Народ в трагедии «Борис Годунов. Происхождение выражения «народ безмолвствует Смотреть что такое "Народ безмолвствует" в других словарях

В борьбе за власть в трагедии сталкиваются две исторические личности: Борис Годунов и Самозванец. Победа остается за Самозванцем. Однако не Самозванец и не Борис Годунов являются главными героями трагедии. Этим главным героем, решающим исход борьбы, является народная масса. Трагедия начинается с описания событий, связанных с избранием на русский престол Бориса Годунова. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Борис появляется в трагедии не сразу. Мы еще не видим Бориса на сцене, но уже чувствуем, что обстановка в стране складывается не в его пользу: народ безучастен к его избранию, и в толпе на Девичьем поле слышатся смех и шутки; бояре тоже недовольны кандидатурой Бориса и собираются «народ искусно волновать». При поддержке Патриарха и отдельных кругов боярства Борис все же вступает на престол. Через семь лет, потрясенный слухами об успехах Самозванца, он погибает. В чем заключалась сила его соперника? Не в нем самом, а во враждебном отношении народа к Борису, в настроении народной массы. «Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?» — спрашивает Гаврила Пушкин Басманова и отвечает:

Не войском, нет, не польскою помогай,

А мнением; да! мнением народным.

Карамзин видел причину перемены в отношении народа к Борису в изменении характера Бориса, Пушкин видит ее в ходе исторических событий, в настроении различных общественных групп. Пушкин прав. Именно настроение народа проложило Самозванцу дорогу к трону. Но было ли это настроение надежным и прочным? Трагедия заканчивается сценой, когда на крыльце дома Бориса появляется Мосальский и заявляет, что жена и сын Годунова «отравили себя ядом». Народ в ужасе молчит. «Что ж вы молчите? — обращается Мосальский к народу, — кричите: Да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует. Это безмолвие было живым приговором Самозванцу. Он еще не вступил на престол, но настроение народа уже служило зловещим предзнаменованием, что и новое царствование не встретит поддержки народной массы. Действительно, через 11 месяцев Самозванец погиб. Итак, трагедия и начинается, и кончается изображением настроений народа. И именно в настроениях народной массы, определяемых реальными классовыми интересами, нужно искать причину волнений и событий того времени. Сила власти только в единении правителя с народом — такова основная идея трагедии. Нужно принять во внимание, что трагедия писалась Пушкиным в

1825 году, в то время, когда в передовых слоях русского общества уже отчетливо наметилось недовольство самодержавным режимом. Пушкина, творца вольнолюбивой лирики, певца декабристских идей, волновал вопрос о взаимоотношениях народа и государственной власти. Может ли самодержавный режим удержаться без поддержки народа? С другой стороны, может ли борьба декабристов с самодержавием увенчаться успехом без опоры на народные массы? Эти вопросы стояли перед Пушкиным, когда он приступал к созданию «Бориса Годунова». Трагедия и была тем художественным произведением, в котором глубоко современный для Пушкина вопрос о борьбе за власть решался поэтом на материале русской истории конца XVI- начала XVII в.

Выражая опасения за судьбу своей трагедии, Пушкин писал Вяземскому: « … Никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!».

В изображении народа, его отношения к царю у Пушкина была скрытая мысль. Недаром Пушкин, когда Жуковский сказал, что царь простит его за трагедию, усомнился в этом и

писал князю Вяземскому: « … Навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!». Пушкин очень удачно выбрал эпоху Годунова, чтобы показать особое отношение народа к власти: разобщенность народа и власти характерна для нашей истории. Он возражал тем, кто оправдывал самодержавие исконной патриархальной преданностью народа царям. В одном из писем 1827 года Пушкин писал, что в Пимене он хотел выделить черту, пленившую его в летописях: «набожное усердие к власти царя, данной Богом». Но эта черта перекрывается простодушным бесстрастием летописца, с которым он пишет и о свирепых казнях Иоанна, и о бурном новгородском вече, и «спокойно зрит на правых и виновных». В изображении же народа нет и следа такого «набожного усердия к власти царя». Наоборот, народ и царь изображаются как две разобщенные и враждебные друг другу стихии.

