К д бальмонт краткая биография для детей. Бальмонт биография кратко. «Русская Сафо» Мирра Лохвицкая

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. в поместье своего отца недалеко от Иваново-Вознесенска. Его семья, по слухам, имела предками выходцев из Шотландии. В юности Бальмонта по политическим мотивам исключили из гимназии в городе Шуя, а потом (1887) с юридического факультета Московского университета. В университете он спустя два года восстановился, но вскоре вновь покинул его вследствие нервного расстройства.

Константин Дмитриевич Бальмонт, фото 1880-х гг.

В 1890 г. Бальмонт напечатал в Ярославле первую книгу стихов – совершенно незначительную и не обратившую на себя никакого внимания. Незадолго до этого он женился на дочери шуйского фабриканта, но брак оказался несчастливым. Доведённый до отчаяния личными неудачами Бальмонт в марте 1890 года выбросился на булыжную мостовую из окна третьего этажа московского меблированного дома, где тогда жил. После этой неудачной попытки самоубийства ему пришлось целый год пролежать в постели. От полученных переломов у него до конца жизни осталась лёгкая хромота.

Однако вскоре началась его успешная литературная карьера. Стиль поэзии Бальмонта сильно изменился. Вместе с Валерием Брюсовым он сделался зачинателем русского символизма . Три его новых стихотворных сборника Под северным небом (1894), В безбрежности мрака (1895) и Тишина (1898) были встречены публикой с восхищением. Бальмонта сочли самым многообещающим из «декадентов». Журналы, претендовавшие на «современность», охотно открывали ему свои страницы. Лучшие его стихи вошли в новые сборники: Горящие здания (1900) и Будем как солнце (1903). Вновь женившись, Бальмонт странствовал со второй супругой по всему миру, вплоть до Мексики и США. Он совершил даже кругосветное путешествие. Его слава была тогда необычайно шумной. Валентин Серов написал его портрет, с ним переписывались Горький , Чехов , многие знаменитые поэты Серебряного века . Его окружали толпы поклонников и поклонниц. Основным поэтическим методом Бальмонта являлась стихийная импровизация. Он никогда не редактировал и не правил своих текстов, полагая, что первый творческий порыв – самый верный.

Поэты России ХХ век. Константин Бальмонт. Лекция Владимира Смирнова

Но вскоре талант Бальмонта стал клониться к закату. Его поэзия не обнаруживала развития. Её стали считали слишком легковесной, обращали внимание на перепевы и самоповторы. В 1890-х гг. Бальмонт забыл о своих гимназических революционных настроениях и, как многие другие символисты, был совершенно «негражданственным». Но с началом революции 1905 г. он вступил в партию социал-демократов и выпустил сборник тенденциозных партийных стихов Песни мстителя . Бальмонт «все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезая на тумбы». Во время декабрьского московского восстания 1905 , Бальмонт произносил речи перед студентами с заряженным револьвером в кармане. Опасаясь ареста, он в ночь на Новый 1906 год спешно уехал во Францию.

Оттуда Бальмонт вернулся в Россию лишь в мае 1913 в связи с амнистией, данной политическим эмигрантам по случаю 300-летия Дома Романовых. Общественность устроила ему торжественную встречу, на следующий год вышло полное (10-томное) собрание его стихов. Поэт ездил по стране с лекциями, много занимался переводами.

Февральскую революцию Бальмонт поначалу приветствовал, но вскоре ужаснулся охватившей страну анархии. Он приветствовал попытки генерала Корнилова по наведению порядка, а большевицкую Октябрьскую революцию счёл «хаосом» и «ураганом сумасшествия». 1918-19 годы он провёл в Петрограде, а в 1920 переехал в Москву, где ему «иногда, чтобы согреться, приходилось целый день проводить в постели». Он вначале отказывался от сотрудничества с коммунистической властью, но потом поневоле устроился на работу в Наркомпрос. Добившись от Луначарского разрешения на временную командировку за границу, Бальмонт в мае 1920 выехал из советской России – и больше в неё не возвращался.

