Святой князь михаил черниговский. Князь Михаил Черниговский: первый святой, пострадавший в Орде. Житие и страдания святых мучеников

князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. - черниговским. С 1229 г. по 1232 г. враждовал с Ярославом Всеволодовичем; в 1234 г. занял Галич, а через два года - Киев; в 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу, скитался там по разным городам и, возвратясь на родину, жил на острове против Киева, разоренного татарами. Пробыв опять несколько лет в Венгрии по случаю женитьбы своего сына (Ростислава) на дочери Белы VI, вернулся в Чернигов (1245); по приказанию ханских сановников, переписывавших там народ, отправился в орду и там был зверски замучен татарами из-за несоблюдения татарских языческих обычаев (20 сент. 1246). Тела его и погибшего с ним его боярина Феодора были погребены первоначально в Чернигове, потом перенесены в Москву (1572.); теперь покоятся в кремлевском Архангельском соборе (с 1774 г.), в бронзовой раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г.

В. Р -в.

  • - князь черниговский. Сын кн. Всеволода Святославича Чермного. В 20-40-х гг. 13 в. принимал активное участие в политич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - великий Киевский князь. Сын вел. кн. Всеволода Ольговича и вел. кн. Агафьи Мстиславны, дочери Мстислава Великого. В 1140-60-е Святослав княжил в Турове, Владимире-Волынском, Бужске, Новгороде Северском...

    Русская энциклопедия

  • - Род. в г. Куйбышев в семье служащих. Окончил Литинститут. Работал фрезеровщиком, слесарем, сантехником, сторожем, транспортировщиком, журналистом. Помощник главы администрации г. Самара...
  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Протопоп Черниговский, один из первых и искуснейших состязателей о Вере с Датским Принцем Валдемаром...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь черниговский, † 1246, 20...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь Черниговский, причтенный к лику святых. В 1234 г. занял Галич, через два года - Киев. В 1239 г., напуганный слухами о татарах, бежал в Венгрию, оттуда в Польшу; возвратясь на родину, жил близ Киева...

    Биографический словарь

  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неоднократно был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. При наступлении монго-ло-татарских войск бежал в Венгрию. В 1241 вернулся на Русь...

    Русская энциклопедия

  • - Владимир Николаевич, физиолог, академик АН СССР и АМН СССР. Осн. труды по функциональным взаимоотношениям различных отделов коры головного мозга и внутренних органов, космической физиологии и медицине...

    Русская энциклопедия

  • - князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после Калкской битвы, новгородским и с 1225 г. - черниговским...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - древнерусский князь, сын великого князя киевского и черниговского Всеволода Святославича Чермного...
  • - Владимир Николаевич, советский физиолог академии АН СССР и АМН СССР. Окончил медицинский факультет Пермского университета. Ученик В. В. Парина, К. М. Быкова...

    Большая Советская энциклопедия

  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неоднократно был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. Во время нашествия Батыя бежал в Венгрию...

    Современная энциклопедия

  • - российский физик, член-корреспондент РАН. Труды по оптике атмосферы...
  • - князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. несколько раз был князем в Новгороде. С 1238 великий князь киевский. При наступлении монголо-татарских войск бежал в Венгрию. Вернулся на Русь...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

"Михаил Всеволодович черниговский" в книгах

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ Мученик за веру

Из книги Рюриковичи автора Володихин Дмитрий

МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ Мученик за веру Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И

ЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

ЛАВРЕНТИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ Настоящее имя – Лука Евсеевич Проскура(род. в 1868 г. – ум. в 1950 г.) Архимандрит, схимник, руководитель знаменитого церковного хора в Свято-Троицком монастыре. Один из самых влиятельных священнослужителей Черниговщины, внесший огромный вклад в

Борщ «Черниговский»

Из книги Галушки и другие блюда украинской кухни автора Кулинария Автор неизвестен -

