Эссе по биологии продуктивные технологии. Эссе «Я и биология. МОУ Таганской СОШ им

Полякова Валерия Александровна

Размышления о роли биологии в моей жизни

Скачать:

Предварительный просмотр:

Биология в моей жизни

Полякова Валерия Александровна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Давыдовка

Пугачевского района Саратовской области»

2014 год

Биология в моей жизни – это все живое вокруг меня. Но разве можно представить живое без солнца, воздуха, воды, тепла? Разве полной будет картина жизни без радуги в небе, облаков, журчащего ручейка, снеговых шапок на горных вершинах…

Биология – это воздух, которым я дышу, ведь этот живительный воздух – продукт деятельности растений. Вот и получается, что живое неотделимо от неживого и включает окружающий мир во всем его многообразии.

Границы биологии в моей жизни постоянно расширяются, все новые и новые объекты становятся жизненно важными для меня: мой дом, мои родные, мои домашние питомцы, родное село, и, конечно же, моя родная заволжская степь. Я родилась в степном крае, с детства любовалась необозримыми просторами полей, вдыхала горьковатый запах полынных трав, наблюдала парящих в небе орлов, слушала волнующие песни жаворонков. Я впитала в себя эти неповторимые звуки, запахи и краски степной природы. Она пленяет и трогает меня своей скромной простотой, в которой нет показной красоты, но есть красота внутренняя, раздолье, спокойствие, степенность, величие и вечность.

В творчестве многих поэтов и писателей можно найти строки, полные любви и восхищения степью. Вот строки, которые созвучны моим мыслям:

Как в мае степь родная хороша!

Ещё только тюльпаны отцвели,

А уже тонко, нежно, чуть дыша,

Оделась степь в седые ковыли.

Бродяга-ветерок колышет их,

Как будто пену на морской волне.

Чертополохи красной головой

Издалека уже кивают мне.

А рядом фиолетовый шалфей

Медовый испускает аромат,

И тут же группки лютиков-цветков,

Как маленькие солнышки горят.

И пусть невзрачным кажется дурман,

Но запах опьяняет всё вокруг.

И трав весенних пёстрый хоровод

Меня навеки затянул в свой круг.

Пускай кому-то нравятся моря,

Крутые горы, дикие леса…

А мне милей родная сторона,

Степи заволжской скромная краса. (Т.А. Шаманова, «Красота степи»)

Мои первые впечатления о живой природе связаны со скромным одуванчиком. Рядом с моим домом их росло великое множество, целые россыпи. С каким интересом я наблюдала за превращением цветков-солнышек в летучие облачка плодов и сдувала их пушистые головки, угадывая «бабку» или «дедку».

Невысокие, с распластанными по земле листьями, с приподнятыми, как будто специально, стеблями и крупными ярко-желтыми соцветиями, одуванчики сами просились мне в руки. Как же я любила плести веночки и браслетики из них и украшать ими себя и своих домашних питомцев.

Одуванчики всегда будут ассоциироваться у меня с солнцем, летом, детством, радостью жизни и трогательными строками поэта Владимира Солоухина:

…Но чем-то
Мне одуванчик ближе всех цветов.

За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве
(Как только солнце скроется за лесом,
Хоть бы один остался одуванчик
Раскрытым и цветущим - никогда!).
Но это к слову. Вовсе не за это
Люблю я скромный маленький цветок,
За то его люблю, что вечно жмется к людям,
Что он растет у самого порога,
У старенькой завалинки, у прясла
И самый первый тянется к ручонкам
Смеющегося радостно ребенка,
Впервые увидавшего цветок.

