Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский, священномученик. Дамиан (Воскресенский), архиепископ Круский (1937) Священномученик дамиан воскресенский

23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитрием.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырскую заботу родителя, Димитрий возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 году Курскую духовную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображснского собора в Путивле, а затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.

6 января 1897 года епископом Иувеналием (Половцевым) Димитрий был рукоположен в сан иерея и назначен к церкви села Николаевки Путивльского уезда. Спустя четыре года после смерти
жены Димитрий Воскресенский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт.

В день празднования иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной 27 ноября 1904 года ректором академии епископом Сергием (Страгородским)Димитрий был пострижен в монашество с именем Дамиан в присутствии Преосвященного Антония (Волынского), подарившего ему «Псалтирь следован-ную со своей дарственной надписью.

В годы Русско-японской войны отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства и при этом исполнял обязанности священника суворовской церкви Академии Генерального штаба.

По окончании в 1905 году Санкт-Петербургской духовной академии Воскресенский назначается преподавателем Смоленской духовной семинарии. Спустя два года - смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год - Обоянекого духовного училища.

28 июля 1911 года отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот.

В июле 1918 года он был хиротонисан во епископа Переяславльского, викария Владимирской епархии. Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святителей Иоасафа, Ермогена и Питирима.

Владыка Дамиан не мог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям па Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались незамеченными большевистскими властями. Уже в сентябре 1920 года Владимирский ревтрибунал приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение рукописей "контрреволюционного" характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, но ярлык "контрреволюционер" прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для но-
вого ареста.

И он не заставил себя ждать. Голод стал бедствием для миллионов людей. Патриарх Тйхон обратился с воззванием ко всем православным оказать помощь умирающему населению и благословил церковно-приходские советы и общины «жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления. Но в феврале 1922 года ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе как святотатство и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря,
воспротивился изъятию имущества, как якобы «принадлежащего государству", за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ.

В обвинительном заключении было отмечено, что "...Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления... Является человеком социально опасным, а потому в интересах советской власти, означенного Воскресенского... необходимо из пределов Владимирской губернии изолировать, применить в нему административную высылку сроком на три года!. 23 февраля 1923
года епископ Дамиан был выслан в Тур-
кестан на два года.

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 году он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой,имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений под лозунгами: "Отдайте землю и волю и крестьян-
скую власть", "Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов","Долой колхозы, долой советскую власть
- власть бандитов, давайте царя". По данным ОПТУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу;
что "контрреволюционные массовые выступления" явились результатом "подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители Церкви",

Возглавляемой архиепископом Дамианом". Вместе с владыкой были арестованы 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

На следствии архиепископ Дамиан говорил: "...своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужителей, подчиненных мне, и
вокруг отдельных верующих мирян,групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы Церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей Церкви для борьбы со всякими посягательствами на Церковь и для проповеди православия.

Поэтому я в своих индивидуальных беседах с некоторыми священнослужителями и верующими неоднократно подчеркивал, что в ячейках "Ревнителей Церкви" должны лежать следующие обязанности. Во-первых, привлечь в их состав действительно глубоко верующих православных, во-вторых, не допускать никаких нападок на Церковь, в-третьих, прославлять имя Божие молит-
вою и примером доброй жизни и, в-четвертых, быть наиболее усердным посетителем храмов и вербовать других к то-
му же".

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 года приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя
по архивным документам, и на Соловках опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что "сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов Истина Божия должна восторжествовать", высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались пророческими.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил к сонму святых новомучеников Российских архиепископа Дамиана (Воскресенского).

