Ефрем кузнецов. Значение ефрем (кузнецов) в православной энциклопедии древо. Миссия среди корейцев

Епи-скоп Еф-рем (в ми-ру Епи-фа-ний Ан-дре-евич Куз-не-цов) был од-ним из тех рев-ност-ных и пре-дан-ных слу-жи-те-лей на-шей Церк-ви, кто од-ним из пер-вых при-нял на се-бя удар тя-же-лых го-не-ний, воз-двиг-ну-тых про-тив Пра-во-сла-вия. Необы-чен и путь его к ар-хи-ерей-ству. Он не про-ис-хо-дил из ду-хов-но-го зва-ния, а ро-дил-ся в 1876 г. в се-мье за-бай-каль-ских ка-за-ков. Жизнь его на-ча-лась со скор-бей и ис-пы-та-ний.
"В ран-нем дет-стве, - вспо-ми-нал он в 1916 го-ду, - Гос-подь по-слал мне си-рот-ство с его обыч-ны-ми в про-сто-на-род-ной сре-де тя-же-лы-ми спут-ни-ка-ми - бед-но-той, ли-ше-ни-я-ми и бо-лез-ня-ми. Но этот крест учил ме-ня сми-ре-нию, тер-пе-нию, по-ни-ма-нию стра-да-ний ближ-не-го и со-стра-да-нию. Под тя-же-стью се-го кре-ста умяг-чи-лось мое серд-це, креп-ла ве-ра в Бо-га и на-деж-да толь-ко на Его неиз-ре-чен-ное ми-ло-сер-дие в пу-тях мо-ей жиз-ни". [Речь при на-ре-че-нии на-чаль-ни-ка За-бай-каль-ской ду-хов-ной мис-сии ар-хи-манд-ри-та Еф-ре-ма во епи-ско-па Се-лен-гин-ско-го, про-из-не-сен-ная в Чи-тин-ской Ар-хи-ерей-ской церк-ви 19 но-яб-ря 1916 г. - За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1916, N 23, с. 812.]
Отец, уми-рая, за-ве-щал сы-ну учить-ся. Но от-рок, ко-то-рый пас ста-да у сво-их род-ных и воз-де-лы-вал зем-лю, чтобы иметь про-пи-та-ние, мог рас-счи-ты-вать толь-ко на окон-ча-ние сель-ско-го учи-ли-ща. Но Бо-же-ствен-ный Про-мы-сел го-то-вил от-ро-ка Епи-фа-ния к осо-бо-му слу-же-нию. На маль-чи-ка об-ра-тил вни-ма-ние со-стра-да-тель-ный при-ход-ской пас-тырь. Вос-поль-зо-вав-шись про-ез-дом через ста-ни-цу ир-кут-ско-го Вла-ды-ки Ве-ни-а-ми-на (Бла-го-нра-во-ва) [Вы-со-ко-прео-свя-щен-ней-ший Ве-ни-а-мин (в ми-ру Бла-го-нра-вов Ва-си-лий Ан-то-но-вич) (1825-1892) - вы-да-ю-щий-ся мис-си-о-нер, за-кон-чил жизнь ар-хи-епи-ско-пом Ир-кут-ским.], он по-ста-вил Епи-фа-ния пе-ред ним на ко-ле-ни и про-сил при-нять его хо-тя бы на по-лу-ка-зен-ное со-дер-жа-ние в ду-хов-ном учи-ли-ще, по-ру-чив-шись за него, что тот по-свя-тит се-бя слу-же-нию Церк-ви. "Прось-ба свя-ти-те-лем Бо-жи-им ува-жа-ет-ся, и я, си-ро-та - бед-няк ка-за-че-нок, ка-ки-ми на-пол-не-ны ста-ни-цы, ока-зы-ва-юсь в ду-хов-ной шко-ле, что бы-ло то-гда весь-ма ред-ким, чуть не ис-клю-чи-тель-ным яв-ле-ни-ем: ве-ли-ка ко мне ми-лость Бо-жия". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, N 23, с. 814.]
Несколь-ко де-ся-ти-ле-тий спу-стя ар-хи-манд-рит Еф-рем, с теп-ло-той вспо-ми-нал опыт-но-го на-став-ни-ка, стро-го-го и бла-го-че-сти-во-го про-то-и-е-рея - рек-то-ра Чи-тин-ско-го ду-хов-но-го учи-ли-ща "уме-лою ру-кою се-яв-ше-го се-ме-на ве-ры и бла-го-че-стия в серд-цах уча-щих-ся". Хо-ро-шее вли-я-ние ока-за-ли и учи-те-ля, сре-ди ко-то-рых "на-хо-ди-лись свет-лые лич-но-сти, умев-шие близ-ко стать к пи-том-цам и дать по-треб-ное на за-про-сы их жиз-ни. Ду-хов-ная ат-мо-сфе-ра в учи-ли-ще бы-ла та-ко-ва, что... гос-под-ство-вал дух цер-ков-но-сти. Здесь впер-вые я по-знал и по-лю-бил цер-ков-ную устав-ность, бла-го-ле-пие и ве-ли-чие цер-ков-ных бо-го-слу-же-ний, кра-со-ту пе-ния цер-ков-но-го, здесь при-вык со-зна-тель-но пе-ре-жи-вать вы-со-кую ра-дость празд-нич-ных на-стро-е-ний". [Там же, с. 814]
Окан-чи-вая учи-ли-ще Епи-фа-ний пред-вку-шал сла-дость слу-же-ния пса-лом-щи-ком в сель-ском хра-ме. Он знал свое по-ло-же-ние и пре-дел сво-их воз-мож-но-стей и не по-мыш-лял о боль-шем. Но вновь от-кры-лась во-ля Бо-жия о нем. "Гос-подь вло-жил в серд-це од-но-го мо-е-го учи-те-ля мысль по-слать, в ви-де по-пыт-ки, те-ле-грам-му то-му же Вы-со-ко-прео-свя-щен-ней-ше-му Ве-ни-а-ми-ну с прось-бой о при-ня-тии на ка-зен-ное со-дер-жа-ние в ду-хов-ную се-ми-на-рию, устра-няя то, что ка-за-лось мне непре-одо-ли-мым пре-пят-стви-ем про-дол-жать об-ра-зо-ва-ние, а через серд-це Сво-е-го свя-ти-те-ля воз-ла-гал бла-гая о но-вом пу-ти мо-ей жиз-ни..." [Там же]
Окон-чив в 1898 г. Ир-кут-скую ду-хов-ную се-ми-на-рию, Епи-фа-ний Куз-не-цов при-нял ру-ко-по-ло-же-ние. В сане свя-щен-ни-ка он про-хо-дил слу-же-ние в род-ной ста-ни-це. "Это вре-мя по-ста-ви-ло на пу-ти мо-ем - рас-ска-зы-вал он в ре-чи при на-ре-че-нии во епи-ско-па, - ряд тер-ний и тя-же-лых ис-пы-та-ний, в ко-то-рых го-рел и за-ка-лял-ся дух мой, в ко-то-рых учил-ся сми-ре-нию и по-ка-я-нию, тер-пе-нию и бла-го-ра-зу-мию, по-ло-жи-тель-но-сти мыс-ли, сло-ва и де-ла". На вто-ром го-ду пас-тыр-ства его по-се-ти-ло тя-же-лое го-ре - смерть же-ны. Мо-ло-дой свя-щен-ник силь-но скор-бел, боль-шим уте-ше-ни-ем бы-ло для него уча-стие в его жиз-ни ар-хи-епи-ско-па Вла-ди-во-сток-ско-го Ев-се-вия [Ев-се-вий (Ни-коль-ский Ев-ге-ний) (1861-1922) за-кон-чил жизнь мит-ро-по-ли-том Кру-тиц-ким.] , ко-то-рый знал Епи-фа-ния Куз-не-цо-ва, бу-дучи рек-то-ром Ир-кут-ской Ду-хов-ной се-ми-на-рии. Отец Епи-фа-ний це-нил его и на-зы-вал поз-же сво-им ду-хов-ным от-цом. Глу-бо-ко со-стра-дая го-рю мо-ло-до-го пас-ты-ря, ар-хи-епи-скоп Ев-се-вий на-пра-вил ему несколь-ко по-сла-ний, ис-пол-нен-ных оте-че-ской люб-ви. Вла-ды-ка убе-дил его про-дол-жать уче-бу в выс-шей ду-хов-ной шко-ле. В 1903 г. отец Епи-фа-ний окон-чил Ка-зан-скую Ду-хов-ную ака-де-мию. Ему бы-ло при-сво-е-но зва-ние кан-ди-да-та бо-го-сло-вия. Он с осо-бой бла-го-дар-но-стью вспо-ми-нал рек-то-ра Ака-де-мии - бу-ду-ще-го мит-ро-по-ли-та Ан-то-ния (Хра-по-виц-ко-го, 1963-1936), ко-то-ро-го на-зы-вал вы-да-ю-щим-ся по уму и чи-сто-те жиз-ни свя-ти-те-лем на-ше-го вре-ме-ни". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1916, N 23, с.815.]
