Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности. Политическая деятельность. Формы и способы политического действия Политическая деятельность кратко

Деятельность - это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение их потребностей, на преобразование окружающего мира и собственной природы. Деятельность человека носит осознанный целенаправленный характер.

Политическая деятельность - это осознанные целенаправленные действия субъектов политики, преследующих индивидуальные, групповые цели и интересы. Она является прерогативой политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. При этом если политические профессионалы входят в государственные структуры, то их деятельность должна представлять собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы общества. Если же это деятельность субъектов политики, находящихся в оппозиции к правящему режиму, то она может преследовать совершенно иные цели и интересы.

Политическая деятельность связана с выражением и зашитой интересов определенных социальных групп. Поэтому действия отдельного индивида, преследующего личные или групповые цели, могут приобретать политический характер лишь по мере их включенности в общественную политическую деятельность.

Суть политической деятельности заключается в организации и управлении общественными отношениями при помощи институтов власти. Сама политическая система общества может функционировать и развиваться только благодаря политической деятельности. При этом функционирование политической системы складывается как из непосредственной деятельности субъектов политики, так и из опосредованного участия в политической деятельности людей, делегировавших свои полномочия представительным органам власти и другим политическим институтам.

Но нередко получившие от своих избирателей властные полномочия и уже сформировавшиеся политические институты власти игнорируют первоначальные обещания и таким образом нейтрализуют политическую деятельность большинства граждан страны. В результате политическая деятельность становится монополией политиков-профессионалов.

Важнейшими чертами политической деятельности являются рациональность, эффективность и легитимность. Рациональность предполагает выражение общественной потребности, целесообразности и научной обоснованности политических целей и способов их достижения. Эффективность - это реальные результаты политической деятельности. Легитимность - одобрение и поддержка политической деятельности гражданами страны.

Но в реальной жизни политическая деятельность может быть иррациональной, неэффективной и нелегитимной. Такой негативный результат политической деятельности зависит не только от профессиональных качеств субъектов политики и от наличия у них необходимых ресурсов, но и от их политической мотивации. Если правящая политическая элита своей политической деятельностью создает наиболее благоприятные условия для сравнительно небольшого слоя богатых людей, игнорируя интересы остальных (например, как это делается с начала 90-х годов XX в. в России), то для большинства граждан страны и общества в целом такая политическая деятельность будет иррациональной, неэффективной и нелегитимной.

Основные виды политической деятельности:

борьба за политическую власть и властные полномочия. Этот вид политической деятельности является одним из основных, так как обладание властью или участие в реализации властных полномочий дает субъектам большие возможности в достижении намеченных целей;

участие в формировании разработки и реализации политических решений;

деятельность в негосударственных политических институтах (партиях, общественно-политических организациях и движениях и других);

организация и проведение массовых общественно-политических мероприятий (митингов, демонстраций, забастовок, пикетов и пр.);

мотивированное неучастие в различных политических мероприятиях, например, как форма протеста против политики, не отвечающей интересам актора или его социальной группы.

В зависимости от направленности действий исследователи выделяют три основные группы политической деятельности58: 1)

деятельность в рамках самой политической системы, например взаимодействие между политическими институтами; 2)

действие политической системы, направленного на окружающую среду, например принятие управленческих решений с целью изменения отношений в обществе; 3)

действия окружающей социальной среды, направленные на политические институты власти, например выражение поддержки или недоверия правительству, участие в формировании институтов власти на выборах и другие.

Политическая деятельность делится на практическую и теоретическую. Каждый из этих видов деятельности определяется спецификой политического субъекта.

Политическое поведение - это качественная характеристика политической деятельности и политического участия; это то, как человек ведет себя в разных ситуациях, в разных политических событиях. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Но поведение всех этих субъектов политики неоднозначно. Одни спокойно дремлют в своих депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, а четвертые затевают потасовку со своими коллегами.

По-разному ведут себя и участники политического события. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи пытаются спровоцировать кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов и участников политики попадают под определение «политическое поведение».

Другими словами, все указанные выше субъекты и участники занимаются политической деятельностью или участвуют в политическом событии, но каждый ведет себя по-своему. Следовательно, политическое поведение - это способ проявления политического участия в политической деятельности.

По мнению Д. П. Зеркина, в политическом поведении проявляются прежде всего субъективно-субъективные отношения. Это выражение состояния самого субъекта в процессе действия. Тогда как в политической деятельности на первом плане находятся субъективно-объективные отношения, т. е. отношения, обусловленные видом деятельности59.

Политическое поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Остановимся на некоторых из них.

Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта или участника политического процесса. Например, для поведения В. В. Жириновского характерными являются такие свойства, как эмоциональная насыщенность, импульсивность, непредсказуемость, эпатаж; для В. В. Путина - рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие.

Личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен.

Адаптивное поведение. Связано с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна), стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя.

Ситуативное поведение. Обусловлено конкретно сложившейся ситуацией, когда субъекту или участнику политического процесса практически не остается выбора.

Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями политического актора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и многие другие величайшие мыслители не могли «поступиться принципами» и стали жертвами инквизиции.

Компетентность актора в политической ситуации или политических действиях как фактор поведения. Она проявляется в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать.

Поведение, обусловленное политическим манипулированием, когда ложью, обманом, популистскими обещаниями «принуждают» людей вести себя соответствующим образом.

Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Так, например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.

На характер деятельности и поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлеченности актора в политическую жизнь. Например, для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих - призвание и смысл жизни, для четвертых - способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в слабо осознаваемых (иногда стихийных) действиях толпы.

Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.

При обращении к изучению политической деятельности внимание сосредоточивается на динамичном аспекте политики — разнообразных действиях, направленных на реализацию политических целей.

Характерные черты политической деятельности:

- концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

Рассмотрение государства, его институтов в качестве основного средства решения этих проблем;

Использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Основные состояния политической деятельности:

- политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью — как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д.;

- политическая пассивность — вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

- рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

Объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;


Растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

Все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на реализацию политических целей, выполнение политических программ. Эти действия осуществляются в определенных формах.

Обычно выделяют две формы политического действия — мирную (ненасильственную) и насильственную. Для их реализации в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.

Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя.

Реформы в отличие от революций не предусматривают перехода власти от одного класса к другому и способствуют экономическому и социальному прогрессу, Следует отметить, что на Западе реформистские политические партии и тесно связанные с ними профсоюзы играли и играют огромную роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся, за что и пользуются их массовой поддержкой.

К мирным способам политического действия примыкает конформизм (от лат. con formis — сходный, подобный), т.е. при способленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют за любым политическим курсом, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету. В нашем обществе у многих людей конформистская позиция проявляется в формулах "я человек маленький", "моя хата с краю" и т.п.

К мирной, ненасильственной форме политического действия можно отнести парламентские способы и методы решения политических проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов, а также межпартийных, межгосударственных и межгрупповых переговоров.

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм .

Война — это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской, или межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц , есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Особенно опасны войны в наше время, время ядерного и химического оружия, когда любая локальная война может привести к мировому военному пожару.

Революция — это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической и политической структуре общества. Первым актом, знаменующим переход от одной общественно-экономической формации к другой, является революция политическая, т.е. завоевание политической власти революционным классом. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Иногда контрреволюция берет верх и революция терпит поражение (революция 1848 г. в Германии , Парижская Коммуна 1871 г., демократическая революция в 30-е rr. в Испании).

Американские социологи Л. Эдварс, Д. Питти, К. Бринтон утверждают, что существует некий "фатальный закон термидора", согласно которому каждая революция неизбежно перерастает в контрреволюцию и заканчивается реставрацией старых порядков. Название сформулированного ими закона происходит от Термидорианского переворота 27-28 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), свергнувшего якобинскую диктатуру и положившего конец Великой французской революции . В результате этого переворота были ликвидированы революционные завоевания и начался контрреволюционный террор.

