Академик бартольд. Значение бартольд василий владимирович в краткой биографической энциклопедии. Раздел II. Эпиграфика

Василий Владимирович Бартольд (3 (15) ноября 1869, Санкт-Петербург - 19 августа 1930, Ленинград) - российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог, академик Санкт-Петербургской Академии наук (1913), член Императорского Православного Палестинского Общества. Один из авторов Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и первого издания «Энциклопедии ислама».

Биография

Василий Владимирович Бартольд родился в семье биржевого маклера немецкого происхождения. В 1887 году окончил 8-ю петербургскую гимназию. Поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков. Окончил университет в 1891 году, с 1892 года там же и работал. Средства отца позволили Бартольду не останавливаться перед расходами для пополнения своего образования, в том числе за границей, осуществления поездок и путешествий.

В 1899 году была издана книга Стенли Лэн-Пуля «Мусульманские династии» в переводе Бартольда с многочисленными исправлениями переводчика.

В 1900 году, по защите диссертации «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (части 1-я и 2-я, СПб., 1898-1900), Бартольд получил степень доктора истории Востока.

Преподавал в Петербургском университете, ежегодно совершая поездки в страны Востока.

В 1901 году В. Бартольд назначен экстраординарным, в 1906 году ординарным профессором Петербургского университета. Был секретарем основанного в 1903 г. Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии. В 1904 году производил археологические раскопки в окрестностях Самарканда; в 1910 году избран членом-корреспондентом Академии наук, в 1913 - ординарным академиком по разряду «литература и история азиатских народов». В 1912 г. в работе «Халиф и султан» Бартольдом было сделано научное открытие: он доказал, что представление о передаче духовной власти последним аббасидским халифом Мутаваккилем османскому султану Селиму Явузу в XVI в. является легендой, появившейся не ранее XVIII века.

В мае 1913 года Бартольд предпринял научную поездку по Южному Уралу, Сибири и Центральной Азии, посетил города Оренбург, Уфа, с. Стерлибашево Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. В феврале 1917 г. Бартольд вошёл в состав академической Комиссии по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран (председатель - академик Сергей Ольденбург).

После Октябрьской революции Бартольд возглавил Коллегию востоковедов, созданную в 1921 году при Азиатском музее. Одной из важных задач, к решению которых он был подключен в первые же годы Советской власти, стало создание письменности для бесписьменных народов РСФСР и СССР и замена арабского алфавита на кириллицу.

Бартольд являлся одним из участников и организаторов Первого Всесоюзного тюркологического съезда в Баку (1926).

В 1924-1926 годах бывал в Баку, где принимал деятельное участие в организации посредством профессоров петербургского и казанского университетов восточного факультета в Азербайджанском университете. Специально для студентов этого университета прочел циклы лекций «История Азербайджана», «О месте прикаспийских областей в истории мусульманского мира», где дал анализ исторического значения отдельных городов Азербайджана, в частности, Баку.

В Баку встречался с учеными, преподавателями, с местной администрацией, осматривал музеи, мечети, шахский дворец, крепость, кладбища. Кроме работы в Баку, занимался вопросами сохранения мавзолеев Низами, Фирдоуси и Коркута и переводил азербайджанский эпос «Сказание о Деде Коркуте».

Знакомился и переводил некоторые рукописи из собрания библиотеки Азербайджанского университета и библиотеки им Сабира. Читал доклады на заседаниях «Историко-Этнографической секции Общества Обследования и Изучения Азербайджана» в Бакинском Доме Просвещения, и на Первом Всесоюзном Тюркологическом съезде в Баку (1926). Сведения, собранные им о городе Баку, входят в статью «Баку» в его «Энциклопедии ислама».

Занимался во многих библиотеках мира (Англии, Германии, Франции, Турции и др.), СССР (Ленинград, Москва, Ташкент, Баку и др.). Главной целью его поездок за границу и по Советскому Союзу стало исследование восточных рукописных собраний. Хорошее знание работы библиотек позволяло ему не только читать лекции по истории архивного дела для слушателей Архивных курсов при Петроградском археологическом институте (1918), но и выступать со статьями и обзорами о состоянии библиотек, их рукописных отделов, высказывать предложения по собиранию материалов, раскрытию их через каталоги и т. п.