В это вре-мя отец Епи-фа-ний про-яв-ля-ет боль-шой ин-те-рес к мис-си-о-нер-ству. Ду-хов-ная ака-де-мия "вло-жи-ла в серд-це мое лю-бовь к бла-го-вест-ни-че-ско-му слу-же-нию и да-ла по-треб-ные для се-го зна-ния, с ко-то-ры-ми я явил-ся сю-да, в род-ной За-бай-каль-ский край и стал под опыт-ную ру-ку ар-хи-пас-ты-ря-мис-си-о-не-ра Прео-свя-щен-ней-ше-го вла-ды-ки Ме-фо-дия". [Там же, с. 816] От-цом Епи-фа-ни-ем в эти го-ды бы-ла на-пи-са-на ис-то-рия мис-си-о-нер-ства в За-бай-ка-лье: "Де-я-тель-ность За-бай-каль-ской ду-хов-ной мис-сии за со-ро-ка-ле-тие ее су-ще-ство-ва-ние (с 1860 по 1899 гг.), М., 1902. Текст этот был пер-во-на-чаль-но опуб-ли-ко-ван в "Пра-во-слав-ном бла-го-вест-ни-ке" (1901, N 21-24).
В 1904 г. отец Епи-фа-ний Куз-не-цов на-чи-на-ет мис-си-о-нер-скую де-я-тель-ность в со-ста-ве За-бай-каль-ской Мис-сии. На-сколь-ко вдум-чи-во и глу-бо-ко от-но-сил-ся он к про-све-ще-нию за-бай-каль-ских языч-ни-ков. Мож-но су-дить по его ана-ли-ти-че-ско-му очер-ку "Ха-рак-те-ри-сти-ка бу-рят с точ-ки зре-ния спо-соб-но-сти их к при-ня-тию Хри-сти-ан-ства и об-ще-ев-ро-пей-ской куль-ту-ры" (За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1904, N 22-24; отд. изд.: Чи-та, 1905). Ав-тор сна-ча-ла го-во-рит о се-рьез-ных пре-пят-стви-ях, сто-я-щих пе-ред бла-го-вест-ни-ком в де-ле об-ра-ще-ния бу-рят. По сво-е-му ум-ствен-но-ми-ро-воз-зрен-че-ско-му скла-ду бу-ря-ты (пре-об-ла-дав-шая язы-че-ская на-род-ность За-бай-ка-лья) ин-те-ре-су-ют-ся толь-ко тем, что свя-за-но с их жиз-нен-ны-ми ин-те-ре-са-ми. Бу-ря-ты зна-ют - пи-сал отец Еф-рем, - что ре-ли-гий мно-го и все они, по пред-став-ле-ни-ям бу-рят, да-ны Бо-гом. Са-мое луч-шее, го-во-рят они, дер-жать-ся той, ка-кая бы-ла у пред-ков. Та-кое со-зна-ние бы-ло глав-ным пре-пят-стви-ем к при-ня-тию ими свя-то-го кре-ще-ния.
Вме-сте с тем ав-тор очер-ка от-ме-ча-ет про-стой, до-вер-чи-вый нрав бу-ря-та, бес-хит-рост-ность, го-тов-ность по-мочь дру-го-му че-ло-ве-ку. "Рас-смот-рев-ши пси-хо-ло-гию бу-рят, мы с удо-воль-стви-ем де-ла-ем за-клю-че-ние, в выс-шей сте-пе-ни от-рад-ное и для пра-во-слав-но-го мис-си-о-не-ра и для об-ще-че-ло-ве-че-ско-го куль-тур-тре-ге-ра. Сде-лан-ный на-ми пси-хо-ло-ги-че-ский ана-лиз го-во-рит, что бу-ря-ты пред-став-ля-ют из се-бя, по еван-гель-ско-му вы-ра-же-нию по-ле, бо-га-тое по сво-е-му со-дер-жа-нию, спо-соб-ное вос-при-нять и воз-рас-тить се-мя Сло-ва Бо-жия и выс-шей куль-ту-ры: они го-то-вы к быст-ро-му ду-хов-но-му воз-рож-де-нию".[Куз-не-цов Е., свящ. Ха-рак-те-ри-сти-ка бу-рят с точ-ки зре-ния спо-соб-но-сти их к при-ня-тию хри-сти-ан-ства и об-ще-ев-ро-пей-ской куль-ту-ры, Чи-та, 1905.]
В дру-гой ста-тье на-пи-сан-ной зна-чи-тель-но поз-же, он го-во-рил о се-рьез-ных изъ-я-нах в зе-мель-ном за-ко-но-да-тель-стве, да-вав-шем яв-ные пре-иму-ще-ства бу-ря-ту-языч-ни-ку над бу-ря-том, об-ра-тив-шем-ся в Пра-во-сла-вие. [Еф-рем (Куз-не-цов), ар-хим. Зе-мель-ная оби-да кре-ще-ных ино-род-цев За-бай-ка-лья, М., 1914.]
При-няв мо-на-ше-ский по-стриг с име-нем Еф-рем, он воз-во-дит-ся в сан игу-ме-на, а за-тем в 1909 г. - ар-хи-манд-ри-та.
На-зна-чен-ный на-чаль-ни-ком За-бай-каль-ской Ду-хов-ной Мис-сии, он успеш-но тру-дит-ся по об-ра-ще-нию языч-ни-ков. Осо-бен-но успеш-ной бы-ла про-по-ведь сре-ди мест-ных ко-рей-цев. Из кре-щен-ных ко-рей-цев об-ра-зо-вал-ся в Чи-те от-дель-ный при-ход. При Мис-си-о-нер-ской церк-ви был осо-бый при-чет, со-сто-яв-ший из ко-рей-ца-свя-щен-ни-ка и ко-рей-ца-пса-лом-щи-ка, на ко-то-рых бы-ли воз-ло-же-ны обя-зан-но-сти быть ду-хов-ны-ми ру-ко-во-ди-те-ля-ми пра-во-слав-ных ко-рей-цев. Для них же бы-ла от-кры-та огла-си-тель-ная шко-ла. Из-да-вал-ся на ко-рей-ском язы-ке жур-нал "Пра-во-сла-вие", имев-ший цель про-све-ще-ние и об-ра-ще-ние в ло-но Пра-во-слав-ной Церк-ви ко-рей-цев не толь-ко За-бай-ка-лья, но и жи-ву-щих на всем про-стран-стве Даль-не-го Во-сто-ка.
На-сколь-ко се-рьез-но ко-рей-ца-ми бы-ло вос-при-ня-то Пра-во-сла-вие кос-вен-но мож-но су-дить по то-му фак-ту, о ко-то-ром со-об-ща-лось в За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях (1914, N 20): 30 при-хо-жан-ко-рей-цев Чи-тин-ской Мис-си-о-нер-ской церк-ви об-ра-ти-лись к ар-хи-манд-ри-ту Еф-ре-му с вы-ра-же-ни-ем же-ла-ния пой-ти на вой-ну доб-ро-воль-ца-ми. Отец Еф-рем их бла-го-сло-вил и по-со-ве-то-вал об-ра-тить-ся к во-ен-но-му гу-бер-на-то-ру. От-слу-жив мо-ле-бен, ар-хи-манд-рит Еф-рем про-из-нес сло-во, в ко-то-ром ска-зал: ко-рей-цы, при-няв Пра-во-сла-вие, идут те-перь в ря-ды рус-ских за-щит-ни-ков Рос-сии этим до-ка-зы-ва-ют, что они воз-лю-би-ли ее, вто-рую ро-ди-ну, за ко-то-рую го-то-вы по-ло-жить жизнь.
На поч-ве пра-во-слав-но-го мис-си-о-нер-ства про-изо-шло зна-ком-ство и сбли-же-ние ар-хи-манд-ри-та Еф-ре-ма с про-то-и-е-ре-ем Иоан-ном Вос-тор-го-вым (свя-щен-но-му-че-ник - про-слав-лен на Юби-лей-ном Ар-хи-ерей-ском со-бо-ре 2000 г.), ко-то-рый при-ез-жал в За-бай-ка-лье в долж-но-сти си-но-даль-но-го мис-си-о-не-ра. В За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях (1913, N 16) со-об-ща-ет-ся о при-ез-де в Чи-ту прот. И. И. Вос-тор-го-ва. По-сле за-се-да-ния, ко-то-рое про-шло под пред-се-да-тель-ством Прео-свя-щен-но-го Иоан-на, епи-ско-па За-бай-каль-ско-го и Нер-чин-ско-го, "о. прот. Вос-тор-гов с ар-хи-манд-ри-том Еф-ре-мом вы-еха-ли из Чи-ты на Даль-ний Во-сток". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1913, N 16, с.302.]
Ар-хи-манд-рит Еф-рем не толь-ко ру-ко-во-дил всем мис-си-о-нер-ским де-лом в об-шир-ной епар-хии (к на-ча-лу ХХ в. ее пло-щадь бы-ла 539061 кв. верст, т.е. боль-ше Гер-ма-нии в то-гдаш-них ее гра-ни-цах), но по-мо-гал пра-вя-ще-му ар-хи-ерею в епар-хи-аль-ных де-лах.
В 1913 г. с 20 но-ме-ра он ста-но-вит-ся ре-дак-то-ром неофи-ци-аль-но-го от-де-ла За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стей. Вы-сту-пал он и как ав-тор: "Тор-же-ство Пра-во-сла-вия в Чи-те", (1913 N 3-4), "Пир ве-ры на св. Ир-ге-ни" (1913, N 14-15) и др.
