Об утверждении положения о правовом департаменте министерства финансов российской федерации. С изменениями и дополнениями от II. Основные правила ведения бухгалтерского учета

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения о Правовом департаменте Министерства финансов Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Правовом департаменте Министерства финансов Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российском Федерации от 1 июня 2005 года N 112 "Об утверждении Положения о Правовом департаменте Министерства финансов Российской Федерации" ;
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 7 июня 2005 года". - Примечание изготовителя базы данных.


пункт 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 23 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации" ;

пункт 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2010 года N 484 "О внесении изменений в некоторые акты Министерства финансов Российской Федерации" .

Министр
А.Г.Силуанов

Положение о Правовом департаменте Министерства финансов Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 25 мая 2016 года N 181

1. Правовой департамент (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации, созданным для правового обеспечения деятельности Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство) по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением разработки проектов документов стратегического планирования в сфере добычи и производства драгоценных металлов, добычи драгоценных камней и последующей их обработки, а также финансовой поддержки субъектов деятельности в указанной сфере в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержки научно-технической и инновационной деятельности, информационно-консультационной поддержки, поддержки в области развития кадрового потенциала и осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов), производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением производства сельскохозяйственными товаропроизводителями вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда) и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, применения контрольно-кассовой техники, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минфина России от 26 июня 2017 года N 481 .

2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, нормативными правовыми актами Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами Министерства, федеральными службами и организациями, находящимися в ведении Министерства, а также иными органами государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

4. Департамент осуществляет следующие полномочия:

4.1. Участвует в подготовке для внесения в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента.

4.2. Проводит правовую экспертизу проектов приказов Министерства.

4.3. Участвует совместно с другими департаментами в подготовке предложений об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и иных нормативных правовых актов Министерства.

4.4. Участвует в пределах своей компетенции совместно с другими департаментами в подготовке заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, поступающим в Министерство, за исключением финансово-экономических заключений по данным проектам.

4.5. Визирует проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также заключения, представляемые на подпись Министру финансов Российской Федерации, заместителям Министра финансов Российской Федерации.

4.6. Разрабатывает совместно с другими департаментами предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и вносит их на рассмотрение Министра финансов Российской Федерации.

4.7. Участвует в подготовке предложений для включения в план законопроектной работы Правительства Российской Федерации и визирует указанный план.

4.8. Рассматривает и визирует документы, направляемые Министерством в Правительство Российской Федерации.

4.9. Осуществляет в установленном порядке правовую экспертизу проектов договоров (соглашений) и иных гражданско-правовых документов, в которых одной из сторон выступает Министерство.

4.10. Участвует в проводимой департаментами работе по отбору и направлению нормативных правовых актов Министерства на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4.11. Представляет в установленном порядке интересы Министерства в судах и других органах.

4.12. Принимает участие в разработке предложений по определению полномочий и совершенствованию работы департаментов Министерства, находящихся в ведении Министерства.

4.13. Оказывает работникам Министерства находящихся в ведении Министерства федеральных служб и организаций правовое содействие по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

4.14. Подготавливает для руководства Министерства справочные материалы по законодательству Российской Федерации.

4.15. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

4.16. Обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

4.17. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

4.18. Подготавливает для издания сборники и собрания нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

4.19. Организует профессиональную подготовку работников Департамента, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

4.20. Осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образующихся в процессе деятельности Департамента.

4.21. Осуществляет иные полномочия, устанавливаемые приказами Министерства, поручениями Министра финансов Российской Федерации.

5. Департамент имеет право по вопросам, находящимся в сфере ведения:

5.1. Взаимодействовать (в том числе вести переписку) с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, структурными подразделениями Аппарата Правительства Российской Федерации, а также другими органами государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления и организациями, а также департаментами Министерства.

5.2. Взаимодействовать (в том числе вести переписку) с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Министерства.

5.3. Представлять права и законные интересы казны Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства в судах, в том числе по вопросам взыскания с юридических лиц заемных средств федерального бюджета.

5.4. Проводить совещания.

5.5. Осуществлять иные права, устанавливаемые приказами Министерства.

6. Департамент подчиняется Министру финансов Российской Федерации.

7. Структура и штатная численность работников Департамента определяются Министром финансов Российской Федерации.

8. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации.

Директор Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации.

Заместители директора Департамента обеспечивают организацию работы по выполнению функций и полномочий Департамента в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденным директором Департамента распределением обязанностей между ним и его заместителями.

