Тест по агееву материнская любовь. Сочинение по тексту М. Агеева, Ю. Трифонова. Готовые сочинения-рассуждения по исходным текстам. Что такое материнская любовь

Вариант № 1. По М. Агееву. Однажды в начале октября

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.


Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)*

* Михаил Агеев (Марк Лазаревич Леви) (1898–1973) – русский писатель.

2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик оглянулся и посмотрел на мать (предложение 9)?»

1) Мать посмотрела на него, «как будто просила милостыни».

2) Рассказчик хотел понять, над чем смеялись его друзья.

3) Рассказчик почувствовал, что обидел мать.

4) Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется».

3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

Ответ: ___________________________.

4 Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

Ответ: ___________________________.

5 Из предложений 13–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов - ОНН-, - ЕНН-, пишется НН».

Ответ: ___________________________.

6 Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом.

Ответ: ___________________________.

7 Замените словосочетание «к железным воротам» (предложение 15), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Ответ: ___________________________.

8 Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: ___________________________.

9 Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

Ответ: ___________________________.

10 Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Когда началась большая перемена,(1) когда всех нас по случаю холодной,(2) но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать,(3) только тогда я вспомнил про конверт и понял,(4) что она,(5) видно,(6) не стерпела и принесла его сама.

11 Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

Ответ: ___________________________.

12 Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Приблизившись,(1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить,(2) но мать,(3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой,(4) помахала рукой,(5) и я,(6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами,(7) подошёл к ней.

Ответ: ___________________________.

13 Среди предложений 11–15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

Ответ: ___________________________.

14 Среди предложений 8–12 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.

Ответ: ___________________________.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном

листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием

сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Безграничной считается материнская любовь к своему ребёнку. Мать одаривает его нежностью, добротой, лаской. Она всегда способна понять его, поддержать в сложную минуту, и никогда не предавать. Мать – это главная опора в жизни детей, и именно на материнской любви держится весь мир. Если бы не было её, то не существовало бы и нас, а в мире господствовала бы злость, недружелюбие, и одиночество.

Человек, плохо поступивший по отношению к матери, впоследствии приходит к осознанию то, что он неправильно сделал, и его начинает преследовать чувство вины. Никогда нельзя в адрес мамы говорить грубые и оскорбительные слова, или унижать её .

В качестве веского аргумента в пользу такого мнения служит произведение М.Агеева. Грустно видеть, как мальчик плохо относится к матери. Причиной презрительного отношения стала её ужасная одежда. Стыдясь внешнего вида матери, сын грубо разговаривает с ней: " Нежности … не ко двору, …коли деньги принесла, …пусть сама … платит." Персонаж текста сказал товарищам, что женщина эта не является его родной матушкой, и представляет её в качестве обнищавшей гувернантки. Несмотря на то, что сын её унижает, оскорбляет, холодно с неё разговаривает, мать любит собственного ребёнка.

Вторым фактом, подтверждающим тезис, выступает пример, взятый из жизненного опыта. Однажды мной была прочитана легенда о двух курганах. Поразило больше всего то, как относится сын к матери. Он был женат на женщине, не любившей его матушку. Супруга героя попросила принести ей сердце его матери, и у него поднялась рука на самого родного для себя человека. Когда в руке его находилось сердце убитой им матери, он заплакал. В итоге, герой произведения пожалел о свершении ужасного поступка. Однако материнская любовь настолько сильна, что никогда не умирает. Желая добра сыну, она совершила чудо, оживив сердце: "… закрылась растерзанная грудь, …мать … прижала голову сына к груди." Поражает в этой легенде безграничность любви матери: после сделанного, она простила своего сына.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Сочинение 15.3 «Что такое материнская любовь?» по тексту Яковлева

(172 слова) Материнская любовь – это самозабвенное чувство матери к своему ребенку, которое проявляется в заботе, поддержке и понимании. Что бы ни случилось, она всегда простит и поможет в трудную минуту, жертвуя собой.

«Нет ничего более жестокого, чем просить у матери хлеба, когда его у нее нет» — говорит рассказчик, вспоминая свою жестокость по отношению к матери, которая отдала ему последнюю еду, а себя обделила. Он обидел ее, швыряя стулья и ругаясь, что ему «мало». А она даже не упрекнула его. Вся сила материнской любви проявилась в ее молчаливых слезах. Она винила не его, себя винила, что не достала больше колбасы.

Пример из литературы, который демонстрирует любовь матери, – это история семейных взаимоотношений в рассказе Солженицына «Матренин двор». Матрена всю жизнь положила на воспитание Киры – даже не родной ее дочери. В результате, бессердечная девушка высосала все соки из Матрены, выторговала на свои нужды все, что имелось у ее приемной матери. А женщина была рада отдать всю себя, только бы дочери стало лучше.

