Храм святой великомученицы варвары красы. Храм великомученицы варвары на варварке. История храма Великомученицы Варвары

Варварка - одна из самых древних московских улиц, её название (по церкви Святой Варвары Великомученицы) сохранилось еще с XV-XVI веков. В советское время, с 1933 по 1993 годы, Варварка называлась улицей Разина в честь донского казака, предводителя крестьянского восстания 1670-1671 годов Степана Разина. По её чётной стороне выстроились в ряд несколько старинных храмов, уцелевших при градостроительных реформах и в наши дни переданных Русской Православной Церкви.



При зачистке местности под строительство гостиницы "Россия" только эти храмы да еще Палаты бояр Романовых и сохранились. Обветшавшие жилые кварталы Зарядья начали сносить еще до войны, а в 1960-е от многочисленных построек от Варварки до набережной оставили только церковь Зачатия Святой Анны.


Помимо рабочих трущоб под ковш экскаватора отправились несколько изящных городских усадеб и здание Торгового дома Товарищества "Викула Морозов с сыновьями, Иван Поляков и компания" (на старом фото - справа, за храмом Георгия Победоносца). 1903-1904 гг.: https://pastvu.com/p/4764


Церковь Зачатия Святой Анны. 1950 год: https://pastvu.com/p/38162


Церковь Зачатия Святой Анны. 2012 год


Снос на Варварке в 1966 году: https://pastvu.com/p/237607

В советский период богослужения в церквях не проводились, здания использовались как склады, жильё или клуб (в храмах замечательная акустика для проведения концертов) и выглядели неказисто. Но в итоге, после их реставрации, получилась отличная картинка для туристов: старая дореволюционная и новая социалистическая Москва в одном кадре. Но это только внешне, внутреннее убранство было разграблено, исчезли иконостасы, закрашены старинные фрески. Потребуется не один год труда реставраторов, чтобы восстановить хотя бы часть исторических интерьеров. Какими они были, можно судить по старым фотографиям и сохранившимся фрагментам росписи XVIII-XIX веков.


Несохранившийся иконостас в Знаменском соборе. 1920 год

В настоящее время храм Варвары Великомученицы, церковь Максима Блаженного, храм Знамения Божией Матери, храм Великомученика Георгия Победоносца и церковь Зачатия Святой Анны входят в состав Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье, что в Китай-городе. Настоятель - протоиерей Вячеслав Николаевич Шестаков.

Весной 2014 года мэр Сергей Собянин сообщил о предстоящей реставрации храмов в Зарядье: "Совместно с федеральными властями в нынешнем году мы приступаем к реставрации этих памятников архитектуры религиозного назначения. Начинать нужно уже сейчас, чтобы к моменту открытия парка "Зарядье" вокруг был единый архитектурный ансамбль с обновленными храмами и новыми пешеходными улицами, прежде всего - Варваркой".

Интерес горожан к московской истории растёт, чему подтверждение праздник улицы Варварки, прошедший 23 ноября 2014 года. Инициативу общественного движения Архнадзор поддержали городские власти и представители Церкви. В этот день москвоведы Рустам Рахматуллин, Дмитрий Лисицин, Александр Ракитин, Константин Михайлов, Денис Сергеев, Александр Фролов провели экскурсии по памятным местам Варварки, причём численность групп составляла от 80 до 120 экскурсантов. А вечером состоялась дискуссия о будущем Зарядья с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, который заявил, что готов учесть пожелания архитекторов и историков. Среди предложений - восстановление утраченного Псковского переулка как пешеходной трассы, воссоздание фруктового сада при Английском подворье, необходимость проведения археологических исследований вокруг стилобата снесённой гостиницы "Россия" (это шестиметровый культурный слой под остатками фундаментов зданий XVIII-XIX веков), воссоздание комплекса зданий Товарищества мануфактур "Викулы Морозова с сыновьями".
http://www.archnadzor.ru/2014/11/26/prazdnik-lyubvi/


Храм Варвары Великомученицы (Варварка, дом 2). 1968-1972 гг.: https://pastvu.com/p/76185

Церковь Максима Блаженного (Варварка, дом 4). 1966-1967 гг.: https://pastvu.com/p/16157

Храм Знамения Божией Матери (Варварка, дом 8). Знаменский монастырь. 1882 год: https://pastvu.com/p/2040

Земля, где находится Знаменский монастырь, в XVI веке принадлежала боярам Романовым. Там располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери "Знамение". Монастырь был основан в 1631 году, в 1679-1684 годах архитекторы Федор Григорьев и Григорий Анисимов построили пятиглавый собор. Эти стены пережили и многочисленные московские пожары, и нашествие наполеоновской армии.