Воскресенский Дмитрий Григорьевич, родился 23 октября 1873 года в селе Брусовое Фатежского уезда Курской губернии в семье священника. Родственник протоиерея Михаила Салохина.
Окончил Курское духовное училище и в 1894 году — Курскую духовную семинарию.
В 1894-1895 годах служил псаломщиком церкви села Николаевка Путивльского уезда Курской губернии.
В 1895-1897 годах работал надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.
6 января 1897 года рукоположен во иерея епископом Курским и Белгородским Ювеналием (Половцевым) и определен к клиру Спасо-Преображенского собора города Путивля.
В 1901 году, после смерти жены, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1905 году со степенью кандидата богословия. Одновременно закончил Санкт-Петербургский Археологический институт.
27 ноября 1904 года пострижен в монашество с именем Дамиан архиепископом Финляндским Сергием (Страгородским).
В 1904-1905 годах состоял благочинным академического духовенства и одновременно исполнял обязанности священника храма святого благоверного Александра Невского (Суворовской) при Академии Генерального штаба (вместо священника Георгия Шавельского, бывшего на русско-японской войне).
В 1905-1907 годах — преподаватель гомилетики Смоленской духовной семинарии, в 1907-1908 годах — смотритель Старооскольского духовного училища. С 1908 по 1911 год — на той же должности в Обоянском духовном училище.
28 июля 1911 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.
12 мая 1918 года хиротонисан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии. Пребывал в Переславль-Залесском Даниловом Троицком мужском монастыре, исполняя там обязанности настоятеля.
24 сентября 1920 года Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 года предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы.
13 января 1922 года был досрочно освобожден по амнистии. Вернулся в Переславль-Залесский Данилов монастырь, где выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из монастыря.

В июне того же года еп. Дамиан вслед за Владимирским митрополитом Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам епископа Дамиана, он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» , соглашаясь с ограничениями, поставленными митрополитом Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-административным вопросам епископ Дамиан игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» православное сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени патриарха Тихона, что вызывало доносы местных священников-обновленцев.

5 декабря 1922 года епископ Дамиан был арестован Владимирским отделом ГПУ. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона» . Виновным себя не признал.
23 февраля 1923 года Комиссией НКВД по административным высылкам приговорен к 2 годам ссылки, которую отбывал в поселке Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).
В ноябре 1925 года назначен временно управляющим Владимирской епархией.

22 декабря 1925 года участвовал в собрании архиереев в Московском Донском монастыре во главе со Свердловским архиепископом Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей патриаршего местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола. 23 января 1926 года он посетил в Нижнем Новгороде митрополита Сергия, который ознакомил его с завещательным распоряжением местоблюстителя Крутицкого митрополита Петра (Полянского) о передаче своих полномочий в случае ареста митрополиту Сергию. В связи с этим епископ Дамиан призвал членов ВВЦС признать митрополита Сергия канонически законным временно исполняющим обязанности местоблюстителя, чтобы предотвратить раскол среди иерархов Церкви. Однако руководители ВВЦС не отказались от своих претензий на высшую церковную власть, в связи с чем 29 января митрополит Сергий запретил в служении архиереев, вошедших в состав ВВЦС, в том числе и епископа Дамиана. Убедившись в раскольнических действиях архиепископа Григория, 2 февраля епископ Дамиан покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. Принеся покаяние, он был вновь принят в лоно РПЦ. В дальнейшем Дамиан прямо называл «григорианцев», как и обновленцев, раскольничьим движением, поддерживаемым властями для разрушения единства Церкви.

В 1926-1927 годах временно управлял Владимирской епархией.
В 1927 году возведен в сан архиепископа.
С мая 1927 года — архиепископ Полтавский и Переяславский и временно управляющий Днепропетровской епархией.

25 апреля 1928 года перемещен на Курскую кафедру. По словам архиепископа Дамиана, причиной этого перемещения стали его разногласия с другими украинскими архиереями на состоявшемся в Киеве собрании епископов по вопросу о поминовении имени патриаршего местоблюстителя митрополита Петра и возникавших в связи с этим вопросах об автономии Украинской Церкви .

В 1929 году призывался на летнюю сессию Священного Синода.

С 1930 году в связи с проведением коллективизации в епархии усилились репрессии против духовенства. В сельских благочиниях органами ОГПУ систематически арестовывались все благочинные, назначаемые архиепископом Дамианом. В связи с этим он отказался от новых назначений и предложил сельскому духовенству обращаться непосредственно к архиерею. Ежедневно владыка принимал у себя в среднем около 10 священнослужителей и мирян, разбирал их жалобы о притеснениях со стороны властей. Оказывал материальную помощь ссыльному духовенству.

9 февраля 1930 года был на короткое время арестован по делу «Плетневской контрреволюционной монархической организации церковников».