Срывал я солнце голыми руками.
Легко сдувал пушистые головки.
И опускались легкие пушинки
На землю,
Чтобы снова расцвести.
Мой старый, добрый друг,
Наивный одуванчик... (В.А.Солоухин, «Цветы»)
Один из основных методов изучения биологии – наблюдение. Я люблю наблюдать природные явления в любое время года: меня волнует летнее разнотравье и птичье многоголосье, я обожаю багряно-желтые краски осени, с нетерпением жду встречи со свиристелями и дроздами-рябинниками зимой. Весной же люблю наблюдать пробуждение природы после долгой спячки, наблюдать, как вновь возрождается жизнь, как из-под снега пробиваются первые травинки, как вылезает из-под корней ежик, как преображается земля, украшенная первоцветами. В этом году лес был наполнен желто-фиолетовым великолепием. Желтый ковер из чистяка весеннего устилал лесные полянки. А хохлатки и фиалки гармонично добавляли фиолетовые краски.

Благодаря наблюдению можно раскрыть много секретов природы. Почему первоцветы обычно либо желтые, либо сиренево-фиолетовой окраски? Оказывается, это связано с особенностями зрения насекомых-опылителей. Окраска, размеры, формы опробованы и проверены тысячами предыдущих поколений в процессе эволюции. Ничего лишнего. Все просто и мудро.

Я часами могу находиться в весеннем лесу, слушая пение зябликов, любуясь изящными ландышами, наблюдая, как тяжелый шмель перелетает с одного растения на другое в поисках пропитания. И этот мир биологии для меня есть мир гармонии и целесообразности.

Наблюдая весной за развитием растений, я убеждаюсь, как быстротечны весенние явления. Подумать только, у вяза мелколиственного от цветения до плодоношения и рассеивания семян проходит всего 26 дней. Природа, демонстрируя скорость процессов развития, учит меня: не упусти свое время, цени каждый момент жизни.

Моя семья тесно соприкасается с природой. У нас в доме постоянно живут кошки, собаки, птички, много комнатных растений, собрана интереснейшая библиотечка книг и журналов о природе. Даже выбор профессии членов семьи связан с биологией. Моя мама работает медсестрой в стоматологической клинике, старший брат Вова готовится стать хирургом, а я обязательно буду детским психологом. Так что получается, биология в моей жизни – это мое будущее.

Моя семья любит природу. Мы часто отдыхаем на Волге или на реке Большой Иргиз и хорошо знаем родные места. Но недавно папа открыл нам удивительный природный мир Карелии. Он там работает, и, возвращаясь домой с вахты, папа всегда везет фотографии, видеоролики, веточки местных растений и еще много чего необычного. Благодаря Карелии я открыла для себя мир нетронутой природы, поняла, как она уникальна и уязвима.

У меня нет потребительского отношения к природе. И мне по душе высказывание российского географа, демографа Ю.Ф.Флоринской: «Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себе, – это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаём для себя. Они ценны уже только тем, что они есть… Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность её и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь её малая часть».

Биология для меня – прежде всего источник чувств. Я преклоняюсь перед многообразием жизни, перед упорством былинки, пробивающейся сквозь асфальт. Общение с природой обогащает мой внутренний мир, учит искренности, терпению, сопереживанию.

Биология в моей жизни – это боль за брошенных животных. Сколько бездомных и несчастных кошек и собак крутится около помоек, бродят по улицам села, умоляюще заглядывают нам в глаза в надежде получить пищу. Мы все виноваты перед ними, ведь мы в ответе за тех, кого когда-то приручили.

Биология в моей жизни – это стыд за людей, не умеющих по-человечески вести себя в природе, оставляющих горы пластика после пикников.

Биология в моей жизни – это активное участие в акциях по озеленению школьной территории, подкормке птиц в зимнее время, очистке от мусора берегов родного Иргиза…

Человек тесно связан с биологией. Он сам – часть живого мира. Живое дает человеку не только средства физического существования, но и духовность. В национальных орнаментах моего народа присутствуют изображения растений и животных, ни одна народная сказка не обходится без участия живых существ. Вспомним «Репку», «Колобка», «Гусей-лебедей»…

Мой народ сохраняет свою душу, традиции, корни в народных промыслах. Растительные мотивы отражены в золотой хохломе, городецкой росписи, гжельских узорах, русских матрешках. На жостовских подносах можно увидеть и токующего глухаря, и кисти рябин, и букеты самых разнообразных растений. Павловские платки – это сплав фантазии народных художников и образов, взятых из окружающей природы.

