Епископ кинешемский и палехский иларион. Рождественское послание епископа кинешемского и палехского илариона клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам кинешемской епархии ивановской митрополии русской православной церкви. пастыри, всечестные иноки и

За 150-летнию историю викариатства Кинешемскую кафедру занимали 13 епископов. В этой книге представлена уникальная информация о каждом из них. Собранная воедино, она стала рассказом об истории нашей многострадальной России.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Епископы Кинешемские. Викарии Костромские. Уроки истории (Елена Потехина) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Составитель Елена Потехина


ISBN 978-5-4483-1922-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступительное слово епископа Кинешемского и Палехского Илариона


7 июня 2017 г. Кинешемской епархии исполняется 5 лет. Это не большой срок, но ему предшествовал опыт 150-летней истории Кинешемского викариатства.

Открытие в 1866 году в Кинешме викариатства было связано, прежде всего, с тем, что Кинешма во второй половине XIX века быстрее других набирала темпы развития и постепенно становилась все более процветающим уездным городом Костромской губернии.

Кинешма и сейчас является вторым по количеству населения городом Ивановской области. А потому, в 2012 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви здесь была образована самостоятельная Кинешемская епархия. Одной из первостепенных задач, стоящих перед нашей епархией сегодня, является развитие церковно-исторических исследований. Хотелось бы сказать несколько слов о перспективах развития данного рода деятельности.

Церковно-исторические исследования на уровне епархий широко проводились и раньше. Во второй половине XIX в. церковно-археологические общества и комиссии были созданы почти при всех епархиях Русской Православной Церкви. Благодаря самоотверженным трудам церковных историков и архивистов удалось сохранить для потомков уникальные описания храмов, местных церковных традиций, почитаемых святынь и подвижников. Почти в каждой епархии издавались «Статистические описания церквей и приходов», а также отдельными сборниками выходили в свет труды церковно-археологических комиссий и отдельных исследователей.

Революция 1917 г. и катаклизмы трагического XX века прервали эти важные и плодотворные труды. Масса святынь и архивов была утрачена. Большая часть принадлежащих церкви архивных документов, книг и утвари попала в музеи страны. Сейчас традиция создания церковно-археологических обществ возрождается. При епархиальных управлениях создаются советы по культуре, отделы церковной истории, церковные музеи, древлехранилища, комиссии по канонизации. Их задача – разнообразная деятельность по собиранию и публикации материалов о церковных памятниках старины, храмах, часовнях, церковных некрополях. Верующим жителям города и сотрудникам епархии предстоит решить серьезную проблему по изучению, сохранению и реставрации церковных памятников. Для этого необходимо привлечь значительные культурные и материальные ресурсы, а также скоординировать работу целого ряда отделов Кинешемской епархии (отдела по взаимодействию с обществом и СМИ, паломнического, комиссии по канонизации).

Думается, что в первую очередь необходимо составить подробнейшие каталоги, путеводители и описания действующих в Кинешемской епархии монастырей, храмов и часовен. Первоочередной задачей является составление иллюстрированного справочника храмов Кинешемской епархии с подробной исторической справкой о каждом храме.

Кинешма богато украшена храмами. На Волжском бульваре, который по праву считается одним из самых прекрасных бульваров, расположенных на Волге, стоят замечательные по своей красоте архитектурные памятники – Успенский и Троицкий соборы с колокольней. Очень любят горожане Благовещенскую церковь, возведенную в стиле классицизма, с присущей ему четкостью форм и сдержанностью декоративного оформления. К основным историческим достопримечательностям относится также часовня, построенная на месте захоронения кинешемцев, погибших при обороне города от рук польско-литовских захватчиков.

