Как женщины пытались. Шимпанзе обезьяна. Образ жизни и среда обитания шимпанзе В мире животных брачный период обезьян

Подвиды обезьяны Сычуань, ареал расселения, внешний облик, места обитания, образ жизни и поведение, питание, размножение. Содержание в домашних условиях.

Содержание статьи:

На старинной китайской шелкографии и знаменитых на весь мир фарфоровых вазах, наряду со стилизованными драконами, фантастическими рыбами и всевозможными диковинными животными и птицами, нередко можно встретить изображение обезьяны с удивительным окрасом - золотистой шерстью и с синей мордочкой. В Китае это оригинальное существо издревле именуют Сычуань, что в дословном переводе означает - «обезьяна с золотой шерстью» или «золотая обезьяна».

История открытия сычуань


Европейские ценители прекрасного долгое время считали изображенных на китайских вазах золотых синеликих обезьянок ничем иным, как сказочными персонажами загадочной китайской мифологии, такими же, как знаменитые драконы - символы Поднебесной. И лишь во второй половине XIX века просвещенный Старый Свет узнал о реальном существовании этого необычного существа.

Европейским первооткрывателем синеликой обезьянки стал католический миссионер Арман Давид, преуспевший не столько в обращении китайцев в католицизм, сколько в своих зоологических открытиях доселе неведомого мира.

Дальнейшее изучение открытого вида приматов продолжил известный французский зоолог Мильн-Эдвардс, который и дал ему латинское имя в соответствии со своими наблюдениями и приоритетами - Rhinopithecus roxellana - «ринопитеки», что попросту означает «носатая обезьяна».

Мильн-Эдвардса не столько поразил яркий окрас обнаруженного примата, сколь удивили необычайно вздернутые носы представителей найденного вида. А вот синеликость и золотой мех животного зоолог в своем названии не отразил никак. И оказался прав. Как выяснилось позже, в горных районах Юго-Западного Китая обитают еще три подвида необычного зверя. И только у одного из них имеется золотистый наряд. А вот носы действительно оказались у всех одинаково курносые. И эта курносая схожесть со знаменитой невольницей, а затем любимой женой турецкого султана Сулеймана I Великолепного, украинкой Роксоланой, позволила наделить данный вид еще одним именем - roxellana.

Подвиды и ареал расселения курносой обезьяны


В настоящее время зоологи выделяют три подвида этого симпатичного существа:
  • Моупинская золотая курносая обезьяна (Rhinopithecus roxellana roxellana). Подвид распространен в горах китайской провинции Сычуань. Это самый крупный по численности популяции подвид. Всего насчитывает около 10000 особей.
  • (Rhinopithecus roxellana qinlingensis). Популяция насчитывает до 4000 приматов. Расселена в провинции Циньлин (откуда и происходит название подвида) и на юге провинции Шэньси.
  • Хубэйская курносая обезьяна (Rhinopithecus roxellana hubeiensis). До 1000 представителей подвида обитают в горных районах на западе провинции Хубэй.
Помимо уже хорошо известного китайского вида, в 2010 году на северо-востоке Бирмы был обнаружен еще один вид этих животных, названный учеными-зоологами Бирманской курносой обезьяной (Rhinopithecus strykeri). Популяция нового вида насчитывает от 260 до 330 особей и обитает в долинах рек Салуин и Меконг.

Внешний облик ринопитека


Обезьянка по своим внешним данным и анатомическим особенностям строения тела вполне сравнима с общеизвестной мартышкой. По сути - это и есть мартышка, только одетая в густую теплую шубу, которая у Рокселланова ринопитека еще и окрашена в яркий оранжево-золотистый цвет. Надо сказать, окраска меха разных подвидов сильно варьируется. Например, недавно обнаруженный Бирманский вид имеет полностью черный окрас меха (лишь подбородок и уши этих существ – белые).

Мех курносой обезьяны настолько густой и теплый, что позволяет ей спокойно переносить низкую зимнюю температуру горных районов Китая. За эту морозоустойчивость этих животных иногда даже называют «снежными обезьянами».


Рост примата составляет 58–76 сантиметров (в зависимости от подвидовой принадлежности). Длина хвоста - 50–72 сантиметров. В среднем масса самцов этого вида находится в пределах 15–16 кг. Самки же более крупные, с массой тела до 35 кг.

У ринопитека круглая голова с большими темными выразительными глазами, обрамленными синими очками, с голубой мордочкой и очень вздернутым носиком. Спутать это животное с каким-то другим видом тонкотелых приматов невозможно, настолько оно неординарное внешне.

Места обитания курносой обезьяны


Китайские курносые приматы всех подвидов, в основном, населяют субтропические леса горных районов Южного и Центрального Китая. Небольшие группы этих животных встречаются также на территории лесов Северного Вьетнама и Индии.

В теплое время года стаи мигрируют, поднимаясь повыше - до 3500 метров над уровнем моря. В зимний период спускаются в более теплые нижние леса предгорий.

Наибольшая популяция ринопитеков обитает в Национальном заповеднике Волун в китайской провинции Сычуань.

Образ жизни и поведение в природе курносой обезьяны


Рокселлановы ринопитеки - это социальные животные, которые предпочитают жить большими группами. Причем количество особей в этих обезьяньих группах может быть самое разное. Максимальное количество такого сообщества, официально зафиксированное учеными, насчитывало около 600 животных. Впрочем, весной животные всегда разделяются на меньшие отряды-семьи по 40–60 особей, а иногда и меньше.

Обычная семья ринопитеков состоит из доминирующего самца, пяти-шести взрослых самок и их детенышей всех поколений, что в сумме и складывается в те самые 40–60 особей. Территория обитания одной такой семьи занимает от 15 до 50 кв. км, в зависимости от ландшафта местности и наличия корма.

Практически все свое время эти приматы проводят на деревьях, спускаясь на землю лишь за какой-то особой пищей или для выяснения отношений в семье и между обезьяньими кланами.

До серьезных стычек в среде этих животных дело доходит крайне редко. Обычно территориальные или иные конфликты ограничиваются лишь взаимно угрожающими позами и громкими криками. При появлении же реальной опасности обезьянки моментально возвращаются на деревья.

