Печерский монастырь архимандрит мефодий. Из истории холмской династии холмских. Вот тебе и монашеское правило…

5 апреля 2016 года исполнилось 110 лет со дня смерти настоятеля Псково-Печерского монастыря архимандрита Мефодия, в миру Матвея Петровича Холмского, уроженца погоста Даньково (ныне Андреапольский район), тридцать лет прослужившего священником в Благовещенской церкви и два года бывшего настоятелем Корсунско-Богородицкого собора г. Торопца.
Многочисленный род Холмских и их потомков был хорошо известен в Псковской губернии. Старейшему псковскому краеведу, почетному гражданину Пскова Н. Ф. Левину по архивным материалам удалось отыскать послужной список Матвея Петровича Холмского и воспроизвести основные вехи его биографии в докладе «Настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (Холмский), вошедшем в сборник „Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове“.
Дедом Матвея был дьякон Василий Холмский. Его сын Петр учился в Псковской духовной семинарии, но после окончания первого двухгодичного класса по каким-то причинам выбыл из семинарии. 26 ноября 1814 он получил место дьячка в Казанской церкви погоста Аполец Холмского уезда. После десяти лет службы в Аполецкой церкви дьячок Петр был посвящен в дьяконы и переведен в Троицкую церковь погоста Даньково, в семи верстах от Апольца.
27 мая 1826 г. дьякон Петр Холмский был возведен в сан священника. В Данькове, в большой семье Петра Васильевича и Евдокии Сергеевны 6 августа 1831 г. родился шестой ребенок, которому дали имя Матфий (Матвей). Всего в семье священника было восемь детей: шесть сыновей — Лев, Федор, Гавриил, Матфий, Павел, Иван и две дочери — Анна и Татьяна. Служба о. Петра Холмского в Данькове продолжалась 20 лет, до перевода его в 1844 г. в Троицкую церковь погоста Волок Холмского уезда (ныне Торопецкого района).