Одним из основных направлений в современных церковно-исторических исследованиях должно стать изучение истории и жизнедеятельности монастырей и храмов Кинешемской епархии. Частично, это изученная область, т.к. существуют еще дореволюционные каталоги и описания. К несчастью в Кинешме были уничтожены два красивейших храма на площади Революции: Воскресенский и Крестовоздвиженский. Но большинство старинных храмов в городе сохранилось. Непонятным казусом является то, что в истории Кинешмы почти потерялась память о двух женских монастырях, существовавших в Кинешме: Вознесенском и Успенском. На окраине Кинешмы во второй половине 19 века сначала существовала женская богадельня, затем монашеская община, в 1896 году получившая статус монастыря. В обители был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Среди прихожан Успенского монастыря есть две новомученицы, канонизированные на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Это исповедница Елисавета Румянцева и мученица Анна Серова, пострадавшие в 1930 – х годах от рук богоборцев.

Когда монастырь был закрыт, в его стенах власти открыли следственный изолятор. Ныне же на его территории располагается женская исправительная колония общего режима. Пока что исследователи не обнаружили даже старинных фотографий Успенского монастыря кроме одной совсем неудачной. На ней изображена монастырская стена снаружи, с выступающей над ней храмовой главкой, и невозможно увидеть иные монастырские постройки.

Старинный волжский город Кинешма после революции был искусственно отделен от Костромской губернии и вошел в состав огромной Ивановской промышленной области. Оторвавшись от исторического центра, Кинешма стала уникальным оазисом, исследовать церковную историю которого предстоит в первую очередь местным краеведам. Замечательно то, что Кинешма расположена на «главной улице России» – реке Волге и ее историю стоит рассматривать в контексте истории волжских городов, имеющих между собой значительную общность. Кинешма сумела сохранить неповторимый самобытный облик уездного купеческого города XIX – начала XX века, уникальную целостность историко-культурной среды, планировочную структуру и историческое ядро. В 2010 году наш город вошел в список исторических поселений федерального значения.

За два десятилетия возрождения церковной жизни на кинешемской земле были восстановлены многие храмы, но история их не написана и еще ждет своих исследователей. В работах по церковной истории Костромской и Иваново-Вознесенской епархий Кинешму нередко обходят стороной. И сегодня сотрудникам Кинешемской епархии предстоит огромный труд по собиранию и изучению архивных материалов, касающихся кинешемских храмов, святынь и подвижников. К сожалению, из-за пожара утрачена значительная часть дореволюционных фондов Костромского архива. Малоисследованными остаются архивные материалы из фонда Государственного архива Ивановской области, где хранятся указы духовной консистории и духовных правлений, касающиеся Кинешмы, описи церковного имущества, клировые ведомости, метрические книги и церковные летописи кинешемских церквей (всего 254 единицы хранения периода 1789 – 1900 годов).

Церковным историкам предстоит вести работу сразу в нескольких направлениях. Начать придется, пожалуй, с рассмотрения Кинешмы как церковно-административной единицы. При этом следует учесть, что Кинешма в разные периоды своей истории подчинялась разным духовным центрам. В 1708 году при разделе Петром I России на восемь губерний Кинешемский уезд вошел в состав Архангелогородской губернии. Позже – в Ярославскую провинцию Московской губернии. А уже при Екатерине II в ходе новой административной реформы перешел в Костромскую губернию.

За 150 лет с момента открытия викариатства имена Кинешемских епископов: Иоанафана (Руднева), Палладия (Пьянкова), Геннадия (Левицкого), Вениамина (Платонова), Никандра (Феноменова), Иннокентия (Кременского), Арсения (Тимофеева) остаются для многих неизвестными. А, между тем, епископ Арсений Кинешемский удостоился чести приветствовать Государя Императора Николая II в Костроме и возглавить праздничные богослужения, посвященные 300-летию дома Романовых в высочайшем присутствии.

В наше время среди Кинешемских епископов наиболее известен святитель Василий Кинешемский, исповедник и богослов, автор уникальной книги «Беседы на Евангелие от Марка». Сейчас в Кинешме создан музей святителя Василия и открыт новый храм (входящий в музейный комплекс) Новомучеников и Исповедников Российских на ул. Дудникова. 13 августа 2016 г. в памятный день кончины епископа в сибирской ссылке в храме был отслужен первый молебен.