Вновь арестован 26 июля 1932 года в связи с волной антиколхозных выступлений в Центральночернозёмной области РСФСР. Находился в областной тюрьме в Воронеже. Вместе с Орловским епископом Николаем (Могилёвским), большой группой священнослужителей, монахов и мирян проходил по делу так называемой Контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви», был объявлен ее «руководителем». На следствии не скрывал своих убеждений, обоснованно указывал, что «преследование духовенства является органической частью деятельности Соввласти» . 26 декабря 1932 года Коллегией ОГПУ СССР приговорен к расстрелу, замененному 10 годами заключения. В том же году отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Осенью 1937 года НКВД принял директиву об уничтожении узников, остававшихся на Соловецких островах. Архиепископ Дамиан был доставлен в поселок Медвежья Гора вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Приговорен к расстрелу Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской области. Расстрелян 3 ноября 1937 года в лесном урочище Сандормох, ныне город Медвежьегорск, Карелия. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Память 21 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборах Курских и Полтавских святых.
Молитвословия:
Тропарь, глас 4:
От юности Христа возлюбил оси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Российскую и спаси души наша.
Кондак, глас 3:
Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва:

Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божий возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошєд и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочєстно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Биография

Родился в семье священника.

Окончил Курское духовное училище, Курскую духовную семинарию (1894), Санкт-Петербургскую духовную академию (1905) со степенью кандидата богословия, Санкт-Петербургский Археологический институт.

Преподаватель и священник

В 1894 - псаломщик Спасо-Преображенского собора города Путивля.

С 1894 - надзиратель и учитель чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.

В 1901 после смерти жены поступил в Петроградскую духовную академию и одновременно в Петроградский археологический институт.

В 1904-1905 годах - благочинный академического духовенства и одновременно исполняющий священнические обязанности в Суворовской церкви Николаевской академии Генерального штаба (в связи с тем, что настоятель церкви Георгий Шавельский отбыл на фронт русско-японской войны).

С 1905 года - преподаватель Смоленской духовной семинарии.

С 1907 - смотритель Старооскольского духовного училища.

С 1908 - смотритель Обоянского духовного училища.

Переславский епископ

В сентябре 1920 года Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей». Специальным предписанием ВЦИК был освобожден из тюрьмы.

2 ноября 1922 года уволен на покой постановлением ВЦУ с назначением местожительства в Ташкенте.

В 1922 года был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковного имущества, но фактически - за противодействие обновленческому движению. В обвинительном заключении говорилось: «Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному Советскому строю, вёл тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления». 23 февраля 1923 года был выслан на два года в Туркестан.

С ноября 1925 года - епископ Переславский, управляющий Владимирской епархией.

В григорианском расколе

22 декабря 1925 года Дамиан перешёл в григорианский раскол епископа Григория. На совещании раскольников избран членом Временного высшего церковного совета (ВВЦС) и вместе с другими восемью архиереями был зарегистрирован 2 января 1926 года. Подписал выработанный на совещании Наказ.

После наложенного митрополитом Сергием запрещения, вместе с архиепископами Григорием и Константином подписал письмо к местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру с просьбой утвердить и благословить вновь организованный ВВЦС. Получив резолюцию митрополита Петра, ездил с другими делегатами в Нижний Новгород к митрополиту Сергию (Страгородскому).

Здесь митрополит Сергий убедил его в пагубности начатого раскольного дела. Дамиан отошёл от ВВЦС, покаялся и 2 февраля 1926 года принят митрополитом Сергием в сущем сане.

Курский епископ

С мая 1927 года - архиепископ Полтавский и Переяславский.

С 25 апреля 1928 года - архиепископ Курский. В июне-июле 1932 года в западных районах прошли массовые антиколхозные выступления под лозунгами: «Отдайте землю и волю, и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой Советскую власть - власть бандитов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. По мнению следствия, эти выступления были подготовлены организацией «Ревнители церкви», якобы [источник не указан 741 день ] созданной владыкой Дамианом, который был арестован.

На следствии показал, что «своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужителей, подчинённых мне, и вокруг отдельных верующих мирян, групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей церкви для борьбы с всякими посягательствами на церковь и для проповеди православия».

22 ноября 1932 года уволен на покой. В ноябре 1932 года арестован. 26 декабря 1932 года был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорен постановлением Особого Совещание при коллегии ОГПУ к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения. Там говорил другим заключённым, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать».

9 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД СССР по Ленинградской области приговорён к расстрелу. 3 ноября 1937 расстрелян в Левашовской пустоши.

Память о Дамиане

В 1998 прошла конференция его памяти, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения.

В 2000 на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых.

В 2006 году в Курске состоялись Третьи Дамиановские чтения по теме «Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края».

