Роль конфуцианства в современном китае. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного китая гэн хайтянь. Актуализация конфуцианства в социальной сфере современного Китая

Конфуцианство и современный Китай

Конфуцианство - многоаспектное этико-политическое учение. Основатель учения - Конфуций (551 - 479 до н.э.) -выдвинул идею сплочения членов семьи, коллектива, объединения государства и народа. В китайском языке само значение слова «государство» (ЩЩ. гоцзя) включает в себя как составную часть, корень «семья» (Щ. гря). На протяжении многих эпох китайские правители руководствовались принципом единения государства и народа. Этот принцип лёг в основу современной модернизационной политики Китая.

Конфуцианские ценности сегодня направляют стремительный порыв инновационных технологий в нужное русло и чётко, в соответствии с морально-нравственными социальными критериями, способствуют гармонизации развития современного китайского общества. Конфуцианство создаёт баланс между традиционными и инновационными силами. Благодаря этому развитие современного китайского общества становится более стабильным и гармоничным.

Инновационное развитие китайской политико-экономической и социальной системы требует глубокого изучения традиционного уклада жизни китайцев, обращения к традициям конфуцианства.

С начала модернизации в 1978 г. и до настоящего времени китайское общество претерпело коренные изменения. Китай переживает бурный подъём и успешное развитие различных отраслей политики, экономики и социальной сферы. В результате стремления к материальному сверхпотреблению и власти, борьбы за природные ресурсы, за право собственности, расширения амбиций возникают конфронтации и войны между странами и регионами, гегемония однополярного мира, международный терроризм. Эти явления препятствуют развитию человеческого общества, разрушают социальную гармонию и, в конечном итоге, приводят к распаду социума.

В процессе модернизации Китай сталкивается с необходимостью соблюдения баланса между рыночным реформированием и политической стабильностью. Современные китайские политологи, решая вышеперечисленные проблемы, во многом опираются на идеи конфуцианских мыслителей. Заложенные в конфуцианстве социально-политические нормы всегда являлись основным стержнем, вокруг которого формируется современная модель общественного и государственного устройства КНР. Китайский лозунг - «древность на службу современности», сформулированный ещё в Древнем Китае, демонстрирует преданность традициям, свойственную китайскому менталитету. Именно конфуцианство является не только корнем китайской культуры, но и политическим компасом.

Опираясь на прошлое, удивительную стабильность современного экономического развития и политического уклада можно объяснить гармоничным сочетанием культурно-исторических традиций и технологической модернизации. Успех прогресса кроется в бережном сохранении наследия и его демократических ценностей. Без прошлого не бывает будущего.

В настоящее время Китай не копирует западные идеи модернизации общества. Он идёт по самостоятельному пути, основываясь на творческом переосмыслении конфуцианских традиций. Данное утверждение можно продемонстрировать примером политической установки - «западные новшества на китайской основе», которая точно передаёт направленность китайского политического уклада. Китайские современные политики успешно сочетают социалистическую модель с капиталистической. Они формируют собственную модель развития общества и страны в целом на базе местных традиций, богатого исторического прошлого и избирательного использования достижений западной цивилизации. Китайскому руководству удаётся сочетать государственное планирование и рыночные механизмы.

Чтобы глубже понять политическую направленность и специфику китайского общества, необходимо изучение конфуцианства, которое является движущей силой для китайского народа на протяжении столь длительного времени.

Под непосредственным воздействием конфуцианства китайская государственность на современном этапе имеет свои ориентиры развития. В известной конфуцианской книге «Ли цзи» есть такие понятия, как «сяо кан» и «да тун». В переводе на русский язык «сяо кан» (ФДЛ) означает «средний достаток», а «да тун» - «великое единение». Эти идеалы служат основой для разработки стратегических планов политической, экономической, культурной модернизации китайского общества. Важнейшей целью современной китайской государственной политики, рассчитанной на период до середины XXI века, является формирование общества «среднего достатка», которое впоследствии должно привести к осуществлению идеала общества «великого единения».

Базой для успешного осуществления этой цели является развитие китайского образования. Образовательная реформа в Китае началась в 90-х годах XX века.

Её успешное проведение дало толчок для быстрого развития экономики. Изменения в системе образования КНР ориентированы на повышение образовательного уровня всего населения, инновационное развитие науки и техники, внедрение передовых технологий в производство. Сегодня страна занимает первое место в мире по темпам роста вложения средств в эти отрасли. Активно развивается преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность.

Особое значение имеет то, что государственная политика в деле воспитания молодёжи, формирования её нравственных устоев опирается на конфуцианские традиции. Она призвана сформировать гуманитарно-развитую личность, признающую выработанные тысячелетним опытом ценности китайской культуры, сохраняющую культурную самобытность и стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

Ведущая роль в современной социально-политической жизни Китая отведена принципам традиционного конфуцианства, и это является залогом успешного социально-политического и экономического развития КНР.

Конфуцианство оказывает непосредственное влияние не только на население Китая, но и на мировое сообщество, особенно на страны азиатско-тихоокеанского ареала: Японию, Корею, Вьетнам и Сингапур. В качестве альтернативы западному индивидуализму Китай предлагает свой путь развития внешнеполитических отношений, основанный на социально-политическом коллективизме, который предполагает мир, дружбу и гармонию между странами. Именно такое взаимовыгодное и взаимообогащающее сотрудничество способно привести к решению первоочередных задач и глобальных проблем, которые стоят перед мировым сообществом. Конфуцианская идеология оказывает благоприятное влияние на будущее развитие всего мирового социума.

Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости научного осмысления влияния конфуцианства на политическую и социальную сферу КНР, анализа противоречий и нерешённых вопросов, возникающих в процессе модернизации в современном китайском обществе, что в конечном итоге будет способствовать углубленному пониманию специфики социально-политической жизни современного Китая.

Учение Конфуция получило широкое распространение и приобрело множество последователей. Они занимались поиском оптимальных решений создания гармоничного общества, опираясь на принципы древнего конфуцианства и развивая конфуцианские идеи. Исследуя данные принципы и идеи, современные ученые адаптируют их к настоящей действительности, пытаются с их помощью найти решение насущных проблем.

Кафедра философии

Реферат-эссе по культурологии на тему:

«Влияние конфуцианства на развитие культуры Китая».

Студентка ФК1-7:Полякова К.А.

Руководитель: д.ф.н., проф. Зуев К.А.

2.Древнекитайское конфуцианство:……………………………………………..4

2.1.Кун Фу-цзы……………………………………………………………..4

2.2.Мэн-цзы…………………………………………………………………5

2.3.Сюнь-цзы…………………………………………………..……………5

3.Основные принципы учения Конфуция……………………………………….6

4.Культ конфуцианства…………………………………………………………...7

5. ………………………………………………………………………8

6. ……………………………………………………………...9

Введение

Культура Азиатских стран зародилась намного раньше нашей культуры. Их религиозно-этические и социально политические идеи, идеология и психология, образ жизни и мировоззрение сильно отличаются от наших.

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие. Мне всегда хотелось побывать в Китае. С самого детства я мечтала съездить в эту страну, поближе познакомиться с культурой Китая, с психологией ее жителей.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией.