На втором этаже остался клубный занавес и невысокая сцена

Храм святой Великомученицы Варвары на Варварке расположен в самом сердце столицы - в Китай-городе.

Здесь всегда кипела жизнь, шла оживленная торговля. Улица Варварская, на которой находился храм, славилась своими лекарями, способными травами и лечебными настоями облегчить любую боль.

Излечение духовное получали в храме, куда устремлялись верующие, дабы поклониться образу святой Варвары.

Варвара была дочерью Диоскора, знатного жителя града Илиополя.

Девушка славилась своей красотой, отец мечтал найти ей богатого жениха. Однако Варвара пошла против его воли, втайне приняла Крещение, отказалась от всех мирских радостей. Вера девушки была настолько сильна, что она мужественно переносила все пытки и издевательства. Смерть же Варвара приняла от меча родного отца, который так и не смог понять свою юную дочь.

Частицы мощей святой хранились в церкви на Варварке, очень почитаемом месте не только среди москвичей, но и приезжих.

История храма Великомученицы Варвары

Построен храм Святой Великомученицы Варвары в 1514 году на средства богатых купцов из Судака. Архитектором стал итальянец Алевиз Фрязин (фрязинами на Руси звали всех выходцев из Италии).

В 1731 году церковь обновили по указанию государыни Анны Иоанновны.

В пожаре 1737 году пострадала церковная утварь, сгорели иконы и иконостас. Прошение о восстановлении храма было удовлетворено.

В 1796 году старую церковь Великомученицы Варвары решили разобрать, а на ее месте возвести новую (хотя постройка и не являлась ветхой, а состояние было вполне удовлетворительным, посчитали, что храм не гармонирует с соседними зданиями).

Автором проекта выступил Родион Казаков , однофамилец известного архитектора.

Старый фундамент решили оставить вместе с несколькими рядами кладки. Здание получилось очень светлым за счет большого количества окон, которые были даже в подкупольном барабане.

Храм святой Варвары выглядел довольно просто - четкие линии, умеренный декор. Но при всей внешней простоте церковь была прекрасна, не зря ее проект брали за основу при строительстве некоторых других храмов.

В 1812 году часть церковной утвари была разграблена, но само здание не пострадало - сохранился даже позолоченный иконостас и часть икон.

После революции храм Варвары на Варварке было решено закрыть. Сначала в его стенах разместили склад, а позднее и конторские учреждения.

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

Первоначально начиналась от Спасских ворот Кремля и шла по гребню холма над Москвой-рекой. По некоторым данным, по её трассе проходила древняя дорога на Владимир. Впервые упоминается под названием Всехсвятской (по церкви Всех Святых на Кулишках) в конце XIV в., когда по ней въехал в Москву князь Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы (1380). С 1434 называлась Варварской или Варьской.

Каменная церковь Св. Варвары Великомученицы была построена в 1514 году зодчим Алевизом Новым. Сохранившееся до наших дней здание в стиле русского классицизма было сооружено в 1796—1801 годах по проекту архитектора М.Ф. Казакова на том же месте. Судя по тому, что в одной из записей в летописи середины XV века улица упомянута как Варьская, деревянная церковь стояла тут ещё до Алевизового здания.

Улица сложилась как дорога по бровке холма над Москвой-рекой, проходившая из Кремля на Владимирскую, Рязанскую, Коломенскую дороги. В посаде на Варварской улице жили бояре, о чём свидетельствует музей — «Палаты бояр Романовых». В то же время это был торговый район, где селилась беднота, где сходились люди со всей Москвы, чтобы купить или продать что-либо в многочисленных рядах и лавках.

В XVII веке улица одно время называлась то Знаменской (по Знаменскому монастырю), то Большой Покровкой (по церкви Покрова Божией Матери на Псковской горе), но названия не прижились.

В конце XVIII в. Варварку очистили от ветхих зданий. После пожара 1812 года большинство домов и магазинов на Варварке отстроено в камне.

После 1917 года Варварка была занята учреждениями и складами.

В 1933 году улица была переименована в улицу Разина в честь вождя крестьянского восстания 1670—1671 гг. С.Т. Разина, в 1993 году улице было возвращено историческое название.

После сноса в 1934 г. Китайгородской стены открылся выход на площади Ногина (площадь Варварские Ворота).