Семья

У архиепископа Дамиана были два сына - Андриан и Михаил (затем сам ставший архиепископом).

Труды

  • Недостатки русской иконописи и средства к их устранению. СПБ, 1905.
  • Св. Иоасаф, еп. Белгородский. // Финляндский православный сборник. 1910.
  • Русское православие и западные исповедания в богослужении и обрядах. // Смоленские епархиальные ведомости. 1914 (есть отдельная книга).

Примечания

Ссылки

  • Молитва всех вас спасёт: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского. Москва: Издательство православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000.

Епископы Владимирские и Суздальские

Владимирские и Суздальские (1214-1227): Симон Суздальские, Владимирские и Переславль-Залесские (1227-1274): Митрофан Кирилл Евфросин Кирилл Владимирские, Суздальские и Нижегородские (1274-1325): Серапион Печерский Феодор Иаков Симеон Максим Петр Суздальские (1330-1373): Даниил Иоанн Нафанаил Алексий (Бяконт) Суздальские, Нижегородские и Городецкие (1374-1401): Дионисий Евфросин Нафанаил Суздальские и Тарусские (1406-1661): Митрофан Григорий Филипп Евфимий Феодор Нифонт Симеон (Стремоухов-Безбородый) Геннадий (Богоявленский) Ферапонт Иона (Собина) Трифон (Ступишин) Афанасий (Палецкий) Елевферий Пафнутий Савватий Григорий Варлаам Иов Галактион Герасим Арсений Элассонский Иосиф Курцевич Серапион Софроний Иосиф Филарет Стефан Суздальские и Юрьевские (1666-1786): Стефан Маркелл Павел (Моравский) Иларион Суздальский Ефрем (Янкович) Игнатий (Смола) Варлаам (Леницкий) Иоаким Гавриил (Русской) Афанасий Грек Вениамин (Фальковский) Симон (Тихомиров) Порфирий (Крайский) Сильвестр (Гловатский) Геннадий (Драницын) Тихон (Якубовский) Владимирские и Яропальские (1748-1762): Платон (Петрункевич) Антоний (Багратиони) Владимирские и Муромские (1763-1788): Павел (Гребневский) Иероним (Фармаковский) Виктор (Онисимов) Суздальские и Владимирские (1788-1799): Виктор (Онисимов) Владимирские и Суздальские (1799-1917): Виктор (Онисимов) Ксенофонт (Троепольский) Парфений (Чертков) Иустин (Михайлов) Феофан (Говоров) Антоний (Павлинский) Феогност (Лебедев) Сергий (Спасский) Никон (Софийский) Николай (Налимов) Алексий (Дородницын) Евгений (Мерцалов) Владимирские и Шуйские (1917-1922): Сергий (Страгородский) Владимирские и Суздальские (с 1922): Корнилий (Соболев) Николай (Добронравов) Дамиан (Воскресенский) Нифонт (Фомин) Макарий (Звездов) Павел (Гальковский) Гурий (Степанов) Павел (Борисовский) Иннокентий (Летяев) Сергий (Гришин) Филипп (Гумилевский) Феодор (Яцковский) Хрисогон (Ивановский) Алексий (Сергеев) Онисим (Фестинатов) Иоанн (Вендланд) Николай (Кутепов) Владимир (Котляров) Серапион (Фадеев) Валентин (Мищук) Евлогий (Смирнов)

Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич) - архиепископ

Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский

23 октября 1873 года у настоятеля Михайловского храма с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии, священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитрием.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырскую заботу родителя, Димитрий возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 г. Курскую духовную семинарию, он некоторое время служил псаломщиком Спасо-Преображенского собора в Путивле, а затем надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища.

6 января 1897 г. епископом Иувеналием (Половцевым) Димитрий был рукоположен в сан иерея и назначен клириком церкви села Николаевки Путивльского уезда. Спустя 4 года после смерти жены Димитрий Воскресенский поступил в Петербургскую духовную академию и одновременно в археологический институт.

В день празднования иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной - 27 ноября 1904 г. ректором академии епископом Сергием (Страгородским) Димитрий был пострижен в монашество с именем Дамиана в присутствии преосвященного Антония (Волынского), подарившего ему «Псалтирь следованную» со своей дарственной надписью.

