Позолоченная коллекция Pandora Shine. Загадочные статуи острова пасхи Остров нераскрытых тайн

Остров Пасхи - одно из самых изолированных мест в мире. Клочок земли площадью 164 квадратных километра и материк разделяют 3,5 тысячи километров, а ближайший обитаемый остров Питкэрн находится в 2200 километрах от острова. Открывшие в 1722 году остров голландские мореплаватели обнаружили на нем людей, по уровню технического развития находящиеся на стадии каменного века, и сотни огромных статуй, над происхождением и предназначением которых ломает головы не одно поколение ученых. Мы же решили разобраться, почему прекратилось строительство каменных великанов и куда пропали коренные жители острова.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй. Высота их варьируется от 2-х до 22 метров, а весят моаи от 20 до 80 тонн. Большинство статуй было высечено в каменоломнях вулкана Рано Рараку из крупноблочного тахилитового базальтового туфа или туффита. Но несколько статуй были сделаны из другого камня, такого как трахит, красная базальтовая пемза, базальт и муджиерит. 255 статуй размещены на церемониальных и погребальных платформах аху. 45 % всех моаи (397 каменных изваяний) сосредоточено в районе вулкана Рано Рараку, при этом часть из них так и не вырублена до конца.

Считается, что для рапануйцев статуи олицетворяли богов, от которых зависела погода и урожай. Рядом с идолами они жгли костры и устраивали танцы, чтобы задобрить своих покровителей.

По всему острову в общей сложности разбросано 887 статуй.

Строительство истуканов сказывалось на лесных ресурсах острова. Перемещение статуй с помощью камней, веревок и бревен и ритуальные костры рядом с ними привели к обезлесению острова. Высаживанием новых деревьев никто не занимался. Когда запасы древесины окончательно истощились, на острове начался голод Между «длинноухими» поселенцами из Перу и «короткоухими» полинезийцами началась война. Статуи сбрасывали с пьедесталов, больше не веря в их силу. Предполагается, что ввиду недостатков ресурсов на острове начал развиваться каннибализм.

Процесс самоуничтожения некогда изолированной экосистемы и ее коренных жителей усугубили мореплаватели. После открытия голландцами остров превратился в место паломничества моряков, мечтавших своими глазами увидеть «первобытных» людей и гигантские каменные изваяния. Для острова и его жителей контакт с цивилизацией стал не менее губительным, чем междоусобные войны.

Изолированная экосистема превратилась в место паломничества моряков.

С собой моряки завозили неизвестные ранее островитянам болезни и невиданные для них предметы. Высаживающиеся на остров вместе с моряками крысы уничтожали последние семена пальм. В 19 веке многих рапануйцев забрали в рабство. В результате и без того малочисленное население острова к 1877 году сократилось до 111 человек.


Об острове Пасхи знают все. Затеянный в просторах Тихого океана
клочок вулканической суши был открыт 6 апреля 1722 года голландцем
адмиралом Я. Роггевеном. Адмирал и его люди пробыли на острове всего сутки.
Их приветливо встретили рослые смуглые жители, похожие на полинезийцев,
среди которых голландцы с удивлением увидели туземцев с почти черной,
красноватой и даже совсем белой кожей. Совершенно европейского облика был и посетивший корабль представитель местного руководства, который держался с
большим достоинством и отличался от моряков разве что экзотическим
дикарским одеянием и длинными, свисающими до самых плеч мочками ушей, в
которых были вставлены какие-то тяжелые белые украшения. Невиданной по
пышности татуировкой и такими же ушами щеголяли здесь многие. Но больше
всего голландцев поразили огромные каменные статуи своеобразного вида, во
множестве возвышавшиеся на берегу, - как смогли перенести сюда туземцы,
было совершенно непонятно. При ближайшем рассмотрении явно не отличавшийся особой наблюдательностью Роггевен решил, что все объясняется крайне просто и что идолы слеплены на месте из глины, в которую для красоты и прочности вкраплены булыжники. Перед некоторыми из них островитяне разжигали костры и почтительно воздевали и опускали сложенные вместе руки. Утром следующего дня путешественники увидели, как туземцы в окружении сотен костров молились восходящему светилу. Еще раз подивившись нравам и чудесам этого удивительного острова, Роггевен на дальнейшие поиски Южной терра инкогнита.