20 но-яб-ря 1916 г. ар-хи-манд-рит Еф-рем был ру-ко-по-ло-жен в епи-ско-па Се-лен-гин-ско-го, ви-ка-рия За-бай-каль-ской епар-хии, Хи-ро-то-нию воз-глав-лял ар-хи-епи-скоп Вла-ди-во-сток-ский Ев-се-вий (Ни-коль-ский). При на-ре-че-нии во епи-ско-па ар-хи-манд-рит Еф-рем го-во-рил о от-вет-ствен-но-сти свя-ти-тель-ско-го слу-же-ния: "Я со-знаю ве-ли-кую вы-со-ту пред-сто-я-ще-го мне зва-ния и слу-же-ния в Церк-ви Бо-жи-ей и знаю, что для се-го необ-хо-ди-ма чи-сто-та ве-ры, вы-со-та бла-го-че-стия, си-ла зна-ния, несо-кру-ши-мая рев-ность; знаю то, что слу-же-ние сие утвер-жда-ет-ся не на внеш-нем гос-под-стве над на-сле-ди-ем Бо-жи-им, пре-воз-но-ше-нии и пре-об-ла-да-нии, а на внут-рен-ней си-ле ду-ха, со-зи-да-е-мо-го ве-рою и лю-бо-вью, укреп-ля-е-мою сми-рен-но-муд-рен-ным вос-при-я-ти-ем ига Хри-сто-ва. Со-знаю и свя-зан-ную с вы-со-тою слу-же-ния ве-ли-кую от-вет-ствен-ность, осо-бен-но в на-ше вре-мя, ко-гда тре-бу-ют-ся осо-бые си-лы и для устро-е-ния внут-рен-ней цер-ков-ной жиз-ни сре-ди вер-ных и для рас-про-стра-не-ния Цар-ства Бо-жия сре-ди неве-ру-ю-щих". [Там же, 1916, N 23, с. 816-17.]
Ар-хи-ерей-ское слу-же-ние епи-ско-па Еф-ре-ма про-дол-жа-лось ме-нее двух лет. Это бы-ли го-ды на-чав-ше-го-ся тя-же-лей-ше-го ис-пы-та-ния и для Церк-ви и для каж-до-го ее слу-жи-те-ля. Прео-свя-щен-ный Еф-рем с вы-со-ким хри-сти-ан-ским до-сто-ин-ством вы-дер-жал эти ис-пы-та-ния. Его пре-дан-ность Пра-во-сла-вию и рев-ность в за-щи-те ин-те-ре-сов Церк-ви бы-ла из-вест-на не толь-ко ве-ру-ю-щим, но и пред-ста-ви-те-лям но-вой ре-во-лю-ци-он-ной вла-сти. В "За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях" за 1917 г. в N 17 (1-15 сен-тяб-ря) со-об-ща-ет-ся о прось-бе епи-ско-па Еф-ре-ма к вла-стям раз-ре-шить ему при-быть в Чи-ту. Хо-тя Вла-ды-ка Еф-рем да-вал под-пис-ку о при-зна-нии Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства и ло-яль-но-сти, пред-ста-ви-тель служ-бы об-ще-ствен-ной без-опас-но-сти за-пре-ща-ет ему въезд в Чи-ту и хо-да-тай-ству-ет пе-ред кра-е-вым ко-мис-са-ри-а-том о пред-пи-са-нии по-ки-нуть За-бай-ка-лье.
Епи-скоп Еф-рем участ-во-вал в ра-бо-те Свя-щен-но-го По-мест-но-го Со-бо-ра (1917-18 гг.) в ста-ту-се За-ме-сти-те-ля Чле-на Со-бо-ра. Он был за-ме-сти-те-лем Ме-ли-те, епи-ско-па За-бай-каль-ско-го и Нер-чин-ско-го. [Де-я-ния Свя-щен-но-го Со-бо-ра Пра-во-слав-ной Рос-сий-ской Церк-ви 1917-1918 гг., М., 1994, т.1, с. 95.]
Его под-пись сто-ит под Де-я-ни-ем 5 (18) ап-ре-ля 1918 г. о про-слав-ле-нии свя-ти-те-ля Со-фро-ния (Кри-сталлев-ско-го), епи-ско-па Ир-кут-ско-го. Прео-свя-щен-ный Еф-рем еще до про-слав-ле-ния Свя-ти-те-ля чтил его как свя-то-го. В 1913 г. он со-об-щил в За-бай-каль-ских епар-хи-аль-ных ве-до-мо-стях о чу-дес-ном ис-це-ле-нии от скар-ла-ти-ны жи-тель-ни-цы Чи-ты Зи-на-и-ды Пет-ров-ны Ми-гу-но-вой по мо-лит-вам свя-ти-те-ля Со-фро-ния (1913, N 12).
В кон-це ян-ва-ря или в на-ча-ле фев-ра-ля 1918 г. он при-слал на имя епи-ско-па За-бай-каль-ско-го Ме-ле-тия из Моск-вы те-ле-грам-му, пре-да-ю-щую его ду-хов-ное на-стро-е-ние в усло-ви-ях на-чав-ших-ся го-не-ний на Цер-ковь: "Со-бор от-крыл-ся два-дца-то-го. Пат-ри-арх объ-явил Цер-ковь го-ни-мой, пре-дал ана-фе-ме го-ни-те-лей, [В По-сла-нии 19 ян-ва-ря (2 фев-ра-ля) 1918 г. "воз-люб-лен-ным о Гос-по-де ар-хи-пас-ты-рям, пас-ты-рям и всем вер-ным ча-дам Пра-во-слав-ной Церк-ви Рос-сий-ской Свя-тей-ший Пат-ри-арх Ти-хон пи-сал: "Тя-же-лое вре-мя пе-ре-жи-ва-ет ныне Свя-тая Пра-во-слав-ная Цер-ковь Хри-сто-ва в Рус-ской зем-ле: го-не-ние воз-двиг-ли и на ис-ти-ну Хри-сто-ву яв-ные и тай-ные вра-ги сей ис-ти-ны... Вла-стью, дан-ною нам от Бо-га, за-пре-щаю вам при-сту-пать к Та-и-нам Хри-сто-вым, ана-фе-мат-ству-ем вам, ес-ли толь-ко вы но-си-те еще име-на хри-сти-ан-ские и хо-тя по рож-де-нию сво-е-му при-над-ле-жи-те к Церк-ви Пра-во-слав-ной" (По-сла-ния Свя-ти-те-ля Ти-хо-на, Пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си, М. , 1990, с. 13.)] при-звал вер-ных за-щи-те и му-че-ни-че-ству. 28 ян-ва-ря бы-ло все-на-род-ное мо-ле-ние: Крас-ная, Вос-кре-сен-ская пло-ща-ди, при-ле-га-ю-щие ули-цы пе-ре-пол-не-ны мо-ля-щи-ми-ся как пас-халь-ную утре-ню. На-стро-е-ние вос-тор-жен-ное". [За-бай-каль-ские епар-хи-аль-ные ве-до-мо-сти, 1918, N 1-2-3, с. 67.]
Об-ра-ща-ют на се-бя вни-ма-ние сло-ва те-ле-грам-мы: "Пат-ри-арх... при-звал ве-ру-ю-щих... к му-че-ни-че-ству". Так был по-нят текст пат-ри-ар-ше-го По-сла-ния. "А ес-ли нуж-но бу-дет и по-стра-дать за де-ло Хри-сто-во, зо-вем вас, воз-люб-лен-ные ча-да Церк-ви, зо-вем Вас на эти стра-да-ния вме-сте с со-бою". [Ак-ты Свя-тей-ше-го Ти-хо-на..., с. 236.]
Прео-свя-щен-ный Еф-рем был од-ним из тех свя-щен-но-слу-жи-те-лей на-шей Церк-ви, кто через несколь-ко ме-ся-цев од-ним из пер-вых при-нял свя-тое му-че-ни-че-ство.
По-сле за-кры-тия Свя-щен-но-го Со-бо-ра (ап-рель 1918 г.) Вла-ды-ка Еф-рем оста-вал-ся в Москве. 2 июня 1918 г. он был аре-сто-ван ВЧК на квар-ти-ре про-то-и-е-рея Иоан-на Вос-тор-го-ва. В за-клю-че-нии про-явил се-бя как стой-кий, му-же-ствен-ный ис-по-вед-ник.
23 ав-гу-ста (5 сен-тяб-ря) 1918 г. в день па-мя-ти свя-щен-но-му-че-ни-ка Ири-нея Ли-он-ско-го рев-ност-но-го про-по-вед-ни-ка Хри-сто-вой ве-ры и непри-ми-ри-мо-го бор-ца с ере-сью Вла-ды-ка Еф-рем был рас-стре-лян на Ходын-ском по-ле. Смерть за Хри-ста он при-нял спо-кой-но. Пе-ред рас-стре-лом бла-го-сло-вил со-уз-ни-ков, вме-сте с ним при-ве-ден-ных на казнь.
В Об-ви-ни-тель-ном за-клю-че-нии по де-лу граж-да-ни-на Бел-ла-ви-на Ва-си-лия Ива-но-ви-ча (Свя-тей-ше-го Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на)... М., 1923, при-во-дит-ся от-ры-вок част-но-го пись-ма Свя-тей-ше-го Пат-ри-ар-ха к мит-ро-по-ли-ту Ан-то-нию (Хра-по-виц-ко-му), в ко-то-ром он упо-ми-на-ет о рас-стре-ле епи-ско-па Еф-ре-ма вме-сте с дру-ги-ми пред-ста-ви-те-ля-ми Церк-ви: "Мо-жет быть, их участь луч-ше, чем нас остав-ших-ся". [Ак-ты Свя-тей-ше-го Ти-хо-на..., с. 236.]
Вы-со-ким по-дви-гом за-вер-ши-лась жизнь Свя-ти-те-ля, явив-ше-го чи-сто-ту ве-ры, вы-со-ту бла-го-че-стия и несо-кру-ши-мую рев-ность.