На гербе родного Пугачева изображены снопы пшеницы, на гербе областного центра – три стерляди, а с герба моей страны – России – царственно взирает двуглавый орел.

Биология в моей жизни – это гордость за мою страну и мой народ.

Обобщая свои размышления, я могу сказать:

– Биология в моей жизни – это сама моя жизнь!

Эссе

Я и биология

Когда мы осмыслим свою роль на земле,

пусть самую скромную и незаметную,

тогда лишь мы будем счастливы.

Антуан де Сент-Экзюпери

Когда выдаётся свободная минута, я люблю перелистывать «Маленького Принца» Антуана де Сент-Экзюпери, одно из любимых мной произведений. Взгляд невольно останавливается на строчках, отмеченных карандашом: «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе». По мере взросления смысл этих строк для меня все более проясняется: мы, разумные существа, несем ответственность и перед теми, «кого мы приручили», и перед будущими поколениями за сохранение гармонии природы. Перелистываю страницы… «Разум обретает ценность тогда, когда он служит любви». Как просто и точно сказано об ответственности науки, об ответственности человека за путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Отсчитывает последние дни 2010 год – год, когда нам, выпускникам, уже необходимо было делать выбор. Мой путь, мой сознательный выбор – навсегда связать свою жизнь с бурно развивающейся в последние годы наукой биологией. Мне кажется, что у биологии самая важная миссия – не просто постичь закономерности жизни, разгадать ее тайны, но и суметь сохранить многообразие живой природы. Биология – великая наука. Она окружает нас повсюду.

Вспоминаю начало сентября: нас попросили назвать пятый предмет для тестирования. Многие задумались, некоторые не смогли определиться долгое время. Мне же было легко. Мой выбор сделан, наверное, в раннем детстве. Самые яркие детские воспоминания связаны с открытием мира вокруг себя. Это чудо открытия жизни, кипящей везде: и в маленькой речке, куда нас возили купаться, и в безбрежной степи, начинающейся сразу за нашим огородом. Мы живём на краю села, и у нас частые гости – перепелки, зайцы, лисы. А летом стоит поднять голову вверх: летают птицы, порхают бабочки, носятся стрекозы… К живой природе меня тянуло всегда: сколько неизведанного и интересного!

Наша планета уникальна тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями и животными, грибами и микроорганизмами. Жизнь есть в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая свойства живого и жизнь во всех ее проявлениях, и есть биология. Наука, которую избрала я!

В судьбе любого человека случаются события, которые, сначала малопримечательные, в будущем оказываются для тебя своеобразной точкой отсчёта. Таким эпизодом в моей жизни стало появление в расписании урока биологии. Он стал самым любимым. Учебники, полученные в библиотеке, прочитывала ещё летом. С тех пор моим главным увлечением стало изучение Природы. Именно так, с большой буквы. Иначе я и не отношусь к любому живому существу, к любому цветку. О цветах, об этом чуде, я могла говорить бесконечно. Моя детская мечта, которую я надеюсь осуществить,– создать на своём участке цветочные часы. Чтобы сотворить это чудо, необходимы не только навыки ухода за растениями, но и глубокие знания ботаники. Издревле было известно, что многие явления природы обладают определенной периодичностью. Раскрывание и закрывание цветков, появление росы на траве, множество других примет помогали раньше людям ориентироваться во времени. Еще в Древней Греции и Риме на клумбах высаживались растения, с помощью которых можно было определить время суток. Первые цветочные часы появились в 20-х годах XVIII века. Они показывали время с 3-5 часов утра. Чтобы ответить на вопрос «Какая сила заставляет цветы раскрываться и закрываться приблизительно в одно и то же время?», ученым предстояло сделать важное открытие: оказывается, растения тоже способны двигаться. До сих пор помню, с каким интересом постигала я мир растений и животных. Каждый день происходило маленькое чудо открытия. Оказывается, самое многообразное семейство цветковых растений – орхидные: в него входит от 17 до 30 тысяч видов. Самым старым деревом на Земле считается сосна остистая, растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет. А ленивец – настоящий чемпион по медлительности в мире животных: он проводит всю свою жизнь на деревьях в подвешенном положении спиной вниз. Меня всегда привлекала загадка появления жизни на Земле. В третьем классе я увлеклась греческой мифологией. В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Согласно мифам, источник жизни заключался в вечном, безграничном Хаосе. Все возникло из него – весь мир и бессмертные боги. Мой пытливый ум не мог удовлетвориться таким объяснением происхождения жизни. И только биология помогла мне понять, как зародилась жизнь на нашей планете. За годы учёбы сделано много открытий, но знаю, что ещё больше ждёт меня впереди, так как биология способна дать ответы на многие вопросы, волнующие человека.

