Что такое патина? Патина на металле. Патина на монетах. Разновидности натуральной патины на монетах Что такое патина

Около 2600 с половиной лет назад начали появляться первые монеты. Их материал, разнообразие и ценность с тех времен изменились кардинально. На сегодняшний день любая раритетная монета производит впечатление чего-то уникального, и среди них встречаются свои редкие экземпляры.

Например, монеты, использующиеся в обороте на одном острове, которые по весу достигали пять тонн. Эти произведения нумизматики были выполнены в форме пластины. Массу достоинств имела столь удивительная форма монет. Количество камней вокруг хижины говорило о том, насколько богат житель острова, а также явное достоинство — вес монеты, ведь унести её не представлялось возможным.

В Китае роль денежных расчетов была отведена пластинам из металла, весом до 4 кг. Количество монет на них достигало сотни. Нетрудно посчитать, но при этом потерять монету было невозможно. Две части составляли австралийский доллар: снималась часть, что находилась по центру. Собственный номинал имела каждая часть доллара.

Интересно
Объектом внимания для коллекционеров являются не только старинные монеты, свои места среди уникальных монет заслуженно занимают инвестиционные и юбилейные монеты.

Благодаря высокой цене многие экземпляры являются хорошим экономическим вложением. Наибольшее влияние на цену коллекционных экземпляров на сегодняшний день оказывают технология самого производства, стилистика, эстетическая ценность и тираж произведенных единиц.

Монеты изготавливаются из различных металлов и принимают разнообразные формы. Вес их может достигать нескольких килограмм, а цветовая гамма не знает границ.

Царские монеты

Традицию производить монеты с изображением царя в России ввёл Петр l. На крупных монетах изображался его профиль. Этот закон отменил император Павел l. Известно, что он не отличался привлекательной внешностью. Он ввел запрет на изображение своего лица на деньгах и данная традиция почти на сто лет забылась.

Александр lll стал императором в 1881 году, выпускать монеты с главой государства вновь стало актуальной темой. Но его лицо разрешалось изображать только на деньгах, с крупным номиналом. Поскольку не допускалось, чтобы значительные деньги попали в руки к бедноте.

Николай ll во времена своего царствования всецело возобновил эту традицию. Коронационный рубль был выпущен в 1896 году. Данную монету целые поколения передавали как реликвию. Стоимость этих нумизматических изделий – около 24 тысяч рублей, а если изделие в хорошем состоянии, то цена достигает 114 тысяч рублей.

Рубль 1898 года – известен тем, что реликвия сделана из серебра. Выпуск монеты был посвящен открытию памятника Александру ll. Цена – 228 тысяч рублей, однако стоимость определенных экземпляров доходит до 685 тысяч рублей.

Памятный рубль 1912 года – цена подобной монеты составляет до 85 тысяч рублей.

Гангутский рубль – последняя нумизматическая памятная реликвия времен царской России. Цена экземпляров достигает 300 тысяч рублей. Если монета настоящая, то её стоимость может быть около 2 миллионов рублей и выше.

Редкий экземпляр золотых монет представляют собой 10 рублей 1906 года. Количество сохранившихся до наших дней монет всего 10 единиц, именно поэтому и цена очень высока — около 1,4 миллиона рублей.

Монеты СССР

Особую ценность среди монет СССР представляют монеты 5 копеек, 10 копеек и 15 и 20 копеек 1931, 1934 и 1958 годов. Цена многих экземпляров достигает 100 тысяч рублей. На рынке цена этих изделий имеет свойство стремительно расти. Именно поэтому эти уникальные денежные расчеты времён СССР являются хорошим способом инвестирования.

Монета «Георгий Победоносец» — первая монета СССР, используемая для инвестиций. Первый тираж составил 751 тысячу экземпляров. К сожалению, на западном рынке данная нумизматическая единица потерпела фиаско.

Патина на монетах

Патина — плёнка или налёт на меди, образующийся на её сплавах. Представляет собой многослойную структуру, но, как правило, патиной считают верхний слой карбоната меди зеленого оттенка. Существует два вида патины: искусственная и естественная.

