Сумма налога уплаченная в бюджет. Исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. реализованной продукции, тыс. руб

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами, либо иными представителями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например, штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесённого ущерба).

В РФ установлена трёхуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам в настоящее время относятся:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Налог на доходы с физических лиц;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ:

К региональным налогам и сборам относятся:

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. В настоящее время в РФ к числу местных налогов относятся:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

Законодательным органам субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления представлено право определять только следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также формы отчётности соответственно по региональным и местным налогам. Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по региональным налогам, а законодательные (представительные) органы местного самоуправления могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по местным налогам. Все остальные элементы налогообложения могут устанавливаться только НК РФ. Не могут устанавливаться региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

ОАО «ПСОМ» рассчитывает и уплачивает следующие налоги:

1) Федеральные - НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, государственная пошлина.

2) Региональные - налог на имущество организаций, транспортный налог

3) Так же уплачиваются страховые взносы.

1. НДС - налог Федеральный косвенный с оборота.

Плательщики - организации и ИП.

Объект налогообложения - реализация товаров, работ, услуг на территории РФ, передача имущественных прав, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая база - выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Налоговый период - квартал.

Налоговая ставка - 0% при реализации товаров на экспорт, услуг по международной перевозке товаров, товаров (работ, услуг) в области космической деятельности; 10% при реализации определенных продовольственных товаров, детской продукции, периодики, медицинских товаров; 18% при реализации остальных видов товаров, работ, услуг.

Сроки уплаты - до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Пример расчета НДС за 4 квартал 2010 года представлен в приложении 9.

2. НДФЛ - налог Федеральный прямой с полученного дохода.

Плательщики - физические лица резиденты и нерезиденты.

Объект налогообложения - доход, полученный резидентами на территории РФ или за ее пределами, и нерезидентами на территории РФ.

Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Налоговый период - календарный год с применением ежемесячных авансовых платежей.

Налоговая ставка - 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации; 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ; 35% в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, а также процентных доходов по вкладам в банках при определенных условиях; 13% во всех остальных случаях.

3) Налог на прибыль организаций - налог прямой Федеральный с доходов.

Объект налогообложения - прибыль, полученная налогоплательщиком.

Налоговая база - денежное выражение прибыли.

Налоговый период - календарный год, но с применением ежемесячных авансовых платежей.

Налоговая ставка - 2% в Федеральный бюджет и 18% в региональный бюджет

Срок уплаты - не позднее 28 числа месяца текущего отчетного периода.

Пример расчета налога на прибыль за 2010 год представлен в приложении 10.

4. Транспортный налог - налог прямой региональный на имущество организации.

Плательщики - физические и юридические лица, лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения

Объект налогообложения - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; валовая вместимость в регистровых тоннах; единица транспортного средства.

Налоговая ставка - устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Пример расчета транспортного налога за 2010 год представлен в приложении 11.

5. Налог на имущество организации - налог прямой региональный на имущество.

Плательщики - российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

Объект налогообложения - движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств.

Налоговая база - среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения по его остаточной стоимости.

Налоговый период - календарный год.

Налоговая ставка - 2,2%.

Пример расчета налога на имущество за 2010 год представлен в приложении 12.

6. Страховые взносы - специальные взносы, перечисляемые во внебюджетные фонды.

Плательщики - лица, производимые выплаты физическим лицам.

Объект налогообложения - выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц.

Налоговая база - сумма выплат, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц.

Налоговый период - календарный год.

Налоговая ставка - 26%, из них 20%, перечисляемые в Федеральный пенсионный фонд; 2,9%, перечисляемые в фонд социального страхования; 3,1%, перечисляемые в фонд обязательного медицинского страхования, в т.ч. 1,1% - в Федеральный фонд медицинского страхования и 2% - в территориальный фонд медицинского страхования.

Все налоги в ОАО «ПСОМ» рассчитываются и уплачиваются в сроки, определенные НК РФ, без задержек.

Налоговый период

Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ). В течение года на основании уведомлений из налоговых инспекций предприниматели перечисляют по НДФЛ. По окончании года необходимо рассчитать сумму НДФЛ, которая должна быть уплачена в бюджет .

