Беларусь: ОАЦ — "полная смена караула". Стратегическая информация. Оперативно-аналитический поиск в сыске Оперативный аналитический центр

СТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОИСКА.

Ключевое место в системе оперативно-розыскных органов занимают оперативные подразделения криминальной милиции органов внутренних дел . Это, в первую очередь, аппараты уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономической преступностью. Они функционируют в составе территориальных, транспортных и специальных ОВД. Специфичными по своим функциям оперативными аппаратами криминальной милиции являются оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения. В последние годы, учитывая распространение наркобизнеса, в криминальной милиции сформированы аппараты по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Особое место в системе оперативных аппаратов ОВД занимают оперативные подразделения по борьбе с организованной преступностью и оперативные аппараты органов уголовно-исполнительной системы. Относительно последних следует отметить, что в современных условиях вопрос о пребывании их в системе МВД не только не является проблемным, но фактически решенным.

Оперативные подразделения криминальной милиции ведут оперативно-аналитический поиск информации, которая необходима для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска лиц, их совершивших, а также для обнаружения граждан, скрывающихся от дознания, следствия, в том числе бежавших из ИВС, СИЗО, ИУ, а также для обнаружения без вести пропавших граждан.

Что же касается оперативных подразделений ОИН, то они осуществляют пенитенциарную разведку, во-первых, для обеспечения правопорядка в СИЗО, ИУ, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия нарушений режима и преступлений, а также в интересах содействия криминальной милиции и иным органам, осуществляющим ОРД по обнаружению среди заключенных и осужденных лиц, причастных к ранее нераскрытым преступлениям (см. схему N 1).

В систему оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД в Российской Федерации, странах СНГ и Балтии, входят и органы государственной безопасности. В Российской Федерации в современных условиях они называются органами федеральной службы безопасности. В Украине, в Казахстане, Молдове - это органы национальной безопасности, в Латвии - государственные институции, осуществляющие управление в области национальной безопасности. Согласно законам, регламентирующим ОРД и определяющим статус этих ведомств, последние ведут оперативный поиск информации, необходимой для предупреждения, пресечения и раскрытия разведывательно-подрывной деятельности. Это прежде всего контрразведывательный поиск, а также оперативно-аналитический поиск, осуществляемый для борьбы с отдельными противоправными деяниями в виде терроризма, коррупции, проявлений организованной преступности, создающих угрозу интересам страны.

Традиционно органы государственной или национальной безопасности ведут сбор информации, необходимой для осуществления органами государственной власти и управления комплекса мер по разрешению социально-экономических, оборонных, техногенных, экологических и иных проблем.

Новым субъектом оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации, странах СНГ и Балтии, зафиксированных на законодательном уровне, являются оперативные подразделения пограничных войск (пограничной службы). Как субъекты ОРД они обозначены в оперативно-розыскных законах России, Украины, Белоруссии и Литвы. Этот субъект ОРД призван вести сбор информации в интересах обеспечения неприкосновенности государственной границы, обеспечения экономической безопасности, выявления фактов подготовки различного рода эксцессов на границе, связанных с контрабандой наркотиков, оружия, провоцирования вооруженных и иных конфликтов и др.

Субъектом ОРД в РФ, странах СНГ и Балтии признаны и органы, уполномоченные вести борьбу с налоговыми правонарушениями. Это налоговая полиция (ранее органы налоговых расследований), сотрудничающие с налоговой службы Министерства финансов. Оперативные подразделения налоговой полиции ведут оперативно-аналитический поиск налоговых правонарушений, в связи с чем обладают полномочиями применять в полном объеме оперативно-розыскные мероприятия.

В число субъектов ОРД законодатель в РФ, странах СНГ и Балтии включает и органы, призванные осуществлять охрану высших должностных лиц органов государственной власти и управления. Они зафиксированы в оперативно-розыскных законах Российской Федерации, Украины, Казахстана, Литвы. Оперативные подразделения этих структур призваны вести оперативно-аналитический поиск сведений, указывающих на подготовку покушений на указанных выше лиц, террористических актов, иных противоправных посягательств на соответствующих должностных лиц органов государственной власти и управления, членов их семей. Помимо этого в компетенцию данной категории оперативных подразделений входит также оперативно-аналитический поиск информации, позволяющей выявлять и пресекать покушения, террористические акты и иные противоправные посягательства на должностных лиц органов государственной власти и управления зарубежных государств во время их визитов.

В Российской Федерации и в Литве к числу субъектов ОРД отнесены таможенные органы. Они призваны вести оперативно-аналитический поиск информации о противоправных деяниях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. В России эти вопросы детально определяет ст. 224 Таможенного кодекса РФ.

В число субъектов ОРД также включен и ряд спецслужб, которые ведут оперативно-аналитический поиск в пределах своей компетенции, предусмотренной соответствующими законодательными актами (РФ - служба внешней разведки; Россия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова - специальные органы, учреждения, институции министерства обороны).

Сказанное свидетельствует о том, что оперативно-аналитический поиск информации о разнообразных противоправных и иных деяниях должен быть надлежащим образом обеспечен структурно за счет создания соответствующих оперативных подразделений и определения их компетенции в этой сфере.

Для эффективного осуществления как оперативно-аналитического поиска, так и иных стадий оперативно-розыскного процесса оперативные подразделения имеют форму управления, отдела, отделения, бюро и т.п. Речь идет об оптимальном построении оперативной службы, занятой сбором, анализом и доведением разведывательной информации до заинтересованных лиц, служб, органов и организаций, ее использованием согласно нормам оперативно-розыскного закона. Возможная типовая структура оперативного подразделения, осуществляющего оперативно-аналитический поиск (криминальную разведку), .

Данная структура будет оптимально функционировать при соблюдении следующих положений:

личный состав подразделения криминальной разведки должен быть сгруппирован так, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение задач, поставленных как перед этой структурой в целом, так и перед каждым его работником, взятым отдельно;

возлагаемая на руководителя подразделения ответственность должна быть максимально ясна, определена и закреплена в нормативных документах;

орган, устанавливающий обязанности этого должностного лица, обязан предоставить ему соразмерные полномочия, которые могут применяться так, как этот руководитель сочтет необходимым (аналогично и относительно сотрудников подразделения);

руководитель этого формирования должен иметь право и средства контроля за работой подчиненных им лиц с тем, чтобы проверять выполнение указаний и принимать меры к совершенствованию работы;

начальник может иметь в своем подчинении только такое число лиц, которым он способен руководить без особого напряжения. Деятельность всех подразделений и должностных лиц формирования должна быть максимально координирована и гармонично направлена к осуществлению общих целей формирования.

Так, например, в структуре Администрации (Управления) по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration) , созданного в США в июле 1973 года в целях осуществления сбора, анализа и распространения информации в сфере борьбы с наркобизнесом как на национальном, так и на международном уровня, предусмотрено разведывательное подразделение (Intelligence Division). Это подразделение является автономным структурным элементом DEA и непосредственно подчинено одному из руководителей администрации Управления. В состав разведывательного подразделения структурно входит размещенный в Эль Пасо разведывательный центр (El Paso Intelligence Center - EPIC), укомплектованный не только специалистами DEA, но сотрудниками других служб, стоящих на страже закона: таможенной службы США, береговой охраны, бюро по борьбе с алкоголем, табаком, оружием и др. Центр в Эль Пасо решает задачи сбора разведывательной информации, касающейся деятельности наркомафии, прежде всего, на воздушном и водном транспорте.

Обращает на себя внимание комплексный подход руководства DEA к организации разведывательной работы. Так в структуре данного ведомства помимо EPIC предусмотрены:

отдел разведывательных расследований;

отдел разведывательной работы и взаимодействия в сфере политики;

отдел научно-исследовательской работы в области разведки.