Очень важным моментом в истории развития культуры Китая является зарождение конфуцианства. Из истории известно, что все великие идеологии и религии обычно возникали в периоды великих кризисов и социальных сдвигов и были знаменем и платформой выдвигавшихся на авансцену новых социальных сил. В этом смысле конфуцианство не составляет исключения. В сложный период история Китая оно сыграло роль великого социального интегратора, способствовавшего сплочению страны, упрочению ее будущего.

Конфуцианство сыграло большую роль в развитии всех сторон жизни китайского общества, в том числе и в формировании его философского мировоззрения.

При написании этого реферата у меня появилась возможность поближе познакомиться с культурой Китая, по-новому взглянуть на их идеологию и мировоззрение.

Конечно, тема влияния конфуцианства на развитие культуры Китая довольно обширна, но я постараюсь наиболее полно и четко ее раскрыть в своем реферате.

Древнекитайское конфуцианство

Конфуцианство как учение, как осознанная и четко сформулированная доктрина оформилось в середине 1 тысячелетия до н. э., т. е. как раз в ту сложную эпоху социально-экономических сдвигов и административно-политических перемен, когда многое из старых норм и традиций уходило в прошлое и подлежало замене новыми идеями и институтами, свойственными уже вполне развитой социальной структуре.

Древнекитайское конфуцианство представляют три мыслителя древности: Кун Фу-цзы, Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Кун Фу-цзы

Основатель древнекитайской философии Кун Фу-цзы (по-русски-Конфуций). Жил в 551-479 гг. до н.э. Его родина – царство Лу, отец – правитель одного из уездов этого второстепенного царства. Род Конфуция был знатен, но беден, в детстве ему пришлось быть пастухом, и сторожем, и только в 15 лет он обратил свои помыслы к учебе. Основал же свою школу Конфуций в 50 лет. У него было много учеников. Все они записывали мысли своего учителя и собственные. Так возникло множество сочинений Конфуция, главное из которых - «Лунь юй» («Беседы и наставления»)- сборник нравственных поучений, в котором очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу каждый образованный китаец учит наизусть еще в детстве и на протяжении всей жизни должен следовать ей.

Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Он не был и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.

Конфуций преклонялся перед стариной и древними книгами. Своих учеников он старался научить этому, восхваляя книги предков.

Небо для Конфуция – высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Даже судьба учения самого Конфуция зависит от воли неба. Сам он познал волю неба в 50 лет, тогда-то он и начал проповедовать.

Духи для Конфуция также очень важны, однако, разделяя культ предков, он учил держаться от духов подальше и ставить живых выше умерших.

В отличие от многих, этого мыслителя древности не скрывает завеса, сотканная воображением последователей.Наоборот - благодаря им мы можем узнать о его привычках, характере, манёрах, о многих событиях его жизни.

Мэн-цзы

Мэн-цзы- ученик внука Кун Фу-цзы.Он жил гораздо позднее него. Приблизительные годы жизни Мэн-цзы 372-289 гг. до н. э.

Мэн-цзы еще более усилил учение Конфуция о Небе как безличной объективной необходимости, судьбе, стоящей, однако, на страже добра. Но он смог увидеть наиболее адекватное отражение воли неба в воле народа. Это дает основание говорить о некотором демократизме Мэн-цзы. Он представлял мироздание состоящим из «ци», понимая под этим жизненную силу, энергию, которая в человеке должна быть подчинена воле и разуму. «Воля – главное, а ци – второстепенное. Поэтому я и говорю: «Укрепляйте волю и не вносите хаоса в ци». Наиболее характерный момент учения Мэн-цзы – его тезис о прирожденной доброте человека.

Мэн-цзы был не согласен с теми, кто считал, что человек от природы злой или занимает нейтральную территорию между добром и злом. Прирожденность стремления любого человека к добру этот мыслитель доказывал тем, что всем людям от природы свойственны такие чувства, как сострадание – основа человеколюбия, чувство стыда и негодования – основа справедливости, чувство правды и неправды – основа познания.

Недоброта абсолютно противоестественна человеку. Она может быть вызвана только особо страшными условиями, например, голодом, неурожаем, смертью очень близкого человека.

Сюнь-цзы

Сюнь-цзы-это еще один великий мыслитель древности. Когда умер Мэн-цзы, Сюнь-цзы было около двадцати лет. Но, к сожалению, об их возможных встречах нам ничего не известно. Сюнь-цзы получил хорошее образование. В центре его внимания- проблема человека и общества.

Однако нельзя сказать, чтобы Сюнь-цзы совершенно пренебрегал размышлением о мироздании. Напротив, его картина мира – основа его этико-политического учения. Это позволяет всерьез говорить о Сюнь-цзы как о философе.

Материализм Сюнь-цзы выражается и в его учении о человеке: в человеке «сначала плоть, а затем дух». Сюнь-цзы в отличие от Мэн-цзы учил, что человек от природы зол. Он считал, что человеком прежде всего движет инстинкт. По мнению Сюнь-цзы, человек от природы алчный и эгоистичный. Если бы люди от рождения были добрыми, тогда не нужны были бы ни законы, ни долг, ни права, ни обязанности, ни государственная власть.

Сюнь-цзы утверждал, что люди просто вынуждены уживаться друг с другом, но все это только в их собственных интересах.

Основные принципы учения Конфуция

Конфуция мало интересуют проблемы материального мира и космогонии. В центре его учения-человек, его нравственное и умственное развитие и поведение. Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального человека.

В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал. Стержень мудрости-соблюдение ритуала, а сущность философии-его правильное объяснение и понимание.

Очень интересным моментом в учении Конфуция является его концепция «золотой середины». «Путь золотой середины» - один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели. И его необходимо использовать в управлении народом для смягчения противоречий (компромисс в социальном управлении). Умение находить середину всем не дано. Большинство людей или слишком осторожны, или слишком несдержанны.

Конфуций считал, что одна из основных задач человека - понять свое место в мире, «соединить свою силу с небом и землей». Это и есть истинное познание.

Конфуций утверждал, что знания должны быть дополнены рассуждениями, иначе они бесполезны. Его учение о знании подчинено социальной проблематики. Для Кун Фу-цзы знать – «значит знать людей». Познание природы его мало интересовало. Его вполне удовлетворяло то практическое знание, каким обладают те, кто непосредственно допускал возможность врожденного знания. Но такое знание встречается редко. Сам Кун Фу-цзы, по его словам, таким знанием не обладал. «Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех». А «за ними следуют те, кто приобретает знание благодаря учению». Учиться надо и у древних, и у современников. Учение должно быть избирательным: «слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему». Знание состоит как в совокупности сведений, так и в умении многосторонне рассматривать вопрос, даже незнакомый, в методе.

Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть учения, как она искажалась китайской бюрократией на протяжении многих веков.

Китайская цивилизация основывается на конфуцианском учении (если точнее - на даосизме, конфуцианстве, китаизированном буддизме), а также своеобразном стиле мышления и менталитете китайцев. Взгляды Конфуция по сегодняшний день являются характерной чертой общей и политической культуры Китая, составной частью культурной матрицы дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле, названная именем конкретного человека.

Конфуцианство - одно из древнейших, распространенных и авторитетных социально-политических и этических учений Дальнего Востока. Оно носит имя своего создателя - всемирно известного китайского социального мыслителя Конфуция.

