Мытарства феодоры в какие дни после смерти. Мытарства: свидетельство блаженной Феодоры. Одни чувства без слов — это не покаяние

Думается, что все должны знать, какие мытарства придется после смерти пережить, чтобы вовремя смочь исправится — потом ведь уже поздно будет. По принципу: предупрежден – вооружен. Поэтому всем будет полезно почитать, подумать о своих грехах и помчаться на исповедь, постараться жизнь свою изменить, пока время есть. А ведь никто не знает, сколько у каждого его осталось…

Так вот, почитав мытарства блаженной Феодоры, исповедь в порядке 20 мытарств, глаза раскрываются от понимания в жизни твоей происходящего и по другому на все смотришь… После смерти возьмут вас ангелы под ручки, да и будут вести на пути к Суду Божьему, и в руках их будет книга, где ваши добрые дела значатся. А встречать вас на каждой мытне (как бы таможне к следующему туру) будут демоны, у которых все ваши злые дела записаны. Вот если на каждое злое дело добрым ангелы со своей книги смогут ответить – пропустят вас дальше. А нет – пиши пропало…

20 испытаний на пути к вечности

1 мытарство – празднословия и сквернословия . Здесь ответ держать перед демонами будете за все пустые и скверные слова, за праздное поведение, насмешки и обидные выражения в адрес других людей, дурной смех и нескромные песни…
2 мытарство ждет нас, чтобы дать ответ за ложь . И вот тогда то каждый вспомнит все — вернее, ему напомнят злые духи, которые ведут счет всему с самого рождения, дабы потом предъявить нам это, и не найдя ответа, затащить в преисподнюю.
3 мытарство — клевета и осуждения . Здесь ответ держать будете за то, кого оклеветали, осуждали, своих грехов не видя.
4- так всем знакомое – объядения и обпивания без меры. Здесь будете ответ держать за все посты, которые нарушали, когда к еде приступали, Богу не помолившись, что ели и пили чрез меру.
5 – лености . Ответ здесь держать будете за все дни, когда в праздности вместо труда время проводили, когда за чужой счет жили, когда не выполняли обязанностей, а плату брали, как за выполненные. За те дни, когда ленились в храм прийти, за нерадение о душе своей.
6 – воровство . Подумайте, все ли так гладко в вашей жизни было в этом плане, ничего ли чужого не заимствовали, даже случайно, а вернуть потом не хотели, все ли находки отдавали или себе тайно оставляли, что еще чужого присвоили?
7 – скупость и сребролюбие . Здесь вам все припомнят — кому пожалели денег или добра какого дать, деньги да добро все копили, не думая, что не заберете ничего с собой после смерти.
8 – лихоимство. Здесь за взятки да лесть судят, вспомнят все, что в жизни было вашей. Не откупитесь – сразу же в ад!
9 – неправда и тщеславие . Вспомнят вам здесь все случаи, когда гордились, представляли себя лучше других, превозносили себя, не понимая, что все, что есть у вас — Бог вам даровал, сами же ничего не имели бы.
10 – зависть . Вот тут уж разгуляются бесы, рассказывая вам, где кому позавидовали, когда чужого возжелали, когда на жизнь свою сетовали – вот ведь, у других какая она хорошая да богатая, не то, что у вас!
11 – гордость . Помните, отчего старший Ангел пострадал — от гордыни! Когда возомнил себя выше Бога, и решил, что сам все сможет — и что случилось с ним?
12 – мытарство гнева . Ох, как часто мы сердимся, гневаемся на людей по пустякам возможно всяким, не замечая часто даже и придавая значения своему поведению. А отвечать придется за все…
13 – злопамятство . Сколько раз зло помнили, в душе своей хранили, сколько раз оно всколыхивало душу, разъедало изнутри — не помните? Здесь вам вспомнят все, даже чего и не было…
14 – разбойничество . Здесь речь пойдет о всех случаях, когда ударили кого, толкнули, побили и так далее..
15 – чародеяния и призывания бесов . Тут без комментариев.
16 – блуд — помните? Если ты с вожделением смотришь на кого — уже в душе своей блудишь.
17- прелюбодеяние .
18 – содомские грехи . Все противоестественные, тайно совершаемые дела и блудные грехи, о которых и вспоминать стыдно, вылезут наружу у этой черты.
19 – идолослужение и всяческая ересь .
20 – не милосердие и жестокость . Здесь вам припомнят все случаи, когда не проявили жалости и любви к ближнему, сострадания к бедам чужим, вспомнят жестокость и ненависть. Когда кусок хлеба нуждающемуся не дали, в больнице болеющего не посетили, слабого не пожалели, не утешили кого хоть словом, хоть делом, сочувствия не проявили.

Такие вот страшные мытарства и испытания ждут каждого по смерти, если заранее не позаботились об облегчении своей души. Кстати сказать, можно сильно облегчить свою участь, если часто на исповедь ходите и обо всех своих самых тайных грехах рассказываете священнику, который между нами и Богом находится. Ведь исповедь очищает душу и Бог списывает, делает невидимыми те грехи, которые уже отпущены на исповеди. Главное — опять в те же грехи не впадать, а то осерчает Всевышний, да и еще усилит наказание, вместо того, чтобы каждый раз прощать. Вот как-то так…

Обсуждение: 2 комментария

    Ответ для Александра:
    Блуд — это интимные отношения холостых мужчин и незамужних женщин, не состоящих в законном браке, а прелюбодеяние — это интимные отношения мужчины и женщины, состоящих в браке и изменяющих своему законному мужу или жене. Оба эти греха — нарушение седьмой заповеди Закона Божия. Блудник грешит против Божьей заповеди и собственного тела, а прелюбодей — ещё и предатель!
    «Бегайте блуда,- увещевает св.Апостол Павел,-…блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6: 18-19).
    «Блудников же и прелюбодеев судит Бог»(Евр.13:4).
    «Не обманывайтесь,-говорит св.апостол Павел,- ни блудники…ни прелюбодеи…ни мужеложники…-Царства Божия не наследуют»(1Кор.6:9-10).

    Ответить

    А чем отличается блуд и прелюбодеяние, разве это не то же самое?

    Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На сегодняшний день имеется довольно большое количество вариаций, того, что происходит с нематериальной сущностью человека после его кончины. В православной религии принято считать, что ей уготовано пройти некоторые испытания, а именно посмертные мытарства души, которые представляют собой своего рода процедуру очищения, являющуюся довольно значимой перед встречей с Всевышним. Продолжительность же этого периода составляет 40 дней. А вот узнать более подробно что представляют собой мытарства, какие они бывают и как душа их проходит можно из нижеописанного источника.

Какие мытарства проходит душа после смерти

Принято считать, что на протяжении 6 дней человеческая сущность пребывает как бы на экскурсии в блаженной обители, и только после этого она отправляется в подземное царство. На протяжении всего того времени как душа проходит мытарства ее сопровождают посланники Господа, которые повествуют о свершенных при жизни добрых деяниях. Эти испытания олицетворяют собой злых духов, пытающихся затащить человечеству сущность в преисподнюю.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Испытания после смерти

Стоит отметить, что существует всего 20 испытаний, однако не нужно путать их с греховными деяниями, ведь это не количество провинностей, а самих страстей, в числе которых может находиться различные пороки. Ниже приведено описание мытарств души, которые она проходит на протяжении сорока дней:

  1. Гордость.
  2. Блуд – греходеяние мужчины и женщины, которые вступили в сексуальную связь до заключения брака, в том числе и различные мечты, и помыслы развратного характера.
  3. Убийство (сюда также входит аборты и самоубийства);.
  4. Ярость и гнев – то бишь проявление вспыльчивости, раздражительности, жажда мести и агрессия как по отношению к людям, животным, так и предметам неодушевленным.
  5. – к ним относится вкладывание денежных средств в нечестные дела, присвоение чужого, принятие участия в каких-либо играх или розыгрышах на бирже, а также занятие спекуляцией и взяточничество.
  6. Завистливость. При жизни достаточно большое количество людей проявляют завить к успехам других жаждая их падения с пьедестала. В большинстве случает человек даже ощущает радость от того что у других возникает много неприятностей и проблем, что как раз-таки и называется грехом завистливости.
  7. Воровство – сюда относится не только греходеяние, когда преднамеренно человек идет на воровство, но также и учитывается если он взял деньги в долг и в последствии его не вернул.
  8. Леность – люди, которые все время ничего не делали, получали оплату за невыполненную работу и ленились ощутят на себе мытарства души после смерти.
  9. Призыв демонических сил и чародейство.
  10. Скупость и – такое наказание испытают на себе, те кто притворялся, отвернулся от Вседержителя, отвергал любовь и был намеренно скуп по отношению к людям, которые действительно нуждались в помощи.
  11. В 40 дней после смерти мытарства души входит и клевета с осуждением, то бишь если человек на протяжении всей своей жизни распускал сплетни об окружающих и осуждал их, то его нематериальная сущность познает испытания, как недруг Господа.
  12. Празднословие – сюда входит беспричинные песни и смех, а также пустые беседы.
  13. Чревоугодие – к этой страсти относится алкоголизм, обжорство, несоблюдение поста и прием пищи без произнесения молитв.
  14. Ложь – человек подвергается такому испытанию в случае, если он водил в заблуждение людей, лгал на исповеди и понапрасну произносил имя Вседержителя.
  15. Злопомнение.
  16. Неправда.
  17. Содомский грех – отношения сексуального характера между родственниками, а также противоестественные связи, такие как зоофилия и лесбиянство.
  18. Немилосердие.
  19. Ересь – неверное токование веры, глумление над святынями.
  20. Прелюбодеяние.

