Игровые задания по биологии. Олимпиадные задания по биологии (6 класс) Растения считаются на Земле основным источником

Задание 27. «Клетка» (рис. 27)

Выберите по одному правильному ответу.

1 . Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его в микроскоп. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. Его ошибка заключается в:

а) неправильной установке света (1–3–5–4–2);
б) том. что он не поставил большее увеличение (4–3–1–2–5);
в) том, что он не сделал тонкий срез листа (1–2–3–4–5).

2 . Границей клетки и окружающей среды является:

а) цитоплазма (5–7–6–1–8);
б) межклеточное вещество (5–6–1–7–8);
в) оболочка (1–8–7–6–5).

3 . Общее между клетками всех организмов:

а) в любой живой клетке происходит обмен веществ (12–32–29);
б) все растительные клетки имеют хлоропласты (29–12–32).
в) у всех растительных клеток одинаковое количество хромосом (32–29–12).

4 . Цитоплазма в клетке:

а) медленно движется (12–11–31–29);
б) движется очень быстро (29–11–31–12);
в) не движется (11–29–12–31).

5 . Пластиды в растительных клетках бывают:

а) синими, фиолетовыми, малиновыми (25–26–27–10–25);
б) зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными (27–26–10–25–27);
в) зелеными, синими, красными, черными (26–10–27–25–26).

6 . Зеленые пластиды называют:

а) хлоропластами (9–13–33–18);
б) хромопластами (33–9–13–18);
в) хромосомами (18–9–13–33).

7 . Органы растения увеличиваются в размерах благодаря:

а) увеличению числа клеток (21–18–9–22);
б) увеличению числа клеток и их росту (9–21–22–18);
в) увеличению числа клеток и образованию межклетников (22–21–18–9).

8 . Клеточная оболочка не выполняет указанную функцию:

а) деления (35–34–14);
в) транспорта веществ (35–14–34);
б) связи с другими клетками (34–14–35).

9 . Правильно указана последовательность деления клетки:

а) деление оболочки – деление цитоплазмы – удвоение хромосом – деление ядра (15–16–17–14);
б) удвоение хромосом – деление ядра – деление цитоплазмы и оболочки (15–14–16–17);
в) деление цитоплазмы и оболочки – деление ядра – удвоение хромосом (14–15–16–17).

10 . Наследственная информация в дочерних клетках:

а) уменьшается в полтора раза (20–16–19);
б) уменьшается в два раза (19–16–20);
в) сохраняется неизменной (16–19–20).

11 . Вакуоли заполнены:

а) клеточным соком (19–23–24);
б) воздухом (24–19–23);
в) цитоплазмой (23–24–19).

12. Если к свежему препарату с клетками кожицы лука добавить немного соленой воды, то клетка несколько сморщится, так как:

а) наступит явление пиноцитоза (30–34–28);
б) наступит явление плазмолиза (34–28–30);
в) произойдет обмен веществ (28–30–34).

13 . Существование растительной клетки открыл:

а) Роберт Гук (28–36–23);
б) Антоний Ван Левенгук (36–23–28);
в) Роберт Кох (23–28–36).

Рис.27Б. Правильно выполненное задание 27

(Правильные ответы : 1–2–3–4–5; 1–8–7–6–5; 12–32–29; 12–11–31–29; 27–26–10–25–27; 9–13–33–18; 9–21–22–18; 35–34–14; 15–14–16–17; 16–19–20; 19–23–24; 34–28–30; 28–36–23.)

Тема «Деление цветковых растений на группы»

Задание 28. «Проросток фасоли» (рис. 28)

Какие из перечисленых растений относятся к однодольным?

Рис. 28 А.Точечный рисунок к заданию 28

1. Лук репчатый (9–18–19–20).

2. Бамбук обыкновенный (1–2–6–17).

3. Вишня обыкновенная (30–32–24–25).

4. Алоэ древовидный (35–16–5–4).

5. Тыква декоративная (9–20–21–18).

6. Одуванчик лекарственный (2–8–9–14).

7. Ландыш майский (25–23–27–26).

8. Кукуруза сахарная (12–11–13–15).

9. Рожь посевная (17–34–33–32).

10. Фасоль обыкновенная (18–24–28–9).

11. Тюльпан Грейга (4–3–7–8).

12. Дуб черешчатый (14–16–3–4).

13. Подсолнечник однолетний (29–26–28–15).

14. Тростник сахарный (20–21–22–29).

18. Томат культурный (21–15–31–30).

16. Клевер красный (23–24–25–26).

17. Рис посевной (26–28–31–35).

18 . Ромашка полевая (19–15–29–26).

19. Ковыль перистый (32–30–24–25).

20. Пальма кокосовая (1–9–10–12).

21. Орхидея «венерин башмачок» (29–15–14–7).

Рис.28 Б. Правильно выполненное задание 28

(Правильные ответы : 9–18–19–20; 1–2–6–17; 35–16–5–4; 25–23–27–26; 12–11–13–15; 17–34–33–32; 4–3–7–8; 20–21–22–29; 26–28–31–35; 32–30–24–25; 1–9–10–12; 29–15–14–7.)