Конфуций родился в 551 до н. э. в царстве Лу (г. Цюйфу китайской провинции Шаньдун), умер там же в 479 до н. э. В соответствии со смыслом и словами древнего песнопения о Конфуции на Востоке его уважительно называют «наставник десяти тысяч поколений!» На усыпальнице великого учителя Китая в его родовой усадьбе в г. Цюйфу древней вязью выведены сохранившиеся слова: «Могила явившего Великое Свершение Высочайшего мудреца, Властителя Просвещения». Суть конфуцианства в целом сводится к пяти основным постулатам: гуманности, справедливости, учтивости, мудрости, искренности.

Конфуцианство оформилось в VI-V вв. до н. э. Истоки учения нисходят к китайским религиозно-мифологическим и художественно-этическим канонам конца II - начала I тыс. до н. э., отраженные в сборниках «Шу цзин» и «Ши цзин», а также к школе ученых-интеллектуалов, сохранявших древние предания (кит. жу цзя: жу-учение, название школы китайских ученых интеллектуалов, чьи идеи обобщил и развил Конфуций). Учение Конфуция (латинизированная форма кит. Кун-Цю или Кун Фу-Цзы означает «учитель Кун») было не только (спустя несколько веков после его смерти) возведено в ранг официальной идеологии, но и по сегодняшний день является сущностной характеристикой культуры Китая: до 1912 г. - китайская официальная идеология, до 1949 г. - духовная доминанта, в современных условиях - основа китайской национальной идеи.

Конфуций стал первым в истории Китая выдающимся профессиональным преподавателем и организатором сообщества интеллектуалов (имел несколько тысяч учеников и, по преданию, подготовил три тысячи ученых). Известно, что Конфуций первым в Китае выступал за всеобщее образование, а также за признание работы учителя особой специальностью, если не особым образом жизни.

Есть основания полагать, что Конфуций встречался с Лао-Цзы и был знаком с его учением. Лао-Цзы - легендарный основоположник даосизма, вероятный автор «Книги о дао-пути и благой силе». Книга высоко оценивает простоту и безыскусственность древности, противопоставляя ее конфуцианской этике иерархии и ритуала. «Дао» Лао-Цзы означало отказ от достижений цивилизации и требование возвращения к естественности, бесхитростной простоте жизни предков. Среди позитивных аспектов учения - протест против войн и насилия, идея самосовершенствования, обеспечения хорошей жизни народу и др.

Просветительско-педагогическая доктрина Конфуция основывалась на демократическом принципе равных возможностей: минимальной платы за обучение со стороны неимущих (связка сушеного мяса). Хорошо знал работу государственных органов - одно время являлся первым советником в царстве Лу (провинция Шаньдун), много путешествовал со своими учениками по Китаю. С самого начала конфуцианство отличалось социально-этической направленностью и стремлением сближения с государственной службой. Будучи человеком, близким к политике, он стремился создать учение прежде всего для людей, имевших отношение к политике, к государственной службе.

Поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек - мир» и тем более «человек - космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек - общество». Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок - космический и нравственный. Такой подход позволил создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

Существенное место в конфуцианстве отводится вопросу о взаимоотношениях правителя и народа. Одна из максим конфуцианской теории управления состоит в требовании «ценить народ». Важны положения о том, что народом надо управлять «великодушно», а кормить - «милостиво», что народ сначала нужно обогатить и только потом учить. Все это выражается понятием «человеколюбие».

Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике «Лунь юй» («Беседы и беседы», составленного учениками после смерти Конфуция), является принцип добродетели - «дэ». Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию, управляющие верхи должны быть совершенными («цзюнь-цзы» - благородные) и подчинены строгим нормам ритуала - «ли», чувству долга, справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Мудрый, благородный руководитель всегда идет путем («дао» - путь, служение) выполнения долга и готов к отставке. «Если выдвигать справедливых, устранять несправедливых, народ будет повиноваться».

Конфуций выделил идеал государства, в котором при наличии сакрального руководителя важную роль играют интеллектуалы, просвещенные чиновники. Конфуцианцы были твердо уверены в том, что политика определяется не качеством применяемых законов и средств управления, а качеством действующих в ней людей. Понятие «жэнь» («гуманность» и «человечность»), которое в докон- фуцианский период распространялось в основном на сферу этического, межличностных отношений, в трудах Конфуция приобретает политический характер. Понятие «жэнь» стало включать и различные аспекты политического управления, направленного на поддержание общественной гармонии ненасильственными методами. Именно Конфуций сформулировал известную этическую максиму:

«Владеть собою настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желали бы, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием. Выше этого нет ничего». Эта идея значительно позже была озвучена в трудах многих известных мыслителей, включая И. Канта.

В конфуцианстве смысловой центр переносится с Божественного осмысления бытия «Пути неба» на «Путь человека». Признавая Божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве. Этот порядок предполагает пять разнородных отношений: властителя и подчиненных, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего, друзей. В первых четырех из них должно быть повеление, с одной стороны, и полное подчинение - с другой. Властвовать следует справедливо и с благоволением, подчиняться же правдиво и искренне. В дружбе же руководящим принципом должна быть обоюдная добродетель. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он уподоблял государство гигантской семье: царь («сын неба»)- отец, старшие братья - чиновники, младшие - его работники. «Сяо жэнь» - маленький человек или человек с маленькой буквы, «Жэнь» - средний человек, потенциально могущий стать по положению и своим качествам как «маленьким человеком», так и выше - «цзянь-цзи».

Цель государства и царской власти - общее благо семьи, общества. Изображаемая Конфуцием социально-политическая структура строится на принципе неравенства людей: «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «лучшим», «старшим». Тем самым обосновывалась аристократическая концепция правления восточного образца. Наряду с нравственностью Конфуций отмечает большое значение четкой организации и формализации естественной деятельности, с тем чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту. Он обращал внимание на важность использования принципа «исправления имен»: приведения обозначения различных статусных групп общества в соответствие с их реальностью. Особое значение Конфуций придавал концепции «следование среднему пути» («чжун юн»), или «учению о середине», предостерегал от увлечения крайностями.

Изображаемая Конфуцием социально-политическая структура строится на принципе неравенства людей: «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «лучшим», «старшим». Тем самым обосновывалась аристократическая концепция правления восточного образца. Вместе с тем не следует забывать, что в основу своего социально-этического учения Конфуций заложил принцип постоянного совершенствования всех его участников по мере взросления, в силу обучения, воспитания и др. Одно поколение (20 лет) следует за другим, три поколения составляют 60-летний цикл, который входит в еще более крупную циклическую составляющую (300 лет). Процессы самосовершенствования, осмысления и достижения порядка (ритуала) сгановятся, по сути, бесконечными. Во времена Конфуция и позже считалось, что к 30 годам у человека формируется частный интерес, к 40 годам исчезают сомнения (разум дает знание образца, ритуала), к 50 он узнает волю Неба (стандарт наказаний и возна!раждений),

к 60 способен чувствовать естественный ход вещей и к 70 его желания и желания Неба совпадают в личной воле.

Наряду с нравственностью Конфуций отмечал большое значение четкой организации и формализации естественной деятельности, с гем чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту. Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихся веками обычаев, определявших каждый шаг китайцев,-«ли», пример же в их исполнении должны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что он достаточно скептически относился к попыткам управления посредством создания новых жестоких законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления. Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и острых социальных конфликтов. Конфуцианцы (и даосцы) не были против законов и уголовных наказаний, но не считали их основным средством управления. Они придавали особое значение ритуалу и его правильному применению.