Несмотря на то, что «курносики» предпочитают для своего существования верхний ярус леса и не любят путешествовать по земле, как недавно выяснилось, они совершенно не боятся воды и способны неплохо плавать.


Общение приматов и регулирование их социальной иерархии происходит с помощью особых поз, жестов, ухаживания за шерстью друг друга (груминга), подачи звуковых сигналов и зычных криков.

В целом, образ жизни этих удивительных зверей до конца еще не изучен. Также точно не установлена реальная продолжительность их жизни. Зоологи пока только предполагают, что она может равняться примерно 19–20 годам.

Питание примата


Курносые обезьяны - стопроцентные вегетарианцы, но рацион питания этих забавных по виду животных целиком зависит от сезона.

В летнее время их рацион достаточно богат - съедобные плоды деревьев, сочные листья растений, орехи, ягоды, фрукты, дикий лук, молодые побеги бамбука, луковицы ириса и шафрана.

В зимнюю студеную пору, даже спустившись в более теплые нижние леса, приматы вынуждены довольствоваться остатками травы, тонкими ветками и корой деревьев, лишайниками и сосновой хвоей.

Размножение курносых обезьян


Половой зрелости самки этого симпатичного существа достигают в возрасте 4–5 лет от роду. Самцы, несколько позже - в 7 лет.

Несмотря на то, что спариваться они могут в течении всего года, основной брачный период, как правило, приходится на конец лета и раннюю осень. Самки одного семейного «гарема» вполне терпимо относятся друг к другу, не вступая в конфликты ради сексуального внимания главы семьи.

Самка, способная к зачатию, своим специфическим поведением, принимая соответствующие позы и подавая недвусмысленные для самца курносой обезьяны сигналы, призывает для спаривания к себе вожака семейства. Правда, срабатывает это далеко не всегда. Самец, по наблюдениям зоологов, отвечает ей взаимностью лишь только в половине случаев.

Беременность самок ринопитеков продолжается в течение 7 месяцев. В результате, обычно в середине весны, на свет появляется от одного до двух детенышей.

Выхаживание потомства сычуань


Период молочного вскармливания детенышей курносой обезьян матерью продолжается в течение 1 года. После чего рацион питания малышей ничем не отличается от рациона взрослых особей стаи.

Воспитанием маленьких «курносиков» занимаются оба родителя. По мере необходимости, заботу взрослеющим детенышам оказывают и другие самки обезьяньего семейства. В особо суровые зимы вся семья плотно жмется друг к другу, стараясь в первую очередь согреть малышей.

Естественные враги курносой обезьяны


Естественных врагов в природе у этого вида обезьян немного. Далеко не каждый хищный зверь способен добраться до них в горных районах обитания.

В центральной и южной части Китая самый опасный враг ринопитеков - это дымчатый леопард, способный подкараулить и с легкостью поймать на дереве даже самую шуструю из обезьянок.

Немногочисленный китайский тигр, обитающий в тех же нагорных лесах, что и приматы, также представляет опасность. Но популяция самого полосатого хищника находится под угрозой вымирания (всего насчитывается около 20 особей) и поэтому особой опасности для ринопитеков не представляет.

Но главным врагом этих великолепных симпатичных животных до недавнего времени был человек. Целыми столетиями трудолюбивые китайские лесорубы и крестьяне отвоевывали у дикого леса все новые земли под свои нужды, лишая населяющих леса животных привычной среды обитания и пищи, вынуждая их покидать привычные районы обитания.

Помимо этого, варварское истребление курносых обезьян людьми происходило ради их мяса. Специфическая китайская кухня, рассматривает всех существующих в мире обезьян только с гастрономической точки зрения. Ринопитеки, в этом смысле, не стали счастливым исключением. Напротив, этот трофей всегда считался очень ценным. Удачливый охотник, помимо вкусного мяса, добывал еще и великолепный мех Рокселланова ринопитека, по существующим в Китае поверьям, хорошо «помогающий» от ревматизма.

Лишь совсем недавно, когда курносая обезьяна приблизилась к грани полного исчезновения, китайские власти спохватились. Ныне ринопитеки повсеместно взяты под охрану государства, а браконьерство стало сурово наказываться. Принятые меры дали свои плоды, популяция приматов начала медленно восстанавливаться.


Курносая обезьяна в 2008 году была занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Законодательством КНР торговля этим редчайшим животным строго запрещена, что исключает возможность законного приобретения его в качестве домашнего питомца.

Больше о курносых обезьянах узнаете из этого видео:

символически утверждают, что его половая потенция позволит оплодотворить все общество, благодаря чему вырастут хлеба, увеличится поголовье скота, а женщины родят много детей. Хотя сексуальность может лежать в основе любого ритуала, все же есть обряды, для которых эта тема более вероятна, чем для других. Сексуальные мотивы обычно содержат брачные обряды, а также юношеские обряды или ритуалы инициации, перемещающие подростков из статуса ребенка в категорию гражданина. Для девочек эти церемонии часто бывают тесно связаны со временем первой менструации и иногда означают, что они готовы начать половую жизнь или выйти замуж. В отношении мальчиков редко бывает какой-либо физический маркер для таких обрядов, но во многих культурах во время инициации физически изменяют пенис.

Шлегель и Барри (Schlegel, Barry 1979, 1980) исследовали юношеские обряды в выборке из 182 сообществ. Они обнаружили, что 80 сообществ таких обрядов не имели, в 17 были церемонии только для мальчиков, 39 сообществ имели ритуалы только для девочек, а 46 - для обоих полов. Отсутствие обрядов для обоих полов характерно для обществ с интенсивным развитием сельского хозяйства и более сложными формами социальной организации. Таким образом, тот факт, что американская культура не имеет формальной инициации для мальчиков или девочек, согласуется с данными Шлегеля и Барри. Эти авторы рассматривают церемонии инициации как передачу через ритуал информации о половом статусе и полагают, что такие ритуалы имеют место в тех культурах, где пол человека играет важную роль в организации социальной жизни.