Всегда народ к смятенью тайно склонен:

Так борзый конь грызет свои бразды;

На власть отца так отрок негодует … —

говорит в трагедии Басманов, —

Но что ж? конем спокойно всадник правит,

И отроком отец повелевает.

Борис отвечает:

Конь иногда сбивает седока,

Сын у отца не вечно в полной воле.

Лишь строгостью мы можем неусыпной

Сдержать народ.

Та же мысль о разобщенности между народом и властью в монологе Бориса:

Я думал свой народ

В довольствии, во славе успокоить,

Щедротами любовь его снискать —

Но отложил пустое попеченье:

Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мертвых …

Какая власть ненавистна для черни? Против какой власти народ всегда тайно склонен к смятенью? Против той власти, которая держит народ в полном подчинении, как всадник коня, как отец отрока; против той власти, которая пытается милостями «усыновить сердца своих рабов», но оставляет их рабами, которая убеждена, что народ можно сдержать лишь «строгостью неусыпной». Об особом «духе русского народа», говорит в трагедии один только Самозванец, и когда же — в хвастливой речи перед патером Черниковским, которому он обещает в два года обратить весь русский народ в католичество:

Я знаю дух народа моего;

В нем набожность не знает исступленья:

Ему священ пример царя его.

Но значение этих слов тут же ослабляется третьей чертой народа:

Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна.

Это и есть главная причина разобщенности царя и народа: народ угнетен до такой степени, что стал равнодушен ко всему, даже к перемене веры. Удивительно ли, что его не могут тронуть милости Бориса, как бы велики они ни были. В этой роли угнетенного до полного равнодушия к переменам на престоле и выступает неизменно во всей трагедии народ — «бессмысленная чернь», которая

Изменчива, мятежна, суеверна,

Мгновенному внушению послушна,

Легко пустой надежде предана,

Для истины глуха и равнодушна …

Таким предстает народ в первых сценах трагедии, при избрании царя Бориса; таков же он и в последних сценах при воцарении Лжедимитрия. Пассивно соглашается он по решению бояр на избрание Лжедимитрия, притворно плачет, упрашивая Годунова принять престол, а затем так же лицемерно приветствует нового царя. Пушкин ярко оттеняет эту пассивность, сопоставляя сначала вой и плач народа, затем приветственные клики с насмешливыми разговорами в толпе:

О чем там плачут? —

Д как нам знать? то ведают бояре,

Не нам чета.

Все плачут,

Заплачем, брат, и мы.

Что там еще? —

Да кто их разберет? —

Венец за ним! он царь! он согласился!

Борис наш царь! да здравствует Борис!

Нет самостоятельных действий народа и в последних сценах признания Лжедимитрия царем и убийства детей Бориса. Народ опять действует по указке бояр. Боярин говорит речь, приглашая бить челом Лжедимитрию, и народ отвечает:

Что толковать? Боярин правду молвил.

Да здравствует Димитрий, наш отец!

По предложению мужика, взобравшегося на амвон, народ толпою несется вязать, топить «Борисова щенка», но останавливается перед дворцом. Приходят бояре. Народ почтительно расступается. Бояре входят в дом Борисов. Народ недоумевает: «Зачем они пришли? — А верно, приводить к присяге Феодора Годунова». Выходит Мосальский и неожиданно объявляет, что Феодор и Мария Годуновы отравились. «Народ в ужасе молчит». Но и после слов боярина: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» — «народ безмолвствует». Эта знаменитая фраза, которой заканчивается трагедия, еще сильнее оттеняет почти автоматическую покорность народа перед властью.

0 В повседневной речи можно порой встретить крылатые выражения, происхождение которых покрыто мраком тайны. В этой статье речь пойдёт о достаточно редком фразеологизме "Народ безмолвствует ", кто сказал вы узнаете чуть ниже.
Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам ещё несколько довольно любопытных статей на тематику сленга модников. Например, что значит Эксклюзив , что такое Фенечки , что означает число , кто такая Яойщица и т. п.
Итак, продолжим, кто сказал Народ безмолвствует ? Этот фразеологизм относится к произведению "Борис Годунов", автором которого является А. С. Пушкин.