За добродетели и усердие, по конфуцианским нормам, полагалась долгая жизнь, здоровье и богатство в этом мире и добрая намять после смерти. Особое значение придавалось добродетели бережливости, которая закреплялась в статусе «благородного человека».

«Жэнь» - человек, гуманность, высший вид, моральный идеал, цель воспитания, благо;

«Ли» - ритуал, обряды, социальные нормы - путь к «жэнь»;

«Тянь » - концепция неба; «Тянь чжи» - воля неба; «Чжи» - разумность, знание;

«Вэнь» - просвещенность, чувство гармонии, древняя культура;

«Шэн» - совершенная мудрость, гуманность высшего порядка;

«Дао» - путь (служение, деяние, способ управления государством);

«И» - долг, справедливость;

«Дэ» - добродетель, благая сила;

«Чжун» - преданность: к вышестоящим, стране;

«Ди» - братская любовь; «Сяо» - почтительность сына; «Кэ цзи» - уважение старшим, преодоление себя;

«Цзюнь-цзы» - благородный муж;

«Вэнь» - образец;

«Чжэн мин» - исправление имен;

«У вэй» - неактивное, непреднамеренное действие, «вэй» - творить добро;

«Жан» - уступчивость (не только по правилам ритуала), но и в политике;

«У лунь» - пять семейных добродетелей.

«Инь» (темное, податливое, мягкое, женское) и «Ян» (светлое, твердое, мужское). Это парная категория понятий: они не только сменяют, но и взаимозави- сят друг от друга и, соответственно, трансформируются. (Например, мягкая вода при давлении образует гидравлический столб. Временная уступчивость в политике не всегда означает слабость и т.д.).

Учение об управлении на основе справедливости рассматривается в его одноименном трактате («Мэн-Цзы»), в котором описывается образ грамотного чиновника, умеющего служить государству и народу, имеющего право и обязанность (разумеется, в рамках ритуала) критиковать правителя за неверные поступки. Мэн- Цзы вслед за Конфуцием использовал идеал «датун» - великого единения. Он писал о необходимости предоставления народу постоянного недвижимого имущества, участков земли для совместной обработки. Его идея «колодезных полей» предполагала деление большого участка земли (со стороной не менее мили) на девять квадратов, из которых восемь предоставлялись семьям для частного владения при условии того, что девятый (центральный) квадрат является общественной землей и плоды его обработки принадлежат правителю и идут на государственные нужды. Он полагал, что это явится важнейшим условием того, что в урожайные годы крестьяне будут сыты, а в неурожайные - смогут избежать смерти. Кроме того, тогда будет возможно «уделять внимание обучению в школах, внушать долг сыновней почтительности к родителям и уважение к старшим», а «правитель может побуждать народ стремиться к добру».

Сунь-цзы также обосновывал мысль «об обогащении народа» и «достатке для народа». В то же время он считал, что человек склонен к эгоизму, его следует научить контролировать свои чувства. Сюнь-Цзы предлагал правителю, чтобы он посредством не только ритуала, но и закона контролировал чиновников, выполнение ими своих функций и др. По мнению китайского мыслителя, именно четкие должностные инсгрукции помогут устранить как беспорядок в обществе, так и коррупцию. Он выступал за четкое определение социальных ролей (концепция «исправления имен)», за правильное распределение наград и обязанностей, рассматривал ритуал как социальный регулятор, образец («вэнь»). Сюнь-Цзы был первым конфуцианцем, попытавшимся совмещать ритуал с нормами права.

Другой важнейшей матрицей общественного сознания и политической культуры Китая наряду с конфуцианством выступает легизм - политико-правовая мысль. Одним из предшественников легизма был Мо-Цзы (479-400 гг. до н. э.), вышедший из школы Конфуция, но делавший акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение.

Сборник его изречений, названный именем самого просветителя - «Мо- Цзы», составлен в VI в. до н. э. В этом труде отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины и централизации государственной власти, идей социального равенства. Мо-Цзы осуждал аристократизм и ра

товал за реформы в интересах народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши. Мо-Цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов, что не всегда одобрял Конфуций. Со времен Мо-Цзы теория управления в Китае начинает все шире ассоциироваться не только с ритуалом («ли»), но и с наказанием («син») и законом («фа»).

Основателем легизма считается Шан Ян (390-338 гг. до н. э., правитель области Шан, автор исследования «Книга правителя области Шан»). Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие - земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция - тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием «фа», а не ритуалом «ли», и навести порядок. (Латинизированное название школы («фа» - порядок) - «легизм»). В трудах «легистов» государство рассматриваюсь как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия."

К видным представителям школы легистов относят и Хань Фэй-Цзы (280-233 гг. до н. э.).

Сборник, названный его именем («Хань Фэй-Цзы»), состоит из 55 глав (разделов) об искусстве управления государством. Основные идеи: «Люди по природе эгоистичны и реагируют только на наказания или награды»; «Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена с аристократией и министрами»; «Правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем»; «Порядок в обществе достижим только в том случае, когда “имена” соответствуют реальности»; «Подобно тому как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении».

Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-Цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Он выделял главные факторы, влияющие на эффективность управления: закон «фа», власть, или сила «ши», и политическое искусство «шу». Благодаря ему в политическую мысль и науку вошел тезис о том, что «закон, власть и политическое искусство - три главные составляющие эффективного управления государством». 2 Со времен синтеза легизма и конфуцианства знание и уважение законов

и правил политического менеджмента считается обязательным для политолога и политического деятеля так же, как и норм ритуала и культурных ценностей каждого народа.

Легизм был главной силой, противостоявшей конфуцианству именно в сфере политики. Теоретические положения легизма были во многом противоположны конфуцианскому учению. Если Конфуций и его последователи исходили из идеальной теоретической модели управления государством, то легисты исходили из реальных требований времени. У легистов не было единого учителя, среди сторонников этой школы в основном были практики: политики, министры, реформаторы. Они явились инициаторами введения круговой поруки, цензората, рангов знатности и др. Представители легистской школы впервые разработали концепцию регулирующей роли государства в стабилизации рыночных цен и др.

После II в. до н. э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе как принципы легизма, так и конфуцианства. В результате сложного и длительного исторического процесса в Китае возникло неоконфуцианство, учитывавшее и правовую сторону развития общества, однако отдавая приоритет этическим нормам. Долгое время конфуцианство определяло легитимность власти моральными категориями. Сложносоставное сочетание легистских методов и конфуцианских идеалов на протяжении многих веков во многих случаях обеспечивали китайским политикам и управленцам как необходимую эффективность их деятельности, так и стабильность сообщества.

Многие исследователи обращают внимание на то, что конфуцианство было единственно сложившейся и апробированной системой идей и институтов, посредством которых можно было наладить управление огромной страной и обеспечить необходимые и желаемые прочность и стабильность. Ни даосизм, ни буддизм с их приматом религиозного, эмоционального начала, смутными идеалами социальной справедливости и нередко лишь плохо скрываемым пренебрежением к проблемам социальной политики и администрации для этой цели не годились. В многовековой истории Китая конфуцианство всегда играло роль утверждающего начала, тогда как даосизм - отрицающего. Можно сказать, что каждый китаец - конфуцианец, когда он процветает и трудится, и даос, когда на него сваливаются несчастья и он начинает вести себя стихийно и эмоционально. Конфуцианство всегда выходило на первый план в период мира и созидания, а даосизм пытался занять его место в период смутных времен и неурядиц.