Диктатура — система политического господства, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти отдельными группами или лицами, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции.

Исходя из последнего, диктатуру делят на революционную и авторитарную. Примерами революционной диктатуры могут быть якобинская диктатура 1793-1794 rr. во Франции, большевистская диктатура после Октябрьской революции 1917 г. в России; контрреволюционной — диктатура Кавеньяка во Франции в 1848 г., пиночетовская диктатура в Чили; авторитарной — сталинская диктатура в СССР.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор. Террор (от лат. terror — страх) — расправа с политическими противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий), использование различных средств для вызывания страха у политических противников, населения для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории. Помимо убийств используются шантаж, захват заложников, взрывы транспортных средств, зданий и др.

В последнее время широкое распространение получил международный терроризм, используемый в межгосударственных отношениях, а также между различными политическими силами, консолидирующимися в международном масштабе (разного рода левацкие организации, религиозные, националистические). В ряде республик бывшего СССР террористические методы стали довольно широко использоваться экстремистами националистического толка. Особенно часто они стали проявлять себя в Закавказье.

В процессе демократизации советского общества в ряде регионов используются стихийные формы массового политического действия: митинги, шествия, забастовки. Вместе с этими цивилизованными формами манифестации политических взглядов и различных требований имеется немало случаев и агрессивных действий толпы, приводящих к человеческим жертвам.

Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на экономический и политический кризисы, на ухудшение социального положения. Нередко стихийные массовые действия носят иррациональный (неразумный) характер. Они используются силами, стремящимися отвести от себя гнев людей и направить его против формируемого ими "образа врага". Их нередко используют нечистоплотные политики для того, чтобы нажить себе политический капитал.

Наиболее податливыми для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои, или люмпены. В древности их называли "охлосом" (чернью) в отличие от "демоса" (народа). Отсюда происходят и понятия "охлократия" — власть толпы и "демократия" — власть народа. Нередко толпа вовлекает в свои действия людей и с более высоким социальным статусом, в том числе и представителей интеллигенции.

Вместе с толпой выходят "вожди", которые обещают легкий путь решения экономических и политических проблем, используя при этом расовые, национальные, религиозные и другие предрассудки. "Вождям" нужна власть, которую они хотят получить с помощью толпы в условиях страха или недовольства масс существующим положением.

Проблема исследования психологии поведения толпы привлекла внимание социологов и политологов уже давно, в то время как у нас они только начинают получать распространение. В ней пытались разобраться еще в середине прошлого века Г. Тард, Г. Лебон, В. Троттер, У. Макдугал. Впоследствии ее изучал и З. Фрейд .

Из-за анонимности толпы и ее безответственности человек способен на действия (даже убийство), которые бы он никогда не совершил, будучи один. В толпе человек легко приносит в жертву коллективизму свои личные интересы. В ней он легко поддается внушению, массовому гипнозу (например, влияние на толпу Гитлера , Кашпировского, музыкальных ансамблей, певцов, футбола).

Политическая деятельность - специфическая форма активного отношения людей к своей общественной среды, которая имеет целью целенаправленное его регулирования и преобразования с помощью фактора власти. Это комплекс действий как отдельных лиц, так и больших групп людей и целых народов, направленный на получение и осуществление власти или влияния на нее. Структуру политической деятельности можно представить в виде схемы (рис. 4.2).

Политическая деятельность - вид общественной деятельности субъектов политики, олицетворенной как потребность в совокупности осмысленных действий, основанных на учете политических интересов, мобилизации политической воли для достижения политических целей.

Политическая деятельность всегда тесно связана с типом общественных отношений. Укрепление и поддержка его или разрушения и замена другой системой общественных отношений - два противоположных направления политической деятельности, по которым различают субъекты политически.

Анализ политической деятельности субъекта политики требует выяснения его политических интересов, политических потребностей, политического сознания, способности к мобилизации политической воли и определения политических целей. От уровня развитости этих составляющих элементов зависит и уровень культуры политической деятельности, ее результативность, целесообразность и законность.

Посредством деятельности в сфере политики и в других сферах реализуются осознанные субъектами политики политические интересы.

Политический интерес (от лат. Interes - иметь значение) - первопричина, один из важнейших рычагов политической деятельности, скрытых за непосредственными побуждениями наций, народов, социальных групп, личностей, созданных ими организаций, которые участвуют в политике.

Политическая деятельность может быть стихийной и организованной; политически осознанной и спонтанной; целенаправленной и хаотичной; простой и сложной; длительной и одномоментной; традиционной, и такой, где воплощаются новые формы; законной и незаконной; активной и пассивной и тому подобное.

Все эти виды политической деятельности своим влиянием ускоряют или замедляют ход событий. В реальной жизни они оказываются одновременно в разных формах. Можно выделить следующие основные формы политической деятельности:

По направлениям - государственная, партийная, общественно-политическая, коммуникационно-информационная;

По субъектам политики - классовая, социально-групповая, национальная, международная, индивидуальная;

По специфике предмета воздействия - теоретическая, практическая;

По политическим пространством - внешнеполитическая (международная), внутриполитическая (самоуправленческие)

По специфике сфер - военная, органов безопасности и тому подобное.

Типы и формы политической деятельности субъектов политики связаны с преобразованиями в обществе и государстве. Политическая деятельность охватывает все сферы политики и имеет свою внутреннюю структуру.

1) политическое руководство государством и обществом;

2) политическое функционирования;

3) участие граждан в политической жизни общества;

4) политический маркетинг.

Каждый из направлений политической деятельности имеет свои особенности.

Политическое руководство - это деятельность, направленная на определение системы целей и задач, формирования политической стратегии и политической тактики на основе анализа реальных политических процессов и прогнозирования политического развития. Политическое руководство содержит следующие компоненты:

1) выработка и обоснование стратегических целей и задач (как перспективных, так и текущих), которые ставят перед собой субъекты политики;

2) определение основных тактических методов, форм и средств политической деятельности, с помощью которых можно более эффективно достичь поставленных целей и задач;

3) определение кадровой политики.

Политическое руководство осуществляется преимущественно через такие его основные формы, как государственная и партийная деятельность. Важную роль в этом играют представительные органы. Государственные представительные органы и представительные органы партий (по-разному, в зависимости от политического охват масс и влияния на них, уровня развития и т.п.) формируют политическую платформу.

Политическая платформа - это основные принципиальные теоретические и идейные положения, практическая программа, требования, лозунги, которые выдвигают и которыми руководствуются в своей деятельности государство, политическая партия, политические движения и общественные объединения.

В политической платформе определяются политическая стратегия и политическая тактика, а также политический курс.

Политическая стратегия - это определение долговременных целей, очередности задач, общей долгосрочной линии политического поведения, основные направления деятельности на основе научного анализа реального политического процесса и законов политического развития.

К стратегическим направлениям относятся: экономическая стратегия, военно-политическая стратегия, внешнеполитическая стратегия, стратегия в области науки, образования, культуры и тому подобное. Каждый из них может конкретизироваться в главных задачах, актуальных на текущий политический момент. Например, экономическая стратегия государства охватывает ценовую, налоговую, бюджетную, банковскую политику, социальную защиту, внешнеэкономическую политику и тому подобное.

Политическая стратегия может быть осуществлена, если понятно, с помощью чего можно ее достичь. Итак, согласно политической стратегии, определяется и политическая тактика.

Политическая тактика - это совокупность методов, форм, способов поведения и действий в процессе политической деятельности для достижения стратегических целей и задач.