В годы русско-японской войны отец Дамиан состоял благочинным академического духовенства и при этом исполнял обязанности священника суворовской церкви Академии Генерального штаба.

По окончании в 1905 г. Петербургской духовной академии Воскресенский назначается преподавателем Смоленской духовной семинарии. Спустя 2 года - смотрителем Старооскольского духовного училища, а еще через год - Обоянского духовного училища.

28 июля 1911 г. отец Дамиан был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии, где его и застал октябрьский переворот.

В июле 1918 г. он был хиротонисан в епископа Переяславского, викария Владимирской епархии. Преосвященный Дамиан участвовал в открытии мощей святителей Иосафа, Ермогена и Питирима.

Владыка Дамиан не мог оставаться равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь Христову, к расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Его активное и открытое выступление в поддержку Патриарха Тихона, защита Русской Православной Церкви не остались не замеченными большевистскими властями. Уже в сентябре 1920 г. Владимирский ревтрибунал приговорил владыку Дамиана к лишению свободы сроком на все время гражданской войны за хранение рукописей «контрреволюционного» характера. Хотя специальным предписанием ВЦИК епископ был освобожден из тюрьмы, но ярлык «контрреволюционер» прочно приклеился к нему, и ОГПУ требовался только повод для нового ареста.

Он не заставил себя ждать. Голод стал бедствием для миллионов людей. Патриарх Тихон обратился с воззванием ко всем православным оказать помощь умирающему населению и благословил церковно-приходские советы и общины «жертвовать на нужды голодающих драгоценные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Но в феврале 1922 г. ВЦИК узаконил изъятие всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов. Подобное решение духовенство рассматривало не иначе, как святотатство и всячески препятствовало этому. Епископ Дамиан, будучи настоятелем Свято-Данилова монастыря, воспротивился изъятию имущества, как якобы «принадлежащего государству», за что и был арестован Владимирским губотделом ГПУ. 23 февраля 1923 г. епископ Дамиан был выслан в Туркестан на два года.

После ссылки владыка вернулся в Переяславль-Залесский. В 1927 г. он был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год возглавил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла директива, утверждающая, что религиозные организации остаются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 г. по западным районам Центрально-Черноземной области прокатилась волна массовых антиколхозных выступлений под лозунгами: «Отдайте землю и волю и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой советскую власть - власть бандитов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу, что «контрреволюционные массовые выступления» явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом». Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 г. приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заключением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя по архивным документам, и на Соловках опальный архиепископ не смирился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать», высказанные в кругу братьев по несчастью, оказались пророческими.

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил к сонму новомучеников и исповедников Российских архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского).

Источники, использованные для составления жития:

1. А. И. Раздорский. Дамиан (Воскресенский). Православная энциклопедия, т. 13, с. 707-708
2. БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"

Фатежского уезда Курской губернии священника Григория Воскресенского родился сын, названный при крещении Димитри­ем.

Вся жизнь отца Григория протекала в церковной ограде. Видя пастырские труды родителя, Димитрий Григорьевич возгорелся желанием тоже посвятить себя служению Богу и людям и, получив благословение отца, поступил в духовное училище. Окончив в 1894 году Курскую ду­ховную семинарию, определен псаломщиком к церкви села Николаевка Путивльского уезда Курской губернии. С 1895 года служил надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища .

«… Всего только с голодного 1918 года восстановилась здесь епископская кафедра, упраздненная пред тем более ста лет тому назад. Благодарение Богу! Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив.

За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, уменье служить и проповедовать слово, - и станом своим он был представительный, - его скоро здесь полюбили. Но не посчастливилось только житье ему здесь. Первый раз он был арестован и посажен во Владимирскую тюрьму на год с лишним, заподозренный будто бы в политике, по произносимым в храме проповедям. Из Владимира тогда приходили трогательные картины рассказов, как его часто по улице города в арестантских опорках сопровождали под винтовками красноармейцы. Другой раз он был сослан на два года в город Теджен в Туркестане, благодаря нажиму «живой церкви». Всего он значился епископом Переславским девять лет. Ныне в начале лета, к сожалению переславцев, он был отозван на новое место службы в город Полтаву в архиепископском сане. Проводы его были очень чувствительны: многие при прощании с ним и при речах духовенства плакали; плакал немало и он, уезжая. В числе первых, как сослуживцу по собору, мне пришлось тогда сказать ему прощальное слово, перед молебном, за последней его Литургией. Храм был полон молящимися; пришло почти и все духовенство, как никогда. И так как это мое слово понравилось тогда очень многим (десятки слушателей после ко мне подходили и благодарили меня за высказанную в нем правду) и как оно, таким образом, является как бы выразителем настроения многих, то я полностью и помещаю его здесь. Итак, начинаю его передачу:

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, горячо любимый наш архипастырь!