Первоначальное образование и подготовку к служению православной церкви сыновья священника о. Петра Холмского получили в Торопецком духовном училище. Матвей поступил в духовное училище в десятилетнем возрасте. По окончании училища в 1847 г. он был принят в Псковскую духовную семинарию. По характеристике инспектора семинарии, Матвей Холмский „отличался большой религиозностью, любил церковные службы, с особенным удовольствием занимался богословскими предметами и показал страстное желание послужить церкви“. В 1853 г. с аттестатом 1-го разряда он закончил семинарию и вскоре женился на дочери великолукского священника о. Иоанна Шалфеева Елизавете.
1 июля 1854 г. Матфий Холмский, как один из лучших выпускников семинарии, был рукоположен в иерейский сан и назначен священником Благовещенской церкви г. Торопца.
В Торопце у Матвея Петровича и Елизаветы Ивановны родилось три сына — Петр, Нил и Яков. Все складывалось хорошо: богослужение и духовно-просветительская деятельность священника получили высокую оценку владык епархии. Из послужного списка известно, что в 1856 г. ему была объявлена „благодарность и Архиепископское благословление за проповеди с особым усердием слова Божия“, а в 1861 г. „Архипастырская признательность и Божие благословление“ за проведение по воскресным дням катехизических поучений и безвозмездное преподавание Закона Божьего в приюте св. Ольги.
Но на девятом году семейной жизни наступила черная полоса. Двадцати девяти лет от роду, в 1862 г., скоропостижно скончалась Елизавета Ивановна. Матвей Петрович в тридцать один год остался вдовцом с тремя малолетними сыновьями. Помощь по уходу за ними и ведению домашнего хозяйства приняли на себя сестра Анна и мать Евдокия Сергеевна. Но не зря говорится, что беда не приходит одна. Горькая утрата жены сменяется еще большим горем — умирают два младших сына. „Священник налагает на себя правило ежедневно служить литургию“, и выполняет правило неукоснительно. Молитва и „делание добрых дел“ становятся единственным смыслом его жизни. А свалившиеся на него скорби он воспринимает как испытание Божие, без которого нет спасения души и самого человека.
О. Матфий принимает активное участие в общественной и благотворительной деятельности: выполняет обязанности благочинного; открывает в приходе церковно-приходскую школу; избирается гласным городской думы, членом уездного Училищного Совета, первым председателем благотворительного общества, членом правления Торопецкого духовного училища.
В год своего 25-летнего юбилея службы в Благовещенской церкви в 1879 г. о. Матфий был награжден орденом Святой Анны 3-ей степени. Но в 1881 г. последовало еще одно испытание, еще один удар судьбы. Матвей Петрович потерял последнего сына Петра — студента 4 курса Военно-медицинской академии, а через три года ушла из жизни и мать Евдокия Сергеевна. Пастырь задумался о монашестве. Но его духовный руководитель старец Амвросий сказал: „Еще не пришло время“.
Иерей Матфий Холмский тридцать лет верой и правдой прослужил в Благовещенском храме. В знак признательности его пастырских заслуг 27 мая 1884 г. он был возведен в сан протоиерея и в августе этого же года переведен на должность настоятеля Корсунско-Богородицкого собора.
В своих проповедях протоиерей о. Матфий не уставал разъяснять наставления древних старцев: „Купи себе покой трудом… Имей рассуждение духовное, возноси ум твой к Богу, но низводи и долу, размышляя, что рано или поздно все в землю возвратимся. Внимай чтению книг божественных, сокрушайся о грехах, говори одну правду, уста чаще открывай для молитвы, руки отверзай на подаяние нуждающимся, сердце удерживай от гнева, в теле сохраняй чистоту, в пище воздержание, колена преклоняй на поклонение Богу. Если сохранишь сие, то и будешь чадом света и сыном Царствия Небесного, спасешь душу свою“.
Грех, злые дела и помыслы разрушают душу и ведут к гибели человека. Но о. Матфий считал, что для спасения души и человеческого достоинства недостаточно ограничить себя одним только уклонением от злых помыслов. Необходимо еще делать добро.
Служба в Корсунском соборе продолжалась недолго. На 55-ом году жизни 27 октября 1886 г. протоиерей Матфий был подстрижен в монашество с именем Мефодий. Так закончился 32-летний период пасторской службы в Торопце, за время которой протоиерей Матфий Холмский снискал почитание и глубокое уважение своих прихожан и всех торопчан.
Последние девятнадцать лет жизни о. Мефодия были периодом его монастырского послушания. Сразу после принятия монашества псковский епископ Гермоген назначил его настоятелем Никандровой пустыни и уже 27 мая 1887 г. о. Мефодий был возведен в сан архимандрита. В церковном календаре Псковской епархии на 2014 г. отмечено, что в Никандровой пустыни архимандрит Мефодий продолжил служение на благо ближних. С первых дней своего пребывания в пустыни „он принимает подвиг старчества и становится духовным отцом тысяч стекавшегося к нему люда“.
Его попечением на монастырском кладбище была построена церковь. В 1892 г. „за отлично-усердную службу“ император пожаловал ему орден святой Анны 2-ой степени. В этом же году архимандрит совершил двухмесячное паломничество в святые места Палестины.
После семилетнего настоятельства в Никандровой Благовещенской пустыни архимандрит Мефодий определением Синода от 4 (17) февраля 1894 г. за № 316 был перемещен на такую же должность в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Надо отметить, что сюда переводились игумены других обителей в знак особого признания их заслуг.
25 марта 1894 г. архимандрит Мефодий принял управление Псково-Печерским монастырем. Настоятель обители пользовался огромным авторитетом и почитанием насельников, молящихся и паломников. К нему стремились верующие за благословлением из уважения за строгую монашескую жизнь. Его почитали как доброго, внимательного, простого и доступного человека. В год перевода исполнилось 40 лет с начала его священнослужения. В связи с этим состоялось чествование, на котором ему преподнесли архимандритский посох и поздравительный адрес.
Кроме выполнения своих прямых обязанностей о. Мефодий, как и прежде, принимает активное участие в общественной и благотворительной деятельности. 3 июня 1894 г. архимандрит принял звание почетного блюстителя Псковского Духовного училища. На устройство домовой церкви училища он израсходовал около двух тысяч рублей личных средств. А в 1900 г. пожертвовал престол и иконостас.
В 1895 г. настоятель избирается членом правления Псковского отдела Императорского православного Палестинского общества, одной из задач которого было поддержание православия и ознакомления верующих с настоящим и прошлым святой земли.
Указом от 14 мая 1896 г. архимандрит Мефодий был награжден орденом Святого Владимира 4-ой степени, а указом от 28 августа 1900 г. орденом Святого Владимира 3-ей степени.
В 1903 г. Россия отмечала 200-летие победы над шведами у стен Печерского монастыря в годы Северной войны. В августе обитель посетил император Николай II с семьей.
В 1904 г., в год 50-летия священнослужения, архимандрит Мефодий был награжден орденом Святой Анны 1-ой степени. 1 июля в день юбилея в монастырь прибыли архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий), губернатор граф А. В. Адлерберг, настоятели всех монастырей епархии, депутации от Пскова, Порхова, Торопца, Холма и других городов. Это торжество широко освещалось на страницах «Псковских епархиальных вестей » и «Псковского городского листка ».
В «Воспоминаниях о почившем настоятеле Псково-Печерского монастыря архимандрите Мефодии» за 1906 г. Е. А. Воронова пишет: «…о. Мефодий 23 февраля 1906 г. приехал в Санкт-Петербург для консультации с врачами по состоянию его здоровья… На 2-й день старец был в Воронцовском подворье по делам благочиния. На 3-й день посетил Свято-Владимирскую учительскую школу, молился в Казанском соборе. На следующее утро служил литургию на Воронцовском подворье. В другие дни посетил Духовную академию… Будучи на подворье, старец почувствовал себя плохо…». О. Мефодий слег с крупозным воспалением легких. Больного два раза навещал Иоанн Кронштадский. За ним наблюдали лучшие доктора Петербурга, но болезнь оказалась сильнее. И 5 апреля 1906 г. старец Мефодий на 75-м году жизни скончался на подворье Воронцовского монастыря. Гроб с телом покойного по железной дороге был доставлен в Печоры.
Во все дни своей жизни архимандрит Мефодий верно и усердно служил Господу и народу, оставив нам пример доброй и богоугодной жизни. Его священнослужения и благотворительная деятельность всегда получали высокую оценку и признание.
В прощальном слове в Михайло-Архангельском соборе Печерского монастыря владыка архиепископ Арсений сказал: «…В лице о. архимандрита Мефодия мы лишились дорогого старца, опытного и мудрого советника, примерного пастыря и инок… Скорбит по тебе святая обитель, осиротевшая ныне и провожающая со слезами прах твой…; скорбят пастыри всей области Псковской, видевшие в тебе пример истинного доброго пастыря и воплощение иноческих добродетелей; Скорбят все многочисленные твои духовные дети».
8 апреля 1906 г. архимандрита похоронили в «богом зданных пещерах» Псковского монастыря рядом с его сестрой, монахиней Анной, и по сей день каждую субботу над его могилой служатся панихиды. В. В. КОТОВ.