Михаил Романов ― Святослав II Всеволодович

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Михаил Романов? Святослав II Всеволодович 1633 Начало самостоятельного правления Михаила 1174 Святослав становится великим князем Киевским 459 Второе имя Святослава - Михаил. 1645 Смерть Михаила 1194 Смерть Святослава 450 Святослав умер 27 июля, а Михаил? 13 июля. От первой даты

Глава 4 Новгород. Михаил Черниговский 1224–1230 годы

Из книги Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский автора Андреев Александр Радьевич

Глава 4 Новгород. Михаил Черниговский 1224–1230 годы В 1224 году новгородским князем снова стал сын великого князя Юрия Всеволод, но ненадолго, он ушёл в Торжок, и в Новгороде стал князем Михаил Черниговский - брат жены великого владимирского князя Юрия Всеволодовича, в 1225

138. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь черниговский

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

138. МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь черниговский сын Всеволода Станиславича Чермного, князя черниговского (и одно время великого князя киевского) от брака с Марией, дочерью Казимира II, короля польского, причтенный православною церковью к лику святых.Год и место его рождения

154. ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, князь черниговский

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

154. ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ, в св. крещении Михаил, князь черниговский сын Святослава II Ярославича, великого князя киевского, от брака с неизвестною.Родился в Чернигове около 1055 г.; посланный отцом, уже великим князем киевским (см. 174), ходил с Владимиром Мономахом, тогда князем

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (г. р. неизв. - ум. 1246)Князь черниговский (1225–1246). С конца 20-х гг. XIII в. вел борьбу с волынскими князьями за Юго-Западную Русь, для чего помирился с владимиро-суздальскими князьями и оставил притязания на Новгород.В 30-е гг. одержал победу над галицким

Глава XI Михаил Святой Всеволодович (1224–1245)

Из книги автора

Глава XI Михаил Святой Всеволодович (1224–1245) Неожиданное несчастие, разразившееся над Русью, не изменило хода истории Северской земли. Поражение, понесенное на реке Калке, не имело дальнейших последствий, и татарскому разорению подверглись только передовые поселения

Михаил Всеволодович

Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Михаил Всеволодович Михаил Всеволодович – князь черниговский, сын Василия Святославича Чермного, причтенный к лику святых. Некоторое время, с 1216 г., был переяславским князем, затем один год, после калкской битвы, новгородским и с 1225 г. – черниговским. С 1229 г. по 1232 г.

Михаил Всеволодович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Михаил Черниговский и его боярин Феодор (+1245)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Михаил Черниговский и его боярин Феодор (+1245) «Сказание об убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» – одно из произведений, посвящённых борьбе с монголо-татарами в XIII веке. Это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и

КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И БОЯРИН ЕГО ФЕДОР

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

КНЯЗЬ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ И БОЯРИН ЕГО ФЕДОР (ум. 1246)Черниговский князь Михаил Всеволодович, казненный вместе со своим боярином Федором в Орде по приказу хана Батыя за отказ исполнять языческие обряды, стал одним из самых почитаемых русских святых. Его подвиг олицетворял

МИХАИЛ, святый, князь Черниговский

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

МИХАИЛ, святый, князь Черниговский сын Всеволода Чермного. В 1206 г. получил он от отца княжение Переяславское; но когда Всеволод принужден был бежать из Киева, то и сын удалился в Чернигов. В 1224 г. Михаил был послан великим князем Георгием II княжить в Новгород. Княжение его

Михаил Черниговский, благоверный князь

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Михаил Черниговский, благоверный князь Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил

Переяславль-Южный и посадил там сына, но Михаил продержался в городе недолго и вскоре был изгнан .

В 1223 году Михаил участвовал в битве на Калке и чудом сумел спастись. Поскольку его дядя был замучен татарами, Михаилу достался черниговский стол. А в 1224 году его пригласили к себе новгородцы, но у них он провёл лишь несколько месяцев и вернулся в Чернигов. В 1229 году Михаил вновь княжил несколько месяцев в Новгороде, но затем его опять потянуло домой.