В случае временного отсутствии директора Департамента его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с приказом Министерства.

9. Директор Департамента:

9.1. Осуществляет непосредственное руководство Департаментом, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий, функций и состояние исполнительской дисциплины.

9.2. Обеспечивает в установленном порядке подготовку для направления в Правительство Российской Федерации проектов актов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.

9.3. Обеспечивает в установленном порядке подготовку проектов нормативных правовых актов Министерства.

9.4. Обеспечивает рассмотрение и, при необходимости, согласование внесенных в Министерство обращений, проектов актов и других документов, подготавливает заключения на них.

9.5. Привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов.

9.6. Проводит совещания с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, а также по иным вопросам, находящимся в их сфере ведения.

9.7. Визирует проекты нормативных правовых актов и иных документов, поступающих в Департамент.

9.8. Обеспечивает рассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций.

9.9. Представляет Министру финансов Российской Федерации предложения о структуре и штатном расписании Департамента в пределах установленных численности и фонда оплаты труда.

9.10. Распределяет обязанности между своими заместителями и работниками Департамента.

9.11. Утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента.

9.12. Подготавливает и представляет в установленном порядке предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Департаменте, о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента.

9.13. Вносит предложения о применении мер дисциплинарной ответственности к работникам Департамента.

9.14. Вносит в установленном порядке предложения о поощрении работников Департамента, представлении к присвоению почетных званий, награждению государственными наградами Российской Федерации и знаками отличия Министерства.

9.15. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации и методов работы Департамента, укреплению исполнительской дисциплины, повышению деловой квалификации его работников.

9.16. Обеспечивает организацию и правильное ведение делопроизводства в Департаменте в соответствии с требованиями инструкции по делопроизводству в Министерстве.

9.17. Организует исполнение и контроль поступивших в Департамент документов.

9.18. Обеспечивает режим секретности проводимых в Департаменте работ.

9.19. Участвует в установленном порядке в заседаниях коллегии Министерства, а также в совещаниях, проводимых Министром финансов Российской Федерации и его заместителями, по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

9.20. Осуществляет иные полномочия и функции, устанавливаемые регламентом Министерства, а также приказами и поручениями Министра финансов Российской Федерации и его заместителями.

По поручению Министра финансов Российской Федерации директор Департамента может в установленном порядке принимать участие в заседаниях Правительства Российской Федерации, совещаниях у Председателя Правительства Российской Федерации и заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, заседаниях правительственных и межведомственных комиссий, советов и оргкомитетов, коллегий федеральных органов исполнительной власти, мероприятиях Федерального Собрания Российской Федерации, Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного Государства, высших органов Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Единого экономического пространства и иных мероприятиях.

10. Документы, направляемые от имени Департамента по вопросам, входящим в его компетенцию, подписываются директором Департамента.

11. Директор Департамента, обнаружив нарушение законодательства Российской Федерации в работе Министерства, обязан доложить об этом Министру финансов Российской Федерации.


Редакция документа
с учетом изменений и дополнений
подготовлена АО "Кодекс"

"О бухгалтерском учете" разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство - Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 11.04.2018) Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

1.1. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, в случае наличия у организации <*> дочерних и зависимых обществ эта организация помимо собственного бухгалтерского отчета составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ.


, от 29.03.2017 N 47н , от 11.04.2018 N 74н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете".

В связи с утратой силы Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ , следует руководствоваться принятым взамен Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ .

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.99 N 107н , от 25.10.2010 N 132н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

а- б) подпункты утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.03.2017 N 47н)

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

II. Основные правила ведения бухгалтерского учета

Требования к ведению бухгалтерского учета

9. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

10. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

11. В бухгалтерском учете организации текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

Документирование хозяйственных операций

12. Абзац первый. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.03.2017 N 47н)

Требования главного бухгалтера (далее под главным бухгалтером понимаются также лица, ведущие бухгалтерский учет в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения) по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.

13. Абзацы первый - второй. - Утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.03.2017 N 47н)

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

14. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

15. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.

При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно - кассовых машин допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

16. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

17. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основании первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

18. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Регистры бухгалтерского учета

19. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

20. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

21. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

22. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Оценка имущества и обязательств

23. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

24. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

25. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Инвентаризация имущества и обязательств

26. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

27. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

28. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации; (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

III. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности

Основные требования

29. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.04.2018 N 74н)

30. Бухгалтерская отчетность организаций, состоит из: (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

г) пояснительной записки;

д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Абзац - Исключен. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

31. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

32. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

При составлении бухгалтерской отчетности организация руководствуется настоящим Положением, если иное не установлено другими положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

33. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

34. Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

35. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).

Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.

36. Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

37. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

38. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером - специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

40. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами.

Правила оценки статей бухгалтерской отчетности

Незавершенные капитальные вложения

41. К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки - передачи основных средств и иными документами затраты на строительно - монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно - изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие). (в ред. Приказов Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н , от 24.12.2010 N 186н)

Абзац второй. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

Финансовые вложения

43. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.

Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.

45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

Основные средства

46. К основным средствам как совокупности материально - вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.

К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

47. Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией - арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

48. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Абзац седьмой. - Утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н)

49. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Изменение первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов раскрываются в приложениях к бухгалтерскому балансу. Коммерческая организация имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на счет добавочного капитала организации, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

50- 53. Пункты утратили силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

54. Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания. (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.99 N 107н , от 24.12.2010 N 186н)

Нематериальные активы

55. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие: (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н)

из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

из прав на "ноу - хау" и др.

Кроме того, к нематериальным активам относится деловая репутация организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

56. Стоимость объектов нематериальных активов погашаются путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.

По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются одним из следующих способов:

линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н)

Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

Приобретенная деловая репутация организации должна быть скорректирована в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации). (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н)

Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения ее первоначальной стоимости. Отрицательная деловая репутация организации в полной сумме списывается на финансовые результаты организации как прочие доходы. (в ред. Приказов Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н , от 18.09.2006 N 116н , от 24.12.2010 N 186н)

57. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Сырье, материалы, готовая продукция и товары

58. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости единицы запасов;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

Абзац 7 - Исключен. (в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н)

60. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.

При продаже (отпуске) товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки, изложенных в пункте 58 настоящего Положения.

При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности в качестве величины, корректирующей стоимость товаров. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

61. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги, по которым не признана выручка, отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

62. Предусмотренные в пунктах 58 - 60 настоящего Положения ценности, на которые цена в течение отчетного года снизилась, либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Незавершенное производство и расходы будущих периодов

63. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

64. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

65. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

Капитал и резервы

66. В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

67. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный) капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформированный в установленном порядке.

68. Сумма дооценки внеоборотных активов, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно. (в ред. Приказов Минфина РФ от 24.03.2000 N 31н , от 24.12.2010 N 186н)

69. Созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резервный фонд для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в бухгалтерском балансе отдельно.

70. Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.)

75. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на отчетную дату.

76. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

77. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации, и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 75 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

78. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации, и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Прибыль (убыток) организации

79. Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

80. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.

81. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

82. В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

83. В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

IV. Порядок представления бухгалтерской отчетности

84. Все организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.

85. Организации, обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в пункте 30 настоящего Положения. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

86. Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в течение 30 дней по окончании квартала.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

89. Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.99 N 107н)

Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства.

90. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н)

Порядок публикации бухгалтерской отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

V. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности

91. В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.

99. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

100. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

101. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

4. Заполнение таможенной расписки осуществляется на русском языке. В случаях, предусмотренных пунктами 8, 10 и 11 настоящего Порядка, в таможенной расписке могут указываться сведения на иностранном языке.

5. Графа 1 "Регистрационный номер".

Указывается регистрационный номер таможенной расписки, сформированный по следующей схеме:

xxxxxxxx/ччммгг/ЭР-ууууууу, где

элемент "xxxxxxxx" - восьмизначный цифровой код таможенного органа, оформившего таможенную расписку;

элемент "ччммгг" - число, месяц, две последние цифры года оформления таможенной расписки;

элемент "ЭР-" буквенное значение "ЭР";

элемент "ууууууу" - порядковый номер таможенной расписки, состоящий из семи знаков и формируемый путем сквозной нумерации, начиная с единицы.

Например: 10122100/010116/ЭР-0000057.

Формирование порядкового и регистрационного номеров осуществляется с использованием программного средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС таможенных органов), применяемого для автоматизации работы таможенных органов с таможенными расписками (далее - программное средство для работы с таможенными расписками) в автоматическом режиме.

6. Графа 2 "Способ обеспечения".