Интересно
Появление естественной патины обычно занимает несколько месяцев, ждать достаточно долго. Тогда принято использовать искусственное патирование.

Патинирование медных монет

1. Для этого способа нужно использовать 5 грамм марганца и 20 грамм медного купороса. Два элемента растворяем в 1л воды. Затем данный раствор доводим до температуры 90 градусов. При достаточном нагревании раствора в него помещаем монеты. Конкретного отведенного времени выдержки монет не предусмотрено.

2. Второй способ осуществляется при помощи такого вещества, как серная мазь. Её следует нанести на монеты и оставить их на 5 минут. Лучше намазывать монету под водой, так как реакция происходит практически мгновенно. Когда станет заметен коричневый цвет, монету нужно прочистить и хорошо промыть водой. Это делается для того, чтобы монета не стала черной. Однако и так не стоит исключать возможности того, что она станет черной. Чтобы вернуть коричневый оттенок монете, протрите ей кусочком ткани, пропитанной жидкостью на жировой основе.

3. Для третьего способа характерно использование гипосульфита натрия. Обязательным условием является сухая поверхность монеты. Необходимо, чтобы она пробыла в нагретом растворе гипосульфита натрия. После того, как монета высохнет, нужно вытереть ее тряпочкой из мягкой ткани. Благодаря этому монета становится бронзового оттенка, а коррозия ей не страшна.

Патинирование серебряных монет

Патинирование серебряных монет предполагает собой наличие аммиака и нашатырного спирта. Кладем монету в морозильный отсек на полчаса. Подносим монету к ёмкости с аммиаком или нашатырным спиртом. Патину серого оттенка монета начнет приобретать моментально.

Как описывалось ранее, Патинирование монет зависит от материала, из которого они изготовлены, поэтому следует внимательно изучить, а затем выбрать наиболее подходящий для вашей монеты способ искусственного старения монеты.

В среде нумизматов и кладоискателей обычное окисление поверхности монеты принято называть изысканным словом «патина». А вот химик может сказать, что такое явление ничем не отличается от ржавчины на железе. Однако именно патина придает старинной монете особый шарм, свидетельствуя о ее подлинности.

Красивая патина может сказать о том, что монету хранили бережно и правильно. Но факт остается фактом: монета, покрытая патиной, умирает. Спустя десять тысяч лет монета полностью преобразуется в продукты окисления, слой патины проглотит ее целиком. Правда, процесс этот крайне медленный, и «налет эпох» на монетах очень ценят опытные коллекционеры (неопытные предпочитают монеты с блеском).

При этом не всякий вид патины считается привлекательным. Если патина, например, легла неровными бесформенными пятнами, то рейтинг и стоимость монеты падают.

Виды монетной патины

Серебряная патина

Образуется благодаря небольшому количеству сероводорода в воздухе либо в предметах (бумага, кожаные кошельки, холщовые мешочки) возле монеты. На поверхности серебряного кругляша образуется тонкий слой сульфида серебра. Цвет патины на серебряной монете может изменяться от переливчатых оттенков желтого, зеленовато-голубого вплоть до черного. Древние серебряные монеты из раскопов обычно черного цвета из-за воздействия серы, которая образуется в результате разложения органики в почве.

Хотя случай с сульфидом серебра - наиболее частый, серебро реагирует не только с серой. Например, реакция с хлоридами, содержащимися в почве, приводит к появлению непривлекательных серых и черных пятен, которые как наросты выступают над поверхностью монеты. Так образуется «роговое серебро».

Иногда серебряная монета патиной обязана металлу, входящему в ее сплав - например, меди. Серебряная монета с медью может покрыться зеленым налетом, с латунью или бронзой - красным или грязно-бурым.

Медная патина

Патина на медных монетах тоже разная. Коричневая или черная вызвана оксидом меди, зеленая - сульфатами или сульфидами меди. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, возникает из-за хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. Болезнь заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих!