Как видно, в деятельности указанных формирований достаточно четко обозначена основная линия сыскной работы - сбор оперативно-значимой информации и ее анализ, что отражает существо криминальной разведки.

Упомянутый в начале параграфа термин «оперативно-аналитический поиск» для обозначения данной стадии оперативно-розыскной деятельности используется в этой работе авторами как родовое понятие. В литературе по проблемам сыска можно встретить специфические термины и словосочетания, среди которых наиболее характерными являются:

криминальная, в том числе экономическая, разведка;

выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес.

Например, первое из вышеприведенных сочетаний обозначает регулируемую законодательно и в подзаконных нормативных актах органов-субъектов сыска стадию оперативно-розыскного процесса, охватывающую такие этапы как сбор, доставка, переработка, хранение, использование (в том числе распространение) оперативно-значимой информации, отражающей явления и процессы, происходящие в сфере охраны правопорядка и борьбы с противоправными деяниями, в т.ч. экономического и общеуголовного характера, обеспечения безопасности предпринимательства. Осуществляется она оперативными аппаратами, уполномоченными государством осуществлять сыскную деятельность, а также структурами, которым государство делегировало полномочия проводить частнодетективную работу при расследовании уголовных дел, оказания иных услуг физическим и юридическим лицам.

В свою очередь более конкретный термин «экономическая разведка» в косвенной форме указывает на специальные органы государства, призванные обеспечить его экономическую безопасность, действуя в такой его специфической сфере, как экономика. А такой термин, как «выявление лиц и фактов» указывает на конкретные объекты разведывательно-поисковой работы. Здесь акцент проставлен на обнаружении разведывательно-поисковым путем, то есть с помощью оперативно-розыскных мероприятий, частнодетективных мер физических лиц и событий, характер которых требует внимания со стороны государственных органов и частных сыскных структур ввиду их связи с миром социальных аномалий, либо - оказанием соответствующих правовых услуг населению.

Как отмечалось ранее криминальная разведка может быть стратегической и тактической. Термин «стратегическая разведка» отражает долгосрочный характер разведывательно-поисковой работы, подчеркивая то обстоятельство, что лишь осуществляемый в течение длительного времени тщательный сбор, анализ и оценка информации могут обеспечить разрешение задач, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством.

Разделение разведывательно-поисковой деятельности на стратегическую и тактическую обусловлено также целями данной стадии оперативно-розыскного процесса.

Известно, что разведывательно-поисковая работа начинается с постановки цели. В этом качестве понимается идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.... .

Конкретные цели разведывательно-поисковой работы формируются на основе анализа имеющихся в распоряжении оперативного подразделения сил, средств и расчета по их наиболее полному использованию адекватно задачам, предусмотренным оперативно-розыскным законодательством. Неиспользованная часть ресурсных возможностей представляет собой, во-первых, с ретроспективной точки зрения, прямые экономические и социальные потери, во-вторых, с перспективной точки зрения - резервы повышения эффективности работы подразделения, осуществляющего оперативно-разведывательный процесс.

Разумно полагать, что постановка конкретной цели - это результат качественного изучения проблемной ситуации, которая тесно связана с условиями деятельности субъекта государственного криминального или частного сыска. При этом одной из наиболее часто встречающихся ошибок в определении целей является подмена их объемом работы. Формулировка конкретных целей в виде объема работы может привести к тому, что наилучшим достижением цели становится, как ни странно, наибольший объем работы. Увеличение объема выполняемой работы далеко не всегда может способствовать достижению конечных результатов оперативной деятельности.

Типовые цели разведывательно-поисковой деятельности Здесь же представлены основные категории информации как конечного продукта оперативно-аналитического поиска.

Так, стратегическая информация - представляет собой данные и сведения, отражающие способы и методы совершения противоправных деяний, «болевые» точки криминалитета, тенденции и намерения в различных сферах уголовной активности (терроризм, заказные убийства, наркобизнес и проч.). Сфера деятельности представителей социально-аномальной среды постоянно изменяется и скорость этих перемен увеличивается. Это обусловливает рост числа стратегических решений в области борьбы с противоправными деяниями при одновременном увеличении сложности прогнозирования их последствий и возрастании риска совершить ошибку. Эти обстоятельства предопределяют важность стратегической информации в оперативно-розыскном процессе - без этих данных невозможно принимать обоснованные решения и планировать ответные соответствующие действия органов охраны правопорядка, служб безопасности экономических объектов.

Здесь важно то, что стратегические сведения включают в себя не только совокупность фактов, отражающих реальную ситуацию в сфере охраны правопорядка, но и результаты аналитических исследований. Это, в конечном счете, позволяет формулировать выводы относительно основных аспектов складывающейся оперативной обстановки как на региональном, так и национальном, а также - международном уровнях. При этом аналитический этап исследования стратегической информации можно определить как стадию логического синтеза отдельных элементов информации, внешне не обладающих реляционными отношениями, в систему информации целевой направленности. Конечным “продуктом” этого этапа является новое знание, определяемое не как конкретный факт или элемент информации (данных), но как результат изучения, проверки, оценки и обобщения последних. Актуальность стратегической информации сохраняется на временном интервале от одного года и более.

В большинстве случаев стратегическая информации не предназначена для обеспечения оперативно-розыскных подразделений вспомогательной информацией по конкретному делу. Ее роль сводится к информированию органов и руководителей верхнего звена управления информацией с целью повышения обоснованности принятия рациональных решений по иммобилизации социально-аномальной среды с учетом финансовых возможностей, имеющихся сил и средств, а также предусмотренным оперативно-розыскным законом полномочий сотрудников сыскного ведомства.

Так, ФБР получает «стратегические сведения» в ходе разведывательного расследования, осуществляемого в соответствии с «Инструкцией генерального атторнея США от 7 марта 1983 года «О порядке расследования по делам об общеуголовных преступлениях, деятельности предприятий организованной преступности, внутренней безопасности и терроризме»». Здесь подчеркивается, что в отличие от обычного расследования, предполагающего производство следственных действий и проведение оперативно-розыскных мероприятий, разведывательное расследование направлено не столько на сбор доказательств, необходимых для привлечения к уголовной ответственности конкретных правонарушителей, сколько на выявление размеров и структуры криминальной организации, ее численности, географических масштабов деятельности, ее прошлых акций, преступных планов на будущее и реальных возможностей причинить ущерб обществу. Если обычное расследование заканчивается, когда конкретным лицам предъявляются обвинения на основе собранных в ходе расследования доказательств, то разведывательное расследование деятельности преступной организации может продолжаться и после того, как отдельные лица из числа членов преступной организации привлечены к уголовной ответственности, а остальные остаются безнаказанными. Речь таким образом идет о долгосрочной программе оперативно-следственных мероприятий, проводимых в отношении определенного сообщества, цели которого очевидно или потенциально противозаконны.

Трудно переоценить роль стратегической информации при анализе процессов и явлений, связанных со сферой и инфраструктурой социально-аномальной сферы, в частности, с такой ее формой, как транснациональная организованная противоправная деятельность.

Преступные организации сегодня во всем мире разворачивают трансграничные операции не только в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка, но и для того, чтобы избежать столкновений с правоохранительными органами. Неоднозначность систем уголовного правосудия в различных государствах означает, что степень риска пресечения противозаконной деятельности конкретных лиц или сообществ в значительной степени определяется местом их базирования. Поэтому они стремятся обосноваться в наиболее «безопасных» для себя регионах, чтобы оттуда заниматься поставками нелегальных товаров и услуг, получая при этом максимальные прибыли. Объем противоправной деятельности такого рода приобретает столь глобальный характер, что позволяет говорить о возникновении так называемых транснациональных организованных криминальных сообществ, располагающихся в одной стране, а действующих в другой или одновременно в нескольких странах с «благоприятными» для них возможностями и рыночной конъюнктурой. Такие формирования оказывают все более заметное влияние на мировой экономический процесс, играют определяющую роль в запрещенных законом сферах и получают доходы, превышающие порой размеры валового национального продукта некоторых развивающихся и развитых стран. Хотя такие организации могут вкладывать средства также в законные предприятия и заниматься легальным бизнесом, противоправная деятельность является для них определяющей.

