Выставка, приуроченная к столетию Великой российской революции, представляет около 150 детских рисунков, созданных в 1917-1918 годах. Уникальное собрание детского рисунка поступило в музей в 1919 году от Василия Сергеевича Воронова (1887–1940), известного ученого и педагога, много лет занимавшегося изучением художественного творчества детей.
Детское творчество явилось одним из важнейших открытий, которые привнес XX век в сферу искусства. Крупный художественный критик Я.А. Тугендхольд отмечал, что «уже с конца XIX века детские рисунки перестали быть в глазах взрослых кляксами шалости, каракулями невежества; в них усмотрели подлинное творчество – бескорыстное, бессознательное, в котором ребенок расточает свойственную ему цветистую фантастику и свежесть выражения».
Возведенное, таким образом, в ранг «высокого искусства», творчество детей обрело своих ценителей, собирателей и исследователей. Среди них оказался и В.С. Воронов, первым увидевший в детских рисунках не только художественный объект, но и важный исторический источник. С началом Первой мировой войны, осознавая эпохальное значение происходящего, он начал собирать рисунки на военную тему, а затем и на революционную. В одной из своих статей ученый писал: «Будущий историк наших дней будет благодарен за каждую правдивую и верную черту, отразившую нашу современность. В будущей громадной летописи о наших днях должны быть строки, вписанные рукой детей, и их рисунки, непосредственно отражающие то, что они видели и о чем думали».
Экспонируемые рисунки в основном были исполнены учащимися двух учебных заведений, где преподавал В.С. Воронов: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова в Москве. Их авторами были мальчики в возрасте от 7 до 13 лет, чьи имена, к сожалению, нам почти неизвестны (большинство рисунков анонимны).
Часть детских «революционных» рисунков из собрания В.С. Воронова демонстрировалась в 1918 году на небольших выставках в гимназии имени М.В. Ломоносова (январь) и реальном училища И.И. Александрова (март). Настоящая выставка – первый масштабный показ коллекции детских «революционных» рисунков из собрания Исторического музея в стенах самого Исторического музея.
Экспозиция делится на два основных раздела. Первый раздел посвящен «Образам революционной эпохи». Здесь представлены многочисленные изображения большевиков и меньшевиков, кадетов и эсеров, буржуев и пролетариев, юнкеров и красногвардейцев. Многие рисунки сопровождают надписи, также исполненные детской рукой, поясняющие политическую и социальную принадлежность того или иного персонажа.
Второй раздел выставки повествует о событиях революционного 1917 и послереволюционного 1918 годов. Рисунки разделены в хронологическом порядке на четыре темы: «Февральская революция», «Между Февралем и Октябрем», «Октябрьская революция», «После Октября». Особенностью данной группы рисунков является то, что практически все они исполнены непосредственно с натуры, на основе реальных жизненных наблюдений, в изобилии разворачивавшихся перед внимательными глазами детей. На этих рисунках можно видеть демонстрации и митинги, очереди за продуктами и автомобили с революционными солдатами, бои на московских улицах и обстрел Кремля, украшения города по случаю первой годовщины Октября и проекты герба молодого советского государства.
Помимо рисунков, на выставке представлены уникальные фотографии, лубки и плакаты, исполненные в 1917 году, которые помогут современному зрителю взглянуть на события столетней давности «взрослыми» глазами и сравнить этот «опытный» взгляд с непосредственным взглядом ребенка.
Экспозицию украшают две серии открыток, выпущенных в 1917 году: «Дети-политики» (худ. В.А. Табурин) и «Дети-манифестанты» (худ. С. Кущенко) (из частной коллекции С.А. Чапкиной-Руга), находящие целый ряд параллелей с детскими «типажными» рисунками.
Дополняют визуальный ряд выставки выдержки из детских сочинений 1917 года и цитаты из неопубликованных статей В.С. Воронова.
К 100-летию Революции Государственный исторический музей организовал выставку рисунков, выполненных в первый послереволюционный год учениками двух московских образовательных заведений: реального училища И.И. Александрова и мужской гимназии имени М.В. Ломоносова.
Рисунки и небольшие детские тексты о событиях тех дней начал собирать в феврале 1917 г. ученый, педагог, преподаватель графических искусств Василий Воронов. В 1919 г. он передал коллекцию в Государственный исторический музей.
Евгений Лукьянов, куратор выставки, искусствовед, старший научный сотрудник Государственного исторического музея:
Очевидно, этому же событию посвящен и еще один рисунок.