В 1236 году после изгнания из Киева Михаил развязал усобицу против и при помощи половцев ненадолго завладел Киевом. Более удачным для него оказался 1238 год, когда ему удалось закрепиться в Киеве и отнять у Перемышль. Однако когда осенью 1239 года Южную Русь начали опустошать монголо-татары, Михаил не нашёл сил противостоять им и бежал на Запад. Он безуспешно пытался поднять на борьбу с монголами , и , но не нашёл там поддержки. А вскоре вслед за Русью были разгромлены и , и . В 1241 году Михаил вернулся на Русь и поселился на острове близ разорённого Киева, а затем перебрался в родной Чернигов. Не теряя надежды на создание общеевропейской антимонгольской коалиции, он направил на Лионский собор посла – митрополита Петра. Однако папа был занят борьбой с германским императором, а тот, в свою очередь, рассчитывал поживиться за счёт Руси, ослабленной татаро-монголами.

В 1245 году Михаил Всеволодович отправился в Орду, чтобы получить ярлык, подтверждающий его права на Черниговское княжество. Его спутником был черниговский боярин Фёдор. 20 сентября 1246 года, перед тем, как пропустить Михаила к хану , татары заставили его пройти обряд очищения огнём и поклониться языческим богам. Михаил отказался, и тогда татары забили его до смерти, а затем отсекли голову. Отступник Доман-северянин, собственноручно отсёкший голову святому Михаилу, был родом из .

Фёдору предложили за отступничество сохранение жизни и княжеское достоинство, но боярин не пожелал предать память своего князя и тоже был убит. Тела Михаила и Фёдора были брошены на съедение псам, но те не тронули их. Жившие в Орде христиане тайно похоронили останки, а затем перевезли в Чернигов. После смерти Михаила Черниговское княжество распалось на уделы.

14 февраля 1572 года по желанию мощи святых мучеников Михаила и Фёдора Черниговских были перевезены в Москву и захоронены в храме, посвящённом их имени. В XVIII веке останки были перенесены сначала в Сретенский собор, а затем в Архангельский собор Кремля.


ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ

БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО

И БОЯРИНА ЕГО ФЕОДОРА

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него бы-ло очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил извест-ность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съез-да русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи полов-цам про-тив надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в бит-ве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал кня-зем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение нов-городцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого бла-говерного великого князя владимирского Геор-гия Всеволодовича (память 4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.

Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он воз-вратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новго-родцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.

Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междо-усобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224—1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.

С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский вели-кокняжеский стол.

Смуты и войны или иные бедствия — все сие бывает не простым, обыч-ным явлением сего временного мира или произошло от какого-нибудь случая; бедст-вия попускаются волею Всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись. Наказания ма-лые, которые Господь попус-кает вначале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное. Если же такими наказаниями грешники не вразум-ляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие инопле-менников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли прийти в чувство и обратиться от путей своих лукавых, по слову пророка: Егда убиваше я, тогда взыскаху его (Пс. 77, 34). Так было и с нами, со всей нашей землей Российской. Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и силь-но оскорбили Его милосердие, прийти же в раскаяние, уклониться от зла и тво-рить благое не хотели, тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшей казнью. И вот Он попустил тогда прийти на нас безбожным и жестоким татарам, с нечести-вейшим и беззаконнейшим их царем Батыем.

Наступило тяжелое время. В 1238 г. в бесчисленном множестве напав на Рус-скую землю, татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 г. они двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, земли Черниговские и Переяславские. Осенью 1240 г. монголы подступили к Киеву.