Подобного рода транснациональную деятельность можно охарактеризовать как «форму коммерческой деятельности, осуществляемую «полузаконными» и противозаконными средствами, с использованием угроз и физического насилия, вымогательства, коррупции, шантажа и иных методов принуждения, а также путем привлечения запрещенных товаров и услуг» .

Отличительной особенностью указанных транснациональных организаций является все более частое вступление их в стратегические коалиции. Для законных корпораций такие союзы позволяют наиболее рационально использовать накопленные знания и опыт, производить сбыт продукции. Транснациональные криминальные объединения заключают подобные соглашения по аналогичным причинам. Они дают возможность сотрудничать с укрепившимися на местах преступными организациями, помогают обойти закон, снижают степень риска, обеспечивают использование надежных каналов распределения продукции и извлечение доходов на рынках сбыта.

Например, в настоящее время для в рамках обеспечения общественной безопасности Российской Федерации все более серьезной становится проблема выявления и выдворения нелегалов, «задерживающихся» в России иностранных граждан. Немалая часть из них входит в различные транснациональные организации или выполняет отдельные поручения этих организаций.

По оценкам МВД РФ, только в Москве и Московской области по фиктивным документам, выдвигая всевозможные и надуманные предлоги, проживает свыше 150 тысяч граждан из Китая. Сформированы и действуют устойчивые китайские преступные сообщества – «пекинская», «харбинская» и другие группировки для переправки своих сограждан через Россию и страны Европы. К выгодному подпольному бизнесу подключились криминальные структуры Китая, Вьетнама, Гонконга, Малайзии. Они наладили связи в России и европейских странах с преступными формированиями, которые торгуют фальшивыми визами и паспортами. Стоимость доставки одного человека из Китая в одно из государств Западной Европы составляет от 10 до 25 тысяч долларов, что гарантирует расцвет подобного бизнеса.

Еще один пример. Японская полиция провела полномасштабную операцию по пресечению деятельности международной преступной группировки, состоявшей из граждан Японии и России, которая более полутора лет успешно занималась кражей и переправкой автомобилей на Дальний Восток России. Масштабность операций этого синдиката была значительной. В итого было арестовано 30 японцев, «промышлявших» в девяти префектурах страны. Установлено, что было украдено и незаконно экспортировано в Россию по меньшей мере 600 автомобилей общей стоимостью примерно 2,5 млрд. иен (более 20 миллионов долларов).

Работа строилась с присущей японцам организованностью. Так, от некоего «брокера» из числа россиян во Владивостоке поступал заказ с указанием марки, цвета и комплектации требуемого автомобиля в адрес некоего Томио Сигээда. Этот 61-летний японец, которого арестовали в числе первых, был руководителем криминальной группировки. В прошлом Сигээда возглавлял клан якудза. Приняв заказ, Сигээда ставил задачу своим подручным. На похищенный автотранспорт (в основном это были популярные модели «внедорожников» стоимостью порядка 10 тысяч долларов) монтировали новые номерные знаки и отправляли в Россию. Владивостокский «брокер» брал с каждого российского клиента около 80 тысяч иен за заказанную им японскую автомашину. Доставляли же авто специальными морскими турами, организованными с целью закупок россиянами подержанных автомашин.

В настоящее время правоохранительные службы, осуществляющие борьбу с международной криминальной деятельностью, за счет подготовки стратегической информации исследуют и обеспечивают пресечение сфер деятельности современных транснациональных криминальных формирований, выявляют и контролируют различные постоянно изменяющиеся проблемы, создаваемые транснациональными криминальными структурами; акцентируют усилия на тех видах транснациональной криминальной деятельности, которые считаются наиболее опасными и вызывают наибольшую тревогу; определяют проблемы, вытекающие из существующих или проявляющихся различий между отдельными странами в их понимании и оценке криминальной деятельности; изучении вопросов, связанных с неадекватной степенью разработки законодательной базы в различных государствах; рассматривают проблемы, касающиеся расширения или перемещения деятельности транснациональных преступных организаций из одних стран в другие со слабыми защитными механизмами; изучают условия, способствующие росту и расширению сферы указанных транснациональных организаций, включая социальные, экономические и политические факторы, структурные особенности их деятельности; поэтапно разрабатывают единую концепцию борьбы с этим явлением и вырабатывают глобальную стратегию более эффективного межгосударственного взаимодействия и т.п. .

Тактическим данным, добываемым в ходе криминальной разведки, в отличие от стратегических присущ операциональный характер. Они собираются для проведения конкретных акций, спланированных оперативными подразделениями против конкретных организаций и лиц. При этом задачи и общий план проведения предстоящего оперативно-розыскного мероприятия определяются заранее. Поэтому разведданные предназначены для обеспечения оптимального выполнения ОРМ. Например, в случае изучения определенного сообщества оперативно-аналитический поиск должен обеспечить сотрудников оперативного подразделения, проводящих соответствующую тактическую операцию, данными о численности этой структуры - объекта ОРД, контролируемых ею зонах, ее лидерах, направлениях преступного промысла, функционерах в органах исполнительной власти, материально-техническом обеспечении и др. Кроме того, тактические сведения важны для определения целесообразности дальнейшей работы по сбору дополнительной информации. Актуальность тактических сведений может сохраняться в течение полугода.

Одной из форм разведывательной деятельности является коммуникационная, в том числе радиоразведка . Отдельные специалисты, занимающиеся этой проблемой, приводят характерный пример получения тактической разведывательной информации с использованием средств радиоразведки. Речь идет о том, что оперативно-техническое управление(ОТУ) КГБ СССР размещало своих сотрудников в зданиях дипломатических представительств СССР на территории зарубежных стран. Эти комнаты и находившаяся в них техника использовались специалистами ОТУ для организации противодействия подслушиванию со стороны спецслужб противника и для слежения за эфиром на волнах, отведенных местной полиции и службам безопасности. Контрразведывательное обеспечение состояло в том, что каждый раз, когда офицер резидентуры КГБ направлялся на встречу с агентом, начиналось тщательное прослушивание радиоэфира. При обнаружении увеличения интенсивности радиопереговоров или появлении иного подозрительного признака, дежурный техник посылал в эфир специальный сигнал тревоги. При этом миниатюрный приемник в кармане офицера разведки начинал вырабатывать звуковой или вибрационный (бесшумный) сигнал оповещения, предупреждающий о необходимости прервать встречу или отказаться от нее, если она еще не произошла.

Иной аспект получения и использования тактической информации может быть обусловлен другой ситуацией. Так, в 70-е годы анализ интенсивности радиопереговоров, выполненный техниками в советском посольстве в Токио и подкрепленный наблюдениями сотрудников резидентуры, позволил получить важные сведения тактического характера, указывающие на то, что японские группы внешнего наблюдения, состоявшие из работников контрразведки и политической полиции, обычно резко ослабляли свою активность по выходным и праздничным дням, а между одиннадцатью часами вечера и семью часами утра вообще не появлялись на улице. Это объяснялось нежеланием начальства платить им сверхурочные. Знание режима работы японской «наружки» позволило советской резидентуре в Токио значительно повысить эффективность своих операций.