Сумму налога рассчитывайте отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ). Чтобы рассчитать эту сумму, нужно определить налоговую базу, которая облагается НДФЛ по той или иной ставке.

Налоговая база

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов. Для доходов, облагаемых по ставке 13 процентов (кроме дивидендов), - денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. 3, 4 ст. 210 НК РФ). Доходы в виде дивидендов, хотя они с 2015 года облагаются по ставке 13 процентов, уменьшать на налоговые вычеты нельзя (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Если доходы, которые можно уменьшить на налоговые вычеты , будут меньше, чем общая сумма вычетов, налоговая база признается равной нулю. Сумма превышения вычетов на следующий налоговый период не переносится. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 февраля 2011 г. № 03-04-05/8-91 .

Порядок расчета

При расчете налога придерживайтесь следующего алгоритма:

1) определите доходы, которые признаются полученными в истекшем налоговом периоде и которые облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 225, ст. 208, 209, 217, 223 НК РФ);

2) сгруппируйте доходы, облагаемые НДФЛ, по разным ставкам: 13 процентов, 9 процентов и 35 процентов (ст. 224 НК РФ);

3) определите налоговую базу, к которой применяется та или иная налоговая ставка (п. 2 ст. 210 НК РФ);

4) рассчитайте сумму налога по каждой налоговой базе по формуле (п. 1 ст. 225 НК РФ):

округлите полученные суммы налога до полных рублей. При этом сумма до 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 4 ст. 225 НК РФ);

5) сложите суммы НДФЛ, рассчитанные по каждой ставке в отдельности, и определите общую сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет (п. 2 ст. 225 НК РФ):

Пример расчета НДФЛ по итогам налогового периода. Предприниматель применяет общую систему налогообложения

В текущем году предприниматель А.А. Иванов получил:
- доходы от предпринимательской деятельности - 500 000 руб.;
- зарплату по месту работы в ЗАО «Альфа» - 100 000 руб.;
- доход от продажи квартиры, находившейся в собственности более трех лет, - 4 000 000 руб.;
- дивиденды от участия в ООО «Торговая фирма Гермес» - 150 000 руб.

Иванов имеет право на профессиональный налоговый вычет в размере 300 000 руб. Кроме того, предприниматель израсходовал на собственное лечение (социальный вычет) 30 000 руб.

Поскольку квартира находилась в собственности Иванова более трех лет, доход от ее продажи в полной сумме освобожден от налогообложения (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). При определении налоговой базы, облагаемой НДФЛ по ставке 13 процентов, эти доходы не учитываются.

Дивиденды от участия в ООО «Торговая фирма "Гермес"» облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. По ним налоговую базу и сумму налога Иванов рассчитал отдельно, так как к этим доходам нельзя применять налоговые вычеты.

Размер налоговой базы по дивидендам равен 150 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с дивидендов, составила 19 500 руб. (150 000 руб. × 13%).

По остальным доходам налоговую базу Иванов рассчитал так:
500 000 руб. + 100 000 руб. - 300 000 руб. - 30 000 руб. = 270 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с этих доходов, составила 35 100 руб. (270 000 руб. × 13%).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, равна 54 600 руб. (35 100 руб. + 19 500 руб.).

При этом часть налога (с зарплаты, начисленной ЗАО «Альфа», и с дивидендов, начисленных ООО «Торговая фирма "Гермес"») должна быть удержана и перечислена в бюджет налоговыми агентами, в качестве которых выступают названные организации .

Уплата в бюджет

Предприниматели перечисляют НДФЛ в бюджет в два этапа:

  • в течение налогового периода в виде авансовых платежей;
  • по итогам налогового периода в виде окончательной суммы налога за вычетом авансовых платежей.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Авансовые платежи по НДФЛ перечисляйте на основании уведомлений, полученных из налоговой инспекции:

  • за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Налоговое уведомление на авансовые платежи

Налоговое уведомление должно быть направлено предпринимателю не позднее чем за 30 рабочих дней до срока платежа, установленного пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 2 ст. 52, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует и в том случае, когда инспекция пересчитывает сумму авансовых платежей на основании скорректированной декларации . Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440.

К уведомлению в обязательном порядке должен быть приложен образец платежного документа на перечисление авансового платежа - извещение по форме № ПД (налог) (п. 3 приказа МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440). Форма извещения введена в действие письмом от 18 февраля 2005 г. ФНС России № ММ-6-10/143, Сбербанка России № 07-125В.