А рхимандрит Мефодий - (в миру протоиерей Матфей Петрович Холмский) сын священника погоста Данькова Холмского уезда Псковской губернии - принял управление монастырём 25 марта 1894 года».

В монастырской летописи от 18 февраля 1894 года читаем: «Указом Святейшего Правительствующего Синода № 788 настоятелем переведен из Никандровой пустыни Псковской епархии Архимандрит Мефодий.

При нем начата была постройка нового двухэтажного кирпичного здания братской трапезы с келиями для братии в нижнем этаже и с просторной в «два света» трапезной залой во втором этаже; вызолочены купола Успенского собора Печорским священником Алексием Суетовым; устроен на кирпичных столпах новый крытый ход от Настоятельского дома к Михайловскому собору и отремонтирован Настоятельский дом; поправлена внутренняя штукатурка Михайловского собора, Никольского храма и других; выстроена на монастырском конном дворе новая конюшня; надстроен второй деревянный этаж над первым каменным этажом столярной мастерской.

Отец Мефодий весьма почитался народом. Часто после весьма продолжительных монастырских богослужений ему подолгу приходилось еще благословлять богомольцев, стремившихся к нему из уважения за его строгую монашескую жизнь.

Он был любим и уважаем не только в Печорах, но и во Пскове. Его почитали как благодатного служителя Царицы Небесной и как доброго душевного человека, внимательного и ласкового.

Архимандрит Мефодий пользовался уважением и у петербургского духовенства. Бывал на аудиенциях у Императора Николая II, который подарил Псково-Печерскому монастырю драгоценные облачения и церковную утварь.

При нем все богослужения в монастыре отличались особенной уставностью и молитвенным благоговением. В его же время жил в обители строгой монашеской жизни иеромонах Феодосий, служивший ежедневно в продолжение многих лет в Успенском соборе раннюю Литургию и почитавшийся народом как опытный старец-подвижник и духовник.

В 1906 году обитель понесла большую утрату. Архимандрит Мефодий заболел крупозным воспалением легких. Находился на лечении в Петербургской Военно-Медицинской Академии, где и скончался. Было ему 75 лет. О своей кончине он предсказал заранее своему келейнику - будущему старцу иеросхимонаху Симеону (Желнину). Отец Симеон вспоминал: «Однажды Наместник при разговоре со мной - это было в конце его земной жизни - сказал мне: «Я скоро умру, в день Пасхи, но не дома...» На Страстной неделе (в 1906 году) отец Мефодий был вызван в Питер в Святейший Синод. Там он заболел и умер в первый день Пасхи».

Тело отца Мефодия было привезено в Печоры по железной дороге. На похороны съехалось много народу. Его многочисленные почитатели и духовные дети - все хотели отдать последний долг. О большом количестве провожавших свидетельствует сама погребальная процессия: когда гроб приближался к Святым Воротам монастыря, конец людского потока был еще на железнодорожной станции.

Архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря

Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях , направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года)

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Высокопреподобия, отцы наместники, братия, матушки игумении и сестры!

От лица Высокопресвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, приветствуем вас в связи с наступившими праздничными мероприятиями, посвященными 700-летию со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского.

«Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16; 18), – сказал Господь наш Иисус Христос, основатель Новозаветной Своей Церкви. Составной частью жизни христианской Церкви на протяжении веков является и монашеская жизнь во всех ее проявлениях: пустынническом, скитском и общежительном видах. В подтверждение сказанного достаточно назвать преподобных Антония и Феодосия Великих, Савву Освященного, Антония и Феодосия Киево-Печерских, Сергия Радонежского, всея России Чудотворца.

«Духовная традиция русского монашества, во многом сформированная под влиянием святого Сергия Радонежского, дала обильные плоды на ниве Господней...», – написал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем глубокосодержательном Послании в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре оно было прочитано 26 января 2014 года за Божественными литургиями.

Действительно, в истории Псково-Печерского монастыря есть духовные свидетельства водительства преподобного Сергия Радонежского. Открытие Богом зданных пещер, где пребывали подвижники во главе с преподобным пустынником Марком, произошло в 1392 году, в год праведной кончины преподобного Сергия Радонежского... Таким образом, дальнейшее становление Псково-Печерского монастыря является как бы продолжением служения самого преподобного Сергия на Северо-Западе Руси. А в год 700-летия рождения преподобного Сергия мы отмечаем 100-летие со дня рождения воспитанника обители аввы Сергия – архимандрита Алипия (Воронова), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в 1959–1975 годах.