Продолжение следует

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2016 -2017 г.)

6 класс Часть I.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».

2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3. Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота, в) водорода, г) кислорода.

4. К генеративным органам растения относится:

а) цветок, б) стебель, в) лист, г) корень.

5. Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

а) одна очень крупная вакуоль, б) ядро расположено в центре,

в) очень тонкая клеточная оболочка, г) интенсивно делится.

6. Спорами размножается:

а) яблоня, б) редис, в) папоротник, г) ель.

7. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

а) семенная кожура, б) семядоли,

в) зародышевая почка, г) зародышевый корень.

8. Липа отличается от жука тем, что она:

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

9. Каким термином называют стебель с листьями и почками:

а) ствол, б) ветка, в) побег, г) воздушный корень.

10. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II.

Выберите один вариант ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора (2 балла за каждое тестовое задание)

    Растения образуют органические вещества из неорганических веществ, для этого им нужны: 1.кислорд 2.углекислый газ 3.вода 4.энергия солнечного света 5.почва 6.ветер

А - 1,3,5 Б- 2,3,4 В – 1,3,4 Г- 2,4,6 2. К одноклеточным организмам относятся: 1.дрожжи 2.инфузория-туфелька 3.спирогира 4.плаун 5.хламидомонада 6.папоротники

А - 1,2,5 Б- 2,3,5 В – 4,5,6 Г- 2,4,5 3. Грибы можно встретить 1.на деревьях 2.на камнях 3.на кусочке хлеба 4.на почве с большим содержанием перегноя 5.на воде 6.на песке А - 1,2,5 Б- 1,3,4 В – 4,5,6 Г- 2,4,5 4. Признаки живой природы: 1.размножение 2. растворимость 3. появление ржавчины 4.электропроводность 5.дыхание 6.обмен веществ и энергии

А - 1,2,5 Б- 2,3,5 В – 1,5,6 Г- 2,4,6 5. Дыхание - это 1.поступление в организм углекислого газа 2. поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа 3. выделение из организма углекислого газа 4.получение организмом необходимых веществ из окружающей среды 5. выделение из организма ненужных веществ

А - 2,4 Б- 2,5 В – 1,4 Г- 2,3

Часть III.

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ).

    Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

    Клеточный сок – содержимое живой клетки.

    Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

    Тополь – семенное растение.

    Атмосфера – водная оболочка Земли

Часть IV .

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни Растения

А. Однолетнее 1. Морковь

Б. Двулетнее 2. Томат

В. Многолетнее 3. Шиповник

4. Берёза

5. Пшеница

Матрица ответов
I _________ этапа
школьной олимпиады учащихся по биологии. 2016 -17 уч. год
__
6 ____ класс [максимально 30 баллов]

Часть I . [мах. 1 0 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1-10

Часть II . [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1-10

Часть III . [мах. 5 баллов] правильные суждения под номерами: 1, 3, 4.

Часть IV . [мах. 5 баллов] - А-2,5 Б-1 В-3,4

Итого мах.___30_ баллов

Матрица ответов
на задания теоретического тура _______
I _________ этапа
школьной олимпиады учащихся по биологии. 201
6 -1 7 уч. год
__
6 ____ класс

Часть I .

1-10

Часть II .

1-5

Часть III . Правильные суждения под номерами:

Часть IV .

Строение клетки. Устройство увеличительных приборов.

1. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласта в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем заключалась его ошибка?

1) в неправильной установке света

2) нужно было поставить большее увеличение

3) нужно было сделать тонкий срез листа

4) нужно было подкрасить лист красителями

2. Антоний ван Левенгук мог быть или был знаком с:

1) Наполеоном Бонапартом

2) Михайлой Ломоносовым

3) Петром Первым

4) Чарльзом Дарвином

3. Появление различий в строении и функциях клеток называется их:

1) делением

2) размножением

4) дифференциацией

4. Создание первого микроскопа относится к:

1) XVII веку

Задания с выбором нескольких верных ответов

В1. Выберите признаки хлоропластов:

А) имеют внутренние мембраны

Б) бесцветны

Г) способны к фотосинтезу

Д) не имеют мембран

Задания на установление соответствия

В1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен

Признак Царство

    По способу питания в основном автотрофы А) Растения

    Имеют вакуоли с клеточным соком Б) Животные

    Клеточная стенка отсутствует

    В клетках имеются пластиды

    Большинство способно передвигаться

    По способу питания преимущественно гетеротрофы

Задания части С

С1. Если к свежему препарату с клетками листа элодеи добавить немного соленой воды или спирта, то клетка несколько сморщится. Почему?

Ответ: С1. Произойдет плазмолиз, связанный с обезвоживанием цитоплазмы клетки. Соль или спирт оттянут воду из цитоплазмы.