Налоговое уведомление может быть передано:

  • лично предпринимателю или его представителю;
  • по почте заказным письмом. В этом случае уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты его направления (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Ситуация: должен ли предприниматель перечислять авансовые платежи по НДФЛ, если он не получил налоговое уведомление ?

Нет, не должен.

Перечисление авансовых платежей по НДФЛ производится исключительно на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ). До тех пор пока из инспекции не получено налоговое уведомление, обязанность по уплате налога (авансовых платежей) не возникает (п. 4 ст. 57 НК РФ). Поэтому если предприниматель не получил уведомление об уплате авансовых платежей по НДФЛ, он может не перечислять эти суммы в бюджет.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 3 июля 2006 г. № А-62-834/2005).

Порядок уплаты НДФЛ по итогам налогового периода

По итогам налогового периода перечислите в бюджет разницу между суммой налога по доходам, полученным за год, суммой перечисленных в течение года авансовых платежей и суммой налога, удержанного по доходам от деятельности, не относящейся к предпринимательской (п. 3 ст. 227 НК РФ). Эту разницу определите по формуле:

Основанием для расчета налога служит декларация по форме 3-НДФЛ , которую предприниматели обязаны составить и сдать в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 229 НК РФ).

НДФЛ нужно перечислить в бюджет по месту налогового учета предпринимателя не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (п. 6 ст. 227 НК РФ).

Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить предпринимателю пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного документа (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество предпринимателя;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам предпринимателя, наложения ареста на денежные средства или имущество предпринимателя.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, предприниматель руководствовался письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Зачет или возврат переплаты

Сумма фактически перечисленных авансовых платежей может быть больше суммы НДФЛ, начисленной по итогам года. В этом случае у предпринимателя образуется переплата, которую можно зачесть или вернуть из бюджета в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета НДФЛ, подлежащего уплате по итогам налогового периода

По итогам 2015 года предприниматель А.А. Иванов рассчитал сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет, которая составила 70 000 руб.

В счет уплаты НДФЛ за 2015 год на основании налогового уведомления Иванов перечислял авансовые платежи по НДФЛ в следующих размерах:

  • 13 июля 2015 года - 20 000 руб.;
  • 12 октября 2015 года - 10 000 руб.;
  • 14 января 2015 года - 10 000 руб.

Общая сумма перечисленных авансовых платежей составила 40 000 руб. Таким образом, по итогам 2015 года Иванов должен уплатить в бюджет разницу между суммой налога, рассчитанной за год, и общей суммой перечисленных авансовых платежей:
70 000 руб. - 40 000 руб. = 30 000 руб.

10 июля 2016 года Иванов составил платежное поручение на перечисление этой суммы в бюджет.

Оформление платежных поручений

Ответственность за неуплату НДФЛ

Если в результате проверки налоговая инспекция выявит неуплату (неполную уплату) годовой суммы НДФЛ, предприниматель может быть привлечен к налоговой, административной, а в некоторых случаях - к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку налога.

Сумма налога рассчитывается по итогам налогового периода по всем налогооблагаемым операциям. Сложение полученных величин дает общую сумму НДС, начисленную за налоговый период (ст. 166 НК РФ).

Но в какой момент необходимо исчислить сумму НДС с налоговой базы? Ответ дает ст. 167 НК РФ.

Момент определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы признается либо день отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, либо день получения предоплаты в зависимости от того, что произошло ранее.

Под днем отгрузки понимают дату первого по времени составления первичного документа, оформленного покупателю (заказчику) или перевозчику (письма Минфина России от 09.11.2011 № 03-07-09/40, ФНС России от 13.12.2012 № ЕД-4-3/21217@).

Под оплатой следует считать как уплату соответствующей суммы денежными средствами, так и исполнение обязательства по оплате в неденежной форме, в том числе путем прекращения денежного обязательства зачетом встречных однородных требований (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 33).

