Прогнозы будущего развития человечества кратко. Основные факторы единства современного человечества. Ослабление иммунной системы

Воображение позволяет нам «увидеть» правдоподобную модель заданной ситуации без риска, сопутствующего реальному её воплощению. Логические рассуждения позволяют предсказывать неизбежные последствия тех или иных действий в разнообразных ситуациях, и поэтому дают полезную информацию о будущих событиях. Индукция позволяет установить взаимосвязь причины со следствиями, и является основополагающим понятием для построения прогноза будущих событий.
Несмотря на наличие этих познавательных инструментов, полезных для понимания будущего, вероятностная природа многих природных и социальных процессов делала задачу прогнозирования будущего сложной, но желанной целью многих людей и культур на протяжении столетий.
Люди всегда стремились увидеть образы будущего. Поэтому пророки и предсказатели всегда имели огромное общественное значение. С целью прогнозирования будущего возникли эзотерические учения, астрология, хиромантия, суеверия. Развитие большей части физики также легко объяснить как попытку сделать объективные прогнозы о будущих событиях. Фантастика возникла как средство сверхдальнего прогноза с помощью художественного воображения.

Однако современная скорость научно-технического прогресса достигла такого уровня, что коренные изменения происходят многократно на протяжении жизни одного поколения, следовательно, в совершенно ином свете выстраивается видение будущего, а, следовательно, и задача прогнозирования путей дальнейшего развития. До сих пор люди жили традиционной жизнью, и в том постоянном, неизменном мире проблема планирования была нормальной, корректной задачей. Она ставилась и с некоторой степенью вероятности решалась. Сейчас же мы оказались в области, где сама постановка задачи о долгосрочном прогнозе развития является некорректной, горизонт сколько-нибудь надежного прогнозирования очевидным образом сужается. Однако именно эта непредсказуемость делает особенно востребованными сколько-нибудь достоверные предсказания, поэтому именно в этой новой ситуации даже минимально корректное прогнозирование становится критически актуальным.

Прогнозируемые варианты будущего включают как

Пессимистические картины будущего (экологическая катастрофа, третья мировая война, нанотехнологическая катастрофа), так и

Утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, и даже трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни.

Элвин Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI веков в связи с переходом цивилизации в сверхиндустриальную (постиндустриальную) фазу.
Ускорение темпа перемен глубоко вошло в нашу личную жизнь, заставило нас играть новые роли и поставило перед лицом новых опасностей. Все это можно описать термином «футурошок». Футурошок, или шок будущего, представляет собой ошеломляющую растерянность, вызванную преждевременным наступлением будущего.

Примеры несбывшихся прогнозов
О несбывшихся социальных прогнозах писал российский писатель и учёный Кирилл Еськов в своём эссе «Наш ответ Фукуяме»:
Д. И. Менделеев считал самой сложной технической проблемой двадцатого века утилизацию огромного количества навоза (ведь поголовье лошадей, ясное дело, будет и дальше прирастать прежними темпами);
А. Эйнштейн заявил за десяток лет до Хиросимы, что до практического использования атомной энергии дело дойдёт лет через сто - никак не раньше;
Бернард Шоу видел политическую карту будущей Европы так: «Франция и Германия? Это устарелые географические названия… Под Германией вы, очевидно, подразумеваете ряд советских или почти советских республик, расположенных между Уральским хребтом и Северным морем.»

Оптимистические сценарии будущего
Многие известные марксисты в рамках своего видения развития цивилизации неоднократно постулировали наступление коммунизма как неизбежного социального будущего.
В научной фантастике сложился образ будущего, в котором существует межзвёздная человеческая цивилизация, иногда включенная в более сложную систему цивилизаций иных разумных рас.
Вселенная Звёздный путь живописует гуманистическое и оптимистическое будущее. В нём создана межпланетная Федерация, исповедующая принципы терпимости и невмешательства. Правда, и во Вселенной Звёздный путь, идут бесконечные космические войны землян с боргами, кардасианцами и др. Во Вселенной Дэвида Вебера идут беспрерывные войны потомков землян между собой.

Технологическая сингулярность
«В течение ближайших тридцати лет у нас появится техническая возможность создать сверхчеловеческий интеллект. Вскоре после этого человеческая эпоха будет завершена].
Возможные пути образования сверхчеловеческого интеллекта:
Развитие Искусственного интеллекта,
Увеличение биологических возможностей человека,
Человеко-компьютерные системы.
Технологи;ческая сингуля;рность - предполагаемая точка в будущем, когда эволюция человеческого разума в результате развития нанотехнологии, биотехнологий и искусственного интеллекта ускорится до такой степени, что дальнейшие изменения приведут к возникновению разума с намного более высоким уровнем быстродействия и новым качеством мышления.
По мнению некоторых авторов, придерживающихся этой теории, технологическая сингулярность может наступить примерно к 2030 году. Однако её наступление не означает конца истории, скорее наоборот - будет окончена Предыстория человечества, и положено начало настоящей его Истории.
Есть гипотеза, что явно выраженной точки сингулярности, с острым кризисом, не будет. Развитие идет по S-образной кривой, и уже в ближайшее время начнётся торможение. А точка «сингулярности» - это такая точка на графике развития, в которой её скорость максимальна (середина S-образной кривой). О развитии по S-образной кривой см. также:

Возникновение искусственного интеллекта
Искусственный интеллект или будет создан людьми, или самозародится в сети (эмерджентная эволюция). Искусственный интеллект будущего будет иметь следующие преимущества над интеллектом человека:

1. скорость распространения сигналов между нейронами - 100 м/с, а между микросхемами - 300 000 км/с (скорость света), при этом и время срабатывания у нейронов мозга человека примерно в миллиард раз меньше по сравнению с кремниевыми элементами (на сегодня) и этот разрыв продолжает нарастать;
2. количество нейронов в мозгу человека ~ 86 миллиардов, у ИИ - практически без ограничений;
3. срок функционирования ИИ неограничен, в частности, например, вследствие возможного переписывания сознания - программы ИИ из одной электронной среды в другую;
4. при управлении цивилизацией не будет сказываться «человеческий фактор» (у любого человека всегда есть недостатки, а также, возможно, непонимание приоритетов развития);
5. непосредственная «вживляемость» ИИ в электронно-компьютерные сети, всё более опутывающие планету (то есть мгновенная одновременная обработка и управление миллиардами каналов).
В последние десятилетия в мире развивается новая прикладная область ИИ, специализирующаяся на искусственных нейронных сетях, уже дающую применения результатов в реальных приложениях. Нейросети оказались очень эффективными для предсказания временных последовательностей (таких, например, как курс валют или котировки акций)], для анализа и оценки рисков, предсказания электропотребления жилищными массивами городов
Помимо инвестиционных задач, искусственные нейронные сети начали широко использоваться в медицинской диагностике. Ведется интенсивное исследование и применение нейрокомпьютерной технологии при создании военной техники.
После обучения нейронная сеть становится моделью, которую можно применить к новым данным с целью прогнозирования.
Покорение космоса

См. статью – «Освоение Космоса – прогнозы и реальность»

Пессимистические сценарии будущего
Теории гибели западной цивилизации не обязательно включают в себя пессимистический сценарий будущего, так как могут предполагать торжество других цивилизаций и культур.
В связи с развитием нанотехнологий получил в последнее время в прессе популярность сценарий «серая слизь», согласно которому вышедшие из-под контроля самореплицирующиеся нанороботы поглотят всю биомассу Земли. Однако такой сценарий маловероятен, если источник управления будет находиться рядом с этими роботами, то есть будут предприняты соответствующие меры предосторожности.
Согласно пессимистическому сценарию энергетического кризиса, энергии просто не хватит на поддержание нашей высокотехнологической цивилизации, и мир вернется к доиндустриальному состоянию.

Библейское откровение о будущем представляет собой наступление Апокалипсиса, включающего в себя рождение Антихриста, второе пришествие Иисуса Христа, конец света и страшный Суд.

Научные прогнозы:

Будущее Вселенной
Так как наша Вселенная расширяется, то в далеком будущем во Вселенной нужно ожидать большие изменения. Чётко устоявшейся единой теории будущего Вселенной нет. Есть лишь много различных теорий.
Большой разрыв. Этот сценарий предполагает разрыв Вселенной на части, из-за её ускорения.
Большое сжатие. Этот сценарий предполагает сжатие Вселенной в сингулярность. Крайне маловероятен в связи с наблюдением ускоренного расширения вселенной.

Человек будущего
При условии правильного отношения к вопросам этики и социальным нуждам можно ожидать существенного улучшения человеческих способностей, эффективности общественной деятельности и качества жизни. Впереди более высокая фаза эволюции интеллекта. Технологический прогресс ведёт к тому, что уже скоро появятся киборги, разумные компьютеры.

Трансгуманизм
Трансгумани;зм - философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности.
Трансгуманизм - рациональное и культурное движение, утверждающее, что можно и нужно ликвидировать старение и смерть, значительно повысить умственные и физические возможности человека.
Это изучение достижений, перспектив и потенциальных опасностей использования науки, технологии, творчества и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей.
Целью крионики, например, является перенос только что умерших или терминальных (обреченных на смерть) пациентов в тот момент в будущем, когда станут доступны технологии репарации («ремонта») клеток и тканей и, соответственно, будет возможно восстановление всех функций организма. Такой технологией, по всей видимости, будет нанотехнология и, в частности, разработанные в её рамках молекулярные нанороботы.
По материалам Википедии.
Как видим – существуют прогнозы разнонаправленного характера. В наших силах и в наших интересах сделать так, чтобы сбылись прогнозы оптимистичные. Для этого уже здесь и сейчас можно сделать многое. Проект «Русский Космос» - часть этой работы – общечеловеческого масштаба и объема.
Следующий цикл статей будет посвящен будущему Земли – Претерраформирование: «Города будущего –« Проект Венера», «Проект «Гиперлоп» - транспорт будущего», «Города в океане- проект «Фридомшип», «Седьмое небо – парящий город Ричарда Бакминстера Фуллера».
Затем цикл статей о новых способах доставки грузов на орбиту: «Космический лифт Юрия Арцутанова», «Скайхок-небесный крюк», «Орбитальная башня Циолковского и проект фирмы «Obayashi», « «Пояс Земли – проект Артура Кларка»
Затем цикл о проектах преобразования планет Солнечной Системы – «Терраформирование – преобразование планет.»: «Луна», «Марс», «Меркурий» «Венера»