Исторически в Китае состоялся успешный синтез трех основных религиозно- идеологических систем. Он проявляется в том, что конфуцианство стало абсолютно преобладать в сфере этики, семейных и социальных отношений. Его догматы, культы, принципы довлели над каждым китайцем от колыбели до успокоения. Однако одно только конфуцианство было чересчур рационалистичным. В сфере верований, суеверий, сонме богов и божеств, при отправлении магических обрядов на первое место выступал даосизм. Наконец, проблемы спасения души, погребального ритуала, развития всей монастырской культуры брал на себя буд дизм.

Особенность древних китайских политологических и культурологических текстов состоит в том, что в этих источниках собственно политические, государственно-правовые элементы знания не всегда четко выделены. Древний Китай - крупнейший очаг цивилизации и культуры мирового значения - в течение веков сохранял относительную замкнутость, нерасчлененность своих социально-экономических структур, политических институтов, а также патриархальный характер общественных отношений, семьи и быта, особый менталитет. Все это нашло отражение в текстах, поражающих нас своей самобытностью, глубиной содержания, образностью, метафоричностью, далеко не всегда понятной европейскому читателю. Они отличаются мудрой таинственностью суждений, импровизаций, аналогий, мистичностью обращений к небу, стихиям, богам; восточной созерцательностью, терпеливостью и покорностью власти; уважительностью к старшим, почти религиозным почитанием учителя; преклонением перед природой; призывают к необыкновенному упорству в труде; философскому отношению к смерти. Эти тексты имеют системное, мировоззренческое значение.

В дискурсе политической культуры Китая представляет особый интерес учение «цзин цзи», означающее упорядочение-гармонизацию мира с целью вос- помоществования народу.

Оно было разработано в трудах Лю Шао (III в. н. э.) - трактат «О человеческом существе», Ли Гоу (XI в. н. э.) - сочинение «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» и др. В основе учения - идеалы Конфуция: приносить пользу потреблению народа, приводить в гармонию благодать в человеке, улучшать жизнь народу. Значительное место в учении отводилось проблемам экономики: обсуждению проблем обогащения государства. В духе принципа «золотой середины» говорилось о необходимости разумной экономии (экономики и управления), недопустимости чрезмерных налогов, рационального перераспределения средств в государстве и т.п.

Максимы учения «цзин цзи» по «успокоению народа»’

1 Искусство властвовать // Ли Гоу. План обогащения государства. План усиления армии. План успокоения народа (XI в.) / пер. с кит. Лапиной З.Г.; Лю шао. О человеческом существе (III в.) / пер. с кит. Г.В. Зиновьева Серия «Каноны». - М., 2001. - С. 26-27.

В современном китайском языке понятие «цзин цзи» имеет значение «экономика». В отличие от английского «economy», который неотделим от осмысления собственно экономической жизни, «цзин цзи» включает не только экономический аспект, но и духовно-этический. Думается, что генезис учения «цзин цзи» как комплекса единого целостного знания (включавшего и экономический аспект в качестве его составляющей) о поддержании жизни, дарованной Космосом (Небом), на основе рационально-этических принципов имеет существенное воздействие на генезис культуры Китая. Само бытование термина «цзин цзи» в политической культуре Поднебесной дает всем нам важное основание поразмышлять о причинах успехов и достижений современного Китая. Можно с уверенностью сказать, что, осуществляя реформы и обсуждая проблемы социально-экономического развития уже в современном значении этого термина, китайское руководство и элита решают собственно «экономические» проблемы по традиции в более широком жизненном контексте общества. Генетическая память, заложенная далекими предками в традиционную культуру Китая, ограждает потомков от различных крайностей и непродуманных решений. Характерно, что «цзин цзи» имеет значение бережливости, экономности в самом высоком смысле как соблюдение меры в потреблении природных ресурсов, продуктов труда и жизненной энергии самого социума и составляющих его людей как единого целого.

По сути, этико-политические идеи и нормы конфуцианства представляюттео- рию управления с помощью добродетели на основе «человеческих отношений», отдельные принципы которой последние десятилетия активно внедряются и в передовых корпорациях Запада. Развитие производства, экономное, бережное расходование средств, устранение злоупотреблений и забота о работниках - вот его культурно-экономическое кредо. Причем труд в конфуцианстве считается необходимым для обустройства как реального, так и в какой то степени потустороннего мира, поскольку они связаны рациональными, этическими принципами.

Конфуцианство явилось особой разновидностью рационализма. Если в основе протестантского рационализма лежали личностные, патримониальные отношения, то в конфуцианстве - «обряд» справедливости. И конфуцианец, и пуританин - люди «здравого смысла». Однако между ними есть различия. Если деятельность пуританина обусловливалась во многом энтузиазмом отдельной личности, то жизнь конфуцианца сковывалась ритуалом традиции и клановых отношений. Устойчивость социальных отношений в конфуцианстве в качестве их обратной стороны могла выступать тормозом при решении производственных задач, если они не инициировались передовой элитой.

Среди ученых и политиков активно обсуждается вопрос о совместимости идей демократического развития общества с конфуцианством. Многие исследователи, в т.ч. и С. Хантингтон, полагают, что традиционное конфуцианство следует считать скорее авторитарной концепцией, чем демократической, несмотря на его гуманистические принципы. Другие, например Ф. Фукуяма (в работе «Конфуцианство и демократия»), пытаются рассмотрев те сферы китайского общества, где конфуцианство не противоречит демократии. Среди них: традиционная конфуцианская сисгема государст венных экзаменов для отбора претендентов на должности в госаппарате; внимание к образованию (высокий образовательный уровень является важной основой демократического развития); роль большой семьи как своеобразного института предгражданского общества; значение базовых ценностей семьи и их распространение на все сообщество и управление; определенная толерантность конфуцианства и его открытость к новациям и др.

Конфуцианские принципы сыграли также важную роль в формировании китайской экономической стратегии. Среди них: опора на собственные силы и поддержка национальных производителей, развитие разных форм собственности. Можно особо отметить принцип «срединности», включающий, например, сочетание идей модернизации с интересами развития китайского общества, вхождение Китая в мировой рынок при защите национальных интересов и культуры, наличие в стране единого центра управления хозяйства и его гибкие отношения соподчинения с региональными субъектами и др. Все сказанное во многом свидетельствует о богатых возможностях конфуцианства в целом как диалектической системы традиционных принципов развития китайской культуры и цивилизации, которые всегда открыты для многообразных модификаций и трансформаций в соответствии с очередными вызовами эпохи и времени, но всегда на национальной почве.

Следы конфуцианской политической культуры (экзаменационная и контрольная служба наряду с наличием западного разделения власти на три ее «ветви»: законодательную, исполнительную и судебную) отчетливо прослеживаются в Конституции Республики Тайвань. В Конституции в ст. 84 говорится, что на Тайване «Отбор государственных служащих проводится на основании открытых конкурсов». В ст. 85 декларируется, что «никто не может быть назначен на государственную должность без прохождения экзаменов». Палата контроля на Тайване является, как говорится в ст. 90, «высшим государственным контрольным органом, осуществляющим полномочия по представленным на ее рассмотрение делам по импичменту, порицанию и аудиту».