В племенах, где продукты питания главным образом добываются в природе, имеется разделение труда по признаку пола: мужчины охотятся, а женщины собирают дары природы. Тридцать четыре из 45 таких обществ в выборке Шлегеля и Барри совершают церемонии инициации хотя бы для одного пола. В двух имеются обряды только для мальчиков, в 20 - только для девочек, а в 12 существуют ритуалы для обоих полов. В 32 обществах, где есть обряды для девочек, содержание ритуалов указывает на то, что в этих культурах особое значение придают первой менструации. Авторы предлагают два объяснения этому факту. Согласно первому, жители племени, убежденные в том, что контакт мужчины с менструальной кровью может подорвать его способность охотиться, с помощью церемонии инициации доводят до сведения девушки, что теперь она должна соблюдать менструальное табу, чтобы не подвергать своих соплеменников риску остаться без пищи. Другое объяснение заключается в том, что с помощью этого ритуала все узнают о появлении новой женщины, способной к рождению детей, что гарантирует стабильное существование данного племени.

Пол лежит в основе социальной организации сообществ, занимающихся примитивным земледелием. Такие сообщества по численности больше, чем племена охотников и собирателей плодов, но в них еще не развиты гражданские и религиозные структуры, способные объединить людей. Ключевым элементом социального устройства таких сообществ является группа мужчин-воинов. Обычно проводятся юношеские церемонии для обоих полов. Тема ритуалов для лиц мужского пола, как правило, - созидание групповой идентичности, тогда как в женских обрядах главной темой бывает способность к воспроизведению потомства (фертильность). Часто ритуалы для мальчиков подчеркивают опасность "сексуального загрязнения" и побуждают избегать женщин до тех пор, пока мужчина не станет физически и морально достаточно сильным, чтобы противостоять такому загрязнению.

В индустриальных обществах или в обществах с развитым замледелием символическое значение пола сохраняется, но роль его как принципа социальной организации снижается. В этих условиях нет необходимости в ритуализации пола; в наиболее сложных обществах не проводят церемоний инициации подростков. Вместо этого осуществляются посвятительные обряды при введении людей в специфические группы (например, в профсоюзы или военные организации) и празднования индивидуальных событий жизни, таких как рождение ребенка или бракосочетание.

Интересным дополнением к работе Шлегеля и Барри служат данные, полученные Карен и Джеффри Пейдж (Karen Paige, Jeffrey Paige, 1981) при исследовании репродуктивных ритуалов в 114 неиндустриальных обществах. По их мнению, в примитивных сообществах ритуалы часто представляют собой большие политические события. Авторы идентифицируют в этих обществах две формы политической организации. Особенностью одних обществ являются сильные родовые общины (кланы): близкие родственники мужского пола объединяются и защищают свою землю и скот. В других обществах такая плановость выражена слабо или отсутствует совсем (родственники по мужской линии не живут вместе и не действуют сообща).

Эти две политические системы сталкиваются с очень разными проблемами. Для обществ с сильными кланами чрезвычайно важно предотвратить выделение из родовой общины отдельных ее членов, что ослабляет способность защищать общие ресурсы. Ключевая политическая проблема в обществах со слабо выраженной клановостью - формирование альянсов. Объединения часто создаются и разрушаются независимо от родственных отношений.

Пейдж полагают, что многие ритуалы, в которых придается особое значение сексуальности, отражают попытки справиться с политическими проблемами, которые создает для кланов высокая рождаемость. Например, если много детей родится у кого-либо из мужчин сильного клана, он может отделиться от своих родственников, чтобы создать собственный клан. И даже если он не выделится из родовой общины, его многочисленные дети обеспечат отцу основу для власти, что может привести к резкому напряжению в

отношениях между ним и другими главами семейств. В выборке Пейдж ритуалы обрезания у мужчин обычны для обществ с сильными кланами и редко встречаются в культурах со слабой подразделенностью на родовые общины. Авторы утверждают, что мужчина, позволивший провести обрезание сыну, демонстрирует преданность своему клану, проявляет готовность доверить будущую плодовитость сыновей и внуков своим мужским родственникам.

В клановых обществах существует множество обрядов для беременных женщин. Это объясняется тем, что способность женщины к воспроизведению потомства (фертильность) важна для всей общины (большое количество детей свидетельствует о силе рода). Брак в таких обществах обычно заключается между представителями двух родов. Родственники жениха, давая выкуп за невесту, платят за плодовитость женщины и имеют право потребовать другую женщину, если первая окажется бесплодной. Родственники невесты не заинтересованы в том, чтобы отдавать еще одну женщину в другой род. Многочисленные обряды призваны продемонстрировать интересы обеих сторон. Неудивительно, что эти ритуалы обычно наиболее конкретизированы для первого ребенка женщины. В обществах, устроенных по родовому принципу, более распространены случаи насилия. Мужчины могут использовать насилие или угрозу насилия, чтобы удержать женщин от возникновения у них привязанности к мужчинам из других кланов. Такая стратегия эффективна, поскольку замужние женщины живут у родственников мужа и их некому защитить от насилия.

Самыми частыми обрядами в обществах со слабыми родственными связями являются церемонии по поводу женской менструации и кювейд. Пейдж рассматривают оба обряда как тактику, используемую мужчинами для создания альянсов. Мужчина, как только его дочь стала сексуально зрелой, может пожелать представить этот факт вниманию потенциальных поклонников. Обряды, отмечающие первую менструацию девушки, позволяют ее отцу привлечь потенциальных союзников, продемонстрировать свои политические и экономические способности и, возможно, провести переговоры с потенциальным женихом.

В обряде кювейда мужчина выражает отношение к своему ещё не рожденному ребенку. Этот обряд может потребовать от мужчины не есть определенной пищи до рождения ребенка. В других обществах при кювейде мужчина должен имитировать роды и вести уединенный образ жизни, подобно тому как изолированы мать и ребенок от контакта с другими людьми. В обществе, где родственные связи слабые, союзы непостоянные и часто случаются нарушения супружеской верности, мужчина узаконивает свое притязание быть отцом отпрыска своей супруги только путем выполнения кювейда. В культурах, где верят, что ребенка может создать сперма более чем одного мужчины, женщина может потребовать, чтобы несколько мужчин соблюдали обряд кювейда. Ребенок тогда будет социально связан со всеми этими мужчинами.

