Свято-Успенский кафедральный собор: святыня бессмертна. Успенский собор в смоленске Трудный процесс возрождения святыни

Успенский собор Смоленска - это и главный, кафедральный собор города, и памятник, символизирующий героическую и бурную его историю, и, вместе с остальными постройками Соборной горы, роскошный архитектурный ансамбль, являющийся главной доминантой Смоленска, его символом и украшением. Если здесь не побывать, значит, и города не увидеть. И поэтому первым делом отправляемся к Свято-Успенскому собору.

1. Ансамбль Соборной горы в том виде, в котором он существует сегодня, сложился в основном к середине XVIII века. Как хорошо, что в историческом центре Смоленска нет многоэтажной застройки! Благодаря этому бирюзовый с белой лепниной собор хорошо виден почти из любой точки города, и даже из проезжающих через Смоленск поездов. Слева - Успенский собор, справа - надвратный Богоявленский собор, построены в разные годы, но в одном стиле - барокко. Попасть на вершину Соборного холма можно, пройдя под сводом надвратного Богоявленского собора, построенного в 1787 году, или по лестнице с Большой Советской.

2. В конце XI века Смоленск стал удельным городом внука Ярослава Мудрого - Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. К 40-м годам XII века сложился древний архитектурный ансамбль на Соборной горе.

3. На Соборной горе располагается не только ансамбль Успенского собора, но и комплекс архиерейского двора.

4. До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальный вид. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск. Героическая оборона города продолжалась 20 месяцев. Во время штурма были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом был разрушен практически весь верх собора. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

5. После возвращения Смоленска царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора на месте прежней церкви. 2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли сначала довольно быстро. Но с 1679 года строительство храма было приостановлено и только в 1728 году возобновилось. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но его непрочность обнаружилась почти сразу: опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

6. К 1760 году архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Он убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола установил деревянный.

7. В XIX и XX веках собор пережил тяжелые времена. Он чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Святого Меркурия. Во время Великой Отечественной войны собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню - Смоленскую чудотворную икону Божьей матери "Одигитрия".

8. Кованые ворота, ведущие во двор собора.

9. У северо-западного угла собора в 1766-1772 годах была возведена изящная двухъярусная колокольня. Она имеет выпуклую крышу с главкой и два этажа, нижний из которых возведен на остатках колокольни XVII века. Каменная ограда вокруг Успенского собора и верхняя часть лестницы из гранита строились одновременно c колокольней (60-70-е годы XVIII века).

10. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов. Часы были изготовлены в 1791 году смоленским мастером В. Соколовым.

11. Деталь декора колокольни.

12. На бирюзовых фасадах собора и колокольни - обилие белого барочного декора.

13. Около колокольни на деревянной подставке стоит древний колокол. Дата на нём -1636 год.

14. С двух сторон от входа в собор висят таблички, рассказывающие о героической истории Смоленска: "Памятник архитектуры Успенский собор. Возведен как памятник героической обороны Смоленска в 1609-1611 гг. Строительство его начато в 1677 году московским каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым. В 1679 году при строительстве обрушилась восточная стена. Работы прекратились. Строительство собора закончено в 1732-1740 гг. по проекту архитектора Шеделя А.И.".

15. Собор хранит множество уникальных предметов. Главные его святыни - Смоленская икона Богоматери "Одигитрия", сандалии святого Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена "Положение во гроб".
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас - выдающийся памятник барочной архитектуры.

16. Точно не известно, как попала на Русь древняя икона "Одигитрия". По преданию, ее привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез ее в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться "Смоленской".
Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви.
В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери "Одигитрия" (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы.

17. В левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора - плащаница "Положение во гроб". Как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа - плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой - одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в Русском музее (1560).
Плащаница, находящаяся в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

22. 9-12 июня стали особенными днями для Свято-Успенского кафедрального собора. В собор были доставлены частица мощей - десница святого великомученика Георгия Победоносца, и чудотворная икона.

23. Ковчег с мощами сопровождала делегация монахов-афонитов монастыря Ксенофонт. Они же принимали записки у верующих во дворе собора.

24. На Соборной горе в сувенирном магазине можно купить иконы, книги, буклеты.

25. Вид от Успенского собора на Воскресенский монастырь.

27. Лестница, ведущая из собора. Направо - памятник Кутузову и автостоянка, налево - Большая Советская.

29. За стенами собора...

.

30. Вид на колокольню и Успенский собор.

33. Интересно, что исторически комплекс Соборной горы начинается не с собора, а со смотровой площадки в восточной части. Здесь когда-то находился княжеский терем, построенный в середине XII столетия, предположительно, князем Ростиславом.