Политическая тактика следует из политической стратегии и подчиняется ей. Политическая тактика и политическая стратегия, как составляющие политического руководства, тесно связаны. Политическая стратегия и тактика все чаще отказываются от старых стереотипов и наполняются рядом новых качеств мирового развития. К ним относятся: свобода выбора народами социально-политического строя; деидеологизация международных отношений; приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми; отказ от войны как средства решения политических проблем; человеческое измерение политики и тому подобное.


Конструктивная политическая стратегия, направленная на прогрессивный политическое развитие, требует конструктивного выбора средств ее осуществления. Это, прежде всего, искусство компромиссов, договорные отношения, предупреждение экстремальных ситуаций, повышение роли права, осуществление превентивной дипломатической деятельности, избежание военных действий, человеческое измерение политических действий, обращение к общественному мнению, изоляция и нейтрализация противника и др. Тактическими действиями также выбор лозунгов, политические маневры, использование политического момента, политическое наступление или отступление, средства убеждения, обращения к военным методам, способы изоляции, партнерства, нейтрализации, перегруппировка политических сил, осуществление контроля, использования средств массовой информации.

Реализация политической стратегии и тактики зависит от умения осуществлять политический маневр, рассчитывать политическое время, политическое поле действия и отступления и тому подобное. Критерием успеха в этом есть прежде всего оптимизация политической деятельности, связанной с рационализацией, целевой функциональностью, полезностью, эффективностью. Политическая оптимальность - это прежде всего признак качества политической деятельности. Оптимальность как характеристика состояния деятельности - это процесс развития политики, обусловленный внутренними побуждениями и возможностями саморазвития ее, а также связью политики с другими социальными структурами.

Примерами политической деятельности могут быть: выборы, митинги, пикетирования, дебаты в парламенте и тому подобное.

Политическая деятельность не может быть прерогативой только "сильных личностей", "творческих элит", или тех структур, которые специально созданы для осуществления общественной системы. Политической деятельностью считаем не только принятия решений центральными органами государственной власти (деятельность элит), а различные формы политической активности людей внизу властной пирамиды (деятельность масс), стремящихся выразить свое отношение к отдельным политическим проблемам, повлиять на те или иные политические тенденции или решения.

При изучении политической деятельности и ее конкретной звена - политического действия - нужно учитывать следующие их особенности:

Во-первых, специфическая связь деятельности и бездеятельности, положительных политических действий, смысл которых заключается в том, чтобы "сделать что-то" для достижения определенной цели, и негативных политических влияний, сутью которых является то, чтобы "перестать что-то делать" и "позволить случиться определенным событиям". В политической жизни конкретные последствия может иметь как активность, действие, так и пассивность, воздержание от действия. Существует даже специальный термин "абстенционизм", который применяют для обозначения сознательного невмешательства в ход событий для получения конкретных политических последствий;

Во-вторых, особое соотношение мотивированного целенаправленной активности политического субъекта и различных форм неосознанной, спонтанной участия людей в политике, рациональных и иррациональных соединений и руководителей политической деятельности (рис. 4.3);

В-третьих, так называемая парадоксальность последствий политики. При определенных ситуаций якобы продуманная и целенаправленная политическая деятельность приводит к крайне других, часто противоположных, неожиданных и нежелательных результатов.

Политическую деятельность классифицируют по определенным критериям: субъектами, объектами, содержанию, направленности, форме и результатам действий. Каждый из них может быть конкретизирован через выделение в его пределах более узких подвидов, направлений и форм деятельности.

В зависимости от места, которое субъекты политики занимают в общественной и политической иерархии, выделяют два основных уровня политической деятельности:

Элитарный уровень функционирования властных структур и осуществления ими своей регулятивной деятельности по: самих себя; общественных групп; основных сфер общественной жизни (общественных отношений);

Уровень массового участия (или массовой политики), через разнообразные формы которой народ осуществляет свой суверенитет; реализует свое право контроля за деятельностью властных структур; оказывает давление на властные структуры, заявляя о своих потребностях или требуя их удовлетворения на групповом и индивидуальном уровнях. Здесь происходит формирование организаций, движений, партий для непосредственного участия в политическом процессе на высшем государственном уровне.

По количеству и степени взаимозависимости субъектов политики деятельность может быть:

Индивидуальная: индивидуальный акт протеста, личная публичная манифестация взглядов (в печати, на митинге), отставка политика под влиянием самостоятельного решения и тому подобное;

Коллективная: сумма индивидуальных действий с минимальной степенью организации (демонстрация, возникает стихийно под влиянием массовых эмоций)

Групповая: субъектом политических действий выступают общественные группы с определенной самосознанием, устойчивой единством, организацией и программой действий (политическая стачка, восстание)

Общеобщественная (национально-освободительная борьба, революция).

В общем можно согласиться с утверждением, что политика - это преимущественно коллективная деятельность. В политической жизни участвуют как те группы, которые находятся у власти (политические элиты), так и те, что вовлечены в реализацию принятых без них решений (массы). Иногда достаточно трудно разграничить индивидуальные и коллективные субъекты политической деятельности, поскольку они действуют в тесной взаимосвязи. Индивидуальная действие харизматического лидера, например, невозможна без коллективного участия тех, кто его поддерживает.

Важным критерием анализа политической деятельности является ее классификация по содержанию. Содержание зависит от цели, которую ставят перед собой субъекты, и характера объектов, на которые направлены их усилия.

По типу объектов выделяют:

Деятельность, направленная непосредственно на получение (борьба за властные полномочия)

Деятельность, направленная на создание, совершенствование и замену политических институтов (властно-управленческих структур, политических и правовых норм);

Деятельность, направленная на выработку, осуществление или модификацию политических курсов (регулирование общественных отношений).

В рамках первого вида выделят такие направления и формы (подвиды) политической деятельности:

Деятельность, направленная на подготовку и проведение избирательных кампаний (мирный путь), или мятеж, переворот (путь насилия);

Оппозиционная деятельность (легальная и нелегальная).

Во втором виде можно выделить следующие подвиды:

Создание органов государственной власти;

Создание и совершенствование конституции;

Законотворческая деятельность;

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти;

Создание общественно-политических организаций и партий;

Выработка политических норм деятельности общественно-политических организаций и партий (программ, уставов, деклараций).

Третий вид охватывает такие направления и формы политической деятельности:

Экономическая политика (выполнение большей или меньшей степени государством и другими институтами общественных функций);

Социальная политика (укрепление социальных основ развития общества, учета и согласования потребностей и интересов различных общественных групп, решение конфликтных ситуаций, разработки и осуществления программ социальной защиты);

Этнополитика, религиозная политика (содействие развитию национальной культуры и духовности, регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений)

Обеспечение законности и правопорядка;

Выработка и осуществление внешнеполитических курсов и тому подобное.

Стремление изменений в структурах власти или политических курсах, которые они совершают, является едва ли не самой важной побуждением к участию людей в политике. Изменения - это цель и сущность политической деятельности.

Однако не все участники политического процесса одинаково заинтересованы в изменениях. Некоторые считают, что их интересам наиболее соответствует существующее положение вещей (статус кво), и прилагают усилия, чтобы его сохранить. Другие выступают за изменения, направленные на возвращение прошлого (реставрацию). Поэтому есть еще один критерий классификации политической деятельности - ее направленность в будущее или в прошлое.

Согласно этому критерию, политическая деятельность может быть:

Инновационной в ориентированной на внедрение новых институтов и на обновление политических курсов государства;

Консервирующим, настроенной на недопущение существенных изменений вообще;

Реставрационной, то есть противоположной инновационной, направленной на восстановление важных институтов и форм общественной жизни.

В зависимости от способа и методов политических действий, которые применяют для внесения изменений, в инновационной деятельности выделяют революционную и реформаторскую деятельности. Реформы является самым распространенным видом политических инноваций. Это сложный процесс постепенного превращения имеющейся общественной системы и ее отдельных элементов - без разрушения основ этой системы. Реформы в основном начинают властные структуры. Если они касаются существующих общественных отношений достаточно глубоко, то их называют "революцией сверху".