Господь всегда с Вами!

Вопросы на исповеди и увещания в грехах в порядке 20 мытарств

Мытарство 1-е

– Не подвержены ли вы пороку празднословия? Не любите ли бесед безрассудных, скверных, нечистых? (9-я заповедь 3. Б.).

Для того чтобы обуздать язык свой, молитесь сколько возможно чаще: Положи, Господи, хранение устом моим!

– Не произносили ли слов непотребных, срамных и кощунственных? (3-я зап. 3. Б.). Не соглашались ли малодушно с теми, кто кощунственно осмеивал святое учение, таинства и обряды Матери-Церкви? (8-я заповедь блаженств).

Этот грех близок к богохулению и навлекает на виновных страшное наказание Божие. На всяком месте очи Господни; они видят и злых, и добрых (Притч. 15, 7), и Бог не оставит безнаказанным богохулящего (Прем. 1, 6–9).

– Не любили ли предаваться суесловию, сквернословию, петь бесстыдные песни, производить бесчинные крики, смех и хохот? (7-я зап. 3. Б.).

Может быть, вы не считали все это за грех и не исповедовались во всем этом духовному отцу и не раскаивались?

Мытарство 2-е

– Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему. – В Святом Писании отцом лжи называется диавол, а истина есть Бог. Он сам говорит: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Видите, от Кого мы отлучаем себя, когда лжем, и с кем соединяемся ложью!

– Не согрешили ли когда клятвопреступлением? (3-я зап. 3. Б.).

Господь грозно наказывает клятвопреступников (царь Седекия Иудейский и Навуходоносор). Свт. Василий Великий не оправдывает даже невольного и вынужденного насилием нарушения клятвы: если клятва утверждена именем Божиим, то христианин должен лучше потерпеть за истину, чем изменить клятве.

– Не божились ли? Не призывали ли имя Божие напрасно, в обыкновенных разговорах, без должного благоговения? Не принуждали ли кого к божбе? (3-я зап. 3. Б.).

В Ветхом Завете по закону побивали камнями тех, кто произносил имя Божие с пренебрежением (Лев. 24, 16). «Слуга не смеет без нужды назвать имя своего господина, а ты имя Господа, Ангелов произносишь везде без нужды и с великой небрежностью!» – замечает свт. Иоанн Златоуст.

– Не клялись ли когда ложно, т. е. не утверждали ли клятвой того, чего не было? (3-я зап. 3. Б.).

Господь воспрещает ложную клятву и указывает на Себя как на Отмстителя лжи (Лев. 19, 12). Всевидящий видит самые тайные помышления нашего сердца и, как Правый Судия, строго взыщет за поругание Своего имени (свв. Анания и Сапфира).

– Не оклеветали ли кого на суде? (9-я зап. 3. Б.).

Клевета строго запрещена в слове Божием (Исх. 20, 15). Клевета удаляет от Бога, как утверждает царь Давид (Пс. 14, 1–3).

– Не нарушали ли когда данных Богу обетов? (3-я зап. 3. Б.).

«Человек, – говорит святой пророк Моисей, – иже обещает обет Господу или клянется клятвой, вся, елика изыдут из уст его, да сотворит». Видите, обеты стоят наряду с клятвой. Все святые угодники Божии и в Ветхом и в Новом Завете строго исполняли данные Богу обеты: пророк Иаков – в Вефиле, прав. Анна – в скинии, Пресвятая Дева Мария – во храме и др.

– Искренно ли всегда исповедуете свои грехи? Не утаивали ли чего на исповеди? (3-я зап. 3. Б. и 4-я зап. церковная).

Кто утаивает от духовника грехи на исповеди, тот хотя и услышит от него прощение, но Дух Святой, сердцеведец, не простит и не разрешит его. За утаенные тяжкие грехи люди еще здесь, на земле, при своей кончине, мучимы бывают бесами, а по смерти подлежат мучению в аду. Об этом есть много сказаний в душеполезных книгах.

Мытарство 3-е

– Не осуждали ли когда кого? Не любили ли клеветать на кого, бесславить, хулить и бранить ближнего? Не слушали ли сплетни и пересуды? (9-я зап. 3. Б.).

Сам Судия и Царь Небесный сказал: Не судите, да не судимы будете! (Мф. 7, 1). Значит, виновные в осуждении суть сознательные и намеренные ослушники воли Божией. Они дерзко присваивают себе право, принадлежащее одному Богу. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. Один Бог силен поднять его , – говорит святой апостол Павел (Рим. 14, 4), суд Божий неизвестен людям, и один этот суд Правосудного Бога правилен. Наш суд, как грешных людей, неправилен.

– Не любили ли смеяться над чужими недостатками? (9-я зап. 3. Б.). Не осуждали ли и не смеялись ли над пастырями Церкви?

Насмешка над ближним совсем непозволительна христианину. Она закрывает и извращает добрые качества того лица, на которое падает, следовательно, сюда входит и клевета. Насмешка больнее прямого порицания и укора отзывается в душе человека, подвергаемого осмеянию, и более вредит его чести, ибо в ней выражается бессердечие и осуждение ближнего, она имеет характер удовольствия, чем делает грех заманчивее. Что касается осуждения пастырей Церкви, бойтесь его. Если великому наказанию подвергаются оскорбители слуг земного царя, то какому наказанию подвергнутся оскорбители служителей Царя Небесного, которых Сам Дух Святой поставил пасти Церковь Господа Бога! Где нет уважения к священному сану, там нет уважения и к религии. Безнравственные враги общественного порядка всех времен ни о чем так не заботились, как ослабить клеветой и злословием уважение к священному сану. Если видите, что священник согрешает, оставьте суд Господу, вспомнив слова Спасителя: все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 3).

Мытарство 4-е

– Не предавались ли чревоугодию, объедению, тайноядению и, особенно, пьянству? (2-я зап. 3. Б.).

Слово Божие научает проводить жизнь воздержанную: внимательно смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством… (Лк. 21,34) «Пресыщением отягощенное чрево, – говорит митр. Филарет, – как гиря, висит под крыльями духа и тянет его к земле». Не обманывайтесь: пьяницы Царства Божьего не наследуют, – говорит св. Апостол Павел (1 Кор. 6, 9-10). Горе человеку от пьянства. Тысячи бедствий испытывает он от него и в здешней жизни, и в будущей, лишаясь вечного блаженства. Бегайте от пьянства, как от страшного яда, как от огня, страшитесь его, как западни диавола, через которую он уловляет души.

– Соблюдаете ли вы вообще посты, установленные Церковью?

Все церковные и благочестивые обряды мы должны соблюдать и уважать, даже если через исполнение их и будем неприятны людям, не привыкшим соблюдать их. Зато такое благочестие наше будет приятно Богу, свв. Ангелам и святым Его, нас за это будут уважать все добрые люди.

Помните, что пост есть лучшее средство побороть чувственность нашей греховной природы и обуздать гибельные страсти. «Посты делают душу доброй, облегчают ее крылья, возносят выше земного, к горнему» (Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия). Но пост телесный необходимо соединять с духовным, т. е. с воздержанием от гнева, ненависти, злопамятства, осуждения и т. п., с покаянием, благотворением, молитвой.

– Не приходилось ли вам упиваться на пирах, быть часто в местах общественных увеселений, в шумных компаниях, проводить время в картежной игре, чрезмерно предаваться всем светским удовольствиям?

