Мультимедиа продукции. Общая характеристика мультимедийных продуктов. Мультимедиа продукты учебного назначения


В настоящее время разработке мультимедийных продуктов уделяется много внимания, особенно если речь идет о создании компьютерных энциклопедий, электронных учебников, развлекательных и познавательных программ, путеводителей и т.д. Мультимедийный продукт представляет собой, с одной стороны, программный продукт, предоставляющий пользователю возможность интерактивного (диалогового) режима работы, а с другой - среду, где используются различные видео- и аудиоэффекты. Она очень напоминает фильм, где зрителю предоставляется возможность самостоятельно выбирать ту или иную сюжетную ситуацию.

Мультимедийный продукт - интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т.д.

По образовательной функции мультимедийные продукты можно подразделить на:

· энциклопедии;

· обучающие программы;

· развивающие программы;

· программы для детей;

На сегодняшний день мультимедийные продукты стали доступны широкому кругу покупателей и используются в качестве информационной поддержки и популяризации идей практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако уровень их исполнения далеко не всегда одинаково хорош. Приобретая различные мультимедийные аксессуары, необходимо обращать внимание на следующие показатели:

· качество и достоверность излагаемого материала;

· качество предлагаемого графического материала;

· звуковое сопровождение (текст, музыкальное оформление, музыкальные заставки и т.д.);

· наличие видеоматериалов и их качество;

· интерактивные возможности (различные направления просмотра, глубина изучения материала, возможности вывода информации на печать и т.д.);

· дружественный интерфейс.

Не каждый готовый программный продукт отвечает этим требованиям, да и личные интересы пользователя могут существенно отличаться от предложенного разработчиками направления. В этом случае можно разработать собственный программный продукт, позволяющий раскрыть выбранную тему и создать собственный интерфейс. Несмотря на то что разработка мультимедийного продукта сложный и дорогостоящий процесс, все больше художников, дизайнеров и программистов с успехом осваивают эту область деятельности.

Для создания мультимедийного продукта могут привлекаться:

· языки программирования;

· инструментальные средства, т.е. специальные программные продукты, такие как Macromedia Director, Formula Graphics Multimedia System, Multimedia Creator, AuthorWare Professional и т.д.

Проекты, разработанные таким способом, несколько дешевле, но менее универсальны, так как ограничены возможностями применяемого инструмента.

Разработку мультимедийных продуктов непосредственно силами небольшой туристической или какой-либо иной фирмы или офиса без привлечения специалистов можно вести на базе приложений MS Office, а для подготовки материала использовать дополнительные программные продукты, например, такие как PhotoShop (обработка графики), Adobe Premier (обработка видеоклипов), StoikSoftware (обработка изображений и создание морфинга), фонограф Windows для записи звука и его обработки.

Мультимедийный программный продукт часто содержит базы данных, которые можно реализовать, например, при помощи MS Access. Демонстрация картинок или клипов осуществляется с помощью PowerPoint. Для создания интерактивного режима используют гиперссылки, которые позволяют обращаться к более подробному комментарию. Для создания мультимедийного продукта необходимо иметь два типа программного инструментария:

· для подготовки материала, который должен быть включен в мультимедийный продукт;

· для создания самого продукта.

Материал, включаемый в мультимедийный продукт, может быть представлен рисунками, аудио- и видеозаписями, текстами. Это принципиально разные виды информации, для работы с которыми существуют свои программные среды с соответствующим инструментарием. Рассмотрим наиболее популярные программные продукты для различных видов информации.

Обработка графических объектов. При работе с графическими объектами следует выделить два вида деятельности: сканирование и создание (редактирование) рисунков. Под сканированием понимается процесс автоматического считывания информации с бумажных носителей при помощи специальных устройств - сканеров и последующего ввода этой информации в компьютер. Для сканирования рисунков применяются следующие программные продукты: PhotoEditor - приложение, входящее в MS Office и позволяющее сканировать рисунки, а также проводить некоторые операции по подготовке графического материала (изменение контрастности, яркости, цветности и ориентации рисунка), Corel Photo-Paint - программный продукт, позволяющий сканировать рисунки, а также проводить обработку материала (подчистка, изменение цвета, изменение ориентации, масштаба, насыщенности цветовой гаммы и т.д.).