Работа Пейдж иллюстрирует важную особенность: общества не свободны в выборе модели сексуальности. Например, в некоторых обществах окружающая среда не позволяет формировать родовые кланы, защищающие общую собственность (ресурсы). В таких культурах плодовитость мужчины не имеет никакого политического значения для его родственников, отсутствует здесь и обряд обрезания. В обществах, построенных по родовому принципу, наоборот, нет нужды в ритуалах, подобных кювейду.

Перечисленные авторы сосредоточили внимание на социологических и символических аспектах ритуалов, подчеркивающих сексуальность. Другой подход демонстрируют исследования Роберта Мунро (Robert Munroe, 1980). Соглашаясь с выводом Пейдж о том, что в культурах, где практикуется кювейд, редко совершаются ритуалы обрезания, Мунро интерпретирует эти данные иначе. Известно, что у многих племен взрослые мужчины редко общаются с детьми. В таких условиях мальчики могут идентифицировать себя с женщинами и на материнском примере усвоить их половую роль в обществе, тогда как обучиться соответствующему мужскому поведению им трудно. В обществах, где взрослые мужчины объединяются в кланы и подчеркивают свое отличие от женщин, могут потребоваться суровые ритуалы для разрушения у мальчиков представления об их идентичности женщинам. Мунро предполагает, что ритуалы инициации с обрезанием или другими повреждениями пениса, выполняют эту задачу. Тот факт, что хватило сил стойко перенести такую боль, убеждает мальчика в собственной мужественности.

В сообществах, где взрослые мужчины редко общаются со своими детьми и не объединяются вместе, им нет необходимости полностью отвергать свою идентичность женщине. Ритуал кювейда в таких обществах позволяет мужчинам выразить их некое тождество с существами женского пола. По данным Грея и Эллингтона (Gray, Ellington, 1984) в обществах с ритуалом кювейда редко выявляется высокая частота мужского гомосексуализма.

Результаты исследований, устанавливающих связь между социально организованными ритуалами и психологией индивидуумов, дискуссионны. Однако несомненно, что когда в ритуалах подчеркиваются сексуальные темы, они затрагивают каждого члена общества персонально.

Итак, "биологическая сексуальность всегда находится под социальным контролем". Согласившись с этим важнейшим выводом этнологов, вы можете подразмышлять о том, под влиянием чего сформировалось ваше отношение к сексу. Вы можете, кроме того, сопоставить модель сексуальности, принятую в вашем обществе с моделями сексуальности других стран и народов, но не для того, чтобы определить, где сексуальные

отношения организованы лучше или хуже, а для того, чтобы понять, как в разных обществах связаны сексуальные и несексуальные стороны жизни каждого отдельного человека.

Выводы

1. Человек от рождения наделен биологическим потенциалом для сексуального поведения. Реализация этого потенциала в последующей жизни определяется культурой общества, в котором живет человек. Этнологи изучают, как разные общества формируют сексуальность своих членов.

2. Среди человеческих сообществ существуют большое различие форм сексуального поведения и отношения

к ним. Этнологи описали обусловленные культурой вариации эротического стимулирования, положений для коитуса и стандартов красоты.

3. Во всех обществах существуют правила инцеста, запрещающие секс между определенными родственниками, но решение, каких родственников касается это табу, варьирует. Теоретики пытаются объяснить запрет инцеста с разных точек зрения: биологической, социологической и культурной, но пока нет согласия, какое из объяснений наилучшее.

4. Общества отличаютя тем, как они относятся к сексуальности молодых и как организуют брачные союзы. Этнологи демонстрируют, что экономическая и политическая организация конкретного общества оказывает большое влияние на проявление сексуальности его членов.

5. Общества отличаются отношением к гомосексуальному поведению и тем, какой смысл они придают такому поведению. У народности азанде мужской гомосексуализм представляет собой реакцию неудовлетворенной плоти на дефицит женщин, тогда как самбия полагают, что гомосексуальное поведение необходимо для превращения мальчика в мужчину. Эти примеры показывают, что не во всех обществах формируются такие же представления о взаимосвязи между половой идентичностью, эротической ориентацией и половой ролью, как у большинства американцев.

6. Поскольку чувства и переживания людей следует рассматривать через призму культуры и традиций, смысл сексуального поведения всегда выходит за рамки секса как такового.

7. Многие общества используют сексуальное поведение или сексуальные темы в ритуалах. Использование таких тем часто можно предсказать, исходя из социальной организации общества.

8. Секс среди людей часто противопоставляют сексуальному поведению животных. Ученые-приматологи обнаружили, что сексуальное поведение обезьян Старого Света и человекоподобных обезьян (apes) в определенной степени не зависит от гормонального контроля; следовательно, сексуальность этих животных гораздо сложнее, чем полагали прежде.

Вопросы для размышления

Как вы думаете, имеют ли исследования, касающиеся сексуального поведения приматов какое-либо отношение к нашему пониманию человеческой сексуальности? Объясните, почему?

Этнологическая наука соотносит обычаи и традиции любого народа с его религией и верованиями. Могут ли быть одни культуры "хорошими", а другие "плохими"? Была ли наша собственная культура иногда "лучше", а иногда "хуже" с точки зрения ее отношения к различной сексуальной практике?

Наше общество живет по законам моногамного брака, а полигамия преследуется в уголовном порядке. Как повлияло на наши представления широкое распространение практики сожительства, а также большое число разводов?

Приведите примеры сексуальной практики, которые наше общество считает нормальными либо аномальными, хотя такая оценка в действительности - лишь порождение нашей культуры. Можно ли считать наше общество организованным по типу родовых кланов?

Должен ли влиять на наше отношение к педофилии тот факт, что некоторые общества одобряют секс между взрослыми и детьми и даже считают его необходимым?

Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] Бутовская Марина Львовна

Стратегия спаривания и копуляторное поведение у приматов

Систематическое исследование копуляторного поведения млекопитающих проведено Д. Дьюсбери. У млекопитающих он выделяет 16 типов спаривания. При этом использует 4 основных критерия: I) происходит ли склешивание, 2) производятся ли многократные тазовые толчки, 3) производится ли эякуляция после многократных или единичных интромиссий; 4) происходят ли повторные эякуляции в одном цикле спаривания. Для приматов более характерна вторая модель спаривания без склешивания, с тазовыми толчками, без множественных интромиссий, нос множественными эякуляциями. Разные модели спаривания у представителей разных таксонов приматов связывают с морфологическими различиями, например строением половой косточки у самца черного макака, а также с экологическими условиями - пресс хищников, форма брачных отношений, образ жизни и пр.