Помните мудрое правило: «Чего глаза не видели и уши не слыхали, то и на ум не придет, и сердце того не пожелает». Я ничего не имею, если вы можете удержаться в тех пределах, в каких думаете держать себя. Но удержите ли вы себя в них? Припомните народное изречение: «Берегись первой чарки». Оно взято из опыта: выпив одну чарку, трудно удержаться от другой, третьей, а там уж и без счета.

Мытарство 5-е

– Не любили ли проводить время в лености? (4-я зап. 3. Б.). Помните, что труд заповедан Господом: Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои (Исх. 20,9). На труд осудил Господь Адама, а следовательно, и все происшедшее от него человечество. Святые отцы говорят: «Как свежие воды, превратившись в стоячие, портятся, так точно и души и тела человеческие портятся от праздности – матери пороков».

– Не погрешили ли когда тунеядством, т. е. пользовались чужими трудами, не оплачивая их, или сами, получая плату, не исполняли точно своих обязанностей? (8-я зап. 3. Б.).

Строящий дом свой на чужие деньги то же, что собирающий камни для своей могилы (Сир. 21, 9). «Хватай, человек, – говорит свт. Тихон Задонский, – как хочешь и что хочешь, однако знай, что все чужое из рук твоих вытечет и твое собственное неправда, как огонь, истребит».

– Не замечали ли за собой лености духовной, т. е. нерадения о прославлении имени Божия? (9-я зап. блаж.).

Не забывайте, что Господь обещает великие небесные блага всем верным рабам Своим, прославляющим имя Его. «Прославляющих Меня и Я прославлю» , – говорит Он (1 Цар. 2, 30). «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» , – говорит святой апостол Павел (1 Кор. 2, 9).

– Молитесь ли вы Богу с сокрушением и умилением сердца, об архипастырях и пастырях духовных, о начальниках, о себе и о всех живых и умерших? (1-я зап. 3. Б.; 6-я зап. церк.).

Помните, что «молитва для души то же, что пища для тела, что вода для дерева и рыбы. Тело, лишенное пищи, ослабевает, так и душа, лишенная молитвы, приближается к расслаблению и духовной смерти. Дерево не может приносить плодов, не принимая сока от корней, так и душа без молитвы не может принести плодов благочестия. Если лишишь себя молитвы, сделаешь то же, что вынешь рыбу из воды» (Поучение свт. Иоанна Златоуста). «Как птица, воздетая выше, спасается от ловца, так и душа, возвышаясь чрез молитву, спасается от диавола» (Прав. Иоанн Кронштадтский). «Через молитву можно воспарить, прейти небеса и приблизиться к Богу» (свт. Иоанн Златоуст). Надо приобрести навык постоянной молитвы, это достигается памятованием о Боге, благоговением и преданием себя на волю Божию. Тогда можно, хотя и сидя, творить молитвы и быть с Богом. Не во множестве слов и поклонов дело, а в возвышении ума и сердца к Богу. Можно много сказать слов молитвы и сделать поклонов, а о Боге совсем не вспомнить.

«Старайтесь всегда от сердца молиться; для сердца же такой закон: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Феофан, еп. Тамбовский). Прямая воля Божия та, чтобы мы творили молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1 Тим. 2,1). Усердная молитва Господу о даровании духовной мудрости и силы, здравия и спасения церковным и гражданским властям привлечет Божие благословение над ними и будет сопровождаться благотворными последствиями для нас же самих.

– Не ленились ли посещать храм Божий в праздничные и воскресные дни, не пропускали ли утреню, литургию? (4-я зап. 3. Б.; 1-я зап. церк.).

Всегда помните, что храм Божий – видимое небо, училище веры и благочестия, врачебница наших немощей, место взаимного общения небесных и земных и особого присутствия благодати Божией, без которой душа человека умирает для жизни духовной, как трава без дождя и росы. В храме молитва наша соединяется с молитвой святых и несравненно скорее может быть услышана Богом, нежели домашняя. «Одно «Господи помилуй», произнесенное в церкви, успешнее 1000 поклонов, сделанных дома», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там Он посреди них. Не забывайте, что святая Церковь (80-е прав. VI Вселенского Собора) отлучает от причастия тех, кто без уважительной причины не был в храме в воскресные и праздничные дни в продолжение трех недель подряд.

– Не замечали ли в себе уныния и нерадения о своей душе? (1-я зап. 3. Б.; 4-я зап. блаж.).

Если дух уныния будет тревожить вас, не впадайте в отчаяние, но помолитесь Господу и скажите своей душе: Зачем ты прискорбна и смущаешь меня, душа моя? Уповай на Бога (Пс. 41, 6). Не век нам должно жить в этом мире. Представьте живших прежде вас и вспомните, что как они перешли от века сего, так и нам, когда будет угодно Богу, должно переселиться. Уныние есть злой недуг, связывающий человеку руки и ноги, добрые намерения и пожелания; об избавлении от него надо молиться всегда, не только во святую Четыредесятницу.

Против беспечности и нерадения о своей душе, этого опасного недуга, лучшее средство – всегда помнить о смерти. «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь» , – говорит Премудрый. Нет мысли более пробуждающей от беспечности, как мысль о внезапной смерти, потом – о суде, рае, аде, вечности. Но ни одна мысль так не вытесняется врагом, как эта.

Мытарство 6-е

– Не согрешали ли вы присвоением чужого через тайное похищение (воровство), отнятие силой и угрозой? (8-я зап. 3. Б.).

Грех похищения, или присвоения, чужой собственности так велик, что виновные в нем, если не покаются, лишаются Царствия Божия; не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 8). Хищники и грабители подобны человеку, черпающему решетом воду: из рук их вытечет, что они похищают и собирают. Святые так строго охраняли чужую собственность, что не решались сорвать колос с чужого поля и взять найденную на дороге связку гороха.

– Не брали ли когда себе чего-либо принадлежащего Церкви? (8-я зап. 3. Б.).

Если похищение собственности, принадлежащей человеку, лишает похитителя Царства Божия, то во сколько раз более тяжкому мучению в геенне подвержены будут святотатцы, дерзнувшие присвоить себе вещи, посвященные Богу или употребляемые для богослужения?

Мытарство 7-е

– Не были ли вы заражены страстью сребролюбия или любостяжания? (2-я зап. 3. Б.).

Помните, что любостяжание есть как бы идолослужение и корень всякого беззакония, по учению святого апостола Павла (Кол. 3, 5; 1 Тим. 6, 5). «Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного», – говорит подвижник авва Евгений (Скитский патерик). Сребролюбцы – несчастнейшие люди и в сей и в будущей жизни: здесь они в беспрестанных трудах, заботах и беспокойстве, а там должны будут терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется тем, чтобы всем сердцем и душой иметь упование на Бога и возлюбить нестяжание и скудость.

– Не страдаете ли пороком скупости и мелочной расчетливости? (2-я зап. 3. Б.; 5-я и 6-я зап. блаж.).

Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с сожалением (скупостью), все равно что кладут яд в свой хлеб или в свою милостыню. Те же, которые, имея средства помощи голодающим, по скупости не помогают и таким образом доводят голодного до смерти, являются убийцами их, а убийство – страшный смертный грех.

«Милосердие есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая на небо», – говорит свт. Иоанн Златоуст. Небесные силы, которым вверены врата небесные, видя входящее милосердие, с великой честью отверзают врата ради него и другим добродетелям, а если видят их, идущих без милосердия, запирают врата перед ними (это видно из притчи о десяти девах).

Мытарство 8-е

– Не занимались ли грехом лихоимства, т. е. не давали ли денег в рост за противозаконные проценты и не наживались ли за счет своих ближних взяточничеством или употребляя ложь, обман и хитрость? (8-я зап. 3. Б.).

Мы уже говорили о том, как велик грех присвоения чужой собственности. Всякая ложь, обман и хищение, как бы ни были лукаво скрыты человеком, большей частью или прямо открываются и наказываются стыдом и гражданскими взысканиями, или сопровождаются ниспосылаемыми от Бога бедствиями. Если же в настоящей жизни и скроет человек следы своих тайных преступлений и неправды по отношению к своим ближним, то не избежит он будущего праведного наказания, когда придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5).

Мытарство 9-е

– Не согрешили ли когда неправдой в чем бы то ни было: по лицеприятию, может быть, когда оправдали виновного и осудили невинного, не давали сполна условленной платы работникам, в покупке и продаже употребляли неправильный вес и меру, и вообще не делали ли какой несправедливости? (8-я и 9-я зап. 3. Б.; 8-я зап. блаж.).