Он вновь поселился в Париже, но теперь по неимению средств жил в плохой квартире с разбитым окном. Часть эмиграции заподозрила в нём «советского агента» – на том основании, что он не бежал из Совдепии «по лесам», а выехал по официальному позволению властей. Большевицкая пресса, со своей стороны, клеймила Бальмонта как «лукавого обманщика», который «ценою лжи» злоупотребил доверием Советской власти, великодушно отпустившей его на Запад «для изучения революционного творчества народных масс». Поэт прожил последние годы в бедности, тоскуя по родине. В 1923 он выдвигался Р. Ролланом на Нобелевскую премию по литературе, но не получил её. В эмиграции Бальмонт издал ещё ряд стихотворных сборников, печатал воспоминания. Последние годы жизни поэт пребывал то в доме призрения для русских, который содержала М. Кузьмина-Караваева, то в дешёвой меблированной квартире. Он умер близ оккупированного немцами Парижа в декабре 1942.

Константин Бальмонт (1867-1942) – замечательный поэт-символист, один из ярчайших представителей отечественной поэзии Серебряного века. Автор ряда филологических трактатов, критических эссе и историко-литературных исследований. Бальмонт – талантливый переводчик, занимавшийся адаптацией под русский язык произведений, написанных на многих языках. С конца 90-х годов XIX века он буквально царил в отечественной поэзии, за что получил прозвище "король-солнце русской лирики".

Детство и юность

Константин Бальмонт появился на свет 15 июня 1867 года в небольшом селе Гумнищи Владимирской губернии, где находилось имение родителей. Его отец был выходцем из помещиков и сначала работал мировым судьей, после чего перешел на службу в земскую управу. Мать, Вера Николаевна, была прекрасно образована и с раннего детства увлекла сына в безграничный мир литературного творчества.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, семья перебралась в город Шую. Здесь Константин был определен учиться в местную гимназию, но в 7 классе был исключен за участие в деятельности революционного кружка. Поэтому доучиваться ему пришлось во Владимирской гимназии. В 1886 году Бальмонт начал учебу в Московском университете, однако и здесь не сложилось. Год спустя за антиправительственную работу в студенческих кружках он был отчислен и отправлен в ссылку в Шую.

Высшего образования Бальмонт так и не получил, хотя был восстановлен в университете. Из-за сильного нервного истощения он покинул стены альма-матер. Не получилось завершить обучение и в Ярославском Демидовском лицее, куда также поступил поэт. Зато благодаря своему старанию и трудолюбию, стал одним из наиболее эрудированных представителей своего поколения, выучив около 15 языков и прекрасно разбираясь в химии, истории, этнографии.

Поэтическая стезя

В 1890 году в Ярославле вышла первая книга Бальмонта "Сборник стихотворений". Опусы этого времени имеют четкий отпечаток позднего народничества с его печалью и тоской, принизывающей почти каждое стихотворение. Почти весь небольшой тираж автор выкупил и собственноручно уничтожил.

Сначала Константин мало чем выделялся на фоне множества других мастеров поэтического слова. Ситуация начинает меняться после выхода в свет двух стихотворных сборников "Под северным небом"(1894) и "В безбрежности"(1895), в которых уже прослеживалось становление его мастерства. Знакомство с В. Брюсовым помогло увидеть свое место в поэзии и сильно укрепило веру в себя. В 1898 году появляется сборник "Тишина", не оставлявший сомнения о величии его автора.