У широконосых обезьян (семейство игрунковые) прекопуляторный период очень короткий, менее минуты. Самец делает одну садку с интромиссией. Самки, в отличие от полуобезьян, не отвергают садку, а в большинстве случаев инициируют ее с помощью демонстраций.

У низших узконосых обезьян прослеживались следующие, более разнообразные тенденции. У самок зеленых мартышек отмечали определенные закономерности в предпочтении полового партнера. Как правило, все они предпочитали альфа-самца, высокоранговые самки имели большие возможности для выбора партнера, чем низкоранговые, так как они могли успешнее отвергать попытки к спариванию со стороны подчиненных самцов. У мангабеев инициаторами спаривания бывают самцы, но эякуляцией заканчивается садка, инициатором которой была самка. Интересно, что у низших обезьян, в отличие от полуобезьян, садки уже не обязательно связаны с эякуляцией, т.е. овуляция не влияет на частоту эякуляций. Так, у бурых макаков садки отмечались с одинаковой частотой в любую стадию овариального цикла. Этим бурые макаки отличаются от других представителей рода Масаса (резусов, лапундеров, яванских), у которых половое поведение более зависит от гормональных факторов. Половое поведение самцов определяется циклом самки. Самцы бурых макаков также отличаются от других самцов обезьян тем, что рефрактерный период межэякуляционных интервалов у них остается постоянным в период спаривания, в то время как обычно он увеличивается с каждой повторной эякуляцией. Таким образом, бурые макаки обладают уникальной моделью спаривания среди низших обезьян. Имеются свидетельства, что у самок бурого, лапундера, резуса и некоторых других видов макаков происходит оргазм. Поведенчески это выражается следующим образом: самка оборачивается к самцу, хватает его за бедро, клацает, издавая при этом характерные звуки.

Бурые макаки могут представлять собой хорошую модель для изучения полового поведения человека. Это связано, прежде всего, с тем, что у самок бурых макаков отсутствуют внешние признаки эструса, с физиологией и психосоциальными факторами, вызывающими половое возбуждение. Известно, что оргазм у самок возможен лишь вследствие зрительного или телесного контакта с возбужденным партнером, причем пусковым механизмом является, как правило, наблюдение за признаками оргазма у самца.

При гомосексуальных контактах у самок поведенческие признаки оргазма проявляются при генитальной стимуляции, а при гетеросексуальных контактах - только при эякуляции, и не сопровождаются повышенной генитальной стимуляцией. Для бурых макаков характерна способность к «легкой, заразительной» возбудимости, которая играет существенную роль в сексуальной реактивности самок. Их относительно пассивная роль в гетеросексуальных контактах связана, вероятно, с тем, что самки не имеют средств для регуляции длительности собственной физической стимуляции. В гомосексуальных взаимодействиях, однако, самки способны демонстрировать поведенческие признаки, характерные для самцов в момент эякуляции.

Копуляция, как таковая, не является существенным стимулом для достижения оргазма у самца, если он до этого не пришел в возбужденное состояние. Генитальная стимуляция также не является неотъемлемым предшественником оргазма. Важную роль в возбуждении полового влечения самца, по всей вероятности, играет перинеальное обследование (обследование гениталий самки с введением пальца во влагалище), часто предшествующее копуляции. О важной роли перинеального обследования в возбуждении полового влечения свидетельствует тот факт, что в гомосексуальных контактах самки часто производят перинеальное обследование, а затем обнимаются в позе сидя живот к животу, клацая при этом обнаженными зубами (сходная мимика наблюдается у самца в период копуляции) и производя хватательное движение рукой. Клацанье длится около минуты, затем обе партнерши затихают и некоторое время сидят неподвижно. Неотъемлемыми признаками оргазма у самок является также расслабленная мускулатура лица и общая расслабленность тела.

Изучение полового поведения у яванских макаков показало, что у самок индивидуальные различия проявлялись больше, чем у самцов. Инициаторами спаривания являлись самцы, а максимальный пик садок и подставлений приходился на овуляторный период. У самок макак резусов появляется целый комплекс элементов поведения, связанный с привлечением самца. Это элементы визуальной коммуникации - позы и жесты (протягивание рук к самцу, опускание и поднимание головы).

Эти движения вызывали большое количество садок и, вероятно, являлись коммуникативными маркерами готовности самки к спариванию. Высокая степень вариабельности поведения самок отмечена и у яванских макак.

У человекообразных обезьян самки были инициаторами 80% половых контактов. В пик овуляции самки гориллы демонстрировали гениталии, подставлялись самцу. Половое поведение человекообразных обезьян представляет собой более сложный комплекс элементов. Спаривание происходит в нескольких позициях, чаше дорсовентральной или вентровентральной, причем иногда элементы спаривания наблюдаются и вне цикла овуляции.

Спаривание у высших обезьян может иметь принудительный характер. Такое поведение отмечено у орангутанов в природных условиях, а потому не может считаться следствием неправильных условий содержания. Поведение, названное «изнасилованием», может рассматриваться в качестве одного из вариантов естественного сексуального поведения для одного из морфотипов самцов этого вида (мелкие по размеру, не имеющие своей собственной территории). Как правило, насильное спаривание происходит против воли самок, вызывает ее активное сопротивление, сопровождается попытками избегания, дистрессом.

Нормальное спаривание, сопровождающееся зачатием, происходит у орангутанов, как правило, по инициативе самки. Брачная пара держится вместе на протяжении 5-6 дней, спариваясь в среднем один раз в сутки. Если оплодотворение происходит, самка покидает самца и не возвращается к нему, пока не вырастит детеныша.

В отличие от других человекообразных обезьян, у орангутанов спаривание чаше всего происходят в вентровентральном положении. Самка сама покрывает самца, и сама же производит тазовые толчки, ведущие к эякуляции. Самец остается достаточно пассивным, лежа на спине.