Особый интерес для меня представляет история возникновения и развития биологии как науки. Многовековая, полная драматизма история биологии отражает борьбу взглядов и идей, вбирает в себя особенности общественного развития в то или иное время. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий. Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. В IV веке до н.э. Аристотель обобщил все биологические знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н.э. Гален заложил фундамент анатомии. В средние века развитие биологии существенно затормозилось. В это мрачное время хранителями знаний были арабские ученые. Развитие науки продолжилось в эпоху Возрождения, а с открытием в XVII веке кровообращения и микроскопа начинается бурное исследование всего живого. XIX и XX века – время потрясающих научных открытий: теория естественного отбора Чарльза Дарвина, открытия в области физиологии Ивана Павлова, появление генетики, установление структуры молекулы ДНК и расшифровка генома человека, открытие стволовых клеток…

В последние годы биология бурно развивается, становится все более интересной людям самых разнообразных профессий. Думаю, что XXI век по праву будет веком биологии, так как эта наука может помочь решить многие проблемы, существующие в современном мире. Сегодня биология включает обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология), разные царства (ботаника, зоология). Она тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. В нашей стране развитию биологии уделяется большое внимание. В конце октября в Алматы на биологическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби состоялась очередная Международная конференция «Биотехнология, нанотехнология и физико-химическая биология», посвященная 100-летию со дня рождения академика Т.Б.Дарканбаева. На конференции было представлено более 60 докладов ведущих ученых и специалистов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Цель данной конференции – определение состояния и перспектив развития биотехнологии, нанотехнологии и физико-химической биологии в Казахстане и за рубежом. Биология – это передовая наука, наука будущего!

Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь? Но знаю точно, что каждый человек должен владеть хотя бы элементарными биологическими знаниями. Без них немыслимо освоение основ медицины, сельского и лесного хозяйства, наконец, ведение здорового образа жизни. Дальнейшее развитие человечества, в связи с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий, возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей. Однако знания в руках безнравственных людей – страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Наука жизни и любви

К природе и дарам Земли

Научит мир воспринимать

И по другому понимать

Всё то, что окружает нас.

И в добрый путь, и в добрый час

Перешагнёт пусть человек

Тяжёлый XXI век.

Выдающиеся открытия последних десятилетий, совершенные в различных областях биологии, внесли существенный вклад в построение современной научной картины мира. Человек же до сих пор остается одной из крупнейших загадок мироздания. Роль биологии в познании природы человека велика: она развивается, осваивая гуманитарную сферу. Меня особенно привлекают такие исследования, так как я хочу связать свою жизнь с медициной. Еще в детстве я хотела помочь людям, у которых были проблемы со здоровьем. Я знала, что врач должен быть ответственным в работе и в жизни, добрым и внимательным к людям, бескорыстным и благородным. Для него самая большая радость в жизни – счастье и здоровье окружающих. Он, как солнце, готов согреть каждого; у него добрые глаза и открытое сердце. Теперь я уже точно решила, кем быть. Я хочу стать врачом! Потому что это – зов сердца и души!