Таким образом, материнская любовь – это самоотречение во имя новой жизни, нового человека, нового времени.

Пояснение.

15.1 Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. Современный лингвист С.И. Львова считает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».

Я понимаю это высказывание так: знаки препинания функционально значимы, они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

Для подтверждения этого утверждения обратимся к тексту М. Агеева. В тексте много сложных и простых осложненных предложений, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 8 (Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза) запятые отделяют однородные сказуемые: стояла, слушала; а также выделяют обособленное обстоятельство «виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». Таким образом, в предложении выделяются в составе высказывания специфические конструкции, передающие на письме оттенки смысла.

В предложении 6 четыре раза используется тире. В первом и втором случае - в обозначении чередования: от прямой речи совершается переход к обычному тексту и вновь к прямой речи. В другом фрагменте этого же предложения (а я думаю - испугается, так вот - принесла) тире выполняет другие функции: указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям, при этом тире является ещё и показателем паузы в речи героини: она в замешательстве, стыдится, что ей пришлось совершить поступок, которым она боится обидеть сына.

Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.

15.2 Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Вот о чём говорят финальные строчки текста.

В предложении номер 5 находим подтверждение нашего предположения. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.

Чувство глубокой жалости испытываем мы, когда читаем, как безропотно мама выслушивала Витины наставления. Об этом говорится в предложении номер 8: «Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». В этих глазах нет даже укора своему сыну за его отношение к ней, мамины глаза по-прежнему святятся лаской и теплотой.

Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек - мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.

15.3 Материнская любовь - это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может наказать, но чаще всего привыкла миловать.

Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.

В стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце матери» читаем о том, как сын в угоду любимой отдал ей сердце своей матери. При этом материнское сердце продолжало любить своего ребёнка. В стихотворении заложен глубокий смысл: звучит призыв: «Люди, задумайтесь! Нельзя так относиться к маме! Не разрушайте свою связь с самим собой, разрывая связующую ниточку с мамой!»

Мать для ребенка - это его связь с детством, самой беззаботной и чистой порой жизни. Пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки, тогда, возможно, мы сможем дольше чувствовать их заботу.

Марк Агеев

Роман с кокаином

ГИМНАЗИЯ

БУРКЕВИЦ ОТКАЗАЛ

Однажды в начале октября, я - Вадим Масленников (мне шел тогда шестнадцатый год), рано утром, уходя в гимназию, забыл с вечера еще положенный матерью в столовой конверт с деньгами, которые нужно было внести за первое полугодие. Вспомнил я об этом конверте, уже стоя в трамвае, когда - от ускоряющегося хода - акации и пики бульварной ограды из игольчатого мелькания вошли в сплошную струю, и нависавшая мне на плечи тяжесть все теснее прижимала спину к никелированной штанге. Забывчивость моя, однако, нисколько меня не обеспокоила. Деньги в гимназию можно было внести и завтра, в доме же стащить их было некому; кроме матери в квартире жила за прислугу лишь старая нянька моя Степанида, бывшая в доме уже больше двадцати лет, и единственной слабостью, а может быть, даже страстью которой были ее беспрерывные звонки, как щелканья подсолнухов, шушуканья, при помощи которых за неимением собеседников вела она сама с собой длиннейшие разговоры, а подчас даже и споры, изредка прерывая себя громкими, в голос, восклицаниями, как-то: «ну-да!» или «еще бы!» или «открывай карман шире!» В гимназии же я об этом конверте и вовсе забыл. В этот день, что впрочем отнюдь не часто случалось, уроки были не выучены, готовить их приходилось частью за время перемен, частью даже тогда, когда преподаватель находился в классе, и это жаркое состояние напряженности внимания, в котором все с такой легкостью усваивалось (хоть и с такой же легкостью, спустя день, забывалось), весьма способствовало вытряхиванию из памяти всего постороннего. Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды, выпускали во двор и на нижней площадке лестницы, я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что видно она не стерпела и принесла его с собой. Мать однако стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то еще больше усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на нее оглядывались и что-то друг другу говорили. Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не веселой улыбкой, позвала меня - и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней. - Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и желтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели; - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю испугается, так вот - принесла. Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шепотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору и что уж коли не стерпела и деньги принесла, так пусть и сама платит. Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако, сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. Мать все так же стояла на верхней плищадке и, печально склонив свою уродливую голову, смотрела мне вслед. Заметив, что я смотрю на нее, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только еще больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, - я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка, что пришла она ко мне с письменными рекомендациями, и, что если угодно, то я с ней познакомлю: они смогут за ней не без успеха поухаживать. Высказав все это, я, не столько по сказанным мною словам, сколько по ответному хохоту, который они вызвали, почувствовал, что это слишком даже для меня и что говорить этого не следовало. Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за нее сердце.

Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго, причем отчетливое ее иссякание, и значит полное исцеление мое от этой боли произошло как бы в два приема, когда я, вернувшись из гимназии домой, вошел в переднюю и прошел по узкому коридорчику нашей бедной квартирки, где шибко пахло кухней, к себе в комнату - боль эта, хоть и перестав уже болеть, все еще как-то напоминала о том, как она час тому назад болела; и дальше, когда, придя в столовую, я сел к столу и передо мною села мать, разливая суп, - боль эта меня уже не только не беспокоила, но мне даже и представить себе было трудно, что она когда-либо могла меня тревожить.

Но только я почувствовал себя облегченным, как множество злобных соображений начали волновать меня. И то, что такой старой старухе надобно понимать, что она только срамит меня своей одеждой, - и то, что незачем ей было шляться в гимназию с конвертом - и то, что она заставила меня лгать, что лишила меня возможности пригласить к себе товарищей. Я смотрел, как она ела суп, как, поднимая ложку дрожащей рукой, проливала часть обратно в тарелку, я смотрел на ее желтые щечки, на морковный от горячего супа нос, видел, как она после каждого глотка беловатым языком слизывает жир, и остро и жарко ненавидел ее. Почувствовав, что я смотрю на нее, мать, как всегда нежно, взглянула на меня своими выцветающими карими глазами, положила ложку и, будто этим своим взглядом понуждаемая хоть что-нибудь сказать, - спросила: вкусно? Она сказала это словно с подыгрыванием под ребенка, при этом с вопрошающим утверждением мотнув мне седой головкой. - Ффкюснэ, - сказал и я, не подтверждая и не отрицая, а передразнивая ее. Я произнес это ффкюснэ с отвращающей гримасой, словно меня сейчас вытошнит, и наши взгляды - мой холодный и ненавидящий, - ее, теплый открытый внутрь и любящий, встретились и слились. Это продолжалось долго, я отчетливо видел, как взгляд ее добрых глаз тускнеет, становится недоумевающим, потом горестным, - но чем очевиднее становилась мне моя победа, тем менее ощутимым и понятным казалось то чувство ненависти к этому любящему и старому человеку, силой которого эта победа достигалась. Вероятно, поэтому-то я и не выдержал, первым опустил глаза и взял ложку и начал есть. Но когда внутренне примиренный, желая сказать что-то ничего незначащее, я снова поднял голову, то уже ничего не сказал и невольно вскочил. Одна рука матери с ложкой супа лежала прямо на скатерти. На ладонь другой, подпертой локтем о стол, она положила голову. Узкие губы ее, перекосив лицо, взбирались на щеку. Из коричневых впадин закрытых глаз, веерами тянувших морщины, текли слезы. И столько беззащитности было в этой желтой, старенькой головке, столько незлобивого горького горя, и столько безнадежности от этой никому не нужной теперь ее гадкой старости, - что я, все косясь на нее, уже подозрительно грубым голосом сказал - ну, не надо, - ну, брось, - ведь не о чем, - и хотел было уже прибавить - мамочка - и может быть даже подойти и поцеловать ее, как в этот самый момент с внешней стороны, с коридора, нянька, балансируя на одном валенке пнула другим в дверь и внесла блюдо. Не знаю, для кого это уж и зачем, но только тут же я хватил кулаком по тарелке, и болью пораненной руки и облитыми супом брюками, окончательно уверованный в своей правоте, справедливость которой как-то туманно подкреплялась чрезвычайным испугом няньки, - я, грозно выругавшись, пошел к себе в комнату.

Вскоре после этого мать оделась, куда-то ушла и вернулась домой лишь под вечер. Заслышав, как она прямо из передней простукала по коридору к моей двери, постучала и спросила - можно, - я бросился к письменному столику, поспешно раскрыв книгу и, сев спиной к двери, скучно сказал - войди. Пройдя комнату и нерешительно подойдя ко мне сбоку, причем я, будто углубленный в книгу, видел, что она еще в шубке и в черном своем смешном капоре, мать, вынув руку из-за пазухи, положила мне на стол две смятых, словно желающих стыдливо уменьшиться, пятирублевых бумажки. Погладив затем своей скрюченной ручкой мою руку, она тихо сказала: - Ты уж прости меня, мой мальчик. Ты ведь хороший. Я знаю. И, погладив меня по волосам и чуть призадумавшись, будто еще чтото хотела сказать, но, не сказав ничего, мать на цыпочках вышла, тихонько прищелкнув за собою дверь.