Поначалу пришедший сюда видит просто поросший травами откос и черно-
серые скалы. Некоторое время спустя он обнаруживает, что изрезанные
выемками скалы, через которые он все это время карабкается, не просто скалы
и что он сейчас, например, стоит на чьей-то обширной впалой груди, а
неподалеку в зарослях папоротника виднеется всплывающий из толщи камня
характерный профиль с характерным носом и плотно поджатыми тонкими губами.
Постепенно исследователь начинает различать окружающие формы и чувствовать себя мышонком, который решил прогуляться по пустому дому и был застигнут невесть откуда появившимися хозяевами. Но не надо бояться. Неведомые силы уже сотни лет назад погрузили этих великанов в глубокий сон. Что-то произошло здесь незадолго до появления европейцев. Встречаются и разбитые статуи. Есть и такие, которые не стали заканчивать из-за неудачно
расположенного ксенолита трахибазальта, не поддающегося обработке рубилами
из того же материала. Тело одного не законченного моаи и скалу, от которой
он еще не отделен, пересекает трещина - след случившегося уже в
историческое время землетрясения. Но все же большинство статуй не было
закончено по какой-то иной причине. Тысячи каменных рубил брошено у
колыбелей так и не родившихся исполинов. Некоторые готовые, полностью
отшлифованные изваяния лежат на откосе - их явно спускали по склону вниз, к равнине, но почему-то тоже бросили на произвол судьбы. В самом воздухе, кажется, висит явственное ощущение бедствия, которое заставило внезапно прекратить все работы. Некоторые моаи - те, которые заросли лишайником,- уже умерли. Так, во всяком случае, говорят островитяне.



На маленьком острове Пасхи, затерянном в бескрайних просторах океана, на склоне горы стоят огромные каменные статуи. С непостижимым спокойствием смотрят они на море и землю, и их таинственные контуры, несмотря на свою упрощенность, начинают вас завлекать, околдовывать, завораживать. Чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение - ощущение спокойного благородства, очарования и тайны.


Вся картина действует особенно сильно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами солнца, постепенно вытягиваются на великолепном переливчатом фоне горизонта.



По-разному описывают остров Пасхи и его загадочные статуи археологи и этнографы. Но, даже глядя на фотографии, приходишь в изумление от каменных гигантов, воздвигнутых на этом крохотном клочке земли. По самым последним данным, на острове сейчас осталось около 900 статуй, средний вес которых достигает нескольких тонн. Все они исследованы, изучены, измерены, но ученые до сих пор не могут дать точный ответ почти ни на один вопрос: когда были воздвигнуты эти каменные истуканы, достигающие 20 метров высоты? Кого изображают они - живых людей, неведомых богов или могущественных духов? Каким образом удалось вытесать из камня эти гигантские фигуры и кто смог перетащить их за несколько километров к берегу моря, чтобы водрузить на огромные площадки "аху"? Зачем понадобилось высекать в другом месте острова огромные цилиндры из красного камня (шапки) и водружать их на головы статуй?

Нерешенных вопросов множество. Нет определенных сведений и о времени заселения острова. Нынешнее название острову дал голландский мореплаватель Якоб Роггевен, когда открыл его в 1772 году, сами же индейцы называют свой остров Рапануи.

Некоторые ученые называют его тихоокеанской Атлантидой: когда-то остров раскололся, и одна часть его ушла под воду. В тихую погоду затопленные участки хорошо видны, но время катаклизма установить пока не удалось. Первыми поселенцами острова могли быть полинезийцы, древние перуанцы и даже племена из Юго-Восточной Азии. Профессор А.Метро, возглавлявший франко-бельгийскую экспедицию на этот остров в 1934-1935 годах, считал, что первые жители во главе с легендарным вождем Хоту Матуа прибыли сюда в ХП-ХШ веках.

Лингвист С.Энглерт относит заселение острова к еще более поздним временам, а возведение гигантских статуй (по его мнению) началось в XVII веке, чуть ли не накануне открытия острова европейцами. Знаменитый Тур Хейердал считает, что остров был обитаем уже в V-VI веках и первыми прибыли сюда индейцы из Америки. Во время экспедиции ученого прежде всего привлекли монументальные статуи (моаи), и постепенно он пришел к выводу, что этот регион представляет собой наследие белых бородатых людей. При этом Т. Хейердал ссылался на туманные высказывания некоторых инков: "И местные жители рассказали, что огромные, теперь заброшенные монументы были воздвигнуты белыми богами, жившими здесь до того, как инки взяли власть в свои руки". Однако рискованное плавание мужественного норвежца не убедило других ученых, что обитатели Полинезии и их культура ведут свое происхождение из древнего Перу, а конкретно из Тиауанако.