И на десерт - статья: "Шкала; Кардашёва" - о методе измерения технологического развития цивилизации, основанный на количестве энергии, которое цивилизация может использовать для своих нужд. Был предложен советским радиоастрономом Николаем Кардашёвым в работе «Передача информации внеземными цивилизациями», опубликованной в «Астрономическом журнале» в 1964 году.

Шкала определяет три категории, называемых соответственно тип I, II, и III: цивилизация I типа использует все доступные ресурсы, имеющиеся на её родной планете; цивилизация II типа - обуздывает всю энергию своей звезды; III типа - своей галактики.
Заметим - как высок был оптимизм и устремленность в будущее русских ученых - Циолковского, Арцутанова, Шкловского, Кардашева и многих других, безусловно веривших в безграничные возможности человеческого разума. И как низко упал сегодня этот энтузиазм - от покорения звезд до корыта с комбикормом, приправленным дешевым одуряющим пойлом. Это нормально - цикл отката заканчивается и скоро будет новый порыв и прорыв - уже объединенного человечества - примеры Проектов "Спайс - Экс" и "Тесла" Илона Маска, Проекта космического лифта японской фирмы "Обаяси", нескольких проектов НАСА, российской лунной станции внушают надежду и оптимизм. Как и будущее моего проекта "Русский Космос" - сети парков детских обучающих аттракционов для наших будущих российских космонавтов!!!

Будущее можно рассматривать в зависимости от периодов, взятых за основу исследования. Если имеют в виду понятие «обозримое будущее», то это перспектива ближайших двух-трёх десятилетий, которые входят в диапазон так называемых современных долгосрочных прогнозов. За пределами этих временных рамок простирается область сверхдолгосрочных прогнозов.

Формирование единой мировой цивилизации невозможно без научного предвидения, который способствует:

  • а) созданию условий для прогресса общества;
  • б) социального обновления общества;
  • в) преодоления кризиса цивилизации.

Актуальность и необходимость научного предвидения развития общества вытекает из необходимости объективного анализа механизмов формирования и реализации интересов, как всего человечества, так и различных стран, групп и индивидов, оценки для будущего новых жизненных процессов, их отбор и стимулирование.

Нужно отметить, что прогнозирование подразделяется по содержанию на научно-техническое и социально-демографическое и решает следующие задачи:

  • 1) вовремя заметить возникновение новых явлений;
  • 2) понять их истинную сущность;
  • 3) верно оценить их значение для будущего;
  • 4) определить, прогрессивны или регрессивны возникающие явления;
  • 5) поддержать прогрессивные процессы с помощью создания соответствующих условий.

По технологической процедуре прогнозирование включает в себя следующие этапы:

  • 1) определение объекта прогнозирования и постановку проблемы;
  • 2) определение целей, задач и времени утверждения прогнозируемого явления;
  • 3) выдвижение рабочих гипотез, методов прогнозирования;
  • 4) определение системы показателей, отображающих характер прогнозируемого явления.

По методу различают три вида прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.

Экстраполяция - продолжение в будущее тенденций и закономерностей, которые в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Всегда считалось, что из прошлого можно извлекать уроки для будущего, так как в основе эволюции неживой, живой и социальной материи лежат вполне определённые ритмические процессы.

Моделирование - представление изучаемого объекта в упрощенном, схематическом виде, удобном для получения выводов прогностического характера.

Экспертиза - прогнозирование на базе оценки, которая основывается на объективной констатации перспектив соответствующего явления.

Все три перечисленных способа как бы дополняют друг друга. Любая экстраполяция - это в определенной степени модель и оценка, любая прогностическая модель это оценка плюс экстраполяция, а всякая прогностическая оценка подразумевает экстраполяцию и мысленное моделирование. В каждом из указанных типов прогнозирования могут использоваться методы аналогии, индукции и дедукции, различные статистические, экономические, социологические и другие способы познания явлений.

Важно, что степень достоверности прогнозов зависит не только от применяемых методов, но и от точности и полноты исходной эмпирической информации, истинности теории и законов, на которые опирается прогноз. В связи с этим различают точные и вероятностные прогнозы. В исследовании сложных явлений приходится прибегать к вероятностно-статистическим прогнозам, когда прогнозируемый объект подвергается воздействию многочисленных факторов, не поддающихся полному учёту (квантовая механика, экономика, политика, психология и др.).

