Дом кн. А. Я. Лобанова-Ростовского - Здание Военного министерства. Дом Лобанова-Ростовского или дом со львами - Леология. Львы в городе. Уличные львы. — LiveJournal Дом Лобанова-Ростовского. Интерьер. Парадная лестница

Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр-т, 12

Долгое время фасад дома был закрыт на реставрацию, не так давно она закончилась, и вот наконец-то я добралась сфотографировать львов.

"Дом со львами" упоминается в бессмертной поэме А. С. Пушкина "Медный всадник". На крыльце особняка происходит действие одного из самых драматических эпизодов произведения: здесь укрывается от бурного наводнения главный герой поэмы - молодой Евгений.

О безукоризненной точности Пушкина к историческим деталям многие граждане нашей страны помнят еще "со школьной скамьи". И действительно, описание "Дома со львами" максимально достоверно. В тексте приведено месторасположение особняка Лобанова-Ростовского (в углу "Петровой", т. е. Исаакиевской площади) и дано указание на время его постройки ("новый дом" возведен незадолго до событий поэмы). Мраморные львы на крыльце "Дома со львами" также соответствуют описанию поэта:

"...на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений..."

В свою очередь, прообразом реальных львов дома Лобанова-Ростовского послужили аналогичные статуи перед Лоджией деи Ланци во Флоренции. На авторство Трискорни указывают подписи на платформе изваяний. Правда, со временем надписи стерлись, и сейчас можно прочесть только первые три буквы имени скульптора: «Tri<...>». Скорее всего, полностью надпись звучала как «Triscorni Fin Carrara 1810». Казалось бы, все ясно. Но в семье Трискорни было два скульптора - Агостино, живший в Петербурге, и Паоло, работавший в Италии. Кто же из братьев Трискорни был автором прославленных львов?

Обычно в литературе львы дворца Лобановых-Ростовских числятся произведением Паоло Трискорни. Но полностью поверить в это мешает ряд несоответствий. Историк Нестеров обращает внимание на то, что львы не значатся в грузе, которым в августе 1816 году были доставлены из Каррары работы Паоло, выполненные им в том же году, что и львы дома Лобановых-Ростовских (1810).

С другой стороны, именно в 1810 году в Петербурге Агостино Трискорни открыл фирму по изготовлению изваяний. Мастерская и «магазин мраморных вещей» Агостино Трискорни находились в 1810-х годах на Вознесенском проспекте, недалеко от строящегося дома Лобановых-Ростовских.

И второй вопрос – кто и для какого здания заказал львиные статуи? Ведь идея строительства дома возникла не ранее 1817 года. А Монферран приехал в Россию только в 1816 году. Эти загадки остаются неразгаданными и сегодня.

Изначально построенный как доходный дом, особняк Лобанова-Ростовского являл собой пример семейного бизнеса Здание было изначально построено для сдачи внаем и в нем никогда не жили. Идея этого финансового предприятия принадлежала жене князя Клеопатре Ильиничне. Именно она занималась счетами и управлением арендой.

Уже летом 1821 года в первом этаже «Дома со львами» открылся магазин художественных изделий. Его владельцы, приехавшие из Италии братья Леончини, поместили в газете объявление о продаже «весьма хорошего собрания всякого рода алебастровых ваз различной величины, ламп и других вещей».

Тем не менее, многие апартаменты в громадном доме оставались незанятыми, и в сентябре 1821 года домовая контора Лобановых-Ростовских дала объявление. В нем говорилось о сдаче в наем «бельэтажа на площадь и на Вознесенскую улицу, а также двух зал в том же этаже, «хорошо отделанных, удобных для концертов и маскарадов».

В полуподвале в угловой квартире со стороны Вознесенского проспекта ютилась первая в Петербурге литография. Еще две комнаты литограф Петерс снимал на первом этаже. За занимаемые «апартаменты» он платил 1000 рублей. Рядом находились мелочная и мучная лавки, приносившие доход по 1200 руб., а в угловом помещении к Исаакиевской площади - портерная (1750 рублей).

На первом этаже жили «перчаточник» (2300 руб.) и сапожник (2500 руб.). Квартира, занятая Комиссией строительства Исаакиевского собора, давала 6850 рублей. Еще 6300 рублей ежегодно платил «провиантский» (продовольственный) департамент военного ведомства.

В бельэтаже Провиантский департамент развернулся почти безраздельно - кроме нескольких помещений, занятых Косморамой, которые давали 4000 рублей дохода.