Вернемся к Собору Псково-Печерских преподобных. Начиная с XV века, почти каждое столетие к преподобному старцу Марку, пустынножителю Псково-Печерскому, добавлялись в Собор святые: преподобные Иона и матерь Васса, строители Успенского собора (1473 г.); затем преподобномученик Корнилий, сорокалетний неизменный игумен Псково-Печерский, созидатель храмов, апостол эстонской народности Сету (XVI в.); вместе с преподобномучеником Корнилием, по преданию, пострадал и преподобный Вассиан, ученый монах, собиратель рукописной и печатной святоотеческой библиотеки монастыря; преподобный Дорофей, посланник Псково-Печерский и основатель Югской обители в Ярославской епархии (XVII в.). Продолжая именовать преподобных Псково-Печерского Собора, назовем старца Лазаря, молившегося усердно Богу и Пресвятой Богородице в XIX веке о спасении России от нашествия Наполеона и дважды принимавшего в своей скромной келье государя Александра I. В Собор Псково-Печерских преподобных входит и священномученик Александр (Покровский), епископ Харьковский, который был игуменом монастыря в 1917–1919 годах.

Названные преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божию приходящим людям всех сословий России и учили жить по совету старцев. Для обоснования своего служения они приводили слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам и апостолам, а через них и всем христианам: «Слушающий вас Меня слушает...» (Лк. 10; 16). Также обоснованием старческого наставления являются слова Премудрого: «Спасение во многом совете...» (Притч. 11; 14).

В XX веке многочисленные подвижники благочестия прославляли Небесную Игумению – Пресвятую Богородицу – и украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них: иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5 августа (старого стиля) 1903 года святых страстотерпцев царя Николая II и царицу Александру; архимандрит Мефодий (Холмский), настоятель Псково-Печерского монастыря в начале прошлого века, предсказавший свою кончину в Санкт-Петербурге и дважды причастившийся Святых Христовых Таин из рук святого праведного Иоанна Кронштадтского; валаамские старцы (среди которых назовем схиигумена Луку, схимонаха Николая), прибывшие в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании Великой Отечественной войны и упокоившиеся после своих духовно-просветительских трудов в Богом зданных пещерах. Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств», а о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царствия Божия в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа составляли суть их духовной науки.

В обители были представители и ученого монашества, например, закончивший свою жизнь в монастыре и погребенный в Богом зданных пещерах митрополит Вениамин (Федченков), который оставил многочисленное письменное духовное наследие. В настоящее время изданы книги владыки Вениамина: «Божии люди», «Небо на земле» (о Божественной литургии и св. праведном Иоанне Кронштадтском), «Записки Епископа», «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже эпох» и другие. Интересно мнение владыки Вениамина о причинах потрясений в России начала XX века, в центре которых он находился: утрата среди интеллигенции, студенчества, армии веры во «единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием». А в Церкви Православной, по словам Владыки, не хватало святости. В настоящее время житийные материалы о митрополите Вениамине находятся в Синодальной комиссии по канонизации святых.

Необходимо назвать и других подвижников благочестия XX века в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре: схиигумен Савва (Остапенко), схиархимандриты Пимен (Гавриленко), Агапий (Агапов), Паисий (Семенов), Александр (Васильев); архимандриты Серафим (Розенберг), Феофан (Молявко), Антипа (Михайлов), Никита (Чесноков), Иероним (Тихомиров), Нафанаил (Поспелов) и многие другие, пережившие репрессии и войны, о которых кратко сообщается в книге «Будьте совершенны», составленной нами в 2008 году.

Яркими звездами, по слову апостола Павла (1 Кор. 15; 41), на монастырском и общецерковном небосклоне выделяются в XX веке преподобный Симеон Псково-Печерский и старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Симеон Псково-Печерский причислен к лику святых в 2003 году, и его святые мощи всегда доступны для поклонения в Сретенском храме, и по вере приходящих к ним и ныне Благодатию Духа Святаго совершаются чудеса и исцеления: например, засвидетельствованы многочисленные исцеления от табачной зависимости.

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в свой приезд к преподобному Симеону Псково-Печерскому в 1955 году получил от него благословение на продолжение старческого служения в обители, что и исполнялось им с 1967 по 2006 годы. Отца Иоанна преподобный Симеон после упомянутой первой встречи назвал «земным ангелом и небесным человеком...» Действительно, все мы, кто знал архимандрита Иоанна, свидетельствуем о наличии у батюшки дара рассудительности – главного дара старца, даров прозорливости и исцеления... Для всех ищущих спасения во Христе в настоящее время полезно прочитать «Настольную книгу для монашествующих и мирян», составленную отцом Иоанном, а также сборник писем старца... Нами подготовлена книга о пастырском служении отца Иоанна под названием «Христов пастырь».

В предисловии к одной из своих книг, изданных в 2005 году, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) написал завещание, фрагмент которого мы приведём для духовного назидания:

«А вам, как просьбу о молитвенной памяти обо мне, оставляю эти записи о жизни в Боге и проверенное самой моей жизнью завещание: Дорогие мои, чада Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас Воле. Примите всё в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие – как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его».

В продолжение слов преподобного Сергия Радонежского «любовью и единением спасемся» преподобный Серафим Саровский указывал: «Цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго». Подобно перечисленным наставлениям преподобных звучат и слова старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина), указывающие в наше непростое время путь к стяжанию Духа Святаго, к любви и единении о Господе: «Главное в духовной жизни – вера в Промысл Божий и рассуждение с советом...» Кстати, нужно сказать о том, что отец Иоанн участвовал и в открытии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после Великой Отечественной войны.