Примером результата прогнозирования сложных явлений является попытка предвидеть направленность развития цивилизации в целом. Здесь, по мнению исследователей, надвигается процесс интеллектуального передела. Первый передел -- территорий (первая мировая война), второй передел -- капитала (вторая мировая война), третий -- технологий (процесс, происходящий сегодня, включающий информационную психологическую революции, существование ракетно-ядерного, биологического, химического и других видов оружия).

Моисеев Н.Н. в своей концепции научного прогнозирования говорит о необходимости третьего поворота в истории человечества, который характеризуется отысканием новой модели взаимоотношений людей с природой и между собой. Первый поворот в истории, по мнению Н.Н. Моисеева -- введение системы табу в палеолите, которая переключила человека с биологического на общественное развитие. Второй поворот -- расширение экологической ниши в неолите, когда человек перешёл к производящему хозяйству.

Еще одной разновидностью прогнозирования является утопия, которая в отличие от научного предвидения, пытающегося точно и обоснованно представить развитие природных и социальных процессов в будущем, представляет собой нереальные планы социальных преобразований, описывает вымышленные страны, социальные ситуации, являющиеся образцом общественного строя. Тем не менее, утопия способна зафиксировать пока еще незаметные феномены в настоящем и сформировать ясные образы будущего. Поэтому, можно сказать, что утопия это социальный идеал, бегство от негативной действительности (Платон, Т. Мор).

Все утопии объединяет то, что они построены на основе критического анализа современного мира, общества и попыток введения альтернатив. Утопии в какой-то степени вводят в будущее, становятся ориентиром мышления, создают дополнительные модели развития. В ХХ веке появляется такая разновидность утопии, как антиутопия , цель которой изобразить негативные социальные ориентиры в заведомо пугающем или карикатурном виде, предполагающим их воплощение в жизнь.

Термин, введенный для обозначения области знаний, занимающейся прогнозированием, является “футурология ”. В начале 60-х годов футурология получила распространение на Западе в смысле “истории будущего”, “науке о будущем”. В данном направлении обоснованы отрицательные последствия научно-технического прогресса.

Организационным воплощением данного направления стал так называемый Римский клуб, включающий видных западных ученых (а с 90-х годов и российских ученых), политиков, бизнесменов.

В докладах Римского клуба отмечено, что на рубеже второго и третьего тысячелетий человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации. По инициативе ученых Римского клуба развернулось “глобальное моделирование” перспектив развития человечества.

Сами участники этих исследований разделились на два лагеря - оптимистов и пессимистов. Пессимисты - Ф. Фукуяма (концепция конца истории), А. Печчеи (работа “Сто страниц для будущего”), 3. Бжезинский (концепция глобального беспорядка), идеи Дж. Форрестера, Д. Медоуза говорят о грядущей катастрофе, оптимисты - С.Хантингтон (концепция столкновения цивилизаций), А. Тоффлер («Футурошок» и др.), М. Мисарович обосновывают возможность избежать апокалипсиса с помощью научного управления природными и социальными процессами.

Озабоченность мировой общественности проблемой выживания и создания достойной жизни актуализировали проблему сущности общественного прогресса, его признаков и типов. По вопросу типов общественного прогресса не существует особых разногласий, классификация типов соответствует основным структурным элементам общества. В связи с этим различают экономический, технический, социальный (политический, правовой, научный, моральный) прогресс, а также прогресс в сфере искусства и религии.

Рассматривая признаки общественного прогресса, следует отметить, что по этому вопросу существует множество точек зрения, так как такая ситуация во многом объясняется сложностью общества, его многоуровневостью и разветвленной системой взаимосвязей.

В отечественной литературе в качестве главного признака общественного прогресса выдвигался показатель состояния и уровня развития производительных сил. И хотя впоследствии к этому показателю был добавлен критерий равномерного и справедливого распределения готового продукта, тем не менее, все они работали в экономической сфере.

С.Э. Крапивенский, занимаясь исследованием интегративных показателей, предложил в качестве такого показателя уровень гуманизации общества, то есть положение в нём личности, степень её экономического, политического и социального освобождения уровень удовлетворения её материальных и духовных потребностей, состояния её психофизического и социального здоровья. И, наконец, как наиболее синтетический -- показатель средней продолжительности жизни.

Соглашаясь с важностью данных показателей общественного прогресса, следует сказать о необходимости поиска признаков общественного прогресса. Таковыми и являются: показатель, характеризующей темпы появления новаций по каждой из сфер (элементов) структуры общества: экономической, политической, правовой и т. д. Критерием достаточности или недостаточности новационных темпов является сама жизнь, то есть эффективность протекания технико-экономических, политических, научных и других процессов.

Следует отметить, что в каждой сфере общества накоплен достаточно точный инструментарий по оценке количества и качества новшеств, имеющих здесь место.