Золотая патина

Хоть золото и менее всего химически активно, старинные и древние золотые монеты часто содержали в себе примеси. Благодаря этому мы видим патину и на золотых монетных дисках.Так, золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными пятнами. Они могут возникнуть от хранения золотых монет с медными.

Никелевая патина

Никель покрывается патиной незначительной, легкой, по цвету - дымчато-серой,либо бледно-голубой. Иногда бывает слегка золотистый оттенок. А вот радужная патина на никеле, со множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.

Кабинетная патина

Такое понятие, как «кабинетная патина» существует лишь в российском лексиконе. Когда вы слышите это словосочетание, вы сразу можете понять, что монета хранилась в помещении, а не была только что извлечена из-под земли удачливыми кладоискателями. Из истории понятия: «кабинетами» в царской России называли шкафчики для хранения монет, которые изготавливались из ценных пород дерева и отделывались бархатом. Патина в таких «кабинетах» образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались стенки шкафчика.

А что на Западе?

На Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (со множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты даже иногда оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров.

Искусственная патина

Искусственной патиной можно считать патину, которая наведена за короткое время. Способов ее навести очень много. Практикуется запекание в духовке внутри картофелины, обжиг паяльной лампой, окунание в кислоту, выдерживание в закрытой посуде со спичечными головками (такие монеты отличаются специфическим запахом), окуривание сигаретным дымом, выдерживание в отбеливателе, в содержащих серу химикатах, намазывание серной мазью или йодом.

Есть и другие не совсем честные технологии: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или в дубовых досках (аналог «кабинетной патины»), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.

Распознать поддельную патину можно. Ее характерные признаки таковы:

  • округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами;
  • цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;
  • патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях;
  • нелепые цвета на серебряных монетах - хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой;
  • патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;
  • патина лежит поверх царапин или других отметин;
  • патина имеет яркие, «фломастерные» цвета;
  • патина имеет желто-коричневую дымчатую окраску (своим появлением она обязана табачному дыму)

Помните, что искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты, а натуральная может расцениваться как особое преимущество.

Давно известно, что металлы под воздействием атмосферного кислорода со временем окисляются. И если железо в результате этого разрушается, то медь покрывается патиной - оксидно-карбонатной пленкой, замедляющей процесс окисления. Именно патина придает особое очарование старинной монете, косвенно свидетельствуя о ее подлинности. К сожалению, в процессе очистки вместе с загрязнениями приходится удалять естественную патину. Однако патинированием медных монет можно вернуть им вид не потревоженной старины. Зачастую искусственное патинирование монет оправдано с эстетической точки зрения, поскольку помогает заретушировать результаты их чистки.

Есть немало способов нанесения патины на медные монеты. При любом методе патинирования в основном применяется один и тот же набор инструментов. Достаточно иметь под рукой:

  • стеклянную или пластиковую емкость для приготовления растворов;
  • ванночку для промывания;
  • ложку;
  • мерный стакан;
  • настольные весы;
  • стеклянные и деревянные палочки;
  • кисточку;
  • средство для обезжиривания;
  • резиновые перчатки;
  • респиратор;
  • хозяйственное мыло;
  • губку;
  • ветошь;
  • бумажные полотенца.

До и после нанесения патины

Процесс нанесения патины

Несомненно, наличие «родной» патины надежно предохраняет монету от порчи. В идеале лучше ее, вообще, не трогать. Однако порой удаление коллекционных достоинств является вынужденной мерой по следующим причинам:

  • из-за начавшейся коррозии;
  • большого загрязнения;
  • сильной неравномерности патинирующего слоя.

В таких случаях приходится прибегать к самостоятельному патинированию. В связи с этим возникает резонный вопрос, как нанести искусственную патину на медную монету? Сущность данного процесса заключается в воздействии на медь химических веществ и составов.

Для патинирования обычно используют следующие методы:

  • опускают монеты в патинирующий раствор;
  • кисточкой наносят раствор на поверхность;
  • помещают денежный знак в парогазовую среду.