Можно заключить, что у обезьян половое поведение не только несет функцию синхронизации спаривания, но и отмечается вне овуляции, и не всегда после садок и спариваний наступает зачатие. Таким образом, у них имеется предпосылка развития сексуального поведения: персонализация и выбор партнеров, оргазм у самок, опосредование полового поведения социальным статусом. Для шимпанзе отмечено, что набухание аногенитальной области сопровождается повышением привлекательности и процептивности самок.

Комплекс инициирующего поведения в дни максимального набухания, описанный для горилл и орангутанов, включает следующие действия: катание на спине самца, мастурбация в отсутствие партнера, самка ложится перед самцом и совершает ритмичные движения тазом. В моделях Д. Дьюсбери учитываются только феноменологические критерии, связанные с особенностями строения репродуктивного аппарата. М. Л. Дерягина и М. Л. Бутовская предложили учитывать также психоэмоциональные и этологические характеристики спаривания у приматов (докопуляционное возбуждение партнера, инициация спаривания, вмешательство в спаривание со стороны других членов группы).

Анализ данных при исследовании представителей разных таксонов приматов позволяет выделить несколько моделей спаривания и сделать следующие замечания.

1. Модель спаривания у обезьян не связана с систематическим положением вида. Одна и та же модель может встречаться у представителей разных таксонов.

2. У представителей одного вида могут отмечаться разные варианты спаривания.

3. Для обезьян характерно большое разнообразие внешней стимуляции партнеров до спаривания (ольфакторная, визуальная, тактильная).

4. У обезьян отсутствует период ухаживания и происходит появление докопуляционных сексуальных игр.

5. У обезьян отмечена значительная роль психоэмоциональных факторов в реализации той или иной модели спаривания.

6. В отряде приматов отсутствует узкая специализация стратегий спаривания. Анализ материала по половому поведению не дает оснований делать вывод о большей перспективности той или иной модели спаривания.

Модели спаривания у приматов:

1. Единичные толчки с эякуляцией (бурый макак).

2. Единичная серия с несколькими тазовыми толчками с эякуляцией (игрунковые).

3. Единичная серия с множественными тазовыми толчками и эякуляцией (макаки лапундер и бурый, горилла, орангутан, шимпанзе).

4. Несколько серий с тазовыми толчками, после каждой из которых следует эякуляция (павиан анубис).

5. Несколько серий тазовых толчков, после которых следует одна эякуляция (павиан анубис, гамадрил, саймири, макак резус).

6. Неравномерное распределение эякуляций после серий базовых толчков (бурый макак, павиан гамадрил, макак лапундер).

Из книги Разведение собак автора Хармар Хиллери

Лучшие варианты спаривания При условиях, когда исходное поголовье является хорошим, когда не спариваются собаки, обладающие одинаковыми недостатками, а важнейшие рецессивные гены известны разведенцу, я установила, что наиболее удачными являются следующие

Из книги Обезьяны, человек и язык автора Линден Юджин

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

5. ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИМАТОВ Высоко в ветвях тополя на покрытом буйной растительностью лесистом острове сидят три гиббона. Ловкие акробаты ежедневно со свистом проносятся сквозь листву, чтобы собраться на этот совет старейшин, призванный заслушать свидетельские

Из книги Семена разрушения. Тайная подоплека генетических манипуляций автора Энгдаль Уильям Фредерик

Новая стратегия в новых условиях Теперь ответим на обычный вопрос: почему в наше время в промышленно развитых странах преобладают малодетные семьи? Во второй половине XVII века несколько европейских северных народов (англичане, затем голландцы и французы) встали на путь

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

Старая стратегия в новых условиях Пока все выглядит понятно. Но многие теряются, видя некий парадокс в том, что стремительный рост населения Земли происходит благодаря развивающимся странам Индокитая, Ближнего Востока, Латинской Америки, Китаю, Индии (а у нас - Средней

Из книги Размножение собак автора Коваленко Елена Евгеньевна

Никсоновская стратегия сельскохозяйственного экспорта Рождение подконтрольного США глобального рынка зерна и продовольственных товаров было частью долгосрочной американской стратегии, которая началась в 1970–х годах при Ричарде Никсоне. В августе 1971 года Никсон

Из книги Человек в лабиринте эволюции автора Вишняцкий Леонид Борисович

Экспериментальные спаривания Метод экспериментальных спариваний часто затруднителен, дорого стоит, не дает результатов быстро и, к сожалению, не всегда стопроцентно эффективен. Тем не менее, когда в породу проникла серьезная аномалия, он очень помогает. При больших

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Броуэр Луи

Организация спаривания (вязка) Несмотря на все преимущества естественного спаривания, нужно признать, что само разведение, т. е. направленный подбор пар, заставляет нас вводить новый ритуал - ритуал помощи собакам на вязках. Напомним, что псовые склонны к образованию

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

Происхождение приматов Появление на эволюционной арене первых приматов приходится на рубеж мезозойской и кайнозойской эр, и это не случайно. Дело в том, что в конце мелового периода, завершающего мезозой, с лица земли исчезли господствовавшие дотоле на суше и в воде

Из книги Бегство от одиночества автора Панов Евгений Николаевич

Риталин: криминальная стратегия отдельных лабораторий Миллионы детей пичкали ежедневно риталином, «пилюлей послушания», которая является производным амфетаминов.Прежде говорили, что подвижный ребенок - это здоровый ребенок.Сегодня же считается, что если ребенок

Из книги Внутренняя рыба [История человеческого тела с древнейших времен до наших дней] автора Шубин Нил

Стратегия маркетинга лабораторий Wellcome В журнале «СПИД» можно было прочесть статью «Всё идёт хорошо».Отказываясь признавать соответствие результатов исследования по протоколу Конкорд, отчетливо подтвердившему, что AZT не оказывает никакого действия на серопозитивных

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРИМАТОВ Приматы произошли от бокового ответвления насекомоядных (предков современных землероек). Большинство из современных приматов обладают общими признаками, в том числе высокоразвитым мозгом, хорошим зрением, относительно слабым обонянием и