Церковь: Православная Российская Церковь Имя при рождении: Епифаний Андреевич Кузнецов Рождение: 10 мая (18750510 )
Станица Краснояровская, Российская империя Смерть: 4 сентября
Москва Принятие монашества: 17 октября Епископская хиротония: 20 ноября

Ефре́м (в миру Епифа́ний Андре́евич Кузнецо́в ) (10 мая , в станице Краснояровской Нерчинско-Заводского округа - 4 сентября , Москва), епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии. Причислен к лику святых Русской православной церкви в .

Детство

Родился в семье забайкальских казаков. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться. Получил начальное образование в сельском училище. Приходской священник представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище.

Позднее вспоминал «В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию… В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова), по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!»

Образование

Окончил Нерчинское духовное училище, Иркутскую духовную семинарию в , Казанскую духовную академию (в составе миссионерской группы монгольского отделения) со степенью кандидата богословия в (тема кандидатской работы: «История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени». По отзыву рецензента, «представляет собой прекрасную, тщательно продуманную работу, заслуживающую полного одобрения и поощрения какой-либо студенческой премии»).

Сельский священник

После окончания семинарии вступил в брак с 18-летней дочерью иркутских мещан Марией Васильевной Сокошневой. 2 августа 1896 был рукоположен в сан диакона, 4 августа - в сан священника. Служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Кокуй Забайкальской епархии. В в семье родилась дочь Елена и умерла жена. После этого принял решение стать миссионером.

Миссионер

В 1903 направлен для служения в Бырцынский миссионерский стан, затем стал председателем совета Читинского центрального миссионерского училища, помощником начальника духовной миссии. С августа - начальник Забайкальской православной миссии. Активно противодействовал попыткам ламаистского духовенства побудить крещёных ранее местных жителей отказаться от христианства.

Кроме того, был инспектором учительских курсов при Читинском миссионерском училище, сверхштатным членом Забайкальского епархиального училищного Совета, редактором «Забайкальских епархиальных ведомостей», исполнял должность Председателя Совета женского епархиального училища, был Председателем экзаменационной комиссии «для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест», состоял членом-казначеем церковного Братства Свв. Кирилла и Мефодия и Св. Иннокентия Иркутского.

С 29 апреля - протоиерей. По его инициативе в Чите было построено специальное двухэтажное здание для миссионерского училища. В училище было четыре класса - образцовая школа на сто пятьдесят учеников, помещение для пансиона на сто двадцать человек и две квартиры - для учителя и заведующего. Во втором этаже была устроена домовая Спасо-Преображенская церковь. В результате училище превратилось из начальной школы в низшее образовательное заведение духовного ведомства. Специально для работы в миссионерских станах здесь готовили псаломщиков и диаконов, изучался бурятский язык, история и практика миссии.