В 1960-х гг. вместе со всей жилой застройкой Зарядья уничтожена застройка южной стороны Варварки, кроме древних памятников архитектуры и нынешнего дома № 14.

Пространство

Варварка движется плавной волной от Варварских ворот к Красной площади. Сторона, обращённая к Зарядью, поражает древностью и простором неба по контрасту с противоположной стороной, заставленной монументальными зданиями. Это видно уже на фото А1.

Здания

фото Б1

Фото Б1 - храм Максима Блаженного (Максима Исповедника). Полагают, что первоначально немного южнее существующей церкви со второй половины XIV века здесь стояла домовая церковь купцов из г. Сурожа (Судак) с главным престолом Бориса и Глеба. В 1434 г. при ней был похоронен почитаемый на Москве юродивый Максим Блаженный. В начале XVI в. была построена каменная церковь на средства купца - сурожанина Василия Бобра. В 1568 г. церковь имела название св. Максима Исповедника, покровителя юродивого. В 1676 г. церковь горела и была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью будущего императора Петра I.

В 1698 г. два богатых купца, московский Максим Верховитинов и костромской Максим Шаровников построили нынешнее здание церкви, которая упоминается уже под именем церкви Максима Блаженного. Во время пожара 1737 г. церковь почти полностью сгорела и была отремонтирована к 1742 г. В 1829 г. выстроена современная колокольня.

Храм - сооружение, характерное для XVII в.: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узким приделом справа. Нижний этаж - подклет - служил для хранения имущества горожан. Основной объем - двусветный четверик - перекрыт сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном. Стены и детали из кирпича. Большое пространство внутри перекрыто без устройства дополнительных опор.

Храм был закрыт в начале 1930-х гг., после чего у него были сломаны главы. В 1969 г. церковь отреставрирована (архитектор С.С. Подъяпольский). С 1992 г. в здании храма расположен выставочный зал общества охраны природы.

Богослужения возобновились после 1994 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

фото Б2

Фото Б2 - храм Варвары Великомученицы. Церковь Варвары Великомученицы на Варварке , давшая название одной из старейших улиц Москвы, была построена на этом месте в 1514 г. зодчим Алевизом Новым по заказу богатых «сурожан» - купцов, выходцев из Судака (тогда называвшегося Сурож). В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Эта церковь вскоре после постройки приобрела в Москве большую популярность. По ней в XVI в. была названа не только улица, но и угловая башня Китай-Города - Варваринская. Варварка до XVI в. называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.

Внешний вид белокаменного алевизовского храма можно только представлять по старинным генеральным планам. Церковь Варвары была квадратной в плане, с выступающими с четырех сторон полукружиями, может быть, сходная с церковью Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре.

В 1795 г. московский митрополит Платон приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места. Новый храм строился с 1796 по 1804 гг. по проекту Родиона Казакова на старом алевизовском фундаменте. Основной его объем - крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая - за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма - сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма - не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации (под руководством архитектора Г.А. Макарова). Внутри церкви сохранились росписи XIX века и хоры-ложа в западной части.

Как было со многими храмами, и в Варваринской церкви в советское время находился склад; позже ее передали под конторские учреждения; к 1980 г. в ней помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). С 1991 г. она снова передана верующим.

фото Б3

Фото Б3 - Старый Английский двор. Здание Старого Английского двора - одно из древнейших гражданских сооружений в Москве. Белокаменные палаты появились здесь в XV - начале XVI вв. и в то время принадлежали купцу И. Бобрищеву. Установив в 1552 г. торговые отношения с Англией, царь Иван IV Грозный пожаловал палаты английским купцам. А через сто лет, по указу царя Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции, купцы покинули Россию. В начале XVIII в. Петр I открыл здесь Цифирную (математическую) школу.

Потом здание неоднократно перестраивалось, полностью потеряв свой первоначальный облик, но в XX в. его восстановил архитектор П.Д. Барановский. Ныне здесь филиал Исторического музея.

фото Б4

Фото Б4 - собор Иконы Божьей Матери «Знаменье». Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович Романов основал Знаменский монастырь в 1629-30 гг. на месте своей бывшей родовой усадьбы.

Собор иконы Божией Матери «Знамение» являлся центром монастырского ансамбля. Престолы верхнего храма - иконы Божией Матери «Знамение», придел - прп. Михаила Малеина; нижнего храма - прп. Сергия Радонежского, придел свт. Николая.