Когда благоверный и христолюбивый Михаил владел княжеством Киевским, нечестивый Батый прислал своих татар осмотреть город Киев. Посланные изумились, увидев величие и красоту города Киева, и, возвратившись к Батыю, рассказали ему о сем знаменитом городе. Тогда Батый снова отправил послов к Михаилу с тем, чтобы они лестью уговорили князя добровольно покориться ему. Благоверный князь Ми-хаил понял, что татары коварством хотят взять город и опустошить его: князь слыхал уже раньше, что те жестокие варвары без милосер-дия убивают даже добровольно покоряющихся им, и потому повелел умертвить послов Батыя. Вслед за тем Михаил узнал о приближении громадного войска татарского, которое, как саранча, в великом множе-стве (ибо воинов было 600 тысяч человек) нашло на Русскую землю и овладело укрепленными городами ее. Сознавая, что Киеву невозмож-но уцелеть от приближающихся врагов, князь Михаил вместе с бояри-ном Феодором бежал в Венгрию искать помощи своей родине, чтобы побудить венгерского короля Бела, выдавшего дочь за его сына Ростислава, совместными силами организовать отпор общему врагу. Пы-тался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвра-тился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от го-рода, на острове, а затем переселился в Чернигов.

Князь не терял надежды на возможность объединения христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвиж-ник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей — римского папы и германского императора предала интересы христианства. Папа был за-нят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашест-вием, чтобы самим броситься на Русь.

В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет испо-веднический подвиг в языческой Орде православного князя-муче-ника святого Ми-хаила Черниговского. Вскоре на Русь явились хан-ские послы, чтобы произ-вести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татар-скому хану, а на княжение его особое разрешение — ярлык. Послы сообщали князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, слыша, что многие из русских князей, прельстив-шись славой мира сего, поклонялись идолам, благочестивый князь Михаил сильно скорбел о том и, возревновав о Господе Боге, решился идти к царю неправедному и неустрашимо исповедать перед ним Христа и пролить кровь свою за Господа. Замыслив сие и воспламенясь душой, Михаил призвал своего верного советника боярина Феодора и поведал ему о своем намерении. Тот, будучи благочестив и тверд в вере, одобрял решение своего господина и обещал не покидать его до самой кончины и вместе с ним положить свою душу за Христа. После такого совещания они твердо решили, отнюдь не изменяя своего на-мерения, идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. От духовного отца, епископа Иоан-на, он получил благословение ехать и Орду и быть там истинным испо-ведником имени Христова.

В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими держава-ми. Враги давно искали случая убить его. И когда в 1246 году благо-верный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, прой-ти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклонить-ся обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жре-цам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непо-корные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов покло-ниться царю, так как ему Бог вручил судьбу зем-ных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба му-жест--венных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Свя-тых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго жестоко из-бивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступни-ков от христианской веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.

Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, тата-ры льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного стра-дальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отру-били голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу 20 сентября/3 октября 1246 года (по другим источникам, в 1244 году).

Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедив-шись в непоколебимом хранении русскими людьми православ-ной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ха-ны не решились испы-тывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Одре прямого ис-пол-нения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продол-жалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был вели-кий князь Феодор (+1246 г.), замучены были святой Роман Рязанский (+†1270 г.), святой Михаил Тверской (+1318 г.) и его сыновья Димитрий (+1325 г.) и Алек-сандр (+1339 г.). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозно-го, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были пере-несены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.

Сказание об исповедническом подвиге князя Михаила и боярина его Феодора было написано их духовником — епископом Иоанном. Житие и служба святым Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем иноком Зи-новием Отенским.

«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжали святое христианское служение князя Михаила. Цер-ковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября/ 8 октября) и его внука — святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября/3 октября).

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - князь чер-ни-гов-ский (1223-1235 годы; 1244-1246 годы), га-лиц-кий (1235-1238 годы), ки-ев-ский (1238-1239 годы).

Сын князя Все-во-ло-да Свя-то-сла-ви-ча Черм-но-го, отец князя Ро-ма-на Ми-хай-ло-ви-ча. Ро-дил-ся от бра-ка от-ца (14 ноября 1179 года) с Ма-ри-ей, до-черью польского князя Ка-зи-ми-ра II Спра-вед-ли-во-го.

Впер-вые упо-ми-на-ет-ся в ле-то-пи-сях в свя-зи с со-бы-тия-ми 1206 года, ко-гда был по-са-жен от-цом на кня-же-ние в Пе-ре-яс-лав-ле (Юж-ном), од-на-ко уже в кон-це то-го же го-да был вы-ну-ж-ден ос-та-вить его. Вплоть до 1223 года о судь-бе Михаила Всволодовича ис-точ-ни-ки не со-об-ща-ют.