Я знаю, что хорошим специалистом стать очень трудно. Мечты без реального труда не воплотятся сами по себе, поэтому сейчас надо трудиться, учиться, набираться знаний. Биология является теоретической основой медицины. Уже сегодня я все свободное время посвящаю изучению биологии: с интересом читаю научно-популярную литературу, принимаю участие в конкурсах, олимпиадах, защите научных проектов – хочу каждый день узнавать что-то новое и не хочу останавливаться на достигнутом. В будущем я мечтаю создать уникальные лекарства от всех болезней или эликсир вечной молодости, здоровья и красоты. И это не беспочвенные фантазии: именно люди, ставившие перед собой масштабные цели, победили черную оспу, научились пересаживать сердце. Сомерсет Моэм заявлял, что, в отличие от существующего мнения о бесполезности мечты, она – «не уход от действительности, а средство приблизиться к ней». Если бы люди не представляли себе свое будущее, не ставили перед собой четкие задачи, что побуждало бы их к активной деятельности, к самой жизни? Жизнь без мечты бесцветна, безрадостна и просто бесполезна.

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Уже сегодня я спрашиваю себя: «Если я стану врачом, смогу ли прийти на помощь в любое время суток, не растеряться в ситуации, когда только твои знания, руки, подобно волшебнику, смогут спасти человека, смогу ли постоянно учиться, совершенствуя профессионализм, ведь медицина не стоит на месте?» Смогу ли я? Буду стараться. И в этом мне поможет самая удивительная, многогранная, постоянно развивающаяся наука Биология.

Ефремова Нина

ученица 11 класса ГУ «Пешковская средняя

школа» ОО Федоровского района»

Костанайская область

Исследовательская работа школьников на уроках биологии

Преподавание есть искусство,
а не ремесло – в этом самый корень учительского дела.

Я, Покашникова Мария Владимировна, учитель биологии, работаю в МАОУ СОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи Новгородской области второй год.
Моя мать, Андреева Нина Анатольевна, закончила Боровичский индустриальный техникум, но стала экономистом, а отец, Андреев Владимир Григорьевич, всю свою жизнь посвятил медицине.
В старших классах я прониклась любовью к естественным наукам – биологии и химии, поэтому целенаправленно готовила себя к поступлению в Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого на специальность «Биология».
Мой путь учителя начался не сразу. Первые семь лет после окончания университета я проработала в Национальном парке «Валдайский» научным сотрудником. Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Оценка состояния окружающей среды в насаждениях в зонах промышленных выбросов с помощью растений-индикаторов».
После отпуска по уходу за ребенком жизнь «поставила меня на путь «педмастерства». Профессия учитель уникальна, она очень интересна живым общением с подрастающим поколением. Подготовка к урокам, составление конспектов занимает все твое свободное от работы время.
Талант учителя раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось решить поставленную перед ним проблему. Для решения этой задачи я использую личностно-ориентированный подход: создание благоприятного психологического климата для возможности учащихся реализовать себя, атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга. Именно поэтому на уроках я стараюсь использовать приемы и методы развивающего обучения, которые заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Биология – наука о жизни, в которой все взаимносвязано.
Я активно использую на своих уроках современные педагогические технологии: разноуровневое обучение, развивающее обучение, исследовательские методы в обучении, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Основными принципами разноуровневого обучения являются следующие принципы:
- всеобщая талантливость;
- взаимное превосходство;
- неизбежность перемен.
Чаще всего ученикам с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) или высоким (3-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания.
В качестве примера приведу проверочную работу на 15-20 минут с разноуровневыми заданиями по теме «Отделы растений» (6 класс):
1*Опишите строение мхов на примере кукушкина льна. Перечислите известные виды мхов.
2**Перечислите известные виды мхов Новгородской области. Чем мхи отличаются от водорослей?
3***Почему мхи относят к высшим споровым растениям. Ответ обоснуйте. Назовите известные виды мхов на латинском языке.
Разноуровневый подход – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющее в разноуровневых заданиях на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. Ведь дети все очень разные: одни творческие, другие не очень. Но каждый ребенок должен САМОРЕАЛИЗОВАТЬСЯ.
Обучение должно быть направлено на формирование понятий, возникающих и формируемых на основе соответствующих действий, с самого начала связанных с представлениями об условиях их конкретного и практического применения. Обучение должно стать таким, чтобы его развивающий эффект являлся не побочным, а прямым результатом (Концепци построения и организации подростковой школы…, 2003).
В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова может рассматриваться как процесс раскрытия ведущих биологических понятий на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение на уроках учебных задач.
Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нем интересного?
Как углекислый газ проникает в лист? Обоснуйте планитарное значение фотосинтеза как процесса, способствовавшего созданию условий для выхода растений на сушу (Воронина, 2013).
За семь лет работы в особо охраняемой природной территории мне близки методы исследовательского обучения в биологии. Биология изучает живые системы с помощью различных методов. Вместе с учащимися, изучая объекты живой природы, я поняла: ЧТОБЫ ЗНАНИЕ СТАЛО ВАЖНЫМ ДЛЯ УЧЕНИКА, ОН ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ЕГО СОЗИДАНИИ.