17 октября пострижен в монашество, 25 октября 1909 возведен в сан архимандрита.

Миссия среди корейцев

С возглавил процесс обращения в православие корейцев, бежавших в Россию после аннексии их страны Японией, лично выполнял обязанности миссионера в их среде. Для религиозно-нравственного просвещения корейцев, а также для изучения ими русского языка открыл катехизическую школу в Чите с пансионом, которая была и своеобразным центром корейского землячества. В для более действенной христианизации корейцев было принято решение издавать журнал «Православие» на корейском языке. В вместе с известным проповедником протоиереем И. И. Восторговым посетил Монголию для выяснения условий предполагаемого открытия православной миссии в Монголии. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны этот проект не был реализован.

Правый политик

Отличался крайне правыми политическими взглядами. В был организатором забайкальского отдела Союза русского народа . Участвовал в работе Съезда русских людей в Москве в сентябре-октябре 1909 (так называемый «Восторговский» съезд), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

Епископ

С 20 ноября - епископ Селенгинский, викарий Забайкальской епархии (кафедра была учреждена в том же году для более успешной организации миссионерской деятельности).

После победы Февральской революции либеральная часть забайкальского духовенства и общества потребовали его отставки как «зарекомендовавшего себя всей своей прошлой деятельностью ярым реакционером, организатором Чёрной Сотни», но Св. Синод не согласился с этими требованиями.

Участие в Поместном соборе

В 1917 выехал в Москву для участия в Поместном Соборе. В январе 1918 выступил на Соборе с докладом, в котором, в частности, дал оценку политическим процессам, происходившим в стране, с позиций церковного деятеля крайне правых взглядов: «…что представляют собой переживаемые события в глазах верующего? Это кара Божья, вспомните, что творилось в последние годы в жизни государства, церкви, общества… Несомненно то, что виноваты в этом целые классы людей служения общественного, государственного, церковного. Гордыня, самомнение, неверие, отрицание, тупое стремление всё святое вытравить, попрать, разрушить, богоборство, подкоп под власть, порок во всей наготе - вот атмосфера, в которой протекала жуткая жизнь нашей Родины. И вот гнев Божий: война… Но это оказалось недостаточным, чтобы Русский народ… одумался и покаялся, даже напротив… Тогда Божьим попущением - крах государственного строя и революция с её беспредельным углублением… Не будет легче церкви, когда сойдут со сцены нынешние её гонители, а ко власти вернутся те, кто эти гонения начинал, имея в своей политической программе также задачу отделения церкви от государства… пришла ли в покаяние наша интеллигенция, много столь потрудившаяся над созданием крушения государственного строя и теперь являющаяся главной виновницей падения и гибели нашей Родины. Возьмём военную интеллигенцию, не она ли в лице своих высших представителей, окружавших верховную власть, пошла на переворот, забыв присягу. И вот за это самое сейчас она стёрта с лица земли».

(Кузнецов Епифаний Андреевич; 10.05.1875, ст-ца Красноярская Нерчинско-Заводского окр. Забайкальской обл.- 5.09.1918, Москва), сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Селенгинский. Из казачьей семьи. В возрасте 5 лет лишился отца. С детства работал в поле, пас скот. Окончил сельскую школу, пел и читал в приходском храме. По просьбе священника, обратившегося к проезжавшему через ст-цу Красноярскую Иркутскому и Нерчинскому архиеп. Вениамину (Благонравову) , был принят на полуказенное содержание в Нерчинское ДУ. В 1890 г. по окончании подал прошение о назначении на приход псаломщиком, т. к. не имел средств продолжать обучение. Однако после обращения одного из преподавателей ДУ к архиеп. Вениамину Кузнецов был принят в Иркутскую ДС на казенное содержание. 30 мая 1896 г. он окончил ДС, направил прошение Забайкальскому и Нерчинскому еп. Георгию (Орлову) о назначении на вакантное священническое место в Покровскую ц. с. Кокуй с особой просьбой о рукоположении в Иркутске, т. к. для поездки в Читу у него не было средств. Прошение было удовлетворено. 2 авг. 1896 г. Кузнецов был рукоположен Иркутским и Верхоленским архиеп. Тихоном (Троицким-Донебиным) во диакона, а 4 авг. в иркутском кафедральном Казанском соборе - во иерея.

В 1898 г. Кузнецов овдовел. По предложению Забайкальского и Нерчинского еп. Мефодия (Герасимова) он поступил в КазДА. Во время учебы проявил себя талантливым церковным историком и публицистом. Написал работу «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899)», впервые опубликованную в «Православном благовестнике» в 1901 г. Окончил КазДА в 1903 г. по миссионерской группе монг. отд-ния канд. богословия за соч. «История христианского просвещения инородцев Забайкалья с покорения края и до настоящего времени». Е. подал еп. Мефодию прошение об определении на службу в Забайкальскую духовную миссию. В июле 1903 г. был назначен к Быркинскому миссионерскому стану, однако почти сразу отозван в Читу в связи с назначением председателем совета Читинского центрального миссионерского уч-ща. В нояб. 1903 г., после учреждения должности помощника начальника Забайкальской духовной миссии (главой миссии тогда являлся правящий Забайкальский архиерей), был назначен на эту должность; с 20 авг. 1905 г. возглавлял Забайкальскую духовную миссию.

После выхода указа от 17 апр. 1905 г. об укреплении начал веротерпимости в Забайкалье возникла опасность отпадения от Православия части крещеных бурят. Свящ. Е. Кузнецову как руководителю духовной миссии удалось терпеливой проповеднической работой удержать колеблющихся бурят от вероотступничества. На основе своего опыта он писал и регулярно публиковал в Чите и Москве статьи о миссионерской деятельности в Забайкалье. Как инспектор Учительских курсов при Читинском миссионерском уч-ще руководил сбором средств на строительство нового здания уч-ща (заложено 16 мая 1907). В это же время он работал в штате Забайкальского епархиального училищного совета, был председателем экзаменационной комиссии для испытания лиц, ищущих священства, диаконского сана и псаломщических мест, исполняющим должность председателя Совета жен. епархиального уч-ща, казначеем братства во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

29 апр. 1907 г. Е. Кузнецов был возведен в сан протоиерея. Выступал как активный сторонник правого, консервативно-монархического направления. 14 сент. 1908 г. председательствовал на состоявшемся у него на квартире по благословению еп. Мефодия учредительном собрании патриотической орг-ции, принявшей решение о присоединении к Союзу Михаила Архангела (СМА). Стал председателем палаты Читинского (с 30 нояб. 1908 Забайкальского) отдела СМА. Деятельность отдела носила преимущественно просветительный и благотворительный характер: устраивались народные чтения и вечера, готовилось открытие артели для безработных. При этом прот. Епифаний считал важным направлением деятельности отдела СМА противостояние революционным группам вместе с гос. правоохранительными учреждениями, он требовал «усугубить к евреям строгость закона». Участвовал в организованном прот. сщмч. Иоанном Восторговым Всероссийском съезде русских людей (сент.-окт. 1909), был одним из секретарей отдела церковных вопросов, выступал с докладом.

Прот. Епифаний награждался набедренником (1899), скуфьей (1904), камилавкой (1906), наперсным крестом (1909).

17 окт. 1909 г. Волынским архиеп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с наречением имени Ефрем. 25 окт. возведен Финляндским архиеп. Сергием (Страгородским , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в сан архимандрита. В 1910 г., после аннексии Кореи Японией, в связи с увеличением притока в Забайкалье корейских иммигрантов, многие из к-рых сами проявляли интерес к Православию, перед Е. как руководителем Забайкальской духовной миссии возникли новые задачи. Летом 1911 г. Е. по предварительном оглашении крестил в р. Чите (Читинке) 65 корейцев. Впосл. в праздничные дни также нередко принимали крещение по 10-20 чел. В том же году для правосл. просвещения корейцев в Чите была устроена особая катехизическая школа, учрежден ж. «Православие» на корейском языке, общий надзор за деятельностью к-рого производил Е.