Строительство начали в 1679 г. Строили собор по заказу И.М. Милославского крепостной из Костромского уезда Федор Григорьев и «боярина князя Голицына крестьянин» Григорий Анисимов «со товарищи». В 1683 г. Милославский умер, не закончив строительство собора. Закончили его в 1684 г. По указу царя строительство «сметил» боярин Василий Федорович Одоевский.

Пятиглавый кубовидный собор с высокой шатровой колокольней, галереями и лестницами был поставлен на склоне горы на фундаменте из дубовых свай. В нижнем ярусе собора размещалась теплая зимняя церковь Афанасия Афонского и обширная трапезная. С севера примыкала «поварня с хлебодарней», с северо-запада - помещение, сдаваемое внаем. На втором этаже - летняя холодная церковь Богородицы Знамения с галереями-папертями с западной и северной сторон и ризницей.

Колокольня была с юго-запада, каменная лестница - с северо-запада. Колокольня и лестница разобраны в конце XVIII в. Многочисленные пожары и возобновления после них привели к большим изменениям в облике собора. Прекрасные росписи в интерьере производились в 1740 г. и в 1782-83 гг. В 1929 г. монастырь был закрыт и приспособлен под жилье.

При реставрации 1967 г. за основу был взят образ собора, сложившийся к 1684 г. В здании был открыт лекционный зал. Нижний храм был освящен в октябре 1992 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Китай-городе.

фото Б5

Фото Б5 - Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Псковской горе. Другое название - храм Георгия Победоносца, что на Псковской горе. Храм построен в 1657-58 гг. на Псковской горе (поселение псковичей, переселенных Великим князем Василием III в начале XVI века. В него была включена часть его предшественника - храма Покрова Пресвятой Богородицы (первое письменное упоминание - 1462 г.). Сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск в 1812 г.

Возобновлен в 1818 г., с запада к нему пристроена вдвое большая трапезная, с севера - паперть-гульбище и двухъярусная колокольня (всё в псевдоготическом стиле, верхний ярус колокольни - в стиле ампир). Тип посадского храма XVII в. Четырехугольный в плане. Пятиглавый. На высоком подклете, сохранившемся от старого храма, с отдельными, перекрытыми сводами, помещениями (в них хранилось имущество горожан во время пожаров и бедствий). Фасады венчает многорядный карниз из профильного кирпича с кокошниками, глухими барабанами с луковичными главами. Окна алтарных выступов украшают наличники. Зал - двусветный с сомкнутым сводом. Роспись на стенах и сводах - XVII-XVIII вв.

Главный престол - Покрова Пресвятой Богородицы, приделы: Георгия Победоносца, великомученика (1818 г.), южный - Петра, митрополита Московского (1837 г.). После 1917 г. закрыт. Находился в запустении. Использовался под склад, в 1979 г. передан Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры. В 1965-72 гг. проведена внешняя реставрация. В 1991 г. возвращен Русской православной церкви. Богослужения совершаются с 1995 г.

Формы

фото В1

Фото В1 - перспектива келейного корпуса с колокольней Знаменского монастыря, смыкающаяся на руинах Зарядья. Колокольня была возведена в 1784-89 гг. на основании бывшей здесь церкви Иакова 1756 г. Нижняя часть колокольни с двумя большими арочными проемами служила парадным входом на территорию монастыря. Примыкающий к ней корпус келий построен также в конце XVIII в. Хоть колокольни и не видно здесь, ну буду ли я разве врать вам?

фото В2

Фото В2 - крыльцо Старого Английского Двора. Мы видим арку, ворота, а также ступени собственно крыльца, которое, по принципу русских теремов, имеет три поворотные точки, имевшие социально-церемониальное значение. Если гость был желанным, хозяин спускался к нему вниз. Если гость так себе - встречал с середины крыльца, ну а если гость незваный, то хозяин выходил только на верхнюю площадку.

фото В3

Фото В3 - светозвуковой столб. Словно цветок, испускает он волнами благоухание света ламп и звука громкоговорителей.

Время

фото Г1

Фото Г1 - колоритная, кондитерская картина наличников храма Пресвятой Богородицы на Псковской горе.

фото Г2

Фото Г2 - древность палат бояр Романовых. Палаты — единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых. С середины XVI в. она принадлежала боярину Никите Романовичу Юрьеву, затем его старшему сыну Федору Никитичу Романову, ставшему впоследствии патриархом Московским и всея Руси. По преданию, в этой усадьбе 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов, ставший Родоначальником новой царственной династии. В 1633 г. Михаил Федорович жалует эту усадьбу Знаменскому монастырю, который неоднократно перестраивал здания старинной романовской усадьбы, но несмотря на это дом Романовых и поныне не утратил своей значимости как памятник русской гражданской архитектуры XV-ХVII вв.