Василий Владимирович (3.11.1869, С.-Петербург - 19.08.1930, Ленинград), рус. востоковед, историк, филолог. Академик Петербургской АН (1913, с 1910 г. чл.-кор.). В 1887 г. окончил 8-ю с.-петербургскую гимназию с золотой медалью; в 1891 г.- фак-т вост. языков (араб.-персид.-тур.-татар. разряд) С.-Петербургского ун-та с дипломом 1-й степени (за студенческую работу «О христианстве в Средней Азии» удостоен серебряной медали). В 1891-1892 гг. в целях ознакомления с западноевроп. востоковедением посетил Финляндию, Германию, Швейцарию, Сев. Италию, Австро-Венгрию. По возвращении из-за границы был оставлен при фак-те вост. языков «для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории Востока» (1892). С 1896 г. приват-доцент на фак-те вост. языков, с 1901 г. профессор С.-Петербургского ун-та, в 1897-1901 гг. хранитель Минц-кабинета. За соч. «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (Ч. 1-2, 1898-1900) присуждена степень д-ра истории Востока (1900). Наряду с исследовательской и педагогической деятельностью, с научными поездками в Ср. Азию, на Кавказ, за границу много времени и энергии отдавал научно-организационной работе: с 1903 г.- секретарь Русского комитета для изучения Ср. и Вост. Азии (РКИСВА), в 1905-1912 гг. секретарь Вост. отд-ния Русского археологического об-ва (ВОРАО), в 1908-1912 гг. редактор «Записок Восточного отделения Русского археологического общества» (ЗВОРАО), в 1912 г. редактор научно-популярного ж. по исламоведению «Мир ислама», в 1918-1927 гг. научный сотрудник Ин-та истории искусств, в 1918-1930 гг. председатель Радловского кружка и комиссии по переизданию «Опыта словаря тюркских наречий» В. В. Радлова, в 1921-1930 гг. зам. председателя Коллегии востоковедов, в 1928-1930 гг. директор Туркологического кабинета, один из организаторов I Всесоюзного туркологического съезда (Баку, 1926), редактор ряда изданий АН.

Огромная эрудиция, прекрасное знание ряда вост. языков, исключительная работоспособность позволили Б. создать более 400 научных трудов в различных областях востоковедения. Большое значение имеют его работы по истории Ср. Азии, в них использован богатейший материал араб., персид. и местных авторов по вопросам истории, географии, культуры и религии. Труды Б. по Ср. Азии были первыми работами в отечественном и мировом востоковедении, в к-рых ее история разрабатывалась по первоисточникам. Его работы («О христианстве в Туркестане в домонгольский период», 1893; «Образование империи Чингисхана», 1896; «Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в.», 1902, и мн. др.) содержат огромный фактический материал и представляют в совокупности энциклопедию знаний о средневек. Ср. Азии. В его книгах и статьях дана социально-политическая история Греко-Бактрийского и Кушанского царств, Тюркского каганата, прослежен этногенез киргизов, таджиков, туркмен, узбеков и др. народов.

В 90-х гг. XIX в. вышел ряд исследований, связанных с историей христианства в Центр. Азии в домонг. и монг. эпоху («Мусульманские известия о Чингизидах-христианах», 1892; «Еще о христианстве в Средней Азии», 1896). К этой тематике Б. возвращался в 1914 г. («К вопросу о Чингизидах-христианах»). В 10-х гг. ХХ в. Б. рассматривал проблемы исторической роли христ. Востока, межконфессиональных культурных влияний в ср. века в обзорных работах «Турция, ислам и христианство» (1915), «Культура мусульманства» (глава «Христианский Восток и его значение для ислама», 1918). В этих и др. сочинениях Б. касался тем христ. влияния на Мухаммада , роли и места христиан в сасанидском Иране, отношения к христианству малоазийских суфиев и ранних османов и др. Ряд работ Б. посвящен контактам христ. Запада и мусульм. Востока («Карл Великий и Харун ар-Рашид» (1912), «К вопросу о франко-мусульманских отношениях» (1915) и др.).

В трудах «Ислам» (1918), «Мусульманский мир» (1922) и др. рассматривались проблемы сущности ислама, преемственности в восприятии различными народами мусульм. культуры. В исследованиях о раннем периоде ислама («К вопросу о сабиях», 1917; «Мусейлима», 1925; «Коран и море», 1925), а также в статьях, опубликованных в «Энциклопедии ислама», Б. показал себя мастером научной аргументации и толкования текстов вост. авторов.

Следуя традиции рус. историков-востоковедов, Б. занимался изучением араб. авторов, писавших о древних славянах («Новое мусульманское известие о русских», 1896; «Арабские известия о русах», написана в 1918, опубл. в 1940). Б. уделял большое внимание истории востоковедения («История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 19252), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905» (СПб., 1909)), регулярно публиковал статьи по вопросам взаимоотношений средневек. Востока и Запада в сб. «Христианский Восток».

