличностных связей, повышенно уровня образования и культуры, все более широкое распространение новых технических средств коммуникации. Влияние всех этих факторов на моральный облик человека опосредствуется изменениями в психологии людей, в структуре интересов и потребностей, в уровне духовного развития, в способе мышления и т. п.

НТР меняет ритм, стиль жизни, вносит коренные преобразования в системы информации, содействует появлению и развитию новых личных и общественных потребностей и интересов.

Многогранность НТР и ее социальных последствий, имеющих важное значение для сферы морали, обусловливает необходимость последовательного применения такого методологического принципа, как выделение разных уровней и сторон воздействия НТР на сознание и поведение личности, на нравственную практику. Этот аспект проблемы может рассматриваться под двумя углами зрения. Можно и нужно выделять, например, объективное влияние на мораль различных, связанных с НТР социальных процессов: научных открытий, изменений в технике и характере труда, а также воздействие происходящего в связи с этим роста материального благосостояния, образования и т. д.

Не менее важен аспект расчлененного анализа системы «НТР - моральный облик личности». Он предусматривает исследование влияния тех или иных порожденных НТР социальных факторов на разные стороны психологии личности, определяющих нравственное (или противоположное ему) поведение. В самом процессе воздействия НТР на личность молено выделить и исследовать такие моменты, как изменение соотношения рационального и эмоционального в мотивах нравственного поведения, особенности усвоения моральных требований (роль авторитета, степень скептицизма в этом процессе), особенности психологического склада личности, отдельных черт ее характера, специфики межличностных отношений, возможности развития способностей к нравственному самоконтролю и многое другое.

Те или иные уровни взаимодействия компонентов в системе «НТР - личность» в самом общем виде закономерны для общества в целом. В то же время различные социально-демографические группы могут иметь свои особенности, свою «реакцию» на НТР. Теория и практика нравственного воспитания должны в полной мере учитывать как общие закономерности воздействия НТР на сферу морали, так и своеобразие их проявления в тех или иных социально-демографических группах.

Изначальной основой всей системы влияний НТР на личность являются революционные преобразования в науке и технике. Естественно, что все эти преобразования во многом сами являются следствиями сложных общественных процессов.

В данном случае рассматривается техническая сторона НТР в ее снятом виде.

НТР предъявляет ряд непосредственных требований к людям. Она диктует необходимость высокого образования, квалификации, широкого научного кругозора и одновременно узкой специализации, определенных психофизических качеств, в том числе и нравственных.

Структурно-функциональный анализ проблемы влияния НТР на человека требует рассмотрения этого влияния в соотнесенности с разными сторонами его духовного облика.

Изменения в технике производства непосредственно связаны в личностном плане прежде всего с ростом образованности, уровнем научных знаний, определенными изменениями в способе мышления и некоторых ценностных ориентациях. Сейчас в сознании многих людей особенно возрастает значение таких ценностей, как творчество, способность к новаторству, к самостоятельности суждений по самым различным вопросам. Все эти качества, непосредственно формируемые под влиянием НТР, оцениваются положительно коммунистической моралью, являются компонентами нашего идеала всесторонне развитой личности.

Содержание моральных принципов и идеалов, общественных требований к поведению личности в ходе НТР не остается неизменным. Нравственные отношения изменяются и усложняются точно так лее, как изменяются под влиянием научно-технической революции и другие социальные образования. Научно-техническая революция и ее социальные последствия требуют новых норм, а также конкретизации уже сложившихся. Так, на Всемирном философском конгрессе в Варне выдвигалось предложение четко сформулировать нормы, требующие бережного отношения человека к природе. Примером конкретизации общего нравственного принципа (гуманности) является, например, осуждение совестью народов оружия массового уничтожения.

Изменения, вносимые НТР в социальную жизнь, ведут и к тому, что повышается в оптимальной структуре личности значение таких качеств, как активность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение видеть и поддерживать новое. Но эти качества только тогда имеют социальную (и следовательно, моральную) ценность, когда у личности сформировано главное для морального поведения - способность и готовность сочетать личные интересы с общественными на основе признания приоритета общественных интересов.