Слово Божие говорит, что открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим. 1, 18). Надо помнить, что Господь поругаем не бывает. Он милосерд, но и правосуден в то же время. Любите правду и возненавидьте неправду, или грех всякого рода (ибо всякий грех есть отклонение от истины), чтобы правда царствовала, как ей и подобает, а неправда была посрамляема и искореняема и не поднимала высоко с наглостью свою голову. Не отдавать заслуженную плату работникам – это грех тунеядства, а допускать неправду в купле и продаже через неверный вес и меру избегайте, как самого огня адского, ибо «зле приобретенное, зле и расточается».

Мытарство 10-е

– Не завидовали ли ближним своим: их богатству, счастью, здоровью, способностям и успехам в жизни? (10-я зап. 3. Б.).

Зависть несвойственна не только христианину, но и вообще человеку. Это грех диавола. Христианину свойственно любить и радоваться благоденствию и счастью ближних, но не завидовать. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога – раздателя даров», – говорит свт. Иоанн Златоуст.

– Не согрешили ли недостатком любви к ближнему, братоненавидением, недружелюбием, ненавистью? (6-я зап. 3. Б.; 5-я зап. блаж.).

Если возможно с вашей стороны, – говорит святой апостол Павел, – будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). А для этого в самом начале должно погашать ненависть, вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать памятозлобие и вводить противоположное: любовь, радость, мир, благость, великодушие… Помните, что за любовь и милость к братии сам получишь милость от Бога, милость не временную, а вечную; удостоишься помилования на суде Божием ли его не освежит живительная роса и дождь, так и душа человека-христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской.

Мытарство 11-е

– Не страдаете ли вы гордостью, тщеславием, самонадеянностью, презрением к другим, величанием? (2-я зап. 3. Б.; 1-я зап. блаж.).

Знайте, что Бог ненавидит гордость. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Блаженни нищие духом (т. е. смиренные), – говорит Слово Божие (Мф. 5, 3). Через гордость пал диавол, лишились рая наши прародители, через гордость христианин делается недостойным принять благодать Святого Духа, без которой он неспособен ни на какое доброе дело. Никогда не думайте, что другой ниже вас по достоинству. Не будьте самонадеянны. Приписывание себе успехов бывает причиной отступления благодати, без которой человек и шагу ступить не может. Когда захочется величания, т. е. чтобы вас хвалили люди, приводите тотчас себе на память все беззакония свои и найдете, что вы вовсе не стоите того, что вам приписывают.

– Может быть, вы не повиновались и не воздавали должной чести родителям, правительству, начальникам, поставленным от Бога? (5-я зап. 3. Б.).

Проклятый злословящий отца своего и матерь свою! – говорит Слово Божие (Вт. 27, 16). Как за почитание родителей Господь обещает благоденствие и долгоденствие, так за непочитание их отнимает эти драгоценные блага: непочтительные дети часто испытывают бедствия и рано умирают. «Возмущаясь против власти земной, мы возмущаемся чрез это против власти небесной», – говорит свт. Иоанн Златоуст, – потому что нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13,1–2).

– Любите ли свое отечество и принимаете ли сердечное участие в молитвах, назначаемых по случаю общественных бедствий? (5-я зап. 3. Б. и 7-я зап. церк.)

Чувство любви к родине – одно из самых высоких и благороднейших в человеческой природе. Любовь к своему народу составляет не только привязанность естественную, но и чувство высоконравственное, добродетельное.

Мытарство 12-е

– Не допускали ли гнева и ярости по отношению к близким? Не были ли слишком раздражительны? (3-я зап. блаж.).

Человек во гневе и ярости – больной и несчастный человек: он находится в плену диавола и может совершить в этом состоянии тяжкий грех. Всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца, а никакой человекоубийца не имеет жизни вечной… (1 Ин. 3,15). Бог не услышит нашей молитвы, не примет покаяния и не простит грехов наших, если мы не простили нашим ближним. Помните, что раздражение должно быть чуждо христианам, которые должны украшаться кротостью и терпением по примеру Господа Иисуса Христа, молившегося за распинателей.

Мытарство 13-е

– Не помнили ли зла на ближнего, не питали ли к нему сильной злобы и обиды, не воздавали ли злом за зло? (6-я зап. 3. Б.; 3-я и 7-я зап. блаж.).

Души наши понимают одна другую. Злоба, еще не выраженная на словах, скрывающаяся в сердце и отражающаяся на лице и в глазах, уже передается душе того, на кого имеем злобу, и другим приметна. Уничтожьте в себе зло против брата, уничтожится оно и в нем; успокоитесь вы, успокоится и он. Злом зла не победишь, а увеличишь. Господь же от нас требует, чтобы мы не только не враждовали с другими, но и других склоняли к миру.

Мытарство 14-е

– Не допускали ли когда не только убийства ближнего, но и не наносили ли ему ран, ударов и толчков? (6-я зап. 3. Б.).

Нанесение ран, ударов и толчков сокращает жизнь ближнего. Наносящий их – тот же убийца, особенно если он наносит их в гневе. Гнев есть корень зла. Питающий гнев против ближнего, желающий ему зла, желает его уничижения и уничтожения. Такое желание есть уже внутреннее убийство. Если ненависть и гнев будут постоянно питаемы и не встретят внешней преграды, они могут обнаружиться и внешним убийством. Поэтому сильная ненависть и называется смертельной ненавистью.

К убийству относится также и духовное убийство – соблазн ближнего.

Мытарство 15-е

– Не позволяли ли себе когда чародейства, т. е. не обращались ли к волшебникам, гадателям будущего и ворожеям и не верили ли в силу их заговаривания, колдовства и в силу их обаяния, т. е. повреждения здоровья других через отравы и порчу? Не повинны ли греху суеверия, верите ли приметам, снам, встречам? (1-я зап. 3. Б.).

Волшебство и обращение к волшебникам есть великий грех. Это значит – от Бога удаляться к врагу Его диаволу и от него ожидать себе помощи. Царь Израильский Охозия за это был наказан чрез пророка Илию смертью. У нас есть Бог, Великая Заступница Матерь Божия, святые Ангелы и угодники Божии, к которым мы и должны обращаться в нуждах. Бросьте суеверия о счастливых и несчастливых днях, встречах, снах. Все дни одинаковы пред Богом: Он не творил несчастных и счастливых дней. Не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь. Особенно кощунственно бояться встречи со священником, нередко несущим на персях Святые Тайны Христовы. Эта боязнь вызвана диаволом и ведет начало от времен язычников – врагов христиан. Снам придавайте значение, только когда они от Бога, святы и назидательны.

Мытарство 16-е

– Не согрешили ли когда против заповеди Закона Божия, запрещающей блуд и всякую нечистоту? (7-я зап. 3. Б.).

Бегайте блудодеяния, – увещевает святой апостол Павел (т. е. всячески удаляйтесь от распутной жизни). Помните, что наши тела суть храм живущего в вас Святого Духа, и если кто храм Божий растлит, того самого растлит и строго покарает Бог (1 Кор. 6, 19). Может быть, и сами вы видели, как точно сбывается на развратниках этот грозный приговор еще в сей жизни (заживо сгнивают и умирают в ужасных болезнях), но это не избавляет их от суда в буду щей жизни: Ни блудники, ни прелюбодеи Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9).

– Не предавались ли блудным мечтам и услаждению ими, блудным воззрениям, порочным осязаниям, страстным поцелуям и прикосновениям? (1-я зап. 3. Б.).

Мытарство 17-е

– Если состоите в супружестве, не предавались ли прелюбодеянию, т. е не хранили супружеской верности, оскверняли супружеское ложе? Не насильничали? (7-я зап. 3. Б.).

Мытарство 18-е

– Не повинны ли в каких-либо противоестественных грехах против 7-й заповеди, так называемых содомских: кровосмешении, т. е. плотской любви с родственниками, рукоблудии, уподоблении скотам и другим скверным делам, о которых страшно вспоминать и срамно говорить? (7-я зап. 3. Б.).

Жизнь плотская, греховная, а особенно противоестественная, делает человека неспособным к восприятию благодати Божией и к посещению души его Христом – Солнцем правды. Бог, вечное Солнце, показывается в тихой, непорочной и чистой душе, и в ней запечатлевает Свой образ. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием , – говорит Апостол (2Кор. 7, 1). Тот же Апостол учит: Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, незнающие Бога… потому что Господь – мститель за все это… ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Сол. 4,3–7).

– Не повинны ли в грехах ереси? Не слушали ли и не сочувствовали ли неправым мудрованиям о вере неверующих и еретиков? (1-я зап. 3. Б.).