Революция также инновационной деятельностью. Но она предполагает более глубокую, по сравнению с реформами, трансформацию общественно-политической системы, изменения в системе властных отношений - захват власти новыми политическими силами, зачастую насильственными методами, и привлечения к этой деятельности широких слоев населения. Революции как общенациональные, общесистемные процессы могут иметь как инновационный, так и реставрационный характер.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре выделяют несколько состояний, одним из которых является политическое отчуждение, проявления и последствия которого заключаются в: политической пассивности, комформизми, манипулировании; наличии социальных привилегий; господстве бюрократизма; возрастающей актуализации политической деятельности и тому подобное.

Политическая деятельность - это особая, специфическая сфера общественной деятельности, охватывающей всю политическую жизнь общества. В политической деятельности человека, социальных слоев, классов, наций и других субъектов политики оказывается их отношение к окружающему миру, к политических явлений и процессов, политических ценностей, существующей политической системы.

Политическая деятельность - это универсальная категория политической теории, что характеризует уровень развития личности и общества в целом, их участие в реализации политических отношений.

Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев сус-пільства. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.

Следовательно, политическая деятельность предполагает наличие необходимых объективных и субъективных условий и факторов, которые включают в себя субъекты и объекты деятельности и определенные отношения между ними; мотивы и способы влияния субъектов на объекты; цель и программу деятельности; осуществление соответствующих действий для достижения определенных результатов, а также контроль за самим процессом деятельности и его результатами (табл. 5).

Таблица 5. Иерархия субъектов политической деятельности

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Непосредственные

субъекты

политики

Политические лидеры, властные структуры, руководящие органы политических организаций

Принятие политических решений, консолидация общества, преодоление конфликтов, организационная деятельность, борьба за самосохранение

Вторичные

субъекты

политики

Политические партии, движения, инициативные комитеты, общественные организации

Определение собственных интересов (самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Базовые (первичные) субъекты политики

Этносы, нации, классы, социальные слои, религиозные объединения, социально-демографические группы, территориальные объединения

Определение собственных интересов

(самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Политической деятельностью в широком смысле слова называют всю совокупность действий, в которых реализуются социально-политические отношения. Именно поэтому войну, насилие, принуждение и т.д называют продолжением политики. В этом смысле к политике можно отнести акты шантажа, подкупа, угрозы и собственно применения силы, хотя в современной мировой практике такая деятельность воспринимается как неправомерная, незаконная и поэтому подлежит осуждению. Меры и средства господства никакого сообщества или противодействия ей, осуществляемые в пределах правовой регламентации, существующих конституционных требований и действующего законодательства, составляют политическую деятельность в узком смысле слова - собственно политическую деятельность.

До конкретных проявлений собственно политической деятельности относят методы и средства волевиявляння субъектов политической жизни, в частности такие, как участие в избирательной кампании, действия, связанные с принятием законов и других правовых актов общегосударственного масштаба, борьба политических партий и организаций за установление определенного политического режима или формы государственного устройства, участие в национально-освободительном движении. В пределах собственно политической деятельности осуществляются управление социально-политическими процессами и институтами, дипломатическая практика и др. Политическая деятельность детерминируется интересами и потребностями человека, которые реализуются путем ее участия в различных институциональных и стихийных формах такой деятельности.

Определяющим фактором политической деятельности является политическое сознание. Принимая участие в политических процессах, люди руководствуются определенными идеями, взглядами, убеждениями, чувствами и настроениями. Политическое сознание является формой осознания групповых потребностей и интересов и средств удовлетворения их, а следовательно, она определяет организацию и развитие политической деятельности, основные формы которой в конечном счете подчинены борьбе за власть, за господство с целью удовлетворить преимущественно групповые интересы. Активная роль сознания в осуществлении политической деятельности заключается в том, что познавательная деятельность побуждает практическую деятельность. На основе определенных теоретических концепций производятся программные положения и требования, из них вытекают или ними определяются стратегические и тактические рекомендации, реализация которых приводит к разработке конкретных практически-политических планов, до провозглашения лозунгов и призывов, принятие резолюций и, наконец, до конкретных действий. Таким способом происходит связь политических идеалов с предметным политической деятельностью.

В структуре политической деятельности следует различать деятельность как политическое участие (участие в политической жизни общества) и деятельность как политическое функционирование. Политическое участие - это осуществление определенных акций, мероприятий с целью выразить интересы, позиции, требования и настроения, царящие в массах, формировать их, а также, и это самое главное, с целью повлиять на органы власти, чтобы заставить их к осуществлению требований, заявления протеста или поддержание определенных решений.

Конкретные формы политического участия могут тяготеть к экстремистской стиля или к взаимного согласования. Экстремизм здесь следует понимать как склонность к крайним мерам и действиям, нетерпимость, неприятие других позиций, взглядов или решений, абсолютную бескомпромиссность. Экстремизм исключает возможность учитывать в осуществлении политики, в решении общих проблем многообразии мнений, интересов сообществ. Часто экстремистская политика бывает связана с установкой на использование силы, принудительных средств воздействия, навязывание с помощью крайних мер одной определенной ограниченной позиции всем людям.

Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на принципе толерантности (то есть терпимого отношения при общей несогласии, несовпадения с интересами и позиции других политических сил); на признании правомерности существования и осуществления многообразных интересов и целей, которые не противоречат правам и свободам человека (принцип плюрализма); на компромиссности политики, а это означает склонность идти на уступки, жертвовать

некоей долей своей позиции ради достижения согласия, взаємоприйнятності устремлений. Политическое согласие, или консенсус, в отличие от однообразия и однодумства, - это согласие в главном, согласие, которого достигают путем взаимных уступок. Она является единственно возможной предпосылкой и основой сосуществования различных социальных общностей.

Политическая деятельность может быть направлена на сохранение, определенные изменения существующего общественного и государственного состояния или на улучшение роли субъектов политической деятельности на основе сохранения законов, политических и правовых норм или на основе внесения некоторых изменений в них. Здесь могут быть использованы различные средства воздействия как административного, правового, так и экономического, социального и морального характера.

В политической жизни общества граждане принимают участие в таких практических мероприятиях, как демонстрации, шествия, пикетирование, митинги, выборы представительных органов и всевозможные кампании, проводимых политическими партиями и организациями.

Политическая демонстрация - массовое шествие, которую введена для выражения определенного общественно-политического настроения, требования, солидарности, протеста и т.д. Демонстрации проводятся и с целью привлечь внимание общественности и власти к некой определенной социальной проблемы, высказать требование к решению ее.

Манифестация - публичное массовое выступление для провозглашения идеи или ряда идей, которые вытекают из острой социальной проблемы, в форме сосредоточения сторонников этой идеи в одном месте, скандирование лозунгов и призывов, произнесение речей, подъем транспарантов.

Митинг - публичное собрание, введенное для обсуждения определенных актуальным общественно-политическим вопросам и для формирования психологической готовности индивидов к непосредственного воздействия на их реализацию. Это собрание сторонников одной идеи, которая здесь превращается в требование (запретить или разрешить, поддержать или осудить и др.).

Своими действиями (речи, скандирование, транспаранты), даже самим фактом многочисленного собрания присутствующие пропагандируют идею, которая объединила их. При этом они теснее сплачиваются, возникает готовность немедленно и непосредственно приступить к осуществлению идеи. Митинги были одной из начальных и самых распространенных форм политического участия в период возрождения политической жизни нашего общества, начиная со второй половины 80-х годов. Синдром "митинговой демократии" является признаком ранней стадии политического развития общества, политическим деятелям которого присуща претензия на господство какой-то одной идеи, преобладание эмоционального над рациональным, замена логических аргументов силой вопли. В условиях митингового стиля политической борьбы трудно или вовсе невозможно достичь согласия. Противостоять господствующей идеи митинга может только митинг иной идеи.