Существует еще множество всевозможных версий. Например, приверженцы некоторых мистических сект считают, что прародина человечества - материк Лемурия - погиб 4 миллиона лет назад, и остров Пасхи является остатком его. А Эрик Деникен продолжает упорно утверждать, что туземцы - это потомки инопланетян.

Знаменитый капитан Джеймс Кук в 1774 году увидел (и сильно удивился!), что островитяне были плохими рыбаками, имели плетеные лодки, хотя жители других островов давно уже строили долбленые. Они жили в пещерах и даже не подозревали, что в море есть много других островов. Они не могли объяснить назначение своих каменных истуканов.

Если бы остров Пасхи имел генеалогию правителей вроде тех, какие были записаны на других островах Полинезии, многие его тайны были бы уже давно раскрыты. Так кого же все-таки изображают эти каменные истуканы? С какой целью высекали их островитяне?

Якоб Роггевен называл статуи идолами. В своем судовом журнале он записал: "Что касается их богослужения... мы только заметили, что они разводили огонь перед очень высокими каменными статуями и садились на корточки перед ними, склонив головы. А затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз... На голове каждой статуи стояло по корзине, наполненной выкрашенными в белый цвет булыжниками".

Джеймс Кук записал, что статуи были воздвигнуты местными жителями в честь погребенных правителей или вождей острова, а другие исследователи считают, что великаны острова Пасхи отмечали границы моря и земли. Они являются своего рода ритуальными "стражами", которые предотвращают вторжение с моря. Существовало мнение, что были еще статуи, служившие межевыми столбами, отмечающими границы владений разных родов, кланов, племен.


Несмотря на гипотезы, тайны и загадки, сейчас уже можно предположить, как это все происходило. Гора была единственным местом, где сооружались эти каменные истуканы, а точнее, вырубались из этой же горы. Техника "производства" великанов была настолько примитивной, что говорить об их неземном происхождении просто не приходится.


В кратере вулкана Рано-Рараку можно увидеть все этапы работы над каменными гигантами. Сначала обозначался общий контур статуи. После это "скульпторы" приступали к созданию лица и передней части туловища, переходя потом к бокам статуи, отделке длинных ушей и рук с удлиненными пальцами, сложенными на животе. Вслед за этим порода со всех сторон статуи удалялась и лишь в нижней части спины сохранялась связь (вроде каменного киля) с матерью-горой - вулканом Рано-Рараку.

Может быть, вся статуя целиком изготовлялась в каменоломне. Может быть, обработка спины и затылка происходила лишь тогда, когда изваяние спускали вниз, к подножию вулкана. Здесь же наносились символические знаки на спину статуи, вроде пояса с кольцами, человека-птицы и др. И только когда каменный гигант водружался на "аху" и увенчивался "шапкой", высекалась последняя деталь статуи - глаза, обозначенные эллиптическими вогнутыми контурами.



Истуканы высекались не по одному, а сериями. Чтобы полностью использовать карьер, "скульпторы" вырубали изваяния, накладывая их друг на друга, используя буквально все возможности материала. Они высекали их и в профиль, и наискось, и даже вниз головой. Древним ваятелям не нужно было перерубать монолит, потому что монолита... не было. Они отлично умели различать трещины и использовали их для облегчения своего труда. Иногда между двумя трещинами, рассекающими серию вулканических пластов, вырубалось до 8-12 одинаковых по высоте и ширине статуй. Различались они только толщиной.



В карьере осталось и множество незаконченных статуй. Может быть, работы по каким-то причинам были прекращены? Или это были "бракованные", а не "незаконченные" статуи? Ваятели могли уже во время работы наткнуться на глыбу большого размера, обработать которую своими орудиями они просто не могли. А камня вокруг было предостаточно, И незавершенные моаи оставались в карьере. На острове можно видеть целые "поленницы" таких статуй.