На третьем этаже собралась разнообразная публика. Здесь находился пансион некоей мадам Орсениус, дававший 2000 рублей, размещался управляющий (l’intendant) княгини Лобановой. Закройщик Шпицбарт платил за квартиру 2000 рублей в год. За 1200 снимал жилье «мастер ольфрейной живописи» Мартушевич. Еще одной квартирой за счет Комиссии по строительству Исаакиевского собора располагал господин Орлов. На четвертом этаже часть комнат были не отделаны, остальные занимала хозяйка дома.

Общая сумма дохода Лобановых-Ростовских от дома составляла около 100 000 рублей, что по тем временам было весьма неплохо.

«Дом со львами» был не только успешным бизнес-проектом, но и одним из культурных центров столицы. О проводившихся в нем встречах и светских мероприятиях не раз писал знаменитый журнал «Отечественные записки»: «Для любителей французского языка Господин Сен-Мор и нынешним Великим постом продолжил свои литературные вечера. Он читает лучшие места из Корнеля, Расина, Мольера и других драматических писателей, а также из Буало, Вольтера, Делиля и проч. Подписка на 10 таковых вечеров стоит 75 руб. с персоны. Чтение происходит в новом доме княгини Лобановой-Ростовской».

«В сем же доме Гамбургский живописец Сур показывает виды разных городов и примечательных мест в Космораме», - продолжают «Отечественные записки». - «Если виды сии не заключают важного достоинства со стороны художества, то оптическая часть доведена до совершенства. Они так хорошо и естественно освещены, что зритель переносится в те места, кои он рассматривает, особливо же ему знакомые».

Принцип действия «суровской» Косморамы заключался в следующем: благодаря специальной оптике и освещению у зрителя создавался эффект стереоскопического восприятия. Демонстрировались виды преимущественно немецких городов — Берлина, Потсдама, Гамбурга, Рима, Вены. Кроме этого, успехом у публики пользовался вид Таганрога с домом, где «кончил дни Свои» император Александр I, а также арктические пейзажи и изображения застенков инквизиции. Иными словами, «дом со львами» служил господину Суру кинотеатром XIX века - чем, разумеется, заслужил у публики неслыханную популярность.

Крупные габариты помещений в доме Лобановой-Ростовской позволяли развернуть здесь и более масштабные зрелища. Господин Сур показывал также "панораму победы Александра Великого над Дарием при реке Гранике. И в ту минуту, когда персы бегут, преследуемые македонянами, мост под ними разрушается... Картина сия оптическим эффектом делает большое очарование для глаз. Цена за вход - 2 руб. 50 коп. с персоны". До изобретения кинематографа подобные зрелища были весьма привлекательны для просвещенной публики, которую принимали в доме княгини.

Князь Лобанов-Ростовский и его жена принадлежали к верхушке столичной аристократии. Первый владелец «Дома со львами» (1788-1866) был сыном военного министра и племянником князя министра юстиции, героя Очакова и Измаила. Сам он сделал карьеру флигель-адьютанта императора Александра I.

Женитьба на графине Клеопатре Ильиничне Безбородко (1790-е - 1840), наследнице несметного состояния своего дяди - екатерининского канцлера князя А. А. Безбородко, должна была значительно приумножить богатство Лобанова-Ростовского. Однако семейная жизнь их не сложилась. Возмущенная тратами мужа, княгиня решила распоряжаться средствами самостоятельно. Впрочем, в мотовстве супруги не уступали друг другу. Со временем «Клеопатра Севера» разорилась, объявив себя несостоятельной в уплате долгов на баснословную сумму 8 миллионов рублей.

Супруги жили раздельно. Александр Яковлевич владел домом на Английской набережной (современный № 18), но довольно много времени проводил в Париже, особенно после выхода в отставку в 1828 г. Именно там он выполнил свои знаменитые переводы «Евангелия от Матфея» и «Moлитвы при божественной литургии» (1821), а также издал много важных документов о Марии Стюарт, значительно облегчивших труд биографа британской королевы - Минье.

В 1830-х годах князь поселился в доме своего брата на Большой Морской (современный № 31).


К наиболее значительным переводам князя А. Я. Лобанова-Ростовского, посвященным Марии Стюарт, относятся: "Lettres in é dites de Marie Stuart" (П., 1839), "Lettres, instructions et m é moires de Marie Stuart" (Лонд., 1844-45; доп., П., 1859), "Notice sur la collection des portraits de Marie Stuart appartenant au prince A. Lobanoff" (СПб., 1856; 2 изд., 1860).