Политические выборы - это комплекс мероприятий по формированию руководящих органов государства, партий, общественных организаций, избрание представителей, а также делегатов на представительные собрания, съезды и т.д. Первоначально выборы предусматривают такие процедуры, как провозглашение, образование избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, объявление результатов, проведение, при необходимости, повторного голосования или повторных выборов.

Политическое участие - это осуществление гражданами различных актов, мер, направленных на реализацию своих интересов, потребностей, взглядов через влияние на государственные органы и общественные организации, выполнения ими принятых решений. Различают различные типы политического участия, среди которых индивидуальная и коллективная, добровольная и принудительная, активная и пассивная, традиционная и новаторская, законная и нелегальная.

Культура политического участия определяется тем, насколько граждане знают процедуры осуществления политических акций и нормы, которые регламентируют. Однако главное здесь - установка на множественность мира, на ценность общности, целостность общества, согласованность существования сообществ.

Политическое функционирование - это осуществление деятельности различных политических институтов (государственных учреждений, политических партий, организаций и т.п.), управление общими делами, процессами, удовлетворения насущных потребностей общества и социальных групп. Это профессиональная аппаратная политическая деятельность. Политическое функционирование включает в себя такие формы, как отбор и использование кадров, определение механизмов принятия решений, собственно принятие их, организация, осуществление, контроль за этими процессами. Характер и содержание политической деятельности определяются традициями, сложившимися в обществе, правилами и инструкциями.

Разновидностью политического функционирования является политическое лидерство. Политическим лидером может быть глава государства, руководитель политической партии, общественного движения, объединения. Признаками политического лидерства является признание большинством граждан, членами определенной политической структуры конкретного человека за высочайший авторитет, готовность подчиняться ей, выполнять ее указания.

Следовательно, политическая деятельность - это разнообразные формы, методы и средства реализации социальных интересов, потребностей, ценностей граждан и их объединений посредством политической власти; это сознательная, целенаправленная борьба за завоевание, укрепление и использование политической власти, участие в руководстве и управлении государственными и общественными делами, многочисленные формы воздействия на них. Политическая деятельность является внутренне противоречивой. Она содержит в себе направленность на вторичные относительно непосредственных потребностей людей цели - реализация определенных принципов - и в то же время способствует становлению человека, ее социализации. В истории политического развития общества закономерно происходят процессы либерализации политической деятельности, становление правовых норм политического участия, повышение эффективности руководства.

Общественно-политическая деятельность

Что нужно предпринять в сфере политики, чтобы достичь ваших целей?

Я не работаю ни на какую политическую партию и ни одной не продвигаю. В этом нет смысла. Но, поскольку среди вас много республиканцев и людей, интересующихся политикой на местном уровне, я бы сказала, что политика должна начинаться с идеи. Невозможно победить на выборах, раз в четыре года выходя к людям с одним-единственным лозунгом. Сделайте нечто полезное: выработайте непротиворечивую систему принципов и прививайте их членам партии, в которой состоите, - тем, кто работает на вашем избирательном участке, кандидатам на местных выборах, а возможно, и национальным кандидатам. Познакомьте их с аргументами в поддержку капитализма. Требуйте - с чувством моральной правоты, с гордостью, не конфузясь - возвращения к капитализму в полном смысле слова.

Этого не сделать за один день, так что не уподобляйтесь крестоносцам-идеалистам, требующим немедленных перемен. Последовательно ставьте перед сопартийцами задачи. Если социалисты обещают людям поддержку общества, то сделайте ставку на обещание свободы и идите к ней шаг за шагом. Сформулируйте принципы политики в отношении того, какие инструменты контроля будут отменены первыми и какие шаги позволят прийти к абсолютно нерегулируемой экономике. Но самое главное, ваша программа должна базироваться на хорошем знании истории, в том числе и истории капитализма, а также на защите капитализма от обвинений и искажений, к которым прибегают левые.

Начинайте со средних школ и колледжей, потому что там вы найдете будущих политиков и активных людей. Вы ничего не добьетесь на выборах, если забудете о том, где формируются идеи. Добейтесь того, чтобы в учебных заведениях рассказывали о том, что такое индивидуализм и капитализм. Не следует бороться за контроль над школами; просто поддерживайте в школах правых деятелей, как левые поддерживают своих пропагандистов. За каждым либеральным учителем, писателем или журналистом стоят либералы, а консерваторы не пользуются этим приемом. Консерваторы мало заняты идеями, пренебрегают пропагандой своей идеологии. Добейтесь непротиворечивости идей. Прежде всего убедите себя в истинности капитализма, затем проповедуйте эту идеологию.

Учитесь защищать свое учение так, чтобы никакой либерал не мог разбить ваши аргументы. Сравните положение дел в Западной Германии и в Восточной и получите наглядное доказательство - если сумеете продемонстрировать и проанализировать его. Не ищите извинений капитализму. Не позволяйте, чтобы его объявляли системой эгоистичной жадности. Все это станет невозможным, если одновременно разглагольствовать об альтруизме. Усвойте моральные принципы, воплотившиеся в Декларации независимости (этот документ сегодня цитируют слишком редко и фактически не понимают). Объективистская этика есть просто выработанное средствами философии обоснование того, что отцы-основатели воплотили в Декларации.

И вы сможете спасти мир, не потеряв жизни ни одного американца, потому что все тоталитарные монстры развалятся сами собой. Эта битва ведется на поле этики и философии. Не верьте в силу России, не верьте ее угрозам. Русские обратятся в бегство, как дважды бежали во время войны с Финляндией. Россия побеждает только по недосмотру. Единственное, что может ее остановить, - это крепкая антиальтруистическая американская мораль .

Можно ли направить человечество по другому пути, не дожидаясь первой катастрофы?

Да. Англия во времена Американской революции двигалась к абсолютной монархии. Влияние Американской революции, а затем и Соединенных Штатов положило начало одному из самых свободных и величайших периодов в истории Англии - периоду возрождения свободы и капитализма. Англия стала самой свободной страной в Европе. Но к концу XIX в. Англия потеряла свои традиционные свободы. Что погубило ее? Либеральные философы!

Пока страна еще не ввергнута в диктатуру, культуру можно развернуть в другую сторону мирными средствами, особенно культуру такой страны, как Соединенные Штаты, созданные на идейном фундаменте свободы. Труднее сделать это в Европе, где сильны державнические идеи, - там фундаментальной, неосознаваемой ценностью является государственность и свобода встречается в порядке исключения. Американцы слишком многое терпят по незнанию и наивности, но я сомневаюсь, что здесь могла бы установиться диктатура. Несмотря на все заблуждения американцев, их основа основ - свобода. Это ощущение, не облеченное в слова, - их мировосприятие. В силу традиций и истории американцев можно принуждать к чему-либо лишь до определенного предела, но затем они не станут терпеть принуждение.

Как только страна вводит цензуру печати и высказываний, ничего нельзя добиться без насилия. Поэтому до тех пор, пока у вас есть свобода слова, защищайте ее. Для нашей страны это вопрос жизни и смерти: нельзя потерять свободы печати - газет, книг, журналов, телевидения, радио, кино и любого другого способа выражения идей. Пока они свободны, сохраняется возможность мирной переориентации страны интеллектуальными средствами .

Может ли существовать общество свободного капитализма в Америке 1960-х гг.? Если да, как его можно построить?

1) можем ли мы создать полностью свободное капиталистическое общество в 1960-е гг.;

2) сохранилась ли у нас при нынешнем состоянии культуры надежда достичь капитализма?