По инициативе Е. Читинское миссионерское уч-ще было преобразовано из начальной школы в низшее образовательное учебное заведение ведомства правосл. вероисповедания, где готовили для миссионерской работы кандидатов в псаломщики и диаконы. В училище среди проч. дисциплин преподавали бурят. язык и методы миссионерской работы. С 1913 г. Е. стал редактором неофиц. отдела «Забайкальских ЕВ».

5 окт. 1916 г. был высочайше утвержден доклад Святейшего Синода о восстановлении в Забайкальской епархии Селенгинского вик-ства и назначении на эту кафедру Е. 20 нояб. он был хиротонисан во епископа Селенгинского. Хиротонию, состоявшуюся в читинском Александро-Невском соборе, возглавил Забайкальский и Нерчинский еп. Мелетий (Заборовский) . После Февральской революции 1917 г. Забайкальский комитет общественной безопасности потребовал удалить Е. на покой в мон-рь за пределы епархии как «зарекомендовавшего себя всей прошлой деятельностью ярым реакционером». В квартире Е. был произведен обыск, против архиерея была начата кампания в местной печати.

Е. участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. как заместитель еп. Забайкальского Мелетия, обсуждал проекты соборных постановлений о приходском уставе, бракоразводных вопросах и др. Возможно, был одним из инициаторов прославления Иркутского еп. свт. Софрония (Кристалевского) . В кон. 1917 или в нач. 1918 г. подвергался кратковременному аресту, но не изменил своих убеждений, выступал как противник революции и большевизма. Во время обсуждения Патриаршего воззвания об анафематствовании гонителей Церкви 22 янв. 1918 г. характеризовал большевизм как сатанизм и антихристианство, называл революционную смуту карой Божией за вероотступничество, измену и предательство. Е. также обличал интеллигенцию, подготовившую свержение монархии. 17 февр., во время обсуждения соборного постановления по поводу ареста Камчатского еп. Нестора (Анисимова , впосл. митрополит), заявил: «Раз Собор должен сделать выступление, то не по отношению к одному лицу. Собор должен выразить негодование и призвать верующий народ к защите страждущих в подобных случаях».

2 июня (по др. данным, 30 мая) 1918 г. по обвинению в «погромной агитации» Е. был арестован вместе с прот. Иоанном Восторговым, с к-рым Е. связывали давние дружеские отношения, а также совместная миссионерская работа и деятельность в СМА. Помещен в Бутырскую тюрьму. 5 сент. расстрелян около Братского воинского кладбища (по др. данным, на Ходынском поле) вместе с прот. Иоанном и бывш. высшими гос. чиновниками (сенатор С. П. Белецкий, министры внутренних дел Н. А. Маклаков и А. Н. Хвостов, председатель Гос. совета И. Г. Щегловитый). Смерть принял спокойно, перед расстрелом благословил др. приговоренных. Погребен в общей безвестной могиле на месте казни. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Соч.: Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существования (с 1860 по 1899). М., 1902; Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию христианства и общеевропейской культуры. Чита, 1905; В защиту православной противоязыческой миссии. Чита, 1907; Иргень - место святое. Чита, 1911; Земельная обида крещеных инородцев Забайкалья. М., 1914.

Лит.: Польский. Ч. 1. 178, 190-192; Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 163-166; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 425-426; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 33, 110, 183, 286; Кудрявцев С. Священномученик Ефрем, еп. Селенгинский // Православие в Забайкалье: история и современность: Сб. Чита, 2004. С. 23-28; Гумеров А., свящ. Житие Преосв. Ефрема, епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии: (1876-1918) // http://www.pravoslavie.ru/put/sv/efrem_sel.htm [Электр. ресурс].

Д. В. Саввин

Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области в казачьей семье и получил имя Епифаний. После смерти отца, когда ребёнку было пять лет, жил в крайней бедности с матерью Евдокией Ефремовной и младшей сестрой Лидией. Перед смертью его отец завещал ему учиться, но отрок пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, и не мог расчитывать более чем на начальное образование в сельском училище.

Позднее священномученик вспоминал:

В раннем детстве Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой беспросветной, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни.

Но приходской священник обратил на него внимание и представил талантливого ученика епархиальному архиерею, который распорядился принять его в духовное училище. По словам о. Ефрема:

В это время на помощь Господь посылает добрую душу в лице приходского пастыря, который, пользуясь проездом через станицу ныне блаженной памяти архипастыря Иркутского, высокопреосвященного архиепископа Вениамина (Благонравова) , по своему личному произволению, поставив меня пред лицом его на колена, усердно просит о принятии меня хотя на полуказённое содержание в духовное училище, с обещанием за меня, быть мне потом служителем церкви Божией. Просьба святителем Божьим уважается, и я, сирота-бедняк казачонок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что тогда было весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия!

Образование

Сельский священник

Под руководительством отца Ефрема особенно успешной была проповедь среди местных корейцев . Массовый исход корейцев в Россию начался с года, когда многие бежали с родины после аннексии их страны Японией . Массовое обращение корейцев в православие было для Забайкальской миссии явлением неожиданным - она к нему не была подготовлена ни средствами ни кадрами, и вся тяжесть забот по этому делу легла на начальника миссии. Из крещенных корейцев образовался в Чите отдельный приход. При Миссионерской церкви был особый причет, состоявший из корейца-священника и корейца-псаломщика, на которых были возложены обязанности быть духовными руководителями православных корейцев. Для них же была открыта огласительная школа с пансионом, которая сделалась и своеобразным центром корейского землячества. С года стал издаваться на корейском языке журнал Православие , имевший цель просвещение и обращение в лоно Православной Церкви корейцев не только Забайкалья , но и живущих на всем пространстве Дальнего Востока .

Насколько серьезно корейцами было воспринято Православие косвенно можно судить по тому факту, что 30 прихожан-корейцев Читинской Миссионерской церкви обратились к архимандриту Ефрему с выражением желания пойти на войну добровольцами на что он их благословил и направил к военному губернатору. В своей проповеди архимандрит произнес слово, в котором сказал: корейцы, приняв Православие, идут теперь в ряды русских защитников России этим доказывают, что они возлюбили ее, вторую родину, за которую готовы положить жизнь.

Труды

  • «Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.)», Православный благовестник , 1901, №№ 21-24.
  • История христианского просвещения Забайкальских инородцев с покорения края до настоящего времени , (кандидатская).
  • «Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию Христианства и общеевропейской культуры», , 1904, №№ 22-24; отд. изд.: Чита, 1905.
  • Вероисповедной соблазн в Забайкалье .
  • Земельная обида крещенных инородцев , Москва, 1914.
  • Введение в круг деятельности Забайкальской миссии просвещения светом Христовой веры корейцев, китайцев и японцев, проживающих в пределах Забайкалья .
  • Закон 17 апреля 1905 года и вероотступничество в Забайкалье .
  • «Последствия реализации Высочайшего указа 17 апр. 1905 в Забайкальской области», Сборник Съезда Русских Людей в Москве 27 сент. - 4 окт. 1909 , Москва, 1910.
  • В защиту миссии .
  • Иргень, место святое , Чита, 1911.
  • «Торжество Православия в Чите», Забайкальские епархиальные ведомости , 1913, №№ 3-4.
  • «Пир веры на св. Иргени», Забайкальские епархиальные ведомости , 1913, №№ 14-15.
  • «Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г.», Забайкальские епархиальные ведомости , 1916, № 23.
  • См. перечень трудов в “Прибавлении к Церковному Вестнику ”, 1916, № 43, 1046.