В настоящее время под благодатным Покровом чудотворных икон Божией Матери, в том числе и списка образа «Всецарица», принесенного со Святой Горы Афон в 2002 году архимандритом Ефремом, продолжается традиция старчества и душепопечения в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Назову несколько духовных преемников традиции старчества: архимандрит Адриан (Кирсанов); схиархимандрит Никон (Антонов), который воспитан старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), начиная с его служения в городе Касимове Рязанской епархии; братский духовник архимандрит Таврион (Балов), преемник братского духовника схиархимандрита Агапита (Агапова); духовник и уставщик архимандрит Мефодий (Леонтьев), ученик иеродиакона Анатолия (Семенова), который был уставщиком братского хора много десятилетий.

Для того чтобы обозначить главный смысл подражания старцам в деле преемства душепопечения, пастырства, приведем слова апостола Павла, обращенные к своим современникам: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4; 16). Напомним слова и Самого Господа нашего Иисуса Христа, обращенные и к нам: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11; 29). Таким образом, подражание старцам и преемство состоит в усвоении их последователями и учениками кротости и смирения Христовых, а не внешнего «тихоговорения и согбенного хождения». Другая крайность – замена здоровыми людьми, не обремененными семьей или иными обстоятельствами, молитвы и богослужения в храме только прослушиванием богослужебных текстов и молитв на электронных носителях. Таким образом, существует опасность подмены реальной духовной жизни виртуальной зависимостью.

Для сохранения преемства старчества в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре Высокопреосвященнейший Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский, Священноархимандрит нашей обители, передает свой богатый духовный опыт, приобретенный при общении со старцами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Также свои скромные усилия для сохранения преемства душепопечения в обители прилагают наместник, духовники, благочинный со всею во Христе братией. Старчеству не обучают в церковных школах – оно переливается подобно драгоценному миру из сосуда в сосуд, от сердца к сердцу по преемству... Старчество Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря востребовано и в XXI веке как неотъемлемая часть служения Христу Богу Русской Православной Церковью.

Позвольте завершить свой краткий доклад о Псково-Печерских старцах и духовном преемстве словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанными на открытии XXII Международных Рождественских чтений 27 января 2014 года в Государственном Кремлевском Дворце: «"Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне" (Мф. 7; 24–25). Эти великие Евангельские слова мы должны научиться применять к собственным жизненным обстоятельствам... мы и ныне живем в Доме, одним из великих строителей которого является преподобный Сергий».

Благодарю за внимание!

ИЗ ИСТОРИИ ХОЛМСКОЙ ДИНАСТИИ ХОЛМСКИХ

Многочисленный род Холмских и их потомков был хорошо известен в уезде и губернии в XIX и начале XX веков.

В первой половине XIX века священником Даньковской Свято-Троицкой церкви был Пётр Холмский, отец будущего настоятеля Псково-Печёрского монастыря. Настоятелем Торопецкого Корсунско-Богородицкого собора в 1841 году был протоиерей Иоанн Холмский.

Священником Водивцевской Владимирской церкви Даньковской волости и заведующим церковно-приходской школой в 1904 – 1914 годах был Павел Львович Холмский, который в 1906 году отметил 25-летие своего священнослужения. Одна из его дочерей Александра впоследствии работала в Торопецком педагогическом училище.

Священником Морховской Троицкой церкви и заведующим церковно-приходской школойбыл отец Нил Фёдорович Холмский, а его дочь Лидия – учительницей этой же школы.

В 1924 – 1926 годах членом редколлегии Холмского отделения Общества краеведения был В.Н. Холмский.

Погосты Аполец и Даньково

Галерея известных людей Холмской земли была бы неполной без ярких представителей русской православной церкви из династии Холмский. Одним из наиболее известных представителей этой фамилии был архимандрит Мефодий (в миру Матвей Петрович Холмский). Старейшему псковскому краеведу, Почётному гражданину города Пскова Н.Ф. Левину по архивным материалам удалось отыскать его послужной список и установить, что дедом Матвея был дьякон Василий Холмский.

Отец Матвея Пётр Васильевич учился в Псковской духовной семинарии, но после окончания первого двухгодичного класса по каким-то причинам выбыл из семинарии. 26 ноября 1814 года он получил место дьячка в Казанской церкви погоста Аполец Холмского уезда. Здесь в семье Петра Васильевича и Евдокии Сергеевны родились двое детей.

После десяти лет службы в Аполецкой церкви дьячок Пётр был посвящён в дьяконы и переведён в Троицкую церковь погоста Даньково, в семи верстах от Апольца. По сведениям 1872 года в Даньковском приходе было 74 деревни и 2276 прихожан, а на погосте 9 дворов.

27 мая 1826 года дьякон Пётр Холмский возведён в сан священника. В Данькове в большой семье Петра Васильевича 6 августа 1831 года родился шестой ребёнок, которому дали имя Матфий (Матвей). А всего в семье священника было восемь детей: шесть сыновей (Лев, Фёдор, Гавриил, Матфий, Павел и Иван) и две дочери – Анна и Татьяна.

Служба отца Петра Холмского в Данькове продолжалась двадцать лет до перевода в 1844 году в Троицкую церковь погоста Волок на реке Серёже Холмского уезда. Здесь находилось имение известного холмского помещика, майора в отставке, участника заграничных походов русской армии 1813 – 1814 годов Луки Ивановича Кушелева, отца участницы Парижской коммуны Елизаветы Дмитриевой (Кушелевой, Томановской, годы жизни - 1850 – 1919).