Системный анализ проблемы влияния НТР на духовный облик личности приводит к необходимости пристального внимания к вопросам ее воздействия на собственно моральные мотивы и качества людей. Этот вопрос имеет две стороны влияния изменений в технике: на объективные потребности общества в тех или иных моральных качествах и на процесс реального формирования этих качеств. В первом случае изменения в технике производства тесно связаны с соответствующими изменениями в сфере морали. Такие требования НТР к личности, как повышение уровня самодисциплины, особое значение чувства ответственности и т. д., исходят из самой сущности научно-технической революции. Для НТР свойственно изменение в производительных силах, характеризующихся на современном этапе дальнейшим развитием крупного машинного производства, специализацией и кооперацией производственных усилий, усложнением хозяйственных связей и т. д.

Все эти процессы ведут к тому, что зависимость нормального функционирования той или иной хозяйственной единицы (в масштабе завода, фабрики, отрасли, экономического района и даже страны) от каждого отдельного звена (предприятия, цеха, бригады и в конечном счете отдельного человека) постоянно увеличивается. Соответственно возрастает значение моральных качеств каждого работника производства, его дисциплины, организованности, ответственности за свой участок работы, степени осознания им своего общественного долга. Крупное машинное производство, современный транспорт, средства связи могут нормально функционировать лишь при высокой дисциплине и организованности работников производства. Чувство ответственности, самодисциплина в настоящее время все чаще выступают как прямые, необходимейшие условия профессиональной подготовки, как ее составная часть.

Новая техника требует особой заинтересованности в формировании у работников высоких моральных качеств. Эта потребность и заинтересованность непосредственно и наиболее полно отражаются в общественном сознании на уровне идеологии. Но для реального изменения моральных характеристик людей, занятых в сфере новой техники, этого недостаточно. Необходимо выражение общественной потребности и идеологических представлений в категориях индивидуального сознания, в психологической форме.

Основой современного производства является крупная машинная индустрия, которая, как известно, способствует формированию у работников чувства коллективизма. Одновременно по мере научно-технического прогресса относительно растет и число рабочих мест, связанных по преимуществу с индивидуальными, а не коллективными трудовыми усилиями и операциями. Эти изменения условий труда, как показывают социологические исследования, могут в случае недостаточной идеологической, воспитательной работы порождать индивидуалистические тенденции в психологии отдельных работников.

Не лишены противоречий и некоторые другие изменения, вносимые НTP в условия труда все большего числа работников. В целом эти изменения в условиях социализма, безусловно, благоприятны для духовного развития людей, для нравственного воспитания. Так, НТР меняет характер труда. В наиболее обобщенном виде это находит свое выражение в изменении распределения работы между человеком и машиной. Эти изменения в технике производства и соответственно в условиях труда в социалистическом обществе оказывают огромное положительное влияние на сферу морали.

Бурное развитие науки и техники привело к тому, что в содержании труда многих рабочих профессий возрос объем инженерных и интеллектуальных функций. Сложный характер изменений условий труда на современном этапе научно-технического прогресса ставит и соответствующие задачи в практической воспитательной работе. Пробуждая стремление к творчеству в широком смысле этого слова, необходимо развивать способность находить удовлетворение своих творческих потребностей в любой общественно-полезной деятельности. Опыт показывает, что при хорошо поставленной организации труда, при учете социально-психологических, нравственных особенностей людей можно добиться положительных результатов в этом направлении.

Анализ влияния НТР на процесс формирования нравственной личности включает исследование многообразных изменений, вносимых НТР в психологию личности. Духовный мир личности представляет собой единое целое. Поэтому изменения одних его сторон, не относящихся к собственно моральному сознанию, могут существенно влиять на формирование последнего, так же как и на характер нравственного поведения.