Литература

  • Церковный Вестник , 1916, № 43, 384; 1918, №№ 19-20, 114.
  • «Прибавление к Церковному Вестнику ”, 1916, № 43, 1046; № 51, 1203.
  • Православный Собеседник , 1901, февраль, 128; 1905, ноябрь, 94.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г. , 276-277.
  • ФАМ II, № 33, 6.
  • Верховенский, А. И., Церковь и государство , Москва, 1923.
  • Regel’son 523: 1918 in Moskau erschossen.
  • M. Pol’skij, Novye muceniki I, 178: erschossen am 23.8.1918.
  • Die Russischen Orthdoxen Bischofe von 1893 bis 1965.
  • Bio-Bibliographe von Metropolit Manuil (Lemesevskij). Erlangen, 1979-89. Т. 3.
  • Русские православные иерархи. Исповедники и мученики , Париж, 1986.
  • За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-56. Биогр. словарь , Т. 1: А-К, Москва, 1997.

Использованные материалы

  • Кудрявцев Сергей, "Преосвященный Ефрем":
  • Гуменов Афанасий, свящ., "Житие Преосвященного Ефрема, епископа Селенгинского викария Забайкальской епархии (1876 - 1918)":
  • .

Ефрем (КУЗНЕЦОВ Епифаний Анд.)епископ Селенгинский

ЖИТИЕ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ЕФРЕМА, ЕПИСКОПА СЕЛЕНГИНСКОГО
ВИКАРИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ (1876 - 1918)

Епископ Ефрем (в миру Епифаний Андреевич Кузнецов) был одним из тех ревностных и преданных служителей нашей Церкви, кто одним из первых принял на себя удар тяжелых гонений, воздвигнутых против Православия. Необычен и путь его к архиерейству. Он не происходил из духовного звания, а родился в 1876 г. в семье забайкальских казаков. Жизнь его началась со скорбей и испытаний.

"В раннем детстве, - вспоминал он в 1916 году, - Господь послал мне сиротство с его обычными в простонародной среде тяжелыми спутниками - беднотой, лишениями и болезнями. Но этот крест учил меня смирению, терпению, пониманию страданий ближнего и состраданию. Под тяжестью сего креста умягчилось мое сердце, крепла вера в Бога и надежда только на Его неизреченное милосердие в путях моей жизни". [Речь при наречении начальника Забайкальской духовной миссии архимандрита Ефрема во епископа Селенгинского, произнесенная в Читинской Архиерейской церкви 19 ноября 1916 г. - Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, N 23, с. 812.]

Отец, умирая, завещал сыну учиться. Но отрок, который пас стада у своих родных и возделывал землю, чтобы иметь пропитание, мог рассчитывать только на окончание сельского училища. Но Божественный Промысел готовил отрока Епифания к особому служению. На мальчика обратил внимание сострадательный приходской пастырь. Воспользовавшись проездом через станицу иркутского Владыки Вениамина (Благонравова) [Высокопреосвященнейший Вениамин (в миру Благонравов Василий Антонович) (1825 - 1892) - выдающийся миссионер, закончил жизнь архиепископом Иркутским.], он поставил Епифания перед ним на колени и просил принять его хотя бы на полуказенное содержание в духовном училище, поручившись за него, что тот посвятит себя служению Церкви. "Просьба святителем Божиим уважается, и я, сирота - бедняк казаченок, какими наполнены станицы, оказываюсь в духовной школе, что было тогда весьма редким, чуть не исключительным явлением: велика ко мне милость Божия". [Забайкальские епархиальные ведомости, N 23, с. 814.]

Несколько десятилетий спустя архимандрит Ефрем, с теплотой вспоминал опытного наставника, строгого и благочестивого протоиерея - ректора Читинского духовного училища "умелою рукою сеявшего семена веры и благочестия в сердцах учащихся". Хорошее влияние оказали и учителя, среди которых "находились светлые личности, умевшие близко стать к питомцам и дать потребное на запросы их жизни. Духовная атмосфера в училище была такова, что... господствовал дух церковности. Здесь впервые я познал и полюбил церковную уставность, благолепие и величие церковных богослужений, красоту пения церковного, здесь привык сознательно переживать высокую радость праздничных настроений". [Там же, с. 814]

Оканчивая училище Епифаний предвкушал сладость служения псаломщиком в сельском храме. Он знал свое положение и предел своих возможностей и не помышлял о большем. Но вновь открылась воля Божия о нем. "Господь вложил в сердце одного моего учителя мысль послать, в виде попытки, телеграмму тому же Высокопреосвященнейшему Вениамину с просьбой о принятии на казенное содержание в духовную семинарию, устраняя то, что казалось мне непреодолимым препятствием продолжать образование, а через сердце Своего святителя возлагал благая о новом пути моей жизни..." [Там же]

Окончив в 1898 г. Иркутскую духовную семинарию, Епифаний Кузнецов принял рукоположение. В сане священника он проходил служение в родной станице. "Это время поставило на пути моем - рассказывал он в речи при наречении во епископа, - ряд терний и тяжелых испытаний, в которых горел и закалялся дух мой, в которых учился смирению и покаянию, терпению и благоразумию, положительности мысли, слова и дела". На втором году пастырства его посетило тяжелое горе - смерть жены. Молодой священник сильно скорбел, большим утешением было для него участие в его жизни архиепископа Владивостокского Евсевия [Евсевий (Никольский Евгений) (1861-1922) закончил жизнь митрополитом Крутицким.] , который знал Епифания Кузнецова, будучи ректором Иркутской Духовной семинарии. Отец Епифаний ценил его и называл позже своим духовным отцом. Глубоко сострадая горю молодого пастыря, архиепископ Евсевий направил ему несколько посланий, исполненных отеческой любви. Владыка убедил его продолжать учебу в высшей духовной школе. В 1903 г. отец Епифаний окончил Казанскую Духовную академию. Ему было присвоено звание кандидата богословия. Он с особой благодарностью вспоминал ректора Академии - будущего митрополита Антония (Храповицкого, 1963-1936), которого называл выдающимся по уму и чистоте жизни святителем нашего времени". [Забайкальские епархиальные ведомости, 1916, N 23, с.815.]

В это время отец Епифаний проявляет большой интерес к миссионерству. Духовная академия "вложила в сердце мое любовь к благовестническому служению и дала потребные для сего знания, с которыми я явился сюда, в родной Забайкальский край и стал под опытную руку архипастыря-миссионера Преосвященнейшего владыки Мефодия". [Там же, с. 816] Отцом Епифанием в эти годы была написана история миссионерства в Забайкалье: "Деятельность Забайкальской духовной миссии за сорокалетие ее существование (с 1860 по 1899 гг.), М., 1902. Текст этот был первоначально опубликован в "Православном благовестнике" (1901, N 21-24).

В 1904 г. отец Епифаний Кузнецов начинает миссионерскую деятельность в составе Забайкальской Миссии. Насколько вдумчиво и глубоко относился он к просвещению забайкальских язычников. Можно судить по его аналитическому очерку "Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию Христианства и общеевропейской культуры" (Забайкальские епархиальные ведомости, 1904, N 22-24; отд. изд.: Чита, 1905). Автор сначала говорит о серьезных препятствиях, стоящих перед благовестником в деле обращения бурят. По своему умственно-мировоззренческому складу буряты (преобладавшая языческая народность Забайкалья) интересуются только тем, что связано с их жизненными интересами. Буряты знают - писал отец Ефрем, - что религий много и все они, по представлениям бурят, даны Богом. Самое лучшее, говорят они, держаться той, какая была у предков. Такое сознание было главным препятствием к принятию ими святого крещения.