Махачкалинское благочиние

Свято-Успенский кафедральный собор г. Махачкалы

Историческая справка:

В 1905 г. рабочие железнодорожной станции Порт-Петровска (ныне Махачкала) обратились к государственным властям и благочинному Дагестанского Порт-Петровского округа Владикавказской епархии протоиерею Иоанну Шаванадзе с просьбой построить для нужд православного населения храм. Вскоре просьба верующих была удовлетворена: был создан строительный комитет. От царской казны на строящийся храм была выделена тысяча рублей, а остальные средства на храм были собраны прихожанами. 25 февраля 1906 г. храм, выполненный в византийском стиле из местного белого камня, был освящен в честь иконы Божией Матери «Моздокская». Первым настоятелем храма был назначен протоиерей Афанасий Алибеков.

В смутное время безбожного лихолетья храм в честь Моздокской иконы Божией Матери не избежал участи тысяч других закрытых и разоренных домов Божиих: в 1929 г. его закрыли. После этого с куполов были сорваны кресты, сброшены и отправлены на переплавку колокола, разрушен иконостас, вынесена и сожжена большая часть икон. В храме было обустроено общежитие путем установки дощатых перегородок в качестве стенок. Впоследствии к церковному зданию было пристроено помещение, в котором разместились магазин и ресторан.

В 1945 г. по просьбе верующих измученное здание вернули Русской Православной Церкви. После ремонта храм освятили заново, но уже в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Для иконостаса возрождающегося дома Божия в дар были переданы иконы из московского храма в честь святителя Архангела Гавриила, принадлежащего Антиохийскому Патриархату.

В 1960-х гг. с южной стороны к храмовому зданию был пристроен придел в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

В 2000 г. Свято-Успенскому храму г. Махачкалы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был присвоен статус кафедрального собора.

12 октября 2004 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения Александро-Невского придела кафедрального собора.

В 2005-2006 гг. в рамках подготовки к празднованию 150-летия г. Махачкалы в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы. Капитальный ремонт был начат городскими властями по указанию мэра города. За это время была проведена колоссальная работа: заменен иконостас, заново расписано храмовое пространство, заменен пол и обустроена прилегающая территория. Росписью собора в течение года занималась группа махачкалинских художников под руководством народного художника Республики Дагестан А. М. Мусаева.

28 августа 2006 г. состоялся чин великого освящения Свято-Успенского кафедрального собора, проведенный сонмом архиереев, прибывших на празднование по случаю 100-летия махачкалинского храма. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в торжественном богослужении приняли участие епископ Бакиснкий и Прикаспийский Александр (Ищеин), архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко), епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков).

В настоящее время Свято-Успенский собор является кафедрой архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама (Пономарева), решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. назначенного правящим архиереем новообразованной Махачкалинской епархии.

Святыни:

В Свято-Успенском соборе пребывают чтимые святыни: частица Покрова Пресвятой Богородицы, копия Даров Волхвов, мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии; а также старинные образы с частицами мощей, сохранившиеся из разрушенного в 1953 г. Александро-Невского собора – святителя Николая Чудотворца и святого благоверного великого князя Александра Невского; чудотворный список Моздокской иконы Божией Матери, мироточивая икона преподобного Варлаама Хутынского.

Причт кафедрального собора:

Настоятель – архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев);

Ключарь – иерей Виталий Тарасов;

Штатные клирики – 4 священника и 4 диаконов.

Адрес: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Орджоникидзе, д. 148.

Часы работы: храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00, богослужения совершаются ежедневно в 8.00 и 17.00.

Свято-Успенский кафедральный собор (также известный как Собор Успения Пресвятой Богородицы) — главная религиозная достопримечательность Смоленска, находится в его центре, на Соборной горе, откуда открывается панорамный вид на город. Собор является объектом культурного наследия федерального значения.

Успенский собор был возведен в 1677 году на месте одноименного собора 12 века.

Высота Свято-Успенского кафедрального собора — 69 метров.

В архитектурный ансамбль входит также колокольня, палаты и каретные корпуса.

Сам собор выполнен в стиле барокко, внутри находится иконостас высотой более 30 метров.

Расписание богослужений в Успенском соборе Смоленска

Богослужения проходят по традиционному расписанию: по будням в 09:00 — Божественная литургия, в 18:00 — всенощное бдение. В выходные и праздники: 07:00 — ранняя литургия, в 10:00 — поздняя, в 18:00 — всенощное бдение. В дни православных праздников режим может меняться, за более детальной информацией обращайтесь по телефону.

История Успенского собора

Изначальный собор был основан еще в 1101 году князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который приказ заложить на этом месте каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (одновременно с заложением одноименного собора в Суздале).

Этот собор из камня еще почти полвека оставался единственной каменной церковной постройкой города. После освящение собора Владимир Мономах перевез в нее икону Божией Матери Одигитрии, которая досталась ему от его родителей по наследству.

В 1127 году с приходом к власти внука Владимира Мономаха князя Ростислава Мстиславовича Смоленское княжество стало расцветать, а в 1136-1137 годах была учреждена особая Смоленская епархии РПЦ, а Успенский собор (достроенный к тому времени окончательно) стал главным кафедральным собором.