В современных условиях конфуцианство является нс только общепризнанной дальневосточной социально-этической доктриной, но и может рассматриваться как этическая основа для обоснования развития принципов толерантности в межцивилизационных отношениях глобализирующегося мира.

Конфуцианское учение в определенной степени затронуто ностальгией по идеальному представлению о древних временах, когда государь-правитель, почитавшийся народом как самый добродетельный и мудрейший человек, имел обыкновение избирать себе в преемники самого добродетельного и мудрого из своих подчиненных. Все, о чем писал и чему учил Конфуций, опиралось на мудрость древних китайских обычаев и их соответствующую трансформацию. «Передаю, а не создаю, - говорил он. - Верю в древность и люблю ее».

Конфуций и его последователи интерпретировали нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, в которой они жили. у Викулин С.Ю. Представления Конфуция о сущности человека // Гуманитарий. Историяи общественные науки. Вып. 4. - М., 2002. - С. 408-247. Подобный синкретизм наблюдается и в Японии, где наряду с конфуцианством органично сосуществуют синтоизм (вместо даосизма) и буддизм.

  • Конституция Китайской Республики. Гл. 8. Экзаменационная система. - Правительственное информационное бюро Китайской Республики. - М.: МК-Сервис, 1998. - С. 25или в Интернете: htpp://www.giagow.tw. (Правительство КНР, как известно, считает о. Тайвань частью единой китайской территории и нации).
  • Конституция Китайской Республики. Гл. 9. Экзаменационная система. - С. 27.
  • Hall D.L., Ames R.T. Thinking through Confucius. - N.-Y., 1987. - P. 2Ф-26.
  • Афоризмы старого Китая / пер. с кит. - М., 1991. - С. 15-25.
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки Украины

    Одесский национальный экономический университет

    Конфуций и конфуцианство

    Одесса - 2014

    План

    Введение

    1. Конфуций

    2. Конфуцианство

    3. Роль конфуцианства в современном мире

    Заключение

    Введение

    Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится к - "китайской церемонии". Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства.

    В конфуцианстве понятие "ли" ("этика-ритуал"), охватывающее родственные понятия ("правила поведения", "обряд", "обычай", "благопристойность" и др.) стало высшим символом ритуализованной этики, превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже идеализированного, социального устройства и поведения человека: "Правитель руководит подданными посредством ли", "Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли, поднебесная вернется к гуманности".

    Невычлененность этики из синкретического комплекса норм, охватывающая мораль, обычаи, право, обряды, церемонии, ритуалы и т.п. и ее практическое слияние с ритуалом и с "моральной теорией человеческих действий", помогли конфуцианству, этому вначале чисто философскому учению, постепенно овладеть и религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только разум, но и веру. С обретением мощных социальных и духовных санкций официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина.

    Социальное функционирование этих норм представляло собой жесткий автоматизм обретенного с колыбели стереотипа. В этом и состояла главная сила "китайских церемоний", четко предписывавшихся каждому китайцу в соответствии с его статусом, который, мог меняться. Но в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он вольно или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем незыблемых принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.

    1. Конфуций

    Конфуций - главный основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. В 551 году до н.э. третья женя родила Конфуция.

    Поначалу, жизненный путь Конфуция был полон трудностей и лишений. В частности, Конфуций рано лишился отца, тогда ему шёл всего третий год. В детстве Конфуций был необыкновенно послушным ребёнком, почтительным к старшим, не по возрасту рассудительным. В школе он затмил всех учеников своим прилежанием, кротостью, активностью, скромностью и успехами в учении, и на 17-ом году жизни был назначен помощником своего учителя. После школы Конфуций некоторое время жил в бедности, работая надзорным за качеством продуктов на рынках и в лавках, и часто был вынужден изыскивать средства на пропитание, но на 19-ом году жизни он женился на девушке из знатной семьи. Через год у них родился сын Ли, а позднее - дочь. Вскоре князь города назначил добросовестного Конфуция инспектором пахотных полей, лесов и пастбищ. Под управлением Конфуция быт земледельцев изменился к лучшему.

    В 528 году до н.э. Конфуций потерял мать и по существовавшему обычаю на три года ушёл в отставку в знак траура. За эти годы он изучил множество различных священных книг древности и на их основе разработал своё собственное учение, центральной идеей которого было управление на основе правил поведения. Вскоре он превратил свой дом в настоящую Академию. Весть о мудрости юного Конфуция распространилась на соседние княжества. Он совершил немало поездок к правителям соседних китайских царств и некоторое время жил в провинции Чжеу. Кун Цю старался на деле применять все высказываемые и проповедуемые им правила нравственности. Так, получив как-то в подарок от одного князя 1000 мер риса, он не стал благодарить его, а роздал рис беднякам, сказав: "Он ожидал моей благодарности, теперь же благодарных - сотни".

    На 44-ом году жизни Конфуций был назначен правителем резиденции в княжестве Лу, а в возрасте более 50-ти лет в течение трёх месяцев занимал в Лу должность начальника судебного приказа. "Преступник-простолюдин чаще бывает, невиновен по той причине, что не знает своих обязанностей, " - говорил он. - "Наказывайте смертью тех, кто заслужил того за вину важную и сознательную. Сперва надо учить народ, и тогда уже в случае сознательного неповиновения наказывать его". Однако большинство правителей того времени относились к реформам Конфуция с ледяным равнодушием; они верили только в силу оружия.

    В 66 лет Конфуций потерял супругу. Последние годы жизни он всецело посвятил занятиям с учениками.

    Перед смертью Конфуций впал в сон и после семидневного бессознательного состояния скончался на 73-ем году жизни в 479 году до н.э.

    Конфуций занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и не было доведено до конца - то вследствие утонченности самой идеи, то в результате противодействия его врагов.

    Мудрость снискала Конфуцию большую славу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать его учениками.

    Путешествуя из одного царства в другое, Конфуций сокрушался: "Не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать моим учеником". Спустя почти 300 лет его учение (конфуцианство) стало официальной религией Китая, сам он был объявлен святым, а место его захоронения стало местом национального паломничества.

    Мудрость Конфуция сохранилась в его книгах: "Да-сюе" ("Великое Учение") - учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; "Чжун-юн" ("Книга о середине") - учение о гармонии и чувстве меры; и "Лун-юй" - книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников.

    конфуций этика гармония государство

    2. Конфуцианство

    Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н.э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

    С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

    Как целостное этико-религиозное учение, конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом.

    Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий.

    1. люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются.

    2. люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями.

    3. люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать.

    4. люди прямодушные и истинно добродетельные.

    5. люди, совершенные во всех отношениях.

    То есть человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.

    Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д.

    Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т.н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

    Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тянь цзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять".

    Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

    Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений.

    Реформированное конфуцианство эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (2 в. до н.э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами даосизма, укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 до н.э. при императоре У-ди оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет, поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7-8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768-824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.

    Буржуазный реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники в конце XIX - начале XX вв. предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися в связи с развитием капиталистических отношений в стране условиями общественного бытия.

    В период движения 4 мая 1919 с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, конфуцианству был нанесён сильный удар.

    Тем не менее, даже после создания КНР конфуцианство продолжает оказывать некоторое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма.