Почти все исследования об острове Пасхи говорят о фантастических размерах статуй и их чрезвычайной тяжести. Тур Хейердал сравнивает статуи по весу с десятью железнодорожными вагонами и озадаченно вопрошает: "Как они управлялись со всем этим задолго до эры техники?". И не дает ответа...


Самые крупные статуи достигают веса 20 тонн. Передвижение их составляет ни с чем не сравнимые трудности, если вспомнить, что поверхность острова - это потрескавшаяся лава. По поводу транспортировки каменных изваяний высказывалось великое множество предположений, одни из которых курьезные или просто бредовые, другие - трудноприемлемые. Но все-таки статуи как-то перемещались от каменоломни на склонах вулкана Рано-Рараку до своих постаментов "аху", нередко удаленных на многие километры. А первые европейцы, начавшие заглядывать сюда с 1722 года, обнаружили большинство моаи опрокинутыми. Каждый из этих вопросов рождает множество версий, и не последняя из них "космическая" - миф о всемогущих инопланетянах, создавших моаи по своему образу и подобию, задолго до появления на острове предков нынешних его обитателей. Бытует мнение и о сверхъестественной силе "мана", обладая которой вожди местных племен передвигали моаи вопреки законам гравитации.


Можно предположить все, что угодно, но перед лицом 22-метровой законченной статуи (высота 7-этажного дома) не устоит никакая логика. Голова и шея статуи - 7 метров высоты и 3 метра в диаметре, длина носа - больше 3 метров, высота туловища - 13 метров, вес - 50 тонн! Даже в настоящее время в мире найдется не очень много кранов, чтобы справиться с подобной махиной.



Статуи острова Пасхи продолжают удивлять, восхищать, заставляют задумываться: кто, как и зачем их изготовил? Различные догадки порождают не только гипотезы, но и мифы, но уже не древние мифы и легенды островитян, а самые настоящие "мифы от науки". Одни ученые считают, что статуи были сооружены свободными людьми, которые счастливы были трудиться сообща. Другие, наоборот, предполагают, что над созданием этих гигантов трудилась многотысячная армия рабов, вроде той, что возводила египетские пирамиды. Считается, что на сооружение одной статуи уходило от одного до четырех месяцев. Фактор времени не имел на острове никакого значения. Мобилизовать большое количество людей для создания моаи и доставки ее к платформе тоже не представляло труда. За услуги "скульпторов" и рабочих расплачивались едой, денег на Рапануи не было.

Но вот каменный идол вытесан, его надо отделить от скалы... Как? Статую отделяли от скалы, частью которой она являлась, пользуясь при этом обычными камнями и терпеливо вырубая слой базальта. Потом статую поднимали при помощи рычагов и канатов, подкладывая под нее мелкие камни при каждом отрыве ее от земли. Никакими металлическими инструментами древние островитяне не пользовались.

Но их все-таки двигали! В свете теологии и тектоники вполне вероятно, что статуи смещались по склону горы сами собой под действием микросейсмических движений почвы, за счет ее дрожания, пока не соскальзывали на уготованное для них место. Есть и другая версия: статуи по заранее приготовленному земляному желобу спускали вниз (отсюда и название вулкана Рано-Рараку - "Исполосованный траншеями"). Но и это лишь гипотезы и предположения. А сами островитяне, как и двести лет назад, в один голос утверждают, что статуи - моаи двигались сами, с помощью волшебной силы "мана"... А с базальтовых пьедесталов, как и много веков назад, добродушно косят коралловыми глазами фантастически таинственные статуи.

\из инета\

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.

Остров Пасхи - крохотный клочок лавы, своими очертаниями напоминающий наполеоновскую треуголку, на тысячи миль вокруг объят океаном, небесным простором и тишиной. Если, разумеется, не брать в расчет крики чаек и монотонный ритм океанского прибоя. Как писала неутомимая исследовательница острова Кэтрин Раупледж, "живущий здесь всегда к чему-то прислушивается, хотя и сам не знает к чему, и невольно чувствует себя в преддверии чего-то еще более великого, лежащего за пределами нашего восприятия".

Повсюду на острове следы ушедшего прошлого - в длинных коридорах бесчисленных пещер, усыпанных осколками обсидиана; на склонах вулканов, покрытых остатками исчезнувшей культуры; в глазницах каменных великанов, одни из которых лежат, уставившись в зенит, другие же возвышаются над островом, устремив взгляд в неведомую даль.

