Особенности храмов разной веры. Чем особенна архитектура русских православных храмов

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл . Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм - это освященное здание, в котором служатся Божественные службы , а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе - там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть - алтарь - всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом . Это символ крестной смерти Спасителя , Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов .
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

О православных храмах:

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор - это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные - люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части - это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение - возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов - верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа , а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны - икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю , вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса - представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами . Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

Главная часть алтаря - святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно - каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Видео о внутреннем устройстве храма

Тема урока : Русские православные храмы

Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков.

Цель урока : Расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить с особенностями их строительства, неповторимым обликом русской храмовой архитектуры.

Задачи урока:

· Учить учащихся умению в ходе игры добывать знания, высказывать суждения, делать выводы, развивать речь учащихся

· Расширить кругозор детей за счет сообщения интересных фактов

· Воспитывать любовь и уважение к русской культуре

· Способствовать развитию фантазии и воображения

Коррекционная работа на уроке:

· Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроке

· Развитие познавательного интереса детей через:

Использование нестандартной формы урока;

Включение игровых заданий

· Формирование положительной учебной мотивации

Оборудование :

· Иллюстрации различных архитектурных сооружений

· Схемы форм храмов

· Информационные материалы диска

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщаю тему и цель урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, перед вами иллюстрации различных архитектурных сооружений

    Какое архитектурное сооружение вы бы выделили из предложенных иллюстраций? Почему?

Учащиеся называют храм Василия Блаженного и объясняют почему.

Учитель: Итак, у любого архитектурного сооружения есть своё назначение: храм – для молитвы, дом – для жилья и т. д.

Работа с тетрадью: Запись в тетради: Храмы отличаются от других архитектурных сооружений по:

a) Назначению

b) По внешнему виду

c) По внутреннему убранству

Ø Что такое храм?

Ø Чем храмы отличаются от других архитектурных сооружений?

Ученик: Храм – это здание, предназначенное для Богослужения. Храм имеет купола, которые венчает православный крест. Внутри храм тоже богато украшен фресками, мозаиками, иконами.

Учитель: Ребята, как вы думаете, когда появились первые христианские храмы на Руси?

Ученик: Строительство храмов началось с проникновения христианства на Русь.

Учитель: Да, это действительно так. Сразу после крещения начинается широкое храмостроительство. Сначала для этого приглашали греческих мастеров.

Ø А теперь посмотрите на самые древние из сохранившихся храмы

Ø Видеолекция «Зодчество древней Руси»

Ø Подсчитайте, сколько же лет этим храмам? Видимо умелыми мастерами были наши

предки. Наверное, они знали какие то секреты.

Чтобы узнать секреты строительства храмов на Руси, познакомиться с их величием и красотой, мы с вами отправимся в «научную экспедицию» вглубь веков. В ходе экспедиции нас будут подстерегать преграды, преодолеть которые мы сможем, ответив на скрытые в них вопросы. Только в этом случае мы сможем продолжить путь дальше.

Узнав, а нашем путешествии, древний зодчий решил дать нам подсказку: что же мы должны исследовать в ходе нашего путешествия, но для этого мы должны разгадать смысл им сказанного.

«Прочность, польза, красота, форма – каждый компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства»

Как вы понимаете сказанное?

В чем, по вашему мнению, подсказка? Что мы должны исследовать в нашей экспедиции? (беседа с учащимися)

Акцент внимания на словах – польза, красота, форма, прочность

Учитель: В экспедицию мы отправляемся в составе 2 групп:

1- я группа – эксперты-строители 2-я группа – искусствоведы

Задание: на основе самостоятельной работы с материалами учебника, с иллюстрациями различных архитектурных сооружений необходимо найти:

1-я группа – Сведения о строительном материале , из которого строились храмы на Руси, в каких случаях строились храмы,

2 - группа - Обратить внимание на их красоту, величие, их архитектурные особенности.