В середине ХIХ в. по высочайшему повелению императора Александра в палатах открылся один из первых музеев Москвы - «Дом бояр Романовых». В настоящее время внутреннее убранство Палат знакомит с патриархальным боярским бытом конца ХVII в. По традиции Палаты разделены на мужскую и женскую половины. На первом этаже - мужской половине - представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже - женской половине - «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры ХVII в. В экспозиции демонстрируются подлинные шедевры прикладного искусства из фондов Государственного Исторического музея.

фото Г3

Фото Г3 - постапокалиптический пейзаж, вмещающий церковь Зачатия праведной Анны, что в углу Китайгородской стены. Стена Китай-города в древности выходила к Москворецкой набережной и делала здесь поворот до Беклемишевской башни Московского Кремля. В этом углу сохранилась одна из древнейших московских посадских церквей «на каменное дело» — церковь Зачатия Анны. Угол или Острый Конец - название места, где была построена церковь. Храм впервые упоминается при описании московского пожара 1493 г., но не сказано, был ли он тогда уже каменным или еще деревянным.

Здание относится к группе храмов с крестчатым сводом и одной главой. Такой свод дает возможность решать внутреннее пространство без опорных столпов, тем самым увеличивая его внутренний объем. Среди узких посадских улиц не было места для больших зданий. У прихожан не было средств на их возведение. Такая форма решала две задачи: здание занимало мало места на улице и вмещало достаточно прихожан внутри за счет отказа от столпов. Храм был из белого камня.

В 1480 г. в память освобождения от татарского ига (татары отступили от Угры в день поминовения св. Мины) с юга пристроили придел св. Мины. После 1547 г. свод был выложен из кирпича. Фасады получили завершение в виде трехлопастной арки. Около 1617 г. придел построили в камне. Он связан с именем князя Пожарского и с избавлением от польско-литовского нашествия. Придел св. Екатерины с севера пристроен в 1658 г.

Был закрыт в 1920-х гг. При реставрации в 1960-х гг. здание освобождено от поздних пристроек. Наслоения, возникшие в допетровское время, сохранены, так как они не спорят с ранними архитектурными формами. Возвращен Церкви и освящен в 1994 г. Храм входит в состав Патриаршего подворья в Зарядье.

Место в действии

фото Д1

Фото Д1 - намек на Гостиный двор (см. ).

Декор

фото Е1

фото Е2

Фото Е1 - балкон с балясинами дома, где заседает Организация Договора о Коллективной Безопасности. Бывший конторский и торговый дом «Варваринское подворье». Построен в 1890-92 гг. архитектором Р.И. Клейном. На фото Е2 - балясины крупным планом.

фото Е3

Фото Е3 - одна из ваз по верху колокольни Знаменского монастыря.

фото Е4

Люди

фото Ж1

Фото Ж1 - группа косвенных участников фестиваля «Спасская башня» накануне Дня города.

Метафизика

Варварка соединяет Красную площадь с Варварскими воротами. Улица выходит на Васильевский спуск и Солянский проезд. Васильевский спуск нисходит к реке, Солянский проезд восходит на Ивановскую горку. В то же время Васильевский спуск переходит в Кремлевскую набережную, которая по бровке Кремля переходит в западную дорогу, а Солянский проезд переходит в купеческую Солянку, которая начинает восточную, владимирскую дорогу.

По правую руку от Варварки Собор Василия Блаженного и храм Всех Святых на Кулишках. Оба - шедевры древнерусского зодчества, но храм Всех Святых построен позже, да и стиль его проще.

По левую руку - Большой Москворецкий мост и Старая площадь, их просторы. Мост служит началом степной дороги, а Старая площадь - началом северных дорог, ярославской и тверской.

Таким образом, Варварка соединяет средокрестие западной и южной дорог, означенное Собором Василия Блаженного, и средокрестие восточной и северной дорог, означенное храмом Всех Святых на Кулишках и следами купеческого присутствия.

Начинаясь от Красной площади, Варварка движется от знаков юга и запада к знакам севера и востока. В самом деле, вспомним сурожских купцов, Старый Английский Двор, Псковскую горку… Влияние Запада на Варварке очень сильно, его знаки вытеснили знаки севера и востока, мы можем видеть их присутствие только по нарастанию торговых и деловых домов ближе к концу улицы.