Почему главному герою романа мастера даруется свобода. Cочинение «Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита. Философская трактовка понятия "Свобода"

Сочинение Булгаков М.А. - Мастер и Маргарита

Тема: - Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух, пища, любовь.
То тяжелое время, которое мы видим сквозь призму романа “Мастер и Маргарита”, на первый взгляд не так уж страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые - сороковые годы нашего столетия - одни из самых страшных в жизни государства Российского. И страшны они прежде всего тем, что в то время жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.
По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смысле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, которую устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода - это награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж перенес в жизни.
На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина - искупление - свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие муки, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, “ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца ниссана...” За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раскаяний и одиночества, полных сожалений о прерванном тогда разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по лунной дороге. В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие 2000 лет.
Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира и балагур, неутомимый Коровьев-Фагот превращается в “темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.
Писатель создавал свои роман мучительно, в течение 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и снова творил. В этом было отчаяние - ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое отражение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев - Мастером.
Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им созданного героя. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.
Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа “Мастер и Маргарита”, хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, своими моральными и жизненными потребностями.
Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоздания той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих “испорченных квартирным вопросом” москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.
Свита Воланда как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует.
Пожалуй, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой атмосферой наживы, является Маргарита.
Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициатором знакомства была она сама, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита - женщина незаурядная, талантливая - способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творения. Чувство, имя которого - любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужа. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него уйти, ей надо лишь объясниться, потому что так поступают интеллигентные люди. Маргарите не нужна свобода для нее одной, но она готова бороться с чем угодно ради свободы для двоих - себя и Мастера. Ее не страшит даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверена, что с Мастером она не расстанется, зато полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости.
В связи с темой свободы нельзя не упомянуть и еще одного героя романа - Ивана Бездомного. В начале романа этот человек - прекрасный образец человека, несвободного от идеоло гии, от внушенных ему истин. Верить в ложь удобно - но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана начать сомневаться - а это начало поиска свободы. Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером. Можно предположить, что когда-нибудь судьба снова сведет их.
Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия - линия философская, и ее героями становятся люди, жаждущие обрести свободу и покой.
Проблема поиска свободы, стремления к независимости наряду с темой любви является главной в бессмертном рома не М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, роману “Мастер и Маргарита” суждена долгая жизнь.

Свобода. Что мы понимаем под этим словом? Для каждого она имеет разный смысл, но я вижу две стороны “свободы”. Первая - это физическая свобода: ты независим в своих движениях. Вторая - это духовная независимость, свобода мысли. Эта тема часто встречается в русской литературе, но мне особенно понравилось то, как представил ее читателям Михаил Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”. Автор лично столкнулся с темой свободы в своей жизни: его произведение “Мастер и Маргарита” попал под цензуру, и Булгаков, отчаявшись, сжег его. Лишь через несколько лет, по настоянию жены, он восстановил его по памяти. Роман во многом автобиографичен: Булгаков - Мастер, его жена - Маргарита. Главный герой в книге сначала сжигает свое произведение, а потом восстанавливает.

В романе я увидел зависимость общества: оно подчинено коммунистическому строю, гонится за трудовыми рекордами и социалистическими идеями, при этом забывая о духовных ценностях. А Мастер, как свободная личность, не находит здесь своего места. Его роман не вышел в печать по вине бездарных критиков. Литературная деятельность в Москве приобрела коммунистический уклон, здесь неважно - есть у тебя талант или нет, главное - угодить руководству страны, что, по моему мнению, неправильно. В этом я убедился после раскаяния Ивана Бездомного, который понял, что писал ужасные стихи. Вот она - тема свободы. В Москве нет места истинному таланту, поэтому Мастер уничтожает роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри и уходит в клинику Стравинского.

Тема свободы звучит и в книге Мастера. Заключенный Иешуа, как прототип Иисуса Христа, независим духом, поскольку мыслит не о себе, а обо всем человечестве.

Прокуратор Понтий Пилат, напротив же: раб своей власти и Кесаря. Он боится потерять свое положение, хотя не равнодушен к судьбе проповедника и хочет ему помочь. Здесь, как мне кажется, Булгаков хотел нам показать, что духовная независимость - это главное во все времена.