Скорее всего, он подразумевал второе, но я кратко отвечу на оба вопроса, начав с последнего.

Не слишком ли далеко мы зашли и можем ли вернуться к правильному и разумному обществу? Задаваться таким вопросом все равно что сказать о человеке, который опасно, но не смертельно болен: «Попытаемся что-либо сделать или оставим его умирать?» Пока человек жив, еще не поздно предпринять нужные действия - или принять верный политический курс. А свободный капитализм - это единственная система, в которой человек может жить достойно. И пока люди живут не при диктатуре, они в любое время могут выступить в поддержку капитализма и приступить к планированию переходного периода. В условиях диктатуры остается только бежать или свергнуть власть. Но пока мы живем в полусвободном обществе, еще не поздно выступить в защиту правильной политической системы. Поэтому для нас не все потеряно. Но сможем ли мы построить капитализм в 1960-е гг. - вопрос, на который не ответит никто. Нельзя создать идеальную систему в одночасье. Если сегодня мы решим строить правильное капиталистическое общество, нам потребуется много времени, и нельзя спрогнозировать, насколько быстро общество воспримет эту идею. Такие прогнозы сделать невозможно, да и делать их бесполезно. Я предполагаю, что мы могли бы в 1960-е гг. жить при свободном капитализме, если бы достаточно много людей захотели задуматься, что они делают.

Как этого добиться? Любой перемене в реальной политике предшествует культурное изменение - изменение в философии, господствующей в культуре. Таким образом, в практическом плане необходимо сосредоточить свои усилия на культуре - на распространении философии, которая способствует просвещению общества, чтобы оно смогло принять свободный капитализм .

Если бы завтра вас избрали президентом Соединенных Штатов, что бы вы изменили?

Это последнее, чего бы я хотела или рекомендовала другим. Но на гипотетический вопрос «За что бы я выступала, если мой совет сразу же воплотился бы в жизнь?» я бы ответила так: я приступила бы к отмене государственного регулирования экономики настолько быстро, насколько позволили рациональные экономические соображения. Я говорю о «рациональных экономических соображениях», потому что сегодня любой слой общества зависит от государственного регулирования. Большинство профессиональных сфер контролирует государство, и вся деятельность ведется с учетом этого контроля. Так что если бы кто-то отменил регулирование в одночасье, простым приказом, это было бы катастрофическое, деспотическое, тираническое действие. Что нужно свободной стране, так это достаточно ясно подать всем заинтересованным людям сигнал к пересмотру и реорганизации экономической деятельности. Соответственно, выработав совместно с экономистами определенную программу по дерегулированию страны и решив, какие рычаги контроля нужно отменить в первую очередь, я бы посоветовала принять законодательный акт по отмене определенных мер регулирования в конкретные сроки, скажем через три года - расчетный период, отведенный на то, чтобы люди могли перестроить свою деятельность. В свободной экономике никакие изменения не происходят вдруг, ни с того ни с сего. Любое изменение в экономике, любое усовершенствование совершается постепенно. Поэтому в свободном обществе не бывает резких и разрушительных изменений. А с учетом нашей нынешней ситуации любое внезапное изменение может вызвать катастрофу, так что дерегулирование нужно вести постепенно.

В первую очередь я бы отменила антимонопольное законодательство. Это главный виновник уничтожения свободного предпринимательства. Первыми из антимонопольных законов должны быть исключены - и сделать это надо моментально - положения о наказании в виде тюремного заключения. Хватит сажать людей в тюрьму за какие-то непонятные проступки, которых они не могли избежать. Когда будет вырезана раковая опухоль антитрестовских законов, отменить остальные станет проще. Когда вы дадите свободу самой значимой и продуктивной части нашего общества - бизнесменам, - многие из экономических проблем исчезнут сами. Возможно, такое дерегулирование следовало бы сочетать с законом о снижении налогов, иначе общество окажется в неравновесном состоянии. Крупные компании получат преимущество перед конкурентами, у которых не было возможности развернуться, потому что налоги пожирают большую часть доходов, так что они не могут конкурировать с крупными компаниями, созданными до введения нынешних налоговых ставок. (Я предлагаю это в качестве рабочей гипотезы.)

Может ли правительство в настоящее время предложить программу, полностью основанную на ваших идеях?

Нет - не в этом месяце, не в этом году, а возможно, даже не в этом веке. Лучшее, что может сделать правительство, это прекратить двигаться к диктатуре и коллективизму и начать движение к свободе. Сделать это очень просто: уберите контроль. Вместо того чтобы вводить новые меры госрегулирования, постарайтесь отменить несколько наиболее жестких мер в сфере экономики. Когда настанет нужный момент, объявите, что в течение, скажем, пяти лет все государственные субсидии, благотворительные подачки, пособия по безработице и пр. будут отменены. Дайте людям достаточно времени, чтобы реорганизоваться, потому что сегодня выживание каждого человека неразрывно связано с государственной поддержкой. Начните устранять эти путы .

Важно ли быть политически активным? Если важно, как мы могли бы изменить нашу политику и политиков?

Во-первых, не думаю, что сегодня важно быть политически активным. Но жизненно необходимо участвовать в голосовании. Если два кандидата почти не отличаются друг от друга, вы не обязаны голосовать, если не знаете, кого выбрать. Но на выборах, подобных нынешним [Никсон против Макговерна], совершенно ясно, что вы должны голосовать, если хотите сохранить свои права.

Как я предлагаю изменить политиков? Никак. Пока страна хотя бы наполовину свободна, политики не играют определяющей роли. Они есть то, чем их делает общественное мнение (или, как им кажется, общественное мнение требует от них). Следовательно, прежде чем идти в политику, человек должен включиться в образовательную деятельность. Нужна разъяснительная кампания, которая распространяла бы новую философию. объясняла людям, что такое права индивида и почему альтруизм - это ошибка. Если вы понимаете эти идеи, попытайтесь донести их до как можно большего числа людей. Если изменится общественное мнение, это изменит и политиков. Источник наших проблем - в университетах, и, если вы хотите реформировать любое другое учреждение, начинать надо отсюда, поскольку философия определяет культуру, а следовательно, и направление развития страны. Ну а философия - специализация университетов. Хотите начать крестовый поход, начните с университетов .

Какие у нашей страны есть шансы?

Это зависит от вас, меня и всей общественности. Люди обладают свободной волей. У нас может появиться хороший шанс, а может, и не будет никакого. Этого никто не знает .

Вы утверждали, что правительственные расходы необходимо ограничить. Какой тактикой мы должны воспользоваться, чтобы этого добиться?

Есть предел тому, что может сделать один человек. Я уже подсказала вам стратегию, так что не ждите, что позову вас на баррикады и поведу армию на Вашингтон. К тому же еще слишком рано. Что можете сделать конкретно вы? Если бы каждый, сидящий здесь, действительно вник в проблему, поддержал нужные меры, поговорил с соседями, а главное, написал своему конгрессмену и сенаторам, вы могли бы спасти нашу страну. Политики в Вашингтоне серьезно относятся к своей корреспонденции - подсчитывают голоса. Придется завалить их письмами, чтобы они вас услышали. Но если вы можете обрисовать суть вопроса просто, коротко и здраво, то окажете огромное влияние. Это единственное, что я могу сегодня порекомендовать, поскольку вообще могу рекомендовать лишь действия интеллектуального характера .

Есть ли в современной политике фигура, которой вы восхищаетесь?

Нет. А хотелось бы. В сегодняшней культурной среде лучшие люди - подлинные интеллектуалы - не пойдут в политику. Пока еще нет. Сначала нужно выиграть битву (а она ведется в колледжах) и заложить фундамент вне политики .

Уже настало время для политика-объективиста?

