Надежда Морген
Конспект НОД с использованием презентации «День Народного Единства»
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация, «Чтение художественной литературы» .
Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Используемые технологии : информационно-коммуникативная, игровая, здоровье-сберегающая.
Цели : расширить представления о празднике День народного единства .
Задачи : Познакомить с историческими событиями прошлого, понимать стихотворные образы, понимать нравственные качества народных героев .
Предварительная работа : Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Васильевич Грозный» , знакомство с устройством быта русской семьи, чтение былин, русских народных сказок .
Слайд №1.
Воспитатель : 16 декабря 2004года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон о Дне народного единства . Это новый праздник для нашей страны. Мы сейчас с вами заглянем в далёкое прошлое и узнаем всё о нём.
Слайд № 2.
Воспитатель обращает внимание на то, что любовь к Русской земле живёт глубоко в сердце людей.
Слайд №3.
Исторические корни этого праздника ведут нас во времена Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которым удалось объединить народ для защиты независимости и государственности. Именно народное единство дало возможность сохранить Россию, как государство.
Воспитатель : Ребята, что вы видите на этой картинке? Какие у вас чувства она вызывает? (Ответы детей : тревогу, страх, волнение, кругом всё горит) . В смутное время умер царь Иван Грозный и двое его сыновей. Династия Рюриков прервалась. Три года неурожая вызвали голод в стране и народные восстания . Бояре в Думе начали делить власть. Враги России, соседнее Польское королевство, пытаются присоединить часть земель к своим владениям.
Слайд № 4.
Игра-эксперементирование : воспитатель предлагает детям взять в руки стопку бумаги и разорвать её, (не получается, потом раздаёт по одному листочку, дети легко разрывают его. Педагог проводит анологию с истрической ситуацией.
Воспитатель : давайте узнаем, кем были Минин и Пожарский.
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Воспитатель : Вооружившись на народные деньги и объединившись , русский народ прогнал польских и шведских захватчиков.
Слайд №13
Слайды №14 .
Слайд №15
Слайд №16
Воспитатель : Этот памятник К. Минину и Д. Пожарскому находится в Москве на Красной площади, главной площади города. Затем раздаёт демонстрационные карточки с буквами на одной стороне и с цифрами на другой. Если встать по порядку, можно прочитать слово (Москва, Россия, единство , и т. д.) .
Слайд №17
Слайд №19
Подвиг соотечественников не раз воодушевлял потомков на борьбу с врагами.
Слайд №20
Слайд №21
Слайд №22
Слайд № 23
Слайд №24
«Русские народные сказки» - Может спросить??. Сказки. Бедная коровка! Солдат взял ложку, помешал, попробовал… - Ну как? Русские. И что же такого горючего пьёт Змей Горыныч, что дышит пламенем? Дочь и падчерица. Книга русских народных сказок должна быть другом любого ребёнка! Но так ведь нельзя! Чудеса в «Колобке». Ну тогда в путь!?????.
«Оркестр народных инструментов» - Ударные инструменты. Звук звонкий. Духовые инструменты. Создание оркестра. Балалайка. Домра – ведущий инструмент в оркестре народных инструментов. Назвали инструмент в честь русского сказителя и певца Бояна. Балалайка щипковый инструмент. Состав оркестра. Домра. Входят в состав оркестра народных инструментов.
«Русское народное искусство» - Каслинское литье Тагильские подносы Тагильские сундуки Камнерезное искусство. Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Палех. Русская матрешка. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Поднос с сюжетной росписью. ХIХ века. Русская финифть.
«Русские народные инструменты» - Балалайка Гармонь. По бокам коробочки, растянул свои меха -стал похож на жениха. Форма птиц и животных. Первые инструменты. Русские народные инструменты. Исконно русские инструменты. Появилась в1870 г. в Туле. Дудки- самогудки! Музыкальные инструменты в детском саду. То толстеет, то худеет – на весь мир голосит.
«Русские народные песни» - Как в народе создавалась музыка? «Деревенская музыка» справедливо ли такое определение для гармони? Русская народная песня. Гармонь. Гармо?нь (гармоника, гармошка. Народное творчество - фольклор. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия. Музыка моего народа. Английское folk – народ, lore –учение.
«Народные танцы» - Японский боевой танец с веером. Народное творчество. Молдавский танец. Цыганский таборный танец. Танцы Индии. . Обрядовые подразделяются на: охотничьи, тотемные и военные. Латвийский танец. Настоящая, подлинная Испания - это фламенко: танец, песня, жизнь. В V - VII веках народные танцы исполнялись в лоне "игрищ" (сходбищ).