это проявляется на сеансе черной магии, после которой многие попадают в клинику Стравинского. На ее примере я заметил такую особенность, связанную со свободой. Люди, хотя находятся в “психушке”, становятся более свободными, так как оценивают свою жизнь со стороны. Там они ни от чего не зависят и очищаются духовно. С жителями Москвы все наоборот. Ну а что же их судьи: Воланд и его свита? С первого взгляда мне показалось, что в их компании царят дружба и озорство, но лишь в конце понимаешь, что это не так. Фагот, Бегемот, Азазелло и Гелла - рабы Воланда, они искупают вину за совершенные при жизни преступления. Их веселость - это лишь маска, все они печальные личности, хотя помогают Мастеру и Маргарите воссоединиться. Кстати, о взаимоотношениях главных героев. Как мне кажется, они неравноправны. Маргарита, в отличие от Мастера, раба своей любви. Она делает все, чтобы вновь с ним встретиться: становится ведьмой, идет на бал к дьяволу, следует за любимым в потусторонний мир.

Роман очень интересен своим сюжетом и мастерством автора, недаром Булгаков трудился над ним 12 лет. Но несмотря на свою фантастичность, это произведение затрагивает множество философских тем, о которых можно долго говорить, однако для меня главной здесь является тема свободы. Она будет существовать во все века, как нам показал Булгаков. А для меня лично, свобода - это независимость физическая, материальная и, самое главное, духовная. Ведь без нее люди бы “ломались” и умирали, писатели перестали бы создавать для нас великие произведения, не произошли бы многие исторические события и человечество прекратило бы свой путь в поисках совершенства. А вы согласны со мной?

Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух, пища, любовь.

То тяжелое время, которое мы видим сквозь призму романа “Мастер и Маргарита”, на первый взгляд не так уж страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые - сороковые годы нашего столетия - одни из самых страшных в жизни государства Российского. И страшны они прежде всего тем, что в то время жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.

По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смысле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, которую устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода - это награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж перенес в жизни.

На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина - искупление - свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие муки, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, “ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца ниссана...” За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раскаяний и одиночества, полных сожалений о прерванном тогда разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по лунной дороге. В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие 2000 лет.

Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира и балагур, неутомимый Коровьев-Фагот превращается в “темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.

Писатель создавал свои роман мучительно, в течение 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и снова творил. В этом было отчаяние - ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое отражение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев - Мастером.

Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им созданного героя. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.

Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа “Мастер и Маргарита”, хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, своими моральными и жизненными потребностями.

Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоздания той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих “испорченных квартирным вопросом” москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.

Свита Воланда как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует.

Пожалуй, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой атмосферой наживы, является Маргарита.

Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициатором знакомства была она сама, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита - женщина незаурядная, талантливая - способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творения. Чувство, имя которого - любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужа. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него уйти, ей надо лишь объясниться, потому что так поступают интеллигентные люди. Маргарите не нужна свобода для нее одной, но она готова бороться с чем угодно ради свободы для двоих - себя и Мастера. Ее не страшит даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверена, что с Мастером она не расстанется, зато полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости.

В связи с темой свободы нельзя не упомянуть и еще одного героя романа - Ивана Бездомного. В начале романа этот человек - прекрасный образец человека, несвободного от идеоло гии, от внушенных ему истин. Верить в ложь удобно - но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана начать сомневаться - а это начало поиска свободы. Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером. Можно предположить, что когда-нибудь судьба снова сведет их.

Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия - линия философская, и ее героями становятся люди, жаждущие обрести свободу и покой.

Проблема поиска свободы, стремления к независимости наряду с темой любви является главной в бессмертном рома не М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, роману “Мастер и Маргарита” суждена долгая жизнь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Сочинение.

Как понимают свободу герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

Человек не бывает вполне свободен, потому что его свобода всегда ограничена; к примеру, он свободен выбрать себе то или иное кушанье, но у него нет свободы вообще отказаться от еды.

А. Ривароль

В роман «Мастер и Маргарита» М.Булгаков вложил немало душевных сил. Создавая своё итоговое произведение, Михаил Афанасьевич до конца своих дней искал лучшее отображение своих замыслов. Он постоянно вносил поправки, вводил новые персонажи, менял название романа для того, чтобы наиболее полно донести до читателя свои морально-философские мироощущения. Булгаков достиг своей цели, так как это подтверждает Г.Лесскис, который пишет в своей статье «Последний роман Булгакова», что «Мастер и Маргарита» - бесспорно, лучшее произведение Булгакова».

Одна из главных идей автора романа – свобода. Та самая возвышенная, идеализированная свобода, о которой мечтало и будет мечтать человечество, которой посвятили свои бессмертные труды гениальные мастера пера и кисти, ради которой проливалась кровь в многочисленных революциях и войнах. Ах, это сладкое слово свобода!

Как же понимают и «чувствуют» свободу герои романа? Возможна, осуществима ли она в той мере, параметры которой видятся обществом в мечтах?

Пожалуй, самой яркой и самобытной личностью является Иешуа Га-Ноцри – прототип библейского Иисуса Христа. Его продают за тридцать монет, арестовывают по ложному обвинению, истязают и, наконец, приговаривают к смерти. И, тем не менее, Иешуа никого не винит, ни на кого не «держит зуб». В глубине его глаз искриться никем непостижимая тайна, когда он говорит Понтию Пилату, что жизнь может отнять лишь тот, кто дал её. Поэтому, несмотря ни на что, Га-Ноцри считает себя свободным: свободомыслие и свобода духа – это два крыла вольной птицы, ни арестовать, ни казнить которую невозможно. Превыше всего Иешуа ценит полную внутреннюю свободу, исключающую следующие понятия: трусость, злость, обида, зависть, ненависть. То есть всё то, что свойственно негативному и тёмному.

Это главное качество Иешуа мы можем наблюдать в Мастере. В добровольной изоляции от внешнего мира, окружённый любовью и заботой любимой женщины он создаёт роман, ценность которого заключается, прежде всего, в том, что это продукт, плод независимого от догм, партийно-идеологической ориентации советской литературы того времени творчества, свободного полёта Мельпомены. Только в союзе вдохновения и отсутствия всякого насилия над собой Мастер мог написать свой роман. Для него свобода – это творить то, чего хочется, несмотря ни на какие трудности.

Именно поэтому время созидания романа для Мастера и Маргариты было самым счастливым. Это было простое человеческое счастье, ощутить которое они вновь хотели сполна, попросив Воланда вернуть их в любимый, уютный подвал. Но всё течёт, всё меняется. Поэтому после всего пережитого им вряд ли пришлось бы испытать прежнее чувство свободы и любви в прежнем помещении, в прежних условиях.

Однако вольнолюбивая натура Маргариты отвергает чувственный, духовный застой. За право жить так, как она хочет, за право любить и быть любимой она отказывается от всего, что, казалось бы, нужно женщине для счастья: щедрый, обожающий её муж, шикарная квартира в престижном доме, деньги. У неё было всё, о чём мечтает женщина, но не было любви, не было ощущения свободы. Поэтому она, не оглядываясь, без сожаления порывает со старой, комфортной, благоустроенной, сытной и красивой жизнью в «золотой клетке», вырывается на волю во имя своего любимого человека, которого «угадала» из тысяч людей.

Именно в праве самостоятельного выбора образа, направления жизни Маргарита видит цель и смысл свободного существования. Она сделала свой выбор и ни о чём не жалеет.

В крохотной подвальной квартирке, затерянной в переулках Арбата, два любящих сердца купаются в счастье, щедро наполненном свободой, независимым творчеством и безусловной любовью. И Маргарита, и Мастер ради сохранения свободы и любви готовы принять предложение Воланда, посулившего им полную, недоступную в реальной жизни свободу. «Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там», - не зная радоваться или огорчаться, говорит Мастер.

Идя по направлению к вечному дому, дарованному Воландом, слушая струящиеся, как ручей, слова идущей рядом Маргариты, Мастер чувствовал, что кто-то отпускал его на свободу, как сам незадолго до этого отпустил им созданного героя. И теперь, приближаясь к своему вечному дому, обвитому вьющимся виноградом, призывно и многообещающе смотрящему венецианским окном, Мастер надеется обрести покой, покой и ещё раз покой. Ну что ж, весь груз пережитого даёт ему право на эту надежду.

И Иешуа Га-Ноцри, и Мастер, и Маргарита считают себя вполне свободными. Но действительно ли они свободны по-настоящему?

Многовековые размышления наимудрейших умов человечества над понятием «свобода» пришли к стойкому его определению: свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Прочитав же роман от корки, до корки, мы обнаруживаем, что трио вышеназванных героев не совсем свободно: полной, абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютная свобода – миф, мечта, необходимые человеку в суровой действительности жизни.

К примеру, Иешуа несвободен обращаться к прокуратору Иудеи в соответствии со своими желаниями и убеждениями: добрый человек. Крысобой его заставляет, ударив «небрежно и легко»: «Римского прокуратора называть - игемон», - принять общепринятое обращение. Таким образом, свобода Иешуа ограничивается застенками, становясь ограниченной.