Как рассказывал Евгений Лукьянов в интервью «Радио Свобода», рисунки из коллекции Василия Воронова делали мальчики: коллекционер преподавал рисунок и чистописание в гимназиях для мальчиков. Возраст авторов - от 7 до 14 лет.
«Не понравился русскому народу царь Николай II и вздумали сместить его. Царь исполнил желание народа и отрекся от престола. Получив свободу, народ стал грабить и убивать друг друга», - это один из текстов коллекции Воронова.
Немало рисунков посвящено митингам и демонстрациям. Особенно интересно читать лозунги, которые мальчики писали на знаменах, - многие из них актуальны и сегодня.
А вот места, изображенные на рисунках, по прошествии стольких лет изменились.
По словам историков, в детских рисунках и текстах, сохранившихся в рукописях Воронова, очень хорошо прослеживается разница в восприятии двух революций 1917 г. - февральской и октябрьской. «Одна революция - это революция, которая освободила страну от тирании, а вторая - это кровавый переворот, который в тиранию страну вверг», - отмечает Евгений Лукьянов.
"Я рисую революцию!" в Государственном историческом музее (19.04 -19.06), московские школьники - свидетели событий 1917 года в Москве - рассказывают о восторге, с которым встретили Февральскую революцию, продовольственном кризисе и кровавом октябрьском перевороте. В интервью Deutsche Welle куратор выставки, старший научный сотрудник Государственного исторического музея Евгений Лукьянов объясняет, как менялся взгляд школьников на происходящее в течение 1917 года, и проводит параллель с сегодняшней Россией.
Евгений Лукьянов : В названии "Я рисую революцию!" использована цитата из детского сочинения 1917 года. Наши рисунки сделаны детьми - очевидцами революционных событий в Москве начиная с февраля 1917 года и заканчивая началом 1918-го. Коллекция достаточно обширная - в ней более 600 рисунков. Они попали к нам от известного ученого и педагога Василия Воронова почти сто лет назад. В коллекции представлены рисунки московских учеников гимназии имени Ломоносова и реального училища Александрова. Все рисунки мальчиков от 8 до 15 лет. Это реальный исторический источник, очень ценный, потому что он непосредственный.
На выставке будут многочисленные цитаты из детских сочинений. Воронов преподавал рисование и чистописание, поэтому он собирал не только рисунки, но и тексты. К сожалению, подлинных текстов у нас нет, но Воронов еще в те годы написал несколько обширных статей, где приводил массу выдержек. Они придают особую атмосферу выставке: интересно соединить то, как ребенок видел и как он понимал революцию. Помимо этого в залах можно будет увидеть фотографии, сделанные взрослыми очевидцами тех событий.
Это была реальная война, которую дети отчасти ждали, потому что они хотели быть со своими родителями на Первой мировой войне, но не могли. Когда война пришла в город - многие вскоре об этом пожалели. Было много крови, было страшно, и в детских рисунках это отражено наглядно.
- Изменился ли взгляд детей на революционные события за год?
Да, изменился радикально. Февральская революция была встречена всеми с восторгом, поддержана всеми слоями общества. Об этом пишут дети: они ходили по улицам, пели запрещенную "Марсельезу", надевали красные ленточки и кричали лозунги свободы. К октябрю взгляд меняется абсолютно. За это время не стало продовольствия, не было единой власти, выборы в Учредительное собрание результата не дали. Финальной точкой стала война в городе. Даже Воронов писал, что "цветы, неожиданно зацветшие в марте, были погублены и разметаны октябрьской бурей".
Контекст
Октябрь никто не поддержал - это был кровавый захват власти, кульминацией которого стал захват Кремля. Если в феврале в детских записях часто встречается "Я русскую революцию никогда не забуду", то в октябре ребенок пишет сочинение, где проводится связь с библейской легендой о Каине и Авеле, когда брат убивает брата.
- Как отличается взгляд взрослого человека и молодого на революционные события ?
Не каждый взрослый осмелился бы изобразить то, что изобразил ребенок. Воронов называл детей маленькими летописцами: они что видели, то изображали. Вот едет автомобиль с солдатами, вот - очередь за мясом, так называемые московские "хвосты". Взрослые в то время понимали, что грядет что-то страшное. Все ждали, когда все взорвется. У взрослых была некая самоцензура. Все чувствовали, что жизнь будет тяжелой, и никто не знал, как выходить из этого положения.