Род Лобановых-Ростовских является одним из пятидесяти ветвей, ведущих свое начало от легендарного Рюрика. Двухчастная фамилия происходит от прозвища удельного князя Ивана Александровича (Лобан), жившего и княжившего в Ростове Великом в конце XV - начале XVI вв.

Фамильный герб первого владельца «Дома со львами» представляет собой рассеченный щит. В верхней половине расположен герб великого княжества Киевского: в лазуревом поле стоит архангел Михаил в сребротканной одежде, держащий в правой руке обнаженный серебряный меч, а в левой - золотой щит. В нижней половине - герб княжества Ростовского: в червленом поле серебряный олень, повернутый вправо с золотым ошейником. Щит покрыт княжескою мантией и увенчан российско-княжескою шапкой.

Род Лобановых-Ростовских дал России целую плеяду государственных и военных деятелей, великих дипломатов, историков и писателей. Среди них можно назвать:

* кн. Иван Иванович Меньшой, был убит в бою под Оршей (1514);
* кн. Петр Семенович († в 1597 г.) был полковым воеводой, окольничим и воеводой в Новгороде;
* кн. Федор Михайлович был воеводой при Феодоре Иоанновиче в Астрахани, Тобольске и на Терках;
* кн. Василий Михайлович Большой († в 1606 г.) - один из защитников Пскова против Батория, был воеводой в Ливнах и Астрахани;
* боярин кн. Афанасий Васильевич († в 1629 г.) был воеводой в Свияжске;
* кн. Иван Иванович († в 1664 г.) был окольничим и за отличие в бою под Быховом пожалован в бояре (1661 г.), был затем начальником московского судного приказа;
* кн. Дмитрий Иванович (1758-1838), генерал от инфантерии, был министром юстиции (1817-27),
* кн. Яков Иванович (1760-1831), брат Дмитрия Ивановича, был генерал-губернатором Малороссии (1808-16), членом государственного совета и обер-камергером;
* кн. Иван Александрович († в 1869 г.) и брат его к. Алексей († в 1848 г.) были сенаторами.

В подготовке этого раздела использовались следующие источники:
1) Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. С.-Петербург, 1890-1907.
2) Персональный сайт Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского: http://www.russika.ru/lobanov

Князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский был прославленным военачальником, дипломатом и политическим деятелем. За свою карьеру он прошел путь от сержанта Семеновского полка до главнокомандующего Резервной армией во время Отечественной войны 1812 года и члена Государственного Совета.

Еще будучи офицером, князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский участвовал в завоевании Крыма. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 он отличился при взятии Очакова (1788) и Измаила (1789) и был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. За заслуги при штурме Праги в 1794 года он был представлен к ордену Св. Владимира 3-й степени самим главнокомандующим А. В. Суворовым, а также получил от него золотую шпагу с надписью «За храбрость».

В 1807 Лобанов-Ростовский блистательно провел переговоры с императором Наполеоном и подписал акт о перемирии на выгодных для России условиях, подготовив, тем самым, знаменитый Тильзитский мир. В день подписания мира Александр I пожаловал Дмитрию Ивановичу чин генерала и наградил его орденом Св. Александра Невского «За отличное усердие к службе и труды, подъятые им на пользу Отечества при заключении с французами благополучного для России мира».

С началом Отечественной войны 1812 князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский был назначен воинским начальником на территории от Ярославля до Воронежа. А во время «Заграничного похода русской армии» в 1813 году он руководил созданием Резервной армии. К июлю 1813 года он направил в действующую армию 36 тыс. человек подготовленных резервов, которые влились в ополченскую армию генерала П.А. Толстого накануне решающих сражений финала войны.

После окончания «Заграничного похода» Д. И. Лобанов-Ростовский снискал лавры политического деятеля. В 1813 году знаменитый военачальник назначен членом Государственного совета, а в 1815 - еще и министром юстиции. Когда Дмитрию Ивановичу было 64 года, Александр I предложил ему возглавить Военное министерство, но он отказался, ссылаясь на преклонный возраст.

В день коронации Николая I князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский был награжден алмазными знаками ордена Св. Андрея Первозванного. 18 октября 1827 Дмитрий Иванович получил долгожданную отставку, оставаясь, однако, членом Государственного Совета до конца своей жизни. Князь Д. И. Лобанов-Ростовский скончался в 1838 г. и был похоронен на берегу реки Невы, недалеко от Санкт-Петербурга.

Детей у князя Дмитрия Ивановича не было. По отзывам современников, он отличался вспыльчивым характером и отвагой, но был добрым, правдивым и сострадательным человеком. Он содержал детей некоторых своих боевых товарищей и семью капитана Бордукова, спасшего ему жизнь в одном из сражений.