Среди епископов Кинешемских были и весьма заметные на церковном небосклоне иерархи. Такие, как, например, епископ Кинешемский Никандр (Феноменов), который стал вторым лицом после Московского митрополита, правящим епископом Московской епархии, с титулом архиепископа Крутицкого. Он был членом Поместного Собора 1917-1918 гг. А владыка Севастиан (Вести) в числе нескольких архиереев, как член Временного Патриаршего Синода, должен был подписать знаменитую декларацию митрополита Сергия, но заболел, и его подписи там нет.

В 20 – е годы XX cтолетия в Кинешме кроме святителя Василия (Преображенского) жили еще два архиерея: архиепископ Севастиан (Вести) и епископ Николай (Голубев). Архиепископ Севастан (Вести) остался в памяти старожилов Кинешмы. Люди запомнили не только дом, где жил владыка Севастиан, но и его внешний и внутренний облик, а также место его захоронения. Благодаря этому удалось перенести останки владыки с уничтоженного Межаковского кладбища в ограду Успенского кафедрального собора и перезахоронить их за алтарем.

Огромное поле агиографических и биографических исследований предстоит освоить церковным историкам Кинешмы. Одной из основных задач является составление и издание полного кинешемского синодика духовенства, а также кинешемского патерика, включающего имена и жизнеописания всех канонизированных святых и подвижников, совершавших в разное время свое служение и духовные подвиги в пределах кинешемской епархии. При этом можно наткнуться на совершенно забытые кинешемцами имена подвижников благочестия. Таким был, например, известный в свое время в Кинешме отшельник и чудотворец о. Александр. Его могила рядом с Успенской церковью была местом всеобщего поклонения, но в советское время она была уничтожена. Исчезла и память о нем.

Отдельным масштабным проектом является создание базы данных репрессированных священнослужителей Кинешемской епархии. Изучение архивов УФСБ исследовательской группой из Москвы во главе с игуменом Дамаскиным (Орловским) лишь положило начало этому трудоемкому процессу. Десятки пострадавших за веру Христову кинешемских священников остаются пока неизвестными потомкам.

Поэтому сегодня нам следует объединить усилия церковных и светских исследователей по изучению истории Русской Православной Церкви.

Да поможет нам Господь в этом добром деле!

Епископ Кинешемский и Палехский Иларион рассказал, почему помощь людям важнее ремонта в храме, как расшевелить безразличного священника, и как глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон вдохновил его собирать дрова для старушек.

- Почему вы решили собирать дрова для нуждающихся?
- Когда в августе этого года к нам на конференцию по социальному служению приехал владыка Пантелеимон, он, по Божьему промыслу, вдохнул в нас горячее желание трудиться. И мы поняли, что только через добрые дела можно сердца людей повернуть к Церкви. Хорошо, конечно, когда видишь красивые службы, красивые облачения и т.д. Обычная архиерейская жизнь… Но, я думаю, что это не главное. Главное – это работа с людьми. А она возможна только через милосердие.
Епископ Пантелеимон рассказал нам, какие Церковь может организовывать социальные проекты. Мы вначале подумали, что мы сейчас можем сделать, не имея средств? Регион у нас бедный, дотационный, деревни вымирают. Главы администраций на местах помогают, конечно, но тоже в меру сил. Они не могут допустить нецелевого расходования бюджетных средств. Но потом мы решили, что непременно должны найти возможность помощи конкретным людям. Недавно побывали мы в одной семье. Муж ушел, осталось 8 детей. Ситуация крайне сложная. Нужна срочная помощь, хотя бы дровами. Мы реализовали предложение владыки Пантелеимона, получилось не плохо. Хотя приходится некоторых наших батюшек и расталкивать.