Я стараюсь при обучении опираться на методы проблемного изложения материала, организовать частично-поисковую деятельность учащихся, целенаправленно провожу обучение исследовательской деятельности через учебную работу.
Начала с изучения отдельных ступеней исследовательской деятельности учащихся:
1. Постановка проблемы;
2. Определение темы исследования;
3. Формулировка целей исследования;
4. Догадка; выдвижение гипотезы;
5. Проверка гипотезы, выбор метода;
6. Анализ данных (интерпретация);
7. Оформление результатов;
8. Вывод.
Приведу несколько примеров создания проблемной ситуации.
При изучении в 5 классе темы: «Внутреннее строение листа», спрашиваю: «Как вы думаете, почему распределение устьиц на верхней и нижней сторонах листовой пластинки зависит от условий обитания растений?» Высказываются, что концентрация кислорода в воздухе несколько раз выше, чем в воде, и листовой пластинке выгоднее переместить на верхнюю сторону, чем кислород, растворенный в воде. Проблемный вопрос возникает и на следующий вопрос: «А как же дышат полностью погруженные в воду растения?».
Далее наступает этап выдвижения гипотез. Каждому хочется высказать свою точку зрения. При разнообразии возможных гипотез моя задача отобрать наиболее правильную.
Наступает этап исследования гипотезы. Очень ценно, когда учащиеся сами предлагают пути поиска ответа. В данном случае ребята предложили узнать, а есть ли вообще устьица у этих растений, то есть проверить лабораторным путем.
После того, как под микроскопом проведено исследование эпидермиса листа, прошу сравнить то, что получилось с выдвинутой гипотезой. Прошу записать результат в виде краткого ответа.
5 класс. Тема: "Химический состав растительной клетки".
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические.
Неорганические вещества - это вода и минеральные соли. Вы, наверняка, слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
Опыт № 1. Прокаливание семян.
В пробирку положим сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.
Опыт № 2. Взвешивание.
Я заранее взяла 2 листа капусты одинаковой массы. Один из них высушила.
Как вы думаете, зачем?
Учащиеся предположили, чтобы испарилась вода из клеток.
Теперь проверим наше предположение: взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. Результаты запишем в тетрадь.
Органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. К этим веществам относятся белки, жиры, углеводы.
Как вы думаете, каких веществ в клетках больше органических или неорганических?
Спор разрешит опыт.
Давайте вспомним, сколько весил сухой лист. Теперь сожжем его, а потом взвесим то, что осталось после горения, то есть золу. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы примерно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.
6 класс. Тема: "Лишайники".
Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
Ответ учеников - присутствие лишайников на деревьях указывает на экологически чистую среду.
Пояснения учителя - это «часовые загрязнения», в городах этих организмов не встретишь, так как они накапливают тяжелые металлы и сернистый ангидрид, из-за чего процесс фотосинтеза нарушается. Тем не менее лишайник способен выжить в таких условиях среды, которые гибельны для всех других растений. Воду они могут поглощать даже из тумана. При неблагоприятных условиях водоросли, входящие в состав лишайников, как бы консервируются. В частности, они останавливают свою работу при засухе и воздействии экстремальных температур, причем на длительное время.
7 класс. Тема: "Бактерии".
Проблема: важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями?
Ответ учеников - да, так как бактерии встречаются повсюду.
Пояснения учителя - в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
7 класс. Тема: "Бактерии".