Указывается код и наименование способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Приложением N 19 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 сентября 2010 г.) с изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 февраля 2014 г. N 27 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://curasiancommission.org/, 26 февраля 2014 г.), от 12 мая 2015 г. N 52 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://eaeunion.org/, 13 мая 2015 г.) (далее - Решение N 378).

7. Графа 3 "Генеральное обеспечение".

Графа заполняется в случае предоставления генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов указывается значение "ГО".

В иных случаях в графе указывается прочерк: "-".

8. Графа 4 "Плательщик таможенных пошлин, налогов".

Указываются сведения:

о плательщике таможенных пошлин, налогов:

о лице, предоставившем обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в качестве условия включения в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо в реестр уполномоченных экономических операторов.

В зависимости от статуса лица в графе указываются следующие сведения:

1) для российских юридических лиц:

наименование организации, содержащее указание на организационно-правовую форму, сокращенное наименование, если такое сокращенное наименование предусмотрено учредительными документами лица, место нахождения и адрес юридического лица, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН, код причины постановки на учет в налоговом органе, идентификационный код по Общероссийскому классификатору производственных объединений (далее - код по ОКПО);

2) для иностранных юридических лиц:

наименование организации, содержащее указание на организационно-правовую форму, сокращенное наименование, если такое сокращенное наименование предусмотрено учредительными документами лица, страна регистрации (инкорпорации), место нахождения и адрес юридического лица;

3) для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей:

фамилия, имя, отчество (при его наличии), место жительства, дата рождения, ИНН, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, код по ОКПО (при наличии);

4) для физических лиц, имеющих гражданство Российской Федерации (кроме индивидуальных предпринимателей):

фамилия, имя, отчество (при его наличии), наименование документа, удостоверяющего личность, серия и его номер, место жительства, дата рождения, ИНН (при наличии);

5) для иностранных физических лиц и лиц без гражданства:

фамилия, имя, отчество (при его наличии), наименование документа, удостоверяющего личность физического лица, серия и его номер, страна регистрации (при наличии), место жительства или место пребывания в Российской Федерации (при наличии), место жительства в иностранном государстве, гражданство (для иностранных физических лиц).

Если в написании иностранных лиц используются буквы латинского алфавита, такие сведения указываются в таможенной расписке буквами латинского алфавита.

9. Графа 4.1 "Статус плательщика".

Указывается статус плательщика таможенных пошлин, налогов, принимающий одно из следующих значений:

"Ф" - плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо, в том числе физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

"О" - плательщиком таможенных пошлин, налогов является юридическое лицо.

10. Графа 5 "Лицо, предоставившее обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов".

В графе указываются сведения о плательщике таможенных пошлин, налогов, предоставившем обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

В случае предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита за плательщика таможенных пошлин, налогов иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в графе указываются сведения о лице, предоставившем обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Сведения указываются в порядке, предусмотренном для заполнения графы 4 таможенной расписки.

11. Графа 6 "Гарант/поручитель/залогодатель".

Графа заполняется в случае оформления таможенной расписки в подтверждение принятия таможенным органом банковской гарантии либо заключения таможенным органом договора поручительства или договора о залоге имущества для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В иных случаях в графе указывается прочерк: "-".

В зависимости от способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (банковская гарантия, поручительство или залог имущества) указываются сведения:

о банке, иной кредитной организации, выдавших банковскую гарантию (далее - гарант);

о лице, с которым таможенным органом заключен договор поручительства либо договор о залоге имущества (далее соответственно - поручитель, залогодатель).

Сведения о гаранте, поручителе, залогодателе в зависимости от статуса такого лица (юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, физическое лицо, осуществляющее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, физическое лицо, имеющее гражданство Российской Федерации (кроме индивидуальных предпринимателей), иностранное физическое лицо или лицо без гражданства) указываются в порядке, предусмотренном для заполнения графы 4 таможенной расписки.

12. Графа 7 "Дополнительная информация/представляемые документы".

Указываются сведения о регистрационном номере таможенной декларации и следующие идентифицирующие обеспечиваемое обязательство сведения, при их наличии:

об обязательстве о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений;

о заявлении на условный выпуск;

о разрешении на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров;

об акте отбора проб и образцов.

Сведения об обеспечиваемом обязательстве могут дополнительно формироваться в кодированном виде.

В случае оформления таможенной расписки в подтверждение принятия таможенным органом банковской гарантии, поручительства или залога имущества для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов также указываются сведения о таких документах.

Сведения указываются в свободной форме.

13. Графа 8 "Сведения о принятом обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов".