Помимо стратегических, тактических в оперативно-розыскном процессе выделяют и оперативные данные. Они представляют собой информацию о расследуемой противоправной деятельности и могут использоваться для осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Отличительной особенностью этих данных является достаточно четкая «привязка» их по месту и времени к криминальным ситуациям в социально-аномальной среде. Поэтому наиболее ценные сведения такого рода приближены к получению фактических данных, имеющих значение для формирования доказательственной базы по уголовным делам могут непосредственно приводить к аресту подозреваемого объекта ОРД и предъявления ему обвинения. Оперативные данные «стареют» довольно быстро - в интервале от нескольких часов до нескольких дней.

Подчеркнем, что на практике довольно четко дифференцируются стратегические и иные данные. Однако, зачастую, бывает довольно сложно провести четкую границу между тактическими и оперативными данными Тем не менее в конкретных ситуациях такое деление является обоснованным, прежде всего, с точки зрения динамики эффективности использования оперативно-значимых сведений.

Получение и использование оперативных данных в современных условиях описано в открытой печати.

Так, в среду 20.03.96 в 16 часов возле кинотеатра «Новороссийск» сотрудниками Регионального Управления по борьбе с организованной преступностью при ГУВД г. Москвы были задержаны два жителя столицы, которые хотели пронести в коробке из-под печенья самодельное взрывное устройство. Вызванные сотрудники ФСБ разрушили взрывное устройство с помощью изделия «Вымпел»

При обыске у указанных лиц изъяты граната РГД-5 и 100 патронов к пистолетам ПМ и ТТ. В ходе оперативно-розыскных действий РУОП установил адрес сообщников, которые были задержаны в областном пансионате «Поляны». У них изъято аналогичное взрывное устройство.

Из приведенного примера следует, что информацию о факте готовящегося террористического акта следует, видимо, отнести к оперативной информации, так как имеющиеся данные указывали на конкретных лиц, соответствовали определенному интервалу времени и месту, а период ее «старения» составлял не более нескольких часов. В результате использования этих оперативных данных оперработниками удалось, с одной стороны, предупредить планируемое преступление с потенциально большим количеством жертв в результате возможного взрыва, а, с другой – обезвредить группу лиц, объединенную общим преступным замыслом.

Ранее упоминалось такое словосочетание как «оперативно-аналитический поиск», имеющее характер основной (родовой) оперативно-розыскной категории. Одновременно оно обозначает и методику разведывательно-поисковой работы. Так, оперативный поиск, как компонент анализируемой категории, это разведывательное проникновение при помощи оперативно-розыскных мероприятий в сферу и инфраструктуру изучаемой среды. Специфика же аналитического же поиска предполагает «проникновение» и детальное изучение в документальных источников информации в интересах получения оперативно-значимой информации. Оба указанных вида поиска тесно взаимосвязаны и в своем единстве составляют реальное содержание разведывательно-поисковой работы.

Таким образом, все вышеприведенные термины и словосочетания отражают определенные оттенки разведывательно-поисковой работы по выявлению и изучению физических лиц и их сообществ, оказавшихся в ее сфере. В этих терминах и словосочетаниях содержится указание на специфику целей, объектов и субъектов, осуществляющих разведывательно-поисковую работу, различные аспекты ее проведения и т.п.

Оперативно-аналитический поиск обусловлен тайным характером процесса подготовки и совершения, прежде всего, противоправных деяний. Профессионально действующий при их подготовке человек максимально защищает себя, во-первых, совершенствуя свой криминальный профессионализм, а, во-вторых, используя контрразведывательные приемы. Преодолеть этот барьер, проникнуть за него можно только разведывательным путем, так как криминалистика и уголовный процесс в данных ситуациях менее результативны, а порой и бессильны.

Оперативно-аналитический поиск в сыске имеет три варианта. Первый - это разведывательно-поисковая работа в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды как стадия оперативно-розыскного процесса по выявлению и раскрытию тайных маскируемых противоправных деяний (см. схему N 1). Второй - это поиск среди криминально активных категорий лиц и их окружения в интересах раскрытия преступления-инцидента, обнаружения разыскиваемых лиц (см. схему N 2). Третий - сбор информации об определенных гражданах в профилактических целях. Правовым основанием первого и второго вариантов являются абзацы I, III ст. 2 Федерального Закона об ОРД, аналогичных норм оперативно-розыскных законов других стран. Основанием третьего - ч. II ст. 7 Федерального Закона об ОРД и соответствующие статьи законов об ОРД, оперативной деятельности других стран.

Если собранные открытыми способами данные свидетельствуют о том, что готовится, совершается или будет совершено противоправное деяние, конкретное лицо или группа лиц потенциально опасны для общества, то для получения более подробной информации о характере преступной деятельности и личности представителей сферы и инфраструктуры социально-аномальной среды оперативные службы могут использовать тайный сбор значимых сведений в указанной сфере и инфраструктуре.

Дело в том, что тайна, как элемент конспирации, необходима для преодоления препятствий на пути к сведениям об объекте, интересующем оперативное подразделение. Препятствия имеют двоякий характер. Во-первых, это тщательный контроль со стороны отдельных физических лиц и их сообществ за своим поведением и как бы дезинформирование оперативного подразделения относительно своего подлинного образа жизни. Во-вторых, это - контрразведка, то есть специальные действия по охране собственных секретов.

Поэтому индикативные (сигнальные) и фактические данные, необходимые для решения задач сыска, исходят и от конфиденциальных источников, то есть частных физических лиц, например, работающих в учреждениях, предприятиях, организациях, различных ведомств и поставляющих находящуюся в их распоряжении информацию при условии, что их сотрудничество с оперативным подразделением не будет предаваться огласке, а также от сотрудников оперативных подразделений, лично, в конспиративной форме осуществляющих разведывательно-поисковую работу, и от сотрудников иных подразделений и служб, осуществляющих ОРД, тайная помощь которых используется в ходе оперативно-розыскного процесса. Скрытый метод предназначен для разоблачения особо опасных для общества лиц и их сообществ, а также в ходе решения иных проблем, например, связанных с обеспечением безопасности предпринимательства, изучения рынка. Например, для получения информации о конкурентах в сфере современного предпринимательства могут использоваться следующие методы:

Сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты.

Использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм.

Биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы.

Изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения закона).

Замаскированные опросы и «выуживание» информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгресса (конференциях, симпозиумах).

Непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно.

Беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека на работу в свою фирму).

«Ложные» переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии.

Наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации. .

Подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением.

Использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента.

Подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах.

Перехват телеграфных сообщений.

Подслушивание телефонных переговоров.

Кража чертежей, образцов, документации и т.п.

Шантаж и вымогательство.

Таким образом, наиболее вероятными каналами утечки информации являются:

персонал, имеющий доступ к информации;

документы, содержащие эту информацию (все типы носителей информации;

технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается.

Подчеркнем, что основным каналом получения конфиденциальной информации являются люди (конфиденты), с которыми работает оперативный сотрудник подразделения (частный детектив), осуществляющего сыскную деятельность. По данным итальянских специалистов в области промышленной безопасности персонал любой компании состоит на 25 процентов из честных людей, «которые остаются таковыми при любых обстоятельствах», на 25 процентов – из людей, ожидающих удобного случая поживиться за счет интересов фирмы, и остальные 50 процентов – лица, «которые могут остаться честными или не останутся честными в зависимости от обстоятельств». Иными словами, 75 процентов сотрудников компаний являются потенциальными конфидентами в интересах других компаний. Эта цифра говорит об исключительной важности работы с конфидентами при добыванию оперативно-значимой информации. На схеме N … приведены особенности мотивации конфидентов при установлении сотрудничества с правоохранительными органами.

Подчеркнем, что в ходе разведывательно-поисковой работы должны сочетаться различные, взаимно дополняющие друг друга приемы как гласного, так и тайного характера в строгом соответствии с оперативно-розыскным законом и национальным законом, регламентирующим частнодетективную деятельность. В этом случае эффективность оперативно-аналитического поиска повышается, а вероятность установить связь между подозреваемым лицом и противоправным деянием, проверить благонадежность партнера по бизнесу или выявить иные сведения существенно возрастает.