Мытарство 19-е

– Не позволили ли себе отступничества от православного исповедания веры, неверия, сомнений в вере, порицания святыни и тому подобное? (1-я зап. 3. Б. и 1-я зап. церк.).

«Не отступай от Церкви, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – нет ничего в мире сильнее ее; она – твоя надежда, в ней твое счастье и спасение. Если ты внутри ограды Церкви, тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем». Помните, что неверие, или безбожие, есть безумие. Рече безумен: несть Бог. «Но если нет основания, как сталось здание? Если нет домоздателя, архитектора, как дом созижден? Нет земледельца, откуда на ниве хлеб? Нет Мироздателя, откуда и как существует мир?» Взгляните на историю народов, на жизнь свою и близких, и вы увидите ясные следы Промысла Божия и воскликните с Давидом: Благослови, душе моя, Господа! При сомнениях – боритесь, не соглашайтесь с ними в уме, как будто так уже на деле есть, как они внушают. Рассматривайте сомнение, как непрошенного гостя, не отдавайтесь в его власть, отталкивайте его. Сомнения тотчас будут исчезать, как только потребуете их к суду ума, и особенно – Слова Божия. Добрые мысли и чувства спешите восстановить. Неуважение к святыне храмов и другим священным предметам – великий грех. Храм – место присутствия Божия, дом Божий, земля святая, врата небесные. Бог находится в Своем священном доме, и все предметы этого дома святы, честны; обращаться с ними и взирать на них нужно с благоговением и страхом Божиим.

Мытарство 20-е

– Не согрешили ли вообще немилосердием и жестокосердием к ближнему? (6-я зап. 3. Б.; 5-я зап. блаж.).

Еще в Ветхом Завете Господь внушал людям: Милость и истина да не оставляют тебя, обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижалях сердца твоего (Притч. 3, 3). Господь Иисус Христос заповедует: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6. 36).

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5,7). Поэтому совершенная истина, что, если кто совершал и самые великие подвиги, но был немилостив, тот низвергнется в адскую бездну и никогда не получит милости Божией.

Из книги Свидетельства о умерших, о бессмертии души и о загробной жизни автора Знаменский Георгий Александрович

Рассказы о прохождении святыми мытарств Проходят мытарства и души святых, угодивших Богу своею благочестивою жизнью. Но они покрываются благодатию Божиею и проходят воздушные мытарства с необыкновенною быстротою и великою славою. Их возносит на небо Святой Дух, Который

Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах

4. Современные случаи прохождения мытарств В книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» можно познакомиться с реакцией типичного «образованного» человека нашего времени на встречу с мытарствами во время его 36-часовой клинической смерти. «Взяв меня под

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

В чем отличие мытарств от Страшного Суда? иеромонах Иов (Гумеров) О воздушных мытарствах св. Иоанн (Максимович) пишет так: «В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее

Из книги Луг духовный автора Мосх Иоанн

Глава 144. Увещания одного старца в Кельях О, если бы люди имели такое стремление к добру, какое имеют ко

Из книги Повесть о Варлааме и Иосафе автора Автор неизвестен

Глава 159. Жизнь аввы Софрония воска, и увещания Мины, игумена киновии Севериана Будем избегать светских

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Увещания и хитрые способы Авенира отклонить от христианства сына и мудрые беседы Иоасафа с отцом. После блаженной кончины пустынников царь велел своему первому советнику Арахии испробовать другой план, так как первый не осуществился: приказывает призвать к себе Нахора,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

32. Увещания к бодрствованию 32. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; (Мк. 13:28; Лк. 21:29, 30). Изображение пришествия Христа и страшного суда заканчивается в предыдущем стихе, и с 32 стиха предлагаются

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

24. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Христос объясняет и то, почему Он угрожал Своим врагам тем, что они умрут во грехах, и вечною погибелью: это потому, что только вера в Иисуса может спасти

Из книги Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела автора Денисов Леонид

Апостольские увещания 2 Еводию прошу, прошу и Синтихию прийти к согласию друг с другом в Господе. 3 Да и тебя, мой верный Сизиг, прошу: помоги этим женщинам. Они подвизались в возвещении Благой Вести вместе со мною и с Климентом и с прочими соработниками моими, имена которых

Из книги Четвероевангелие автора Серебрякова Юлия Владимировна

Свидетельства о существовании мытарств, извлеченные из творений святых отцов 1. Преподобный Ефрем Сирин (†373)«Когда приближаются владычные силы, когда приходят страшные воинства, когда божественные изъятели повелевают душе переселиться из тела, когда, увлекая нас

Из книги Луг духовный: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов автора Мосх Иоанн

Свидетельства о существовании мытарств, почерпнутые из житий святых Из жизни преподобного Антония Великого (†356)Кроний, пресвитер Нитрийский, рассказывал: «Антоний Великий в ту ночь, как отпустил блаженного Евлогия, по примирении с увечным, рассказал нам следующее:

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

4.3.5. Беседа о судьбе Иерусалима и конце мира; увещания к бодрствованию Покинув храм, Господь вышел из Иерусалима и с апостолами поднялся на Елеонскую гору. Иерусалимский храм во всей красоте и величии стоял перед их глазами. Апостолы, видимо под впечатлением слов Христа об

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Глава 144. Увещания одного старца в Кельях О, если бы люди имели такое стремление к добру, какое имеют ко злу!Один брат поучал братию в Кельях. «Не пожелаем рабствовать египетским удовольствиям, которые делают нас рабами губителя фараона.О, если бы люди имели такое

Из книги автора

Глава 159. Жизнь аввы Софрония воска и увещания Мины, игумена киновии Севериана Будем избегать светских разговоров!Авва Мина, настоятель монастыря аввы Севериана, рассказывал нам об авве Софронии, воске. Он подвизался в окрестностях Мертвого моря в течение семидесяти лет.

Из книги автора

32. Увещания к бодрствованию. 32. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;(Мк. 13:28; Лк. 21:29, 30). Изображение пришествия Христа и страшного суда заканчивается в предыдущем стихе, и с 32 стиха предлагаются

Из книги автора

Глава 11. (О порядке псалмов и о порядке восхождения душ человеческих) Но иной основательно спросит и о том, почему порядок псалмопения не согласен с последовательностью истории. Ибо, если кто обратит вниманье на расстояние времени, в которое продолжалась жизнь Давидова,

Ника Кравчук

«Блудные» мытарства, гражданский брак и содомия

Православие с большим пиететом относится к семье, называя ее домашней церковью. Брак — это священный союз мужчины и женщины. Все, что помимо этого, — грех. Более подробно о этих пороках, гражданском браке, опасности молодости и преградах на мытарствах рассказывает Олег Стеняев .

Критика сожительства до брака

16-е мытарство — блуда. Похотливые желания, помыслы, блуд лиц (то есть блудливые выражения), люди, которые без таинства брака вступают в сексуальные отношения, так называемый гражданский брак.

Какой же он гражданский? Гражданский брак — это значит по гражданским законам оформленный, а если люди просто сошлись и живут вместе, они и не в церковном, и не в гражданском браке.

Есть описания князя этого мытарства: «Князь этого мытарства сидел на престоле, одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу».

О грехах молодости

Кровавая пена, блуд, преступление, кровь — это все бывает взаимосвязанно, поэтому надо наставлять с детства наших детей быть целомудренными, самим стараться подавать пример. Я не знаю ни одного православного человека, который был бы доволен своей молодостью.

Специально проводил опрос среди прихожан: есть ли хотя бы один, кто доволен своей молодостью? Не нашел ни одного. Я с 12 лет читаю Библию, очень внимательно, и не нашел, где бы говорилось о грехах детства или о грехах старости. Но в Библии очень много говорится о грехах юности, молодости. Это самый опасный период в жизни человека.

Святитель Феофан Затворник говорил, что молодость — это нравственный духовно невменяемый период в жизни человека. А в книге Иова Иов восклицает: «Грехами юности моей напоены кости мои и вместе со мной хотят лечь в могилу».

Псалмопевец Давид восклицает: От юности борют меня многие страсти.

Вот почему современная литература и поэзия воспевает молодость. Потому что они хотят грешить и вспоминать о своих грехах.

А мы должны понимать, что когда человек вступает в период молодости, юности — это самый опасный период в его жизни. Это концентрация греховная. Он накапливает грехи, буквально в своих костях, как говорит Священное Писание.

Воспитание в церкви действует как прививка от блуда

Сморите: дети ходят в церковь, до 12 лет мы их видим. В 14-16 они куда-то пропали.

В свое время Святейший Патриарх на юбилейном соборе говорил: по отчетом воскресной школы мы видим одну цифру, а по посещаемости храмов — другую. Почему такое несоответствие? А потому, что наши дети вошли в самый страшный период в своей жизни.

И не думайте, что вы не напрасно их водили в храм и воскресную школу, а вы, учителя, напрасно их учили. Чем больше вы посеяли в них словес Божьих, тем с меньшими потерями они пройдут этот период. И к 40-50 годам они «подтянутся», вернутся.

Но есть молодые, которые остаются в храмах. Это юность, посвящена Христу. Апостол Павел пишет Тимофею: Никто да не пренебрегает юностью твоею.

Но в чем секрет такой счастливой юности Тимофея? Он был строгий постник... Апостол Павел говорит ему: Как ни приду, занимайся чтением.

Он был воспитан своей верующей бабкой.

Бабушки — великие миссионерки

Кстати, бабки — это самые великие миссионеры в нашей церкви.

Если бы я имел отношение к миссионерскому отделу, сделал бы медаль для наших бабушек. Это не пустые слова.

Когда я учился, делал опрос среди семинаристов: «Через кого кто уверовал?».

А это были тяжелые советские времена, когда миссионерская деятельность была запрещена Уголовным кодексом.

Около 80 % через своих бабушек уверовали.

Бабка Ольга, равноапостольная святая княгиня, наставляла своих трех внуков, среди которых был князь Владимир.

И когда он стоял перед выбором, какую веру принять, самым решающим аргументом, как пишет Нестор Летописец в «Повести временных лет», были его собственные слова: «И бабка моя, мудрейшая из женщин, эту православную веру приняла».

Итак, юность — действительно опасный период. Грехи прелюбодеяния, извращения, блуда в основном связаны с этим периодом жизни человека.

Со многими потерями мы прошли это, но было бы еще больше потерь, если бы в детстве нас не наставляли наши благочестивые бабушки, матери и отцы.

Содомский грех как извращение Божьего замысла

18-е мытарство — содомское. Противоестественные связи между лицами одного пола, половые извращения, кровосмешение, связь с родственниками по крови и кумовству.

Князь этого мытарства описывается у преподобной Феодоры: «Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать».

***

Христианство однозначно критикует гомосексуализм. Почему? Потому что это извращает понимание семьи, которую называют малой церковью.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Мытарства Блаженной Феодоры

В Священном Предании, согласном со Священным Писанием, мы находим учение о мытарствах (Правосл. Исповед., ч. 2, отв. на вопр. 25). Сущность учения о мытарствах излагает свт. Кирилл Александрийский в слове «О исходе души». Мытарства – это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии Ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего Судии Бога, испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на мытарствах, возносятся Ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.

Таким образом, мытарства являются частным судом, совершаемым над каждой человеческой душой невидимо Самим Господом посредством Своих Ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей – демонов. В житии преп. Василия Нового повествуется, что ученику его – преп. Григорию были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преп. Феодоры (память 8 дек.). Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.

Внимательное ознакомление с мытарствами полезно для более тщательной подготовки к исповеди, испытания своей совести, обретения покаянного настроения.

Вот о чем поведала блаженная Феодора, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию (Ч. М. 26 марта).

«Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили. Тогда один из Ангелов строго сказал им: «О бесстыдные, проклятые и злобные враги рода человеческого! Зачем всегда спешите вы приходить к умирающим и своим криком смущаете душу, разлучающуюся с телом? Не радуйтесь, тут вы ничего для себя не найдете: Бог помиловал эту душу, и вам нет ничего общего с нею!» Бесы неистово закричали и начали показывать записи о злых делах, от юности мной сделанных, говоря: «Мы не имеем дела до нее? А это чьи грехи? Не она ли творила их?» – крича таким образом, они выжидали смерти моей. И вот из уст моих излетел последний вздох, светлые Ангелы взяли мою душу на руки свои. Я оглянулась назад и увидела, что тело мое лежит без чувства и движения. Подобно тому, как если бы кто, сбросивши с себя одежду, смотрел на нее, так и я смотрела на тело свое и очень удивлялась этому. Между тем как Ангелы держали меня, бесы окружили нас и кричали: «Эта душа имеет много грехов, пусть отвечает за них!» Святые Ангелы собирали все, что я сделала когда-либо доброго, малейшие добрые дела, одно за другим, Ангелы собирали и готовили, чтобы положить против злых моих дел. Бесы, смотря на это, скрежетали на меня зубами своими, хотели тотчас вырвать меня из рук ангельских и низвести на дно ада. В это самое время внезапно явился преподобный отец Василий (у которого по смерти мужа жила в услужении преп. Феодора, посвятившая себя на служение ближним и молитву и пред кончиной своей принявшая иночество) и сказал Ангелам: «Святые Ангелы! Эта душа много послужила к упокоению старости моей, а потому я молился о ней Богу, и Бог даровал ее мне».

Сказавши это, он вынул из-за пазухи как бы некий мешочек с золотом и отдал его Ангелам со словами: «Вот сокровище моих молитв пред Господом об этой душе. Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязать ее, то вы искупляйте ее этим от долгов ее». После сего он стал невидим, а Ангелы взяли меня, и мы по воздуху пошли на восток.

Когда мы шли от земли к высоте небесной, то вначале встретили нас воздушные духи 1-го мытарства, на котором истязуются грехи празднословия, т. е. бесед безрассудных, скверных. Мы остановились, и пред нами вынесены были многие свитки, где записаны были все слова, произнесенные мной от юности моей непотребно и безрассудно, а особенно если они выражали что-нибудь срамное или кощунственное, как то нередко бывает на языке людей молодых. Я видела записанными там все свои праздные слова, бесстыдные песни, бесчинные крики, смех и хохот. Всем этим малые духи обличали меня, указывая на время и место, когда, где, с кем занималась я суетной беседой и прогневала Бога своими непристойными словами, не считая это грехом, а потому не исповедовалась духовному отцу и не раскаивалась. Я молчала, как безгласная, не будучи в состоянии отвечать, потому что духи лукавые обличали меня правильно. Когда я молчала, стыдилась и от страха трепетала, святые Ангелы положили нечто из моих добрых дел, а недостающее восполнили из сокровища, данного отцом Василием, и этим выкупили меня. «Когда же Ангелы представят добрые дела к оправданию души, – говорит прп. Иоанн Дамаскин в Слове об усопших в вере, – и злые духи припомнят столько же грехов к ее осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых».

Оттуда пошли мы выше и приблизились ко 2-му мытарству – лжи, на котором истязуется всякое слово ложное, т. е. клятвопреступление, напрасное призывание имени Божия, лжесвидетельство, неисполнение данных Богу обетов, неискреннее и неистинное исповедание грехов и тому подобное. Духи этого мытарства злы и свирепы; они остановили нас и начали меня подробно испытывать. Но я обличена была ими только в том, что иногда лгала в неважных вещах и не считала того за грех. А клятвопреступлений, лжесвидетельства и других важных беззаконий не нашли во мне.

Достигли мы 3-го мытарства, истязующего осуждение и клевету. Тут остановили нас, и я уразумела, как тяжек грех осуждения ближнего и как велико зло клеветать на кого-либо, бесславить, хулить, браниться и смеяться над чужими недостатками. Таких грешников лютые демоны истязают как противников Христа, предвосхитивших себе право суда над другими. Но во мне, по благодати Христа, немного нашли этих грехов, я во все дни жизни моей старалась удерживаться от них.

Дошли мы до 4-го мытарства – чревоугодия, и тотчас выбежали навстречу нам злые духи. Лица их были похожи на лица сластолюбивых обжор и мерзких пьяниц. Обойдя нас, как псы, они тотчас же показали нам счет всех случаев моего объедения, когда я ела тайно, или сверх нужды, или с утра не помолившись, или хотя бы не оградив себя крестным знамением, когда ела во святые посты до совершения богослужения. Представили и все случаи моего пьянства, даже показывали те самые чаши, рюмки и прочие сосуды, из коих я упивалась в такое-то время, на таком-то пиру, с такими-то собеседниками. И всякое мое чревоугодие до подробности поставили на вид и радовались, как бы уже получив меня в свои руки. Я трепетала, видя мое обличение, и не знала, что отвечать вопреки. Но Ангелы, вынув довольно из даров преп. Василия, положили то против моих грехов и выкупили меня. Увидев выкуп, злые духи вскричали: «Горе нам! Пропали наши труды!» – и бросили на воздух свои записи о моем чревоугодии.