Б. вел большую педагогическую работу, состоял членом комиссии по переводу алфавита мн. народов СССР с араб. основы на лат., участвовал в организации Среднеазиатского гос. ун-та, в создании востоковедческих б-к и собирании вост. рукописей. Выступал с докладами на международных конгрессах и съездах востоковедов, а также читал лекции в ряде зарубежных стран (Англия, Турция и др.). Мн. его монографии переведены на иностранные языки (англ., нем., тур. и др.).

Соч.: Сочинения. М., 1963-1977. 9 т.; Алф. указ. работ В. В. Бартольда / Сост. Д. Д. Васильев // Бартольд В . В . Сочинения. Т. 1. С. 14-21.

П. И. Жаворонков

(1869-11-15 )

Васи́лий Влади́мирович Барто́льд (3 (15) ноября , Санкт-Петербург - 19 августа , Ленинград) - российский востоковед , тюрколог , арабист , исламовед , историк, архивист, филолог , академик Санкт-Петербургской Академии наук (1913).

Биография

Родился в семье биржевого маклера немецкого происхождения. В 1887 году окончил 8-ю петербургскую гимназию. Поступил в Петербургский университет на факультет восточных языков. Средства отца позволили Бартольду не останавливаться перед расходами для пополнения своего образования, в том числе за границей, осуществления поездок и путешествий.

Участник и организатор Первого Всесоюзного тюркологического съезда в Баку ().

Занимался во многих библиотеках мира (Англии, Германии, Франции, Турции и др.), СССР (Ленинград , Москва , Ташкент , Баку и др.). Главной целью его поездок за границу и по Советскому Союзу стало исследование восточных рукописных собраний. Хорошее знание работы библиотек позволяло ему не только читать лекции по истории архивного дела для слушателей Архивных курсов при Петроградском археологическом институте (), но и выступать со статьями и обзорами о состоянии библиотек, их рукописных отделов, высказывать предложения по собиранию материалов, раскрытию их через каталоги и т. п.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 15 ноября
  • Родившиеся в 1869 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 19 августа
  • Умершие в 1930 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Выпускники Восьмой Санкт-Петербургской гимназии
  • Востоковеды России
  • Арабисты России
  • Историки России
  • Филологи России
  • Исламоведы России
  • Действительные члены Санкт-Петербургской академии наук
  • Действительные члены РАН (1917-1925)
  • Действительные члены АН СССР
  • Основатели Ташкентского университета
  • Директора Музея антропологии и этнографии
  • Авторы Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Wikimedia Foundation . 2010 .

Большая советская энциклопедия: Бартольд Василий Владимирович , советский востоковед, академик (1913). В 1891 окончил Петербургский университет (факультет восточных языков) и там же занимался научной и преподавательской деятельностью (с 1901 профессор). За двухтомную монографию «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» ему была присуждена ученая степень доктора истории Востока.
Сформировавшийся как ученый в условиях буржуазного общества, Б. стоял в основном на позициях идеалистического понимания исторического процесса. Однако его всегда интересовали вопросы социально-экономической истории и положения народных масс. Большое научное значение имеют труды Б. по истории Средней Азии, в которых использован богатейший материал арабских, персидских и местных авторов. Б. - автор работ по истории ислама: «Ислам» (1918), «Культура мусульманства» (1918), «Мусульманский мир» (1922), «Мусейлима» (1925) и др. В них он дал критический обзор важнейших трудов арабских и западноевропейских авторов, произвел проверку мусульманских сведений, собрал огромный, хорошо отобранный фактический материал, во многом по-новому осветил историю начального ислама, его распространения у народов Востока и развития мусульманской культуры. Выводы и наблюдения Б. обогатили мировое исламоведение, но отдельные его положения и объяснения спорны. Большой научный результат был достигнут Б. в труде «Халиф и султан» (1912), в котором он доказал, что представление о передаче духовной власти аббасидского халифа турецкому султану Селиму I в 16 в. является легендой, появившейся лишь в 18 в.
В трудах Б. о монгольских завоеваниях можно встретить односторонние объяснения; в частности, недостаточно учитывается, что монгольские завоевания принесли разрушение производительных сил и привели к длительному порабощению покоренных народов.
Б. плодотворно и много занимался изучением арабских авторов, писавших о древних славянах («Новое мусульманское известие о русских», 1896; «Арабские известия о русах». 1918, опубликовано в 1940). Большое внимание Б. уделял истории востоковедения. Им опубликован капитальный труд «История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 2-е издание 1925), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905 гг.» (1909) и др. Богатый материал и обобщения содержат его труды по Ирану и по истории некоторых народов СССР (киргизы, таджики, туркмены и др.).
Б. был организатором и редактором журнала «Мир ислама» (1912-13), а затем «Мусульманский мир» (1917). Один из основателей русской школы востоковедения, после Октябрьской революции Б. возглавил Коллегию востоковедов, созданную в 1921 при Азиатском музее, и ее печатный орган «Записки коллегии востоковедов» (1925-30), вел большую педагогическую работу, участвовал в комиссии по переводу алфавитов многих народов СССР с арабской основы на латинскую, выполнял поручения Советского правительства по организации Среднеазиатского университета (1918), созданию востоковедческих библиотек и собиранию восточных рукописей. Многие монографии Б. переведены на иностранные языки (английский, немецкий, турецкий, французский, арабский, персидский и др.). Автор ряда статей в «Энциклопедии ислама».
Труды Б. издаются в 9 томах: том 1 - Туркестан в эпоху монгольского нашествия; том 2, часть 1 - Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы, часть 2 - Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии; том 3 - Работы по исторической географии; том 4 - Работы по археологии, нумизматике, эпиграфике и этнографии; том 5 - Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов, по истории Центральной Азии и Дальнего Востока; том 6 - Работы по истории ислама и Арабского халифата; том 7 - Работы по истории и филологии Ирана и Афганистана; том 8 - Работы по источниковедению; том 9 - Работы по истории востоковедения.