Качество искусственной оксидно-карбонатной пленки зависит от способа ее получения и от того, насколько хорошо подготовлена для нее основа.

Подготовка монеты к наведению патины заключается в очищении ее поверхности от жира и окислов. Легче это проделать ватным диском, смоченным в уайт-спирите или бензине. Эти растворители помогут очистить ее от жирных следов, затрудняющих реакцию патинирующего раствора с медью. С этого момента нужно обязательно надеть перчатки, поскольку на оставленных следах от пальцев патина ложится неровно.

Способы наведения патины

В водном растворе медного купороса и марганцовки. Для наведения красивой золотисто-коричневой патины достаточно развести в 200 г воды две чайные ложки медного купороса и 1/3 чайной ложки перманганата калия, именуемого в быту марганцовкой. Раствор нагреть на водяной бане, но не кипятить. Несколько раз опускать монету ненадолго в раствор до получения желаемого цвета. По завершении патинирования денежный знак следует хорошенько промыть под краном и высушить. Матовость легко удаляется с помощью шерстяной тряпочки.

С помощью нашатырного спирта. У данного метода есть два варианта реализации:

  1. Нашатырь налить в небольшую емкость, например, в пробку от пластиковой бутылки, поместить ее в пластиковый контейнер вместе с монетой, которую требуется состарить, после чего закрыть его герметично и оставить на некоторое время. Результат становится заметным через 1–1,5 часа.
  2. Монету закрепить на любой тонкой проволоке или нитке. Поместить ее в стеклянную банку с небольшим количеством нашатырного спирта так, чтобы она висела над нашатырем. Конец проволоки вывести из банки, закрыв ее крышкой. Реакция начнется очень быстро, и изменения будут происходить буквально на глазах. С помощью паров аммиака нужный эффект будет достигнут гораздо быстрее, чем в первом варианте, уже через 10–15 минут.

Кстати! Не стоит прибегать к нагреву паров аммиака, иначе результат патинирования будет испорчен образовавшимся конденсатом.

Серной мазью. В действительности данный препарат предназначен для лечения чесотки, но его часто используют с целью наведения патины. Стоит отметить, что в этом отношении он очень эффективен, поскольку в его составе много серы. Контакт меди с серой приводит к образованию сульфида меди. Это соединение быстро становится черным и прочно покрывает всю поверхность денежного знака. Поэтому для получения светло-коричневой патины действовать нужно несколько иначе.

Наносить совсем немного мази лучше на подушечки вымытых пальцев, растерев ее по поверхности тонким слоем. После этого к монете серными пальцами не прикасаться. Далее нужно налить в ванночку горячей воды и опустить в нее заранее промытую в лимонной кислоте монету. Затем серными пальцами взять ее под водой и начать втирать в ее поверхность мазь, не поднимая ее на воздух. При получении нужного цвета вымыть монетку щеточкой с «Фейри», не вынимая из воды. Как правило, полученный эффект превосходит все ожидания. Тогда как выполнение подобных манипуляций непосредственно на воздухе приводит к образованию непривлекательной черной патины, которая к тому же еще очень быстро начинает отваливаться.

В растворе хлорокиси меди. В пол-литровую банку налить горячую воду. Развести в ней две ст. ложки хлорокиси меди (ХОМ). Данное вещество несложно найти в магазинах, продающих удобрения. В результате получится насыщенный раствор сине-зеленого цвета. В него следует добавить 100 мл нашатырного спирта. С этого момента лучше работать в респираторе, чтобы не чувствовать удушливого запаха аммиака.

Медную монету надо погрузить в приготовленный раствор и оставить на 30 секунд. После вынуть ее и осмотреть. Подобную манипуляцию надо повторить несколько раз до получения желаемого эффекта. В завершение монету следует промыть в мыльной и чистой воде, обсушить и полюбоваться красивой коричнево-оливковой патиной.

В общем, если вы забыли, что этого не следует делать, и смыли естественную патину, ее вполне можно будет восстановить.