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

Дела семейные у наших родичей-приматов Легкая взаимозаменяемость территориальной моногамии и многоженства, или полигинии, у животных одного вида - явление вполне обычное в тех случаях, когда самке под силу без чьей-либо помощи поставить на ноги потомство, так что самец

Из книги автора

Наследие приматов: речь достается недешево Способность разговаривать досталась нам дорогой ценой. За эту способность мы расплачиваемся риском умереть от остановки дыхания во время сна или подавившись какой-нибудь пищей.Мы издаем звуки, складывающиеся в речь,

Из книги автора

Система приматов Направление, ведущее к современному отряду приматов, выделилось в классе млекопитающих еще в мезозойскую эру, около 70 млн лет назад, являясь одним из древнейших. Уже в то время наметилась магистральная линия их эволюции – развитый головной мозг,

Из книги автора

Общие принципы различий между полами (стратегии спаривания, вмешательство в спаривание и родительское поведение) Хотя у каждого вида животных тактики сексуального поведения могут отличаться, у видов представленных мужским и женским полом можно выделить целый ряд


В феврале 1926 года, 90 лет назад, в Африку командировали советского биолога Илью Иванова — для того чтобы тот произвел искусственное оплодотворение самок шимпанзе семенем человека. Как ученый ставил свои знаменитые опыты и при чем здесь опера Шостаковича?


«Возьмите меня в качестве эксперимента»

«Осмелюсь обратиться к Вам с предложением. Из газет я узнала, что Вы предпринимали опыты искусственного оплодотворения обезьян человеческой спермой, но опыты не удались. Эта проблема давно интересовала меня. Моя просьба: возьмите меня в качестве эксперимента.

Умоляю Вас, не откажите мне. Я с радостью подчинюсь всем требованиям, связанным с опытом. Я уверена в возможности оплодотворения.

В крайнем случае, если Вы откажете, то прошу написать мне адрес какого-либо из иностранных ученых-зоологов», — такое письмо получил биолог Илья Иванов от жительницы Ленинграда в 1928 году.

Это послание — не единственное в своем роде: узнав о том, что ученый пытается скрестить человека с обезьяной, женщины со всего Советского Союза захотели поучаствовать в небывалом эксперименте.

Илья Иванович Иванов (1870-1932), выдающийся русский и советский биолог

Современному человеку Илья Иванов может казаться сумасшедшим, одержимым идеей создать некого мутанта. На самом деле ученый, считавшийся крупнейшим специалистом в области искусственного осеменения животных, еще в 1899 году начал выводить гибриды мыши и крысы, мыши и морской свинки, зебры и осла, антилопы и коровы. Окрыленный успехами, биолог предположил, что возможно с помощью искусственного осеменения создать гибрид человека и обезьяны.

Об этом Иванов рассказал во время своего выступления перед Всемирным конгрессом зоологов в австрийском городе Граце в 1910 году.

Неприемлемость опытов

В 1925 году идеями Иванова заинтересовался ректор Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана Николай Горбунов. Он считал, что созданный гибрид будет иметь «важное научное значение» и привлечет внимание всех стран к Советскому Союзу.

Сам Иванов неоднократно заявлял, что на Западе хотят скрестить человека с обезьяной, но боятся проводить подобные эксперименты «из-за неприемлемости опытов с точки зрения общепринятой морали и религии».

Кстати, советский биолог признавался, что не ему первому пришла идея создать небывалый гибрид. Илья Иванов прекрасно знал о том, что еще в 1908 году голландский натуралист Бернелот Мунс утверждал, что возможно поставить опыты по осеменению горилл и шимпанзе спермой человека. Мунс даже собирал деньги на экспедицию во Французское Конго (где и должно было произойти заветное скрещивание), а еще выпустил тематическую брошюру «Истина. Экспериментальные исследования о происхождении человека». Как считал голландец, обезьян лучше всего скрещивать с чернокожими — по его мнению, представителями «низшей» расы.

Как оглушали обезьян

Осенью 1925 года Николай Горбунов добился, чтобы Академия наук выделила $10000 для экспериментов Ильи Иванова в Африке. В феврале следующего года биолог отправился в командировку в Киндию — третий по величине город во Французской Гвинее. Вскоре после прибытия Иванов узнал, что на станции имелись лишь шимпанзе, не достигшие половой зрелости.

Тогда ученый вступил в переписку с губернатором Гвинеи и получил разрешение на проведение опытов в Конакри — административном центре страны.

В Конакри биолог отправился с сыном Ильей, который захотел помочь отцу в экспериментах. Иванов-старший лично следил за отловом взрослых обезьян.

«Методы ловли шимпанзе отличались откровенной грубостью, — пишет документалист Олег Шишкин. — Ночью население охотничьего поселка выслеживало обезьянье стадо. Затем, вооружившись вилами и граблями, аборигены загоняли шимпанзе на одиноко стоящее дерево и вокруг разводили костер. После того как шимпанзе, не видя иного выхода, бросался вниз, к нему подбегали африканцы и с помощью дубинок наносили серьезные удары. Оглушенное и искалеченное животное не могло сопротивляться охотникам, привязывавшим его конечности к двум жердям. Эти жерди несли на плечах четыре африканца».

Эксперимент не удался

В феврале 1927 года Иванов провел эксперимент по искусственному оплодотворению двух самок шимпанзе семенем неизвестных доноров-людей. А летом он провел осеменение еще одной обезьяны по кличке Черная.

Ни в одном из трех случаев беременность не наступила.

Биолог не терял надежды — теперь он предлагал оплодотворить женщин-добровольцев спермой самца шимпанзе. Впрочем, коллеги ученого не встретили эту идею с энтузиазмом.

«Кругом, кроме явного замешательства и даже хулиганского отношения, редко видишь хотя бы терпимое отношение к моим необычным исканиям, — писал Иванов в 1927 году. — Однако я не сдаюсь и, наплевав на выходки наших «старцев» и их подхалимов, продолжаю добиваться возможности начатые опыты довести до более солидного числа и получить ответ на поставленные вопросы. Веду переговоры и надеюсь получить поддержку там, где, если нет академического колпака на голове, есть здравый смысл и отсутствие профессиональной нетерпимости».

Планам Иванова не суждено было сбыться — вскоре ученого подвергли политической критике и сослали в Алма-Ату, где он умер от кровоизлияния в мозг.