В борьбе с организованной преступностью оперативноаналитический поиск имеет специфические свойства, которые проявились в практике специализированных оперативных аппаратов.

Специфичны исходная информация, оценки ситуаций ее получения: сочетание оперативного поиска с аналитическим, сопряжение различных сфер знаний (экономических, правовых, политических, психологических, исторических, этнических, технических и др.).

Специфика заключается и в том, что в ходе оперативной проверки в большинстве случаев складываются сложнейшие ситуации: с одной стороны, необходима переработка огромного массива разноплановой информации, с другой - вынужденная экстренность оперативно-розыскных и следственных мероприятий с целью недопущения тяжких последствий. Они не могут быть поставлены в один ряд с мероприятиями, осуществляемыми в борьбе с общеуголовными преступными группами.

И еще одно весьма существенное обстоятельство: оперативная проверка может быть формально завершена, члены ОПФ привлечены к уголовной ответственности, но оперативный интерес к структурам организованной преступности сохраняется, как и сохраняют свое значение добытые разработкой материалы. С них может быть начат и очередной этап оперативно-аналитического поиска.

При сохранении и совершенствовании всех оперативно-тактических возможностей традиционных подразделений милиции в получении любой информации из любых источников о проявлениях организованной преступности специализированная служба ориентирована на глубокую разведку среды, в которой действуют и общаются участники организованной преступной деятельности, на изучение явлений и фактов, которые ее составляют или о ней свидетельствуют.

Такая ориентация базируется на опыте, складывающемся в мировой практике. В правоохранительной деятельности США, ФРГ и других стран уже многие годы существует понятие «стратегическая разведка», и оно как нельзя лучше отражает специфику избираемой тактики.

Под давлением хорошо вооруженной, технически оснащенной и организованной мафии правоохранительные органы США, Италии и других государств меняли стратегию борьбы с преступностью.

Объясняя причины слабой результативности борьбы с организованной преступностью, руководители полицейских служб указывают на неэффективность «традиционных криминалистических методов » и необходимость их сочетания с методами разведки, глубокого проникновения в среду преступников.

Зарубежные специалисты пришли к выводу, что методом «отработки конкретного случая» можно изобличить только отдельных лиц, которые без труда будут заменены в преступном сообществе. Если всерьез бороться с организованной преступностью, должна ставиться цель разгрома организации путем изобличения максимального числа ее членов и в первую очередь главарей, а для этого необходимо широко задуманное и настойчиво проводимое изучение всего «организма» преступного формирования. Они полагают, что традиционный метод расследования здесь только помешал бы.

Весьма существенным качеством оперативно-розыскной деятельности специализированной службы по борьбе с организованной преступностью является сочетание оперативного поиска с аналитическим поиском.

В отличие от традиционных объектов оперативного поиска (действующие воры, мошенники, находящиеся в розыске лица, похищенные предметы), главным объектом оперативного поиска в борьбе с организованной преступностью становятся осведомленные о ней лица и подтверждающие ее документы. Причем оперативный поиск осведомленных лиц и дальнейшая работа с ними (установление известных им сведений) имеют все признаки оперативной проверки.

Оперативная проверка осведомленных лиц фактически осуществляется по розыскным делам, когда с помощью проверки связей добывается информация о местах укрывательства лиц, объявленных в розыск.

В борьбе с организованной преступностью возникает аналогичная ситуация: сведения о преступниках, вновь вовлекаемых лицах, технологии совершения преступлений не лежат на поверхности. В ходе оперативного поиска можно получить некоторые ориентиры, выйти на осведомленных лиц. А дальше следует предметная работа с конкретными лицами с целью получения максимально полной информации.

Здесь-то и используются тактические приемы оперативной проверки: применение оперативных комбинаций для установления доверительных отношений, их развитие до состояния полной откровенности, получение, а при необходимости - фиксация информации о конкретной организованной преступной деятельности, продвижение глубоко законспирированных оперативных работников или негласных сотрудников в структуры организованной преступности путем надежного легендирования их личности (биографии, профессии, преступного опыта, преступных связей).

Оперативная проверка осведомленных лиц (как разновидность оперативного поиска) фактически бессрочна. Поскольку такие лица на оперативный учет не ставятся, никаких ограничительных последствий не наступает, и получаемая в результате такой проверки информация никак не должна ограничивать их интересов, если они не совершают противоправных, общественно опасных или иных приносящих вред обществу деяний.

Аналитический поиск - новое для теории оперативно-розыскной деятельности понятие. С аналитического поиска началось функционирование многих подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Анализ материалов уголовных и оперативных дел позволил установить признаки существования «центров», контролирующих и направляющих преступную деятельность мошенников, рэкетиров, молодежных хулиганствующих группировок. Сразу появились и объекты оперативного изучения, и цели поиска к ним оперативных подходов.

Кстати, из материалов, сосредоточенных в делах оперативного учета, в отказных материалах, из данных информационного центра складывалась довольно четкая картина криминально активных группировок, а также дислокации негласного агента, имеющего к ним реальные подходы. Первые же задержания и аресты позволили получать дополнительные данные, уточнять масштабы организованной преступности.

Аналитический поиск ведется непрерывно. При его осуществлении есть необходимость так называемой «независимой» оценки всех старых и вновь возникающих материалов о чьей-либо преступной деятельности. Анализируются факты, события, отношения, связи, соотношения различных преступных действий. «Независимой» - потому, что этот анализ не связан с уже состоявшейся квалификацией преступных действий с определением круга обвиняемых, он не может повлиять на исход следствия и на судебные решения, поскольку он (анализ) не продуцирует доказательств. Однако такой анализ позволяет найти признаки организованной преступности, пределы ее локализации (параметры) и определить направления и содержание оперативнорозыскных действий, необходимых для пресечения этой деятельности и путем принятия оперативно-профилактических мер, и путем обеспечения применения уголовного закона.

Анализу подлежат группы уголовных дел и соответствующие оперативные материалы, сопровождавшие следствие по ним. В материалах уголовных дел среди допрошенных свидетелей, потерпевших, владельцев квартир и других помещений, где производились обыски, среди сотрудников милиции, которые не реагировали на сигналы, направляли ранее имевшиеся материалы о преступной деятельности в отказные производства, на решения общественности или для принятия мер административной ответственности, могут оказаться объекты аналитического поиска - лица, осведомленные об организованной преступной деятельности, или ее соучастники. Обнаружение таких объектов зависит от внимательного сопоставления обстоятельств событий, данных о личности свидетелей, потерпевших, соответствующих сотрудников милиции.

Разновидностью аналитического поиска является экономический анализ деятельности фирм, банков, предприятий. Он «высвечивает» оборотные средства преступных организаций, их отчислений на самовоспроизводство организованной преступности и поддержание жизнедеятельности, «устойчивости» (неуязвимости) ее структур.

Экономический анализ представляет исходные данные о новых лицах, каким-либо образом связанных с преступными структурами, обеспечивает уяснение «технологии» функционирования преступных формирований и поступления материальных и денежных средств. Такая осведомленность необходима для документирования действий лиц, вовлеченных в организованную преступную деятельность.

Оперативный и аналитический поиск в борьбе с организованной преступностью ведется непрерывно с использованием всех тактических возможностей специализированных оперативных аппаратов. Цель оперативного и аналитического поиска - получение из любых источников информации о признаках организованной преступной деятельности.

Оперативный поиск проводится:

  • в криминально активной и иной криминогенной среде в связи с оперативным прикрытием территории и объектов, привлекающих внимание преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ;
  • в ходе специализированных тактических операций (по борьбе с преступностью гастролеров, распространением наркотических средств, хищениями на железнодорожном транспорте, по пресечению организованной преступной деятельности различных этнических группировок И Т.П.).