Консервация монет ничем не отличается от консервации любых предметов из меди и её сплавов. Хотя такие находки и относятся к «массовому археологическому материалу», но это не даёт повода обращаться с ними, как попало.

Что скрывается под словом «консервация»? Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие утраты оригинала. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Многие считают, что консервацией монет – это всего лишь нанесение покрытия. Это далеко не так. К консервации относятся различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – расчистка и закрепление оригинальной поверхности, а так же превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий, правильная упаковка, презентация и хранение.

Прежде, чем рассказать о консервационных мерах, хотелось бы ещё раз напомнить о таком понятии, как оригинальная поверхность. Такого термина в нумизматике и общей практике нет, но существует понятие - патина. К сожалению, это слишком общее определение оксидной плёнки, зачастую не дающее никакого представления о состоянии монеты, а значит и выборе правильных методов консервации. Хотя и принято разделять патину на «благородную» и «не благородную», но частенько именно это утверждение приводит к тому, что сохранившаяся оригинальная поверхность и её детали удаляются, руководясь устаревшими эстетическими понятиями.

Что представляет собой оригинальная поверхность? Изначальная металлическая поверхность монеты в процессе коррозии замещается солями металла. Из-за того, что это преобразование происходит очень медленно, такой слой передаёт нюансы изначальной поверхности. Но, к сожалению, продукты коррозии и частички почвы не редко накрывают детали рельефа и искажают форму. Оригинальная поверхность не только является носителем рельефа, но и даёт нам хороший ориентир при расчистке монеты. Это своего рода граница, за пределы которой нам нельзя заступать (за исключением редких случаев). Всё что находится выше оригинальной поверхности можно назвать загрязнениями, всё что находится ниже – является оригиналом.

На снимке представлен срез монеты, сделанный при помощи электронного микроскопа. Хорошо прослеживается граница между оригинальной поверхностью и отложениями (загрязнениями) на поверхности. Под оригинальной поверхностью находится слой, состоящий из продуктов коррозии.

Часто, прежде чем монета попадёт на стол реставратора, проходит довольно много времени. В этом промежутке, монеты в плохой сохранности могут получить значительные необратимые повреждения. Главным образом здесь задействовано несколько факторов, одним из которых является неправильное обращение с нестабильной патиной.

В общих словах на эту тему можно сказать следующее:

1. После извлечения монеты из почвы - не трите и не старайтесь очистить находку, чтобы разглядеть её лучше. Обращаться с находкой нужно предельно осторожно.

2. Постарайтесь сразу определить состояние патины и в случае обнаружения повреждений (пористая структура, трещины и сколы, шишки и наросты, отсутствующие фрагменты поверхности и т.п.) в плотном слое патины обязательно обверните объект во влажную смоченную дистиллированной водой салфетку (или просто влажную землю) и положите в плотно закрывающуюся коробочку. Таким образом, мы предотвращаем высыхание патины. Помимо этого, минимируется риск физических повреждений патины вызванных вибрацией и сотрясением.

3. Постарайтесь сократить срок до минимума между извлечением находки и началом обессоливания (промывки). Долго находка не должна находиться во влажной салфетки, иначе существует риск последующей коррозии. В особенности это относится к предметам, которые имеют активные очаги бронзовой болезни.

4. Производите предварительную расчистку (промывку от земли) только в том случае, если патина стабильна.

5. Для всех находок имеющих повреждённую патину (не важно, отслаивается она или нет) обязателен процесс промывки солей. Но надо учесть, что длительная промывка негативно сказывается на состоянии патины. Важно: оптимально определить время промывки. Обычно у находок имеющих тонкий слой патины этот срок не превышает двое суток. Если состояние патины позволяет, то рекомендуется удалить свободно лежащие загрязнения мягкой кисточкой и дистиллированной водой. Если существует вероятность отслаивания патины, то ни о какой предварительной расчистки и не может идти речи.