В начале нового столетия наступает расцвет творчества Бальмонта. В 1900 году выходит сборник "Горящие здания", в предисловии к которому поэт скажет: "В этой книге я говорю не только за себя, но и за других, которые немотствуют" . В 1902 году Константин Дмитриевич был вынужден уехать за границу за прочтение антиправительственного стихотворения "Маленький султан". Он побывает во многих странах Старого Света, США и Мексике, а в Россию вернется лишь в 1905 году. Именно в этот период из-под его пера вышли одни из лучших сборников "Только любовь" и "Будем как солнце" (1903). Последний А. Блок назовет одним из величайших творений символизма. Не отрицал этого и сам поэт, написавший в одной из автобиографий: "Имею убежденность, что до меня в России не умели писать звучные стихи" .

Первая российская революция отозвалась в сердце Бальмонта серией стихов, попавших в поэтические сборники "Стихотворения" (1906) и "Песни мстителя" (1907). Не желая навлечь на себя негативную реакцию царского правительства, он эмигрирует во Францию, где проживет до 1913 года. Таким образом поэт самоустранился от ожесточенного спора символистов, происходившего в это время в стране. Зато он, как всегда, плодотворен, пишет много и легко, выпустив в свет в 1908-1909 годах три сборника: "Хоровод времен", "Птицы в воздухе" и "Зеленый вертоград".

К моменту возвращения в Россию Константин Дмитриевич уже был известен как автор серии наполненных критикой статей, получивших большой резонанс - "Горные вершины"(1904), "Белые зарницы"(1908) и "Морское свечение" (1910).

Бальмонт принял падение царской власти, но события Гражданской войны сильно его напугали и, пользуясь протекцией наркома просвещения Луначарского, он сумел выехать за рубеж. Сначала поэт рассматривал этот отъезд как временный, но поездка оказалась длительной эмиграцией.

Жизнь в эмиграции

В первое десятилетие жизни за границей Бальмонт довольно плодотворен. Из-под его пера выходит много великолепных сборников – "Мое-ей. Стихи о России"(1923)", Дар Земле" (1921), "В раздвинутой дали"(1929). В это время появилась автобиографическая проза "Под новым серпом" и книга воспоминаний "Где мой дом?".

С началом 30-х годов семья Бальмонтов в полной мере ощутила бедность. Изредка поступавшие средства от фондов помощи русским писателям не спасали положения. Ситуация усугубилась после того, как у поэта обнаружили тяжелое психическое заболевание. Начиная с 1935 года, он попеременно проживает то в доме призрения, то в дешевой съемной квартире. В редкие минуты прозрения он пытался перечитывать "Войну и мир" и свои старые произведения. Скончался русский поэт в русском приюте Парижа 23 декабря 1942 года.

Поэт-новатор

Константин Бальмонт заслуженно считается одним из выдающихся представителей символизма, олицетворяющих его импрессионистское направление. Его поэзия отличается необыкновенной музыкальностью и красочностью. Для него красота ассоциировалась с грозной стихией, предстающей перед нами то ангельски чистой и светлой, то демонически темной и ужасной. Но какой бы ни была стихия, она всегда остается свободной, иррациональной и живой, совершенно неподвластной человеческому разуму.

Бальмонту удалось глубже других обозначить собственное "я" в богатом мире перевоплощений, который был необыкновенно далек от реальности. Он не пытается повествовать об этом мире. Вместо этого он делится с читателем личными впечатлениями и настроениями, стараясь переломить реальность своим субъективным миром. Для Бальмонта был характерен глубокий демократизм, проявлявшийся в чуткой и обоснованной реакции на политические и социальные события эпохи.

О. Мандельштам однажды очень точно охарактеризовал поэзию Бальмонта как "иностранное представительство от несуществующей фонетической державы".

Личная жизнь

С первой супругой, Ларисой Гарелиной, дочерью иваново-вознесенского фабриканта, он познакомился в 1888 году в театре, где она выступала на любительской сцене. Еще до свадьбы мать поэта категорически была против брака и оказалась права. Счастливой семейной жизни не получилось. Увлечение супруги алкоголем, смерть первого ребенка и тяжелая болезнь второго, а также хроническая бедность сделали жизнь поэта невозможной. Он даже пытался совершить суицид, но довести замысел до конца не получилось. Впоследствии этот эпизод найдет выражение в серии произведений "Белая невеста", "Крик в ночи" и некоторых других.