Князь Алексей Борисович был талантливым дипломатом и чиновником. В разные годы он был посланником в Константинополе (1859-63), орловским губернатором (1866), товарищем министра внутренних дел (1887-78), послом в Константинополе (1878-79), в Лондоне (1879-82) и Вене (1882-95). В 1895 году князь Алексей Борисович был назначен послом в Берлин. Но, не успев вступить в исполнение этих обязанностей, он был призван на пост министра иностранных дел.

Любитель отечественной старины, князь Лобанов-Ростовский составил замечательное собрание книг, автографов и материалов по истории России, преимущественно 18-го века, в том числе собрание подлинных писем князя Безбородка к графу Н. П. Панину и драгоценные сборники материалов, относящихся к истории царствования Павла I. В «Русской Старине» князь Лобанов-Ростовский напечатал собрание исторических рассказов П. Ф. Карабанова и ряд заметок, основанных на принадлежащих ему неизданных документах. Во Франции князь Лобанов-Ростовский издал «Mémoires du marquis de Vaudreuil» и «Histoire des émigrés».

Ему же принадлежит «Русская родословная книга», изданная в 1895 г.. Князь Лобанов-Ростовский владел также замечательным собранием портретов и монет. Особенно интересна его коллекция русских монет, чеканенных в Кенигсберге в то время, когда город заняли русские войска (1758-61).

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский - прямой потомок первого владельца «Дома со львами», известный коллекционер, искусствовед и общественный деятель.

C 1950-х по 1970-е годы создал самое значительное собрание русской театральной живописи (свыше 1000 экспонатов), отражающее все течения в русском искусстве с 1880 по 1930-й год. Ныне - почетный доктор Санкт-Петербургской Академии Художеств, академик Международной информационной академии при ООН в Женеве, действительный член Петровской Академии наук и искусств.

Никита Дмитриевич родился 6 января 1935 года в Софии, куда эмигрировала семья Лобановых-Ростовских после Октябрьской революции. После Второй мировой войны, когда Болгария была занята Красной Армией, Лобановы-Ростовские попытались перейти греческую границу, но были задержаны. Главу семьи расстреляли, а Никита попал в тюрьму. Вместе с матерью он смог выехать из Болгарии в Париж только после смерти Сталина, на Рождество 1953 года. Помог дядя Никиты, Николай Васильевич Вырубов, служивший офицером при штабе генерала де Голля.

Несмотря на финансовые трудности, в 1954 году Никита Лобанов-Ростовский поехал учиться в Оксфорд. В 1958-м он окончил Оксфордский университет, получив степень бакалавра и магистра геологии. Далее наследник княжеского рода продолжил образование в США. В 1960 году он добавил к первому высшему образованию степень магистра экономической геологии в Колумбийском университете в Нью-Йорке, а в 1962 году - степень магистра банковского учета в Нью-йоркском университете.

Потомок владельца «дома со львами» построил успешную международную карьеру: от геологоразведчика нефти в Аргентине (1960-1961 гг.) до вице-президента ряда корпораций: «Пруденшиал» (1967-1970, Нью-Йорк), «Уэллс Фарго Банк» (1970-1979, Сан-Франциско), «Международный банк финансов и ресурсов» (1979-1988, Лондон). В течение десяти лет с 1987 по 1997 гг.

Никита Дмитриевич был советником компании «Де Бирс», занимающейся добычей и продажей алмазов. С начала 1990-х он выступал консультантом аукционных домов «Кристис» и «Содбис» (Лондон).

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский активно занимается общественной деятельностью. За вклад в сохранение русского искусства за рубежом Никите Дмитриевичу присвоено звание - почетный доктор Санкт-Петербургской Академии художеств. 17 октября 2003 он был награжден главной наградой Международного совета российских соотечественников за вклад в русскую культуру и искусство; 20 октября 2004 - медалью в память 300-летия Санкт-Петербурга за вклад в русскую культуру; 29 февраля 2005 - орденом Дружбы за вклад в сохранение русского искусства.

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский - автор ряда научных работ, среди которых книги "Русские художники и театр" (1969), "Финансирование торговли" (1980), "Банковское дело" (1982), и "Воспоминания - записки коллекционера" (2003). Его имя внесено в биографические справочники "Кто есть кто в мире" (1982-1983), "Кто есть кто в банковском и финансовом деле на Ближнем Востоке" (1982), "Биографический словарь Советского Союза 1917-1988" (1989), "Русские в Северной Америке" (2005).

В настоящее время Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский является гражданином США, живет в Лондоне.