Хочу остановиться на промывке дистиллированной водой. Цель промывки – не размягчение окислов и остатков почвы, а удаление растворимых солей находящихся в капиллярной системе патины. Для этого подойдет любая пластиковая коробка с плотно закрывающейся крышкой. Крышка не только предотвращает испарения воды, но и препятствует поступлению газов и солей из воздуха. Емкость должна быть полностью заполнена водой, в противном случае существует риск поступления вредных веществ из воздушной прослойки. Монеты должны находиться как можно ближе к поверхности воды. Для этого можно использовать пластиковое ситечко. По ходу обессоливания, необходимо хотя бы раз перевернуть монеты, так процесс выхода солей с нижней стороны монеты идёт намного быстрее. Делать это надо не руками, а пинцетом. В воду пальцами лазить нельзя.


:!: Важно: нельзя недооценивать разрушительную способность дистиллированной воды. Дистиллированная вода является наилучшим растворителем солей, в том числе и тех, из которых состоит патина. Чрезмерное пребывание монет в дистиллированной воде может привести к необратимым разрушениям. :!:

Сколько точно монеты должны находиться в промывке, можно определить только опытным путём, измеряя концентрацию солей солиметром или же определяя их количество и качество другими способами. Как правило, слой загрязнений, в том числе и окислов на поверхности монеты не превышает нескольких миллиметров. В связи с этим, процесс выхода солей идёт относительно быстро и занимает от 24 часов до нескольких дней.

Для улучшения результата, по истечению срока промывки, необходимо достать пинцетом монету и обернуть в мокрую, смоченную дистиллированной водой салфетку (чистую, без добавок парфюмерии или же масел). Чуть прижать кисточкой размоченную целлюлозу к монете, так что бы она полностью контактировала с поверхностью. Можно использовать и туалетную бумагу, но не отбеленную хлором. После этого необходимо поместить обёрнутые целлюлозой монеты на решеточку в сухое место. Нужно обязательно дождаться, чтобы поверхность компресса полностью высохла и лишь затем аккуратно снять его. При высыхании, происходит миграция солей из капиллярной системы в компрессный материал.

Промывка солей обязательна для всех монет, кроме тех, которые имеют плотную, не повреждённую патину.


Находки, имеющие благородную патину, достаточно просто ополоснуть дистиллированной водой.

Определение сохранности монет

В идеальном случае, металлическая поверхность монеты или вся монета в процессе коррозии преобразуется в минерал, при этом форма объекта не изменяется. Происходит лишь замещение одного материала другим. Так, поверхность медной монеты замещается новой, например, малахитовой поверхностью. Образование такой патины можно назвать псевдоморфозой. Возникновение благородной патины напрямую зависит от окружающей среды.

В зависимости от образующегося минерала, цвет поверхности монеты может сильно варьировать.

Вот несколько примеров такой патины:


Патина, имеющая ровную однотонную окраску, больше всего предпочитается коллекционерами. Но, далеко не все монеты имеют такую оригинальную поверхность. Во многих случаях, процесс преобразования металла в определённый минерал происходит не равномерно. В связи с этим, монета приобретает неоднородный оттенок. Такая патина на первый взгляд выглядит не очень эстетично, но именно она является источником информации, а именно носителем рельефа.


Загрязнения и утраты

Если говорить о состоянии монеты, то можно выделить два главных подпункта. А именно, загрязнения скрывающие рельеф (оригинальную поверхность) и утраты. Как уже и говорилось, всё то, что находится поверх оригинальной поверхности, можно отнести к загрязнениям. Но не редко, сами загрязнения и являются источником информации. Так, например, в отложившихся на поверхности продуктах коррозии можно обнаружить остатки органических материалов, будь то старая растительность или остатки кошелька. Кроме этого, загрязнения могут рассказать нам о том, в каких условиях находилась монета в земле, насколько была загрязнена атмосфера в то или иное время, какие удобрения использовались на этой местности, или, где вообще найдена эта монета, а также дать ответы на многие другие вопросы.

Говоря о загрязнениях, то здесь следует отметить два вида: наслоения, образовавшиеся в процессе коррозии и почвенные наслоения. Как правило, оба вида загрязнений присутствуют одновременно.