После развода с Гарелиной новой музой Бальмонта стала поэтесса Мирра Лохвицкая. На момент знакомства она состояла в браке и имела пятерых детей. Близкие отношения поэтов возникли на основе общих представлений о литературе. Однако ранняя смерть из-за тяжелой болезни прервала роман. В честь любимой Бальмонт выпустит один из лучших сборников "Будем как солнце", а в память о ней назовет дочь от новой гражданской жены Елены Цветковской Миррой. Позже поэт напишет: "Светлые годы моего чувства к ней... ярко отразились в моем творчестве" .

Второй официальной женой Константина Дмитриевича оказалась Екатерина Андреева-Бальмонт, чьи родители были крупными купцами. Она, как и муж, была литератором. Вместе с Бальмонтом они занимались переводами, в частности, адаптировав для русского языка произведения Г. Гауптмана и О. Нансена. В 1901 году у пары родится дочь Ника, в честь которой ее отец напишет сборник стихов "Фейные сказки". Еще одной пассией в заграничный период станет Дагмар Шаховская, которой поэт посвятит 858 любовных писем, наполненных нежными чувствами. Впрочем, последние годы жизни с медленно угасающим поэтом проведет не она, а гражданская жена Екатерина Цветковская.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942 гг.)

Русский поэт. Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении.

Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в Ярославле в 1890 г., второй - «Под северным небом» - в 1894 г. В них преобладают мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступает как один из зачинателей символизма.

В конце XIX - начале XX вв. поэт выпустил сборники «В безбрежности», «Тишина», «Будем как Солнце». В 1895-1905 гг. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его популярность падает. Его поэзии свойственна подчеркнутая экзотичность, некая манерность и самолюбование.

Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих (книга «Песни мстителя»).

С конца того же года вследствие репрессий самодержавия жил за границей и получил возможность вернуться на родину по амнистии лишь в 1913 г. Много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

В 1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.

Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 -1942). Серебряный век длился в России всего пару предреволюционных десятилетий, но дал для русской поэзии немало ярких имен. И целое десятилетие на поэтическом олимпе царил Константин Бальмонт.

Он родился под Шуей, в семье провинциального дворянина. Выучился читать, присутствуя на уроках матери, обучавшей старшего брата. Мать сформировала начала мировоззрения Константина, познакомив с миром высокого искусства.



Обучение в гимназии закончилось исключением из-за распространения народовольческих прокламаций. Все же образование удалось получить (1886), хотя об этом периоду у поэта остались тягостные впечатления. Дебют Бальмонта (1885) в известном журнале прошел незамеченным; изданный сборник также не вызвал откликов.

Второй сборник «В безбрежности» (1894) был отмечен совершенно новой формой и ритмикой. Его стихи становятся все лучше. Выбравшись из безденежья, поэт путешествует, много работает, читает лекции по русской поэзии в Англии. В собрании стихов «Горящие здания» (1900) читатели увидели того Бальмонта, который будет владеть душами русской интеллигенции начала 20 века.

Константин Бальмонт становится лидером символизма. Ему подражают, завидуют, поклонницы пытаются прорваться в квартиру. Склонный к романтизму поэт принимает участие в революции 1905 года, из-за чего вынужден был скрыться за границей.

По возвращении на родину Бальмонт издает десятитомник своих произведений. Он занимается переводами, читает лекции. Февральскую революцию поэт приветствовал, но вскоре охладел к ее лозунгам. А революцию октября 1917 вызвала у него отторжение. Бальмонт добивается разрешения на выезд и покидает родину навсегда.