В подготовке этого раздела использовались данные персонального сайта Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского: http://www.russika.ru/lobanov

Виктория Соболевская - генеральный директор ЗАО «Тристар Инвестмент Холдингс», компании-девелопера первого в России отеля ведущей мировой сети в классе delux Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg.
До этого занимала пост генерального директора компании «Региональная гостиничная сеть», развивающей сеть более чем 20 отелей в среднем ценовом сегменте в региональных городах Российской Федерации.
Опыт Виктории в гостиничной отрасли на руководящих позициях превышает 15 лет. Она успешно работала в ведущих международных гостиничных сетях Corinthia и Sheraton в Санкт-Петербурге. Участвовала в открытии двух отелей гостиничной сети Corinthia в Лиссабоне и Будапеште.
Виктория Соболевская является мэтр-отельером Chaine des Rotisseurs и руководителем проекта ежегодного гала-ужина организации в Санкт-Петербурге.
Виктория имеет степень бакалавра филологических наук Санкт-Петербургского государственного университета. Дополнительное образование в гостиничной сфере получала в американском Университете Корнел (Cornell University) и австрийском Институте гостиничного управления (Institute of Maritime Hotel Management). Владеет разговорными английским и французским, основами румынского и итальянского языков. Об отельере

Трудности реставрации

Виктория Викторовна, в каком состоянии вам достался «дом со львами»?

Здание, которое мы получили, совершенно не было приспособлено под нужды гостиницы. Речь идет о постройке 1820 года, которая к началу XXI века была уже в достаточно плачевном состоянии. Фактически нам достались фасады и внутренние стены с несколькими зонами, которые необходимо было восстановить и отреставрировать. Предстояло приводить в порядок буквально каждый миллиметр здания.

Какие части и элементы здания классифицируются как охраняемые?

Это фасады, центральный вход, знаменитые скульптуры львов, парадная лестница здания и своды цокольного и первого этажей. В процессе работы со зданием была неожиданная находка - Зеленая комната, которая первоначально не была обозначена в охранном обязательстве. Мы поняли, что это помещение имеет историческую ценность, пригласили архитекторов, представителей КГИОПа, которые это подтвердили. В дальнейшем Зеленая комната была восстановлена и гармонично вписана в интерьер общественной зоны, в рамках которой находится.

Какие реставрационные работы, на Ваш взгляд, оказались самыми сложными?

Например, реставрация центральной лестницы из мрамора, украшенной лепниной с декоративными бронзовыми и золотыми вставками. Поскольку многие элементы центральной лестницы были утрачены, их пришлось восстанавливать по старым фотографиям и рисункам Огюста Монферрана. Думаю, это была одна из самых сложных задач. Из другого можно отметить реставрацию скульптур мраморных львов, «охраняющих» центральный вход. Реставраторы также восстановили скульптурную группу на крыше над центральным входом: музы, поддерживающие герб Российской империи. Серьезную трудность представлял и подбор цвета краски для главного фасада. Специалисты, проводившие экспертизу, выяснили, что ранее стены были покрыты более чем 40 слоями краски.

С какими техническими трудностями вы столкнулись в процессе реализации проекта?

В связи с охранными требованиями нам пришлось понижать первоначальную высоту мансардного этажа на 60 см. Этот уровень был продиктован высотой конька здания. В результате мы были вынуждены перепроектировать проход инженерных сетей в этой зоне в и так жестко ограниченном пространстве. Все это отложило реализацию проекта на определенное время.
Также нужно понимать уровень сложности создания современного отеля в историческом здании: чего стоило только оснащение здания 19 лифтами, для чего пришлось прокладывать шахты, усиливать конструкции.

Были ли трудности с поиском парт-неров, готовых к реализации таких технически сложных задач?

Да, такие сложности мы испытывали. Многие строительные компании сталкиваются с тем, что число подрядных организаций, способных выполнять работы в оговоренные сроки и с надлежащим уровнем качества, очень ограниченно. Кроме того, на мой взгляд, в России еще нет компаний, которые были бы в достаточной мере универсальны: готовы работать в историческом здании с учетом всех ограничений, которые этот фактор накладывает, в то же время, владели последними ноу-хау в области инженерии, одновременно являлись отделочниками и главное - хорошо понимали, что такое концепция отеля. Думаю, благодаря нашему проекту компании, выступавшие нашими подрядчиками, получили уникальный опыт.