(время 10минут)

Ø От чего же зависит надёжность постройки? (от строительного материала)

Предполагаемый ответ: устный ответ, чтение текста.

1-й ученик: храмы строились из дерева, камня (белого известняка)

Учитель : Действительно, православные храмы на Руси строились на века, отличались прочностью, в случае необходимости заменяли крепости. Здесь можно было укрыться от набега врагов. Но не будем забывать, что храмы – это ведь ещё и прекрасные произведения искусства, неповторимые, величественные, своеобразные.

А теперь предоставим слово нашим искусствоведам. Попытаемся определить, из чего же складывается красота храмов.

Ученик: говорит о красоте, изяществе храмов, отмечает размеры храмов. Храмы возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. Особенно много церквей строилось во время голода, бедствий, мора. Это так называемые обетные церкви, строились по обещанию за один день.

Учитель : На пути нашей экспедиции вновь препятствие.

№2

- Церковь Покрова Богородицы на Нерли

Киево-печерская лавра

Софийский собор в Новгороде

Троице-сергиева лавра

Храм Рождества Богородицы в Путинках

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Всё это прекрасные православные храмы, которые в архитектурном стиле отличаются друг от друга.

Ø Какое существенное внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?

Ответ: Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13)

Учитель: Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

Ученик: Это связано с размерами храмов.

Учитель : А ещё количество куполов имеет символический смысл. 1 купол символизирует единство Бога, 2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая), 3 – Святая Троица, 5 - Христос и 4 апостола евангелиста, 13 – Христос и 12 учеников.

Первоначально купола имели форму «луковок» - символизировал пламя лампады, с 16века купол приобретает форму «маковки» - пламя свечи.

Чем ближе мы к цели, тем чаще на нашем пути встречаются препятствия.

№3

Перед вами иллюстрации храмов:

Церковь Покрова на Нерли

Храм Вознесения в Коломенском

Ø Найдите отличия в архитектуре

Ответ: Учащиеся отмечают своеобразие куполов этих храмов.

Учитель: Действительно, перед вами пример 2 архитектурных стилей древней Руси: крестово-купольный и шатровый. 1-й – опорные конструкции по типу креста с возведённым в центре куполом. Начиная с 14 – 15 века на север сложился шатровый стиль. Шатёр – завершение башен, храмов в виде 4-х и 8-мигранной пирамиды. Сейчас храмы в этом стиле не строятся. Отменены при Иване Грозном

Итак, ребята, настало время нам возвратиться из нашей экспедиции домой. Но вернуться нам не так то просто. Нас снова ожидает преграда. Только разгадав, её мы сможем оказаться дома.

№4

Ø какие формы имели православные храмы?

Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Православный храм имеет вид корабля. Алтарь современного храма всегда расположен на востоке, поскольку именно восток признаётся образом Христа.

И действительно форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Но на Руси строили храмы и форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

Учитель: Вы честно выдержали долгий, трудный путь. Вы доказали, что сумеете справиться со всеми трудностями, встающими перед вами, так как прекрасно справились со всеми препятствиями, подстерегающими вас в пути. Что же каждый из вас привез из этой далёкой экспедиции? О чём вы можете рассказать вашим родителям, друзьям?

(беседа с учащимися по пройденной теме)

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: описать наш Ивнянский храм.

Ø Кому он посвящён?

Ø Какую форму имеет наш храм?

Ø Изобразить его на рисунке.

Цель урока: Дать общее представление о внутреннем устроении православного храма.

1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия, данные на предыдущих уроках: иконостас, алтарь, престол, лампада, подсвечник.

2. Продолжать формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей.

3. Формировать представление об общих элементах всех православных храмов: иконостас, алтарь, иконы, лампады. Подсвечники.

4. Формировать интерес к изучению православной культуры.

5. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

6. Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.

7. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Новые слова и понятия: Иконостас. Лампада. Подсвечник. Прихожане. Священник. Крестное знамение.

Иллюстративный ряд: Фотоснимки интерьеров православных храмов, фрагментов богослужения, храмовых предметов, буклет “Храмы Пыталовского района” Н.А. Цветкова, иллюстрации учебника А.В. Бородиной “Основы православной культуры: Мы и наша культура”, плакаты, презентация.

Предварительная подготовка к уроку: Желательно до урока провести экскурсию к храму города, зайти в храм; провести перед этим с детьми беседу о том, как следует вести себя в храме. До начала урока организовать выставку работ “Мой храм”.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Выставка творческих работ.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Объяснение нового материала (беседа с использованием выставки, иллюстраций учебника и презентации).
  6. Физкультминутка.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.

    Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке
Пойдём мы с вами в храм.
И будем все внимательно
Следить за тишиной.

2. Выставка творческих работ

На доске записано:

“В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации. Это тема об ожидающей нас судьбе”. Н. Бердяев

Прочитайте, что записано на доске. Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Что такое храм? (Дом Божий)

Что такое крест? (Это символ спасения человека и заботы о других людях, добровольно ради Христа взятые на себя каждым христианином)

По каким признакам мы отличаем православные храмы от других зданий? (Маленькие и большие храмы, белокаменные и расписные – все имеют на главках крест)

Давайте рассмотрим нашу выставку. Расскажите, в каком храме вы были. Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)

3. Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим разговор о храме. Мы с вами узнаем, что находится в храме.

4. Физкультминутка

Поработали мы дружно, А теперь вставать нам нужно, Тише, тише, тишина: В нашу комнату пришла.

5. Изучение нового материала

В храме действительно очень красиво, но эта красота особенная – духовная, храм украшен святостью, то есть иконами и росписью с образами Господа, Божией Матери, святых, ангелов, а внешняя красота – орнаменты, позолота, оклады дополняет, украшает образы святых трудами рук людей, живущих ныне на земле. Как люди ведут себя в храме? Храм предназначен для молитв, и люди приходят в храм помолиться, все стараются не мешать друг другу, не толкаются, не разговаривают без крайней нужды. Когда ходили в храм вспомните, как прихожане берут благословение у священника, как ставят свечи, как осеняют себя крестным знамением. Подумайте, о чём бы каждый из нашего класса хотел попросить Господа, но вслух об этом не говорите. Ребята, вы не должны рассказывать и не любопытствовать о том, с чем человек хочет обратиться к Богу. То, что касается только отношений Господа и каждого человека, может обсуждать только со священником в духовной беседе или на исповеди, либо с родителями. Вмешиваться в чужой духовный мир или раскрывать свой на обозрение всех присутствующих – не принято, это признак невоспитанности. У православных людей красота и переживания внутреннего мира должны находить выражение в творчестве, в добросовестной работе, хороших поступках, заботе о друзьях, близких.

А сейчас мы поговорим о внутреннем устроении храма и храмовых предметах. (С использованием презентации). Иконостас – Перегородка с иконами, закрывающая алтарь от средней части храма. Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери называются Царскими Вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами (Тело и Кровь Христовы, то есть Сам Господь, Царь Славы). На Царских Вратах изображается сюжет Благовещения и четверо евангелистов. Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения очень редко, а епископы почти никогда, так как во время богослужения они символически изображают Христа Спасителя и потому проходят через Царские Врата. Иконы на иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам (чинам). Справа от Царских Врат находится икона Спасителя, а слева – Божией Матери. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображён святой или священное событие, которому посвящён храм). Это местный ярус. Иногда икона Спасителя здесь заменяется иконой Троицы. Над местным ярусом располагается второй, праздничный чин, на котором отображены главные православные праздники. Третий ярус называется апостольским, потому что на нём представлены апостолы. Четвёртый ярус содержит изображения святителей, то есть святых епископов, а пятый – пророков. В середине иконостаса часто помещается икона, называемая “Деисис” (иногда говорят “Деисус”), то есть “Моление”, она изображает Спасителя на престоле с Божией Матерью и Иоанном Крестителем, стоящим перед Ним. Эта икона символизирует совершенную молитву, так как Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча являются представителями-ходатаями за род человеческий, а молитва их – совершенной. Непосредственно над Царскими Вратами располагается икона “Тайная вечеря”, потому что через эти врата выносят Святые Дары. Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется здесь солеёй. Перед Царскими Вратами от солеи к середине храма отходит выступ – амвон, на котором диакон или священник произносят ектинии и читают Евангелие.