Высказывая воодушевляющие нас чувства радости и пожелание, по поводу Вашего возвышения в служебной архипастырской деятельности, да подаст Вам Господь Бог крепость душевных и телесных сил послужить еще многие годы во благо и славу Святой Церкви, - мы вместе с тем не можем не высказать и другого нашего чувства, которое управляет нами в данное время. Это чувство печали и скорби, что Вы оставляете нас, что приходится теперь Вам сказать последнее слово «прости», чтобы в мире друг с другом нам с Вами на всю жизнь разойтись… Владыко! Тяжело нам с этим мириться!

Посмотрите, дорогой отец наш, собралось нас немало и пастырей церкви, и наших пасомых! Что это побудило нас? Любовь наша к Вам!

Вспоминаются мне первые годы Вашего вступления на здешнюю Переславскую кафедру. Тогда я еще не был Вам сослуживцем здесь по собору. Но мне тогда еще Бог привел иметь частое общение с Вами, когда, помните, многие приходы и целые улицы, чуть ли не весь город, приглашали Вас для служения в храмы и когда прихожане тех храмов брали святые иконы по своим домам, помнится, - из собора, из мужских монастырей, от нас - от Николы, от князя Андрея, и от других храмов, в которых Вы служили в тот день. Вот когда еще, Владыко, зародилась к Вам любовь переславцев! Когда же Вы пожили с нами, она в нас возросла: теперь переславцы провожают Вас с большим сожалением, со слезами…

Говорят, что любовь порождает любовь. Так случилось и с нами. За все эти годы пребывания с нами многие ль скажут, спрошу я, что он был Вами унижен, обижен или наказан? Своим приветливым словом, отзывчивостью души, доступностью и близостью к нам Вы больше и больше с годами, живя среди нас, привлекали и приумножали численный состав верующей паствы - Ваших почитателей.

Усердной службой своей и почти всякий раз, простым и понятным для всех словом назидания в этом святом храме и где только приходилось служить, Вы сумели в остывавших было в эти годы сердцах многих снова возгреть и любовь, и усердие к Божию храму. Многолюдство собрания верующих в храме Божием я больше всего считаю, вот здесь, по крайней мере, в соборе, плодом Ваших трудов и пастырских наставлений.

Да, дорогой наш архипастырь и любящий отец, справедливость требует сказать Вам, что недаром протекла Ваша жизнь среди нас. Своим примером стойкости в вере, своим твердым исповеданием Единой Святой и Апостольской Церкви и, наконец, своими страданиями, которые выпали на Вашу долю, Вы многих слабых, колебавшихся духом, укрепили и своим добрым и любящим сердцем приблизили к себе сердца многих.

Во всякое время, бывало, мы шли к Вам, как к родному отцу, не боясь, легко и свободно, и каждый из нас встречал в Вас радушный прием и живое участие. Вы своей лаской и добротой не обходили даже и малых детей… Есть одна, хорошо известная всем, дорогая картина, изображающая благословение Спасителем детей, - она часто изображается и на стенах храмов. И вот эта картина мне часто, бывало, когда я служил вместе с Вами, приходила на ум, когда видел я, как со всех сторон окружали Вас в алтаре почти такие же дети. Не шли бы они к Вам с такой радостью, лаской, с такой детски открытой душой, если бы они не чувствовали и не видели в Вашем сердце согревающих душу тепла, ласки, добра. И вот так со всеми нами Вы жили все время в мире, любви и согласии. И я думаю, что не погрешу, если скажу, что Вы не могли сделать кому-либо сознательное зло: в Вашем добром сердце не могло ужиться оно, подобно тому, как не может течь из одного и того же источника чистая и мутная вода.

Примите же, дорогой наш архипастырь и добрый отец, искреннее уверение в том, что мы все с любовью и неудержимою скорбию провожаем Вас от себя. Знайте, что Ваша жизнь, служба Ваша была плодоносна для нас! Вы не оставляете по себе темного следа между нами и укора своей памяти. При Вас никому не было тесно и с переходом Вашим не станет просторней и свободней, как это нередко бывает. Все мы, верующие, чувствуем утрату и лишение в Вас, как в своем добром, любящем отце и архипастыре.