Если налогоплательщик не отгружает и не транспортирует товар, но передает право собственности на него покупателю, то такая передача прав собственности приравнивается к его отгрузке. С 1 июля 2014 года предусмотрен особый порядок определения налоговой базы при реализации недвижимого имущества - день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества (п. 16 ст. 167 НК РФ). Однако с 1 октября 2014 года законодатель исправил некорректность п. 16 ст. 167 НК РФ и указал, что на день передачи недвижимого имущества покупателя определяется не налоговая база, а день отгрузки.

Пример

Организация продала принадлежащий ей павильон для торговли за 590 000 руб., включая НДС - 90 000 руб. Согласно акту приема-передачи павильон передан 1 июня 2014 года, а право собственности на объект перешло к покупателю 15 июня 2014 года.

Пример

Организация продала принадлежащий ей павильон для торговли за 590 000 руб., включая НДС - 90 000 руб. Акт приема-передачи павильона датирован 17 декабря 2014 года, а право собственности на объект перешло к покупателю 14 января 2015 года.



Если покупатель товаров (работ, услуг) перечисляет аванс в счет предстоящей поставки, то налоговая база по НДС определяется на день получения предоплаты. Впоследствии, отгружая товары (выполняя работы, оказывая услуги) в счет этого аванса, также необходимо исчислить НДС. А налог, ранее рассчитанный с полученной предоплаты, может быть принят к вычету.

В отношении отдельных операций установлен особый порядок определения момента формирования налоговой базы.

Налогоплательщик может передать свои товары на ответственное хранение специализированному складу, заключив с ним договор хранения с выдачей складского свидетельства. Право собственности на такие товары перейдет к покупателю только после того, как будет передано ему это свидетельство. День передачи складского свидетельства и будет моментом определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщики-экспортеры определяют дату реализации товаров одним из следующих способов:

1. последний день налогового периода, в котором собран полный пакет документов, необходимых для того, чтобы обосновать применение ставки 0%;

2. дата фактической отгрузки товаров, если полный пакет документов не собран на 181-й день с того момента, как товары поместили под таможенный режим экспорта (международного таможенного транзита).

Налогоплательщики, которые выполняют строительно-монтажные работы для собственного потребления (строят объекты хозяйственным способом), определяют налоговую базу и исчисляют НДС в последний день каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ).

Пример



Организация строит своими силами здание склада. Начало строительства - 1 августа 2014 г. Расходы на строительно-монтажные работы за август составили 300 000 руб. Налоговый период по НДС - квартал.

Значит, 30 сентября 2014 г. организация должна исчислить НДС к уплате в бюджет в сумме 54 000 руб. (300 000 руб. x 18 %).

Передавая товары для собственных нужд, налоговую базу по НДС определяют в день такой передачи.

Налоговые агенты, которые реализуют по поручению государства конфискованное, бесхозное или скупленное имущество, а также выступающие в качестве посредника (комиссионера, агента, поверенного) при продаже товаров, принадлежащих иностранной компании, не состоящей на налоговом учете в России, определяют налоговую базу в общем порядке, т.е. порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ.

СТ 173 НК РФ .

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Комментарий к Ст. 173 Налогового кодекса

Сумма налога, которую необходимо уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов. Следовательно, "входной" НДС подлежит возмещению налогоплательщику в том случае, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного им налога.

Официальная позиция.

Так, в письме ФНС России от 17.11.2014 N ГД-3-3/3900@ рассмотрен вопрос о сроках уплаты НДС и применения мер, предусмотренных ст. ст. 75, 76 НК РФ, если декларация по НДС за III квартал 2014 г. представлена 02.10.2014, а 05.10.2014 принято решение о ликвидации организации.

Официальный орган указал, что сроки уплаты налога на добавленную стоимость, установленные статьей 173 НК РФ, не изменяются. При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налога определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Уплата налогоплательщиком суммы налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроки влечет начисление пени в соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ.

Кроме того, в случае вынесения решения о взыскании неуплаченных налога и пеней налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банках в соответствии с требованиями статьи 76 НК РФ.

В Конституционный Суд Российской Федерации поступила жалоба, в которой заявитель оспаривает конституционность ряда положения законодательства о налогах и сборах, в частности пункта 1 статьи 173 НК РФ.

Определением Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 N 2624-О было отказано в принятии жалобы закрытого акционерного общества "Капитан" на нарушение конституционных прав и свобод положением статьи 346.27, пунктом 1 статьи 171 и пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.