Кто-то из известных математиков заметил, что жизнь на земле представляет собой необъятное царство приблизительных величин. Кажется этот тезис достаточно убедительно демонстрирует наши представления об острове Пасхи. Так что когда заходит речь о происхождении острова, истоках его древней цивилизации, о назначении таинственных каменных колоссов и о многом другом, что составляет многочисленные его загадки, всегда полезно помнить об относительности тех знаний, которыми научный мир на сегодняшний день располагает.

Интерес к этому крохотному вулканическому образованию, затерявшемуся в океанском безбрежье, со временем ничуть не ослабевает. И число публикаций об этом месте растет год от года. Трудно сказать, становимся ли мы от этого ближе к истине, но несомненно другое: остров Пасхи умеет озадачивать и удивлять.

Подобное ощущение возникло у Тура Хейердала перед лицом волнующей неизвестности, когда он изучал загадочный остров, где жители "не строили ни замков, ни дворцов, ни плотин, ни причалов. Они вытесывали из камня исполинские человекообразные фигуры, высокие, как дом, тяжелые, как вагон, перетаскивали множество из них через горы и долины, и устанавливали на мощных террасах во всех концах острова..."

Неутомимая тяга древних жителей острова к вытесыванию огромных каменных фигур, самая большая из которых высотой с семиэтажный дом и весом 88 тонн, принесла свои плоды: на острове их насчитывается многие сотни. Говорят примерно о тысяче маои (местное название изваяний. - Прим. авт.). Но очередная археологическая экспедиция всякий раз открывает все новые и новые статуи.

Один из исследователей острова Пьер Лоти так описывал свои впечатления о каменных великанах: "К какой же человеческой расе относятся эти статуи, с чуть вздернутыми носами и тонкими выпяченными губами, выражавшими не то презрение, не то насмешку. Вместо глаз лишь глубокие впадины, но под аркой широких благородных надбровий они, кажется, смотрят и мыслят. По обеим сторонам щек выступы, изображавшие или головной убор, похожий на чепец сфинкса, или оттопыренные плоские уши длиной от пяти до восьми метров. На некоторых надеты ожерелья, инкрустированные кремнем, другие украшены высеченной татуировкой".

Статуи, которые описал Пьер Лоти, ряд исследователей острова относят к наиболее древним. Но помимо этих, существуют изваяния иного рода. "Каждый день мы находим статуи другого стиля - других людей, - писал Франсис Мазьер, посетивший остров с научной экспедицией в середине 60-х годов прошлого века. - Обращенные спиной к морю, поставленные на гигантские погребальные платформы из камня - аху, они как бы следят за жизнью острова. У них и только у них открытые глаза. На головах этих статуй огромные красные цилиндры из красного туфа".

Экспедиция Тура Хейердала обнаружила бородатую фигуру в сидячей позе. Она не была похожа на прочие островные изваяния, вызвав массу размышлений по поводу своего происхождения.
Французский же исследователь Франсис Мазьер стал обладателем человеческой фигурки из дерева, которая по характеру исполнения разительно отличалась от всего виденного им на острове ранее. Это подвигло исследователя высказать предположение, что данная фигурка не имеет никакого отношения к полинезийским традициям и принадлежит иной расе.

Сюрпризы поджидают исследователей в лабиринтах островных пещер. В одной из них обнаружены наскальные фрески. Одна из них напоминает пингвина с хвостом кита. Другая изображает голову неизвестного существа. Это голова бородача с глазами насекомого. На его черепе ветвятся оленьи рога. Островитяне называют его "человек-насекомое".

Но какие народы создавали безглазых великанов у подножия вулкана Раку-Рараку? Кто является творцом исполинов, что стоят вдоль побережья? Чья рука нарисовала в одной из пещер голову "человека-насекомого"? "Местные жители не могут объяснить ничего, - писал Франсис Мазьер. - Они рассказывают такую запутанную мешанину из легенд, что можно подумать, будто они никогда ничего не знали и что вовсе не они потомки последних скульпторов".