Трагическое событие разрушения Успенского собора произошло в 1611 году — тогда были взорваны запасы взрывчатки, которые хранились рядом с соборным холмом. В результате взрыва рухнула и часть собора.

В 1674-75 гг после освобождения Смоленска от польско-литовской оккупации старое здание Успенского собора было окончательно разобрано. Через два года было принято решения соорудить новое здание собора, увеличив его в размерах. Архитектором стал Алексей Корольков. Но он не смог закончить строительство, работы были приостановлены до 1712. Окончательно же храм достроился лишь в 1740 году и имел 7 куполов. Спустя 20 лет произошло обрушение двух глав. Перестраивал храм архитектор Обухов, который и придал собору традиционный вид с 5 куполами.

Собор практически не пострадал при Отечественной войне 1812 года. Французский император Наполеон был поражен красотой собора и приказал его охранять.

Выстоял собор и во время немецко-фашистской оккупации. Тогда из нее пропал первообраз Смоленской иконы Божией Матери, само здание осталось невредимым.

В период советской власти, во времена религиозных гонений, в церкви размещался антирелигиозный музей.

В конце концов Успенский собор передали обратно РПЦ, и теперь это одна из главных туристических достопримечательностей города.

Иконы Успенского собора в Смоленске

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.

Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.

Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.

Как добраться

До Успенского собора в Смоленске несложно добраться общественным транспортом.

Ближайшая остановка городского наземного транспорта — «Улица Соболева ».

Вам подойдут следующие маршруты:

  • автобусы № № 3, 7, 9, 10, 19, 22, 22ш, 23, 27, 31, 33, 38, 113, 164
  • маршрутные такси № № 2н, 9н, 13н, 16н, 27н, 38н, 41н, 46н, 52н, 55н, 56н и 119.

От улицы Соболева вам нужно будет свернуть на улицу Соборная гора, на которой и находится Успенский собор. Дорога пешком от остановки займет у вас 10 минут.

От железнодорожного вокзала города можно дойти пешком за полчаса: дорога пройдет по улице 12 лет Октября, затем по улице Кашена и вниз по улице Беляева по мосту через Днепр на улицу Соболева.

Для заказа автомобиля вы можете использовать приложения местных служб такси: в Смоленске действует Gett и сеть такси «Везёт».

Вход в Успенский собор на Google панорамах:

Видео об Успенском соборе в Смоленске:

В «Указателе церковных древностей г. Смоленска» есть такие слова:

«Смоленскй кафедральный Успенский собор принадлежит к числу знаменитых и величественных храмов нашего отечества. Он служит лучшим украшением г. Смоленска, а вместе с тем и самою дорогою его святынею. Построенный почти в центре города, на высокой горе, он сразу выделяется из массы городских зданий как своею грандиозностью, так и своим открытым видом. Поднимаясь своими куполами и крестами в небесную высь, он кажется стоящим выше города и господствующим над всею окрестностью».

Действительно, расположение Свято - Успенского кафедрального собора в Смоленске донельзя удачно. Но за это следует быть благодарными зодчим скорее , а не . А вот внушительные размеры, позволяющие собору доминировать в городском ландшафте, и его торжественный архитектурный облик — заслуга мастеров XVII—XVIII веков.

С композиционной точки зрения архитектура Успенского собора Смоленска повторяет многие древние храмы. Крестово-купольный, четырехстолпный, он представляет собой массивный куб с выступающими алтарными апсидами, увенчанный традиционным пятиглавием (как помним, сначала было семь глав). В оформлении заметно сильное барочное влияние, причем это барокко в его украинском изводе.

Автором декоративной концепции Успенского собора следует считать Антона Ивановича Шеделя, сына немецкого архитектора Готфрида Иоганна (рус. — Ивана Ивановича) Шеделя, прибывшего в Россию еще в 1713 году и много строившего в Санкт-Петербурге и Киеве. В частности, Шеделю-старшему принадлежат проекты и Большой Лаврской колокольни в Киеве.

Работал архитектор в стиле барокко, и творчество его сына тоже оказалось задано рамками этого пышного стиля. К сожалению, мы почти ничего не знаем о жизни А. И. Шеделя, другие его произведения — кроме Успенского собора — нам не известны. А то, что спустя несколько лет после окончания постройки своды собора дали опасные трещины, конечно, не говорит в пользу того, что Антон Иванович был выдающимся зодчим. Но запоминающийся облик Успенского собора в Смоленске ему удалось создать.

Возле северо-западного угла собора находится двухъярусная колокольня постройки 1766—1772 годов с часовой пристройкой.

До революции соборная колокольня обладала прекрасной звонницей. Среди прочих имелись:

«праздничный колокол весом 100 пудов, полиелейный 450 пудов и будничный 65 пудов... Еще колокол с надписью: „Каштом и накладом славетнего пана Ивана Семеновича Водозовича, мещанина Головчинского; подал тот звон до церкви Преображения Спаса, на честь и хвалу Богу, року 1634“. Весом колокол 31 пуд 30 фунтов»

После революции звонницу расхитили, впоследствии колокола пришлось собирать заново.

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.