Мо по развитию речи в детском саду. «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение. методическая разработка на тему. в работе с детьми по развитию речи

Ирина Попкова

24.01.2017 в МДОУ "Майский детский сад "Солнышко" проведено методическое объединение для воспитателей средних групп на тему "Развитие связно речи и знакомство со словарем ". Воспитателем средней группы Филиной С. Д. подготовлено и проведено с детьми средней группы занятие по развитию речи на тему "Подарки от волшебницы Зимы"

Семинар-практикум "Развитие речи дошкольников " провела старший воспитатель МДОУ "Майский детский сад "Солнышко" Попкова Ирина Павловна.

Цель : создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей

Задачи семинара-практикума :

Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов;

Расширять опыт педагогов;

Углублять представления;

Побуждать педагогов;

Преодолевать пассивность педагогов.




Публикации по теме:

В конце сентября мне посчастливилось побывать на методическом объединении педагогов православных образовательных учреждений Ставропольской.

Вступительное слово по реализации регионального компонента в условиях реализации ФГОС ДО в образовательной программе ДОУ. Руководитель МО.

Логопедический ринг Цели и задачи. - Закрепление методов, приемов, игры, используемых при постановке звуков. - Закрепление элементов логопедического.

12 ноября 2015 года в детском саду №20 «Гнёздышко» состоялось методическое объединение музыкальных руководителей МАДОУ «Радость» по теме.

Обсуждение с педагогами. Приветствие: Придумано кем то просто и мудро при встрече здороваться доброе утро! Проблема адаптации ребенка.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В. А. 8 декабря 2016 г. на базе МДОУ.

Методическое объединение воспитателей ДОУ в форме «Ярмарка рабочих программ педагога» Используемые ресурсы: компьютер; презентация «Нормативно – правовое обеспечение образовательной деятельности на ступени дошкольного.

О ком загадка: «И швец, и жнец, и на дуде игрец?» (о воспитателе детского сада) «Осенние заметки» В осенний солнечный день нас встречает.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8

муниципального образования город Горячий Ключ

Составила:

Старший воспитательМБДОУ д/с №8

Мищенко Елена Александровна

г. Горячий Ключ

Методическое объединение воспитателей по теме:

«Комплексный подход к становлению речи дошкольников»

Дата проведения: 18.04.2013г

^ Место проведения: МБДОУ д/с № 8

Форма проведения: Мастер-класс

Руководитель: Мищенко Е.А. – ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8

План работы




Мероприятие

Тема

Ответственный

1

Введение в тему. Утверждение плана работы методического объединения на год.

(с использованием ИКТ)


Комплексный подход к становлению речи дошкольников.



2

Теоретическая часть. Сообщение по теме

Нормы звукопроизношения родного языка. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

3

Практические рекомендации

Работа воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи в совместной деятельности педагога и детей.



4

Теоретическая часть. Сообщение на тему

Развитие мелкой моторики - важная, неотъемлемая часть развития речи детей. Условия нормального становления речевой деятельности

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

5

Презентация логосказки с использованием ИКТ

Сказка о маленьком паровозике Ту, который плохо разговаривал

Логопед МБДОУ ЦРР д/с № 9 Карманова И.Н.

6

Групповая творческая работа

(обмен опытом)


Выставка и презентация дидактических игр на развитие мелкой моторики

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

7

Анкетирование

Обратная связь

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

Практический материал для работы с детьми

Примите на память

Ст.воспитатель МБДОУ д/с № 8 Мищенко Е.А.

^ I. Введение в тему.

Я рада приветствовать вас в этом уютном зале, уважаемые педагоги, - людей,

убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни.

Наша встреча посвящена сложнейшей и очень актуальной теме – становлению речи детей.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь одновременно - необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушением речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Сегодня мы поговорим о комплексном подходе к становлению речи дошкольников.
^ II Сообщение на тему " Нормы звукопроизношения родного языка. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи".
Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и др.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры речи - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребёнка сформирован, функционирует и фонематический слух. В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведении речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечёткая речь, при которой ребёнок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. При движении органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия "звуковая культура". Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Можно выделить следующие задачи:

1. Формирование правильного произношения звуков.

2. Выработка дикции.

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

4. Работа над орфоэпической правильностью речи.

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
В каждой возрастной группе в том или ином объёме решаются все названные задачи. В связи с этим необходимо отметить, что в образовательной программе ДОУ должно прослеживаться нарастание ведущих задач работы: от формирования звукопроизношения и дикции во второй младшей и средней группах к формированию фонематического слуха, выразительности речи в старшей и подготовительной. Педагоги не должны сужать объём работы, а, наоборот, использовать дополнительные методические разработки, пособия, где достаточно конкретно, с учётом возрастных особенностей раскрываются содержание и методика формирования звуковой культуры речи детей.

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова - сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество). Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности.
Для решения речевых задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относится непосредственно образовательная деятельность. Чаще всего это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвящённое звуковой культуре речи. Такие мероприятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объём работы по звукопроизношению. В подготовительной к школе группе это позволяет делать достаточное количество непосредственно образовательной деятельности из области "Коммуникация" в неделю. Большая часть времени на таком мероприятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков.
Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются в совместной деятельности педагога и детей: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения и др. В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).
Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таки образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Итак, существующая в детских садах система обучения для первой и второй младших, а также средней группы позволяют воспитателям оказывать детям планомерную квалификационную помощь в овладении всеми звуками родного языка. Этот процесс должен заканчиваться к пяти годам.

^ Сообщение на тему: "Развитие мелкой моторики - важная, неотъемлемая часть развития речи детей. Условия для нормального становления речевой деятельности».

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Однако, не смотря на столь очевидное значение этого раздела, детские сады не используют все возможности, для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования 15%-20% детей поступают в школу из детских садов с плохим произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Специфика психолого-педагогической помощи детям с проблемой развития звуковой культуры речи, заключается в комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом психологического развития ребенка, рекомендаций педагога.

Актуальность нашей работы, обусловлена противоречием, между достаточной разработанностью проблемы в теории и стабильно сохраняющийся высоким % детей, имеющих недостатки произношения, даже при выпуске в школу.

Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.

Основываясь на исследования многих ученых, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено тем, что в коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.

Развитие звуковой культуры речи это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов. Одним из важных методов являются пальчиковые игры, функциональное значение которых – развитие речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.

Мы плавно перешли ко второму пункту нашей работы, а именно - выставка и презентация игр и пособий на развитие мелкой моторики. (воспитатели - участники методического объединения делятся опытом работы).

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. Важно, чтобы и родители хорошо ориентировались в проблемах своего ребёнка и могли дать им практические навыки, как можно раньше оказали им помощь. Родителей должны волновать возникающие вопросы: "Речь моего ребёнка отличается от речи сверстников? Стоит ли ждать чуда? Когда обратиться к логопеду? Чем можем мы, родители, помочь ребёнку?"

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи - возрастное явление, проходящее со временем.

Познакомить родителей с особенностями формирования детской речи, со способами ёе развития в различные периоды жизни ребёнка, а также с некоторыми приёмами исправления неправильно произносимых звуков - задача педагогов.

Для того, чтобы речь ребёнка развивались правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

В общении с ребёнком следите за свей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.

Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточность и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно и не спеша.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

^ Список использованной литературы

1) Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3

2) Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

3) Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

4) Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

5) Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 1981.

6) Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 1999.

7) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.

8) Гризик Т., Тимощук Л. Артикуляционная гимнастика. // Ребенок в детском саду 2001, №3.

9) Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.

10) Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? - ООО Издательство ГНОМ иД 2002.

11) Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титков Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

12) Занятия по развитию речи в детском саду. Под/ред. Ушаковой О.С. – М.: Просвещение, 1993.

13) Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. - М.: Просвещение, 1989.

14) Катаева А.А.. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004.

15) Кузнецова Е.А. Работа методобъединения по развитию речи детей.// Управление дошкольным образовательным учреждением 2008, № 2.

16 Логопедия./Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998.

17 Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995

18 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002.

19) Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.

20) Максаков А.И.. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез. 2008.

21) Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.

22) Носенко Н.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах). М.: Центр педагогического образования 2009.

23) Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - Издательство "КАРО" Санкт-Петербург 2007.

24) Репина В.М. Коррекция нарушений речи у детей. Из опыта работы. - г. Краснодар, 1998.

25) Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - "ЛИТУР" Екатеринбург 1999.

26) Сохина Ф.А. Развитие детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1984.

27) Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.

28) Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

29) Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Лотарёв В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1984.

30) Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.

31) Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание 2007, №5

Протокол № 1

от 18.04.2013 года

Методическое объединение воспитателей

Аминат Нурмагомедова

Просмотр метод . объединения прошёл в МКДОУ/3"Берёзка"

Направление -Развитие речи .

Общая методическая цель : Формирование у педагогов потребности профессионального роста как условие достижения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса. Наши задачи :

Мы тесно связано делимся с опытом работы с другими садами, так же сами посещаем такие мероприятия и один из этих посещений Вам предлагаем к просмотру .

Гармонизация взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к работе. Формирование инновационного банка данных педагогического коллектива ОУ. Обеспечение условий для успешной апробации новых образовательных программ, педагогических технологий, учебных пособий и др. Обмен знаниями, полученными при повышении квалификации. Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе творчески работающих воспитателей. Оказание методической и практической помощи педагогам. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. Формирование творческого потенциала личности педагога через активное участие в работе МО, мероприятиях различного уровня. Организация открытых просмотров и мастер-классов по определенной теме в целях ознакомления с методическими разработками сложных разделов образовательных программ. Выработка единых требований в оценке результатов освоения образова­тельных программ на основе разработанных критериев оценивания достижений в воспитании.

Функциями методического объединения являются : Изучение нормативной документации и методической литературы по вопросам образования ; Отбор содержания и составление учебных разработок по образовательным программам с учетом вариативности и разноуровневости; Участие в обсуждении и утверждении индивидуальных планов по методической работе ; Ознакомление с анализом состояния воспитания и обучения детей (по итогам обработки карт наблюдения детского развития ) ; Взаимопосещения с целью обмена опытом по организации непосредственно-образовательной деятельности по определенной тематике (с последующим сравнением достигнутых результатов на основе данных анализа и самоанализа педагогического работника); Организация и проведение конкурсов, смотров детского творчества

В ходе просмотра было показано НОД в старшей,средних и младших группах,посетила НОД старшей группы /1 тема :"Заколдованный лес"

Просмотр режимных моментов

Прослушали доклад на тему : "Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников ".




Публикации по теме:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Проект «В гостях у сказки» осуществлялся, как увлекательный познавательный с творческой деятельностью, направленной на активизацию речевого.

При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные,.

Лучший фотоотчет по развитию речи во второй младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт " Развитие.

Цель: Формировать знания о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: 1. Систематизировать.

Открытый просмотр НОД дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи у дошкольников среднего возраста Муниципальное бюджетное учреждение детский сад «Улыбка» Открытый просмотр НОД Тема: дидактические игры и прёмы в построении грамматического.

«Использование

разнообразных форм и методов

в работе с детьми по развитию речи»

методическое объединение.

Подготовил воспитатель

МБДОУ №3
Складчикова Н.П.

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь .

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДОУ.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:

Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны:

Образовательная ситуация;

Ситуация общения,

Проектная деятельность,

Игра.

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация . Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами общения на развитие коммуникативных умений могут быть ситуации:

«Что не так?»

Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования:

каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком.

«Улыбка».

Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения:

посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

«Рукопожатие».

Цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины:

«Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок);

«Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей);

«Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи); «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность .

В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДОУ.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

Театрализованные игры.

Цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки.

Сюжетно-ролевые игры.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений .
Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие.

Выделяют три группы методов:

- наглядные,

- словесные,

- практические.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов кнаглядным, других к словесным или практическим, зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

- НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ .

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются какнепосредственные, так и опосредованные методы. Кнепосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии,

осмотры помещения,

рассматривание натуральных предметов.

Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

- СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ .

В детском саду используются в основном те словесные методы , которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения:

Кратковременный показ предмета, игрушки;

Рассматривание иллюстраций, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей;

Чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т.д.

- ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД .

Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развитияречи .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23»

Педагогический совет на тему:

«Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по развитию связной речи дошкольников»

Составитель: Миргородская Анна Сергеевна

Старший воспитатель

Артемовский

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях современных форм и методов развития связной речи детей в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

  1. 1. Доклад на тему: «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»
  2. 2. Сообщения педагогов из опыта работы «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» Чугаева Т.В., Менкаева Р.Д., Ильясова Д.А.
  3. 3. Деловая игра для педагогов «Грамотей и умники». Дунаева Н.В.

Актуальность.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.

Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Условия успешного речевого развития

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Создавая такие условия мы должны знать и о современных образовательных технологиях:

Современные образовательные технологии

Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная, зрительная, физ.минутки, самомассаж ит.д.)

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическими игрушками (вкладыши, башенки), словесные игры и т.д.)

Метод наглядного моделирования (мнемотехника)

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Технологии мнемотехники позволяют решать задачи развития всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно-логической); развитие образного и логического мышления(умение анализировать, систематизировать); развитие смекалки, тренировка внимания, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Волкова Юлия Станиславовна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна - предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. - блоками-квадратами,

Большева Татьяна В - коллажем,

Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.

Про Мнемотаблицы нам расскажет Чугаева Т.В.

Про коллаж Большовой нам расскажет Менкаева Р.Д.

Про схемы Ткаченко нам расскажет Ильясова Д.А.

Деловая игра

Грамотей и Умники

Ведущий напоминает правила игры:

Þ уметь слушать других;

Þ вырабатывать общее решение вопроса;

Þ принимать активное участие в игре;

Þ соблюдать культуру речи и тактичность;

Þ придерживаться регламента.

I часть. Игра «Ромашка»

Каждая команде по очереди отрывает лепесток ромашки на которой написан цифра. Ведущий читает вопрос и если команда отвечает правильно, то лепесток оставляет у себя, в конце игры можно посчитать количество заработанных лепестков каждой командой.

1.Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

2.Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4.Ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)

5.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи? (младшая группа)

7. Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

8.Изложение прослушанного произведения (пересказ)

9.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

10.Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

11.Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

12.Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

13.Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

14.Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

15.Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

16.Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

2 часть. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команда придумывает пословицу, изображает ее в виде схемы, а команда соперников должна отгадать.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. Занятие - это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения - это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.