Современному туристу, посетившему остров, как правило, в качестве "экзотического блюда" преподносят историю о войне двух островных племен - "длинноухих" и "короткоухих". Еще в ходу легенда о прибытии на остров Хоту-Матуа - вождя предков нынешних островитян. "Земля, которой владел Хоту-Матуа, называлась Маори и находилась на Хиве... Вождь заметил, что его земля медленно погружается в море. Он собрал своих слуг, мужчин, женщин, детей и стариков и посадил на две большие лодки. Когда они достигли горизонта, вождь увидел, что вся земля, за исключением маленькой ее части, называемой Маори, ушла под воду".

В этих историях, возможно, сохранились отзвуки каких-то давних событий. Их отрывочность и туманность не дает возможности хотя бы приблизиться к подлинной истории острова. Даже назначение статуй не ясно.

Джеймс Кук полагал, что каменные истуканы сооружены в честь погребенных правителей и вождей острова. Профессор Метро думал, что изваяния изображают обожествленных людей. Американский ученый Томсон считал, что статуи являются портретами знатных людей, а другой исследователь острова, Максимилиан Браун, - что они изображают своих творцов. О том, что в виде каменные фигуры - это изображения богов, говорила Кэтрин Раупледж. Адмирал Роггеван, не высказываясь определенно, заметил лишь, что местные жители перед статуями разводят огонь и, садясь на корточки, склоняют головы.

Среди западных исследователей бытует "соревновательная" версия о назначении статуй. Согласно ей племена, жившие на острове, враждавали между собой за право быть первыми. И якобы престиж в этой неустанной борьбе завоевывался в том числе и количеством статуй, вытесанных каждым племенем-соперником. Таким образом, статуи по этой версии даже не цель, а лишь средство самоутверждения людей.

Вряд ли с подобной трактовкой согласился бы "абориген" острова старик Веривери, некогда поведавший Франсису Мазьеру, в знак особого доверия, следующее: "Все маои (статуи) Раку-Рараку священны и обращены лицом к той части света, над которой имеют власть и за которую несут ответственность. Именно поэтому острову и дали название Те-Пито-о-те-Хенуа, или Пуп Земли... Маои, которые смотрят на юг, отличаются от остальных. Они сохраняют силы арктических ветров..."

Остров Пасхи, Пуп Земли.... Но это не единственные названия острова. Наш соотечественник Миклуха Маклай записал следующее местное название - "Мата-ки-те-Ранги". Джеймс Кук зафиксировал сразу несколько: "Ванху", "Тамареки", "Теапи". Полинезийцы именовали остров "Рапануи", а островитяне и до сих пор называют его "Те-Пито-о-те-Хенуа".

Многие, кто посещал остров, обращали внимание на режущую глаз диспропорцию между гигантскими статуями, каменоломнями, имеющими поистине циклопический размах и скромных размеров жилыми постройками местных жителей.

"В глаза бросалась явная непропорциональность аху с низвергнутыми статуями по сравнению с остатками домов. Статуи возвышались над деревней, устремив на нее свой взгляд. Обращенные спиной к морю эти великаны, казалось, призваны были поддерживать мужество людей-пленников затерянной в океане земли". Так писал Франсис Мазьер. Ему же принадлежат и эти строки:
"Стены каменоломни, выдолбленные в форме кратера, расположены на очень крутом склоне, и надо было проделать огромную работу, не только для того, чтобы изготовить из него цилиндры (головные уборы маои. - Прим. авт.). И здесь, как и всюду на острове, кажется, будто обычные человеческие масштабы не устраивали тех, кто работал в этом карьере".

Между тем Рапануи трудно назвать идеальной обителью для реализации титанически энергоемких фантазий. Начать с того, что пищевые и водные ресурсы на острове ограничены. Пресная вода, основным источником пополнения которой на протяжении веков являются дожди, лишена многих необходимых организму минеральных солей - это результат фильтрации воды во время ее прохождения сквозь губчатые вулканические породы острова. Употребление такой воды, по мнению специалистов, приводило к серьезным заболеваниям.

Само добывание пищи требовало, судя по всему огромных энергозатрат. И ее, конечно же, не хватало. Об этом говорит хотя бы тот факт, что на острове относительно недавно был развит каннибализм. Жертвами людоедов, как донесли свидетельства, стали даже два перуанских купца.
Большинство ученых пришли к выводу, что первая, неизвестная нам цивилизация, являвшаяся творцом маои, других колоссов, была впоследствии уничтожена и ассимилирована второй миграцией, закат которой наблюдается на Рапануи по крайней мере последние триста лет.