Конституционный суд разъяснил, что оспариваемые заявителем положения статей 171 и 173 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают общие условия применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. Данные положения предусматривают возможность законного уменьшения налогоплательщиком суммы исчисленного к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость на установленные законом налоговые вычеты. Тем самым они направлены на реализацию права налогоплательщика на применение налогового вычета, а не на его ограничение.

Таким образом, сами по себе они не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя в указанном им аспекте.

Посредник, не являющийся плательщиком НДС, обязан выставить покупателю с выделением суммы налога от своего имени, если доверитель находится на общей системе налогообложения. Обязанности уплатить указанный в таком счете-фактуре налог в бюджет у посредника не возникает (см., например, письмо Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-09/11).

Согласно официальной позиции лицо, получившее счет-фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость от лица, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, не вправе принять к вычету такую сумму налога.

Так, Минфин России в письмах от 16.05.2011 N 03-07-11/126 и от 01.04.2008 N 03-07-11/126 говорит об отсутствии оснований для принятия к вычету сумм НДС по счетам-фактурам, выставленным организациями, применяющими УСН. Финансовое ведомство отмечает, что в соответствии с , составленные и выставленные с нарушением действующего порядка, не являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету. Следовательно, налог на добавленную стоимость в счетах-фактурах, выставленных при реализации товаров (работ, услуг) организацией, применяющей УСН и не исполняющей обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, предусмотренных статьей 174.1 НК РФ, а также не осуществляющей реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени на основании договора комиссии или агентского договора, к вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг) не принимается.

Внимание!

В пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъясняется, что в силу пункта 2 статьи 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами налога, исчисленного по облагаемым операциям, подлежит возмещению налогоплательщику из бюджета при условии подачи им налоговой декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока.

Поскольку указанной нормой не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов.

При этом правило пункта 2 статьи 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию.

Суды указывают на возможность принятия к вычету налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному плательщиком единого налога, уплачиваемого при применении УСН.

При этом указанная позиция является для них наиболее предполагаемой, поскольку Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.03.2011 N 14315/10 пришел к выводу о том, что лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления ими покупателям товара счетов-фактур с выделением суммы налога должны уплатить полученный налог без учета налоговых вычетов, которые могут быть заявлены только плательщиками этого налога, к которым лица, названные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, не относятся.

Например, исходя из Постановления ФАС Московского округа от 25.09.2012 N А40-79771/11-90-347 у продавца, хотя и применяющего упрощенную систему налогообложения, но выставившего покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога, возникает обязанность по уплате налога в бюджет, а у покупателя возникает право на применение налогового вычета.

Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 05.10.2012 N А65-27098/2011 приобретение товара у контрагента, применяющего УСН, не является основанием для отказа организации в применении налоговых вычетов при условии добросовестности ее действий и наличии оснований для применения налогового вычета.

Однако и до принятия Постановления N 14315/10 суды приходили к аналогичным выводам.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 28.08.2009 N КА-А40/8482-09, принимая решение в пользу налогоплательщика, руководствовался положениями пункта 5 статьи 173, статьями 169, 171, 172, 210, 54, 227, 218 НК РФ и исходил из того, что предприниматель правомерно приняла к вычету суммы НДС, предъявленные ей поставщиком и имела право на получение стандартного налогового вычета в соответствии с заявлением. Сторону налогоплательщика также принял ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 30.12.2008 N А79-1993/2007.

В Постановлении от 02.12.2008 N А19-4782/08-57-Ф02-5536/08, А19-4782/08-57-Ф02-6112/08 (Определением ВАС РФ от 08.04.2009 N ВАС-3855/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) ФАС Восточно-Сибирского округа признал правомерным довод налогоплательщика о том, что обстоятельства, на которые ссылается налоговый орган, не могут служить причиной для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку налогоплательщиком соблюдены все условия, установленные налоговым законодательством для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Суд указал, что обязанность по доказыванию правомерности применения вычетов по налогу на добавленную стоимость законодателем возложена на налогоплательщика. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов.

Между тем налоговые органы не освобождаются от обязанности по доказыванию как факта наличия недостоверных сведений в представленных налогоплательщиком первичных документах, так и недобросовестности налогоплательщика при осуществлении соответствующих хозяйственных операций.