Уча-ст-во-вал в съез-де кня-зей в Кие-ве (1223 год), при-няв-шем ре-ше-ние о во-енном вы-сту-п-ле-нии про-тив мон-го-ло-та-тар. Уча-ст-ник Калк-ской бит-вы 1223 год, по-сле ги-бе-ли в ней своего дя-ди Мсти-сла-ва Свя-то-сла-ви-ча за-нял чер-ни-гов-ский стол в об-ход сы-но-вей князя Иго-ря Свя-то-сла-ви-ча.

В середине - второй половины 1220-х годов на-хо-дил-ся в сою-зе с вла-ди-мир-ским князем Юри-ем Все-во-ло-до-ви-чем и ки-ев-ским князем Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем. В 1224 году уча-ст-во-вал в по-хо-де князя Юрия Все-во-ло-до-ви-ча к Но-во-му Тор-гу (Торж-ку), в 1225 году не-про-дол-жи-тель-ное вре-мя кня-жил в Нов-го-ро-де, за-тем вер-нул-ся в Чер-ни-гов.

В 1226 году всту-пил в кон-фликт с кур-ским князем Оле-гом Иго-ре-ви-чем, предъ-я-вив-шим пре-тен-зии на Чер-ни-гов. Кон-фликт был уре-гу-ли-ро-ван при по-сред-ни-че-ст-ве митрополита Ки-ев-ско-го Ки-рил-ла I/II, при-слан-но-го Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем.

В 1228 году уча-ст-во-вал в не-удач-ном по-хо-де на Вла-ди-мир-Во-лын-ский, ор-га-ни-зо-ван-ном Вла-ди-ми-ром Рю-ри-ко-ви-чем. Вес-ной - осе-нью 1229 года вновь кня-жил в Нов-го-ро-де, за-тем ос-та-вил на кня-же-нии там стар-ше-го сы-на Рос-ти-сла-ва (до 8 декабря 1230 года). В 1230 году обо-ст-рил-ся кон-фликт Михаила Всеволодовича и пе-ре-яс-лав-ско-го князя Яро-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча, ко-то-рый со-би-рал-ся пред-при-нять по-ход на Михаила Всеволодовича, но при-ми-рил-ся с ним по-сле вме-ша-тель-ст-ва ки-ев-ско-го и вла-ди-мир-ско-го кня-зей.

Уча-ст-во-вал в кня-же-ском съез-де 1231 году в Кие-ве, при-уро-чен-ном к по-став-ле-нию на епи-ско-пию но-во-го епископа Рос-тов-ско-го Ки-рил-ла II. Вско-ре по-сле это-го ра-зо-рвал со-юз с вла-ди-мир-ским и ки-ев-ским князь-я-ми. В 1234 году Михавил Всеволодович и его со-юз-ник князь Изя-слав Мсти-сла-вич не смог-ли за-хва-тить Ки-ев бла-года-ря под-держ-ке, ока-зан-ной Вла-ди-ми-ру Рю-ри-ко-ви-чу га-лиц-ким князем Да-ни-илом Ро-ма-но-вичем. В конце 1234 - начале 1235 годов ки-ев-ский и га-лиц-кий кня-зья со-вер-ши-ли по-ход на Чер-ни-гов-ское княжество, где к ним при-сое-ди-нил-ся двою-род-ный брат Михаила Всеволодовича Мсти-слав Гле-бо-вич. Со-юз-ни-кам уда-лось взять несколько го-ро-дов и ра-зо-рить по-сад Чер-ни-го-ва. Од-на-ко за-тем у Чер-ни-го-ва Михаил Всеволодович су-мел раз-бить вой-ска Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча.