В эмиграции поэт избегает кругов враждебных СССР. Помощи получить неоткуда. К тому же Бальмонт содержит две семьи, и финансовое положение становится все затруднительнее. Последний сборник стихов «Светослужение» (1937) он пишет, уже страдая психическим заболеванием. Последние годы он поселился в доме призрения, где скончался от воспаления легких зимой 1942 года.

К российским читателям Константин Бальмонт вернулся, когда в шестидесятых выпустили первые антологии поэтов серебряного века.

Необычная для России шотландская фамилия досталось ему благодаря дальнему предку - моряку, бросившему навсегда свой якорь у берегов Пушкина и Лермонтова. Творчество Бальмонта Константина Дмитриевича в советское время было предано забвению по понятным причинам. Стране серпа и молота не нужны были творцы, работавшие вне социалистического реализма, строки которых не вещали о борьбе, о героях войны и труда... Меж тем этот поэт, имеющий действительно могучий талант, чьи исключительно мелодичные стихотворения продолжали традицию чистой не для партий, а для людей.

«Творить всегда, творить везде…»

Наследие, которое оставил нам Бальмонт, достаточно объемно и впечатляюще: 35 сборников стихов и 20 книг прозы. Его стихи вызывали восхищение соотечественников легкостью слога автора. Константин Дмитриевич писал много, однако он никогда не «вымучивал из себя строк» и не занимался оптимизацией текста многочисленными правками. Его стихотворения всегда писались с первой попытки, в один присест. О том, как он создавал стихи, Бальмонт рассказал совершенно оригинально - стихотворением.

Вышесказанное не является преувеличением. Михаил Васильевич Сабашников, у которого поэт гостил в 1901 году, вспоминал, что десятки строк у него складывались в голове, и на бумагу он писал стихи сразу, без единой правки. На вопрос же о том, как ему это удается, Константин Дмитриевич отвечал с обезоруживающей улыбкой: «Ведь я же - поэт!»

Краткая характеристика творчества

Литературоведы, знатоки его творчества, говорят о становлении, расцвете и спаде уровня произведений, которые творил Бальмонт. Краткая биография и творчество указывают нам, впрочем, на удивительную работоспособность (писал он ежедневно и всегда по наитию).

Наиболее популярными сочинениями Бальмонта являются сборники стихотворений зрелого поэта «Только любовь», «Будем как солнце», «Горящие здания». Среди ранних произведений выделяется сборник «Тишина».

Творчество Бальмонта (кратко цитируя литературоведов начала XX века) при последующей общей тенденции к затуханию таланта автора (после трех вышеупомянутых сборников) имеет также ряд «просветов». Заслуживают внимания «Фейные сказки» - милые детские песенки, написанные в стиле, позже перенятом Корнеем Чуковским. Также интересны «чужестранные стихи», созданные под впечатлением от увиденного в путешествиях по Египту и Океании.

Биография. Детство

Его отец, Дмитрий Константинович, был земским врачом, а также владел поместьем. Мать, (в девичестве Лебедева), натура творческая, по признанию будущего поэта «сделала больше для воспитания любви к поэзии и к музыке», чем все последующие педагоги. Константин стал третьим сыном в семье, где всего было семеро детей, причем все - сыновья.

У Константина Дмитриевича было свое, особенное дао (восприятие жизни). Не случайно жизнь и творчество Бальмонта тесно связаны между собой. В него с детства было заложено мощное творческое начало, которое проявлялось в созерцательности миропонимания.

Ему с детства претило школярство и верноподданичество. Романтизм часто брал верх над здравым смыслом. Школу (Шуйскую мужскую Наследника Цесаревича Алексея гимназию) он так и не закончил, будучи отчисленным из 7 класса за участие в революционном кружке. Последний же школьный курс он закончил во Владимирской гимназии под круглосуточным надзором преподавателя. Лишь двух преподавателей он потом вспоминал с благодарностью: учителя истории и географии и учителя словесности.