"На острове можно обнаружить следы доисторического народа, - делает выводы Франсис Мазьер, - присутствие которого мы начинаем все больше ощущать и который заставляет пересмотреть все данные о времени и этике, навязываемые нам сейчас наукой..."

Вернемся в наши дни. В начале 60-х годов минувшего века мощной приливной волной, проникшей на 600 метров в глубь острова, некоторые маои были отброшены на расстояние до 100 метров. Работы по восстановлению статуй начались сравнительно недавно - не было соответствующей подъемной техники. Лишь после того как японская компания Tadano пожертвовала 700 000 долларов и доставила на остров мощный кран, дело пошло. В этом году были подняты многие опрокинутые цунами маои. Но возникает вопрос: каким образом древние жители острова передвигали каменных великанов, самый маленький из которых весит не менее 35 тонн? Все гипотезы, возникшие вокруг этой проблемы, можно условно разбить на три категории. Фантастические апеллируют к инопланетному могуществу. Рационалистический подход уповает на использование островитянами всякого рода веревок, воротов, лебедок, катков... Существует даже версия, согласно которой статуи передвигались по дороге в несколько километров, покрытой пюре из батата, что делало ее скользкой.

Имеется также гипотеза мистического характера. По мнению островитян статуи передвигались посредством духовной силы-маны, которой обладали вожди их далеких предков. "А что если в определенную эпоху, - задается вопросом Франсис Мазьер, - люди умели использовать электромагнитные силы или силы антигравитации? Это предположение безумно, но все-таки менее глупо, чем история с давленным бататом".
Разумеется, можно предполагать что угодно, но перед лицом колосса высотой в 22 метра обычная логика становится бессильна.

Остров Пасхи иногда сравнивают с осколком лавы, на которой без переходных ступеней возникло самое оригинальное искусство и самая таинственная в мире письменность. Последнее - факт тем более знаменательный, что до сих пор на полинезийских островах письменность обнаружить не удавалось. На острове Пасхи письменность обнаружена на сравнительно хорошо сохранившихся деревянных дощечках, на местном наречии именуемых кохау ронго-ронго. То, что дощечки из дерева пережили тьму веков, многие ученые объясняют полным отсутствием на острове насекомых. И тем не менее большая их часть в конечном счете была уничтожена. Но повинны в этом оказались не древесные жучки, ненароком завезенные белым человеком, а религиозный пыл некоего миссионера. История гласит, что миссионер Эжен Эйро, обративший жителей острова в христианство, заставил предать огню эти письмена как языческие. Так что даже крохотный остров Пасхи заимел своего Герострата.

Тем не менее какое-то количество дощечек сохранилось. Сегодня в музеях и частных коллекциях мира находится не более двух десятков кохау ронго-ронго. Было предпринято множество попыток расшифровки содержания дощечек с идеограммами, но все они закончились неудачей. Равно как и попытка объяснить назначение мощеных дорог, время создания которых теряется в глубине веков. На острове Безмолвия - еще одно название острова - их три. И все три обрываются в океане. Некоторые исследователи на основании этого делают вывод, что остров некогда был значительно больше, чем сейчас.

Рядом с Рапануи расположен крохотный островок Мотунуи. Это несколько сот метров отвесного обрыва, испещренных многочисленными гротами. На нем сохранилась каменная платформа, на которую когда-то были установлены статуи, позже сброшенные по каким-то причинам в море. "Как люди могли соорудить аху с маои там, - размышляет Франсис Мазьер, - куда мы не можем подойти даже на лодке? Там, куда невозможно подняться по скале? Какая масса перенесла сюда этих многотонных великанов? Здесь равно бессильны и теория использования подстилки из батата, и теория деревянных катков!"

Был ли остров Пасхи когда-то частью более обширной территории суши? Вокруг этого вопроса в научном мире и по сей день не утихают споры. Во второй половине XIX века уже хорошо известные в то время ученые Альфред Уоллес и Томас Гексли выдвинули гипотезу, что население Океании, к нему относятся и жители острова Пасхи, является остатком "океанической" расы, жившей на ныне потонувшем континенте.
Академик Обручев, в целом поддерживал данную теорию. Он считал, что когда континент начал постепенно уходить под воду, население возвышенных территорий стало высекать каменные статуи и расставлять их в низинах, в надежде, что это умилостивит богов и остановит наступление моря. Иногда этот континент фигурировал в научных гипотезах как Пацифида, порой как Лемурия.