Римма Кокурина
Конспект занятия в подготовительной группе «День народного единства»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №39» .
День народного единства .
Тематическое занятие для детей
подготовительной группы .
Составила :
Воспитатель первой квалификационной категории
Кокурина Р. Ю.
Арзамас, 2014г.
Цель : Приобщение детей к истории России и родного края.
Задачи :
Воспитывать патриотические чувства и гордость за свою страну;
Уметь узнавать и называть героев России;
Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе , прислушиваться к мнению других).
Вырабатывать умение соотносить ритм повторяющихся движений со стихотворным текстом;
Совершенствовать умение внимательно слушать, пользоваться усвоенными образцами речи.
Оборудование :
Презентация «День народного единства » .
Наглядное пособие «Государственные символы России» .
Аудио запись гимна России.
Методы :
Творческий : Презентация – «День народного единства » ;
Объяснительно-иллюстративный;
Художественное слово;
Здоровье сберегающая технология – логоритмика «Я, ты, он…» ;
Игра-пазл «Собери герб, флаг» .
Воспитатель : Дети, есть много добрых и хороших слов в русском языке, но есть среди них такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости
"Дом", "Отечество", "Россия"
Да "Родная сторона".
Скажет кто, что означают
Эти громкие слова?
Пшеничное поле, и горы, и лес,
И жаркое солнце с высоких небес,
Склонились берёзки в поклоне земном-
Всё это мы гордо Россией зовём.
Слайд № 1, 2
Россия, Родина. Это край, где мы родились, где мы живём,
это наш дом, это всё, что нас окружает.
Воспитатель : Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)
Воспитатель : Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина….
Воспитатель : Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве . К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство , когда в стране царили вражда и голод.
Послушайте, что произошло 400 лет назад….
Русская земля была занята врагами - поляками . Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
Слайд № 3
Воспитатель : Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами. - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
Воспитатель : Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского.
Слайд № 4, 5
Воспитатель : ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
Слайд № 6
Воспитатель : И вот наступил славный день : вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная .
Воспитатель : Вот герои - избавители России : простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей : стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
Скажите мне, ребята, после всего услышанного, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину и помнит своих героев? (ответы детей)
Слайд № 7
Воспитатель : Недаром памятник им стоит в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. А на памятнике написано :
«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» .
День народного единства .
Воспитатель : И когда мы все вместе и дружны, мы непобедимы.
Логоритмика : Я, ты, он, он, она –
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я» .
Воспитатель : Ребята, а мы с вами дружные, сильные? Если мы дружные и сильные, значит и страна наша сильная! Каждая страна имеет свою символику : флаг, герб и гимн.
Слайд № 8
Воспитатель : У России флаг трёхцветный, он состоит из трёх полос-
белой, синей, красной. Что же они обозначают?
Белый - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет-это вера, верность. Народ любит свою страну , защищает её, верен ей.
Красный - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
Слайд № 9
Воспитатель : Герб. Что вы видите в центре? Орла.
Расскажите о нём, какой он?
С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Почему же на гербе России изображён орёл?
Орёл на гербе обозначает силу, это государство - сильное и непобедимое.
Но почему у орла две головы?
Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое . В России живут люди разных национальностей, а не только русские.
А что вы видите ещё?
А как вы думаете, что она обозначает?
Корона обозначает, что в России главный царь.
А что в лапах у орла?
Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава.
Держава - значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.
Игра : «Собери герб, флаг» .
Воспитатель : У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Гимн - это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и других важных событиях.
Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Слайд № 10
Слушание гимна России.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Воспитатель МБДОУ МО г.Краснодар "Центр - детский сад № 115" Хмельницкая Наталья Робертовна
День народного единства.
Цель: Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей.
Задачи:
- Дать знания о событиях происхождение 400 лет назад (восстания против поляков).
- Учить узнавать и называть героев России.
- Воспитывать уважение к людям, прославившим Россию.
- Воспитывать чувство уважения к защитникам нашей Родины, желание стать ее защитником.
- Закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки).
- Воспитывать нравственно- патриотические чувства к Родине.
Ход мероприятия:
слайд 1
Воспитатель - Ребята, 4 ноября вся наша страна отмечает День народного единства. И на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.