- Как выставка поможет в осмыслении революции?
На самом деле прошло сто лет после революции, и такой срок позволяет сделать выводы и поставить точку в осмыслении революции. Но, к сожалению, этого не происходит. У нас сколько политологов и историков, столько мнений о революции. Сходятся лишь в том, что русская революция имела всемирное значение.
- Какой подход к осмыслению революции вам кажется верным?
В связи с революцией появился термин, который раньше никогда не использовался, - "Великая российская революция" по аналогии с Великой французской революцией. Мне кажется, что это правильный подход. Французская революция - это длительный процесс, состоящий из переворотов, как и у нас. Правильно рассматривать эти события как единый процесс. В этом все сходятся, но это не решает проблемы.
Почему так происходит? Мне видится параллельность того, что происходило тогда и происходит сейчас. Может быть, власти не хотят этого осознавать и замечать. В те годы интеллигенция тоже предсказывала, что революция грядет. Но власть тогда не хотела этого слушать, и политические деятели были мелкие как личности, никто не смог остановить эти процессы. Если отмечать и подчеркивать, то люди увидят параллельные процессы.
- Опрос "Левада-центра" показал, что обществу не очень интересна тема революции…
Про революцию говорят меньше, потому что нет четкой государственной позиции о том, что это такое. Как происходит сейчас: должен быть задан сигнал сверху, а сигнала нет. Было сказано, что надо отметить революцию так, чтобы не посеять еще больше рознь в обществе. А как это сделать? Ведь тема-то очень острая.
Я думаю, что неверная трактовка уроков революции, замалчивание этой темы, акцент не на внутренние причины революции, а на внешние могут привести к историческому забвению народа. А это страшно! Вообще, у нашего народа очень короткая историческая память, вот уже и Сталин оказывается хорошим. Я как раз вижу задачу музея в том, чтобы представлять людям подлинную картину исторических событий, какой бы неприглядной она ни была. А то может получиться так, что по прошествии целого столетия Россия опять окажется в состоянии, когда "верхи не могут, низы не хотят". Каковы будут последствия очередного "русского бунта", известно одному лишь богу... Давайте учить уроки прошлого и не повторять его ошибок!
Смотрите также:
-
Глазами школьников
На выставке "Я рисую революцию!" в Государственном историческом музее с 19 апреля по 19 июня будет представлено около 150 рисунков детей, очевидцев событий 1917 года в Москве. Зритель увидит, как дети изображали политических деятелей, как менялся их взгляд на происходящее, как они встретили первую годовщину переворота. Осенью часть рисунков покажут в Немецком историческом музее в Берлине.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
По словам куратора выставки Евгения Лукьянова, дети встретили с радостью Февральскую революцию 1917 года. В своих сочинениях они писали, что ходили по улицам, пели запрещенную "Марсельезу", надевали красные ленточки и кричали лозунги о свободе слова и свободе от монархии и диктатуры.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
На этом рисунке видны триумфальная барочная арка Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей, которые были снесены в 1927 году. В феврале дети писали "Я русскую революцию никогда не забуду" и "Меня охватило радостное чувство любви ко всем". Школьные сочинения и рисунки сто лет назад собирал известный педагог Василий Воронов.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
Рисунки практически все безымянные, говорит куратор выставки Евгений Лукьянов в интервью DW, поэтому судьбы детей неизвестны. "Долой временное правительство и буржуев!" - это типичный лозунг, который был на устах и на плакатах. Номер 5 - это номер большевиков в списках партий на выборах в Учредительное собрание.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
Московские "хвосты"
Очереди ("хвосты") стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис, затронувший в первую очередь крупные города, стал первым признаком неблагополучия для детей: "При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут", читаем в одном из детских воспоминаний.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
Так дети изображали спекулянтов - "худшего вида буржуев", рассказывает куратор выставки. Тогда пропаганда говорила о том, что "во всем виноваты жиды и немцы", об этом писали и дети. Однако это семейное влияние, потому что ребенок ничего не понимал, считает Евгений Лукьянов. На рисунках можно увидеть разные взгляды - от откровенно националистических до атеистических.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
Еще одна примета того времени - это поезда, которые стали символом движения страны к лучшей жизни. "Поездов было мало, и движение по стране было затруднено. В Москву поезда приезжали и уезжали заполненные, поэтому их брали штурмом", поясняет куратор.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
По словам Евгения Лукьянова, автомобили с вооруженными солдатами были интересными объектами для детей. "Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья", - пишет один из тогдашних московских школьников.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
В октябре 1917 года в Москве применялась тяжелая артиллерия. В результате много домов в центре города сгорело, погибло, по разным оценкам, более тысячи человек. В воспоминаниях детей говорится: "Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем".