Вот несколько примеров:


В некоторых случаях загрязнения покрывают толстой коркой всю поверхность монеты, при этом становится совершенно невозможно определить номинал, прочесть надписи или дату. Но всё же, под слоями из продуктов коррозии и почвенных наслоений всегда присутствует оригинальная поверхность несущая многочисленные детали рельефа.

На представленных ниже фотографиях хорошо видно, что под слоем загрязнений можно обнаружить оригинальную поверхность. Вопрос лишь в том, как правильно расчистить такую поверхность и раскрыть все сохранившиеся детали, но к этому мы вернёмся позже.


Разрушения и утраты

К необратимым разрушениям, которые практически не поддаются восстановлению можно отнести утраты оригинальной поверхности. В данном случае, происходит потеря части или всего рельефа монеты. Разрушение патины может произойти в результате механических повреждений, химического воздействия, в результате изменения внешних условий, перепадов температуры, влажности (когда могут начаться процессы перекристаллизации солей меди в коррозионном слое) или же вымывания водой несформировавшихся слоёв. Сюда же можно отнести разрушения, вызванные неправильным обращением с нестабильной патиной.


Несколько примеров монет, рельеф которых был почти полностью утрачен

Десять пфеннигов 1912 года. Оригинальная поверхность сохранилась фрагментарно. Под слоем тёмной патины находится ярко-красный рыхлый слой куприта. Мощность этого слоя относительно большая.

Общий вид монеты.


Обратная сторона монеты. Утраты.

Зачастую после чистки монета выглядит совсем плохо, я бы даже сказал не реально плохо. В основном это из за того, что так называемая патина была уничтожена и монета осталась в «неглиже». Продать такую монету весьма проблематично. Надо ее немного подготовить к продаже (как автомобиль) т.е. наложить патину.

Патинировать медные монеты, в принципе, не очень сложно. Основная трудность в том, чтобы приобретенный цвет как можно больше походил на натуральный. Способов патинирования медных монет много, у каждого есть свои плюсы и минусы. Я использую только три способа. Расскажу немного о них.

Патинирование медных монет с помощью марганца и медного купороса . Многие нумизматы считают этот способ наиболее «идеальным», так как цвет у монеты можно сделать от красного до темно коричневого, причем эта наведенная патина будет весьма похожа на натуральную. Патинирование происходит следующим образом – в нагретую до 90 градусов воду (0,5 литра), добавляете 3-4 грамма марганца и около 10 грамм медного купороса. Перемешиваете все и помещаете в этот раствор монеты. По мере остывания раствор немного подогреваете. Каждые 5 минут монеты переворачиваете и проверяете их цвет. Добиваетесь того, чтобы цвет стал ярко коричневым. Большой плюс этого патинирования в том, что цвет получается красивым и относительно устойчивым к смыванию.

Патинирование медных монет с помощью серной мази . «Настоящие» нумизматы презирают этот способ, который достаточно прост. Берете монету и намазываете ее слегка пальцами серной мазью. Все это делать нужно в едва теплой воде. Вода нужна для того, чтобы процесс окрашивания происходил медленнее. На выходе цвет у монеты будет от темно-коричневого до матового черного. Плюс в том, что самую убиенную монету можно немного оживить, а минус в том, что цвет ненатуральный и патина очень легко смывается. Для того, чтобы патину сделать естественной, после патинирования серной мазью, монету нужно натереть мягкой тряпочкой, смоченной в масле. Иногда можно добиться весьма недурственного цвета.

Очень мне нравится патинировать медные монеты естественным путем, т.е. солнцем и воздухом. Проводил такой эксперимент – очищенные до самой «наготы» монеты положил на крышу дома. Каждые две недели монеты переворачивал. Монеты четыре месяца жглись солнцем и омывались дождем. Итог был нормальным – цвет от ярко красного стал тускло коричневым. Если бы монеты пролежали на открытом воздухе хотя бы 7-8 месяцев, то они бы стали идеальными. Очень рекомендую этот способ для тех, кто не торопится. Результат будет восхитительным.