Вы в епархии полтора года. Часто на новом месте сложившиеся порядки изменить не просто. Как до вас здесь было устроено социально служение и что вы планируете в нем изменить?
- Здесь никогда не было своей епископской кафедры, Кинешма входила в состав более крупной Иваново – Вознесенской и Кинешемской епархии. И хотя Кинешма – второй по величине город после Иванова, но архиерей бывал здесь всего три или четыре раза в год. Шла обычная мирная жизнь на периферии.
Когда я имел беседу с Патриархом Кириллом, он мне сказал, что новые епархии открываются потому, что многие священнослужители жили по инерции: совершали требы, служили раз в неделю и были ни холодны, ни горячи. Священник отслужил и ушел, и все. Где его искать? Люди его не видят и знать не знают. Почему мы и теряем людей. А когда архиерей в городе появляется, то начинается новая жизнь.
Мне с духовенством повезло. Есть, конечно, люди, которые по упрямству еще сопротивляются нововведениям. Где-то приходиться, как говорил наш старец владыка Амвросий, и «пальчиком пригрозить». Но безнадежных у нас нет. Стараемся договариваться с братьями. По любви, с уважением, со смирением. Ну, а если человек не тянет то, что от него требуется (особенно в городе, где совсем другой ритм, где обязательно должна вестись социальная работа, должен быть постоянно открыт храм), то я стараюсь таким священникам найти другое послушание и поставить на их место людей более энергичных.
Сейчас мы хотим укрепиться в Кинешме. Особенно активно работает у нас социальный отдел. Работаем с молодыми мамами, проводим предабортное консультирование. Это самое главное – выработать методики, и тогда мы сможем распространить их в наши районные центры.
Но, конечно, - это глубинка России и здесь сложно. Нет у нас крупных благодетелей. Если в Москве их можно поискать, то у нас даже пойти не к кому. Кроме того, люди не приучены быть благотворителями, они не знают, что это такое. И когда ты что-то просишь, даже пустячную вещь, то это вызывает удивление и непонимание.
Если вы заметили, у нас и кафедральный собор изнутри, и иконостас – все в таком виде, в каком было в 1970-х годах, когда не было возможности ничего в храме сделать. Мы сейчас пытаемся привести его в порядок, но это для нас не самое главное. Если у людей будет такая потребность, то они могут сами прийти и сделать ремонт. Пока что у людей этой потребности нет. Мы смиряемся, думаем – это ничего страшного. За это нас Господь не спросит, почему у вас была бедная утварь. Спросит – что вы делали.
Социальная работа нам действительно в радость и доставляет утешение. Нам самим интересно, что мы можем сделать на новом поприще. Но и удары, конечно, получаем. Начали бездомных кормить, в местных СМИ уже пишут – вот попы отдают объедки со своих столов, а сами ходят толстые. Ну, что же, никто не говорил, что этого не будет. Главное – удар держать, не унывать, терпеть, трудиться. И у нас есть помощники, слава Богу.