Оперативный поиск сочетается с аналитическим: первичные данные, получаемые в ходе оперативного поиска, сопоставляются с материалами, поступающими в результате аналитического поиска; по результатам аналитического поиска проводят тактические операции и отдельные оперативно-поисковые мероприятия в целях обнаружения преступников и пресечения их преступной деятельности.

Задачи оперативного и аналитического поиска вытекают из смысла Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» для обеспечения оперативно-розыскных действий.

Оперативный поиск всегда ведется в условиях неопределенности: нет точных данных, кто попадет в поле зрения, когда и что произойдет. Есть лишь прогноз вероятности представляющих интерес событий, основанный на оценке оперативной обстановки и результатов аналитического поиска, что и предопределяет обозначение объектов и среды, где могут быть достигнуты цели оперативного поиска.

Прогноз же, в свою очередь, базируется на оперативно-тактической оценке среды (отдельные этнические группы, рецидивисты, активные члены ОПГ, представители групп «непрофессионалов», проходящие по делам о контрабанде, незаконных валютных операциях, сбыте наркотических средств, предметов старины и искусства и т.д.). В ходе оперативного поиска в поле зрения оперативных аппаратов попадают лица, характеризующиеся той или иной степенью криминальной активности или осведомленности о ней.

Криминальная активность - это та модель, на которую ориентирован оперативный поиск. Она имеет различные проявления, которые можно систематизировать по четырем группам:

  • преступная деятельность;
  • прикосновенность к преступной деятельности (криминальная прикосновенность, которая чаще всего проявляется в ненаказуемом пособничестве, пользовании преступными доходами, участии в досуге преступников);
  • склонность к преступной деятельности;
  • «деловые» контакты с преступниками и осведомленность о них.

Криминальная активность проявляется в организации, подготовке преступлений, обсуждении в кругу единомышленников планов их совершения, участии в преступных сообществах (сходках «воров в законе», лидеров этнических группировок), во всех проявлениях, диктуемых традициями, обычаями, правилами преступной среды. Довольно простыми для обнаружения признаками криминальной активности являются: приобретение оружия, изготовление воровских инструментов, а также владение ими, укрывательство (проживание на нелегальном положении, смена адресов), «гастролирование», участие в сходках, посещение облюбованных преступниками притонов.

Обозначив среду криминально активных лиц, необходимо уточнить ее параметры. Дело в том, что традиционно к составляющим эту среду относят всех, кто склонен к антиобщественному поведению, проявил себя в противоправных, общественно опасных поступках (в том числе ранее судимых), отличается патологическим пристрастием к пьянству, наркотикам, всех, кто с этими контингентами поддерживает отношения на основе согласия (солидарности) с их преступными или антиобщественными взглядами. Несомненно, криминально-активная (криминогенная) среда складывается в местах лишения свободы, в местах сосредоточения условно осужденных н условно освобожденных в районах дислокации спецкомендатур.

Криминогенная среда неоднородна и не едина, ее не следует представлять себе как некое цельное образование. Скорее это очаговые образования, механизм возникновения которых обусловлен демографическими процессами, правоохранительной практикой, административными ограничениями для ранее судимых, что заставляло их «оседать» в зонах крупных административных центров.

Значительное влияние на образование криминогенной среды оказывают нерешенность проблемы трудовой занятости контингентов молодых людей, появление беженцев, вызванное депортацией, преследованием и ограблением населения в ряде республик, входивших в СССР.

Для лиц, составляющих криминогенную среду, характерны признаки асоциализации, которые наблюдаются в период формирования личности преступников, или укоренившиеся привычки, стереотипы преступных действий, приверженность к совершению преступлений одного вида, манеры специфического поведения, формы и содержание общения, присущего для криминально-активной среды: конспирируемые связи, осторожность при вступлении в контакты, внешне ничем не выделяющийся образ жизни.

Часто допускается все то, что находится за пределами составов преступлений, что не содержит элементов конкретной преступной деятельности, составляет информационные предпосылки для интуитивного прогноза оперативных работников, т.е. для вывода, что в такой именно среде необходим активный оперативный поиск. Он всегда продуктивен, если нацелен на установление осведомленных лиц, для дальнейшей работы с ними. Для этого существуют закономерности, вскрытые специалистами информатики.

Чем обширнее среда, тем большее количество контактов между людьми, которые в ней происходят. Контакты обусловливают формирование многослойного информационного поля данной среды. Причем информация распространяется и в «слоях», например в определенных кругах общения, достаточно замкнутых, и между «слоями» путем прорывов информации из одного круга общающихся людей в другой. Так возникает циркуляция информации о фактах и людях, имеющих отношение к преступности. Так выявляются «носители» такой информации - осведомленные лица.

Осведомленность как оперативно-тактическая категория становится объектом оперативного поиска, в ходе которого устанавливаются факты - признаки организованной преступности, «цепочки» передачи сведений о них от одного источника информации к другому, устанавливают сами источники, получают характеризующие их данные.

Существуют весьма существенные для тактики закономерности возникновения и циркуляции ценной для борьбы с организованной преступной деятельностью информации. Обычно участники неформальных групп связаны совместными интересами, иногда совместной деятельностью. И социально полезные, и социально негативные интересы, общение становятся ведущими «факторами» формирования всей структуры внутригрупповых отношений. Общая деятельность, в чем бы она ни выражалась, служит основой возникновения коммуникативных связей - важнейшего фактора поддержания отношений в среде оперативного поиска и, следовательно, получения здесь любой оперативно значимой информации.

В группах лиц, образующих криминогенную среду, как в разновидностях малых социальных групп весьма интенсивно протекают реакции «избегания» и «предпочтения». При этом негативно ориентированные группы могут в какой-то мере изолироваться от иных социальных групп. Это не что иное, как проявление маскировки хорошо осведомленных групп, своего рода защита от утечки информации.

Оперативный и аналитический поиск обеспечивает информацией и «стратегическую разведку», и «выход» на проявления организованной преступности в ходе оперативной проверки по локальным преступлениям. И в том, и в другом случае получение информации достигает единых целей:

  • «опознание» (диагностика, констатация) функционирования преступных организаций;
  • изучение их структур, внутренних и внешних связей;
  • оценка масштабов организованной преступной деятельности, что предопределяет включение в оперативно-розыскные мероприятия оперативных служб разных уровней;
  • оперативно-тактическое и криминалистическое изучение конкретных преступных проявлений для документирования действий преступников и подготовки информации для доказывания;
  • оперативно-тактическое изучение конкретных ситуаций, складывающихся в ходе оперативного поиска, оперативной профилактики и оперативных проверок.

Это изучение обеспечивает осведомленность о противоборствующей стороне и вероятных союзниках, его результаты используются в оперативно-тактическом прогнозировании и влияют на тактические решения.

13:49 — REGNUM Оперативно-аналитический центр при президенте РБ - белорусская спецслужба, чьей задачей является полный контроль над любой активностью в белорусском сегменте интернета

Недавно Совет директоров Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами в Сингапуре определил: техническим администратором кириллической зоны. БЕЛ будет УП «Надежные программы», а администратором - Оперативно-аналитический центр (ОАЦ) при президенте Республики Беларусь.

Процесс открытия новой зоны начинается весной с приема заявок на приоритетную регистрацию доменов. БЕЛ для владельцев торговых марок и фирменных наименований, летом желающие смогут поторговаться за лучшие домены на благотворительных аукционах, а с осени - аккурат к президентским выборам в Белоруссии - начнется открытая регистрация для всех желающих.