В 1235 году Михаил Всеволодович и Изя-слав Мсти-сла-вич за-хва-тили Ки-ев, где во-кня-жил-ся Изя-слав Мсти-сла-вич. Вско-ре Михаил Всеволодович уда-лось за-хва-тить и Га-лич, где он кня-жил до 1238 года, ве-дя на-пря-жён-ную борь-бу с князем Да-нии-лом Ро-ма-но-ви-чем. Зи-мой 1235/1236 года вой-ска Михаила Всеволодовича без-ус-пеш-но оса-ж-да-ли Кре-ме-нец.

В 1238 году за-нял ос-во-бо-див-ший-ся ки-ев-ский стол, ос-та-вив в Га-ли-че сы-на Рос-ти-сла-ва, ко-то-рый в том же го-ду ут-ра-тил Га-лич, за-хва-чен-ный князем Да-нии-лом Ро-ма-но-ви-чем. По-сле взя-тия мон-го-ло-та-та-ра-ми Пе-ре-яс-лав-ля (Юж-но-го) (3 марта 1239 года) Мун-кэ от-пра-вил к Михаилу Всеволодовичу по-слов, ко-то-рые по его приказу бы-ли уби-ты.

В ус-ло-ви-ях не-по-сред-ст-вен-ной монгольской опас-но-сти по-сле это-го ак-та Михаил Всеволодович был вы-ну-ж-ден бе-жать в Венг-рию, ос-та-вив Киев. Вско-ре вла-ди-мир-ский князь Яро-слав Все-во-ло-до-вич со-вер-шил стре-ми-тель-ный по-ход на г. Ка-ме-нец, за-хва-тив там же-ну Михаила Всеволодовича, его бо-яр и иму-ще-ст-во (по прось-бе Да-нии-ла Ро-ма-но-ви-ча Яро-слав от-пус-тил же-ну Михаила Всеволодовича - се-ст-ру Да-нии-ла в Га-лич).

Михаил Всеволодович не по-лу-чил ак-тив-ной под-держ-ки от ко-ро-ля Венг-рии Бе-лы IV и уе-хал от-ту-да к дя-де - ма-зо-вец-ко-му и ку-яв-ско-му князю Кон-ра-ду. Из Поль-ши об-ра-тил-ся с пись-мом к князю Да-нии-лу Ро-ма-но-ви-чу с прось-бой про-стить все его пред-ше-ст-вую-щие пре-гре-ше-ния; Да-ни-ил про-стил Михаилу Всеволодовичу и по-обе-щал ему Ки-ев, а его сы-ну Рос-ти-сла-ву пре-дос-та-вил в 1241 году во вла-де-ние Луц-кое кня-же-ст-во. В 1241 году Михаил Всеволодович бе-жал в Си-ле-зию, а в середине 1241 года вер-нул-ся в Ки-ев, уст-ро-ил свою ре-зи-ден-цию на ост-ро-ве на р. Днепр. В 1244 году ез-дил в Венг-рию, за-тем вто-рич-но во-кня-жил-ся в Чер-ни-гове.

В 1246 году от-пра-вил-ся в став-ку ха-на Ба-тыя вме-сте с вну-ком - рос-тов-ским князем Бо-ри-сом Ва-силь-ко-ви-чем и боя-ри-ном Фёдо-ром. От-ка-зал-ся прой-ти об-ряд очи-ще-ния - про-хо-ж-де-ние че-рез огонь, а за-тем по-кло-нить-ся из-вая-нию Чин-гис-ха-на.

Каз-нён вме-сте с боя-ри-ном Фё-до-ром. По-хо-ро-нен в Чер-ни-го-ве (с 1774 года мо-щи Михаила Всеволодовича на-хо-дят-ся в Ар-хан-гель-ском со-бо-ре Мос-ковского Крем-ля).

Ка-но-ни-зи-ро-ван Российской Православной Церковью в чи-не бла-го-вер-но-го кня-зя и му-че-ни-ка.

Дни па-мя-ти - 20 сентября старого сти-ля, 14 февраля старого сти-ля (пе-ре-не-се-ние мо-щей).

Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников?
Мчч. и испп. Михаил, кн. Черниговский и боярин его Феодор. Фреска. Ярославль

В 1246 году в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский. Это был первый русский правитель - мученик, погибший от рук монголо-татар. О причинах этого трагического события до сих пор спорят историки, а древнерусские и средневековые европейские тексты дают разные трактовки драмы, разыгравшейся в ставке Батыя.

Первое столкновение русских с монголами в 1223 году, когда объединенное войско половцев и русских князей, среди которых был и Михаил Черниговский, попытались остановить орды кочевников на реке Калке. В этой битве Русь потерпела поражение из-за разобщенности русских правителей - одни хотели получить славу, другие спокойно наблюдали, как избивают их союзников, третьи доверились обещаниям монголо-татар, но были обмануты и убиты. После этого в течение нескольких лет было затишье, а затем войска Батыя разорили сперва Рязань, а затем и Киев. Год разорения Киева - 1240 г. Годом, начиная с которого русские правители превратились в ханских вассалов, и были вынужденные ездить в Орду для получения ярлыков на княжение, считается 1240 г. - время разорения Киева.

Историк Вильям Похлёбкин считает, что самой большой проблемой для Руси было отсутствие письменных договоров с Ордой. Князья отправлялись на поклон к хану не как правители, а как заложники, которым не давалось никаких гарантий. По своему произволу хан мог даровать кому-то ярлык, а вскоре отнять его и передать другому кандидату.

Под угрозой была жизнь каждого русского князя, отправлявшегося в Орду, поскольку его статус немногим отличался от положения пленников - в ханской ставке его могли убить, отравить, лишить своего удела, отнять жен и детей, и все это не было бы нарушением со стороны монголов, поскольку они не давали никаких обязательств: «Все виды русских гарантий носили вещественный, а не письменный характер (дань, заложники, подарки), т.е. все русские гарантии были физически осязаемыми — их можно было и увидеть, и пощупать. Ханских же, ордынских гарантий (например, не воевать, не казнить, не налагать непомерную дань) не существовало никаких — ни письменных, ни словесных».

Напротив, послы хана на Руси были не просто дипломатическими представителями, но уполномоченными хана с неограниченной властью. Они могли на месте принимать любые политические и военные решения, и их никто не имел права оспорить. Монгольские послы на Руси - неприкосновенные фигуры, убийство или оскорбление которых мгновенно приводили к военному походу татар.

Некоторые историки полагают, что убийство Михаила Черниговского было связано с тем, что он принимал участие в битве при Калке, поводом для которой как раз и стало убийство послов. Однако средневековые источники предлагают нам другую версию развития событий.

Об убиении князя Михаила и его спутника - боярина Феодора существует несколько древнерусских летописных рассказов, краткое и полное житие, а также рассказ францисканского монаха Плано Карпини, посетившего ставку Батыя вскоре после убийства мучеников. Записки католика ценны для нас тем, что они объясняют некоторые особенности религиозности монголов, без которых невозможно понять причину убийства: «Прежде всего также они делают идол для императора (умершего Чингисхана - «НС») и с почетом ставят его на повозке перед ставкой, как мы видели при дворе настоящего императора, и приносят ему много даров. Посвящают ему также лошадей, на которых никто не дерзает садиться до самой их смерти.. В полдень также они покланяются ему (Чингисхану - «НС»), как Богу, и заставляют поклоняться некоторых знатных лиц, которые им подчинены».

Отметим, что поскольку монголы были кочевниками, то подобные ставки с изображением Чингисхана они устраивали на всяком месте, куда перебирались. Кроме того, Карпини рассказывает о двух очистительных огнях, горящих перед ставкой: «Они веруют, что огнем всё очищается, и когда к ним приходят послы или вельможи или какие бы то ни было лица, то и им самим, и приносимым ими дарам надлежит пройти между двух огней, чтобы подвергнуться очищению, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или какого-нибудь зла». Как видим, обряд очищением огнем был одним из основных в ставке Батыя, и без его прохождения никто не мог приблизиться к хану. В записках францисканца рассказывается, что проход меж двух огней был необходимым минимумом для всех, а вот кланяться изображению Чингисхана заставляли далеко не каждого русского князя. Почему для мученика и его слуги был выбран самый жесткий вариант, мы расскажем ниже, а пока обратимся к основному агиографическому источнику.