Бартольд Василий Владимирович (3(15).11.1869, Петербург, - 19.8.1930, Ленинград), советский востоковед, академик (1913). В 1891 окончил Петербургский университет (факультет восточных языков) и там же занимался научной и преподавательской деятельностью (с 1901 профессор). За двухтомную монографию «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» ему была присуждена учёная степень доктора истории Востока.
Сформировавшийся как учёный в условиях буржуазного общества, Б. стоял в основном на позициях идеалистического понимания исторического процесса. Однако его всегда интересовали вопросы социально-экономической истории и положения народных масс. Большое научное значение имеют труды Б. по истории Средней Азии, в которых использован богатейший материал арабских, персидских и местных авторов. Б. - автор работ по истории ислама: «Ислам» (1918), «Культура мусульманства» (1918), «Мусульманский мир» (1922), «Мусейлима» (1925) и др. В них он дал критический обзор важнейших трудов арабских и западноевропейских авторов, произвёл проверку мусульманских сведений, собрал огромный, хорошо отобранный фактический материал, во многом по-новому осветил историю начального ислама, его распространения у народов Востока и развития мусульманской культуры. Выводы и наблюдения Б. обогатили мировое исламоведение, но отдельные его положения и объяснения спорны. Большой научный результат был достигнут Б. в труде «Халиф и султан» (1912), в котором он доказал, что представление о передаче духовной власти аббасидского халифа турецкому султану Селиму I в 16 в. является легендой, появившейся лишь в 18 в.
В трудах Б. о монгольских завоеваниях можно встретить односторонние объяснения; в частности, недостаточно учитывается, что монгольские завоевания принесли разрушение производительных сил и привели к длительному порабощению покорённых народов.
Б. плодотворно и много занимался изучением арабских авторов, писавших о древних славянах («Новое мусульманское известие о русских», 1896; «Арабские известия о русах». 1918, опубликовано в 1940). Большое внимание Б. уделял истории востоковедения. Им опубликован капитальный труд «История изучения Востока в Европе и в России» (1911, 2-е издание 1925), «Обзор деятельности факультета восточных языков Петербургского университета за 1855-1905 гг.» (1909) и др. Богатый материал и обобщения содержат его труды по Ирану и по истории некоторых народов СССР (киргизы, таджики, туркмены и др.).
Б. был организатором и редактором журнала «Мир ислама» (1912-13), а затем «Мусульманский мир» (1917). Один из основателей русской школы востоковедения, после Октябрьской революции Б. возглавил Коллегию востоковедов, созданную в 1921 при Азиатском музее, и её печатный орган «Записки коллегии востоковедов» (1925-30), вёл большую педагогическую работу, участвовал в комиссии по переводу алфавитов многих народов СССР с арабской основы на латинскую, выполнял поручения Советского правительства по организации Среднеазиатского университета (1918), созданию востоковедческих библиотек и собиранию восточных рукописей. Многие монографии Б. переведены на иностранные языки (английский, немецкий, турецкий, французский, арабский, персидский и др.). Автор ряда статей в «Энциклопедии ислама».