Следующий показатель общественного прогресса характеризует степень запаздывания от момента появления новации (новой идеи или её материализации) до её расширенного воспроизводства. Чем меньше этот показатель, тем общество прогрессивнее. Данное отставание существует в любых сферах общества, но в развитых странах оно сведено к оптимальному минимуму и работа в этом направлении продолжается.

Третий показатель характеризует всегда существующий интервал между новациями, имеющими место в разных сферах общества (экономической политической, правовой, и т. д.), то есть всегда одна или несколько сфер занимают лидирующую позицию, стимулируя развитие остальных. Следовательно, то общество прогрессивнее, где этот интервал меньше, где имеют место поступательное развитие всех сфер общества.

И, наконец, важным показателем прогрессивности общества является его способность менять регрессивные явления на прогрессивные. В любом обществе имеют место дисфункциональные явления, процессы, но сила общества как раз и проявляется в умении в короткие сроки заметить такое явление, поставить диагноз его причин, наметить и реализовать мероприятия по ликвидации данного негативного явления.

Таким образом, общественный прогресс не есть прямая уходящая вверх, это есть сложный зигзагообразный процесс, в котором прогресс и регресс, будучи качественно разнонаправленными процессами, существуют и реализуются одновременно, взаимоопределяют и взаимопредполагают друг друга.

Ярким примером таких регрессивных явлений являются так называемые глобальные проблемы современности.

Ученые до сих пор спорят о том, как давно на Земле появился человек разумный (Homo sapiens). Точно известно следующее: около 40 тысяч лет назад наши далекие предки уже жили на всех континентах. При огромной культурной разнице, в физиологическом и анатомическом смысле они были очень похожи на современных людей. Ученые полагают, что и сегодня Homo sapiens продолжает эволюционировать. При этом его организм оказывают влияние не только природные факторы (особенно те из них, которые вызывают генетические мутации), но и социокультурные параметры.

Поговорим о том, какие изменения человека в грядущие тысячелетия исследователи считают наиболее вероятными.

Источник: depositphotos.com

Увеличение роста

По данным антропологов, рост первобытного человека не превышал 160 см. Сейчас такие люди считаются низкорослыми. Средний рост россиянина в наши дни составляет 175-178 см, и даже среди представительниц прекрасного пола рост выше 170 см встречается довольно часто. Впрочем, данный параметр сильно зависит и от этнических особенностей, и от индивидуальной наследственности. Кроме того, ученые заметили, что в развитых странах, где высококалорийная пища доступна для всех, средний рост представителей каждого следующего поколения увеличивается, в то время как в регионах, где до сих пор наблюдается недостаток продуктов питания, этого не происходит. Учитывая, что международное сообщество прилагает серьезные усилия для борьбы с голодом, можно предположить, что человек и в будущем будет понемногу подрастать.

Потемнение волос и глаз

Научно-технический прогресс сделал человека мобильным. Сейчас люди свободно перемещаются по миру, меняют места жительства и ассимилируются. Так происходят перенос и вливание нового генетического материала в этнические группы, до недавнего времени жившие обособленно и сохранившие специфическую внешность. В тех случаях, когда специфика обусловлена рецессивными генами, она исчезает. Уже сегодня наблюдается уменьшение количества людей со светлыми волосами и глазами. Ученые считают, что этот процесс будет продолжаться, и в будущем голубоглазые блондины станут настоящей редкостью.

Увеличение числа полных людей

Причиной роста числа людей, имеющих избыточный вес, является не столько доступность высококалорийных продуктов, сколько сдвиг пищевых пристрастий многих жителей развитых стран в сторону фастфуда. Такая еда удобна, ее не нужно готовить. Помимо того, производители вводят в ее состав добавки, вызывающие привыкание и отказ от обычной домашней пищи. Печальные результаты повального увлечения фастфудом стали заметны давно. По статистике, за последние 20 лет количество европейцев, страдающих ожирением, увеличилось вдвое. К сожалению, без осознанного перехода на здоровое питание этот процесс будет продолжаться.

Изменения зубов и челюстных костей

Основным фактором перемен во внешности выступает изменение рациона человека. Доля продуктов, употребляемых в необработанном виде, неуклонно уменьшается. Производители пищи, стараясь сделать ее как можно более привлекательной, часто идут по пути устранения твердых компонентов. Потребление еды, практически не нуждающейся в измельчении, приводит к тому, что жевательный аппарат человека не испытывает запрограммированных природой нагрузок и постепенно становится ненужным. На практике это приводит к ослаблению челюстных костей, жевательных мышц и зубных тканей. Многие люди уже сегодня рождаются без зубов мудрости. По мнению ученых, есть вероятность, что зубы человека с течением времени будут мельчать, а ослабление челюстного аппарата приведет к изменению черепа, что сильно скажется на внешности наших далеких потомков.