- Какие социальные проекты появятся в епархии в 2014 году?
- Мы построили за храмом павильон и начали кормить бездомных. Раньше они стояли рядом с храмом, никому не нужные. С помощью добровольцев кормим продуктами быстрого приготовления каждый день, приходят от 8 до 15 человек. Это направление работы планируем развить до полноценного пункта социальной помощи.
Нам передали бесхозное здание закрытого несколько лет назад техникума, мы хотим его переделать под пункт помощи бездомным. Нас включили в шорт-лист грантового конкурса «Православная инициатива». Если выиграем грант, то сможем сделать в этом здании столовую, помывочную, склад одежды и кабинет социального работника. Думаю, что не надо бездомным морали какие-то читать, их нужно просто накормить, одеть и согреть. Что бы люди пришли, попили чаю, а мы им в это время какой-нибудь фильм духовный покажем. И ведь бывают среди них и не бездомные, а такие, которые попали в тяжелую ситуацию. Я встречался с людьми, у которых просто сейчас нет денег на еду, и им некуда пойти. Мы им помогаем одеждой и питанием.
Уже есть склад вещей, что-то вроде православного сэконд-хэнда, только бесплатный. Люди пришли, соцработник записал имя и адрес (чтобы избежать злоупотреблений помощью), и они выбрали себе все, что им нужно.
При Преображенском храме мы открываем кабинет по первичному консультированию наркозависимых. Вести прием будет наш сотрудник – Антон, который прошел реабилитацию в центре игумена Мефодия (Кондратьева) Георгиевского прихода. Насколько результативно – время покажет. Но то, что есть место, куда можно людям обратиться, уже хорошо.
А недавно обратились к нам две девушки лет по 25 с предложением помощи в организации ухода за больными. Это очень утешает. Нам нужны волонтеры. Владыка Пантелеимон рассказывал, как он организовывал сестричество в Смоленске, и мы тоже хотим пойти этим путем. При каком-нибудь отделении, например неврологии, начнем помогать больным. Начнем с одного-двух человек, а там, если Господь благословит, пойдем дальше.
Самое главное – не оставаться равнодушным к человеческой нужде и боли. И помнить, что у Господа нет других рук, кроме наших.

Дата рождения: 16 июля 1971 г. Страна: Россия Биография:

Родился 16 июля 1971 г. в Новосибирске. Затем проживал в Боровском р-не Калужской обл., где закончил среднюю школу.

Работал в Москве в обществе «Радонеж». Был алтарником в храмах .

9 апреля 1993 г. в храме Воскресения Словущего с. Толпыгино Приволжского р-на Ивановской обл. пострижен в монашество.

27 июня 1993 г. архиепископом Амвросием в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново рукоположен в сан иерея.

14 июля 1993 г. назначен вторым священником в Свято-Успенский приход пос. Лух Лухского р-на Ивановской обл. 11 января 1994 г. назначен на должность настоятеля Скорбященского храма пос. Сокольское Ивановской обл. С 1994 г. — благочинный Сокольского района, который затем отошел к Нижегородской обл.

13 сентября 1994 г. назначен настоятелем прихода Рождества Христова с. Сосновец Родниковского р-на Ивановской обл. 26 января 1996 г. назначен третьим священником в Успенско-Казанский храм с. Кузнецово Шуйского р-на Ивановской обл. В 1998 г. Успенский приход был реорганизован в монашескую общину.

К Пасхе 1998 г. награжден наперсным крестом. К Пасхе 2003 г. возведен в сан игумена.

11 января 2006 г. назначен настоятелем Успенско-Казанского мужского монастыря с. Кузнецово Шуйского р-на Ивановской обл. 1 декабря 2007 г. назначен настоятелем прихода Успенской Золотниковской пустыни с. Золотниковская пустынь Тейковского р-на Ивановской обл.

К Пасхе 2009 г. награжден палицей.

В 2009 г. окончил Иваново-Вознесенскую духовную семинарию по сектору заочного обучения. С 2009 г. преподавал «Практическое руководство для пастырей» в Иваново-Вознесенской духовной семинарии.

В 2011 г. окончил по сектору заочного обучения.

В апреле 2012 г. назначен заместителем председателя дисциплинарной комиссии Иваново-Вознесенской епархии.

Во епископа 15 июня 2012 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. 8 июля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. () утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Николо-Тихонова мужского монастыря с. Тимирязево Ивановской обл.

Образование:

2009 г. — Иваново-Вознесенская духовная семинария (заочно).

2011 г. — Киевская духовная академия (заочно).

Епархия: Кинешемская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации: архимандрита Илариона (Кайгородцева) при наречении во епископа Кинешемского и Палехского.