слайд 2 Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем...
слайд 3
Почему мы любим все Родину - Россию,
Потому что нет нигде родины красивей.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
Россия…как из песни слово-
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье - русская душа
слайд 4
Воспитатель - Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)
Воспитатель - Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина….
слайд 5
Воспитатель - Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. Не сразу Россия стала сильным государством. Постепенно возрастало могущество страны. Бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли отличить добро от зла, правду ото лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время, кровавое время. Об одной из таких страниц истории и пойдёт наш сегодняшний рассказ.
Послушайте, что произошло 400 лет назад….
слайд 6
Напали на нашу русскую землю враги - поляки. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
слайд 7
Воспитатель - Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин, ребята обратите внимание на его портрет, начал собирать войско для борьбы с врагами. - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
слайд 8
Воспитатель - Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского, обратите внимание - это портрет Дмитрия Пожарского.
слайд 9
Воспитатель - Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.
слайд 10
Воспитатель - И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная.
слайд 11
Воспитатель - Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
Скажите мне, ребята, после всего услышанного, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? (ответы детей)
Воспитатель - Да, ребята, конечно можно, потому что впервые простые люди шли воевать не за царя, а за свою родную землю. И они победили! Объединились во имя победы люди всех национальностей, деревни и города.
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперёд.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живём одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
слайд 12,13,14
Воспитатель - Недаром памятник им стоит в Москве - столице нашей Родины на Красной площади - в самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.
Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Пожарского? (высказывания детей)
Воспитатель - Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.
Теперь мы празднуем День народного единства как заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.
А сейчас, я хочу предложить вам, вспомнить мудрые пословицы о войне и мире…
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок.
слайд 15
1. Родина любимая - что мать родимая.
2. Если дружба велика, будет Родина крепка.
3. На чужой стороне - что соловей без песни.
4. Жить - Родине служить.
5. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
6. Родина - мать, умей за неё постоять.
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой
родной дом, твоя родная земля.
И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать
свой родной уголок.
слайд 16
Воспитатель - Молодцы, много пословиц мы сегодня вспомнили…. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, и забывать обиды.
Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все,- одна семья,
Куда не глянь - кругом друзья.
Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной
слайд 17
Воспитатель - Молодцы!
Главное, мы вместе! Главное, мы дружно!
Главное, мы с сердцем, горящим в груди!
Нам - равнодушных, в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
слайд 18
Воспитатель - И сегодня накануне Дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно»
Мы для вас приготовили ватманы, вам нужно будет расположить свои руки рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы!!!
Воспитатель - И в заключение сегодняшнего занятия, наши ребята прочтут стихи Натальи Майданик об этом замечательном празднике….
Ребенок 1 - ЕДИНСТВО НАВСЕГДА
Ушли в историю года, цари менялись и года
Но время смутное, невзгоды, Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка, и славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев, обрел свободу на века
И поднималась Русь с колен, в руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой, под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города, с поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу, и День единства навсегда!
Ребенок 2 - ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет, на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой, он движется вперед.
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, жертвует собой.
Во славу тех героев, живем одной судьбой,
Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!
Ребенок 3
Даже если очень сложно, избежать всегда возможно
Ссор, раздоров, перебранок, никому это не в радость —
Нужно быть мудрее, выше, и спокойнее, и тише,
Детям не нужна война — очень страшная она.
Нет, мы не будем драться,
Будем мы лучше, друзья, улыбаться,
Пусть неприятности, беды, проблемы,
Это пройдет, будут же перемены!
Пусть будет мир у всех на Земле,
Это так нужно и мне, и тебе!
Ребенок 4
В добром мире вместе жить,
Уважать людей, любить,
Жить спокойно, без тревог
Каждый человек бы мог,
Нужно только улыбаться,
И проблемам не сдаваться.
Ссориться, ругаться бросьте,
И ходите лучше в гости,
За приятною беседой,
Помиритесь вы с соседом,
С другом, братом иль сестрой
И вам дам совет такой —
Живите вы счастливо,
Тихо, мирно и красиво!
слайд 19
Воспитатель
В День единства будем рядом, будем вместе навсегда,
Все народности России, в дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить, сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить, охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить, войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить, чтоб под мирным небом спать!
слайд 20
Воспитатель - Мы думаем, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу, на этом наше сегодняшнее занятие окончено, спасибо всем, кто принял активное участие!
Звучит песня С.Ратару «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»