Сокращение объема мышц

Повседневные дела современного человека, как правило, не требуют значительных мышечных усилий, а заниматься спортом стремятся далеко не все. Таким образом, крепость мышц и скелетных костей становится излишним с точки зрения эволюции признаком. Существуют гипотезы, представляющие человека будущего в виде физически слабого существа с огромным мозгом, но не способного даже самостоятельно передвигаться. Скорее всего, это преувеличение, но то, что мы физически гораздо слабее первобытных предков, можно считать установленным фактом.

Ослабление иммунной системы

Прогресс медицины помог человечеству избавиться от многих смертельно опасных недугов и поспособствовал увеличению продолжительности жизни. К сожалению, многие научные открытия имели и отрицательные последствия. В частности, широкое использование антибиотиков стало причиной ослабления естественного иммунитета человека. Наша иммунная система уже привыкла к тому, что ее функции берут на себя лекарственные препараты, средства бытовой химии и парфюмерно-косметические товары. Ряд ученых считает, что и в дальнейшем защитные силы человека будут слабеть, делая его все более зависимым от достижений цивилизации.

Стирание гендерных различий

Некоторые исследователи говорят о развитии в будущем постгендерного общества. Так они называют общность людей, гендерные различия между которыми в значительной степени стерты. Отдельные элементы подобных перемен можно наблюдать уже сегодня. Многие жители развитых стран проявляют несвойственные своему полу черты и привычки (появляются слишком женственные мужчины и излишне мужественные женщины). Растет количество однополых семей, а также число людей, стремящихся воспользоваться репродуктивными технологиями, не требующими участия постоянного партнера противоположного пола. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что со временем естественное воспроизводство совсем исчезнет, но и тенденции стирания гендерных различий не стоит совсем сбрасывать со счетов.

Рост числа людей, страдающих депрессией

По статистике, около трети американцев сегодня страдают от депрессии. Современный человек практически ежедневно попадает в стрессовые ситуации, влекущие ухудшение его физического и психического здоровья. Ученые полагают, что со временем ситуация будет усугубляться, и считают склонность к депрессии одним из факторов, способных привести человечество на грань вымирания.

Прогнозы исследователей выглядят неутешительно. Получается, что наши потомки обречены быть слабыми, болезненными, депрессивными и чрезмерно зависимыми от достижений цивилизации. В некотором смысле это правда, но каждый из нас все же может повлиять на ситуацию. Необходимо изменить собственное существование: отдать предпочтение здоровому питанию, заняться спортом, отказаться от неоправданного употребления лекарств, выработать позитивный взгляд на мир. Только так мы подадим своим детям благой пример, который поможет им жить правильно, интересно и эффективно. В конечном счете это способно положительно отразиться на здоровье и внешности следующих поколений.

Видео с YouTube по теме статьи:

Великий британский физик Стивен Хокинг предупреждает человечество о скорой и почти неминуемой гибели. В новом документальном фильме «Стивен Хокинг: Экспедиция Новой Земли» он перечисляет все основные угрозы, способные уничтожить человечество: перенаселение, астероиды, эпидемии и так далее. Отдельной строкой учёный выделяет опасность атомной войны, искусственного интеллекта и генетически модифицированных вирусов. Он считает, что через сто лет количество угроз перед нашей цивилизацией возрастет настолько, что гибель человечества уже никому не будет казаться фантастикой.

Несколько раньше Хокинг заявлял, что у человечества есть примерно тысяча лет, чтобы избежать гибели, найдя пригодный для жизни мир и колонизуя его. Теперь эти сроки уменьшились в десять раз, так что найти и колонизовать другой мир (считай, ) возможным никак не представляется.

Хорошая новость пришла от Рэя Курцвейла, американского изобретателя и футуролога, а по совместительству технического директора компании Google. Он собрал воедино все основные прогнозы, данные им в течение двух последних десятилетий, и уточнил сроки их осуществления вплоть до года. Этих прогнозов около 30-ти, и с ними можно познакомиться, например, .

Господин Курцвейл пророчит человечеству рай, причём почти немедленный. Правда, в этой бочке рая кроется почти незаметная глазу ложка ада. Мы не очень понимаем, что имел в виду футуролог «под распространением технологической сингулярности на всю Вселенную» (а как же насчёт скорости света, которую, согласно Эйнштейну, ?), но сама эта технологическая сингулярность в переводе на общепонятный язык означает состояние технического прогресса, при котором он станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступен нашему пониманию. И это скорее плохо, чем хорошо.

Комментируя прогнозы для «ТД», профессор физического факультета МГУ Владимир Липунов благосклонно отнёсся к предсказаниям Курцвейла, но заметил, что даже если все они сбудутся в указанные сроки, нашу цивилизацию это не спасёт. Её гибель, по словам Липунова, неминуемо забрезжит именно через сто, максимум через несколько сотен лет. К этому выводу астрофизик приходит путём несложных вычислений, основанных на том, что почти полвека поисков следов, которые могли бы оставить инопланетные цивилизации, не дали никакого результата.