По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы. Даже при строгом соблюдении установленных правил и сформировавшихся традиций в устроении православных храмов каждый из них отличается от других не только с наружи, но и внутри.

6. Физкультминутка

Нас ждёт работа впереди,
Но чтобы справиться смогли,
Отдохнуть мы все должны.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.

7. Подведение итогов урока Работа по учебнику А.В. Бородиной “Основы православной культуры: мы и наша культура” и по плакатам.

8. Рефлексия

Давайте мы из геометрических фигур составим свой храм интересов: ели урок вам понравился то крепите красные фигурки, а если есть у вас вопросы ко мне, то жёлтые фигурки.

Любому православному христианину важно иметь представление о том, что такое храм и церковь, в чем разницамежду понятиями. Хотя знание отличий не имеет значения для вечного спасения души, но предполагает определённую образованность человека, которая может пригодиться при ответе на многочисленные вопросы людей, делающих первые шаги в церкви.

Сущность понятий «храм» и «церковь»: какие отличия?

Храм - русское слово, произошло от древних «хоромы», «храмина» - так обозначались жилые помещения больших размеров. В современном понимании храмом называют архитектурное здание, посвящённое Богу, в котором совершаются богослужения и . Форма построения дома Божия глубоко символична и может иметь вид:

Сооружение, похожее на корабль, напоминает о храме, как о ковчеге спасения среди бушующего житейского моря, ведущего в жизнь вечную. Форма креста указывает на средство и инструмент нашего спасения. Круг символизирует вечность. Звезда означает сияющий свет истины среди тёмного небосклона, который просвещает людей.

Храм, как правило, увенчан более чем тремя куполами и имеет несколько алтарей, разделённых на приделы, освящённые в чью-либо честь. Именуется храм во имя святого или праздника, которому посвящён центральный престол.

В день в храме можно служить столько литургий, сколько приделов, и, соответственно, каждую Евхаристию должны приносить разные священники.

Церковь (с греч. Дом Господень) имеет более широкое значение. В православной традиции понимается как:

  • религиозное здание;
  • сообщество всех верующих во Христа.

Религиозное сооружение с одним приделом, где может совершаться одна литургия в день. Церковь имеет меньшие размеры и более скромное убранство по сравнению с храмом: до трёх куполов и одного служащего пастыря.

Второе значение - Церковь как Тело Христово. Объединяет в себе:

  • Церковь Небесную Торжествующую (Божия Матерь, Ангелы, святые и все спасённые христиане);
  • Церковь Земную Воинствующую (христиане, борющиеся за своё спасение на земле).

Церковь Христова - единый богочеловеческий живой организм всех христиан, усопших и живущих, связанных Таинствами, Благодатью, единым Евангельским Духом. Начальник этой Церкви - Сам Христос. Спаситель невидимо управляет cвоей паствой в лице духовенства и мирян. Он совершает Крещение, принимает Исповедь, причащает верующий народ Своими Телом и Кровью.

Молитва «Символ веры» именует Церковь как Святую, Соборную и Апостольскую. Господь более 2 000 лет назад установил Церковь и сказал, что она будет стоять до скончания века, и врата ада не одолеют её. А все слова Спасителя исполняются с точностью, и нам не нужно переживать и бояться перемен. Бог всё держит под контролем.