Суд установил, что основанием отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному поставщиком, налоговый орган указал применение данным поставщиком УСН и отсутствие у него обязанности по уплате налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров налогоплательщику. В связи с этим налоговый орган считает, что отсутствует реальный источник для возмещения из бюджета налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных данным поставщиком.

При рассмотрении дела суд также установил, что указанным поставщиком в адрес налогоплательщика был выставлен счет-фактура, стоимость приобретенного товара (фанерное сырье, пиловочник, балансы хвойные) оплачена налогоплательщиком с учетом налога на добавленную стоимость.

Таким образом, суд пришел к выводу, что поставщик, выставив счет-фактуру с выделением в нем отдельной строкой налога на добавленную стоимость, на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ, должен уплатить предъявленную в счете-фактуре сумму налога, а налогоплательщик, оплатив стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, вправе заявить сумму налога к вычету и возмещению, в связи с чем суд признал необоснованным отказ в возмещении налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному данным поставщиком.

К подобным выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.07.2008 N А33-16437/07-Ф02-3580/08, а также ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16.04.2009 N Ф04-2122/2009(4284-А27-25).

В Постановлении от 24.07.2009 N КА-А41/6731-09 ФАС Московского округа проверил жалобу налогового органа, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с тем, что налогоплательщиком в нарушение пунктов 2, 5 статьи 169 НК РФ предъявлен к вычету налог на добавленную стоимость по счету-фактуре, выставленному поставщиком неправомерно, поскольку контрагент находится на УСН.

Суд не принял довод налогового органа о неправомерности предъявления налогоплательщиком налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по спорному счету-фактуре, полученному налогоплательщиком от поставщика, находящегося на УСН.

Как указывал налоговый орган, поставщик налогоплательщика применял УСН и в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ и пункта 3 статьи 169 НК РФ выставил налогоплательщику счет-фактуру, в котором указана сумма налога на добавленную стоимость, поэтому в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ должен уплатить полученные суммы налога в бюджет.

Суд указал, что ненадлежащее исполнение или неисполнение контрагентом обязанностей по уплате налогов не влияет на право покупателя на налоговые вычеты, если представленные в инспекцию документы для применения указанного вычета соответствуют требованиям НК РФ. Законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика осуществление контрольных функций по уплате налога на добавленную стоимость его контрагентом, поскольку эти действия относятся к деятельности налогового органа.

При этом суд отметил, что указанные обстоятельства не могут являться правовыми основаниями для отказа в вычете налогоплательщику, которым соблюдены порядок и условия его применения.

В Постановлении от 02.09.2009 N А14-11246/2008360/28 ФАС Центрального округа отклонил довод налогового органа о том, что поскольку поставщик применял УСН и не являлся плательщиком НДС, то налогоплательщик не вправе производить налоговые вычеты по расчетам с данным поставщиком. В счете-фактуре и акте выполненных работ (капитальный ремонт кровли цехов) подписи от имени руководителя общества выполнены не самим руководителем, а другим лицом, что подтверждается проведенной почерковедческой экспертизой.

При этом суд указал, что выставление контрагентом налогоплательщика, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением УСН, счета-фактуры с выделением суммы налога не влияет на право такого налогоплательщика на налоговый вычет данной суммы налога, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ в данном случае обязанность по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость возложена на лицо, применяющее УСН.

В Постановлении от 28.09.2009 N А53-24180/2008-С5-23 ФАС Северо-Кавказского округа также отклонил довод налогового органа о том, что применение УСН контрагентом предпринимателя, выставившим обществу счета-фактуры с выделенным налогом на добавленную стоимость, является основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость.

В Постановлении от 26.05.2009 N КА-А41/4585-09 ФАС Московского округа признал необоснованной жалобу налогового органа о том, что, поскольку продавец выставил в адрес налогоплательщика счета-фактуры с включением в них сумм налога на добавленную стоимость, при этом контрагент применяет УСН и согласно статье 346.11 НК РФ не признается плательщиком налога на добавленную стоимость, инспекцией сделан вывод о неправомерности включения сумм налога на добавленную стоимость в выставленных счетах-фактурах.