Структура, точнее спецслужба, которая будет следить за регистрацией доменов, весьма примечательна, однако почти неизвестна в самой республике, а тем более за ее пределами. Численность ОАЦ, по словам Александра Лукашенко - «менее ста человек» (июнь 2013), по другим данным - около тысячи человек. Начальник Оперативно-аналитического центра при президенте Республики Беларусь - Сергей Васильевич Шпегун .

Создан ОАЦ в апреле 2008 г. секретным Указом президента Республики Беларусь на базе Государственного центра безопасности информации (ГЦБИ) при президенте (ранее при Совете безопасности) РБ (возглавлял Евгений Ильютченко ), основными задачами которого являлись: информирование президента Республики Беларусь о внешних и внутренних угрозах информационной безопасности страны; обеспечение технической защиты информации в местах постоянного и временного пребывания президента РБ, а также постоянных членов Совета безопасности РБ; предотвращение утечки по техническим каналам информации, содержащей государственные секреты или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на нее; организация и проведение сертификации, аттестации, экспертизы и лицензирования в области технической защиты информации.

ОАЦ - это военизированная спецслужба, приравненная к КГБ. Согласно ст. 17 закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской спецслужбе», граждане, имеющие воинское звание офицера, уволенные из органов государственной безопасности, органов государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при президенте Республики Беларусь в запас органов государственной безопасности, принимаются на воинский учет в управлениях Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Операционно-аналитический центр преобразован из технической службы ГЦБИ в оперативную структуру, де-факто полноценную «семейную спецслужбу» клана Лукашенко за счёт перевода в структуру ОАЦ части сотрудников секретных оперативных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Подчинён напрямую семье Лукашенко. Фактическим руководителем ОАЦ решением Александра Лукашенко по должности становится его старший сын Виктор - помощник президента по национальной безопасности, в соответствии с изменениями в законодательстве получивший право по определению кандидатуры начальника ОАЦ. Назначение на указанную должность осуществляется президентом по представлению его сына Виктора Александровича.

Экономической задачей ОАЦ, по словам исследователей, являются информационное сопровождение бизнес-проектов «семьи» (включая сбор информации о контрагентах) и контроль за спецбухгалтериями финансовых потоков, выведенных из общего баланса, прибыльных предприятий Республики Беларусь (в основном в сферах нефтепереработки, строительства, фармацевтики, металлургии, ВПК, пищевого и мясо-молочного производства). Цитата: «Я, конечно, жду от вас более глубокой, качественной информации по линии борьбы с коррупцией, о ситуации в экономике, в отдельных стратегических отраслях, в конкретных организациях. Все, что важно для государства, - это ваше, и мимо проходить ни в коем случае нельзя» (Александр Лукашенко, июнь 2013).

Политическая задача ОАЦ, согласно масс-медиа, - выявление и нейтрализация, в т.ч. превентивная, потенциальных слабых звеньев в системе (высокопоставленных чиновников и бизнесменов, имеющих доступ к информации и документам, способным стать веским компроматом), может включать спецмероприятия, вплоть до превентивных арестов, конфискаций, веерных прослушек и тотального контроля (слежения) за фигурантами условных ДОР/ДОП. Цитата: «Благодаря смелости, порядочности и профессионализму сотрудников центра целый ряд руководителей, запутавшихся в грязных делах, бюрократизме и обмане государства, на собственном примере узнали - неприкасаемых в стране нет» (Александр Лукашенко, июнь 2013).

Техническая задача ОАЦ - «борьба с экстремизмом в интернете». Согласно заявлению Александра Лукашенко, ОАЦ не должен допустить «раскачивания политической ситуации» с помощью сети интернет. Центр является администратором домена BY, имеет доступ к базе клиентов телекоммуникационных операторов, а также мобильных сетей. Наделен правом контролировать интернет-переписку и осуществлять мониторинг передвижений белорусских интернетчиков в сети. Пользуется услугами польской Научной академической компьютерной сети (NASK), которая, в свою очередь, подчиняется Министерству науки и высшего образования (информация белорусской службы «Польского Радио», 21.12.2011). По информации Gazeta Polska Codziennie, белорусские спецслужбы используют польский сервер - arwena.nask.waw.pl. NASK является единственным администратором национального домена Польши (pl). Услугами данного сервера одновременно пользуются белорусские спецслужбы и польская полиция . Кроме того, сервер обслуживает домены мэрий польских городов, гмин, а также Варшавского университета.

В марте 2010 года ОАЦ вместе с КГБ получили полный доступ в режиме онлайн к абонентским базам белорусских операторов связи (за счет средств самих операторов). Базы данных об абонентах, в соответствии с указом №129 от 03.03.2010, должны содержать информацию о: 1) физических лицах;, 2) юридических лицах; 3) общие сведения об услугах электросвязи, активированных абонентом. При этом можно говорить не о законодательной легализации действовавшей в республике практики обращений правоохранительных органов к операторам связи за помощью, а о внедрении КГБ и ОАЦ в деятельность операторов связи через установку специального оборудования.

Имеет право прослушивать весь трафик, проходящий через Республику Беларусь. Цитата: «под пропуском международного трафика понимается деятельность, направленная на передачу сообщений электросвязи (включая телефонные вызовы, телеграфные сообщения, служебные и информационные сообщения, сетевые пакеты сетей передачи данных без ограничений по используемым пользовательским, транспортным и сетевым протоколам) между сетями электросвязи Республики Беларусь и сетями электросвязи иностранных государств, а также между сетями электросвязи иностранных государств, если передача сообщений электросвязи из одного иностранного государства в другое осуществляется через сети электросвязи, расположенные на территории Республики Беларусь». (Указ президента Республики Беларусь №46 от 23.01.2014 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий», на основании которого создается так называемая республиканская облачная платформа для размещения программно-технических средств, информационных ресурсов и информационных систем госструктур).

Сегодня, в преддверии президентских выборов в республике, Оперативно-аналитический центр при президенте РБ становится не только политической охранкой-спецслужбой для интернета, наделенной правом контролировать интернет-переписку белорусских граждан и неграждан и следить за тем, на какие сайты заходят белорусы, но и, так сказать, полноценным «субъектом» избирательного процесса в Республике Беларусь.

Деятельность спецслужб всегда была объектом повышенной заинтересованности любого нормального человека, что вполне естественно и объяснимо. Главная причина подобного интереса в том, что именно эти организации отвечают за обеспечение безопасности государства. А безопасность недаром среди первоочередных жизненных ценностей всегда находилась, а в наше — мягко говоря — беспокойное время тем более находится в тройке самых важных сторон жизни человека. Интерес к происходящим событиям в спецслужбах вызывает и вполне естественная человеческая любознательность ко всему, что связано с тайнами и секретами, которых в практике правоохранительных органов, учитывая специфику их деятельности, хватает. Что, кстати, активно используется средствами массовой информации, причём частенько и в чисто политиканских целях. Но это так, к слову.

Поэтому нет ничего удивительного и в том, что ситуация, сложившаяся по причине кадровых решений Президента Беларуси по замене руководства одной из самых влиятельных спецслужб государства — Оперативно-аналитического центра вызвала настоящий ажиотаж в информационном пространстве страны, которому была посвящена, как минимум, добрая сотня сообщений белорусских СМИ.

ИЗ-ЗА ЧЕГО «ЗАГОРЕЛСЯ ВЕСЬ ЭТОТ СЫР-БОР» И ЧЕМ «ПОЖАР» ЗАКОНЧИЛСЯ

Всё началось 13 октября 2017 года, когда БелТА, а за ним и все без исключения (!) белорусские издания сообщили о совещании у Президента Беларуси, по результатам которого Александром Лукашенко и было принято решение об отстранении от должностей всего руководства Оперативно-аналитического центра: начальника Сергея Шпегуна и его заместителей Геннадия Белкова и Константина Шульгана..