Молоко скисает под влиянием молочнокислых бактерий. Издавна крестьяне для хранения молока опускали в него лягушек. Как вы думаете, на чем основан такой способ хранения молока?
Ответ: молоко с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие размножение) вещества. Они и мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.
Проблемные вопросы, которые я ставлю на уроках биологии, заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся, а внимание активизирует мышление. Всё это развивает у учащихся память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания. Дает возможность овладеть ими и уверенно применять на практике. Особое внимание при этом я обращаю на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу.
Проблемное изложение требует от учителя не только свободного владения учебным материалом, но и знаний о том, какими путями шла наука, открывая свои истины. Например, при изучении темы «Углеводы» я ставлю такой проблемный вопрос: «Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус?».
В жизни проблемы есть всегда, а в учебной деятельности их иногда приходится моделировать. Используя средства массовой информации, я учу ребят видеть проблемы или противоречия. Например, в средствах массовой информации, по всем каналам телевидения постоянно транслируется огромное количество роликов, призывающих нас пить вкусные газированные напитки. Нас зазывают шипящими, манящими звуками, красивой этикеткой, так же показывают, что не одна встреча друзей не обходится без этих освежающих напитков. И действительно, в жаркий знойный день нам так хочется купить бутылочку «Колы».
Но, изучив более детально состав сладких прохладительных напитков, дети узнают, что в их состав входят углекислый газ, сахар, красители и ароматизаторы, кофеин, консерванты.
Постепенно вырисовывается проблема: как же быть?
При проблемном изложении материала я, как учитель руковожу мыслительным процессом учащихся, ставлю вопросы, которые заостряют их внимание на противоречивости изучаемого явления и заставляют задуматься. Прежде чем я дам ответ на поставленный вопрос, ребята уже могут дать ответ про себя и сверить его с ходом рассуждений и своими выводами.
В том случае, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а так же умением выдвигать гипотезы, я использую метод самостоятельной поисковой исследовательской деятельности учащихся – высшую форму самостоятельной деятельности. Без отработки первых двух методов перейти к этому нельзя.
Особенностями учебного исследования является то, что истина, которую ребята открывают в ходе решения учебной проблемы, в науке уже известна. Для учащихся эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели.
При исследовательском методе обучения познавательная деятельность школьников по своей структуре приближается к исследовательской деятельности учёного, открывающего новые научные истины. Таким образом, использование исследовательского метода обучения, как одного из самых эффективных способов организации проблемного обучения позволяет добиваться наиболее высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся.
Итогом моего обучения в этом году стала работа, выполненная учащейся 11М класса Петровой Викторией, обучающейся МАОУ СОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи: «Реакция листа Acer platanoides L. на загрязнение окружающей среды». Работа заняла 2 место в областном детском экологическом форуме "Зеленая планета" в номинации "Экология воздушного бассейна", который проводился в ноябре 2014 года. Итоги конкурса доступны для свободного ознакомления на страницах сайта ОАОУ "Новгородский институт развития образования", а также я продолжаю систематизировать дидактический материал проблемного характера по теме «Экология», который я использую при подготовке и проведении своих уроков.