― Учёные задумывались над этим давно, ― говорит Владимир Липунов. ― Ещё в 1950 году Энрико Ферми задал вопрос о том, что было позже названо Великим молчанием Вселенной: «Если в нашей галактике существует множество внеземных цивилизаций, то почему мы до сих пор не видим такие их следы, как космические корабли или зонды?». В конце 80-х я рассчитал среднее время жизни любой технологической цивилизации в период, когда её технологии начинают развиваться по экспоненте. Если наша планета не уникальна, следует предположить, что разумных, а главное, технологически развитых цивилизаций должно быть много. Они могут входить в контакт друг с другом, если время их существования и расстояние между ними позволяют такой контакт. За миллиарды лет можно если не освоить, то хотя бы изучить всю галактику, оставив повсюду свои следы, и, конечно, войдя в контакт с другими цивилизациями. А если контакта нет, то, значит, жизнь такой цивилизации коротка и, по моим расчётам, составляет в среднем около сотни или нескольких сотен лет. Впоследствии к тем же результатам независимо пришли коллеги из России и США, и это очень хорошо совпадает с прогнозами Стивена Хокинга.

Человек, пишущий эти строки, в силу своего характера с равным скепсисом относится к обоим прогнозам. На его взгляд, обещания Курцвейла в большинстве своем вполне реализуемы, но сроки их исполнения вызывают большое сомнение ― особенно если учесть сопротивление, с которым будут сталкиваться некоторые из этих новаций.

Насчёт скорой гибели человечества тоже можно найти возражения ― хотя бы потому, что встретить её очень не хочется, и приятнее верить в обратное по принципу «авось пронесёт». Однако некоторые ограничения на этот «авось» наложить всё же придётся.

Возьмём, к примеру, искусственный интеллект: один из ведущих специалистов по нему, британский профессор Кевин Уорвик, нисколько не сомневается, что в скором времени искусственный мозг перегонит человеческий. Но тут же оговаривается: главное, по его мнению, не терять контроля над новым разумом, иначе ваш верный помощник превратится в детище Франкенштейна, а его литературный аналог покажется Чебурашкой. Однако, сожалеет профессор, сделать это будет трудно, пока в мире идут войны и воюющие стороны хотят использовать передовое оружие. В такой обстановке, говорит Уорвик, неизбежна быстрая гонка интеллектов, и тут уж будет не до контроля. Если рассматривать прогнозы Курцвейла о людях-киборгах, чипах, внедренных в мозг, нанороботах и так далее, то здесь аналогичная опасность таится в террористах ― они вполне могут использовать эти «чудеса» в своих целях.

Поэтому прежде чем достигать обозначенных футурологом целей, человечеству придётся полностью избавиться и от войн, и от терроризма. Можно попробовать сделать это на Земле, а можно избрать более легкий путь и начать искать подходящую для жизни планету, где нет ни войн, ни террористов. Правда, с определённой точки зрения и это не гарантия: как сказано в одной книге, «когда [люди] будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба».

шенствовании средств и методов ведения войн. Но война есть порождение политики и идеологии, поэтому причины усиления военного комплекса и угрозу термоядерной войны надо видеть не в науке или технических достижениях, а в несовершенстве самого общества, ориентированного на насилие.

Таким образом, основные аспекты этой проблемы, как и экологической (рассмотренной в предыдущем вопросе), убеждают и позволяют сделать вывод, что глобальные проблемы современности имеют не чисто технический, а социальный характер. Они включают в себя целый комплекс социально-экономических, политических, идеологических и т.п. причин и аспектов. Поэтому решение глобальных проблем в своей основе должно идти через единство технического, научного и социального с доминированием последнего и с ориентацией на гуманистические ценности.

Литература

2. Ростов-на-Дону, 2003. – Гл. 12, п. 3.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты постиндустриального общества.

2. Почему современное общество называют еше информационным?

3. Раскройте понятие технократизма. В чем его негативная роль для современного человека?

4. В чем причина появления технического алармизма?

5. На каких основаниях строит свои рассуждения культуркритицизм?

6. Какие проблемы современного человека вызваны бурным развитием науки и техники?

8. Какие проблемы современности получили название «глобальных»? Каковы причины их возникновения?

9. Назовите современные основные глобальные проблемы.

Раздел 10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тема 10.1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО

Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно-биологическое существование. Задача сложна, поскольку сложен и во многом непредсказуем сам мир человека, строящийся на активном вмешательстве идеального в ход развития. Тем не менее общественная мысль в силу творческой способности неизбежно переходит к прогнозам будущего, опираясь на прошлое и настоящее. Но если ранние концепции, не имея разработанной научной методологии познания, опирались на мечты и фантазии, то современное видение будущего стремится использовать весь арсенал достижений науки, прежде всего в области гуманитарного знания. Однако, используя данные науки, не следует забывать, что философское познание отлично от научного, поэтому его прогнозы должны строиться на включенности человека как живой активной силы в происходящие события в мире. Поэтому философия, учитывая субъективный фактор развития, отходит от принципа однозначности и неизбежности истории человека и общества. Но, обладая прогностической функцией, она выдвигает свои прогнозы относительно будущего. (Хотя часть философов и отрицает возможность предвидения.)