Народ безмолвствует - в этом фразеологизме заключён глубокий смысл о состоянии русского общества, на которого власть никогда не обращала своего внимания


Нужно понимать, что две дошедших до нашего времени версии книги, заканчиваются не этой примечательной фразой, а восклицанием народа: "Да здравствует царь Дмитрий Иванович!".
Лишь первое издание произведения 1830 - 1831 г "Бориса Годунова" содержало всем известные строки - "Народ безмолвствует".
Как утверждают исследователь, в этом случае не обошлось без влияния Н. Карамзина , который употреблял это выражение в своей "Истории", в тех местах, где нужно подчеркнуть переломные моменты в истории России. Данное крылатое выражение "мигрирует" у Карамзина от одного его произведения к другому, и со временем читатель понимает, что фраза начинает играть главенствующую роль в русской истории.

Вообще, власть предержащие не замечают простой народ, и все их мечты и чаяния им совершенно безразличны. Обычно, на людей обращают самое пристальное внимание лишь при волнениях и бунтах, и после их подавления стараются немного угодить простому люду, чтобы не вызвать очередное недовольство.

Собственно, это свойственно не только России, а властям всех стран мира. Их отношение к собственным людям можно выразить простой поговоркой, "не государство для народа - а народ для государства ".
Западная демократия является обычной ширмой, а их выборы это фикция, поскольку у власти оказывается те люди, которым это разрешено.
Всегда сильным мира сего, общество необходимо было в качестве рабочих и крестьян, то есть одни должны "пахать" от зари до зари, а другие использовать плоды их трудов.

Именно поэтому в 1917 году, была столь сильная ненависть к власти, что люди решили свергнуть прогнившую верхушку. Тогда народ не безмолвствовал, а сказал своё веское слово, что впрочем ни принесло никакой пользы, а поставило жизнь многих людей на грань выживания. Вообще, все революции, те самые, когда народ не безмолвствовал, создавали для людей не сказочную жизнь, как они рассчитывали, а наоборот, погружали страну в пучину хаоса. Может поэтому, может заткнуться, и безмолвствовать , не?

В первоначальном варианте «Бориса Годунова» трагедия заканчивалась так:

Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.

Мосальский: Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их    мертвые трупы.

Народ в ужасе молчит.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ: Да здравствует царь Димитрий Иванович!»

Только готовя «Годунова» к печати через пять лет после написания, Пушкин ввел знаменитую финальную ремарку. Значимость этого безмолвия народа подчеркивается тем, что глагол выделен курсивом. Пушкинист Сергей Михайлович Бонди в своем комментарии к «Годунову» пишет: «Идейный смысл произведения не изменился, спад волны революционного настроения народа остается тем же, но это угрожающее безмолвие народа, заканчивающее пьесу, предсказывает в будущем новый подъем народного движения, новые и „многие мятежи“». На мой взгляд, это плоская трактовка: Бонди хочется (или приходится) прочитать в безмолвии обещание будущих выступлений народно-освободительного движения. Но слово «угрожающий» здесь слабовато: этот финал попросту страшен. Из двух страшных вариантов Пушкин выбрал тот, что страшнее. В упомянутой предыдущим комментатором замечательной статье Михаила Алексеева () приводится фраза неизвестного критика: «Вы нехотя задумываетесь при этом „народ безмолвствует“ и как будто присутствуете при поражении Аполлоновыми стрелами Ниобы и при превращении ее в камень в минуту погибели невинных ее детей». Мы присутствуем при крушении мира: безмолвие народа как безмолвие хора, настолько потрясенного, что ему больше нечего сказать.

Это «молчание в ужасе» деятельно, оно является сильнейшим сценическим средством. Через пять лет в другой важнейшей русской пьесе - «Ревизоре» - Гоголь погружает своих героев в такую же бездну молчания:

«Немая сцена

Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и закинутою назад головою. По правую сторону его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выраженьем лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся к зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается».

Вообразите себе полторы минуты, недвижно проведенные в подобных позах перед зрительным залом. Гоголь превращает минуту назад живых людей в картину или, если позволить себе анахронизм, фотоснимок или стоп-кадр. Одним этим действием он списывает все, что происходило в пьесе ранее, в архив.

