Краткая биография бориса пастернака. Краткая биография Пастернака: самое главное и основное о жизни и творчестве Очень краткая биография пастернака самое главное

Русская литература Серебряного века

Борис Леонидович Пастернак

Биография

ПАСТЕРНАК, БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ (1890−1960), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 10 февраля 1890 в Москве.

Начиналось же все с музыки. И живописи. Мать будущего поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Отец - Леонид Осипович Пастернак, знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был тесно дружен.

Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи. Здесь часто устраивались домашние концерты с участием Александра Скрябина, которого Борис обожал. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина», - вспоминал он впоследствии. Мальчику прочили карьеру музыканта. Еще в пору учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но… В 1908 Борис оставил музыку - ради философии. Он не мог себе простить отсутствие абсолютного музыкального слуха.

Юноша поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Весной 1912 на скопленные матерью деньги он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург - центр тогдашней философской мысли. «Это какое-то глухое напряжение архаического. И это напряжение создает все: сумерки, душистость садов, опрятное безлюдье полдня, туманные вечера. История становится здесь землею», - так Пастернак описывал полюбившийся навеки город в одном из писем на родину.

Глава марбургской школы философов-неокантианцев Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени. Карьера философа складывалась как нельзя более удачно. Однако и этому началу не суждено было осуществиться. Молодой человек впервые серьезно влюбляется в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Всем его существом завладевает Поэзия.

Я вздрагивал. Я загорался и гас.

Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, -

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.

Как жаль ее слёз! Я святого блаженней.

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён

Вторично родившимся. Каждая малость

Жила и, не ставя меня ни во что,

В прощальном значеньи своём подымалась.

(Марбург)

Стихи приходили и раньше, но лишь теперь их воздушная стихия нахлынула столь мощно, неодолимо, взахлеб, что стало невозможно ей противостоять. Позже в автобиографической повести Охранная грамота (1930) поэт попытался обосновать свой выбор, а заодно дать определение этой овладевшей им стихии - сквозь призму философии: «Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в какой-то новой категории. Категория эта кажется нам ее собственным, а не нашим состоянием. Помимо этого состояния все на свете названо. Не названо и ново только оно. Мы пробуем его назвать. Получается искусство».

По возвращении в Москву Пастернак входит в литературные круги, в альманахе Лирика впервые напечатаны несколько не переиздававшихся им впоследствии стихотворений. Вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым поэт организовывает группу новых или «умеренных» футуристов - «Центрифуга».

В 1914 вышла первая книга стихов Пастернака - Близнец в тучах. Название было, по словам автора, «до глупости притязательно» и выбрано «из подражания космологическим мудреностям, которыми отличались книжные заглавия символистов и названия их издательств». Многие стихотворения этой, а также следующей (Поверх барьеров, 1917) книг поэт впоследствии значительно переработал, другие никогда не переиздавал.

В том же, 1914, он познакомился с Владимиром Маяковским, которому суждено было сыграть огромную роль в судьбе и творчестве раннего Пастернака: «Искусство называлось трагедией, - писал он в Охранной грамоте. - Трагедия называлась Владимир Маяковский. Заглавье скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но - предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру».

«Время и общность влияний» - вот что определило взаимоотношения двух поэтов. Именно схожесть вкусов и пристрастий, перерастающая в зависимость, неизбежно подтолкнула Пастернака к поиску своей интонации, своего взгляда на мир.

Марина Цветаева, посвятившая Пастернаку и Маяковскому статью Эпос и лирика современной России (1933), определяла разницу их поэтик строчкой из Тютчева: «Все во мне и я во всем». Если Владимир Маяковский, писала она, - это «я во всем», то Борис Пастернак, безусловно - «все во мне».

Действительное «лица необщее выраженье» было обретено в третьей по счету книге - Сестра моя - жизнь (1922). Не случайно, что с нее Пастернак вел отсчет своему поэтическому творчеству. Книга включила стихи и циклы 1917 и была, как и год их создания, поистине революционной - но в другом, поэтическом значении этого слова:

Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьёв поединок.

(Определение поэзии)

Новым в этих стихах было все. Отношение к природе - как бы изнутри, от лица природы. Отношение к метафоре, раздвигающей границы описываемого предмета - порой до необъятности. Отношение к любимой женщине, которая… вошла со стулом, / Как с полки, жизнь мою достала / И пыль обдула.

Подобно «запылившейся жизни» в данных строках, все явления природы наделены в творчестве Пастернака не свойственными им качествами: гроза, рассвет, ветер очеловечиваются; трюмо, зеркало, рукомойник оживают - миром правит «всесильный бог деталей»:

Огромный сад тормошится в зале,

Подносит к трюмо кулак,

Бежит на качели, ловит, салит,

Трясёт - и не бьёт стекла!