Отличительная черта НТР состоит в том, что научные знания превращаются в важнейший фактор общественного производства. Характерно, что улсе сегодня в нашей стране за счет повышения образования и роста квалификации создается значительная доля прироста национального дохода. С развитием образования неразрывно связана и реализация коммунистического идеала личности.

Все это в единстве с некоторыми другими последствиями влияния НТР на психологию людей является той базой, на основе которой складывается целый ряд специфических черт духовного облика личности. Причем в применении к тому или иному конкретному человеку положительное и отрицательное в этом процессе нередко бывает тесно связано друг с другом.

Анализ ценностных ориентаций советских людей показывает, что образование как жизненная ценность выходит на одно из первых мест. Это явление отмечают многие социологи, публицисты, идеологические работники.

Повышение значения стремления к образованию на шкале ценностных ориентации: личности - положительная тенденция в ее развитии. Но социальная, и особенно нравственная, ценность такого стремления может быть различна в зависимости от того, какие конкретные мотивы лежат в его основе. В некоторых случаях образование рассматривается отдельными людьми как самоцель или исключительно в плане возможностей большого заработка, получения «престижной» профессии. В этих случаях ценностные ориентации личности приобретают одностороннюю и даже ущербную в моральном отношении направленность. Учет этого - важная задача нравственного воспитания.

Теория и практика нравственного воспитания должны в полной мере учитывать и возможность противоречивых влияний на психологию личности бурных темпов научно-технического прогресса. Научные и технические открытия в наши дни зачастую являются результатом коренной ломки сложившихся ранее представлений. Этот процесс, осознаваясь людьми, способствует формированию у них стремления к самостоятельному аналитическому подходу в освоении мира. Соответственно повышаются их требования к аргументированности научных и общественно-политических положений, норм поведения, формулируемых в идеологической и воспитательной работе.

Требовательность к всестороннему доказательству какого-либо положения, в том числе и нравственных норм, желание самому постигнуть его истинность есть положительный момент в характеристике личности. Но это стремление может перерасти и в отрицательные качества, прежде всего в огульный скептицизм и в определенное падение уважения к авторитету вообще, если в идеологической работе не будет учитываться данная особенность духовного мира современного человека.

Самого пристального внимания в нравственном воспитании требует и проблема соотношения рационального и эмоционального. В настоящее время нельзя вести эффективно идеологическую работу, не имея об этом достаточно ясного представления.

В нравственной регуляции поведения индивидов важное значение приобретает воспитание чувств. Буржуазная наука неоднократно выдвигала концепции, утверждающие, что научно-технический прогресс ведет к уменьшению роли моральных чувств в поведении человека, а в будущем они могут исчезнуть вообще. Однако нет никаких оснований считать, что научно-техиический прогресс враждебен моральным чувствам, хотя его влияние противоречиво. НТР непосредственно актуализирует многие факторы, направленные на развитие логического мышления (информационный «взрыв», большая мера абстрактности получаемой информации, «интеллектуализация» профессионального состава населения по характеру труда, образование, продолжающееся фактически всю жизнь, широкое распространение научных знаний, естественнонаучное и техническое образование). Все эти факторы активно способствуют «рационализации» морального сознания личности.

Вместо с тем научно-технический прогресс и его социальные последствия не могут в такой же мере влиять на развитие эмоциональной стороны морального сознания. Отсюда возможность противоречий в человеческой психологии и: поведении, необходимость постоянного учета возможной диспропорции рационального и эмоционального в практике нравственного воспитания.

Развитие способности индивида к логическому мышлению не должно осуществляться за счет таких нравственных чувств, как чувство сопричастности своему классу, народу, любви к Родине, способность «сопереживать» другому человеку, сочувствовать ему, способность к сильным страстям. Идеал марксизма - человек с всесторонней и гармоничной психикой, высокоразвитым интеллектом и богатыми чувствами.

Задача формирования у каждого индивида нравственных чувств тем более значима, что без них «рациональный» тип мышления легко перерождается в узкопрактический, эгоистический. Одним из важнейших средств воспитания нравственных чувств являются искусство и гуманитарное просвещение. НТР создает в этом отношении благоприятные возможности: развитие техники кино, телевидения, радио, тиражирование произведений литературного и изобразительного искусства.

Для НТР свойственно сближение материальной и духовной культур, естественных, технических и гуманитарных наук. Появились новые сферы творческой деятельности, которые уже нельзя механически отнести только к материальной или только к духовной культуре (например, дизайн - художественное конструирование в промышленности). Этика, философия занимают все более важное место в естествознании, возрастает роль эстетического начала в науке и технике. Математика, кибернетика находят широкое применение в гуманитарных науках и далее в искусстве. На стыке естественных и гуманитарных наук возникли новые области знания: математическая лингвистика, эконометрия и др.

Неразрывно связанный с НТР рост научных знаний, образовательного уровня людей, их интеллектуальных качеств ставит перед теорией и практикой нравственного воспитания и такой вопрос: находятся ли уровень образованности людей, их интеллектуальные характеристики и моральное поведение в прямой, однозначной зависимости или их связь сложна, опосредствована многими другими факторами? Этот вопрос издавна был предметом внимания в философии и педагогике. Его современная постановка требует дифференцированного подхода к раскрытию влияния уровня образования и его компонентов на разные стороны морального сознания личности и ее поведение. Так, не вызывает сомнения положительное влияние роста уровня образования в целом на соблюдение людьми элементарных правил общежития, на сокращение таких отрицательных явлений, как хулиганство, алкоголизм. Эта закономерность подтверждается статистическими данными.

Не вызывает сомнения и то, что определенная сумма знаний - необходимое условие некоторых видов моральной деятельности, т. е. «чтобы что-то делать, надо знать, что и как делать». При этом нельзя, однако, забывать, что нравственное поведение зависит не только от знания моральных требований, от чисто деловых качеств личности, но прежде всего и от отношения к общественным интересам, от моральной воспитанности. Кроме того, роль в формировании моральных качеств личности, политического просвещения, гуманитарного образования, естественнонаучных и профессионально-технических знаний, неодинакова, а нравственные качества развиваются на основе факторов, далеко выходящих за пределы любой суммы знаний, образования вообще.

Образование, безусловно, благоприятно для формирования высоких моральных качеств, но оно в большой степени зависит от индивидуального опыта личности в целом, от всей совокупности условий ее жизни и воспитания в самом широком смысле. В зависимости от характера и содержания этих последних факторов при одном и том же уровне образования и интеллектуального развития, при одних и тех же знаниях о мире личность может характеризоваться различными, иногда противоположными, нравственными качествами.

Интеллектуальные и моральные качества - это разные характеристики системы индивидуального сознания, которые предполагают гармонию всех входящих элементов. Формирование же каждого из них зависит от многих факторов. Поэтому между интеллектуальными и теми или другими качествами индивида могут возникать отдельные несоответствия и противоречия. И если, например, у того или иного индивида отсутствует готовность подчинять в случае необходимости личный интерес общественному или же отсутствует любовь к людям, доброта и т. п., то этот недостаток не может восполнить даже самое высокое развитие интеллектуальных способностей. Более того, в подобном случае они становятся часто орудием достижения эгоистических целей.

Возможность противоречий интеллектуального и морального известна людям на основе собственного практического опыта. При этом, как показывают исследования, большинство склонно исходить в своей оценке из приоритета нравственных характеристик над интеллектуальными и чисто деловыми.

Отметим еще некоторые особенности нравственного воспитания в условиях НТР.

Рост численности людей, живущих в городах, особенно крупных, сокращение числа сельских жителей вносят очень существенные изменения в систему механизмов социального контроля за поведением индивидов, следовательно, ставят новые задачи перед воспитанием.

Основным, наиболее важным и перспективным для коммунистической морали, наиболее соответствующим ее духу методом регулирования поведения человека является превращение высоких нравственных ценностей в собственные убеждения личности. В то же время важное значение имеет и опора морали на позиции и действия масс людей, которые выступают как своеобразный гарант общественных нравственных требований. Тем более важное значение в механизмах нравственной регуляции имеет социальный контроль за поведением.