Значимое молчание, таким образом, не было открытием авангардистов: Рюрика Ивнева, Джона Кейджа и, если переводить его на визуальный язык, Казимира Малевича. Завершение пьесы - произведения, где говорят, - молчанием гарантирует, что этот финал не будет забыт, что он окажется подлинной развязкой, для которой возможны и однозначные, и многозначные трактовки.

Народ безмолвствует

Народ безмолвствует

Заключительные слова последней сцены трагедии «Борис Годунов» (1825) А. С. Пушкина (1799-1837). Боярин Масальский, один из убийц вдовы Бориса Годунова и ее сына объявляет: «Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! (Народ безмолвствует .)».

Иносказательно: 1. О безропотном послушании народа власти, об отсутствие желания, воли, смелости защищать свои интересы. 2. О молчании присутствующих при обсуждении важного вопроса (ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Народ безмолвствует" в других словарях:

    Народ ("Бор. Год.") - Смотри также Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами! Будь нам отец, наш царь, воет и плачет народ, на коленях умоляя принять царскую власть Бориса. Один (из народа, тихо): О чем мы плачем? Другой. А как нам знать? то ведают бояре не нам чета.… … Словарь литературных типов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Ствую, ствуешь; нсв. Высок. 1. Хранить полное молчание; молчать. Зал безмолвствует. * Народ безмолвствует (последняя ремарка из трагедии А. С. Пушкина Борис Годунов). 2. Быть безмолвным (2 зн.). Природа безмолвствовала … Энциклопедический словарь

    безмолвствовать - ствую, ствуешь; нсв.; высок. 1) Хранить полное молчание; молчать. Зал безмолвствует. * Народ безмолвствует (последняя ремарка из трагедии А. С. Пушкина Борис Годунов) 2) быть безмолвным 2) Природа безмолвствовала … Словарь многих выражений

    БОРИС ГОДУНОВ - I В 1584–1598 гг. фактический правитель Русского государства при сыне Ивана Грозного* царе* Фёдоре Иоанновиче; русский царь в 1598–1605 гг. Боярин* Борис Федорович Годунов родился ок. 1552 г., принадлежал к знатному роду, воспитывался при дворе… … Лингвострановедческий словарь

    Мосальский ("Бор. Год.") - Смотри также Боярин. Входит с Голицыным и др. в дом Борисов. Оттуда раздаются визг, женский голос; двери заперты крики замолкли, шум продолжается. М. появляется на крыльце: Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели … Словарь литературных типов

    Фёдор Борисович (II) … Википедия

    Фёдор II Борисович 5 й Царь России … Википедия

Книги

  • О чем безмолвствует народ , Ланщиков Анатолий Петрович. Анатолий Петрович Ланщиков (1929-2007) был одним из наиболее читаемых литературных критиков в 60-90-е годы ХХ…
  • О чем безмолвствует народ , Ланщиков А.. Анатолий Петрович Ланщиков был одним из наиболее читаемых литературных критиков в 60-90-е годы XX века. С…

О «Борисе Годунове» Александра Пушкина и Владимира Мирзоева

Прав ты, Пушкин.
Но знаешь ли? Об этом обо всем мы помолчим до времени…

И угораздило же меня посмотреть фильм Владимира Мирзоева «Борис Годунов» за несколько дней до выборов!
Я, конечно, был в курсе, что главная стилевая особенность фильма – современный антураж. Президентские покои вместо царских, чиновники вместо бояр, полицейские вместо стрельцов и лампочки вместо лучин и свечей. Меня это нисколько не смущало. Я был уверен, что в таком антураже текст Пушкина двухсотлетней давности не поблекнет и не затеряется… Но на такой эффект я даже не рассчитывал!

Пушкин, безусловно, «наше всё» и «ай да сукин сын», но его замечательная драма не заиграла бы так впечатляюще без режиссуры Мирзоева. И главная режиссерская находка в фильме – это, конечно же, народ.

Тот самый народ, который вначале волнуется, когда ж Годунов, наконец, будет хозяином над ними:

Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами!