(Зеркало)

«Действие Пастернака равно действию сна, - писала Цветаева. - Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него - впадаем… Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные». Любой мелочи сообщается мощный поэтический заряд, всякий сторонний предмет испытывает на себе притяжение пастернаковской орбиты. Это и есть «все во мне».

Эмоциональную струю Сестры моей - жизни, уникального в русской литературе лирического романа, подхватила следующая книга Пастернака Темы и вариации (1923). Подхватила и приумножила:

Я не держу. Иди, благотвори.

Ступай к другим. Уже написан Вертер,

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно, что жилы отворить.

(Разрыв)

Между тем, эпоха предъявляла к литературе свои жестокие требования - «заумная», «маловразумительная» лирика Пастернака была не в чести. Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Пастернак обращается к эпосу - в 20-х годах он создает поэмы Высокая болезнь (1923−1928), Девятьсот пятый год (1925−1926), Лейтенант Шмидт (1926−1927), роман в стихах Спекторский (1925−1931). «Я считаю, что эпос внушен временем, и потому… перехожу от лирического мышления к эпике, хотя это очень трудно», - писал поэт в 1927.

Наряду с Маяковским, Асеевым, Каменским, Пастернак входил в эти годы в ЛЕФ («Левый фронт искусств»), провозгласивший создание нового революционного искусства, «искусства-жизнестроения», должного выполнять «социальный заказ», нести литературу в массы. Отсюда обращение к теме первой русской революции в поэмах Лейтенант Шмидт, Девятьсот пятый год, отсюда же обращение к фигуре современника, обыкновенного «человека без заслуг», ставшего поневоле свидетелем последней русской революции, участником большой Истории - в романе Спекторский. Впрочем, и там, где поэт берет на себя роль повествователя, ощущается свободное, не стесненное никакими формами дыхание лирика:

То был двадцать четвёртый год. Декабрь

Твердел, к окну витринному притёртый.

И холодел, как оттиск медяка

На опухоли тёплой и нетвёрдой.

(Спекторский)

Привыкшему руководствоваться правотою чувств, Пастернаку с трудом удается роль «современного» и «своевременного» поэта. В 1927 он покидает ЛЕФ. Ему претит общество «людей фиктивных репутаций и ложных неоправданных притязаний» (а подобных деятелей хватало среди ближайшего окружения Маяковского); кроме того, Пастернака все меньше и меньше устраивает установка лефовцев «искусство - на злобу дня».

В начале 30-х годов его поэзия переживает «второе рождение». Книга с таким названием вышла в 1932. Пастернак вновь воспевает простые и земные вещи: «огромность квартиры, наводящей грусть», «зимний день в сквозном проеме незадернутых гардин», «пронзительных иволог крик», «вседневное наше бессмертье»… Однако и язык его становится иным: упрощается синтаксис, мысль кристаллизуется, находя поддержку в простых и емких формулах, как правило, совпадающих с границами стихотворной строки. Поэт в корне пересматривает раннее творчество, считая его «странной мешаниной из отжившей метафизики и неоперившегося просвещенства». Под конец своей жизни он делил все, что было им сделано, на период «до 1940 года» и - после. Характеризуя первый в очерке Люди и положения (1956−1957), Пастернак писал: «Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. Я забывал, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо побрякушек, которыми их увешали… Я во всем искал не сущности, а посторонней остроты». Однако уже в 1931 Пастернак понимает, что: Есть в опыте больших поэтов Черты естественности той, Что невозможно, их изведав, Не кончить полной немотой. В родстве со всем, что есть, уверясь, И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту. (Волны) «Черты естественности той» во Втором рождении настолько очевидны, что становятся синонимом абсолютной самостоятельности, выводящей поэта за рамки каких бы то ни было установлений и правил. А правила игры в 30-е годы были таковы, что нормально работать и при этом оставаться в стороне от «великой стройки» стало невозможно. Пастернака в эти годы почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он, чтобы прокормить свою семью, вынужден заниматься переводами. Трагедии Шекспира, Фауст Гете, Мария Стюарт Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты… Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством. В военные годы, помимо переводов, Пастернак создает цикл Стихи о войне, включенный в книгу На ранних поездах (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов: Земной простор (1945) и Избранные стихи и поэмы (1945). В 1930-1940 годы Пастернак не устает мечтать о настоящей большой прозе, о книге, которая «есть кубический кусок горячей, дымящейся совести». Еще в конце 10-х годов он начал писать роман, который, не будучи завершенным, стал повестью Детство Люверс - историей взросления девочки-подростка. Повесть получила высокую оценку критики. Поэт Михаил Кузмин даже поставил ее выше пастернаковской поэзии, а Марина Цветаева назвала повесть «гениальной». И вот с 1945 по 1955 годы в муках, не пишется - рождается роман Доктор Живаго, во многом автобиографическое повествование о судьбе русской интеллигенции в первой половине ХХ в., особенно в годы Гражданской войны. Главный персонаж - Юрий Живаго - это лирический герой поэта Бориса Пастернака; он врач, но после его смерти остается тонкая книжка стихов, составившая заключительную часть романа. Стихотворения Юрия Живаго, наряду с поздними стихотворениями из цикла Когда разгуляется (1956−1959) - венец творчества Пастернака, его завет. Слог их прост и прозрачен, но от этого нисколько не бедней, чем язык ранних книг: Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска. Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. (Свидание) К этой чеканной ясности поэт стремился всю жизнь. Теми же поисками в искусстве озабочен и его герой, Юрий Живаго: «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала». В 1956 Пастернак передал роман нескольким журналам и в Гослитиздат. В том же году Доктор Живаго оказался на Западе и спустя год вышел по-итальянски. Спустя еще год роман увидел свет в Голландии - на сей раз по-русски. На родине атмосфера вокруг автора накалялась. 20 августа 1957 Пастернак писал тогдашнему партийному идеологу Д. Поликарпову: «Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое». В 1958 Пастернак был удостоен Нобелевской премии - «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». С этого момента началась травля писателя на государственном уровне. Вердикт партийного руководства гласил: «Присуждение награды за художественно убогое, злобное, исполненное ненависти к социализму произведение - это враждебный политический акт, направленный против Советского государства». Пастернака исключили из Союза советских писателей, что означало литературную и общественную смерть. От почетной награды поэт вынужден был отказаться. В России Доктор Живаго был напечатал лишь в 1988, спустя почти 30 лет после смерти автора 30 мая 1960 в Переделкине. Поставив точку в романе, Пастернак подвел и итог своей жизни: «Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз… даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти…».