Эссе учителя биологии


У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго и настойчиво выбирала меня?». Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось отвечать на подобный вопрос: «Кем вы хотели быть в детстве?». И действительно, у ребенка ещё в раннем детстве проявляются симпатии и склонности к определенной профессиональной деятельности. Если я сама сейчас задам себе данный вопрос, то с полной уверенностью скажу, что профессия учителя меня всегда привлекала, и я стремилась стать «скульптором» детских умов. Конечно, возникает вопрос о том, что же побудило меня выбрать данный род деятельности и посвятить себя детям. В том, что я стала преподавателем, большую роль сыграли мои учителя (Скобелева Любовь Павловна, Онекиенко Мария Ивановна, Крамар Вера Ефремовна, Мельман Галина Петровна) и классный руководитель – Полищук Валентина Александровна. Именно эти Люди (с большой буквы), благодаря своему педагогическому таланту научили меня разбираться в азах этого сложного предмета - обучение и воспитание молодого поколения. Что может быть сложней, важней и интересней этого вида деятельности? Это определило мой жизненный путь - и я учитель биологии, заместитель директора по научно-методической работе в МКОУ «Русскополянская гимназия №1». В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.
Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны, талантливы и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Я думаю, вряд ли кто из учителей поспорит с этим.
Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Мой предмет, биология, благодатный материал для этого. Ничего не может быть интереснее, важнее, совершеннее, чем Живой организм, в котором все взаимосвязано, подчинено общим законам. Именно это изучает биология.
Сейчас думаю, как мне повезло! Свежесть радости открытий – вот что такое для меня и моих учеников школа. Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад. Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии

Расскажет о семи профессиях, связанных с этим предметом. Конечно, отождествлять урок со спецификой работы не стоит, а вот присмотреться к профессиям, где можно применить знания по предмету, неплохо.

Биолог

Изучает общие свойства и особенности развития живой природы. Специализируется на одном или нескольких направлениях (зоология, ботаника, анатомия, генетика, микробиология и т. д.) либо работает на стыке наук (биохимия, биофизика, биоэкология). Биолог собирает информацию об объекте исследования, к примеру, наблюдает за популяцией. Также проводит эксперименты, анализирует и обобщает полученную информацию, применяет её на практике для решения некоторых проблем. Этот специалист любознателен, наблюдателен, ответственный и терпеливый. Выбор в пользу профессии биолог означает, что ты будешь заниматься научно-исследовательской и преподавательской деятельностью. Выучиться на биолога можно в .

Эколог

Неравнодушен к проблемам окружающей среды, хочешь спасти природу от разрушительных действий человека — профессия то, что тебе нужно. Однако прозаичных будней в такой работе больше, чем героических спасательных операций. Экологи следят за соблюдением экологических норм, составляют отчёты по использованию природных ресурсов, утилизации отходов. Они рассчитывают ущерб от причинённого или потенциального вреда для окружающей среды. Кроме знаний по биологии и химии понадобятся умения вести документацию, убеждать руководство в необходимости улучшить производство, чтобы оно не ухудшало состояние окружающей среды. Экологам приходится больше взаимодействовать с обществом, искоренять его недостатки, а уже потом контактировать с природой. Получить профессию эколог можно в , (заочно).


Врач


Агроном

Кто кормит страну сельскохозяйственной продукцией? Знает, где, когда, как посадить растения и собрать урожай? Правильно, агроном! В нём сочетаются качества исследователя, рачительного хозяина и грамотного менеджера. Он должен быть в курсе последних методов возделывания, удобрения земли и выращивания сельхозкультур, борьбы с вредителями. Агроном составляет производственный план, следит за его выполнением. Этот специалист контролирует всё: от подготовки почвы к посеву до сбора и хранения урожая. Сельский образ жизни по душе? Тогда эта профессия может тебе подойти. Программы