Если говорить о ключевых партнерах проекта, это американская компания Cheryl Rowley Design, занимавшаяся дизайном номерного фонда и общественных зон, и японская Spin Design Studio, которой были доверены интерьеры двух ресторанов. Обе компании были рекомендованы нам гостиничным оператором. Также хотелось бы отметить участие в проекте архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэля Маратовича Даянова, которое занималось основными реставрационными работами: центрального входа, парадной лестницы, холла первого этажа, Зеленой комнаты.

Уникальный номерной фонд и инфраструктура

Какой номерной фонд предполагает проект и насколько сложно было вписаться в историческое здание?

В нашем случае вы не найдете двух похожих номеров: различия в площади, конфигурации, размерах оконных проемов, высоте потолков (в зависимости от этажа) делают каждый номер уникальным. Такая ситуация означала для нас необходимость практически каждый из 177 номеров оснащать индивидуально, заказывая под его размеры и конфигурацию мебель, ковровые покрытия, шторы. Естественно, это также удлинило сроки реализации проекта. В Four Seasons Lion Palace номера нескольких категорий: 132 «стандарта», 18 «сьютов со спальной комнатой», 16 номеров категории executive suit. Гордость отеля - президентский люкс площадью 250 м2, который включает две спальные комнаты, гостиную, обеденный зал на 14 человек, рабочий кабинет и террасу с видом на Адмиралтейство и Александровский сад. Важная особенность номерного фонда отеля - наличие еще девяти «сьютов» с одной и двумя спальнями, по площади лишь немного уступающих президентскому номеру. То есть одновременно мы можем размещать до десяти делегаций с первыми лицами.

Различия в площади, конфигурации, размерах оконных проемов, высоте потолков (в зависимости от этажа) делают каждый номер уникальным. Такая ситуация означала для нас необходимость практически каждый из 177 номеров оснащать индивидуально, заказывая под его размеры и конфигурацию мебель, ковровые покрытия, шторы.

Какой инфраструктурой располагает новый отель?

У нас будут рестораны итальянской кухни и Oriental Fusion, а также ресторан Tea Lounge (Чайная гостиная) в зимнем саду, где будут сервироваться завтраки. Зимний сад - это новое пространство, созданное в процессе реконструкции. Ранее это был открытый двор в центре здания. Также будет работать бар-библиотека Xander bar. В четырехэтажной пристройке разместится спа-комплекс отеля общей площадью около 1000 м2. Он включает фитнес-зал, комнаты для различных спа-процедур и джакузи на верхнем этаже, который венчает стеклянный купол. Деловая инфраструктура гостиницы - это бальный зал площадью 350 м2 и семь комнат для переговоров.

В России, пожалуй, еще нет компаний, которые были бы в достаточной мере универсальны: готовы работать в историческом здании с учетом всех ограничений, которые этот фактор накладывает, в то же время владели последними ноу-хау в области инженерии, одновременно являлись отделочниками и главное - хорошо понимали, что такое концепция отеля.

Что из современных инноваций используется в проекте Four Seasons Lion Palace?

Наша особая гордость - это техническое решение по оснащению бального зала. Основное оборудование, необходимое для проведения деловых мероприятий (экран, проектор, световое и звуковое оборудование), спрятано в потолке и опускается при необходимости. Все это позволяет экономить площадь, избегать загромождения зала оборудованием и сохранять тот исторический дух, который здесь воссоздан.

Особая гордость отеля - это техническое решение по оснащению бального зала. Основное оборудование, необходимое для проведения деловых мероприятий (экран, проектор, световое и звуковое оборудование), спрятано в потолке и опускается при необходимости.

Выбор оператора

- Почему в качестве оператора проекта вами была выбрана канадская компания Four Seasons Hotels&Resorts?

На этапе переговоров мы обращались к нескольким международным операторам. Все они обозначили свою заинтересованность «домом со львами». В дальнейшем мы проанализировали особенности их предложений, репутационную составляющую компаний и пришли к выводу, что бренд Four Seasons более успешный и перспективный для рынка Петербурга. Некоторая сложность заключалась в том, что мы замахнулись на создание гостиницы класса deluxe. Таких проектов в Петербурге до нас никто не делал, а бренды этого сегмента только начинают выходить на рынок России.

Вам довелось увидеть отели выбранного бренда за рубежом?

Мне посчастливилось побывать в 25 отелях сети Four Seasons. Необходимо было лично изучить отели, чтобы понять, что отличает этот продукт и как применить высокие стандарты Four Seasons в нашей стране, пока еще не очень готовой к реализации таких проектов.

Аура искусства

В отеле с историей будут использоваться произведения художественного искусства - картины, скульптура?