Родился Пастернак Борис Леонидович 10 февраля 1890 года в Москве. Отец, Л. О. Пастернак, был известным художником, а мать, Р. И. Кауфман, профессионально играла на фортепиано. Отец Бориса тесно общался и сотрудничал с Львом Толстым, иллюстрируя произведения писателя. В семье часто проходили концерты АлександраСкрябина. Параллельно с учебой в гимназии, изучал композиторское ремесло по 6-летнему курсу консерватории.

Зная, что не имеет абсолютного музыкального слуха, в 1908 году принял решение получать философское образование на историко-филологическом факультете в Московском университете. Уехал в Германию в 1912 году для продолжения учебы в город Марбург, где позже Герман Коген, глава школы философов-неокантианцев, предложил Пастернаку получить звание доктора наук. Но он влюбляется в Иду Высоцкую, свою бывшую ученицу, и возвращается в Москву.

Первые публикации стихотворений Пастернака состоялись в альманахе «Лирика». Принимает участие в создании группы нео-футуристов «Центрифуга». Первый сборник поэзии «Близнец в тучах» был представлен читателям в 1914 году. Но Пастернак считал началом своей творческой карьеры только третью книгу «Сестра моя - жизнь» (1922). В 1920-е гг. пробует писать поэмы. В 1927 году вступил в «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), который занимался распространением литературы среди простого народа, но в до конца года отказывается от членства.

В 30-е гг. необходимо было писать обязательно о коммунизме, поэтому Пастернак практически не печатался. В 1936 году уехал на дачу в Переделкино и начал переводить за деньги на русский язык произведения зарубежных писателей. Во время Второй мировой войны пишет сборник стихотворений «На ранних поездах» (1943), а по ее окончанию – «Земной простор» и «Избранные стихи и поэмы». С 1945 года на протяжении 10 лет Пастернак пишет роман «Доктор Живаго». В 1956 году роман публикуется в нескольких журналах и в издательстве «Гослитиздат». Этот роман выдается и на Западе, а через год – переводится на итальянский язык. В 1957 году русская версия «Доктора Живаго» публикуется в Голландии. В Советском Союзе роман «Доктор Живаго» вышел в 1988 году, через 30 лет после смерти поэта.

Произведения

Детство Люверс Доктор Живаго

Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать - пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.

В родительском доме поэта господствовала созидательная и активная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не исчезло даром. Доказательства основательного поэтического воспитания несут ранние стихи и проза: профессиональность владения музыкальной композицией и дисциплина мысли удачно соединились с прирожденной впечатлительностью и восприимчивостью.

В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. "Терять в жизни более необходимо, чем приобретать,- писал он,- зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение".

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на совместных началах вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. За это лето он написал свою первую самостоятельною книгу, и к новому 1914 году она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах". К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака "Поверх барьеров".

Летом 1917 года книга лирики "Сестра моя - жизнь" выдвинула Пастернака в ряды первых литературных имен своего времени. Общий творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность на одном дыхании написать следующую книгу стихов "Темы и вариации", но эта книга, утвердив имя поэта, обозначила для него самого внутренний душевный спад, стала объектом недовольства собой.