Безусловно, нет. К кому он будет апеллировать? Невозможно вести просветительскую кампанию одновременно с политической. Лет через пятьдесят, возможно, придет время для объективиста- политика; но, когда это станет возможным, он, быть может, и не понадобится. Общественное мнение и дальше будет развиваться в сторону свободы и разума. Следовательно, объективизму нужно идти в школы и там выправлять ситуацию .

Поможет ли Республиканская партия спасти капитализм?

Я в этом сомневаюсь, но ничего другого у нас нет. Альтернативы республиканцам просто нет. Если говорить о консервативной партии или о партии либертарианцев, то, на мой взгляд, вступление в коммунистическую партию - более чистый в интеллектуальном плане шаг. Чем больше шумят эти партии, тем сильнее они позорят капитализм. (О крайне отрицательном отношении Айн Рэнд к либертарианству и Либертарианской партии см. далее.)

Консервативная партия - партия не политическая, а религиозная - феномен, запрещенный в нашей Конституции. Вы вольны исповедовать любую религию, но запрещается привносить ее в политику, т.е. утверждать силой. Одно из положительных следствий выборов 1976 г. - что Мойнихэн побил Бакли. Мойнихэн не бог весть какая фигура, но хотя бы вышвырнул из сената этого консерватора. Мы доверили консерваторам поднять проблему абортов. Они превратили ее в самый позорный скандал XX в. Это возвращение в Средневековье, куда католическая церковь вновь желает нас загнать - в политическом смысле.

Вот что мы можем: вступить в Республиканскую партию и попытаться двигать республиканцев в нужном направлении - ближе к капитализму и дальше от консерватизма. Защитим капитализм от религии - она его главный враг .

Проблемы нашей страны решит только масштабная революция или их можно решать поэтапно?

Ни то ни другое. Масштабная революция свершилась в 1776 г. Нельзя устраивать революцию в стране, которая еще соблюдает свои основные принципы. Но и найти поэтапное решение невозможно. Бороться за дело можно единственным методом - интеллектуальным, т.е. философским, если речь идет о фундаментальных принципах. Если вы ведете такую борьбу, вас можно сравнить с оптовым (не розничным!) торговцем интеллектуальным «товаром». Принципы позволят вам охватить ситуацию в целом, вместо того чтобы решать проблемы поэтапно. Как раз этим занимаются сейчас активисты - и проигрывают .

Какую форму политической активности вы бы посоветовали?

Бесспорно, сейчас нет ни одной партии, которую можно поддержать безоговорочно. Ни у одной из них нет последовательной платформы. Если вы хотите сделать что-либо вне поля философской борьбы - нечто более «животрепещущее» - найдите достойного кандидата, если сможете (скорее всего, это будет республиканец, хотя и необязательно), и примите участие в его кампании в качестве добровольца. Но не отдавайте свой голос ни одной из новых партий. Все это просто курьезы, не имеющие никакой силы, - они хотят поддерживать равновесие сил и репутаций кандидатов от главных партий. Это относится и к либеральной партии, и консервативной партии в Нью-Йорке, а также к этому новому пугалу - партии противников абортов. Не суйтесь в это.

Если вы поддерживаете одну из главных партий, вас защищает неопределенность их позиции. Незачем соглашаться с каждой их идеей. Их платформы настолько противоречивы, что их можно поддерживать выборочно, не навлекая на себя обвинений в предательстве своих идеалов. Но примкнуть к одной из новых второразрядных партий - значит принять почти все их кошмарные идеи, которые для того и нужны, чтобы сбивать с толку добровольных помощников и общественность. К счастью, эти партии непопулярны. Американская публика очень мудра. Трудиться на благо противоречий - худшее, что можно сделать сегодня для страны. Противоречий нам и без того хватает, так что распространять новые и еще больше запутывать людей - большое зло. В общем, голосуйте за республиканцев, если можете.

Я не уверена, что буду голосовать на выборах президента в этом году. Еще слишком рано говорить об этом. Но в порядке пропаганды заявляю вот что: я не стану голосовать за Рональда Рейгана. Не стану голосовать и за [губернатора Техаса Джона] Коннелли или [конгрессмена от штата Иллинойс Фила] Крейна. (Я не уверена насчет Джорджа Буша. Никто не знает наверняка, на каких позициях он стоит.) Эти люди находятся под влиянием религиозных фанатиков. Рейгану, предполагаемому защитнику капитализма, хватило наглости поддержать поправку к Конституции, запрещающую аборты. Другие более осторожны, не стремятся уничтожить Конституцию. Буш сказал, что лично он не одобряет аборты, но не желает шутить с Конституцией. Это делает ему честь.

Я считаю вопрос об абортах одним из самых важных, потому что противники абортов имеют совершенно порочные мотивы.

Их не интересуют люди - только эмбрионы; они хотят низвести семью до животного воспроизводства. Если вы человек ответственный, то не позволите себе дать жизнь ребенку, если не можете уделять ему первостепенное внимание. Это означало бы, особенно если вы небогаты, полный отказ от честолюбивых планов и личной жизни. Это приговор к самой жестокой каторге. Вот чего хотят существа вроде Рейгана - дешевого голливудского актера, готового служить и вашим, и нашим, - они хотят диктовать молодым людям, как им поступить с собственной жизнью, решать за них, будет ли у них шанс преуспеть, или они превратятся в племенных животных. Я не могу передать, насколько это омерзительно. Итак, если я имею на вас хоть какое-то влияние, задумайтесь об этом. И если хотите сделать мне одолжение, не голосуйте за Рейгана [ОС 80].

В книгах «Мы живые» и «Атлант расправил плечи» вы нашли для своих героев идеальное решение проблемы социализма и коммунизма. В «Мы живые» они умирают-умственно, эмоционально или физически. В «Атлант расправил плечи» - покидают общество и начинают с нуля, свободные от всех горестей мира. Как нам, вынужденным с этим жить, приступить к созданию капиталистического общества?

В дополнение к вашему примеру - прочитайте «Источник», там герой действует как раз в таком обществе, как теперешнее. Но поставьте под сомнение свои предпосылки: смерть героев книги «Мы живые» - вовсе не «идеальное решение». В книге это «идеальное», пользуясь вашим определением, решение демонстрирует, что лучшие люди - люди цельные и независимые - не могут выжить при диктатуре и должны погибнуть, духовно или физически. Героям книги «Мы живые» пришлось умереть, поскольку моей задачей было показать сущность диктатуры. Если кто-то спасся от диктатуры, то это исключение. В силу самого характера диктатуры человек обречен на смерть тем определеннее, чем выше его моральные качества.

В «Атлант расправил плечи» я действительно рассказываю, как можно одолеть коллективизм. Но не следует понимать литературу буквально. Что я имею в виду? В романе «Атлант расправил плечи» я пишу о том, как умные и одаренные люди выступают против коллективистского рабства и как гибнет оставшийся без них мир, а здравомыслящим людям остается возможность начать его восстановление. Но мы-то на сегодняшний день еще не дошли до той стадии коллективизма, которая описана мною в «Атланте». Я стремилась показать в «Атланте» общество, лет на десять ушедшее «вперед» в плане коллективизма по сравнению с тем временем, когда вы читали эту книгу. Это ближайшее будущее - следующий логический шаг, - если сохранится нынешняя коллективистская тенденция. Но исторического детерминизма не существует, сохранение таких тенденций вовсе не предначертано свыше. И пока у нас нет цензуры, необязательно бежать от общества, как герои «Атланта».