В «Сказании о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» рассказывается о том, что каждого приходящего к Батыю заставляли проходить через огонь, а также кланяться «кусту и идолу».

Не ясно, что древнерусский автор имел в виду под словом «куст», возможно речь идет о некоем священном дереве, стоявшем перед ставкой. Михаил и Феодор еще до прибытия в Орду знали об этом обычае и после совета со своим духовником решили избрать подвиг мученичества. Житие сообщает, что многие русские князья из-за «соблазна века сего» исполняли все необходимые обряды.

Заметим, что по свидетельству Карпини, монголы были веротерпимыми и кроме случая с Михаилом Черниговским никого не принуждали кланяться «идолам», если это противоречило их религии. Отказ же некоторых русских правителей проходить обряды сверх очищения огнем мог и не приводить к жестокой расправе.


Картина «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя», художник В. Смирнов, 1883 г.

Жестокость по отношению к князю Михаилу, который в житии называется «великим русским князем» может быть объяснена несколькими причинами. Во-первых, Батый показательной казнью бывшего киевского князя мог добиться большей покорности со стороны других русских вассалов. Во-вторых, хан мог быть отрицательно настроен по отношению к Михаилу, поскольку другие русские князья интриговали против него в ставки Батыя, желая получить ярлык на великое княжение. Третью версию предлагает житие - хан убивает Михаила и Феодора в гневе за отказ поклониться «его богам». При этом агиограф называет их изначальной целью поездки в Орду - желание обличить «цезаря» в его «прелести» и пострадать за веру христианскую.

Безусловно, религиозная мотивировка поступков была очень важна для черниговского князя, но историки чаще объясняют его поездку и смерть политическими мотивами. Незадолго до поездки Михаила в Орду он боролся с другими князьями за Киевский престол, был вынужден бежать в Венгрию, отказал в помощи против татар рязанским князьям за то, что тех не было на реке Калке, и правил то в Киеве, то в Чернигове до момента своего вызова в ставку Батыя.

Изначально Батый не хотел убивать Михаила, хотя соперники его и обвинили в краже коней, посвященных хану, что являлось очень тяжким преступлением. Монголы могли бы легко казнить черниговского князя по приговору суда, не прибегая к сложным процедурам (теоретически, неугодный князь мог согласиться пройти все необходимые обряды, и тогда его убийство было бы весьма сложным). Однако интриги соперника сделали свое дело, и Батый решил устроить мученику очень жесткий тест на лояльность. В результате отказ поклониться изображению Чингисхана стал в глазах монголов политическим преступлением, и Михаила Черниговского казнили как мятежника.

Отметим, что житие Михаила однозначно говорит о том, что убийство было совершено по религиозным мотивам. Находящиеся в ставке Батыя христиане умоляют Михаила подчиниться решению хана. Обещают взять этот грех на себя и вместе его отмолить, но мученик остается непреклонным в своей решимости. Позднее этот эпизод превратится в житийный топос и попадет в Житие Михаила Тверского, также погибшего в Орде.

Отметим, что житие и францисканский монах почти одинаково рассказывают о смерти святых. Некий вероотступник из русских отрезает ножом голову святому князю, а затем предлагает боярину Феодору власть в обмен на отречение от Христа. Феодор с гневом отвергает это предложение и после мучений также лишается головы.

Убийство князя Михаила Черниговского было одним из первых в длинной череде смертей, постигших русских правителей в Орде, но далеко не все жертвы монголов были причислены к лику святых. В случае с Михаилом Черниговским Церковь прославила его, опираясь на надежные свидетельства с самых разных сторон. Несмотря на то, что его убийство произошло 20 сентября, и по традиции мы не пересчитываем средневековые даты с юлианского календаря на григорианский, Русская Церковь отмечает день его памяти 3 октября по новому стилю.

Рака мчч. и испп. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора в Архангельском соборе Кремля