А теперь последнее слово, Владыко: простите нас, в чем мы погрешили пред Вами и, быть может, когда оскорбили. Там, вдали, на чужой нам стороне, не забывайте нас в своих святых молитвах пред Богом…

Простите же и благословите навсегда любящую Вас переславскую верную и преданную Вам паству!»

Пополню еще свой рассказ о епископе Дамиане, что сейчас вспомнил.

Он и третий раз был арестован, значась Переславским епископом, но только уже домашним арестом, который был у него в Москве шесть месяцев. В этот раз он был выпровожен из города Александрова, куда он временно переселился пожить для удобства управления всей Владимирской епархией, которая ему была вверена. Вместо ссылки куда-нибудь далеко, ему, по просьбе его, дозволено было (в почетной ссылке) жить в Москве, без права выезда куда-либо во Владимирскую губернию. А перед тем выбытием его из Переславля в Александров вот что еще было связано, я хочу рассказать, с именем епископа Дамиана.

В одно время запьянствовали человек пять-шесть, соборные певчие. Имевшиеся деньги в карманах давно уже пропиты, хмель же в их отуманенных головах все еще бродит. «Ребята! Пойдем к архиерею просить себе денег на водку», - предлагает один. «Идем, идем, конечно!» - ему отвечают. И вот вступают в оградку собора, где в сторожке жил Дамиан. Видят, владыка сидит возле квартиры, гуляет. Честь-честью подошли гуляки под благословение и сели с ним рядом, обращаясь сначала на «Вы». На обращенную просьбу пьяных визитеров, владыка дал два рубля им на водку. Один из них тотчас же тогда и побежал покупать, а остальные свободно сидят и гуторят с архиереем разные речи во что кто горазд. Здесь они с ним уже сблизились на «ты». И говорят ему так: «Ты вот что, архиерей! Не уходи от нас в Александров. Тебе с нами не плохо, нигде не найти тебе лучшего. У нас так хорошо, а там жить будет хуже». В это время прибежал человек с водкой. «Вот ты, архиерей, пока здесь посиди, а мы вон там за храмом у стенки за твое здоровье и выпьем; потом мы тебе песни споем, а ты нас послушай!»

И вот после сего выпили и пели. Архиерей же в это время продолжал сидеть на своем месте и слушал… «

В 1927 году владыка Дамиан был возведен в сан архиепископа Полтавского, а спустя год воз­главил Курскую епархию. В 1929 году из ЦК ВКП(б) пришла дирек­тива, утверждающая, что религиозные организации остаются един­ственной легально действующей контрреволюционной силой, име­ющей влияние на массы. Начался новый виток гонений на служителей Церкви.

В июне-июле 1932 года по западным районам Центрально-Черно­земной области прокатилась волна массовых антиколхозных выс­туплений под лозунгами: «Отдайте землю и волю и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без кол­хозов», «Долой колхозы, долой советскую власть — власть банди­тов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. Следствие пришло к выводу, что «контрреволюционные массовые выступления» явились результатом «подготовительной деятельности контрреволюционной церковно-монархической орга­низации «Ревнители Церкви», возглавляемой архиепископом Дамианом». Вместе с владыкой было арестовано 3 епископа, 127 свя­щенников и диаконов, 106 монахов и монахинь.

Коллегия ОГПУ 26 декабря 1932 года приговорила архиепископа Дамиана (Воскресенского) к расстрелу, заменив приговор заклю­чением в Соловецкий концлагерь сроком на 10 лет. Судя по архи­вным документам, и на Соловках опальный архиепископ не сми­рился с попытками властей подчинить себе Русскую Православную Церковь. Его слова о том, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать », высказанные в кругу братьев, оказались пророческими.

В 1937 году владыка Дамиан арестован в лагере и заключен в тюрьму. Осужден УНКВД СССР по Ленинградской области: приговорен к расстрелу и казнен 3 ноября 1937 года в возрасте шестидесяти четырех лет, похоронен в Левашовской пустоши Ленинградской области .

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года причислил к сонму новомучеников и исповедников Российских архиепископа Курского Дамиана (Воскресенского).

Ярославский мартиролог «Все мы Христовы» страницы 295-297