Матвей Холмский. Годы учения

Первоначальное образование и подготовку к служению православной церкви сыновья священника отца Петра Холмского получили в Торопецком духовном училище, которое было основано в 1833 году и до 1867 года имело шестилетний курс обучения, включая приходское училище. Здание бывшего духовного училища в Торопце сохранилось, ныне в нём размещается хирургический корпус районной больницы.

Матвей поступил в духовное училище в десятилетнем возрасте. Напомню, что в это время настоятелем Корсунского собора в Торопце был протоиерей Иоанн Холмский

По окончании училища в 1847 году Матвей Холмский сразу же поступил в Псковскую духовную семинарию. По характеристике инспектора семинарии, Матвей Холмский «отличался большой религиозностью, любил церковные службы, с особенным удовольствием занимался богословскими предметами», показал страстное желание послужить церкви.

В 1853 году он с аттестатом первого разряда окончил семинарию и вскоре женился. Как выяснил Н. Левин, его женой стала дочь великолукского священника отца Иоанна Шалфеева – Елизавета, 1833 года рождения.

1 июля 1854 года Матвей Холмский, как один из лучших выпускников семинарии, был рукоположен в иерейский сан и назначен священником Благовещенской церкви города Торопца.

Священник Благовещенской церкви

В семье Матвея Петровича и Елизаветы Ивановны в Торопце родились три сына – Пётр, Нил и Яков. Всё складывалось хорошо. Богослужение и духовно-просветительская деятельность священника получала высокую оценку владык епархии. Из послужного списка известно, что в 1856 году ему была объявлена «благодарность и Архиепископское благоволение за проповеди с особым усердием слова Божия», а затем в 1861 году «Архипастырская признательность и Божие благословение» за проведение по воскресным дням катехизических поучений и безвозмездное преподавание Закона Божия в детском приюте Святой Ольги.

Но на девятом году семейной жизни наступила чёрная полоса. Двадцати девяти лет от роду в 1862 году скоропостижно скончалась Елизавета Ивановна. Матвей Петрович в 31 год остался вдовцом с тремя малолетними сыновьями. Помощь по уходу за ними и ведению домашнего хозяйства взяли на себя сестра Анна и мать Евдокия Сергеевна. Но не зря говорится, что беда не ходит одна. Вслед за смертью жены умирают два младших сына.

Священник налагает на себя правило ежедневно служить Божественную литургию, и выполняет это правило неукоснительно. Молитва и делание добрых дел становятся единственным смыслом его жизни. А свалившиеся на него скорби он воспринимает как испытание Божие, без которого нет спасения души и самого человека.

В пореформенное время отец Матфий принимает самое активное участие в общественной и благотворительной деятельности: выполняет обязанности благочинного; открывает в приходе церковно-приходскую школу; избирается гласным городской думы, членом уездного Училищного совета, первым председателем благотворительного общества и др. Дважды настоятель Благовещенской церкви отец Матфий был членом правления Торопецкого духовного училища, в котором с 1874 по 1878 годы учился Василий Беллавин (будущий Патриарх всея Руси Тихон), отец которого служил священником Торопецкой Спасо-Преображенской церкви.

В год своего 25-летнего юбилея службы в Благовещенской церкви, в 1879 году, отец Матфий был награждён орденом Святой Анны третьей степени. Но вслед за этим, в 1881 году, последовало ещё одно испытание. Ещё один удар судьбы. Матвей Петрович потерял последнего сына Петра – студента четвёртого курса Военно-медицинской академии, а через три года ушла из жизни и мать Евдокия Сергеевна. Пастырь задумался о монашестве. Но его духовный руководитель старец Амвросий сказ0ал: «Ещё не пришло время».

Протоиерей Корсунско-Богородицкого собора

Отец Матфий тридцать лет верой и правдой прослужил в Благовещенском храме. В знак признания его пастырских заслуг 27 мая 1884 года он был возведён в сан протоиерея (старшего православного священника) и в августе того же года переведён на должность настоятеля Корсунско-Богородицкого собора – главного храма города Торопца.

В Корсунском соборе находилась святыня Руси – одна из трёх икон Божией Матери, написанных, по преданию, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы. Эта икона была подарена городу невестой князя Александра Невского княжной Александрой, дочерью полоцкого князя Брячеслава при их венчании в Торопце. А в Полоцк она попала из города Эфеса – религиозного центра Византии на Западном побережье Малой Азии – через Корсунь (древнерусское название Херсонеса). В настоящее время в Торопецком соборе находится список иконы, а её оригинал – в Русском музее.

В своих проповедях протоиерей Матфий не уставал разъяснять наставления древних старцев: «Купи себе трудом покой... Имей рассуждение духовное, возноси ум твой к Богу, но низводи и долу, размышляя, что рано или поздно все в землю возвратимся. Внимай чтению книг божественных, сокрушайся о грехах, говори одну правду, уста чаще открывай для молитвы, руки отверзай для подаяния нуждающимся, сердце удерживай от гнева, в теле сохраняй чистоту, в пище воздержание, колена преклоняй на поклонение Богу. Если сохранишь сие, то и будешь чадом света и сыном Царствия Небесного, спасёшь душу свою».

Грех, злые дела и помыслы разрушают душу и ведут к гибели человека. Но протоиерей считал, что для спасения души и человеческого достоинства недостаточно ограничить себя одним только уклонением от зла и злых помыслов. Необходимо ещё делать добро.