    3. Роль конфуцианства в современном мире

    На сегодняшний день, когда на Планете непрерывно обостряются различные конфликты и кризисы, в учении конфуцианства нуждается не только Китай, но и весь мир. К такому единому мнению пришли ученые из 22 стран и регионов.

    Конфуций - великий древнекитайский мыслитель, философ и просветитель. Его учение проповедует человеколюбие и управление государством и народом на основе добродетели, делая акцент на уважении ритуала и нравственно-этических норм.

    Изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур.

    Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий. Нравственно-этические нормы, выдвинутые Конфуцием тысячи лет назад, помогут сплочению всего современного человечества.

    В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире.

    Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на функционирование глобального рынка.

    Заключение

    Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н.э.) стали управлять китайской конфуциальной интерией.

    Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели.

    Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

    Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и - от имени неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора "сына неба" управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника - из центра Мира, Китая.

    Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

    Список использованной литературы

    1. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001.

    2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб: Питер, 2005.

    3. Соколов В.А. Культурология. Серия "Шпаргалки". Ростов н/Д: Феникс, 2004.

    4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.

    5. Запад и Восток: традиции и современность. - М., "Знание", 1993.

    6. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Изучение жизненного пути и творческой деятельности Конфуция, выдающегося философа Древнего Китая, заложившего основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Характеристика социального идеала Конфуция - "цзюнь-цзы" - гуманного человека.

      реферат , добавлен 22.06.2010

      Жизненный путь Конфуция, древнекитайского мыслителя, основателя конфуцианства - государственной религии Китая. Его философские убеждения. Государственный порядок в учении Великого учителя. Идеи социальной гармонии и воспитания человеческих характеров.

      реферат , добавлен 29.01.2014

      Древний мыслитель и философ Китая. Систематизация литературного наследия прошлого Ши-цзин (Книга Песен). Золотое правило этики Конфуция. Пять постоянств праведного человека. Главные духовные наследники Кун-цзы. Ортодоксальная интерпретация конфуцианства.

      презентация , добавлен 21.11.2013

      Личность и судьба Конфуция, влияние на формирование его взглядов происхождения. Роль конфуцианства как самостоятельной идеологической системы и школы на развитие китайской философской мысли. Учение Конфуция о человеке, об обществе, о государстве.

      реферат , добавлен 01.12.2013

      Личность Конфуция. Биографический потрет. Основы философских взглядов. Конфуцианство. Китай. Схема государственного устройства. Вежливость и правила. Человеколюбие. Порядок и гармония. Суждения Конфуция о государстве. Концепция истинного правления.

      творческая работа , добавлен 15.06.2008

      Исследование жизненного пути и философских взглядов Конфуция, которому принадлежит особая роль в формировании культурной традиции Древнего Китая. Социально-этическая доктрина: учение о человеколюбии и правилах нравственного поведения. Учение о ритуале.

      реферат , добавлен 13.10.2011

      Сущность религиозного, этико-философского учения Конфуция. Качества благородного мужа. Категории, на которые были разделены люди согласно теории конфуцианства. Добродетели, которыми должен обладать человек - долг (или справедливость) и гуманность.

      презентация , добавлен 23.12.2013

      Развитие духовной и политической жизни Китая. Три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Книга перемен. Основные понятия конфуцианства. Основные темы в философии Конфуция. Концепция идеального человека. Судьба человека по Конфуцию.

      презентация , добавлен 23.05.2015

      Ознакомление с ключевыми моментами биографии Конфуция. Рассмотрение ученического пути мудреца, освобождения от сомнений, следования Ритуалу. Описание философской теории Конфуция, создание создать идеала рыцаря добродетели, идеи покорности сверху донизу.

      презентация , добавлен 05.05.2015

      Начальный этап конфуцианства. Главный элемент в учении Конфуция - концепция Жэнь (человечность), которая опирается на идеальные человеческие взаимоотношений в семье, обществе, в самом государстве. Благородный муж в Учении Конфуция, его качества.

    Министерство образования и науки РФ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

    Исторический факультет

    Кафедра политологии, истории и регионоведения

    ЭССЕ ПО ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ НА ТЕМУ:

    «ИДЕИ КОНФУЦИАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

    Выполнил: студент 1 курса

    Направления «Политология»

    Лопатин Сергей гр. 07111.

    Идеи конфуцианства вызвали у меня особый интерес, так как эти этико-правовые нормы получили широкое распространение в мире.

    Проблема функционирования конфуцианской традиции в современном мире является столь же актуальной, сколь и малоизученной. Безусловно, на состояние научных исследований этой проблемы оказала сильное влияние нерешенность ряда фундаментальных проблем общего характера, связанных с историей даосизма как сложного и влиятельного компонента духовной культуры традиционного Китая.

    Вместе с тем необходимость оценки роли конфуцианства в современном китайском социуме осознана в мировом китаеведении уже давно. Необходимо отметить, что изменения, переживаемые конфуцианской традицией в XX в. , оказались глубокими и всесторонними, затронувшими все аспекты и уровни конфуцианства, включая конфуцианские институты, характер социального функционирования, доктринальное содержание учения и религиозную практику.

    Вместе с тем, конфуцианство во многом сохранило свою жизнеспособность и основные положения доктрины и в настоящее время. Поэтому он остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока как непосредственно, так и опосредованно.

    Конфуцианство (кит. жу цзя, жу цзяо - школа ученых-интеллектуалов, учение ученых-интеллектуалов) - кит. классическая философия. Конфуцианство возникло в 6 в. до н.э., впоследствии распространилось в странах Дальнего Востока (Япония, Корея, Вьетнам), наряду с даосизмом и пришедшим из Индии буддизмом получило статус одного из трех главных философско-религиозных течений (сань цзяо - три учения, три религии). Основатель - Конфуции, первым из древних китайских мыслителей определивший свое творчество под именем философии и назвавший себя философом (хао сюэ - любящий учение, любящий мудрость).В своем развитии конфуцианство прошло несколько этапов. Первый - раннее конфуцианство, включает учение Конфуция и его последователей Мэн-цзы и Сюнь-цзы. Второй - конфуцианство эпохи Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), представлено творчеством Лу Цзя (216-172 до н.э.), Дун Чжуншу (190/170-120/104 до н.э.), Ян Сюна (53 до н.э. - 18 н.э.), Бань Гу (32-92) и др. Третий - неоконфуцианство эпох Сун (960-1279) и Мин (1368- 1644)2.Мировоззренчески конфуцианство ориентировано в будущее с опорой на древность. Последняя в конфуцианстве получила собственную смысловую транскрипцию и преподносилась Поднебесной как образец, который сохранялся и постоянно воспроизводился в форме культуры (вэнь).Современное неоконфуцианство характеризуется, с одной стороны, стремлением к восприятию западных ценностей, с другой - обращением к моральной проблематике раннего конфуцианства. Унаследовав от предшествующего неоконфуцианства моральную доминанту в учении о бытии, космосе и познании, представители современного неоконфуцианства преобразовали ее в «моральную метафизику», сочетающую философские и религиозные идеи.На сегодняшний день, когда на Планете непрерывно обостряются различные конфликты и кризисы, в учении конфуцианства нуждается не только Китай, но и весь мир. К такому единому мнению пришли ученые из 22 стран и регионов, собравшиеся в родном городе древнекитайского мудреца Конфуция Цюйфу /пров. Шаньдун, Восточный Китай/ для участия во Всемирном конгрессе конфуцианства.