Я осмелилась сказать моим путеводителям: «Мне кажется, святые Ангелы, что никто из живущих на земле не знает того, что здесь происходит и что ожидает душу по смерти». Но Ангелы отвечали мне: «А разве не свидетельствует обо всем этом людям Божественное Писание? Только люди, пристрастившиеся к земной суете, небрегут о нем, забывши страх Божий. Впрочем, кто из них милостив к нищим и убогим помогает, тот легко получает от Бога прощение грехов своих и ради милосердия своего проходит все мытарства без остановки. А кто не старается милостынями очищать грехи свои, тому невозможно избегнуть темных мытарей, которые низводят души согрешивших во ад и держат в узах до страшного Суда Христова».

В такой беседе мы дошли до 5-го мытарства – лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, жившие чужими трудами, а сами не трудившиеся, и наемники, берущие плату, но не исполнявшие обязанностей, принятых на себя. Здесь же истязуются и те, которые нерадят о прославлении Бога, ленятся в воскресные и праздничные дни ходить в храм к утрене, литургии и другим службам. Там же испытывается вообще небрежение как мирских, так и духовных людей и нераденье о своей душе, и многие оттуда низводятся в пропасть. И я была там много испытываема, и нельзя бы мне было освободиться от долгов, если бы Ангелы не восполнили моих недостатков дарами преп. Василия.

На 6-м мытарстве – воровства, хотя и были остановлены мы на некоторое время, но, дав немного выкупа, пошли далее, потому что не обрелось на мне воровства, кроме весьма маловажных случаев в моем детстве.

7-е мытарство – сребролюбия и скупости, прошли мы без задержки, потому что я, по милости Божией, никогда в жизни моей не заботилась о многом приобретении и не была сребролюбива, довольствовалась тем, что Бог давал, и не была скупой, но что имела, усердно раздавала бедным.

Поднявшись еще выше, мы встретили 8-е мытарств о – лихоимства, где истязуют дающих деньги за противозаконные проценты и всех наживающихся за счет своих ближних, взяточников и присвоителей чужого. Истязатели, не найдя во мне лихоимства, скрежетали зубами от досады, а мы, благодаря Бога, пошли выше.

9-е мытарство – неправды, где истязуются неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных, также люди, не дающие наемникам условленной платы или в торговле употребляющие неправильно власть или меру, и вообще все делающие какую-либо несправедливость, мы, по милости Божией, прошли благополучно.

10-е мытарство – зависти, мы прошли ничего не заплативши, потому что я никогда не завидовала. Тут же истязуют за нелюбовь, братоненавидение, недружелюбие и ненависть, но, по милосердию Христа Бога, я оказалась невинной в этих грехах, и хотя видела ярость скрежетавших против меня бесов, но уже не боялась их – и мы, радуясь, пошли выше.

11-е мытарство – гордости, где надменные духи истязуют за тщеславие, самонадеянность, презрение к другим и величание, за невоздаяние должной чести родителям, правительству и начальству, поставленным от Бога, и за неповиновение им, мы также прошли свободно.

На 12-м мытарстве – гнева и ярости, воздушные истязатели хотя и очень свирепы, но мало что от нас получили, и мы пошли далее, радуясь о Господе.

На 13-м мытарстве – злопомнения, где без милости испытуются те, которые в сердцах своих питают злобу на ближнего и воздают злом за зло, милосердие Господне спасло меня, потому что во мне не было злопомнения, здесь мы ничего не заплатили и, радуясь о Господе, пошли далее.

Тогда я осмелилась спросить ведших меня Ангелов: «Скажите мне: откуда эти страшные властители воздушные знают так подробно все злые дела людей, не только явные, но и тайные?» «Всякий христианин, – отвечали Ангелы, – после святого крещения получает от Бога Ангела-Хранителя, который наставляет его на всякое доброе дело и записывает все добрые дела его, за которые человек может получить от Бога милость и воздаяние. И князь тьмы также назначает одного из лукавых духов, чтобы он, ходя вслед за человеком, поощрял его своими кознями к злым делам и записывал все худое, что человек сделает. Такой лукавый дух разносит по мытарствам все грехи человека, и оттого они известны демонам. Когда же душа разлучится от тела и хочет идти к Создателю своему на небо, то лукавые духи возбраняют ей на этом пути, показывая ей (как и тебе) содеянные ею грехи. Если душа имеет более добрых дел, чем грехов, то они не могут удержать ее, а если грехов найдется больше, то они удерживают душу на некоторое время, затворяют ее в темнице, дабы не видела Бога, и мучат, сколько сила Божия дозволит им, пока та душа посредством молитв Церкви и милостыни ближних не получит прощения. Если же такая душа окажется такой грешной и нечистой пред Богом, что не будет для нее никакой надежды спасения, то злые духи тотчас низводят ее в бездну ада. Там погибшие души содержатся до второго пришествия Господня и потом, после соединения со своими телами, будут мучиться вместе с диаволами в геенне огненной. Путем мытарств восходят и испытываются на них только просвещенные святой верой и крещением, неверующие же сюда совсем не приходят, потому что, еще до разлучения от тела, душами своими принадлежат аду, и когда умирают, то бесы без всякого испытания берут их души как принадлежащую им добычу и низводят в адскую пропасть».

Беседуя так, мы достигли 14-го мытарства – убийства, на котором истязуют не только за разбой, но и за всякую рану, за всякий удар нанесенный, за пихание с гневом и толчки. Мало что дав тут, мы пошли далее.

Прошли мимо 15-го мытарства – чародейства, обаяния, отравления, призывания бесов. По милости Божией, бесы ничего не нашли во мне здесь, и мы пошли далее, провожаемые злобным криком демонов: «Вот придешь на мытарство блуда, увидим, как освободишься оттуда!»

Когда мы поднимались выше, я осмелилась еще спросить Ангелов: «Все ли христиане проходят через эти мытарства и нет ли возможности пройти их без испытаний?» Ангелы отвечали: «Нет иного пути для душ, восходящих на небо, все идут этой дорогой, но не все бывают так истязаемы, как ты и подобные тебе грешники, которые творят неполное исповедание своих грехов, из ложного стыда утаивая перед духовником срамные дела свои. Кто же чистосердечно рассказывает на исповеди все свои злые дела и жалеет о содеянном, того грехи невидимо заграждаются Божиим милосердием. И тогда всякая покаявшаяся душа приходит сюда, воздушные истязатели, раскрыв свои книги, не находят в них ничего записанного, и такая душа, радуясь, восходит к престолу Божию. Тебе много помогло то, что ты давно уже перестала грешить смертно и последние годы жизни своей проводила добродетельно, и особенно помогли тебе молитвы преп. Василия, коему ты много послужила».

Князь 16-го страшного мытарства – блуда, где истязуются блудные мечты, мысленное услаждение в том, блудные воззрения, порочные осязания и страстные прикосновения, был облечен в нечистую и смрадную одежду, и множество бесов стояло около него. Увидев меня, они удивились, что я прошла уже столько мытарств и, вынеся записки о всех моих блудных делах, обличили меня, указывая на лица и на места, на время, с кем, когда и где я грешила в юности моей. Я молчала и трепетала от стыда и страха, но Ангелы сказали бесам: «Она давно уже оставила блудные дела и последнее время проживала в чистоте, воздержании и посте». А бесы отвечали: «И мы знаем это, но она неискренне исповедовалась в своих блудных грехах перед духовником и не получила от него надлежащей заповеди об удовлетворении за грехи, потому она наша! Или оставьте ее нам, или выкупайте добрыми делами». Ангелы положили много из моих добрых дел, а еще больше от даров преп. Василия, и я едва избавилась от лютой беды.

В 17-м мытарстве – прелюбодеяния, где истязуются грехи людей, живущих в супружестве, но не сохраняющих супружеской верности, оскверняющих свое ложе блудом, также блудные похищения и насилия, строго истязуются блудные грехопадения лиц, посвятивших себя Богу, но не соблюдших чистоты. И я много должна была на этом мытарстве; лукавые духи уже обличили меня и хотели вырвать из рук Ангелов, и Ангелы, долго спорив с ними, едва искупили меня – не столько моими добрыми делами, которые положили здесь все до последнего, сколько сокровищем прп. Василия, которого также очень много положили на весы против моих беззаконий и, взяв меня, пошли далее.

Князь 18-го мытарства – содомских грехов, на котором истязуются все противоестественные грехи, кровосмешение и другие скверные дела, совершаемые тайно, о коих даже и вспомнить человеку стыдно и страшно, был мерзостнее всех бесов, опачкан гноем и смрадом, таковы же и все его слуги, смрад от них был нестерпимый, злообразие невообразимо, ярость и лютость невыразима. Окружив нас, но, по милости Божией, ничего не найдя во мне, они отбежали от нас со стыдом, а мы пошли дальше.