Современный научный мир, за небольшим исключением, такого рода гипотезы воспринимает с большой долей скепсиса. Но с другой стороны история знает немало примеров, когда, на первый взгляд, совершенно безумная идея на поверку оказывалась истинной. Вспомним хотя бы классический случай с гипотезой о "камнях, которые падают с неба". В 1790 г. в Гасконии упал метеорит. Был составлен протокол, подписанный тремястами очевидцами, который и был отослан во Французскую академию наук. Но "высокий ареопаг" назвал все это глупостью, поскольку науке было хорошо известно, что камни с неба падать не могут. Но это так, к слову.

В последнее время наибольшее распространение имеют две гипотезы: гипотеза американского происхождения полинезийцев и полинезийской культуры (к которой ряд ученых относит и цивилизацию Рапануи) и гипотеза заселения островов Полинезии с запада. Тур Хейердал доказывал, что Полинезия была заселена двумя миграционными волнами. Первая прибыла с южно-американского побережья Тихого Океана (местоположение современного Перу). Переселенцам андского происхождения Полинезия и обязана появлением каменных статуй и иероглифического письма. Вторая волна пришла в начале нашего тысячелетия с северо-западного побережья Северной Америки. Одно время на слуху была версия о викингах, приплывших в незапамятные времена на остров Пасхи и обосновавшихся там. В некоторых версиях историю цивилизации острова пытаются трактовать с позиции этногенеза: якобы первопоселенцы, обладавшие высоким уровнем пассионарности, единственные во всей Полинезии знали письменность. Но постепенно, век за веком, шло рассеивание изначального уровня пассионарности, что в конечном итоге привело к обекурации и угасанию культуры...

Станут ли наши знания об острове Пасхи более точны? Во всяком случае ряд исследователей, например наши соотечественники Ф. Кренделев и А. Кондратов, уповают на это в своей книге "Безмолвные стражи тайн". "Загадки острова Пасхи - это одна из самых животрепещущих и актуальных проблем современной геологии, - пишут они. - Можно надеяться, что данные, полученные геофизиками, геологами, океанологами, вулканологами и другими представителями точных наук, смогут по-новому осветить давно известные факты и помочь найти решение проблем, над которыми безуспешно бились этнографы, археологи, историки".

Надо сказать, сегодня "точные науки" привнесли ряд интересных данных в проблематику эволюции острова. Рапануи расположен в уникальном, с точки зрения геологии, месте. Под ним находится граница разлома гигантских тектонических плит, которые как бы разделяют дно океана. К острову сходятся океанические плиты Наска, Пацифика и осевые зоны подводных океанских хребтов. Что дает лишний повод задуматься о символическом названии острова. Это действительно своеобразный "Пуп Земли".

Сегодня основным богатством жителей Рапануи, безусловно, является таинственное прошлое их маленького островка. Именно оно привлекает сюда ученых со всего света, именно поэтому два раза в неделю в местном аэропорту приземляются самолеты с туристами. В такие часы жизнь острова, неспешная и монотонная, как океанский прибой, оживает. Небольшое здание аэровокзала наполняется разноязычным многоголосьем: кто-то ищет гида, кто-то предлагает машину в аренду, кому-то нужна гостиница... Но проходят считанные часы, и снова над островом воцаряются тишина и покой. Количество автомобилей здесь можно сосчитать на пальцах. И они тоже подчиняются общему ритму неспешного существования. В этих краях скорость 50 километров в час выглядит как непростительное лихачество. Вдоль дорог время от времени встречаются знаки, ограничивающие скорость до 30 километров.

Остров Пасхи не слишком торопится в будущее. Современность - авиасообщение, интернет, телефонная связь - имеет здесь ограниченную сферу влияния. Истинными хозяевами острова по-прежнему являются безмолвные каменные стражи, прочно удерживающие свои тайны в надежно сомкнутых устах.

В основу публикации легли российские и зарубежные материалы об острове Пасхи.

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение, его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти».

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью. Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий, причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской доколумбовой культуры, погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег, готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией. Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы), стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплылина огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты.

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии. Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна.Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи», надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе. А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.