Однако служба в Корсунском соборе продолжалась недолго. На 55-м году жизни 27 октября 1886 года протоиерей Матфий был пострижен в монашество с именем Мефодий. И сразу после этого псковский епископ Геморген назначил его настоятелем Никандровой пустыни близ Порхова.

Так закончился 32-летний период пастырской службы в Торопце, за время которой протоиерей Матфий Холмский снискал почитание и глубокое уважение своих прихожан и всех торопчан.

У читателя может сложится впечатление, что Матвей Петрович был, скорее, торопчанином, нежели холмитянином. Но главное не в этом, а в том, что такие люди рождались на холмской земле. Ведь и герой Болгарии Павел Калитин и его брат герой Первой мировой войны генерал Пётр Калитин тоже совершали свои подвиги не на холмской земле, а памятники им всё же поставлены в Холме. И холмская земля может только гордиться, что её представители и за пределами своей малой родины достойно несли звание холмича и в меру своих сил и возможностей помогали родному городу.

Да, некоторые из рода Холмских трудились в Торопце, так как своих священнослужителей такого высокого порядка там не было. И Холм великодушно делился такими людьми с другими городами. Тем более что Холм и Торопец не были чужими. Они были городами одной губернии и одной епархии. В свою очередь Торопецкое духовное училище готовило служителей церкви для Холмского уезда.

Настоятель Никандровой пустыни

Последние девятнадцать лет жизни отца Мефодия (Холмского) были периодом его монастырского послушания. Вскоре после назначения его настоятелем Никандровой пустыни, 27 мая 1887 года, он был возведён в сан архимандрита.

Обитель возникла в конце XVI века на речке Демянке, близ Порхова, среди непроходимых болот на месте обитания пустынножителя Никандра. После смерти Никандра некий инок Исаия в 1585 году собрал братию и устроил здесь монастырь. Над могилой преподобного построили церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

В церковном календаре Псковской епархии на 2014 год отмечено, что в Никандровской пустыни архимандрит Мефодий продолжил служение на благо ближних. С первых дней своего пребывания здесь «он принимает подвиг старчества и становится духовным отцом тысяч стекавшегося к нему люда (общая исповедь)». Его попечением на монастырском кладбище была построена церковь. В 1892 году «за отлично-усердную службу» император пожаловал ему орден Святой Анны второй степени. В том же году архимандрит совершил двухмесячное паломничество в святые места Палестины.

Забегая вперёд, замечу, что, оценивая деятельность настоятеля Никандровой пустыни, порховский священник В. Доманский в прощальном слове на панихиде сказал: «Порховичи сроднились с ним за время его настоятельства в Никандровой пустыни и не прерывали общения духовного... Можно сказать, что для нашей местности отец архимандрит был таким же горящим светильником, каким для всей русской церкви является... пастырь Иоанн Кронштадский. Отец Мефодий был для нас образцом веры и кротости, учителем воздержания, смирения, благодушного перенесения житейских невзгод, которые нередко встречались в его жизни. Псковская епархия лишилась одного из своих лучших сынов».

После семилетнего настоятельства в Никандровой Благовещенской пустыни архимандрит Мефодий определением Синода от 4 февраля 1894 года за №316 был перемещён на такую же должность в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Надо отметить, что сюда переводились игумены других обителей в знак особого признания их заслуг на прежнем месте.

Историческая справка

По одному из преданий, основателями Псково-Печерского монастыря были иноки Киево-Печерской обители, бежавшие сюда в конце XV века от набе6гов крымских татар.

По другой версии, первым пустынножителем «Богом зданной пещеры» ещё до основания здесь обители был преподобный Марк. А основателем монастыря на высоком берегу речки Каменец, в 50 километрах от Пскова, на границе с Ливонским орденом был священник Иоанн. Об этом в летописи сказано так: Отец Иоанн (в иночестве Иона) «пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией (в иночестве Вассой) в горе церковь за «Богом зданною пещерою к западу»...

И в лето1473 «иеромонах Иона закончил свой труд – ископа малую церковь в горе», ... которую освятили в день Успения Божией Матери.

В 1523 году Успенская пещерная церковь была расширена и в ней устроен придел преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Храм имел только один фасад, выходивший на северный склон горы.

С началом Ливонской войны за выход к Балтийскому морю в 1558 – 65 годах монастырь был ограждён могучими каменными стенами протяжённостью 810 метров с девятью башнями, восемь из которых сохраняются до настоящего времени. С постройкой ограды обитель превратилась в неприступную крепость.

В XVII веке монастырь получил признание ведущего духовного и культурного центра Северо-Запада России.

В середине XVIII века поверх пещерного Успенского храма была построен6а церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда же был сделан и общий фасад Успенского, Покровского храмов и установлено пять глав с крестами.

По указу Екатерины II от 26 февраля 1764 года Псково-Печерскому монастырю был определён штат в составе 34 человек, на содержан6ие которого выделялось 1311 рублей в год.

Столетие за столетием усилиями братии и настоятелей вокруг «Богом зданных пещер» сложился уникальный историко-архитектурный ансамбль.

Настоятель Псково-Печерского монастыря

25 марта 1894 года архимандрит Мефодий (Матвей Петрович Холмский) принял управление Псково-Печерским монастырём. Настоятель обители пользовался огромным авторитетом и почитан6ием насельников, молящихся и паломн7иков. К нему стремились верующие за благословением из уважения за его строгую монашескую жизнь. Его почитали как доброго внимательного, простого и доступного человека.