Отучившись год в Московском университете, также был исключен за «организацию беспорядков», затем его отчислили и из Демидовского лицея в Ярославле…

Как видим, нелегко начинал свою поэтическую деятельность Константин и творчество его до сих пор являются предметом споров между литературоведами.

Личность Бальмонта

Личность Константина Дмитриевича Бальмонта достаточно сложна. Он не был «таким как все». Эксклюзивность… Ее можно определить даже по портрету поэта, по его взгляду, по осанке. Сразу становится понятным: перед нами не подмастерье, а мэтр от поэзии. Его индивидуальность была ярка и харизматична. Это был удивительно органичный человек, жизнь и творчество Бальмонта похожи на единый вдохновенный порыв.

Стихотворения он начал писать в 22 года (для сравнения, первые сочинения Лермонтова были написаны в 15 лет). До этого, как мы уже знаем, было незаконченное образование, а также неудачный брак с дочерью шуйского фабриканта, закончившийся попыткой самоубийства (поэт выбросился из окна 3 этажа на мостовую.) К Бальмонта подтолкнула неустроенность семейной жизни и смерть первого ребенка от менингита. Его первая жена Гарелина Лариса Михайловна, красавица боттичеллиевского типажа, истязала его ревностью, неуравновешенностью и пренебрежением к мечтам о большой литературе. Свои эмоции от разлада (а позже - от развода) с супругой он выплескивал в стихах «Дышали твои ароматные плечи…», «Нет, мне никто не сделал столько зла…», «О, женщина, дитя, привыкшее играть..».

Самообразование

Как же молодой Бальмонт, став из-за верноподданичества системы образования изгоем, превратился в образованнейшего человека, идеолога нового Цитируя самого же Константина Дмитриевича, его разум однажды «зацепился» за одно чисто британское словцо - selfhelp (самопомощь). Самообразование. Оно и стало для Константина Дмитриевича трамплином в будущее…

Являясь по своему характеру настоящим тружеником пера, Константин Дмитриевич никогда не следовал никакой внешней системе, навязанной ему извне и чуждой его природе. Творчество Бальмонта полностью основывается на его страсти к самообразованию и открытости для впечатлений. Его привлекала литература, филология, история, философия, в которых он был настоящим специалистом. Он обожал путешествовать.

Начало творческого пути

Присущий Фету, Надсону и Плещееву, не стал для Бальмонта самоцелью (в 70-80-х годах XIX века многие поэты создавали стихотворения с мотивами грусти, печали, неприкаянности, сиротливости). Он превратился для Константина Дмитриевича в проложенную им дорогу к символизму. Об этом он напишет несколько позже.

Нешаблонность самообразования

Нешаблонность самообразования определяет особенности творчества Бальмонта. Это был действительно человек, творящий словом. Поэт. И мир он воспринимал так же, как это может видеть поэт: не с помощью анализа и рассуждения, а полагаясь лишь на впечатления и ощущения. «Первое движение души - самое верное», - это правило, выработанное им самим, стало непреложным для всей его жизни. Оно его подняло в высь творчества, оно же и сгубило его талант.

Романтический герой Бальмонта в ранний период его творчества привержен христианским ценностям. Он, экспериментируя с сочетаниями различных звуков и мыслей, возводит «заветную часовню».

Впрочем, очевидно, что под влиянием своих путешествий 1896-1897 гг., а также переводов зарубежной поэзии Бальмонт постепенно приходит к иному миропониманию.

Следует признать, что со следования романтическому стилю русских поэтов 80-х гг. началось творчество Бальмонта, кратко оценивая которое, можно сказать, что он действительно стал основоположником символизма в русской поэзии. Знаковыми для периода становления поэта считаются стихотворные сборники «Тишина» и «В безбрежности».

Свои взгляды на символизм он изложил в 1900 году в статье «Элементарные слова о символической поэзии». Символисты, в отличие от реалистов, по мнению Бальмонта, - это не просто наблюдатели, это мыслители, глядящие в мир сквозь окно своей мечты. При этом Бальмонт считает в символической поэзии важнейшими принципами «скрытую отвлеченность» и «очевидную красоту».