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной в ноябре 1917 года летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах, купола Успенского собора пробиты. По словам куратора выставки, Кремль был сильно разрушен и если бы столица не была перенесена в Москву, то неизвестно, когда бы его восстановили.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
Революционные события в Москве разворачивались в центре. На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью "СР и СД", что означает "Совет рабочих и солдатских депутатов".
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
После взятия большевиками власти 10 ноября прошли похороны большевиков около кремлевской стены, а похороны юнкеров и офицеров, которые были последним оплотом Временного правительства, были на братском кладбище за пределами города.
1917-й в детских рисунках: красные ленты, "Марсельеза" и митинги
Фридрих Адлер - приверженец австромарксизма, который тоже пришел к власти после революции. Это демонстрирует всемирное значение событий в России 1917 года, подчеркивает куратор выставки. В октябре в Немецком историческом музее в Берлине откроется выставка, посвященная всемирному значению русской революции.
Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.
Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.
Между двух революций25. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА. Август 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на плакатах: Да здравствуетъ демократическая) респуб (лика); Да здравствует республика! Да здравствует демократическая республика ст. Сортировочная. [На Театральной площади собрались тысячи москвичей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12—15 августа 1917 года под председательством Керенского в помещении Большого театра. Черный флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зрителя) — железнодорожников станции Сортировочная Казанской железной дороги].
«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа 1917 года) относится лист “Демонстрация возле Большого театра”. Изображен небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстрации направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем она поворачивает влево, почти до отказа заполняя площадь. Создается впечатление бесконечности движущихся людских масс, требующих установления в стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная ” . Это проходит колонна железнодорожников со станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на Московско-Казанской железной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен первый коммунистический субботник» [с. 60].
26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на
транспаранте: Долой стар(ое
)
правительство) доздравствует
новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисунком очень маленького ребенка,
несомненно дошкольника. Малыш не может, разумеется, осознанно выявить смысл
происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что
демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования
любой протестующей группы — «далой старое, да
здравствует новое».
Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].
27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫШЕЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): Да здравствует революция; долой царя, ура; Земля и Воля [«Земля и воля» — лозунг левых эсеров и название их газеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918 года.]; Да здравствует учред (ительное ) собрание) [Учредительное собрание — представительное учреждение, образованное для выработки формы правления после свержения монархии]; Да здравствует свободная Россия; Долой манархизом .
28.
ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.
Автор Яцкевич. Бумага,
акварель, карандаш.
25,9X
34,4
см. Надписи: на стене — Книжный магазинъ
; на знамени — Да здравствуетъ
свободная
Pocci
я
.
«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых дней буржуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры, дамы) с красными бантиками на груди, с лозунгами “Да здравствует свободная Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские, уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами (справа) словно случайно пристал к демонстрации, фигура его выражает неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57 ] .
29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕННЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см. Надпись на транспаранте: Долой буржуазi ю , да здравствует миръ всего мира.
«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки введены сознательно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для ребенка, может быть, составлял главное содержание рисунка. / Февраль семнадцатого года не был бескровным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными столкновениями рабочих и солдат, открытым проявлением противоречий между солдатскими массами и офицерством. С одним из таких драматических происшествий в казармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на горизонтально вытянутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с красными повязками, сочувствующие революции, посредине — солдат с царским флагом, а в левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно, но Февральская революция победила. Будем думать, что и здесь офицеры были разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].
30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X 26,8 см. Надпись на плакате: Да здравствует свободная Poc ci я! Война до победы. Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.
«Рисунок Косарева чрезвычайно экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юного художника. Нет второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди, объединенные общей идеей. Движутся они прямо на зрителя. Одно это уже необычно для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа, стремление к чему столь характерно для детского мышления. Контурный штрих пером, которым художник заканчивает работу, выполненную цветным карандашом, сообщает рисунку энергию движения, делает его созвучным графике революционной эпохи» [с. 58-59].
31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРОКОЙ УЛИЦЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, графитный и цветной карандаши. 26,5X 34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба городских общест (венных) пекар (ен ); лозунги (слева направо) — ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг эсеров)]; Да Здр . Соц. Дем . Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская управа].