    В трехдневном Первом всемирном конгрессе конфуцианства, закрывшемся 29 сентября, приняли участие свыше 170 специалистов и ученых из 22 стран и регионов мира, включая Китай, США, Францию и САР Сянган и Аомэнь. Участники конгресса обсудили вопросы, связанные с ситуацией в области исторических исследований этого древнекитайского учения, его совеременной интерпретации, значения в наши дни, а также распространением в мире. Конфуций -- великий древнекитайский мыслитель, философ и просветитель. Его учение проповедует человеколюбие и управление государством и народом на основе добродетели, делая акцент на уважении ритуала и нравственно-этических норм. По словам замминистра культуры КНР Чжоу Хэпина, изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур.

    "Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий", - сказала профессор Института ориенталистики Академии наук Словакии Марина Карногурска. По ее мнению, нравственно-этические нормы, выдвинутые Конфуцием тысячи лет назад, помогут сплочению всего современного человечества.

    В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений, - отметил ректор Сянганского института конфуцианства Тан Эньцзя. Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на фукционирование глобального рынка, подчеркнул австралийский дипломат, член Международной ассоциации конфуцианства Рег Литтл.

    У меня возникает логичный вопрос: что же позволило Китаю сохранить социалистический строй в стране, а также стать самой быстроразвивающейся страной в мире? Многие исследователи дают однозначный ответ на этот вопрос – важным регулятором этого процесса явилась государственная идеология Китая, которая берет свой исток у древнекитайских философов. А за счет своего постоянства на всем протяжении истории китайцы смогли сохранить свою верность древним традициям.

    Сегодняшние поразительные успехи китайской экономики, о которых лет 50 назад никто не мог и мечтать, являются результатом не столько экономических концепций, сколько разумной и сбалансированной идеологии. В этом смысле Китай смог избежать характерного для западной культуры игнорирования духовных, идейных факторов в жизни общества, в том числе и в сфере материального производства.

    Одной из ведущих китайских философий является конфуцианство. Оно представляет собой теорию разумного управления и одновременно эффективную идеологию, позволявшую свести к минимуму общественные противоречия и обеспечить стабильное развитие. Она создавалась в период кризиса политической системы, когда стала очевидной недостаточность лишь внешних государственных законов, которые не затрагивали внутреннего содержания сознания человека .

    Действительно, фигура Конфуция и его учение неотделимы от всего Китая в целом. Кроме того, что конфуцианство признано официальной доктриной страны, так и сама личность Конфуция была канонизировано, потеряв часть истинных и обретя новые "идеальные" качества. А значит, если удастся разобраться в особенностях конфуцианства, то удастся понять и сам Китай, а также его народ.

    В современном Китае государственной идеологией уже более 2000 лет является неоконфуцианство, а именно синтез конфуцианства, даосизма и легизма. Однако, базой этого течения является именно учение Конфуция, так как только он смог объединить в своем учении характерные для китайцев традиции, а также умело подчеркнул те моменты, которые особенно значимы для стабильного и гармоничного развития китайской личности и китайского государства. Именно влияние этой философии мы и будем рассматривать в данной статье.

    На мой взгляд, одним из главных вопросов конфуцианства было управление государством. Конфуций посвящал ему множество своих рассуждений. В КНР политическая система имеет довольно интересную и оригинальную структуру, которая, по-моему, частично и обеспечивает столь значительный прогресс Китая на мировой арене. Поэтому в первой главе мы попытаемся разобраться в особенностях политического устройства Китая и, что самое главное, влияние учения Конфуция на это устройство.

    Для начала, я считаю нужным, определиться с тем, каких взглядов придерживался Конфуций по отношению к происхождению государства, что, на его взгляд, было опорой в его появлении и функционировании. Большинство ученых придерживается мнения, что Конфуций был сторонником патриархальной теории. Я не совсем согласен с этим мнением и позволю себе сказать, что во взглядах Конфуция прослеживалась и теологическая теория, то есть, это был некий синтез двух теорий.

    Конфуцианские ценности сегодня направляют стремительный порыв инновационных технологий в нужное русло и чётко, в соответствии с морально-нравственными социальными критериями, способствуют гармонизации развития современного китайского общества. Конфуцианство создаёт баланс между традиционными и инновационными силами. Благодаря этому развитие современного китайского общества становится более стабильным и гармоничным.

    Инновационное развитие китайской политико-экономической и социальной системы требует глубокого изучения традиционного уклада жизни китайцев, обращения к традициям конфуцианства.

    С начала модернизации в 1978 г. и до настоящего времени китайское общество претерпело коренные изменения. Китай переживает бурный подъём и успешное развитие различных отраслей политики, экономики и социальной сферы. Но за видимым благополучием стоят серьёзные испытания и проблемы, требующие безотлагательного решения. Противоречия в рыночной экономике, раскол китайского общества на богатых городских жителей и бедных крестьян, ориентация молодёжи на идеалы западной культуры - всё это затрудняет построение гармоничного общества. Конфуцианство вообще можно рассматривать как некую золотую середину между даосизмом с его аполитизмом и легизмом с его склонностью к четкому позитивизму и реальной политике. Судьба конфуцианства поначалу также складывалась непросто. После смерти Конфуция (479 г. до н. э.) синкретичное учение распалось на восемь течений. И только с приходом к власти второй императорской династии, а точнее императора Ву Цзы, властью было принято на вооружение конфуцианство в изложении Дона Чжоншу. Именно им был составлен канон классических конфуцианских текстов, что заложило основы официального учения. Все остальные конфуцианские течения были запрещены. Поэтому как официальная идеология всех императорских династий конфуцианство оказало большое влияние на китайское общество и рассматривается как центральный элемент традиционной политической культуры китайцев.

    В заключении я хочу сказать, что религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций.

    Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он заставляет расстаться с традицией прислуживания к Небу, а вместо этого старается объяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он основывался на взаимоотношения человека с человеком, личности и государства. Он утверждает, что человек должен с одинаковой искренностью и преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря словами великого Конфуция, «Государь должен быть государем, Сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

    Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в развитии общества. Культ семьи и клана, по-моему, держал многих не родственных людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось благодаря уважению к старшим. Также по-моему мнению с этим культом связано и то, что Китай в настоящее время занимает лидирующую позицию по численности населения среди всех крупнейших стран.

    В нынешнее время из учений Конфуция можно выделить большое количество пунктов. К примеру возьмем то же почтительное отношение к старшим. Уважение к старшим мы видим везде: в общественном транспорте, в магазине и других общественных местах. Если бы было учтивое отношение к старшим, то, мот быть и не было бы даже такого роста детской преступности, так как многие дети сейчас относятся к родителям неблагосклонно. Однако если бы это было как в Китае, где дети ради своих родителей были готовы на крайность, то они бы задумывались, каково будет их родителям после совершения преступных деяний. Я думаю что уважение к старшим в первую очередь должно воспитываться ещё в раннем детстве. Это постепенно приведет к воспитанию в детях патриотизма, чего сейчас так не хватает.

    Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовных исканий и подвижничества сотен поколений, не умерла и не может умереть. Конфуцианство, как часть и, может быть, самая важная часть этой мудрости, не потерял своей жизненности и сегодня. Заветы Конфуция обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.