Свобода Мастера уязвима также. Критики от литературы безжалостно и хладнокровно втаптывает её в одинаковую серость «советчины». В стенах дома сумасшедших Мастер может смело говорить всё, что желает, но территория этой свободы не выходит за рамки, границы владений профессора Стравинского. Имея связку ключей, Мастеру легко вырваться из клиники, однако он этого не делает. «Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда», - говорит он своему соседу, прекрасно понимая, что возврата в отвергнувший его мир нет.

Мы видим, что и с Маргаритой не всё однозначно. Во-первых, летая над Москвой и совершая хулиганские проделки, её свободный полёт, дарящий ощущение совершенного освобождения от всего, ограничен временем действия мази из золотой коробочки и прихотью сатаны. Во-вторых, её счастье, любовь и свобода, наконец, находятся в полной зависимости от Мастера. Достаточно вспомнить, как Маргарита постарела за то время, когда Мастер находился в клинике для душевнобольных.

Из всего вышесказанного следует, что для булгаковских героев свобода – свобода желания, духа, мыли и творчества. В этом их право, достойное подражания. Свобода их частична лишь потому, что той свободы, о которой мечтает, быть может, каждый человек, нет в природе.

Существует только всегда и везде ограниченная либо законами государства, либо моральными критериями свобода. Это так и должно быть, это правильно. Ибо с воцарением всеобъемлющей свободы, когда каждый будет делать и говорить всё, что ему вздумается, наступит анархия, и человечество ждёт трагический конец. А нам это надо?