1. Самое крупное водное цветковое растение. Растет в тихих заводях бассейна реки Амазонки. Листья до 2 м диаметром и до 6 м в окружности, с загнутыми вверх краями. Свободно выдерживает груз до 50 кг. Это:

а) лотос
б) вольфия
в) лилия
г) виктория

2. Этот удивительный маленький хищник растет на болотах. На листиках хорошо видны капельки жидкости – это клейкая и едкая жидкость, которая привлекает мелких насекомых. Сядет, например, муха на лист и уже не улетит, так как лист сомкнется вокруг нее. А затем начнется переваривание, – таким образом это растение добывает себе дополнительное органическое питание. Это растение:

а) аир
б) вахта
в) росянка
г) рогоз

3. Говорят, что это растение узнает и слепой. Его ожог весьма чувствителен. На острове Ява и в Индии есть виды этого растения, ожог которых так же опасен, как укус змеи. А у нас из молодых листьев варят щи, делают салат. Это растение:

а) одуванчик
б) крапива
в) зверобой
г) осот

4.Грибы питаются готовыми органическими веществами, так как:

А) в их клетках нет хлорофилла, и не происходит фотосинтез;

Б) Они не имеют корневой системы;

В) Они вступают в симбиоз с корнями деревьев;

Г) грибница расположена в почве.

Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?

А) Размножаются с помощью спор;

Б) Состоят из одной клетки;

Г) не имеют оформленного ядра.

Как доказать, что растение испаряет воду?

А) Обильно полить растение и наблюдать за ним.

Б) Поместить лист растения в колбу и наблюдать за появлением капелек воды на стенках колбы.

В) Нагреть лист растения и наблюдать за ним.

Г) Рассмотреть лист под микроскопом.

7. Плоды этого растения созревают прямо на стволе. Из семян после обработки делают порошок, хорошо нам известный, так как из него готовят вкусный напиток. Это:

а) кофе
б) какао
в) чай
г) имбирь

8. В переводе название этого растения означает «золотое яблоко». В России оно появилось в царствование Екатерины II, но все считали, что его плоды, как и плоды картофеля, ядовиты и есть их нельзя. Употреблять же в пищу их стали лишь в 1850 году. Это:

а) помидор
б) миндаль
в) лимон

г) картофель

9. В зависимости от положения семени в пространстве, корни будут расти:

а) всегда вниз
б) в разные стороны
в) в ту сторону, в которую направлен кончик появившегося корня

г) где есть пространство между комочками земли

10. Какой буквой на рисунке обозначен пыльник?

а) В б) А в) Г г)Б

11. Эти высшие растения способны вызывать заболачивание местности. Отмирая, они образуют торф. Эти растения:



За какой систематической единицей в классификации растений следует семейство?

13. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его в микроскоп. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. Его ошибка заключается в :

а) неправильной установке света
б) том, что он не поставил большее увеличение
в) не отрегулировал четкое изображение

г) том, что он не протер предметный столик

14.Передвижение воды и минеральных солей в стебле происходит по:

Б) древесине

В) сердцевине

Г) камбию

15. Существование растительной клетки открыл :

а) Роберт Гук
б) Антоний Ван Левенгук
в) Роберт Кох

г) К. Линней

II. Часть.

Выбрать один верный ответ.

Старая клетка растения

А) содержит много крупных вакуолей с ядром в центре клетке

Б) содержит одну крупную вакуоль с ядром в центре клетке

В) содержит одну крупную вакуоль с ядром около клеточной оболочки

Г) содержит много маленьких вакуолей с ядром в центре клетке

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2015-2016 гг.)

6 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 1 часа (60 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 17 заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть I .

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


  1. На русский язык переводится, как слово «растение, трава»:
    а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».
2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3. Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота, в) водорода, г) кислорода.

4. К генеративным органам растения относится:

а) цветок, б) стебель, в) лист, г) корень.

5. Что из перечисленного ниже обычно характерно для старой растительной клетки?

а) одна очень крупная вакуоль, б) ядро расположено в центре,

в) очень тонкая клеточная оболочка, г) интенсивно делится.

6. Спорами размножается:

а) яблоня, б) редис, в) папоротник, г) ель.

7. У семени фасоли наибольшую массу имеет:

а) семенная кожура, б) семядоли,

в) зародышевая почка, г) зародышевый корень.

8. Липа отличается от жука тем, что она:

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

9. Каким термином называют стебель с листьями и почками:

а) ствол, б) ветка, в) побег, г) воздушный корень.

10. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

Часть II .

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ).


  1. Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

  2. Клеточный сок – содержимое живой клетки.

  3. Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

  4. Тополь – семенное растение.

  5. Микроскоп – прибор для изучения растений.

Часть III .

Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 2. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Установите соответствие между растением и продолжительностью его жизни:

Продолжительность жизни Растения

А. Однолетнее 1. Морковь

Б. Двулетнее 2. Томат

В. Многолетнее 3. Шиповник

4. Календула

Часть IV .

Дайте развернутый ответ на вопрос.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4.
Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

Часть 1




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Часть 2

Часть 3 . 2 балла.

Часть 4. 4 балла.

Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии

Фамилия ___________________Имя ____________________

Класс__________________________

Школа ________________________

Часть 1 . 10 баллов (по 1 баллу за каждое задание).




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

Часть 2 . 5 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

Часть 3 . 2 балла.

Часть 4. 4 балла.