Указывается информация о принятом обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов.

В колонке "Вид платежа" указывается код и наименование вида платежа в соответствии с Приложением N 9 к Решению N 378 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 сентября 2010 г.) с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 719 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 3 августа 2011 г.), от 16 августа 2011 г. N 906 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 24 января 2012 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 135 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 октября 2012 г. N 188 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 19 октября 2012 г.), от 25 февраля 2014 г. N 27 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.curasiancommission.org/, 26 февраля 2014 г.), от 18 декабря 2014 г. N 237 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.curasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 12 мая 2015 г. N 52 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 13 мая 2015 г.), от 18 августа 2015 г. N 91 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 20 августа 2015 г.), от 22 декабря 2015 г. N 168 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 23 декабря 2015 г.), от 2 июня 2016 г. N 54 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 3 июня 2016 г.).

В колонке "Сумма" в валюте Российской Федерации по каждому коду вида платежа указывается сумма:

принятого денежного залога;

принятой банковской гарантии;

исключенного договора поручительства;

заключенного договора о залоге имущества.

В колонке "Способ платежа" указывается способ внесения сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Приложением N 11 к Решению N 378 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 сентября 2010 г.) с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 719 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 3 августа 2011 г.), Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 г. N 52 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 13 мая 2015 г.). Колонка заполняется только в случае оформления таможенной расписки в подтверждение принятия денежного залога.

В колонке "Реквизиты документов обеспечения" указываются реквизиты документов, подтверждающих предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (тип документа, его номер, дата и сумма). В случае внесения денежного залога при централизованном учете таможенных и иных платежей колонка не заполняется.

В строке "Сумма прописью" указывается прописью общая сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, принятого таможенным органом.

14. Графа 9 "Отметки таможенного органа".

В графе указываются сведения об уполномоченном должностном лице (фамилия, инициалы), дата и время завершения формирования таможенной расписки.

В случае, указанном в пункте 4 Порядка информирования плательщиков таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, предоставивших обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, об оформлении таможенной расписки, утвержденного настоящим приказом, в графе 9 таможенной расписки, распечатанной на бумажном носителе, проставляются подпись уполномоченного должностного лица и его личная номерная печать, а при ее отсутствии - подпись уполномоченного должностного лица с указанием фамилии и инициалов.

15. Графа 10 "Признак корректировки".

В графе указываются сведения о факте корректировки таможенной расписки.

В случае если в таможенную расписку вносились изменения и (или) дополнения, в графе указывается дата и время проведения последней корректировки таможенной расписки и напротив слова "да" в специально отведенной графе проставляется знак "V".

Если таможенная расписка не корректировалась, указанный знак проставляется напротив слова "нет" в специально отведенной графе.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ
В МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию документов, совершенствования делопроизводства и повышения его эффективности в Министерстве финансов Российской Федерации в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3060), Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305), Типовым регламентом внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденным (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233), и Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 01/6756-ДК), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по делопроизводству в Министерстве финансов Российской Федерации.

2. Директорам департаментов обеспечить изучение работниками Министерства финансов Российской Федерации настоящей Инструкции, а также выполнение ее требований в практической работе.

3. Департаменту информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса (Е.Е. Чернякова) обеспечить:

техническое сопровождение деятельности работников Министерства финансов Российской Федерации при работе с электронными документами с использованием системы электронного документооборота Министерства финансов Российской Федерации;

проведение обучения работников Министерства финансов Российской Федерации работе с электронными документами с использованием системы электронного документооборота Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с настоящей Инструкцией.

4. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 марта 1998 г. N 35 "Об упорядочении организации работы по подготовке, заключению, регистрации и хранению договоров (соглашений), в которых одной из сторон выступает Министерство финансов Российской Федерации";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 258 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве финансов Российской Федерации";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 23 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. N 266 "О внесении изменения в Инструкцию по делопроизводству в Министерстве финансов Российской Федерации";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июня 2016 г. N 188 "О временном регламенте организации в Министерстве финансов Российской Федерации работы с электронными документами с использованием системы электронного документооборота Министерства финансов Российской Федерации";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2016 г. N 358 "О внесении изменения в приложение к Временному регламенту организации в Министерстве финансов Российской Федерации работы с электронными документами с использованием системы электронного документооборота Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 1 июня 2016 г. N 188".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Департамент управления делами и контроля (А.А. Афанасьев).

Министр
А.Г.СИЛУАНОВ