Роман «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков писал, с перерывами, с конца 1928 года до самой своей смерти в 1940 году. Ни малейшей надежды на его издание у автора, естественно, не было - он писал потому, что этого требовала его душа, и если и рассчитывал на читателей, то только в будущем. Для грядущих поколений оттачивалась каждая строчка. Предчувствуя, что эта вещь - последняя, «закатная», и, вероятнее всего, следующей не бу-,дет, Булгаков вложил в роман всего себя, все, что пережил.И передумал за годы жизни, все свои чувства, весь талант,;все свои мысли - о любви, свободе, творчестве, добре, и зле, о нравственном долге, об ответственности перед сво-. ей совестью. И получилось произведение абсолютно гени-"альное, во всей великой русской литературе нет такого ^блистательного сплава лирики, сатиры и философии, как,^в этой поэме в прозе. Роман завораживает с первой страницы, перечитывать его можно бесконечно - и целиком, и кусками, выбранными наугад.
Упоительное чувство свободы - вот главное в романе. Эта свобода - ив полете фантазии автора, и в великолепном языке романа. И сложнейшую, казалось бы, композицию в единое целое объединяет тема внутренней свободы. Именно она определяет сущность героев, именно ее наличие или отсутствие оказывается самым важным.
Облечен огромной властью римский прокуратор Понтий Пилат. Но он же и ее заложник. Он раб кесаря и своей должности. Ничего не хочет он так сильно, как освободить пленника. И он имеет такую возможность. Но - боязнь интриг, опасение, что его действия истолкуют превратно, что это может повредить его карьере, мешают ему поступить так, как он хочет - и считает правильным. И чего же стоят в таком случае его должность и его власть, если он обязан говорить и поступать только в рамках положенного, а вся радость бытия отравлена для него головной болью и ощущением своей несвободы?
Жалкий арестант Иешуа Га-Ноцри, избитый, приговоренный к смерти, свободен - он говорит и поступает так, как подсказывает ему сердце. Нет, он не герой и не жаждет смерти, но следовать своей натуре для него так же естественно, как дышать.
Но ведь этот выбор дан каждому. И предательство себя, по мнению и самого автора, и высших сил, действующих в романе, тяжелейший грех. Недаром возмездие, ни много ни мало, - бессмертие раскаяния и тоски.
Но это у великих. А что же самые обычные люди? Те же москвичи?
И в Москве - что только не лишает человека свободы!.. Жилищный вопрос, карьера, деньги, и, разумеется, вечный страх - «как бы чего не вышло». А еще всевозможные инструкции, желание жить «по уставу», «как положено». Доходит до анекдота. Трамвайная кондукторша, вся во власти служебных обязанностей (явно в ущерб здравому смыслу) кричит на кота, протягивающего ей гривенник на билет: «Котам нельзя!» И неважно, что явление необычное - удивиться бы да восхититься, да хоть испугаться, в конце концов! - нет, главным оказывается, что в трамвайной инструкции про котов не сказано, значит, им оплачивать проезд нельзя и кататься в трамвае нельзя.
Бог и царь для молодых авторов - Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа. Вроде все у него есть - и положение, и интеллект, и эрудиция. И возможность влиять на умы и творчество начинающих литераторов. И все это он использует лишь для того, чтобы отучить их мыслить самостоятельно и свободно... Похоже, бедного Булгакова очень довели подобные руководители-надзиратели от литературы, что он так безжалостно расправился с Берлиозом.
Увы, в литературе давно царит дух несвободы. За то, чтоб тебя гарантированно печатали и подкармливали, продали себя многие и многие. И разнузданный гнев литературных критиков, во главе с Латунским, на Мастера, в сущности, так понятен. Эти жалкие ничтожества, пиявки на теле литературы не могут простить ему его свободы - как он смел сочинять свой роман, полагаясь лишь на свою фантазию и талант, выбирать сюжет сердцем, а не по руководящим указаниям. Ведь они-то давно свою свободу продали. За возможность обедать у Грибоедова, отдыхать в Перелыгине, а главное - за то, чтобы гарантированно печатали, оплачивали и не трогали. И неважно, что и о чем писать - лишь бы угадать и угодить. А до чего могут довести критики, автор слишком хорошо знал на своем опыте. И сцены мести разъяренной Маргариты выписаны с большим чувством и - сочувствием.
Да, москвичи пережили нелегкие времена. Голод, разруха, суровая власть учили приспосабливаться, чтобы выжить. Но и выживать можно по-разному.
Ведь сохранил себя Мастер - так же, как сохранил себя Булгаков, как сохранили себя все, кто уважал в себе душу. Кто и в самые трудные времена различал, что главное, а что второстепенное.
И это главное - и, к сожалению, редкое - почувствует в Мастере прекрасная Маргарита. И вспыхнет любовь, и не удержат ее ни минуты ни его вопиющая бедность, ни ее привычка к роскоши.
Любовь и творчество - вот что дает крылья, вот что помогает сохранить свободу. И лишь пока есть свобода, они и живы. Убери ее - и ни любви, ни творчества.
И ведь каждый вправе делать сам свой выбор! Даже если нет таланта. Даже если нет любви. Как улетает Наташа - ради одного лишь пьянящего чувства свободы. Как невозможно вернуться ей к прежней жизни после того восторга, что она испытала.
Но ведь возвращается несчастный боров-сосед, и в полете, и у дьявола на балу не расстающийся со своим портфелем - слишком уже въелась в кровь зависимость от привычного образа жизни. И остается ему теперь лишь одно - глядеть в полнолуние на луну и вздыхать об упущенной возможности, а потом плестись к ненавистной жене, к ненавистной службе и притворяться дальше.
Но как раздражает чужое счастье, чужая свобода тех, кто добровольно от них отказался! Как едины они в стремлении уничтожить, растереть в порошок, чтобы горели рукописи, чтобы автора - непременно в сумасшедший дом. Художник для них - как кость в горле. Замечательна замена - в доме Мастера отныне Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, потомок Иуды, дитя и герой своего времени.
Впрочем, есть, оказывается, и в Москве место, где можно и сохранить свою свободу, и даже вернуть утраченную. Место это - сумасшедший дом. Здесь излечивается Иван Бездомный от догм Берлиоза и от своего стихоплетства, служащие Управления зрелищ избавляются от навязанного им пения... Здесь можно быть собой. Но, пожалуй, только здесь и можно.
Поэтому и получает Мастер в финале в качестве награды не возвращение в прежнюю счастливую жизнь, а покой, и улетают они с Маргаритой бесконечно далеко от Москвы...
А что же Воланд? А Воланд за четыре дня пребывания в Москве слегка позабавился сеансами разоблачения. А с ним и мы. Но странное дело, силы тьмы бесчинствуют лишь там, где люди сами давно обращаются со своей душой крайне небрежно. И почтительно отступают там, где честь и достоинство - не пустые слова.
И, разумеется, Князь Тьмы прежде всего ценит Свободу. Он сам - олицетворение свободы. Поэтому столь уважительно его отношение к Мастеру и его возлюбленной. Достается тем, кто сам себя ценит невысоко, сам пачкает свою душу - и нарушением клятвы Гиппократа, и «рыбкой второй свежести», и наворованными денежками в тайнике, и постоянным враньем, и чванством, и лизоблюдством, как посетители Грибоедова, и жадностью, и трусостью, и подлостью, то есть отсутствием уважения к себе, своей рабской сущностью. И некоторым общение с нечистой силой помогает осознать свое падение - и исправить себя. Вот такое Удивительное влияние «силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Думая о том, в какие времена создавался роман,