По своему характеру не серой мышкой, а лидером был Бальмонт. Краткая биография и творчество подтверждают это. Харизма и природное стремление к свободе… Именно эти качества позволили ему на пике популярности «стать центром притяжения» для многочисленных обществ бальмонтистов России. По воспоминаниям Эренбурга (это было уже горадо позже), личность Бальмонта впечатляла даже заносчивых парижан из фешенебельного района Пасси.

Новые крылья поэзии

Бальмонт влюбился в свою будущую вторую жену Екатерину Алексеевну Андрееву с первого взгляда. Этот этап в его жизни отражает сборник стихов «В безбрежности». Посвященные ей стихи многочисленны и оригинальны: «Черноглазая лань», «Отчего нас всегда опьяняет луна?», «Ночные цветы».

Влюбленные длительное время прожили в Европе, и затем, возвратясь в Москву, Бальмонт в 1898 г. выпускает в издательстве «Скорпион» собрание стихов «Тишина». В сборнике стихам предшествовал эпиграф, выбранный из сочинений Тютчева: «Есть некий час всемирного молчанья». Стихи в нем сгруппированы в 12 разделов, названных «лирическими поэмами». Константин Дмитриевич, вдохновленный теософским учением Блаватской, уже в этом собрании стихов заметно отходит от христианского миропонимания.

Понимание поэтом своей роли в искусстве

Сборник «Тишина» становится гранью, отличающей Бальмонта как поэта, исповедующего символизм. Развивая далее принятый вектор творчества, Константин Дмитриевич пишет статью, названную «Кальдероновской драмой личности», где косвенно обосновал свой отход от классической христианской модели. Это было сделано, как всегда, образно. Земную жизнь он считал «отпадением от светлого Первоисточника».

Иннокентий Федорович Анненский талантливо презентовал особенности творчества Бальмонта, его авторский стиль. Он считал, что «Я», написанное Бальмонтом, принципиально не указывает на принадлежность к поэту, оно - изначально обобществлено. Поэтому стих Константина Дмитриевича уникален своей проникновенной лиричностью, выраженной в ассоциировании себя с другими, которую читатель неизменно ощущает. Читая его стихи, кажется, что Бальмонт переполнен светом и энергией, которой он щедро делится с другими:

То, что Бальмонт презентует как оптимистическую самовлюбленность, на самом деле более альтруистично, чем феномен публичной демонстрации гордости поэтов своими заслугами, а также столь же публичного навешивания ими лавров самими себе.

Творчество Бальмонта, кратко говоря словами Анненского, насыщено заложенным в нем внутренним философским полемизмом, определяющим цельность мировосприятия. Последнее выражается в том, что Бальмонт хочет представить своему читателю событие всесторонне: и с позиций палача, и с позиций жертвы. У него нет однозначной оценки чего-либо, ему изначально характерен плюрализм мнений. Он пришел к нему благодаря своему таланту и трудолюбию, на целый век опередив то время, когда для развитых стран это стало нормой общественного сознания.

Солнечный гений

Творчество поэта Бальмонта уникально. По сути, Константин Дмитриевич чисто формально примыкал к различным течениям, дабы ему было удобней продвигать свои новые поэтические идеи, недостатка в которых он никогда не испытывал. В последнее десятилетие XIX века с творчеством поэта происходит метаморфоза: меланхоличность и мимолетность уступают место солнечному оптимизму.

Если в более ранних стихах прослеживались настроения ницшеанства, то на пике развития таланта творчество Константина Бальмонта стало отличаться специфическим авторским оптимизмом и «солнечностью», «огненностью».

Александр Блок, являющийся также поэтом-символистом, представил яркую характеристику творчества Бальмонта того периода весьма лаконично, сказав, что оно столь же ярко и жизнеутверждающе, как и весна.