Наиболее распространенными и простыми в работе программными средами для создания и редактирования рисунков являются:

Adobe PhotoShop - программный продукт, позволяющий обрабатывать графические файлы. Этот редактор работает с большим количеством форматов (JPG, GIF, PSD, TIF и другие) и, помимо стандартной обработки рисунков, позволяет пропускать их через различные фильтры (скручивание, барельеф, зернистость, изменение освещения и т.д.);

Stoik ArtMen - входит в отечественный программный продукт Stoik Software и позволяет создавать различные варианты живописных стилизаций (акварель, масло, гравюра и т.д.).

Обработка видеозаписей . Внастоящее время большое распространение получили цифровые видеокамеры, что позволяет вести обработку и монтаж без предварительной обработки. Цифровое видео характеризуется несколькими параметрами. Основные из них: это размер кадра (frame size), число кадров в секунду (frames per second, fps), битрейт (Bit Rate, поток данных) и тип развертки (чересстрочная или прогрессивная). Наличие чересстрочной развертки обусловлено особенностями передачи телевизионного сигнала. При чересстрочной развертке кадр состоит из двух полукадров, передаваемых по очереди, при прогрессивной развертке кадр передается целиком. Наиболее популярными программными продуктами, позволяющими обрабатывать видеоряды, являются Adobe Premier и Morphman.

Adobe Premier - программный продукт, позволяющий производить оцифровку и монтаж фрагментов с большим количеством переходов между ними, имеются возможности изменения размеров и ориентации кадра.

MorphMan - продукт, входящий в Stoik Software и позволяющий осуществлять монтаж видеоматериалов, а также создавать морфинг. Под морфингом понимается процесс перехода от одного видеоизображения к другому посредством их пошагового преобразования. Данный программный продукт позволяет создавать как статический морфинг, так и морфинг между видеофрагментами.

Обработка звука. Наиболее простым и удобным средством при обработке звука является Фонограф - стандартное приложение MS Windows. Он позволяет записывать звук и редактировать его (понижать или повышать звук, увеличивать/уменьшать скорость, создавать различные эффекты).

Обработка текста. Работая с текстом, какую-то его часть можно заносить в компьютер непосредственно с клавиатуры, тексты большого объема, не требующие большого изменения, удобнее вводить с помощью сканера, что предусматривает дальнейшую обработку текста при помощи специальных программных продуктов.

FineReader- программа, служащая для преобразования сканированных материалов в текстовую форму для дальнейшей обработки в текстовом редакторе.

Программные продукты, предназначенные для создания мультимедийных продуктов, являются дорогостоящими и требуют определенной профессиональной подготовки, поэтому используются в основном разработчиками-профессионалами. Приведем некоторые из этих программных продуктов:

Macromedia Director - служит для создания презентаций и мультимедийных продуктов, Web-приложений.

Formula Graphics Multimedia System - обеспечивает подготовку мультимедийных программ, работающих в интерактивном режиме (электронные энциклопедии, Web-приложения, сайты и т.д.).

DreamWeaver UltraDev - программа является первым средством разработки, которое позволяет визуально создавать и редактировать Web-приложения на различных серверных платформах. Используя Dreamweaver UltraDev, компании, занимающиеся электронным бизнесом, могут значительно ускорить разработку различных проектов - от динамически генерирующихся страниц и форм до решений масштаба предприятия, подобных интернет-магазинам или приложениям для работы с базами данных в сетях Интранет.

Macromedia Fireworks - универсальный инструмент производства высококачественной web-графики. Позволяет быстро создать кнопки, анимации и графические композиции страниц. Fireworks легко интегрируется с Dreamweaver и другими популярными редакторами HTML.

При создании мультимедийного проекта необходимо обратить внимание на критерии, которые отличают хороший продукт от посредственного.

Во-первых, тема проект должна быть интересна для большого числа пользователей. При выборе темы одинаково важны степень ее актуальности, острота рассматриваемых вопросов, возможность творческого и культурного развития, расширение кругозора.

Во-вторых, необходимо четко представлять практическую цель создания проекта.

В третьих, при создании проекта немаловажны хороший сценарий и качество предоставляемых услуг в процессе работы.

В четвертых, важным моментом является качество графического и видеоматериала.

Наличие видеоматериалов улучшает восприятие любой информации, а высокое качество графики дает возможность наслаждаться картинками и слайдами, тогда как низкое качество вызывает дискомфорт и препятствует восприятию материала. Последнее, что можно отметить, это качество привлекаемых для проекта текстов, их полноту, достоверность, оперативность обновления. Приступая к работе над проектом, необходимо выбрать модель представления данных, которая должна отвечать следующим правилам:

· наглядность представления информации;

· простота ввода информации;

· удобство поиска, просмотра и отбора информации;

· возможность использования информации из других программных продуктов;

· возможность перенастройки проекта;

· дружественный интерфейс, обеспечивающий интерактивный режим.

При разработке мультимедийного проекта желательно соблюдать определенную последовательность этаповработы:

Выбор темы и постановка проблемы. Определившись с темой, необходимо четко определить задание для создания мультимедийного продукта, где должны быть указаны его назначение и цель.

Анализ проекта. На этом этапе рассматривается, из каких объектов может состоять проект, а также, какими параметрами характеризуются эти объекты.

Разработка сценария и синтез модели. При разработке сценария необходимо предусмотреть последовательность работы с продуктом, возможность изменения хода работы и выход из него. Важно просчитать потенциальные аварийные ситуации с целью их предотвращения, а также проверить степень инвариантности работы. В сценарий должно быть заложено звуковое оформление процесса работы. Используя результаты анализа на втором этапе, необходимо выбрать определенную модель будущего проекта.

Форма представления информации и выбор программных продуктов. Форма представления информации и инструменты для ее реализации выбираются после определения программных продуктов для реализации проекта.

Синтез компьютерной модели объекта. Этот этап включает в себя две стадии: подготовку материалов для работы и создание мультимедийного продукта.

Работа с мультимедийным продуктом. Просмотр, поиск, отбор информации.

Мультимедийные продукты существуют в различных видах, таких как дискета, CD-ROM, CD-1, DVD-ROM, интерактивные терминалы, «замкнутые» или онлайновые сети. Мультимедиа можно разделить на две основные группы: онлайновые средства и офлайновые приложения.

Онлайновые продукты можно получить через телефонные сети, кабельные или широкополосные сети, называемые «информационными супермагистралями», например Интернет.

Офлайновый мультимедийный контент не передается непосредственно через сети, а предварительно записывается. Иначе говоря, он содержится на физическом носителе типа дискеты или компакт-диска.

Большинство мультимедийных продуктов всё ещё записывается на CD-ROM. Интерактивные терминалы занимают третью позицию (37%), а далее идут замкнутые и онлайновые сети. Однако уже имеются устройства смешанного типа (частично онлайновые, частично офлайновые), например Интернет-узлы, объединенные с DVD, где DVD выступает как память большой емкости, а узел служит для обновления информации или выхода в сеть. Однако по мере расширения онлайновых мультимедийных услуг объём оффлайновых продуктов типа CD-ROM будет сокращаться. Некоторые считают, что с ростом популярности и ёмкости сетей исчезнут и оптические диски.

Интерактивные киоски представляют собой ещё один путь, с помощью которого мультимедийные продукты могут использоваться широкой общественностью. Так, канадские центры занятости установили их в людных местах, чтобы информировать население об имеющихся вакансиях. Более того, подобными киосками оборудуется всё большее количество культурных и туристических достопримечательностей, крупных магазинов и торговых центров, рекламирующих таким образом свои товары и услуги.

Различные источники информации, касающиеся продажи мультимедийных продуктов и услуг, показывают, что с начала 90-х гг. в этой области идёт резкое повышение доходности и что такое положение продолжает сохраняться. Данные международного исследования World Multimedia Application Market (Международный рынок мультимедийных продуктов), проведенного фирмой Frost and Sullivan, также демонстрируют возрастающее значение этого сектора.

В результате расширения рынка увеличивается спрос на продукты на оптических носителях и онлайновые услуги. Очевидно, что спрос на мультимедийные продукты сосредоточен в основном в Северной Америке (50% мирового объёма продаж) и составляет 4 млрд. долл. Однако часть международных доходов, получаемых с американского рынка, должна со временем уменьшиться в пользу других регионов, в частности Тихоокеанского.

Офлайновые продукты. Спрос на мультимедийные продукты и услуги в основном определяется потреблением оптических дисков, поскольку они являются основным средством поддержки мультимедийных продуктов и услуг. Прямой, онлайновый доступ к этим услугам в большинстве случаев все ещё находятся в процессе развития.

Онлайновые продукты.

Увлечение мультимедиа выражается в значительном повышении спроса на онлайновые услуги, особенно на сети обмена данными и базы данных прямого доступа. Интернет является основной сетью обмена данными в мировом масштабе, объединяя 100 тыс. сетей в 200 странах. Не вызывает сомнения, что стремительное развитие этой сети сформировало огромный рынок пользователей мультимедийных продуктов, но, к сожалению, мы пока не располагаем достоверными данными по этому вопросу.

Контент компакт-дисков.

Сложно установить общие черты в потреблении мультимедийных продуктов в различных странах. Это связано с ограниченным количеством достоверных и современных данных, а также с отсутствием чётких определений. К какой категории отнести детские видеоигры, развлекательные программы, продукты эротического содержания, туристические CD-ROM, компакт-диски для видеоприставки Play Station или картриджи для Nintendo, общеобразовательные и узкопрофессиональные CD-ROM.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Линейное и структурное представление мультимедиа информации. Средства создания и обработки изображения. Средства обработки 2D-графики и анимации. Средства создания и обработки звука, презентаций, гипермедиа-ресурсов и других мультимедиа-продуктов.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Общее представление о мультимедиа-технологиях. Цели применения продуктов, созданных в мультимедиа-технологиях. Мультимедийные ресурсы и средства разработки мультимедиа. Аппаратные средства, видео и анимация. Процесс создания мультимедийного проекта.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

    История появления мультимедийных технологий. Программные и аппаратные средства мультимедиа. Разработка flash-анимации с использованием графического редактора Adobe Flash Professional CS6. Обработка звуковых файлов, создание растровой и векторной графики.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Методы создания двумерных и трехмерных изображений. Классификация средств компьютерной графики и анимации. Системы для работы с видео и компоновки. Обзор программных продуктов для создания презентаций, двумерной и трехмерной анимации, 3D-моделирования.

    реферат , добавлен 25.03.2015

    Использование профессиональных графических примеров. Применение продуктов мультимедиа. Линейное и структурное представление информации. Мультимедиа ресурсы сети Интернет. Программное обеспечение мультимедиа-компьютера. Создание и обработка изображения.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2013

    Области применения мультимедиа. Основные носители и категории мультимедиа-продуктов. Звуковые карты, CD-ROM, видеокарты. Программные средства мультимедиа. Порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2015

    Тенденции развития компьютерных информационных мультимедиа-технологий. Носители мультимедийных продуктов. Типы данных мультимедиа, средства их обработки и аппаратная поддержка. Разработка плакатов в программе CorelDRAW X3. Построение чертежа в SPLAN.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2015

Взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD - compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Мультимедиа может быть представлена в виде основных составляющих:

Текст Аудио Изображения
Анимация Видео Интерактивность

Мультимедиа может быть грубо классифицирована как линейная и нелинейная . Аналогом линейного способа представления может являться кино . Человек , просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации , взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации , можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…

Возможности

Мультимедийные презентации могут быть проведены человеком на сцене , показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.

Мультимедийные игры - такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером . Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночу на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.

Лазерное шоу - «живое» мультимедиа представление

Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube или Яндекс.Видео , пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

Терминология

Различные трактовки термина «мультимедиа» -

Мультимедиа в образовании

Сайт о применении мультимедиа технологий в системе образования -


Wikimedia Foundation . 2010 .

В соответствии с многочисленными применениями мультимедиа продукты представляются самыми разнообразными форматами. Это и слайд-шоу, мультимедиа-презентация, мультимедиа-доклад, рекламный, промо ролик и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд-шоу

Слайд-шоу - это последовательная смена экранов с разнообразной информацией (информационная, рекламная, аналитическая, культурная, географическая). В слайд-шоу находят применение различные эффекты перехода от экрана к экрану. Как разновидность слайд-шоу можно использовать видео, анимационные блоки. Слайд-шоу может содержать фрагменты компьютерной графики: логотип компании, различные диаграммы, схемы, графики, в сочетании с динамичной музыкой и поставленным голосом профессионального диктора.

При производстве слайд-шоу возможно создание интерактивных слайдов. Интерактивное слайд-шоу позволяет выбрать необходимый блок изображений и эффектов перехода. Добавление, удаление, изменение изображений и видео роликов производится стандартными способами.

Слайд-шоу очень удобно использовать для конференций, презентаций, рекламных акций, выставок, мультимедиа киосков, мониторов и тренингов.

Мультимедиа-презентация

Создание мультимедиа-презентации позволяет использовать широкий спектр технологий для представления информации.

Для достижения намеченной цели активно используются все составляющие мультимедиа: видео, 3D-анимация, визуализация процессов, графические изображения, текст, звуковое и голосовое сопровождение. Мультимедиа-презентации успешно сочетается с выставочным оборудованием (проекторы, большие экраны, мониторы).

Презентации бывают линейные, интерактивные и смешанные.

Линейные презентации представляют собой рекламный ролик, как правило, со сложной графикой, видео вставками, хорошим звуковым и голосовым сопровождением, который после запуска проигрывается целиком. Пользователь при этом не может влиять на порядок просмотра презентации.

Интерактивные презентации обладают системой навигации, то есть позволяют пользователю самому выбирать интересующие его разделы и просматривать их в произвольном порядке. Этим они напоминают интернет-сайты, но в отличие от них, мультимедиа-презентации позволяют работать с большими объемами текста, видео, звука и графики.

Мультимедиа-презентации смешанного типа обладают свойствами линейных и интерактивных презентаций.

Мультимедиа-доклад

Мультимедиа-доклад позволяет сопровождать текста докладчика. Подобный доклад сочетает представление содержания доклада в виде графиков, изображений, иллюстраций с анимацией (3D, 2D), визуализации процессов, видео фрагментов. Для достижения цели активно используются все составляющие мультимедиа: видео, 3D анимация, графические изображения, текст, звуковое и голосовое сопровождение. Мультимедиа-доклады эффективны на конференциях, чтениях, презентациях. Они успешно сочетаются с презентационным оборудованием типа мультимедиа-проекторы, большие экраны, мониторы.

Мультимедиа доклад бывает:

  • * Линейного типа
  • * Интерактивного типа
  • * Смешанного типа

В линейных докладах пользователь не может влиять на порядок просмотра содержания. Доклад представляет собой линейный ролик, как правило, со сложной графикой, видео вставками, хорошим звуковым и голосовым сопровождением, который после запуска проигрывается целиком.

Интерактивные доклады обладают системой навигации, то есть позволяют пользователю самому выбирать интересующие его разделы и представлять их в произвольном порядке.

Мультимедиа доклады смешанного типа обладают свойствами линейных и интерактивных приложений.

Мультимедиа-доклад записывается на CD или DVD диск в виде самостоятельных исполняемых файлов для воспроизведения на компьютере или в виде видеоролика, который можно воспроизвести на любом DVD-проигрывателе (только для линейных мультимедиа-докладов).