Правда, при этом СМИ, столь бурно растиражировавшие эту новость, почему-то не обратили внимание на то обстоятельство, что решение это было принято не с бухты-барахты, а «в связи с претензией к их работе со стороны комиссии, созданной по поручению Александра Лукашенко, которая изучала деятельность ОАЦ». Хотя может быть и потому, что столь значимая информация о «претензиях» дальнейшего официального развития так и не получила. А жаль, так как именно она-то и могла многое объяснить в этой ситуации, которая чем далее всё более в изложении прессы обрастала домыслами и предположениями.

Правда, формально «все точки над i» были расставлены в ходе совещания у президента страны, прошедшего 11 декабря с руководителями силового блока, по итогам которого глава государства назначил новых руководителей Оперативно-аналитического центра и Службы безопасности Президента Беларуси. А именно: начальником ОАЦ назначен Андрей Павлюченко, который до настоящего времени работал в должности начальника Службы безопасности, а Дмитрий Шахраев — до настоящего времени заместитель начальника Службы безопасности — возглавил эту структуру. Кроме того было озвучено требование Александра Лукашенко к новым руководителям спецслужб о необходимости повышения уровня взаимодействия между этими органами.

При этом Государственный секретарь Совета Безопасности Станислав Зась так прокомментировал эти новые назначения:

«Полковник Павлюченко успешно работал в должности начальника Службы безопасности Президента. К нему нет никаких претензий. Но, учитывая его потенциал как оперативного работника, как специалиста-аналитика, принято такое решение… Полковник Шахраев справился с задачей, которая пред ним стояла в ОАЦ (напомним, что после отстранения предыдущего руководства Оперативно-аналитического центра именно он в течение двух месяцев возглавлял эту службу — наше замечание при цитировании) — встряхнуть коллектив, навести порядок и наладить работу».

Но это были «ещё цветочки»…

ЧТО ТАКОЕ ОАЦ И «С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ» БЕЛОРУССКИЕ СМИ

Однако начнём «от печки». А начиналось всё чинно и благородно. Согласно указу от 21 апреля 2008 года Президентом Республики Беларусь на базе Государственного центра безопасности информации при Президенте Республики Беларусь был создан Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Отметим, что в условиях практически ведущейся «информационной войны в киберпространстве», решение это было своевременное и нужное, тем более, что, как говорится на официальном сайте Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (далее — ОАЦ):

«ОАЦ является государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности по обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь или иные сведения, охраняемые в соответствии с законодательством, от утечки по техническим каналам, несанкционированных и непреднамеренных воздействий».

Вроде бы всё понятно и ясно — новая спецслужба обеспечивает стране информационную безопасность, что в наше время является, пожалуй, важнейшей задачей для органов государственной безопасности, да к тому же и достаточно объёмной и трудоёмкой. Но уже при создании ОАЦ появились некоторые — дипломатично выражаясь — «дополнения к его программе действий», тем более прозвучавшие в выступлении президента страны при вручении Знамени Оперативно-аналитическому центру как символа чести, доблести и славы, напоминания каждому сотруднику о священном долге защиты Отечества:

«Права на ошибку вы не имеете. Это должен быть самый честный, чистый, справедливый и прозрачный орган нашей страны. Самый честный и справедливый… Я не скрою, что иногда очень сложные и тяжёлые вопросы, где попахивает ведомственностью, я поручаю Оперативно-аналитическому центру…Вы всегда должны давать абсолютно честную чистую информацию… Я, конечно, жду от вас более глубокой, качественной информации по линии борьбы с коррупцией, о ситуации в экономике, в отдельных стратегических отраслях, в конкретных организациях».

Нет, конечно, «регулирование деятельности по обеспечению защиты информации» (напомним, что ради этого и создавалась новая спецслужба), имеет непосредственное отношение к борьбе с коррупцией, и даже к состоянию ситуации в конкретных организациях, но вот реплика о том, что президент республики поручает ОАЦ «очень сложные и тяжёлые вопросы, где попахивает ведомственностью», уже заставляет задуматься: чем на самом деле занимаются сотрудники этого органа?

«В Беларуси создан компактный оперативно-аналитический центр при президенте, в нём менее ста человек. Им по закону (Кстати, по какому? Ответ на этот вопрос в открытых источниках мы не нашли. Может читатели знают? — наше замечание при цитировании) подконтрольна верхушка спецслужб . Прокурор понимает, что он подконтролен, и судьи понимают, что подконтрольны (выделено нами при цитировании)».

Ну а поручение, данное руководителем государства бывшему руководителю ОАЦ полковнику Сергею Шпигуну на совещании 9 марта 2017 года, посвящённом исполнению положений Декрета №3, взять на личный контроль и после 1 апреля доложить, как госслужащие и другие значимые в стране лица выполнят его указание о трудоустройстве «своих жён, мужей, любовниц и любовников, родных и близких, тех, кто должен и может работать», как-то не очень вписывается в рамки деятельности Оперативно-аналитического центра, предназначенного, согласно указу, для «защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь».

Всё это и дало основание, причём достаточно обоснованное, именовать ОАЦ — самой секретной, самой закрытой, самой непрозрачной белорусской специальной службой, да и вызвало столь противоречивую информацию по поводу, в общем-то, рабочего кадрового вопроса.

О ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИНАХ ПРОИЗОШЕДШЕГО

Учитывая отсутствие достаточного количества объективной информации о причинах столь значимых кадровых, и не только — по всей видимости — кадровых, изменениях в ведущей спецслужбе страны, что опять-таки характерно, когда речь идёт о деятельности органов безопасности, в СМИ начало циркулировать множество версий, выдвинутых журналистами и экспертами, каждая из которых строится опять-таки на предположениях, а не на фактическом материале. При этом определённый интерес отдельные из них могут вызывать. В том числе и «соображения», что причинами произведённых перемен послужили:

  • низкий профессионализм бывших руководителей ОАЦ, в результате которого руководство страны своевременно не получало заслуживающую внимание информацию, а Оперативно-аналитический центр не предпринимал необходимых действий именно в информационном пространстве по предупреждению негативных последствий произошедших в стране в последнее время чрезвычайных происшествий, в частности по факту смерти военнослужащего в Печах;
  • выпадение из деятельности ОАЦ аналитической составляющей, что проявилось особенно ярко во время протестных акций в марте 2017 года, и выразилось в неадекватной реакции руководства Беларуси на происходившие события;
  • наличием коррупционной составляющей в действиях Сергея Шпегуна, Геннадия Белкова и Константина Шульгана, которую, возможно, и «раскопала» та самая комиссия по проверке ОАЦ, которая была создана по поручению Александра Лукашенко.

Но как бы там ни было, а именно отсутствие достоверной информации о причинах произошедшего, о том, какое влияние принятые меры окажут на эффективность работы органов безопасности страны, и является основным негативным моментом во всей этой истории с «перетряхиванием» ОАЦ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

События вокруг, казалось бы, пусть и важного, но всё-таки частного вопроса — кадровые перестановки в спецслужбах, — это не только повод «потолковать об интересненьком», в очередной раз показать недостаточно квалифицированную работу государственных пресс-служб, наличие в Беларуси средств массовой информации с диаметрально противоположными политическими и нравственными установками.

Материалы по рассматриваемой теме — и это главное — это ещё один пример необходимости и значимости проведения государственной информационной политики, эффективность которой, как показывают события, связанные с ОАЦ, находится далеко не на должном уровне. А ведь именно от её реализации во многом зависит, насколько системно и комплексно будет выстроена публичная политика в стране, информационное взаимодействие с конкретными целевыми группами, работа по формированию патриотизма, во многом реализация задач, связанных с повышением качества жизни, развитием экономической и социальной структур в государстве.

Может быть реформирование Оперативно-аналитического центра, которое по умолчанию и подразумевают осуществлённые кадровые решения, поможет решить эту проблему Беларуси?