«Иногда рисунок, почти ничего нового не добавляющий к фактическому ходу событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеобразным преломлением психологии эпохи в детском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года. Привлекают внимание многочисленные лозунги на плакатах: все они даны лишь начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение ума. Например: ДЗСДРП — Да здравствует социал-демократическая рабочая партия; ПВСС — Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы воспроизвести их точно. И конечно же, не стремление зашифровать текст руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше уместить на рисунке. А сокращения длинных названий были в те годы обыкновением. Сокращенно обозначались партии, организации. Аналогично поступает и ребенок в своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [ с. 63 ] .
32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917
Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо.
26,3X
34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа
Александра Пономарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Россия;
рядом с бегущим человеком (полустерто
) — те же
слова.
«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий, выкрикивая лозунг (текст был написан около фигуры, потом стерт, но все же прочитывается), спешит присоединиться к организованной публике. Некто от любопытства почти вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного оживления художник передает не только иллюстративно-описательно. Динамична сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух перекрещивающихся людских потоков, образуют угол. Подвижность этой системы подчеркнута яркой окраской домов, ритмическим повтором цветных занавесок» [с. 58].
33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917
26,0X
34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай ж
i
е Украi
ана
; Да здраст
(вует
);
Да здравствует Временное правительство и Керенскi
й
; Да здравствует интернацi
онал
;
Да здравствует свободная Рос
i
я; 8 час;
Nex
Polcka
;
Nex
Polcko
. [Слева
— колонна украинцев,
несущих портрет Винниченко, главы Украинской Центральной Рады, и лозунг «Да
здравствует Украина» (на украинском языке).
Посредине — колонна русских с призывом
поддержки Временному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует
Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование восьмичасового
рабочего дня. Правее — угол портика Большого театра.
«Очень интересен по содержанию, хоть и неумел по исполнению, рисунок «Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы рисунок был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих лозунгах Временное правительство Керенского, свободную Россию и интернационал, справа идет колонна поляков с лозунгом “Да здравствует Польша!”, а слева — украинские офицеры с висячими, «запорожскими» усами и с красными бантами на груди. Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай ж i е Укра i на” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа видны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день открытия Московского совещания» [с. 61].
34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕРЕД КАЗАРМАМИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш.
18,2X
34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло
(й
)..;
Да здравствует демократическая республика.
«Характерной приметой времени с самых февральских дней были автомобили, несущие охранную службу на улицах, с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве рисовали дети. В этих картинках романтика революции проявлялась наиболее ярко. Рисунки разные. Один ребенок мыслит пространственно и разворачивает изображение в перспективе, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно, но, несмотря на это, столь же динамично. Устремлены вперед и автомобиль и седоки— красногвардейцы. Ощущение движения усиливается по контрасту с симметрично от машины стоящими и от того особенно устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомобили, очень похожие на те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует делать вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность рисунков» [ с. 65-66 ] .
36. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗЛЕ ФАБРИКИ. Февраль 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X 36,6 см. Надписи:вывеска над дверью — хлебн (ая лавка); на плакате — свобода слова.
«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых впечатляющих — демонстрация возле фабрики. Художественную форму определяет лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы предполагает продолжение ее в стороны, помогая понять, что ликованием охвачен весь город, и подобную картину можно видеть на всех улицах. В то же время рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где представлено движение рабочей колонны на фоне фабричной архитектуры, показанной во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу, готовые к борьбе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя» [с. 59-60].
37. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗЕМСКОГО СОЮЗА. Весна 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X 34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс (твует ) учредительное) собран i я; ВЗС.
38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВТОМОБИЛЕ. 1917
39. ВЫБОРЫ В ГОРОДСКУЮ ДУМУ. 1917
Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный кара н даши.
25,7X
35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи:
на доме справа — избирательная дума; на знаменах — земля и воля; обновленная
Росс
i
я; долой войну; не автомобиле и разбрасываемых
с него листках —№ 1; на стенах домов — листки с № 1, 3, 4. [На
рисунках 39 и 40 изображены в ыборы в московские думы — городскую (24
июня) и районные (24 сентября).
Цифры на листках — номера списков
кандидатов от разных партий. Список
№
1—кадетов,
N
9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров,
N
4 — объединенцев
(организация
объединенных социал-демократов — интернационалистов),
N
5—большевиков.