Сегодня человеку еще нет нужды рвать отношения с обществом. Но решительно необходимо разорвать узы с нынешней культурой. Лишите своей поддержки людей, группы, школы или теории, проповедующие идеи, которые вас разрушают. В книге «Атлант расправил плечи» я рассказала о согласии человека жертвовать собой - о том, как хорошие люди помогают собственным губителям. Я показала, сколь многообразна вина такого человека, что бы им ни двигало - великодушие или невежество. Сегодня любой, кто действительно хочет спасти мир, должен прежде всего отбросить господствующую философию культуры. Будьте независимы, словно вы действительно удалились в уединенную долину, подобно героям «Атланта». Проанализируйте свои убеждения, рационально их осмыслите. Ничего не принимайте на веру. Не считайте, что ваши родители знают, что делают, - они не понимают. Именно в этом смысле книга «Атлант расправил плечи» применима к нашему времени. Мы еще не подверглись полной коллективизации - у нас остается шанс. Более того, сегодня враждебные идеологии - коллективизм и альтруизм - настолько дискредитированы, что на плаву их удерживают единственно инерция и недосмотр.

Новаторы в сфере идей - и особенно в сфере этики - очень редки. Заметьте, что в истории философии все идеи в различные периоды претерпевают изменения, мораль же остается тем единственным, что не меняется никогда (кроме самых поверхностных изменений). Людям всегда внушали, что жить нужно для других - быть жертвенными животными, - в противном случае их ждет существование по законам волчьей стаи. А на практике волчья стая - это о социализме и коллективизме. Иными словами, мораль - то единственное, что люди боятся изменить в культуре и что должны изменить вы. Порвите с альтруистской этикой. Не бойтесь утвердить свое право на существование. Найдите рациональные аргументы, почему имеете право жить собственной жизнью и почему никогда не сталкиваются интересы людей, исповедующих мораль личного интереса.

Америка вплотную приблизилась к этому в конце XIX в. Вы бы очень удивились, прочитав кое-что из популярной литературы того времени. Это реальные свидетельства эпохи. В особенности это касается журналов и беллетристики - а это отличные показатели того, как культура соотносится с жизнью. Вы не представляете, каким прекрасным миром была тогда Америка. Она еще не пропала окончательно, и воссоздать ее - в вашей власти. Покончите с альтруизмом и всякой идеей, основывающейся на нем. По крайней мере постарайтесь понять, что есть альтруизм. Вам придется тратить силы, как никогда прежде, поскольку мыслить вы будете самостоятельно - и полагаться исключительно на собственное суждение и аргументацию, которую вы найдете, отвергая любые авторитеты и прописные истины и ничего не принимая на веру. Если вы постараетесь, то удивитесь, как близко Возрождение. Любому человеку по силам за это бороться .

Вы говорили, что если правительство вводит цензуру, то бунт - допустимая мера. Это время уже настало?

К счастью, пока нет, иначе я не смогла бы здесь выступать, а вы - меня слушать. Как работает цензура. продемонстрировала нацистская Германия и показывает сейчас Советская Россия. Это навязываемое государством тотальное единообразие взглядов, в крайнем выражении - под угрозой смерти. Мы не достигли этой стадии, и, думаю, нашему правительству такого не удастся. По крайней мере не удастся сейчас. Даже в России (все это происходило на моих глазах), когда коммунисты взяли власть, они не стали сразу же устанавливать тотальную цензуру. Потребовались годы последовательных шагов, каждый из которых был вроде пробного шара. Им удалось мало-помалу подгрести все под себя, пока цензура не стала охватывать все сферы жизни. Но нашим властям это с рук не сойдет, поскольку базовые ценности американцев пока еще связаны со свободой. Но сами по себе базовые ценности бессильны. Мы должны понимать, что цензура наступает. И если правительство перейдет к массированному подавлению свободомыслия, мы вправе взбунтоваться .

Что вы думаете о недееспособности американских советников? Это результат глупости или злого умысла?

Конечно, глупости. Вы льстите им, подозревая злой умысел. Они знают не больше других, и это не преступление. Преступление-что они не хотят ничего знать. В конце концов люди, занимающиеся политикой, - всего лишь следствие тенденций развития образования и культуры в нашей стране. Они ни являются их причиной. Они зарабатывают на том, чему их научили, а научили их исключительно коллективизму и государственному централизму. Они видят, что это не работает, но не способны понять, что же сработает. Они не могут вернуться к капитализму - никто им этого не подсказал .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Коммунистическая общественно-экономическая формация Период НЭПа в СССР завершился официальной национализацией практически всех средств производства в стране. Эта собственность стала государственной, иногда декларировалась в качестве общенародной. Однако у

Из книги Размышляя о политике автора Пятигорский Александр Моисеевич

Общественно-экономические формации в цивилизации Доказательство отсутствия в истории рабовладельческой формации и коммунистической, как отдельного типа, позволяют по-новому взглянуть на всю общественно-экономическую историю мировой цивилизации. В цивилизованной

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Классификация общественно-экономических формаций Прежде чем переходить к анализу каких-то свойств общественно-экономических формаций, хотелось бы научиться формации хотя бы классифицировать. Полагаю, что некоторые мои оценки из предыдущей главы не абсолютно

Из книги Сократ автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

Глава 1. Политическая философия, политическая рефлексия и сознание Проблема проблематизации / историзм и историяВ предисловии мы довольно пространно объяснили, что предметом политической философии является исследование политического мышления отдельных людей и групп

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

Общественно-экономическая формация Новая страница в истории решения рассматриваемой проблемы связана с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса, сумевшей выделить из всего кажущегося хаоса социальных отношений отношения материальные, а

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

4. Общественно-политическая деятельность Сократа Об этой стороне жизни философа мы имеем достаточно полные сведения. Сократ принимал участие в трех военных операциях в качестве гоплита, тяжеловооруженного пехотинца, и проявил себя мужественным и выносливым воином, не

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

4. Общественно–демонстративный тип а) Это, может быть, наиболее чистый и выразительный тип классической калокагатии. Он связан с внешне–показной, выразительной или, если угодно, репрезентативной стороной общественной жизни. Сюда, прежде всего, относится вся

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Из книги Главы коллективных монографий автора Багатурия Георгий Александрович

1. Общественно-экономическая формация (Категория «общественно-экономическая формация» является краеугольным камнем материалистического поднимания истории как естественноисторического процесса развития общества по объективным законам. Без уяснения глубокого

Из книги Молодой Маркс автора Лапин Николай Иванович

1. Идея общественно-исторической закономерности Особенности социально-исторической закономерности. Кто из мыслящих людей не задавал себе вопрос: как завязывались и сплетались основные нити, образовавшие сложную и разноцветную ткань общественной жизни - этой высшей и

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Теория общественно-экономической формации М., Наука, 1982.В коллективной монографии Г.А. Багатурия написана первая глава (стр. 7 – 44) первого раздела («Формирование теории общественно-экономической формации в историческом

Из книги Николай Гаврилович Милеску Спафарий автора Урсул Дмитрий Тимофеевич

Конкретизация общественно-политического идеала Начав исследование конкретных социально-политических проблем, Маркс углубляет свое понимание исторического процесса, выделяя два основных периода в мировой истории: период несвободы и период свободы.Конечно, этим он еще

Из книги Читая Маркса... (Сборник работ) автора Нечкина Милица Васильевна

2. Психическая деятельность как рефлекторная деятельность мозга Рефлекторное понимание психической деятельности мозга необходимо влечет за собой новый подход к вопросу о «локализации» психических функций и новое понимание соотношения функции и структуры мозга.

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

Из книги автора

III. Общественно-экономическая формация капитализма Вопрос об общественно-экономической формации – важнейший вопрос для историка. Это – основа, самая глубокая основа всякого подлинно научного, т.е. марксистского, исторического исследования. В.И. Ленин в своей работе о

Из книги автора

Современная общественно-экономическая ситуация Одна из тенденций новой и новейшей истории – модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному обществу. Эта тенденция сделалась заметной в Западной Европе уже в XVII в., в дальнейшем она