Собор (от славян. собрание, съезд) в православной традиции имеет несколько значений:

  • Собор Апостольский - первое в истории собрание апостолов в Иерусалиме.
  • Собор Церковный - собрание духовенства с целью разработки правил вероучения, богослужения и дисциплины, стратегии борьбы с сектантством.
  • Главный храм города или монастыря, предназначенный к служению правящего архиерея с большим числом священников.
  • Собор Святых - церковный праздник, объединяющий святых одной территории или прославившихся единым подвигом.

В данном контексте мы рассматриваем третье значение собора - как главного храма местности. Отличие собора от церкви и храмазаключается прежде всего внушительными размерами первого. В нём проводятся ежедневные богослужения не менее чем тремя священниками. В соборе совершаются служения высшего духовенства: патриархов, архиепископов. Для этой цели может быть в наличии специальная кафедра и, соответственно, собор именуется Кафедральным. В церкви не устанавливается трон для предстоятеля.

Собор богаче и масштабнее украшается, а алтарей может быть, как в храме, несколько. Звание «собор» присваивается храму пожизненно, даже если кафедра архиерея переносится в другой храм. В каждом крупном российском городе есть величественные соборы, завораживающие взгляд, которые для верующих становятся молитвенным пристанищем, а для туристов - местной достопримечательностью.

Главное назначение соборов, храмов, церквей состоит в возможности человека общаться со своим Создателем и близкими по духу мирянами. Приносить Богу искренне покаяние, просить очищения души от страстей и грехов, за всё и радоваться.

Всем верующим христианам и интересующимся религиозной наукой будет полезно знать о характерных особенностях понятий "собор", "храм" и "церковь", в чем разницамежду ними и каковы общие черты, чтобы ожидания от участия в богослужении соответствовали полученным впечатлениям.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, V класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

    Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

    Чинопоследование

    Таинство

    Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

    Александровский

    Андреевский

    Владимирский

    Георгиевский

    Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

    Благовещение

    Крещение Господне

  1. Рождество Христово

    Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

    На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

    Воскресение

  1. Понедельник

    Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

    Двенадцать

  1. Одиннадцать

    Четырнадцать

    С греческого языка это слово переводится как «книги»:

  1. Евангелие

    В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

    Владимирский собор (Херсонес Таврический)

    Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)

    Собор святого Александра Невского (Ялта)

    Храм Воскресения Христова (Форос)

    Как называется день накануне Рождества Христова?

  1. День молитвы

    Сочельник

    Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

    Вверху всегда есть крест

    На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда

    Строение храма всегда кубической формы

    Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.
2.1. Прочитайте фрагмент текста из книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы

Ответы

Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

На какое число приходится праздник (по новому стилю)?

Как звали пророка, крестившего Спасителя?

Какое значение имеет слово «благоволение»?

Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься?

Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение.

Какая традиция существует в праздник Крещения?

* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению?

2.2. Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: __________

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

А.С. Пушкин

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

То, видно, Богом Муж избранный!

Он там, по oнпол Иордана,

Ходил как посланный небес,

Он много там свершил чудес,

Теперь пришел Он, благодушный,

На эту сторону реки,

Толпой прилежной и послушной

За Ним идут ученики…

Алексей Толстой

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________

Кто оставил данную молитву людям?

____________________________________________________________________________________

О Ком пишет в своем стихотворении Алексей Толстой?

____________________________________________________________________________________

Какая логическая связь присутствует в двух приведенных стихотворениях?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Именно он благословлял Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Погиб на дуэли.

Ему принадлежит знаменитая поэма «Бородино».

Недалеко от села Радонеж основал монастырь, со временем ставший лаврой.

В юношестве он поступил в кавалерийскую школу, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.

До принятия монашества его звали Варфоломей.

Ему принадлежат стихотворные строки «Белеет парус одинокий…»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов