Браиловский свято троицкий женский монастырь отзывы. Браилов. Троицкий Браиловский женский монастырь. Монастырь под властью униатов. Упадок

История Браиловского Свято-Троицкого монастыря начинается в Виннице. В 1635г. стараниями и средствами шляхтича Михаила Кропивницкого основался в Виннице женский монастырь. Это был период возрождения православия на Украине которое связано с именем митрополита Петра Могилы.

Вместе с народом монастырь пережил все беды и гонения. С приходом к власти польского короля Яна Каземира монастырь пережил гонения. Потом была уния, упадок, бедность.

В 1795г. в ходе соединения с православной церковью началось возрождение монастыря как православного. Первой игуменьей стала мать Палладия. Позже монастырём управляли казначейши матери Досифея, Поликсения и Серафима.

В 1845г. при игуменьи матери Таисии монастырь был переведён с Винницы в Браилов. Крестным ходом монахи, духовенство, миряне перенесли святыни. Монастырь был зачислен по штату к монастырям первого класса, что считалось за большую честь. При игуменьи Мелитини монастырь вознесся, процветала духовная жизнь, монастырь расстраивался, имел свою землю, сады. Это был период духовного вознесения и материального благополучья.

При монастыре действовало духовное училище для девочек, был приют для девочек-сирот из духовных семей, действовала богадельня, действовала воскресная школа для женщин, в годы первой мировой войны в монастыре действовал лазарет для раненых.

Перед закрытием монастыря, уже в годы советской власти игуменьей была мать София. Игуменья София в миру Рачинская была благородного рода, имела достойное образование, отказавшись от светской жизни ушла в монастырь. Её высокая духовность и ум были отмечены. Её выбирают игуменьей монастыря. Вместе с сестрами она пережила страшные годы революции и братоубийства. Пережила закрытие монастыря и закончила свой жизненный путь в селе Галайковцы Муровано-Куриловецкого района под духовным покровительством отца Агафадора, духовного подвижника. Она есть автором ряда акафистов. Нею написан акафист в честь Браиловской иконы Божьей Матери.

Обновилась духовная жизнь монастыря в годы войны. В тяжелых условиях действовал монастырь до 1964г. На момент закрытия монастыря игуменьей была мать Глафира. После закрытия монастыря склады переделали на склады, келии отдали под общежития местному ПТУ. С 1990г. обитель вновь возрождена.

Первой настоятельницей возрождающейся обители была монахиня Неонила из Пюхтинского монастыря, которая сумела привить насельницам любовь к духовному совершенству. Этот завет сохраняется и поныне молитвенными трудами настоятельницы игумений Антонии и сестер, являя собой пример служения Богу и ближним.

Браиловский Свято-Троицкий монастырь первый возродившийся в Винницкой епархии, который 15 сентября 2009 года отметил свой 20-летний юбилей. В монастыре находятся две чудотворные иконы - Браиловско-Ченстоховская и Браиловско-Почаевская иконы Божией Матери.

Браиловско-Ченстоховская икона которая находится в монастыре ещё до революции прославилась большим количеством исцелений. Возле неё находятся, так званые, подвески - это благодарность людей за исцеление.

В 1887 г. в Почаевской лавре профессор протоиерей А. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврский церквей образ с надписью: "Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской". Он пришел к выводу, что это копия бывшей когда-то в Браилове чудотворной иконы, которая пропала после взятия местечка турками в 1672 г. Тогда же он сообщил об этом игуменьи женской обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ 1 июня 1888 г. в монастырь.

День в монастыре начинается с 5 часов утра когда по звонку колокольчика (фото справа) все сестры идут на утренние молитвы. В 6 часов начинается пение акафиста Матери Божией, на котором стараются присутствовать все сестры, выходя на средину церкви и славя Царицу Небесную. Далее читается акафист дню и совершается божественная литургия, после которой все насельницы идут на послушания; каждая имеет свои обязанности: у некоторых они постоянные, других благословляют по седмицам. В 12 часов дня колокольчик созывает всех на трапезу, а в 17 часов начинается вечернее богослужение. По окончании его сестры ужинают, и совершают вечернее монашеское правило. В монастыре имеется три церкви: соборная большая "холодная" и две - "теплых": во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских и в честь святителя Николая. Центральный престол собора освящен во имя Святой Троицы; боковой южный предел - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный - в честь святой великомученицы Варвары.

На кладбище Браиловского монастыря похоронены монахи, замученные за веру в годы советской власти: матушка Анатолия, отец Александр, схимонахиня Августа

(Винницкой и Могилёв-Подольской епархии), в пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл. Основан в 1635 г. в Виннице иждивением М. С. Кропивницкого, подсудка браиловского, для противостояния распространению унии (см. Брестская уния). Вероятно, главный храм мон-ря был освящен в честь Благовещения. В 1723 г. мон-рь стал униатским, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно мон-рь пришел в упадок, в 1780 г. его покинула последняя монахиня. После вхождения Подолии в состав Российской империи Б. м. в 1795 г. был обращен в правосл. 2-го класса. В мон-рь на исправление присылали из др. обителей провинившихся монахинь, а также мирянок. К нач. XIX в. годовой доход обители составлял 1200 р. К сер. XIX в. здания мон-ря обветшали, и в 1845 г. по инициативе Подольского архиеп. Арсения (Москвина) сестры были переведены в мест. Браилов, в помещения бывш. католич. мон-ря, построенного во 2-й пол. XVIII в. гр. Ф. С. Потоцким и пришедшего в запустение к 30-м гг. XIX в., с 1832 г. в одном из приделов монастырского храма совершались правосл. богослужения. 1 окт. 1845 г. крестным ходом из Винницы в Браилов прибыли монахини, начавшие восстановление полуразрушенных монастырских корпусов и реконструкцию храма.

К нач. XX в. в Б. м. действовали 3 храма (сохр. до наст. времени). Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, юж.- в честь Благовещения, сев.- во имя вмц. Варвары. В 1847 г. под собором была освящена ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С зап. стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в к-рой устроена колокольня, с вост. стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 г. в сев. половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В вост. части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 г. при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 г.- 3-классное жен. духовное уч-ще для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 г. начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

В 1925 г. в Б. м. жили 145 сестер. Мон-рь существовал на собственные средства: зимой сестры занимались шитьем, летом работали в поле. Осенью 1932 г. неск. крестьян из сел Москалёвка и Казачёвка, спрятавших в Б. м. часть личного урожая, были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в Б. м. иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из мон-ря изъяли все продукты, крестьян окрестных сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна. В 1942 г., во время немецко-румын. оккупации, Б. м. был открыт, в 1962 г. снова закрыт под предлогом того, что обитель, к-рую в офиц. документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ. Летом 1989 г. Б. м. был возвращен Церкви, 19 марта 1990 г. в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских состоялась первая после возобновления в обители монашеской жизни литургия. К нач. 2003 г. богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в ц. преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут ок. 50 сестер, настоятельница игум. Антония (Стеценко).

Главными святынями Б. м. являются Браиловская Ченстоховская и Браиловская Почаевская иконы Божией Матери. В Б. м. также хранится ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.

Арх.: Архив ЦНЦ.

Лит.: Лотоцкий И ., свящ . Виннице-Браиловский жен. мон-рь и его святыни. Немиров, 1900; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1985. Т. 2. С. 15-17; Слободенюк Е . Мон-ри Украины: История уничтожения // Киевская старина. 1995. Т. 1. С. 107.

18 лет назад в "теплом" храме преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, после почти 30-летнего запустение в Браиловском женском монастыре была отслужена первая литургия. С тех пор 19 марта - один из важнейших монастырских праздников, когда почитается одна из главных здешних святынь - чудотворная Браилово-Ченстоховская икона Божьей Матери. В этот день в Браилове собираются паломники со всей Украины.

Всего полчаса езды по Жмеринской трассе, и мы с водителем Русланом уже подъезжаем к Браиловскому женскому монастырю. В душе - волнение и беспокойство: "А как меня здесь воспримут? Не будут ли смотреть, как на грешницу, с явным осуждением, которое, к сожалению, часто встречается в церквях?"

Возле монастырских ворот толкутся нищие, которые, как на работу, ежедневно приходят к обители просить милостыню. Переступаю порог - и сразу же ощущаю: по ту, то есть уже по эту сторону ворот - совсем иной мир. "Тихо и спокойно, как в раю", - тут же кружится в голове, а ноги неторопливо идут ко входу в храм. И с каждым шагом благодатное спокойствие уверенно изгоняет из души все остатки волнения и страха.
Знакомство с большой семьей
- Любой монастырь - это просто большая семья, где каждый занимается своим делом, которое мы называем послушанием, - начинает знакомить с укладом монашеской жизни матушка Анастасия. - Как мама у нас матушка Антония, как папа - духовник монастыря, наш старец батюшка Кирилл. Так что, как и в каждом доме, у нас есть с кем посоветоваться, чтобы знать, как правильно поступать.
Сегодня в Свято-Троицком Браиловском монастыре живет 67 сестер, самой младшей -16, самой старшей - 89 лет. Каждую из них сюда привела своя, порой нелегкая, судьба, а объединила любовь к Богу.
- Конечно, все мы разные - со своим характером, наклонностями, даже, можно сказать, странностями. Как шероховатые камушки в море обтираются, со временем приобретая обтекаемую гладкую форму, так и мы здесь тремся между собой, - говорит матушка Анастасия. - Враг человечества старается посеять недоразумения между православными, особенно между монашествующими. Бывают, конечно, разные случаи: и поссоришься, и по немощи своей посмотришь с непониманием на немножко небрежно одетую сестру - уже осудила. Но Господь сказал: "Да не взойдет солнце во гневе твоем", а значит до конца дня обязательно нужно примириться, попросить прощения. Наша жизнь кратковременна, и растрачивать ее на обиды не стоит.
Главные постулаты монашеской жизни: послушание, смирение, целомудрие и нестяжание. В монастыре ничего не происходит без благословения матушки-игуменьи, и если слова "не могу" еще могут пройти, то "не хочу" - невозможно.
- Переступили порог монастыря - отреклись от своего "я". На что тебя благословили, то нужно исполнять, - говорит матушка Анастасия. - Вот мое послушание сегодня: ухаживать за больной сестрой и говорить с вами...
Тихая трудовая жизнь
Колокольчик матушки Марии, с которым она в 4.40 утра проходит по коридору возле каждой кельи, как привычный нам будильник, сообщает монашкам: пришло время вставать, идти в церковь на утреннюю молитву. Поскольку топить в главном соборе нет возможности, зимой и до потепления все службы проходят в нижнем храме, так называемой теплой церкви, специально обоснованной еще в 1847 году.
- Царица Небесная - наша покровительница, хозяйка монастыря. Что мы можем ей принести? Только славословие! Каждое утро после полунощницы все сестры поют акафист Браиловской иконе Божьей Матери, который в 1931 году написала игуменья София Рачинская, посвятив первую половину Браилово-Ченстоховской иконе, вторую - Браилово-Почаевской, - продолжает матушка Анастасия.
Дальше приходит черед чтения акафиста дня (сегодня, в среду, это акафист великомученицы Варвары) и Божественной литургии - основного богослужение на земле, таинства претворения тела и крови Господнего из хлеба и вина. С 10.00 сестры приступают к исполнению послушания.
- Как главная над сестрами матушка благочинная знает, какие у каждой есть наклонности, таланты, характер, поэтому на седмицу (неделю) по очереди благословляет на послушание в церкви, на кухне, в коровнике, а в летний период - на полевые работы. У многих сестер есть постоянные послушания: в алтарнице, просфорнице, ризничной и швейной, - рассказывает матушка Анастасия.
Отправляемся на экскурсию по территории монастыря. Справа от главного храма расположено кладбище, которое существует еще с 1845 года, когда монастырь из Винницы перенесли в Браилов. Сейчас здесь несложно разглядеть свежие могилки, среди которых есть даже несколько мирских. В годы войны на время бомбежки люди уходили в обитель, некоторые здесь и погибли. Кстати, здесь же, под рекой, был подземный ход, по которому в храм приходила Надежда фон Мекк, чей музей расположен на другом берегу.
Весной монастырь еще больше преображается: сестры заложили сад, посадили яблоньки и цветы. Есть здесь и небольшой огород - оставшаяся малая доля от земли, которую в трудные времена отобрали у монастыря. Не так давно 15 гектаров все-таки вернули, но они разбросаны по всему Браилову. В теплую пору монашки там трудятся на посевных работах, выращивают пшеницу, гречку и траву для коров.
Хозяйственная часть монастыря представлена коровником, конюшней и гаражами, где помещаются семь коров, телята, пара лошадей, курочки, трактор, несколько грузовых и легковых автомобилей.
- А вон там хранятся овощи, - показывает матушка Анастасия. - Когда-то здесь были подземные ходы на Жмеринку, Винницу и Киев - тройка коней проходила свободно. Но владыка сказал замуровать, чтобы не было несчастных случаев.
Святую целебную воду всегда можно испить из здешнего колодца. По преданиям, в 30-х годах, во время засухи, только здесь в Браилове была вода. На Крещение, Сретение, Троицу, Покрову и другие большие праздники вода в колодце освящается.
Также на заднем дворе есть прачечная, домик для священников и помещение, где живут рабочие. Сами же монашки живут по два-три человека в кельях на втором и третьем этаже. Раз в год каждой дается две недели отпуска, когда можно родных навестить либо поездить по святым местам.
- Дзинь-дзинь! - слышим звон колокольчика... Значит, уже полдень, пришло время первой трапезы.
Специально для приезжих в монастыре действует несколько трапезных: оставлять людей голодными не по-христиански.
- У нас скромная пища. Может быть какой-то суп, каша, компот, чай, - говорит матушка Анастасия. - Но многие паломники довольны этим, ведь пища хоть и простая, но благословенная.
После утренней молитвы четыре монахини получают послушание на кухне. Для сестер, рабочих и прихожан они обязательно готовят с молитвой, возле икон на кухне зажигают лампадки.
- Научно обосновано, что слова молитвы действуют даже на растения. Всегда нужно готовить только с любовью, - признается матушка Анастасия. - Есть, конечно, специальное молитвословие, но кто не знает, достаточно просто сказать: "Господи, благослови!", перекреститься, благословить продукты и начинать готовить.
После обеда монашки вновь приступают к выполнению послушания. В 16.00 начинается вечерняя служба, после которой сестры ужинают и уже в домовой церкви совершают вечернее монашеское правило. В начале одиннадцатого вечера тот, кто устал, отходит ко сну, а кто-то книгу духовного содержания читает. Словом, раньше 23.00 в монастыре никто не ложится.
Приходят многие, остаются не все
"Плодотворным" для Браиловского монастыря оказался 2007 год - пришло восемь человек, от самых молоденьких до уже взрослых. Кстати, с недавних пор матушка Антония взяла за правило принимать женщин только до 50 лет, чтобы они могли еще потрудиться, послужить Господу.
- Каждая из нас пришла спасаться в монастырь. Одни уходит в трудовые подвиги, другие - в духовные, кто-то старается совмещать. Это постоянная борьба и огромный труд! Прежде всего над собой, - отмечает матушка Анастасия.
Сама в монастыре она с открытия, скоро будет уже 20 лет, и, как никто другой, знает, что без желания быть ближе к Богу человек в монастыре долго не сможет.
- Когда я впервые, еще в школе, попала в лавру - для меня это было ошеломляюще! Я смотрела на монахов и понимала, что это ангелы идут, боялась даже заговорить, подойти, - вспоминает матушка Анастасия. - Перед благословением в монастырь мне сказали, что здесь нужно, прежде всего, смирение и терпения - не воз, а целый обоз. Нужно терпеть все: нападки извне и внутри.
Грозно хлопнуть дверью со словами: "Ухожу в монастырь!" действительно недостаточно, чтобы убежать от мирской суеты. Для начала надо духовно быть готовой. В женском монастыре после разговора с матушкой будущую монашку ждут труды на общих послушаниях (коровник, кухня, полевые работы). Со временем ее из гостиницы монастыря переводят в общий корпус в специальную келью для "новеньких". По поведению, разговорам матушка видит, сможет ли человек остаться и побороть себя. Если да - переводят в келью к старшим сестрам, надевают черное монашеское платьице и повязывают косыночку, которая уже прикрывает лоб, что значит: послушница принята в число сестер.
Через время ее постригают, и, хоть сестра еще не дает клятвы Господу, меняется ее имя - словно один человек умирает, а другой рождается. В завершение сестру вновь подстригают, она дает обет нестяжания, целомудрия и послушания, который должна нести до самой смерти, не выходя за пределы монастыря.
- Люди считают нас святыми, но мы, конечно, не ангелы. У нас тоже есть свои недостатки и немощи, от которых стараемся избавиться. Просто сам распорядок монастыря более располагает к молитве, а в ней - вся правда, - отметила матушка Анастасия.
Пора! Уже приходит время ехать домой. Благодарю свою спутницу за неимоверный день и направляюсь к воротам. Переступаю порог в мирскую жизнь, а в голове крутятся слова, которые напоследок подарила матушка Анастасия:
- Этот бешеный ритм жизни, который ускоряется с каждым днем, не случайный. Это все делает лукавый, чтобы у человека не было времени заглянуть в себя. Люди даже не спешат жить - они бегут, летят и мчатся. Но ведь так важно и нужно всем нам останавливаться, находить время, заглядывать и прислушиваться к себе, к Богу, который живет внутри каждого.

История монастыря
Монастырь основан вельможей Михаилом Кропивницким в 1635 году в Виннице (в районе улиц Володарского, Свердлова и Кропивницкого). В 30-х годах XIX века обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей, а часто по решению суда за проступки морального характера присылали на покаяние и мирских женщин. Из-за неудобства в расположении и непригодности старых деревянных помещений в 1845 году монастырь из Винницы перенесли в Браилов в пустовавшие корпуса бывшего католического монастыря. При обители открыли школу для детей-сирот из духовного звания, богадельню. В 20-30-х годах прошлого столетия Свято-Троицкий монастырь испытал тяжелейшие гонения от безбожных властей, однако выстоял и только в 1962 году был закрыт. Возрождение обители началось в 1989 году, когда она была передана Украинской Православной Церкви. К этому времени монастырь пришел в совершенное запустение, так что даже службу совершать в нем было невозможно. И только 19 марта 1990 года в стенах древней обители была отслужена первая Божественная литургия. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь Св. Николая.
В монастыре есть свои чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевская и Браилово-Ченстоховская и Троеручица. В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря, - это икона святого великомученика и целителя Пантелеймона. Есть в обители также ковчежец с мощами святых угодников Божьих.

На кухню сестры благословляются на седмицу. Читая молитвы, они готовят для всех жителей, включая рабочих и гостей монастыря

Работа в проскурнице относится к постоянным послушаниям, которую выполняют одни и те же сестры

Круглый год сестрам Свято-Троицкого Браиловского женского монастыря хватает работы

Будь то будничное утро либо воскресный вечер, в Браиловском женском монастыре всегда много люду. Своих прихожан сестры всегда встречают, проявляя истинное гостеприимство

По преданию, Браилово-Ченстоховскую икону Божьей Матери пожертвовал брацлавский подсудок Михаил Кропивницкий. В 1942 году во время немецко-румынской оккупации святыня вернулась в открытый монастырь, а через 20 лет после вторичного закрытия обители след иконы потерялся. Только в 1984 году благочестивая женщина, получившая образ от игуменьи Браиловского монастыря, передала его благочинному храмов Жмеринского района протоиерею Иоанну Луканову. В доме последнего святыня находилась до 1995 года, когда по благословению архиепископа Винницкого и Могилев-Подольского Макария торжественным крестным ходом из Винницы была перенесена в Браиловскую обитель. По благословению владыки для иконы сделали деревянный киот, покрытый сусальным золотом. В настоящее время икона не имеет серебряно-позолоченной ризы, ее украшают только привески, которые, как и раньше, оставляют прихожане в благодарность за благодатные исцеления.

Образ находится над Царскими вратами Троицкого собора. Каждое утро после полунощницы икона опускается, чтобы монахини и богомольцы могли приложиться к святыне и получить благословение и исцеление от Пресвятой Богородицы. Ежегодно на третий день праздника Святой Троицы в обители вспоминают возвращение иконы в родной монастырь, и после торжественного богослужения бывает крестный ход со святыней вокруг храма

Хозяйственная часть монастыря представлена коровником, конюшней и гаражами, где помещаются семь коров, телята, пара лошадей, курочки, трактор, несколько грузовых и легковых автомобилей