Безусловно. Например, в оформлении интерьеров отеля приняли участие представители Санкт-Петербургской академии художеств. На протяжении года выпускники Академии работали над созданием картин по мотивам произведений выдающихся европейских художников, фламандских и голландских мастеров, создававших натюрморты и пейзажи. Сейчас они размещены в Xander баре в виде шпалерной развески, плотно примыкая друг другу, полностью заполняя целую стену. Бальный зал отеля украшен живописными работами преподавателя Академии художеств Евгения Куркова. Специально для нас он создал аллегорические композиции, посвященные сезонам года: «Зима/Весна» и «Лето/Осень». Источником вдохновения для художника была итальянская живопись, а также работы Рубенса и Пуссена. Несмотря на обязательства создать отель по стандартам оператора из Канады, мы постарались сохранить свое национальное «я» и привлекли большое число мастеров из Петербурга - реставраторов и художников.

Несмотря на обязательства создать отель по стандартам оператора из Канады, в проекте удалось сохранить национальное «я» и привлечь большое число мастеров из Петербурга - реставраторов и художников.

Виктория Викторовна, каковы, на Ваш взгляд, перспективы нового отеля на достаточно высококонкурентном рынке Петербурга?

Хотя отель откроется только в конце мая, мы уже сегодня получаем большое количество запросов от потенциальных гостей и клиентов, что позволяет нам надеяться, что проект будет иметь успех. И этому будет способствовать как выгодное расположение, так и тот факт, что это премьера бренда Four Seasons в России. У компании есть большое число постоянных гостей, выбирающих для путешествий преимущественно те города, где есть отели любимого бренда. Многие из них еще не были в Петербурге.

Four Seasons Hotels and Resorts - канадская компания, оператор сети гостиниц класса люкс.
Первым объектом компании Four Seasons Hotels and Resorts стал мотель в Торонто (Канада), открытый в 1961 году. Он был задуман для нового поколения бизнес-путешественников. Непритязательный дизайн был с лихвой компенсирован персонализированным сервисом, направленным на облегчение стресса деловых путешественников. Этот мотель подготовил почву для совершенно новых впечатлений от пребывания в отеле.
Успех первого европейского отеля компании - the Inn on the Park - теперь известного как Four Seasons Hotel London at Park Lane - укрепил избранный компанией курс. Факторами успеха стали небольшой размер этого отеля, просторные комнаты и дружелюбные сотрудники, готовые выполнить любые желания гостей. Основатель и руководитель компании Изадор Шарп обнаружил свою нишу - отели среднего размера, предлагающие исключительный сервис.
«На раннем этапе развития компании мы решили сфокусироваться на переопределении понятия роскоши как уровня сервиса, и это стало нашим стратегическим преимуществом, - объясняет Шарп.
По мере своего развития, Four Seasons стала первой отельной компанией в Северной Америке, которая начала предлагать гостям многие услуги, которые сегодня кажутся сами собой разумеющимися: банные принадлежности и халаты, фены и телефоны с несколькими линиями.
Компания также первой предоставила услуги консьержей в европейском стиле, круглосуточную доставку блюд и напитков в номера и инновационное меню, включавшее блюда домашней кухни, вегетарианские и диетические. Уборка номера дважды в день, услуги срочной глажки, стирки и химчистки, введенные Four Seasons намного раньше, чем другими отельными компаниями, стали важным дополнением к формированию бренда.
В 1982 году компания представила клиентам жилые комплексы, предлагая полное или частичное владение эксклюзивными городскими и курортными домами в соединении с персонализированным сервисом отелей Four Seasons.
В настоящий момент компания управляет 91 отелем и курортом в 35 странах. Еще более 50 проектов находятся на разных стадиях развития. О сети Four Seasons Hotels and Resorts
Из истории «дома со львами»

Дом на Исаакиевской площади был возведен в 1817–1820 гг. для княгини К. И. Лобановой-Ростовской - жены флигель-адъютанта Александра I князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского по проекту Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора. Здание в стиле классицизма. У парадного входа расположены скульптуры львов, выполненные итальянским скульптором Паоло Трискорни. Мраморные львы увековечены Пушкиным в поэме «Медный всадник».
Изначально здание задумывалось владельцами как доходный дом. В течение нескольких лет чета Лобановых-Ростовских сдает квартиры внаем. Также в здании регулярно проводятся светские мероприятия. Через несколько лет дом напрочь промотавшейся княгини был назначен к продаже с торгов, однако они не состоялись. В 1828 году дом княгини К. И. Лобановой-Ростовской был куплен в казну за 1 005 000 рублей ассигнациями для размещения в нем Военного министерства.
С 1828 по 1917 год в «доме со львами» размещалось Военное министерство России. В это время дом взят под охрану государства. В дальнейшем в период с 1917 по 2002 год здание использовалось для размещения Военно-политической академии имени Толмачева, с 1930 года - Аэромузея, общежития, жилых квартир, мастерских Электромеханического завода, жилконторы, школы, проектного института.
В 2002 году «дом со львами» перешел к Управлению делами Президента Российской Федерации, которое планировало приспособить его для размещения Конституционного суда, переезжающего из Москвы. В 2004 году здание передано компании «Тристар Инвестмент Холдингс» в аренду на 49 лет. «Дом со львами» включен в федеральный список охраняемых объектов культурного наследия.