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 25,6/34,0 см. Надписи:вверху — Лубянскi й пассажъ ; на знаменах (слева направо): Да здравств (ует ) революцi он(н )ая Росс i я; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс (тво ) и миръ ; список № 5; Граждане! Голосуй(те) за парт i ю социалисто (в) революционерамъ (№ 3).
41. МИТИНГ У КРАСНЫХ ВОРОТ . 1917Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см. Надписи на лозунгах: слева —(Свобо )дная Росс i я; посре дине — Да здравствуетъ свободная Росс i я; на воротах по сторонам от проема монограмма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триумфальной арки, построенной архитектором Д. В. Ухтомским в 1753 — 1756 годах (разобрана в 1928 году). Монограмма Е. Р.— Елизавета Pri m a — Елизавета Первая, императрица Елизавета Петровна, в царствование которой была сооружена арка. Слева — церковь Т рех святителей, построена а 1674 году. Не сохранилась].
42. МИТИНГИ. Март 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III . Надписи: слева внизу — Митинги; на тумбе — цырк саламонск (ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк Саламонского — частный цирк, находившийся ив Цветном бульваре в собственном доме Саламонского . После революции здесь помещался Московский государственный цирк. Цирк Никитина — второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ныне — пл. Маяковского).
43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917
«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое будущее— 1918-й... Всем им сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских детей признак неблагополучия — голод, зримое его выражение — очереди. Рисунков, изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом поддается датировке, но, вероятно, исполнены они до Октябрьского переворота. Во-первых, к Октябрю очереди уже так примелькались, что стали частью привычного быта. Во-вторых, почти всюду надписи исполнены в старой орфографии и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городовые и проч. Наконец, тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, бытовые мелочи меньше занимали детей, происходили слишком серьезные преобразования, выдвигающие новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каждый в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой жизнерадостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова») спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с тревогой и осуждением» [с. 68].
44. МЯСО-ТОРГОВЛЯ ПЕРЛОВОЙ . 1917Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в магазин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери табличка: заперто. [Ошибка автора: Перловы мясной торговлей не занимались, они были крупнейшими чаеторговцами].
45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БОГОМОЛОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи не булочной: вверху — (Бу )л очная Богомолова; витрины — хлебъ пирожные конфеты своей кондитер(ской ); Богомолов; названия улиц — 3 Знамен(ский ); 1 Знаменский пер.; слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].
«”Очередь в булочную Богомолова” — рисунок, интересный своей почти протокольной документальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно — вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Знаменских переулков. По этому адресу действительно находилась булочная Н. И. Богомолова. Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к мелочам поразительное: таблички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры, медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали становятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело выводить одинаковые кружки. Общественное и бытовое неблагополучие — война, голод — не тревожит душевного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает его внимание. Вокруг него раскрывается многоцветный, яркий, полный надежд и ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].
46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИТОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи над дверями магазина — С. Титовъ . [ С. Титов и сыновья — один из крупнейших торговых домов, в Москве объединял 67 хлебных магазинов].
«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое, беспокойное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами индивидуальности, многие очень забавны, особенно гимназист, дама с пучком, стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и надзирающий за очередью околоточный, умильно друг на друга глядящие. Однако, несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70]. 48. САНИТАРНЫЙ ВАГОН. 1916
«Другой бытовой темой, где особенно чувствовался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, вероятно, в 1916 году, когда самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изображениях поездов 1917 года! Все размеренно, симметрично, каждый раненый на своем месте» [ с. 70-71] .
49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см. Надписи:на вагоне — Зий классъ ; Москве — Н. Новгородъ ; объявления над дверями в тамбуры — м ѣстъ н ѣтъ.
«...Через год тема наполнится острым социальным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса пассажиров вагона Москва — Нижний Новгород — солдаты, отправляющиеся с фронта по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног, голов заполняет тамбуры, несмотря на объявления “мест нет”. Вагон облеплен людьми, непонятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки, счастливцы, которым удалось забраться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва — Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосредственностью впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без конца» [с. 71].
Придорожном столбе справа: 27 вер(ста).
«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь последние четыре вагона, все разнотипные. Физически ощущается скорость движения состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами. Это уже похоже на гражданскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам с поездами можно судить, что жизнь в революционной России с каждым днем все набирала и набирала темп» [с. 72].
Продолжение следует...
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из
коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М
.,
1987.
Оцифровка:
Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на .