В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологи- ческий, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно и самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно проследить будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что познание мира возможно, постоянно расширяется и углубляется, поэтому возможно и прогнозирование как особое познание.

Логический аспект делает упор на постоянстве законов логики, которые помогают организовывать человеческое мышление и, соответственно, познание.

Нейрофизиологический аспект основывается на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

Литература

1. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. – Гл. 12, п. 1.

Тема 10.2. НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно-биологического своеобразия (эволюции, типов нервной деятельности, законов биологического регулирования и жизненного ритма, генетической структуры и т.п.) сформулировали особое направление в философской прогностике, касающееся индивидуально-биологических перспектив развития человека . Рассматриваемые вопросы касаются продления индивидуальной жизни человека, возможности естественно-эволюционного или искусственного изменения его биологической природы и т.д.

Один из путей этого прогнозирования – использование открытий генетики, изучающей взаимодействие наследственности и среды. Практические использования искусственных генов, что применяется в медицине уже сейчас, позволяет расширить адаптационные возможности человека, особенно того, который наделен наследственными болезнями. Генетика человека – проникновение

â сокровенные тайны его биологического существования, в результате чего можно достичь большего высвобождения человека из природы, так как при этом он становится буквально творцом самого себя. Развившиеся на основе генетики «генная инженерия» и «евгеника» (от греч. eugenes – хорошего рода) как раз и ставят своей задачей улучшение человеческого рода. Интенсивное изучение существующей генетической изменчивости, получение со временем более глубоких знаний относительно генофонда и генетического объема популяций сделает возможным создание планов контроля над биологической структурой человека, приспосабливая его к определенной среде.

Бесспорно, изыскания генетики плодотворны, но не следует забывать, что философия исходит из многогранности человека. Ее гуманистический смысл заключается прежде всего в представлении человека как части не только природного мира, но и социального, духовного. Будущее человека получит огромные возможности благодаря использованию изменчивости генофонда, но примет ли он ответственность за свою осознанную способность контролировать свою собственную генетическую судьбу? Если человек начнет контролировать свою собственную эволюцию, он должен ясно представлять себе те определенные ценности, к реализации которых будут приложены его усилия. Способен ли на это человек? И в чьих руках будет находиться это регулирование? С точки зрения философии вопрос еще и в том, насколько человек социально и духовно сохранит тождественность с самим собой? Насколько принцип гуманизма будет отвечать своему содержанию, если сам человек станет «подопытным кроликом»?

Другая направленность концепций будущего делает упор на социальные и духовные силы человека . Опираясь на ценности техногенной цивилизации, авторы в качестве перспектив общества видят «гуманизированную» технику. По их мнению, техника и новые технологии должны принимать во внимание человека и окружающую его природу. Общественно-политический прогресс будущего будет определяться тем, в какой мере удастся переработать достижения научно-технического прогресса в социальном отношении. Путь продвижения – это не возвращение к старым идеям, а развитие заново продуманных технологий. Для новых технологий, по их мнению, нужен «инженер будущего», который

â процессе своей профессиональной подготовки менее всего должен быть «накачан» техническими знаниями. Прогресс, несомненно, не в последнюю очередь будет зависеть от того, что творческая созидательная деятельность инженера определяется мышлением в рамках целых систем с учетом внетехнических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям. Этот процесс можно понимать как смену приоритетов: не техника господствует над человеком, а человек использует ее для всестороннего развития своих сущностных сил.

Большое место в прогностических концепциях занимают идеи эволюционизма и воспитания нового экологического сознания сопричастности человека космической эволюции . В свое время В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден и их современные последователи строили свои рассуждения на основе единства человека и природы через человека (от человека к природе), рассчитывая на его возросший интеллектуальный потенциал. Суть их взглядов в том, что в результате эволюционного процесса возникает новая геологическая сила – научная мысль социального человечества. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. В результате этого связь «вселенная – природа – человек» получает новое качество, где человек с его разумом становится в центр этой связи. Поэтому на определенной ступени развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за ее дальнейшую эволюцию с тем, чтобы выжить. Эволюция биосферы приобретает направленный характер. Сегодня мы употребляем для этого термин

«коэволюция» человека и биосферы. В качестве своеобразия и одновременно фактора развития современного общества ими выдвигается процесс информатизации, который и способствует эволюционным процессам единения людей с природой, космосом и друг другом.

Литература

1. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. – Разд. 5, гл. 7, п. 5.

2. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. – Гл. 12, п. 2.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика философского предвидения в отличие от научного?

2. Какие основные философские аспекты возможности предсказания будущего следует отметить?

3. Почему ориентация лишь на биологическое изменение человека не может в полной мере раскрыть перспективы его развития?

4. Какой смысл заложен в идее «гуманизированной техники»?

5. На чем основаны идеи эволюционизма?