А в конце безжалостно:

Народ, в Кремль! В царские палаты! Вязать! Топить! Да гибнет род Бориса Годунова!

Тот самый народ, который «бессмысленная чернь», что «мгновенному внушению послушна» да «пустой надежде предана». Безропотный народ, которому:

Твори добро – не скажет он спасибо,
Грабь и казни – тебе не будет хуже…

И привыкли мы к образу такого народа, забитого, испуганного или ожесточенного, стоящего перед боярами или Государем коленопреклоненно… И вдруг нате вам другой образ: оказывается, этот самый народ сидит перед телевизором, отделенный от бояр и от Государя пространством и временем (если, стало быть, не прямая трансляция), с водочкой на кухне или в уютном кресле! Как меняется весь смысл отношений Власти и народа!

Годунов (в современном костюме президента) с искренним отчаяньем:

Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища:
Они ж меня пожаром упрекали!

(не напоминает прошлое лето?)

И тут же народ, глядя в телевизор:

- О чем там плачут?
- А как нам знать? То ведают бояре. Нам не чета…

(и хлоп рюмашечку аппетитно)

Да тут не страх – тут отстраненность! Эмоции, конечно, остались. У кого злость, у кого ирония. Но страха нет! Фантастически точно и здорово снято. Я вообще думаю, что фильм Мирзоева – это удивительная визуализация той самой фразы Пушкина «Народ безмолвствует». Он безмолвствует у телевизора, отстраненно наблюдая за трагической судьбой Государя. За тем, что коварством и подлостью добытый трон отплатит и тебе и твоему потомству тем же, а для народа закончится смутным временем. В фильме этот контраст максимален – Государь в великолепном исполнении Максима Суханова переживает мучительные мгновения, а народ (перед телевизором) хмыкает равнодушно… В современном мире у народа есть способ отстраниться от любой трагедии Государя. Выдержать дистанцию… Так что же, народ плох и равнодушен? В чем тут дело?

И тут я понял! Сильное, прекрасно выдержанное стилевое решение фильма, отсылающее нас к современному нам миру, дает возможность найти неожиданные ответы на давние вопросы, поставленные Пушкиным двести лет назад. Это же очень просто! Все дело не в народе и не в Государе. Все дело во Власти. В этом понятии, которое так прочно вплелось в многовековую историю России. Власть – это право владеть территорией и людьми на ней живущими. Власть – это привилегия отдельных, особенных (потому она и от Бога), Власть надо захватить, а потом удержать. Как трофей в войне. Поэтому любая Власть есть насилие. А значит - зло. Об этом «Борис Годунов» Пушкина.

И ответ прост – в современном не авторитарном мире нет места для Власти. Вообще. Выполнять государственные обязанности, будучи избранным и владеть – это совсем разные вещи. Вот оно в чем дело! Если бы народ мог влиять на процессы, происходящие в своей стране – он бы не отстранялся и не безмолвствовал. А если бы Борис Годунов был бы избранным президентом – он бы поработал бы свой срок (ну два) и не пришлось бы ему для начала царевича Димитрия порешить…

Я даже думаю, что демократия возникла как раз для того, чтобы избавить, в конце концов, человечество от Власти. Как принципа и как понятия. Хорошо бы даже и от слова «власть», как некоего анахронизма авторитарной эпохи прошлых тысячелетий…

Вот на какие мысли наводит фильм Владимира Мирзоева, просмотренный накануне выборов… Вы будете смеяться, но именно он окончательно убедил меня в том, что на выборы надо сходить. Даже не смотря на всю неоднозначность результатов. А для Гарри Кимовича Каспарова, Анатолия Борисовича Чубайса и всех остальных, кто не пойдет – вот вам, от нас с Пушкиным и Мирзоевым:

Московские граждане!
Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестокого пришельца:
Опалу, казнь, бесчестие, налоги…
Что ж вы молчите?

P.S. К сожалению, фильм трудно увидеть в прокате – он идет в очень небольшом количестве кинотеатров. И если вы скачали его, как и я, из сети – не забудьте поддержать создателей. Это можно сделать