В 1919 году Василий Воронов, ученый и преподаватель графических искусств, передал Российскому историческому музею коллекцию детских рисунков, посвя-щенных Первой мировой войне и рево-лю-ции. Воронов преподавал с 1906 года в московском реаль-ном училище Ивана Александрова, а с 1910 го-да — и в муж-ской гимназии имени Ломоносова. В 1914 году он начал собирать детские рисунки о войне, а через три года к ним добавились рисунки о рево-люции.
Коллекция Воронова составлена из рисунков мальчиков старшего дошкольного возраста, учащихся младших классов городских училищ и средних учебных заведений Москвы - в возрасте от семи до тринадцати лет. В основном это работы его уче-ников. Почти все рисунки, по свидетельству самого собирателя, исполнялись дома, как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, только лишь под влиянием событий и настроений, которыми жил город в годы войны и революций.
В 1917 году Воронов, помимо рисунков, начал собирать и детские тексты, посвя-щенные происходившим в это время событиям. Часть этих записей была опубликована ученым в 1927 году, к десятилетию Февральской и Октябрьской революций. Имена авторов текстов, как и большинства рисунков, неизвестны.
Демонстрации, митинги и очереди
Образы революции
«Московская война»
Демонстрации, митинги
и очереди
Неизвестный автор. Демонстрация возле фабрики с девизом «Свобода слова!». Февраль 1917 года Государственный исторический музей
«Была весна. Люди стали волноваться и зделали революцию»
Демонстрация с лозунгами «Да здравствует свободная Россия!» и «Война до победы!». Рисунок подписан фамилией Косарев. Весна 1917 года Государственный исторический музей«Во время войны в Москве началась суматоха, в один день, когда я гулял с бабушкой и пришел домой, то узнал, что государя сагнали с престола. Когда я сел пить чай, то вдруг у нас за окнами послышался шум, я увидел большую толпу рабочих»
Неизвестный автор. Митинг у Красных ворот. Весна 1917 года Государственный исторический музей
На рисунке видны барочная арка триумфальных Красных ворот и колокольня церкви Трех Святителей (снесены в 1927 году).
«1-го марта под предводительством студентов был свергнут царизм, на место которого вступило временное Правительство. Но оно скоро довело Pоссию до нельзя»
Неизвестный автор. Автомобиль с революционными солдатами. Весна 1917 года Государственный исторический музей
«Вскоре показалась манефестация, это было очень большая и грандеозная. Несли красные знамена, обшитыя золотым шнурком. У каждого мущины или женщины был красный бантик. Меня в ето время охватило радостное чувство любви ко всем»
Неизвестный автор. Демонстрация на широкой улице. Лето 1917 года Государственный исторический музей
Одна из многочисленных демонстраций лета 1917 года. Лозунги на плакатах даны лишь начальными буквами: «ДЗСДРП» — «Да здравствует социал-демократическая рабочая партия»; «ДЗДР» — «Да здравствует демократическая Россия»; «ПВСС» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».
«Как только началась революция, я не мог сидеть дома. И меня тянуло на улицу. Весь народ шел на Красную площадь, где около думы студенты говорили речи. Настроене у всех было радосное. По улицам ездили грузовики с солдатами, в руках которых находились ружья»
Неизвестный автор. Митинг возле памятника Пушкину. Лето 1917 года Государственный исторический музей
Изображен один из митингов лета 1917 года. Памятник Пушкину стоит на своем первоначальном месте, в начале Тверского бульвара на Пушкинской площади (в 1950 году он был перенесен на противоположную сторону площади).
«При царе хлеба было мало, а сечас еще меньше. В сентябре стали выдавать по-четверть фунта, а где и совсем не дадут»
Неизвестный автор. Демонстрация возле Большого театра с лозунгом «Да здравствует демократическая республика!». Август 1917 года Государственный исторический музейНа Театральной площади собрались тысячи мо-скви-чей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию. Оно было созвано Временным правительством и проходило 12-15 ав-гу-ста 1917 года под председательством в помещении Большого театра. Посреди красных полотнищ — черное знамя анархистов. На первом плане — красный плакат железнодорожников станции Сортиро-вочная с надписью: «Да здравствует демокра-тическая республика!»
Неизвестный автор. Очередь в булочную Чуева на Солянке. 1917 год Государственный исторический музей
Очереди («хвосты») стали главной приметой конца 1916 года и начала 1917 года. Продовольственный кризис затронул в первую очередь крупные города, и для детей это было первым признаком неблагополучия.