«Душно мне, душно, под шкурой зверя душно»

Эксперименты советского биолога нашли культурное воплощение — в частности, знаменитый композитор Дмитрий Шостакович начал писать оперу «Оранго», главным героем которой выступал гибрид человека и обезьяны. Кстати, Шостакович был лично знаком с Ивановым и даже посещал его научную станцию в Сухуми в 1929 году, за несколько лет до гибели ученого.

По замыслу композитора, получеловек-полуобезьяна появился в результате смелого биологического эксперимента. Но героя не стали держать в лаборатории: он вышел на свободу, занялся журналистикой, принял участие в Первой мировой войне, женился и даже попробовал себя в качестве шпиона.

«Зевни, Оранго!», «Душно мне, душно, под шкурой зверя душно», «Настя танцует и успокаивает Оранго» — так должны были называться эпизоды оперы.

По неизвестным причинам Шостакович написал лишь пролог музыкального произведения.


Карликовых шимпанзе с полной уверенностью можно назвать “интеллигентами среди обезьян”.

Тогда как у обычных шимпанзе все построено на доминировании самцов и проявлении агрессии, бонобо придерживаются принципов мирного сосуществования.




Бонобо – обезьяны весьма свободных нравов, в жизни которых одну из главных ролей играет секс.

В отличие от большинства представителей животного мира, сексуальные отношения для бонобо не ограничиваются необходимостью продолжить род, а являются важной составляющей их повседневной жизни.


Бонобо, если можно так выразиться, это “хиппи” среди человекообразных обезьян, живущие по принципу “занимайся любовью, а не войной”, так как они гораздо более сладострастны и менее воинственны, чем их близкие родственники шимпанзе.


Голландско-американский биолог Франс де Вааль, исследующий питомцев зоопарков, отмечает несдерживаемую сексуальность бонобо, а также их склонность к дружеским союзам (особенно между самками) на контрасте с битвами за доминирование (особенно между самцами) и межгрупповыми войнами у шимпанзе.


С Ваалем соглашаются и другие биологи, наблюдающие этих животных в неволе. Но в суровых условиях джунглей дела обстоят сложнее.

Живут бонобо небольшими коллективами, численностью до 100 особей.

Самки, не смотря на свои меньшие размеры в сравнении с самцами, обладают более высоким социальным статусом. Это связано с тем, что самки более организованные и сплоченные, чем самцы.


У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии для выяснения отношений и примитивных войн, они не обучаются языку жестов, хотя в неволе бонобо с легкостью оперируют различными предметами.

Проще говоря, в стаях бонобо – матриархат.


У бонобо нет вожака, как у других представителей приматов. Отличительной особенностью бонобо является и то, что во главе сообщества стоит самка.

Самки держатся группами, в которую входят детёныши до 5-6 лет. Самцы держатся отдельно, неподалёку.

Все или почти все агрессивные взаимодействия бонобо заменены… элементами брачного поведения! - доминирование самок у бонобо было выявлено в эксперименте с группами обезьян обоих видов (один самец и две самки) и при наблюдениях в природе.


Все обезьяны очень игривы, но бонобо еще и изобретательны в своих играх.

Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой.

Наблюдали, как бонобо развлекались следующим образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей - до тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.


В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца.

Его соплеменники в это время предпочитают держаться подальше - им тоже может достаться… Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом “сорвать зло”, обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.

В группах бонобо первыми едят самки. Если самец протестует, самки объединяются для изгнания самца. Во время еды никогда не происходит потасовок, но обязательно спаривание перед едой.


Молодые самцы бонобо избавлены от суровой необходимости сплачиваться и вместе противостоять более старшим особям, отстаивая свое “место под солнцем”.

В сообществах, где лидеры - самки, за них разбираются матери. Не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются чрезвычайно “чувствительной натурой”.

Секс у бонобо является самым важным (если не единственным) способом разрешения конфликтов.

То есть у бонобо не бывает ссор, драк и всевозможных “выяснений отношений”.

Лучший способ примирения – секс. Причем, доминирующее положение (как при всяком матриархате) занимают самки.


Казалось бы, что тут такого крамольного, почему ученые не сделали сразу достоянием всего общества свою информацию о поведении этого вида приматов?

Ведь с точки зрения развития социального общества у бонобо можно многому поучиться…

Многому возможно, но… далеко не всему.

Все дело в том, что среди бонобо нет места целомудрию, и все спариваются со всеми, нет никаких табу: самец может заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам.

Самки занимаются сексом с детенышем, мать с сыном, но с возрастным ограничением - ему не должно быть больше 6-ти лет.

При встрече с другой стаей на пограничной территории самцы вступают в общение, а самки в сексуальные контакты с самцами чужой стаи.

Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. О как!


Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступают друг с другом в генитальный контакт.

Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты.

При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками.


Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша.

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу. Они остаются там, где родились, по мере взросления приобретая и удерживая за собой новый социальный статус.

Между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов - обычно очень кратковременных и более напоминающих игровые демонстрации.

Это единственный представитель среди человекообразных обезьян, которые спариваются как и человек (в мессионерской позе).


И, кстати не только этим бонобо очень близки к людям.

Наблюдая за половыми оргиями бонобо, можно подумать, что камасутра входит в обязательное изучение с детских лет.

Абсолютно все виды секса им знакомы и практикуются совершенно спокойно.

Кстати, такое поведение бонобо нашло свое отражение и в их латинском названии – Pan paniscus, то есть маленький Пан.

Древнегреческий бог Пан являлся олицетворением разгульной жизни, весело проводя время в компании прекрасных нимф.


Ученые долгое время изучали причины таких серьезных различий в поведении двух ближайших родственников – бонобо и обычных шимпанзе, и пришли к выводу, что здесь главную роль сыграла обособленность местообитания бонобо.

Более скудная северная часть заставила обычных шимпанзе бороться за выживание, проявляя агрессию и силу.

Размножение


Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик.


Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам.




Беременность, в среднем, длится на протяжении 240 дней. Мать кормит малыша в течение 3-х лет.




Дети на протяжении всей жизни поддерживают со своей матерью родственные отношения.