Пик творческих сил

Поэтический дар Бальмонта зазвучал впервые в полную силу в стихах из сборника «Горящие здания». В нем 131 стихотворение, написанное во время пребывания поэта в доме у Полякова С. В.

Все они, как утверждал поэт, были сочинены под влиянием «одного настроения» (по-другому и не мыслил Бальмонт творчество). «Стихотворение более не должно быть минорным!» - решил Бальмонт. Начиная с этого сборника, он окончательно отошел от декадентства. Поэт, смело экспериментируя с сочетаниями звуков, красок и мыслей, создавал «лирику современной души», «души разорванной», «убогой, уродливой».

В это время он находился в тесном общении с петербургской богемой. знала одну слабость за своим супругом. Ему нельзя было пить вино. Хотя Константин Дмитриевич был крепкого жилистого телосложения, его нервная система (очевидно, надорванная в детстве и в молодости) «срабатывала» неадекватно. После вина его «несло» по публичным домам. Однако в результате он оказывался в совершенно жалком состоянии: валяющимся на полу и парализованным глубокой истерикой. Это не раз случалось во время работы над «Горящими зданиями», когда он был в компании с Балтрушайтисом и Поляковым.

Нужно отдать должное Екатерине Алексеевне, земному ангелу-хранителю своего супруга. Она понимала сущность своего мужа, которого считала честнейшим и искреннейшим и у которого, к ее огорчению, случались романы. Например, как с Дагни Кристенсен в Париже, ей посвящены стихи «Солнце удалилось», «Из рода королей». Показательно, что роман с норвежкой, которая работала петербуржским корреспондентом, закончился со стороны Бальмонта так же резко, как и начался. Ведь сердце его все-таки принадлежало одной женщине - Екатерине Андреевне, Беатриче, как он ее называл.

В 1903 году Константином Дмитриевичем с трудом был издан сборник «Будем как солнце», написанный в 1901-1902 годах. В нем чувствуется рука мастера. Заметим, что сквозь цензуру не прошло порядка 10 произведений. Творчество поэта Бальмонта, по мнению цензоров, стало излишне чувственным и эротичным.

Литературоведы же считают, что это собрание сочинений, представляющее читателям космогоническую модель мира, является свидетельством нового, наивысшего уровня развития поэта. Находясь на грани психического излома, работая над предыдущим сборником, Константин Дмитриевич, похоже, понял, что «бунтом жить» невозможно. Поэт ищет истину на стыке индуизма, язычества и христианства. Он выражает свое поклонение стихийным объектам: огню («Гимн огню»), ветру («Ветер»), океану («Воззвание к океану»). В том же 1903 году издательством «Гриф» издан третий сборник, венчающий пик творчества Бальмонта, «Только любовь. Семицветник».

Вместо заключения

Неисповедимы Даже для таких поэтов «милостию божьей», как Бальмонт. Жизнь и творчество кратко характеризуются для него после 1903 года одним словом - «спад». Поэтому Александр Блок, по сути ставший следующим лидером российского символизма, по-своему оценил дальнейшее (после сборника «Только любовь») творчество Бальмонта. Он представил ему убийственную характеристику, сказав, что есть великий русский поэт Бальмонт, а «нового Бальмонта» - нет.

Однако не будучи литературоведами прошлого века, мы все-таки познакомились и с поздним творчеством Константина Дмитриевича. Наш вердикт: читать стоит, там много интересного… Впрочем, у нас нет мотивов, чтобы отнестись с недоверием к словам Блока. Действительно, с точки зрения литературоведения Бальмонт как поэт - знамя символизма, после сборника «Только любовь. Семицветник» исчерпал себя. Поэтому логично с нашей стороны на этом и завершить краткий рассказ про жизнь и творчество К. Д. Бальмонта, «солнечного гения» русской поэзии.