Вместе с тем автор очерка отмечает простой, доверчивый нрав бурята, бесхитростность, готовность помочь другому человеку. "Рассмотревши психологию бурят, мы с удовольствием делаем заключение, в высшей степени отрадное и для православного миссионера и для общечеловеческого культуртрегера. Сделанный нами психологический анализ говорит, что буряты представляют из себя, по евангельскому выражению поле, богатое по своему содержанию, способное воспринять и возрастить семя Слова Божия и высшей культуры: они готовы к быстрому духовному возрождению". [Кузнецов Е., свящ. Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию христианства и общеевропейской культуры, Чита, 1905.]

В другой статье написанной значительно позже, он говорил о серьезных изъянах в земельном законодательстве, дававшем явные преимущества буряту-язычнику над бурятом, обратившемся в Православие. [Ефрем (Кузнецов), архим. Земельная обида крещеных инородцев Забайкалья, М., 1914.]

Приняв монашеский постриг с именем Ефрем, он возводится в сан игумена, а затем в 1909 г. - архимандрита.

Назначенный начальником Забайкальской Духовной Миссии, он успешно трудится по обращению язычников. Особенно успешной была проповедь среди местных корейцев. Из крещенных корейцев образовался в Чите отдельный приход. При Миссионерской церкви был особый причет, состоявший из корейца-священника и корейца-псаломщика, на которых были возложены обязанности быть духовными руководителями православных корейцев. Для них же была открыта огласительная школа. Издавался на корейском языке журнал "Православие", имевший цель просвещение и обращение в лоно Православной Церкви корейцев не только Забайкалья, но и живущих на всем пространстве Дальнего Востока.

Насколько серьезно корейцами было воспринято Православие косвенно можно судить по тому факту, о котором сообщалось в Забайкальских епархиальных ведомостях (1914, N 20): 30 прихожан-корейцев Читинской Миссионерской церкви обратились к архимандриту Ефрему с выражением желания пойти на войну добровольцами. Отец Ефрем их благословил и посоветовал обратиться к военному губернатору. Отслужив молебен, архимандрит Ефрем произнес слово, в котором сказал: корейцы, приняв Православие, идут теперь в ряды русских защитников России этим доказывают, что они возлюбили ее, вторую родину, за которую готовы положить жизнь.

На почве православного миссионерства произошло знакомство и сближение архимандрита Ефрема с протоиереем Иоанном Восторговым (священномученик - прославлен на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 г.), который приезжал в Забайкалье в должности синодального миссионера. В Забайкальских епархиальных ведомостях (1913, N 16) сообщается о приезде в Читу прот. И. И. Восторгова. После заседания, которое прошло под председательством Преосвященного Иоанна, епископа Забайкальского и Нерчинского, "о. прот. Восторгов с архимандритом Ефремом выехали из Читы на Дальний Восток". [Забайкальские епархиальные ведомости, 1913, N 16, с.302.]

Архимандрит Ефрем не только руководил всем миссионерским делом в обширной епархии (к началу ХХ в. ее площадь была 539061 кв. верст, т.е. больше Германии в тогдашних ее границах), но помогал правящему архиерею в епархиальных делах.

В 1913 г. с 20 номера он становится редактором неофициального отдела Забайкальских епархиальных ведомостей. Выступал он и как

20 ноября 1916 г. архимандрит Ефрем был рукоположен в епископа Селенгинского, викария Забайкальской епархии, Хиротонию возглавлял архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский). При наречении во епископа архимандрит Ефрем говорил о ответственности святительского служения: "Я сознаю великую высоту предстоящего мне звания и служения в Церкви Божией и знаю, что для сего необходима чистота веры, высота благочестия, сила знания, несокрушимая ревность; знаю то, что служение сие утверждается не на внешнем господстве над наследием Божиим, превозношении и преобладании, а на внутренней силе духа, созидаемого верою и любовью, укрепляемою смиренномудренным восприятием ига Христова. Сознаю и связанную с высотою служения великую ответственность, особенно в наше время, когда требуются особые силы и для устроения внутренней церковной жизни среди верных и для распространения Царства Божия среди неверующих". [Там же, 1916, N 23, с. 816-17.]

Архиерейское служение епископа Ефрема продолжалось менее двух лет. Это были годы начавшегося тяжелейшего испытания и для Церкви и для каждого ее служителя. Преосвященный Ефрем с высоким христианским достоинством выдержал эти испытания. его преданность Православию и ревность в защите интересов Церкви была известна не только верующим, но и представителям новой революционной власти. В "Забайкальских епархиальных ведомостях" за 1917 г. в N 17 (1-15 сентября) сообщается о просьбе епископа Ефрема к властям разрешить ему прибыть в Читу. Хотя Владыка Ефрем давал подписку о признании Временного правительства и лояльности, представитель службы общественной безопасности запрещает ему въезд в Читу и ходатайствует перед краевым комиссариатом о предписании покинуть Забайкалье.

Епископ Ефрем участвовал в работе Священного Поместного Собора (1917-18 гг.) в статусе Заместителя Члена Собора. Он был заместителем Мелите, епископа Забайкальского и Нерчинского. [Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., М., 1994, т.1, с. 95.]

Его подпись стоит под Деянием 5 (18) апреля 1918 г. о прославлении святителя Софрония (Кристаллевского), епископа Иркутского. Преосвященный Ефрем еще до прославления Святителя чтил его как святого. В 1913 г. он сообщил в Забайкальских епархиальных ведомостях о чудесном исцелении от скарлатины жительницы Читы Зинаиды Петровны Мигуновой по молитвам святителя Софрония (1913, N 12).

В конце января или в начале февраля 1918 г. он прислал на имя епископа Забайкальского Мелетия из Москвы телеграмму, предающую его духовное настроение в условиях начавшихся гонений на Церковь: "Собор открылся двадцатого. Патриарх объявил Церковь гонимой, предал анафеме гонителей, [В Послании 19 января (2 февраля) 1918 г. "возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской Святейший Патриарх Тихон писал: "Тяжелое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли и на истину Христову явные и тайные враги сей истины... Властью, данною нам от Бога, запрещаю вам приступать к Таинам Христовым, анафематствуем вам, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной" (Послания Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, М. , 1990, с. 13.)] призвал верных защите и мученичеству. 28 января было всенародное моление: Красная, Воскресенская площади, прилегающие улицы переполнены молящимися как пасхальную утреню. Настроение восторженное". [Забайкальские епархиальные ведомости, 1918, N 1-2-3, с. 67.]

Обращают на себя внимание слова телеграммы: "Патриарх... призвал верующих... к мученичеству". Так был понят текст патриаршего Послания. "А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем Вас на эти страдания вместе с собою". [Акты Святейшего Тихона..., с. 236.]

Преосвященный Ефрем был одним из тех священнослужителей нашей Церкви, кто через несколько месяцев одним из первых принял святое мученичество.

После закрытия Священного Собора (апрель 1918 г.) Владыка Ефрем оставался в Москве. 2 июня 1918 г. он был арестован ВЧК на квартире протоиерея Иоанна Восторгова. В заключении проявил себя как стойкий, мужественный исповедник.

23 августа (5 сентября) 1918 г. в день памяти священномученика Иринея Лионского ревностного проповедника Христовой веры и непримиримого борца с ересью Владыка Ефрем был расстрелян на Ходынском поле. Смерть за Христа он принял спокойно. Перед расстрелом благословил соузников, вместе с ним приведенных на казнь.

В Обвинительном заключении по делу гражданина Беллавина Василия Ивановича (Святейшего Патриарха Тихона)... М., 1923, приводится отрывок частного письма Святейшего Патриарха к митрополиту Антонию (Храповицкому), в котором он упоминает о расстреле епископа Ефрема вместе с другими представителями Церкви: "Может быть, их участь лучше, чем нас оставшихся". [Акты Святейшего Тихона..., с. 236.]

Высоким подвигом завершилась жизнь Святителя, явившего чистоту веры, высоту благочестия и несокрушимую ревность.

Составил священник Афанасий Гумеров