В год перевода архимандриту исполнилось 40 лет с начала его священнослужения. В связи с этим состоялось чествование, на котором ему преподнесли архимандритский посох и поздравительный адрес.

Кроме исполнения своих прямых обязанностей он, как и прежде, принимает активное участие в общественной и благотворительной деятельности. По изысканиям Н.Ф. Левина, 3 июня 1894 года архимандрит принял звание почётного блюстителя Псковского духовного училища, на устройство домовой церкви которого он израсходовал около двух тысяч рублей личных средств. А в 1900 году на устройство домовой церкви епархиального училища он пожертвовал престол и иконостас.

В 1895 году настоятель избирается членом правления Псковского отдела Императорского православного Палестинского общества, одной из задач которого было поддержание православия и ознакомление верующих с настоящим и прошлым Святой земли.

Указом от 14 мая 1896 года архимандрит Мефодий был награждён орденом Святого Владимира четвёртой степени, а указом орт 28 августа 1900 года – таким же орденом третьей степени.

В 1903 году Россия отмечала 200-летие победы Петра I над шведами у стен Печерского монастыря в годы Северной войны. В августе того же года обитель посетил император Николай II с семьёй.

В год 50-летия священнослужения, в 1904 году, архимандрит Мефодий был награждён орденом Святой Анны первой степени. 1 июля в день юбилея в монастырь прибыли архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий), губернатор граф А.В. Адлерберг, настоятели всех монастырей епархии, депутации от Пскова, Порхова, Торопца, Холма и других городов. Это торжество широко освещалось на страницах «Псковских епархиальных вестей» и «Псковского городского листка».

По воспоминаниям Е.А. Вороновой, «отец Мефодий 23 февраля 1906 года приехал в Санкт-Петербург для консультации с врачами по состоянию его здоровья... На второй день старец был в Воронцовском подворье по делам благочиния. На третий день посетил Свято-Владимирскую учительскую школу, молился в Казанском соборе. На следующее утро служил литургию на Воронцовском подворье. В другие дни посетил Духовную академию... Будучи на подворье, старец почувствовал себя плохо...».

Он слёг с крупозным воспалением лёгких. Больного два раза навещал Иоанн Кронштадский. За ним наблюдали лучшие доктора Петербурга, но болезнь оказалась сильнее. И 5 апреля 1906 года на 75-м году жизни старец Мефодий скончался на подворье Воронцовского монастыря Холмского уезда. Гроб с покойным по железной дороге был доставлен в Печоры.

Во все дни своей жизни архимандрит Мефодий верно и усердно служил Господу и народу, оставив нам пример доброй и богоугодной жизни. Его священнослужение и благотворительная деятельность всегда получали высокую оценку и признание. В прощальном слове в Михайловско-Архангельском соборе Печерского монастыря владыка архиепископ Арсений сказал: «...в лице отца архимандрита Мефодия мы лишились дорогого старца и духовного отца, опытного и мудрого советника, примерного пастыря и инока... Скорбит по тебе святая обитель, осиротевшая ныне и провожающая со слезами прах твой; скорбят пастыри всей области Псковской, видевшие в тебе пример истинного доброго пастыря и воплощение иноческих добродетелей; скорбят все многочисленные твои духовные дети».

Года в погосте Данькове Холмского уезда Псковской губернии в семье священника Петра Васильевича и Евдокии Сергеевны Холмских. Всего в семье было восемь детей: шесть сыновей - Лев, Фёдор, Гавриил, Павел, Иван и две дочери – Анна и Татьяна. Племянники прот. Петр (1867-1939) и Илья , преподаватель Костромской духовной семинарии.

4 февраля года был перемещён настоятелем первоклассного Псково-Печерского Успенского монастыря . 25 марта 1894 года принял управление монастырём.

3 июня 1894 года, по просьбе правления и с разрешения епископа, принял звание почётного блюстителя Псковского духовного училища . За свой счёт приобрёл в столице иконостас с иконами, престол, жертвенник и прочие принадлежности, израсходовав около 2 тысяч рублей.

Под его руководством в Псково-Печерском монастыре развернулось значительное строительство. 15 августа 1894 года, во время престольного праздника обители, состоялась закладка обширного двухэтажного кирпичного здания для братской трапезной, нескольких келий и некоторых служб. Через два года, накануне дня Успения Богоматери, прошло освящение построенного здания.

5 февраля года училищный храм был освящён во имя святых первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. В дальнейшем он заботился о ремонте храма, обновлении церковной одежды и других предметов, благоустройстве общежития. 28 апреля года назначен попечителем церковноприходской школы, существовавшей при монастыре с 1886 года.

1 октября года был избран заместителем председателя Совета Кирилло-Мефодиевского братства, помогавшего церковным учебным заведениям.

В выстроенном в 1896-98 годах двухэтажном полукаменном здании монастырской гостиницы он отвёл место для занятий школы и для проживания некоторых учителей. Но своим главным делом он по-прежнему считал общение с верующими, нуждавшимися в его духовной помощи. А их в монастырь приезжало всё больше.

Отец Мефодий весьма почитался народом. Часто после весьма продолжительных монастырских богослужений ему подолгу приходилось еще благословлять богомольцев, стремившихся к нему из уважения за его строгую монашескую жизнь.

Пользовался уважением и у петербургского духовенства. Бывал на аудиенциях у императора