Образы революции
Неизвестный автор. Большевик со знаменем «Долой войну и буржуев». 1917 год Государственный исторический музей«Народ разделился на много партий, там были меньшевики и большевики. Меньшевики это были помещики и богатые люди, а большевики — это народ, рабочие, и мастеровые, и крестьяне»
А. Константинов. Большевик, идущий на митинг. 1917 год Государственный исторический музейНа рисунке изображен большевик, идущий на предвы-борный митинг. В руках у него - флаг с цифрой 5, которая обозначает номер возглавляемой Лениным Российской социал-демократической рабочей партии (партии большевиков) в избирательных списках на выбо-рах в Учредительное собрание.
Неизвестный автор. Маша-большевичка. 1917 год Государственный исторический музей«Теперь мы стали узнавать кокие такие буржуи»
Неизвестный автор. Большевик и меньшевик. 1917 год Государственный исторический музейБольшевик и меньшевик противопоставлены друг другу: меньшевик — крохотный и одет в дорогую шубу; больше-вик — огромен, он в кожанке, штанах с разноцветными заплатками, валенках и вооружен.
Неизвестный автор. Большевик и буржуй. 1917 год Государственный исторический музей«Когда я пришол домой, то стал рисовать, как ходют по улице с флагами, и нарисовал целых 14 Красных Флагов. Отец спросил меня, когда пришол, Что ты делаешь? Я ему сказал, что рисую революцию!»
Неизвестный автор. Спекулянт. 1917 год Государственный исторический музей«Московская война»
Неизвестный автор. Бой на Театральной площади. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей
На Театральной площади в Москве в октябре 1917-го шли ожесточенные бои. На рисунке - зеленый броневик с надписью «С. Р. и С. Д.», то есть «Совет рабочих и солдатских депутатов».
«Один раз я шел по Сухаревой площаде и увидал барикады, я ни знал, что это такое. Когда пришел домой, то я спросил у матери, но она тоже низнала. Вечером, когда я сидел дома и делал уроки, мы услыхали выстрелы и потом я узнал, что это революция»
«Я наблюдал из окна в бинокль, как стреляли из пулемета. Все эти дни выходить из дома было опасно, и мы не могли достать хлеба, четыре дня мы питались картофелем. По ночам мы спали нераздеваясь, а папа и другие мужчины которые живут в нашем доме дежурили с револьверами по очереди во дворе»
Неизвестный автор. Бой за Кремль. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей
Кремль изображен со стороны Красной площади. Над зубчатой стеной летают ядра, Никольская башня - в зияющих пробоинах.
«Так как наш дом стоит на углу Мясницкой и Юшкова переулка, то стреляли с двух сторон вдоль нашего дома. У наших ворот стоял пулемет большевиков. Раз мы вышли на двор, но вдруг начали сильно стрелять, и мы пошли домой. К нам в дом в окно над нашей квартирой попала пуля. Я ходил ее смотреть»
«В понедельник стрелять еще продолжают, мама стояла у окна и визала чулок и как только она отошла, пуля попала в наше окно, но в комнату не влетела, а пробила первое стекло и осталась на подоконнике»
«Когда обявили перемирие я с двумя товарищами побежали в центр смотреть, что навоевали большевики и юнкера. Мы видали много домов, оббитых с выбитыми вдребезги большими стеклами и несколько домов все сгорели. Повсюду ходил безопаски народ и все расуждали как шла московская война»
Неизвестный автор. Обстрелянные дома возле Кремля. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей
«В дни риволюцыи было очень весело. И русскою риволюцию никогда ни забуду»
«Большевиков жертв не отпевали, а говорили речи и играла музыка и народ шел с красными знаменами и лентами. Я раньше ходил на Красную площядь смотреть как вырывают могилу и укладают досками. Народ везде спорил между собой и некоторые ругались»
Неизвестный автор. У раскрытой братской могилы. Ноябрь 1917 года Государственный исторический музей10 ноября 1917 года в Москве хоронили красногвардейцев, погибших в революционных боях. 238 гробов опустили в могилы на Красной площади. Две братские могилы распо-ложены возле стен Кремля, по обеим сторонам от Сенатской башни.
С 19 апреля по 19 июня 2017 года в Государственном историческом музее пройдет выставка «„Я рисую революцию!“: детский рисунок времен Великой российской революции из собрания Государственного исторического музея», на которой будут представлены детские рисунки, фотографии революционной Москвы, редкие пла-каты 1917 года и документальные свидетельства очевидцев.