Возможности и эффективность такого контроля в деревне и в городах, особенно крупных, неодинаковы. Если в деревне, небольшом городке социальный контроль осуществляется всеми жителями, так как все знают друг друга, то в средних и больших городах положение принципиально иное. Люди здесь в основном незнакомы друг с другом. Урбанизация приводит к тому, что возможности непосредственного нравственного контроля над поведением личности уменьшаются.

О важности непосредственного социального контроля на современном этапе и тех коллизиях, к которым может вести его ослабление, говорят такие факты. Подмечено, что большинство социальных эксцессов происходит в сфере досуга, там, где отсутствуют сплоченные коллективы, где затруднен непосредственный контроль общественности.

Конечно, это не означает, что урбанизация - явление сугубо отрицательное для сферы морали. Городские условия труда и быта при их долговременном воздействии на личность в условиях социализма - фактор, благоприятствующий нравственному развитию личности. Он содействует выработке у нее наиболее высокой и прогрессивной формы социального самоконтроля, основанного на осознании социального значения нравственных требований и их добровольном соблюдении. Таким образом, коллизии, вносимые в нравственную жизнь личности происходящими в ходе урбанизации изменениями системы социального контроля, носят временный характер. Регуляция нравственного поведения, основанная на сознании индивидом того, что каждый его шаг контролируется другими людьми, у него уже исчезла, а новая, более высокая и сложная детерминация мотивов поведения еще не сложилась.

Временный характер коллизий, порождаемых процессом урбанизации, не означает, конечно, что их разрешение должно идти самотеком. Необходимо стремиться, насколько это возможно, укрепить систему непосредственного социального контроля в городе. Особо важное значение имеют меры, направленные на то, чтобы использовать для укрепления нравственного влияния общества на личность неформальные группы, и прежде всего объединение людей по интересам в целях совместного проведения досуга.

Важные изменения в условия и задачи нравственного воспитания вносит рост свободного времени. Свободное время, по выражению К. Маркса, открывает «простор для свободной деятельности и развития» Но положительное влияние на личность рост свободного времени может оказывать лишь при условии его правильного использования.

Особенно большое значение для нравственного развития личности имеет содержание деятельности в свободное время. Известно, что пустое времяпрепровождение, не говоря уже об антисоциальном использовании свободного времени, отрицательно влияет на нравственное развитие.

Столь важной поэтому является проблема воспитания у всех людей, и особенно у молодежи, умения и желания правильно организовать свой Отдых.

Особое место в связи с нравственными проблемами свободного времени занимает вопрос соотношения потребительских и творческих элементов в досуге. Наиболее ценными для формирования положительных качеств личности являются виды деятельности, носящие более или менее ярко выраженный творческий характер. В настоящее время, как отмечают многие советские социологи, далее в сфере досуга, называемого «культурным», потребление культурных благ преобладает над творческой деятельностью. Большое значение, следовательно, приобретают и воспитание у индивидов вкуса к творческой деятельности в сфере досуга, и проблемы роста соответствующей материальной базы.

Рассмотрение целостного типа личности, формируемой в эпоху НТР, приводит к тем же основным выводам, что и анализ различных частных корреляций между НТР и моралью: нравственное развитие личности в современных условиях не лишено противоречий, многие из них непосредственно связаны с научно-техническим прогрессом и его последствиями. НТР создает новые объективные возможности для нравственного воспитания и одновременно требует активизации всего арсенала воспитательных средств.

Главная проблема заключается в том, чтобы огромные объективные возможности нравственного развития личности, предоставляемые НТР на базе социалистических производственных отношений, использовать в практике нравственного воспитания.

Реализация любых объективных возможностей происходит только в ходе активной целенаправленной деятельности. Эта деятельность в сфере нравственного воспитания ставит цель с помощью организационной и идеологической работы усилить благоприятные для нравственного развития личности влияния ИТР и ее социальных последствий.