В Ивановская области сохранилось немало храмов, потрясающих своей архитектурой и хранящих историю этих мест. Но, если на соседней владимирщине православные приходы стали визитной карточкой региона, известной на весь мир, то Ивановская область подобным похвастаться не может. Какие трудности встречаются на пути духовного возрождения края корреспонденты «Промышленности и общества» попросили рассказать епископа Кинешемского и Палехского Илариона.

— Ивановская область не является крупным промышленным регионом. Тем не менее, можно ли отметить участие промышленников в возрождении духовного наследия края? Возможно, кто-то из меценатов федерального масштаба оказывает помощь монастырям и храмам епархии? Могли бы вы привести примеры наиболее активных?
К сожалению, в Кинешемской епархии нет примеров помощи приходам со стороны как промышленников в частности, так и меценатства со стороны прочих финансово стабильных структур, как местного, так и федерального масштаба. Это печально, но красота Юрьевецких храмов, расположенных на Волге, удивительные по своей архитектуре святыни Кинешмы, Луха, Верхнего Ландеха, Палеха, известные каждому русскому человеку из уроков истории, не трогают сердца тех, кто имеет возможность восстановить былую красоту и величие этих святынь. Вся помощь, которая оказывается храмам епархии, исходит от благотворителей, которые и сами весьма ограничены в средствах. Можно рассчитывать на поддержку муниципальных властей, предпринимателей малого бизнеса, но от организаций и частных лиц, которые могли бы существенно помочь, помощи пока не поступало. Надеюсь, что данная ситуация в корне изменится и на наши жемчужины архитектуры падет взор меценатов.

Какие проблемы церковной жизни требуют более деятельного участия со стороны социально ответственных промышленников? Какого рода помощь была бы наиболее актуальна?
Кроме уже указанной проблемы восстановления храмов актуальной является отсутствие финансирования социально значимых проектов. При Троицко-Успенском кафедральном соборе существует социальная столовая, в которой ежедневно питаются неимущие. Об этом проекте даже был сюжет в региональных новостных блоках – и все же помощи в таком важном деле Социальный отдел епархии так и не получил. Все держится на энтузиазме руководителя отдела и редкой разовой помощи. В епархии существуют четыре просветительских центра – в Кинешме, Родниках, Пестяках и Елнати. Финансовая поддержка этих проектов помогла бы расширить возможности духовно-просветительской деятельности в нашем регионе. Молодежный, миссионерский, издательский отделы епархии работают, можно сказать, на «голом энтузиазме» сотрудников этих структур.
Было бы очень отрадно, если бы, однажды, в моем телефоне прозвучал голос: «Владыка, я бы хотел принять посильное участие в жизни Вашей епархии. Подскажите, как мне это сделать?». Пока же это лишь мечты. Мы стараемся сделать все зависящее от нас, чтобы помочь России не скатиться в бездну дремучего мракобесия, чтобы дать возможность подрастающему поколению увидеть свет надежды. Совсем недавно в епархии прошла конференция «Роль православной книги в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения». Мы также приглашали с лекциями известного проповедника, председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова, писателя Виктора Николаева и других замечательных лекторов и проповедников. Дальнейшая работа в этом направлении, имей она целевое финансирование, смогла бы помочь духовному росту населения и переломить ситуацию к лучшему.

— Владыка, как Вы считаете, оказываемая помощь должна оставаться личным делом благотворителя, или быть освещенной в публичной сфере с целью демонстрации примера, способного подвигнуть других на благие дела?
Конечно же, добрый пример всегда полезен для окружающих. Незыблемы слова Господни: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех» (Мф. 5; 16). Но также важно помнить и другие слова Писания: «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6; 3). Доброе дело, сделанное напоказ, зачастую приносит вред благотворителю, порождает в его душе тщеславие и превозношение. Поэтому немаловажно предостеречь от того, чтобы меценат придавал излишнее значение публичности своей деятельности. Важнее – само доброе дело и молитвы духовенства и благодарных мирян о человеке, который пожертвовал своим временем, силами и финансами ради своих ближних.