Суд установил, что товар (дизельное топливо) был получен налогоплательщиком, принят на учет на основании товарных накладных, которые были представлены в налоговый орган для проверки и в материалы дела. Претензий к форме и содержанию данных документов налоговый орган не имеет, следовательно, налогоплательщик правомерно принял к вычету НДС по спорному счету-фактуре.

Следует также отметить, что подобную позицию суды принимают и в отношении принятия к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным плательщиками ЕНВД и ЕСХН.

Пункт 5 комментируемой статьи стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации на его соответствие Конституции РФ.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб" указывается: положения пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ в их взаимосвязи не должны пониматься в правоприменительной практике как допускающие признание лица, которое не является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу абзаца третьего пункта 4 статьи 346.26 НК РФ и не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой налога на добавленную стоимость, обязанным уплатить этот налог в бюджет только на том основании, что такое лицо, полагая необходимым использование общей системы налогообложения, указывало его в своей налоговой декларации, исчисляя при розничной реализации товаров (работ, услуг) сумму налога расчетным путем. Неправильное (в частности, ошибочное) декларирование сумм налога на добавленную стоимость не должно приводить к его взиманию, поскольку обязанность исчислить и уплатить налог возникает из закона (при наличии предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации оснований).

Таким образом, пункты 6 и 7 статьи 168 и пункт 5 статьи 173 НК РФ не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возложения на лицо, занимающееся розничной реализацией товаров без выставления покупателям счетов-фактур, обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, если такое лицо по виду осуществляемой им предпринимательской деятельности относится к плательщикам единого налога на вмененный доход.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 6 и 47.1, частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать пункты 6 и 7 статьи 168 и пункт 5 статьи 173 НК РФ не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в них положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают возможность возложения на лицо, занимающееся розничной реализацией товаров без выставления покупателям счетов-фактур, обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, если такое лицо по виду осуществляемой им предпринимательской деятельности относится к плательщикам единого налога на вмененный доход.

Внимание!

С 1 января 2014 год вступает в силу дополнение статьи 52 НК РФ пунктом 6, в соответствии с которым сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ).

Таким образом, с указанного времени соответствующее положение будет закреплено в НК РФ для всех налогов. При этом в отношении НДС в настоящее время аналогичное правило закреплено в пункте 17 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.

В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" разъясняется, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21 Кодекса не предусмотрена.

Также в пункте 6 названного Постановления указывается, что в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет в случае, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.

При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 НК РФ необходимо учитывать, что при таких обстоятельствах обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" дополнительно сообщается, что при применении пункта 2 статьи 173 НК РФ суды, руководствуясь принципом равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), должны исходить из того, что положения названного пункта о предельном сроке декларирования налоговых вычетов не могут быть истолкованы как устанавливающие разные правила в отсутствие объективных различий.

В связи с этим право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 03.12.2014 N 03-07-08/61765 рассмотрен вопрос об уплате НДС при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, если налогоплательщик выставил счет-фактуру с выделением суммы НДС. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

В случае выставления налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в том числе в связи с тем, что местом их реализации не признается территория Российской Федерации, счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 27.01.2014 N ГД-4-3/1168@ "О порядке исчисления НДС" сообщается нижеследующее.

Что касается услуг, оказываемых на основании ранее заключенных договоров и не завершенных по состоянию на 13 сентября 2013 года, то в случаях, если в договора будут внесены изменения, согласно которым стоимость услуг будет уменьшаться на сумму налога на добавленную стоимость, сумма налога, исчисленная и уплаченная продавцами услуг при получении оплаты (частичной оплаты) и возвращенная покупателям на основании изменений к договорам, может приниматься продавцами к вычету.

В случаях, если покупатели услуг согласятся внести в договоры изменения, согласно которым стоимость услуг без учета налога на добавленную стоимость будет соответствовать ранее установленной стоимости услуг с учетом налога, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная и уплаченная продавцами при получении оплаты (частичной оплаты), к вычету у продавца приниматься не должна.

В случаях, если изменения в договоры вноситься не будут и услуги по-прежнему будут оказываться с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога, предъявленная продавцами покупателям при их оказании, на основании пункта 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующих счетах-фактурах, переданных продавцами покупателям услуг.

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац третий утратил силу с 1 января 2007 г.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с и настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных , и настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных настоящего Кодекса.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.