И сказали мне Ангелы: «Ты видела, Феодора, страшные и мерзкие мытарства блудные? Знай же, что мало какая душа проходит их без остановки и выкупа, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверны, и все люди сластолюбивы. Мало кто бережет себя от нечистот блудных и умерщвляет в себе похоть плотскую. Поэтому весьма многие, достигнув блудных мытарств, здесь погибают. Начальники блудных мытарств хвалятся, что они более всех других истязателей наполняют душами людей огненную пропасть ада. А ты благодари Бога, что прошла блудные истязания, по молитвам духовного отца твоего Василия, и более уже не увидишь страха!»

После сего подошли мы к 19-му мытарству – ересей, где истязуются неправые мудрования о вере, отступничество от православного исповедания веры, неверие, сомнение о вере, порицание святыни.

Я прошла это мытарство без испытания, и вот уже мы были недалеко от врат небесных.

Но нас встретили злобные духи последнего, 20-го мытарства , – немилосердия и жестокосердия. Жестоки тут истязатели, и князь их лют, с виду сухой и унылый. Если бы кто совершал и самые великие подвиги, изнурял себя постами, непрестанно молился и сохранял чистоту телесную, но был немилостив, таковой из этого последнего мытарства низвергается в бездну ада и не получает милости вовеки. Но мы, благодатью Христовой, прошли безбедно через это место, при помощи молитв преп. Василия.

Избавившись от страшных мытарств, мы с радостью приблизились к вратам небесным. Они дивно сияли. В них стояли светлые, как солнце, юноши, которые, увидев меня с Ангелами, радовались, что я милосердием Божиим избавилась от воздушных мытарств, и, приветливо встретив нас, ввели меня внутрь. Но что я там видела и что слышала, чадо Григорий, того нельзя и высказать. Я видела то, чего никогда не видело око человеческое, и слышала, чего никогда не слыхало ухо и чего никому из живущих на земле не представляло желание или воображение.

И приведена я была (в 3-й день по выходе моем из тела) к престолу Божию славы неприступной, окруженному Херувимами, Серафимами и множеством воинств небесных, непрестанно славящих Бога неизреченными песнями. Падши, я поклонилась невидимому и непостижимому Богу, и небесные силы воспели сладкую песнь, прославляя Божие милосердие, не побеждаемое грехами человеческими. И пришел глас от Бога, повелевавший приведшим меня Ангелам показать мне все обители святых и потом все муки грешников, после чего водворили бы меня в обители преп. Василия. Итак, в течение шести дней (по откровению Ангела свт. Макарию Александрийскому) водили меня всюду, и я видела прекрасные обители апостольские, пророческие, мученические, святительские и проч. Все они были красоты неизреченной и пространны, и везде я слышала глас духовной радости и веселья, везде видела торжество святых.

По обхождении светлых обителей (и после вторичного поклонения Богу, в девятый день по моей кончине – по откровению Ангела свт. Макарию Александрийскому) низведена я была в преисподнюю и видела там страшные и нестерпимые муки грешников. Я слышала там вопли, плач и рыдание мучившихся. Иные из них страшно кричали и проклинали день своего рождения, но никто не оказывал им милосердия. По этим разным местам мучений и отделениям ада душа человеческая носится тридцать дней, трепеща и содрогаясь, чтобы и ей самой не быть заключенной в них. В 11-й день хождения по аду, или в 20-й день по кончине человека, – половина времени хождения души. Святая Церковь молится в этот день об усопшем и тем облегчает скорбь его души. Из мрачных темниц ада Ангелы провели меня и, наконец, водворили в обитель отца моего, преп. Василия, сказав мне: «Сегодня преп. Василий творит о тебе память». И поняла я тогда: был сороковой день по разлучении моем от тела, и в этот день пришла я на место упокоения».

Вот почему святая Церковь со времен апостольских творит поминовение усопших в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й дни по их кончине и совершает ежедневно в течение сорока дней Божественную литургию об их душах. Особое молитвенное поминовение совершается еще издревле и в годовой день по кончине умершего. День смерти христианина есть день рождения его для вечной жизни. Вот почему мы празднуем память наших братии по истечении года со дня их кончины. Празднуя их второе рождение для неба, мы умоляем благоутробие Божие, да милостив будет Господь к душам их и да сотворит их жителями рая. Что же касается вообще пользы нашей молитвы для душ умерших, об этом свт. Кирилл Иерусалимский в 5-м тайноводственном поучении говорит: «Если какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши златой венец, принесли бы тому царю за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога».

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

МЫТАРСТВА Что такое мытарства?Мытарства - это образ частного Суда по смерти, на коем вся жизнь умершего пересматривается со всеми грехами и добрыми делами.Грехи признаются заглажденными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием. Мытарства проходят

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

32. Что такое мытарства? «Если даже святая душа, - пишет проф. Н. Василиадис, - испытывает чувство страха в час разлучения с телом, то тем более подвержена этому душа грешная. … Ведь в это время душа проходит скрупулезную и тщательную проверку со стороны демонов, ибо за

Из книги Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах автора Серафим Иеромонах

33. Насколько правдоподобен рассказ о мытарствах блаженной Феодоры? В Житии преп. Василия Нового рассказывается о том, как духовная дочь преп. Василия, Феодора, умерла, попала в загробный мир, была уловлена злыми ангелами и подверглась мытарствам. Блаженная Феодора была

Из книги Краткое изложение Православного учения о посмертной судьбе души автора Иоанн (Максимович) Архиепископ

Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах У преп. Василия была послушница Феодора, которая много служила ему; приняв иноческий чин, она отошла ко Господу. Одному из учеников преподобного, Григорию, пришло желание узнать, где находится по своем преставлении Феодора,

Из книги Душа после смерти автора Серафим Иеромонах

Мытарства В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых " мытарств",

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

VI. Воздушные мытарства В этом падшем мире местом обитания бесов, местом, где души новопреставленных встречаются с ними, является воздух. Владыка Игнатий даже описывает это царство, которое надо ясно понимать, чтобы можно было вполне уяснить современные «посмертные»

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

1. Как понимать мытарства Возможно, ни один аспект православной эсхатологии не был столь неправильно понимаем, как воздушные мытарства. Многие выпускники современных модернистских православных семинарий склонны вообще целиком отвергать это явление как некое «позднее

Из книги Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская автора Печерская Анна Ивановна

5. Мытарства, перенесенные еще до смерти Таким образом, из многочисленных ясных примеров можно видеть, каким важным и незабываемым испытанием для души после смерти является встреча с бесами на воздушных мытарствах. Это, однако, не обязательно происходит лишь

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Мытарства В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существуют двадцать таких препятствий, так называемых «мытарств»,

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

4. Вымысел ли «мытарства» Величайший гнев критика направлен против православного аскетического учения о бесовских мытарствах, с которыми душа встречается после смерти, и кажется, что именно желание упразднить само понятие о них привело его к такой противоречивой

Из книги «Буду верен словам до конца». Жизнеописание и наследие иеромонаха Василия (Рослякова) автора Автор неизвестен

МЫТАРСТВА МЫТАРСТВА (греч. xeA,c6via, «таможни», «места взимания пошлины»), в православно-христианских представлениях испытания, угрожающие душе после смерти, но до окончательного решения ее участи на Страшном Суде. По этим представлениям, души искупают в М. свою греховность

Из книги автора

Таможенные мытарства Епископ Василий (Кривошеин) приезжал в Россию довольно часто, но всегда почему–то подвергался тщательнейшему досмотру на таможне. Видимо, как–то раз он попал в какой–то черный список и потом уже не мог из него выйти. Однажды офицер–таможенник

Из книги автора

Мытарства в миру В миру ее звали Любовь Лазарева. Она родилась в 1912 году в одном из сел Смоленской области, в крестьянской семье. Родители – Иван Степанович, церковный староста, и Евдокия Ивановна были богобоязненными людьми, ходили в церковь и любили своих детей. Кроме

Из книги автора

Мои мытарства Четыре окошечка нашего старенького домика смотрели (до стройки) на восток, то есть на храм. Перед домом был палисадник, который Володя усердно засаживал георгинами,левкоями и другими цветами. Росли в садике и флоксы, и красные лилии. Перед стройкой надо было

Из книги автора

Мытарства О посмертном состоянии наших душ открыто нам в слове Божием и учении Церкви столько, сколько нужно для нас; а неоткрытое потому не открыто, что излишне для нас в настоящей нашей жизни, и потому, что осталось бы для нас непонятным, невместимым. Св. апостол Павел,