Коллекция исторических памятников Four Seasons

«Дом со львами» войдет в коллекцию уникальных исторических и архитектурных памятников Европы периода XV–XIX веков. Среди них - отели Four Seasons Hotel Florence, после 10-летней реставрации занимающий два здания дворца эпохи Возрождения с садом на площади 4,5 гектара; Four Seasons Gresham Palace - памятник эпохи модерна в Будапеште; Four Seasons Hotel Istanbul at Sultanahmet, расположенный в неоклассическом здании бывшей тюрьмы начала прошлого столетия; перестроенный из дворца Оттоманской империи XIX века отель Four Seasons Hotel Istanbul at the Bosphorus; миланский отель Four Seasons в бывшем монастыре XV века и легендарная гостиница Four Seasons Hotel George V Paris в восьмиэтажном историческом здании 1928 года в центре Парижа.

Дом для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского, был построен в 1817-1820 годы по проекту Огюста Рикара де Монферрана - французского архитектора, главным произведением которого в Санкт–Петербурге стал Исаакиевский собор .
Особняк был построен на ответственном в градообразующем отношении участке, он занимает большой треугольный в плане. Участок расположенный там, где Вознесенский проспект вливается в Адмиралтейскую площадь.

Два фасада, один из которых обращен на север, а другой на запад, к Исаакиевскому собору, Монферран оформил одинаково парадно. В центре каждого из них размещены восьмиколонные коринфские портики. Перед колоннадой, обращенной в сторону Адмиралтейского проспекта - на север, вход в дом стерегут изваяния львов. На подставке под брюхом одной из статуй высечена надпись: «Triscorni F. In Garrara, 1810», напоминающая о том, что статуи львов исполнил Трискорни в Карраре в 1810 году.

За образец скульптор взял львиную пару, установленную во Флоренции на площади Синьории перед Лоджией деи Ланци еще в XIV веке. Один из этих львов античный, другой работы Вакка (1600 г.). Трискорни не просто скопировал флорентийских львов, а несколько изменил облик зверей.
Львы у дома Лобанова-Ростовского вошли в историю, благодаря А.С.Пушкину, который упоминает в своей поэме «Медный всадник» и сам особняк и его стражей.
«….На площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный,
Евгений…»
Пушкин дает точное описание дому, который тогда был действительно новым, а Петровой называли нынешнюю площадь Сенатскую.
В Пушкинские времена перед Адмиралтейством еще не было и от дома Лобанова-Ростовского прекрасно был виден памятник Петру I, который так же благодаря этой поэме, мы называем « ».
Фасад здания, обращенный в сторону Вознесенского проспекта, выглядит значительно проще, но именно вдоль него от острого угла здания, развивается перспектива, замкнутая шпилем .
Парадные помещения размещались на втором этаже. Интерьеры особняка имели богатую отделку, особенно роскошно был оформлен вестибюль и парадная лестница. Дом блестящего вельможи Александровской поры вмещал несколько редкостных коллекций, в том числе и редкое библиотечное собрание.
После смерти супруги князь попытался продать и большой особняк, и бесценную библиотеку, но покупателя не нашлось. Император Николай I выкупил дом и библиотеку. За покупку редкого собрания книг он назначил князю пожизненную пенсию.
Во времена правления Николая I А.Я.Лобанов-Ростовский получил выговор, вышел в отставку, уехал в Париж, где долгое время жил.

Роскошный особняк в Санкт–Петербурге сдавался, а в 1827 году был передан Военному министерству.
Сегодня после перестройки дома Лобанова-Ростовского под гостиницу класса люкс, интерьеры и внутренние флигели здания разрушены, неизменным остался лишь его внешний облик.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 , Нестеров В.В. Львы стерегут город.,Искусство., СПб.,2001,Пыляев М.И.Старый Петербург.Паритет.,СПб.,2008

© Е. А. Паршина, 2009