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы были небезразличны поэту (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), как и некоторые другие, написанные в то же десятилетие, Пастернак объединил с ранее изданными и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннее содержание искусства и его значение в истории человеческого общества.

Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Пастернак - выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, "Фауст" Гете.

Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю. Едва ли не главная тема всего его творчества - благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается к наступавшей весне в стихотворении "Все сбылось".

Я в лес вхожу. И мне не к спеху.

Пластами оседает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

Мне целый мир дорогу даст.

Чаще всего это, как в стихотворении "Сосны ", - пейзаж-размышление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее. И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к Родине, к скромным людям труда! Разговорное просторечие, так называемые прозаизмы, самый обыкновенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде - все это одухотворено искренним художником.

Имя Бориса Пастернака - своеобразного и неповторимого русского лирика - вписано в историю литературы навеки. Людям вечно будет необходима его одухотворенная, чудная и полная жизни поэзия, рассказывающая не только о всеобщем благе, но, прежде всего, призывающая делать добро отдельным людям, как бы мало оно ни было.

Борис Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в Москве, в семье еврейского художника и преподавателя живописи. В 1905 г. он поступил в Московскую консерваторию. В 1909 – 1913 гг. Борис был студентом философского отделения историко-филологического факультета Московского университета.

В 1912 г. в течение одного семестра юноша учился в немецком Марбургском университете. В этом же году Пастернак почувствовал склонность к литературе, его особенно привлекала поэзия. После возвращения в Москву юноша примкнул к кружку молодых литераторов-футуристов «Центрифуга». В 1913 г. вышел его сборник «Лирика». Через год увидела свет книга «Близнец в тучах». Однако Пастернак некоторое время ещё колебался между писательской и коммерческой карьерами. Зиму и весну 1916 г. он провёл на Урале, где работал в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами.

В сталинские годы лояльному к власти Пастернаку удалось миновать жерло репрессий. Иногда он робко пытался вставать на защиту репрессированных интеллигентов, но большей частью безуспешно. Его собственные стихи почти перестали публиковать. С 1936 г. Пастернак жил на даче в литературном посёлке Переделкино, занимаясь не собственным творчеством, а почти исключительно переводами. Сделанные им переводы Гёте и Шекспира считаются образцовыми.

Гении и злодеи. Борис Пастернак

Во время Великой Отечественной войны Пастернак и его семья были эвакуированы в город Чистополь. В этот период Пастернак всё же смог опубликовать новые сборники своих стихов – «На ранних поездах» (1943 г.) и «Земной простор» (1945 г.). После войны он питал зыбкую надежду на гуманистическое перерождение сталинского режима.

Итогом своего творчества писатель считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 гг. В СССР эта книга не была опубликована, однако с началом хрущёвской оттепели Пастернак передал её итальянскому издателю-коммунисту. В 1957 г. «Доктор Живаго» вышел на итальянском языке, а потом и на многих других. В СССР «Доктор Живаго» был опубликован лишь в 1988 г.

В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Присуждение Пастернаку премии было воспринято в СССР как политическая акция. Посвящённый событиям Гражданской войны роман «Доктор Живаго» был признан антисоветским. После присуждения Нобелевской премии по указке кремлёвских вождей началась травля Пастернака . Его исключили из Союза писателей, хотели выслать из страны, обвиняли в измене Родине. В результате писатель отказался от премии.

Борис Леонидович
Пастернак

Родился 29 января 1890 года в Москве. Его родители – знатные в своем роде. Мама – Розалия Пастернак, музыкант, коренная Одесситка, в Москву приехала ровно за год до появления сына на свет. Отец – Леонид Осипович Пастернак – выдающийся художник, академик Питерской Академии художеств, и просто замечательный человек. Помимо Бориса в его семье было еще две сестры, и брат. Их квартира всегда была полна почитаемыми гостями – тут и Лев Толстой, и Исаак Левитан и даже музыкант Сергей Рахманинов.
Самое известное произведение Бориса Пастернака – «Доктор Живаго», а сам Борис Леонидович является переводчиком статей, эссе, повестей, стихотворений и научных работ. Неоднократный лауреат в области Нобелевской премии по литературному искусству.
1909 год для Бориса – это год, на который приходится окончание Московской гимназии. В этот же год, Борис поступает в Московский университет на факультет истории и филологии.
Проучившись там, на протяжении трех лет, на собранные родной матерью средства, Борис едет в Германию в университет Марбурга, пока на летнее обучение. Но, потеряв любой интерес к философским наукам, он досрочно заканчивает обучение, и вновь уезжает. На этот раз – Италия. Страна, которая подарила Борису возможностью полностью окунуться в творчество. Однако университет Борис Леонидович Пастернак все таки окончив в 1913 году.
Время отсчета начала его писательской деятельности можно отсчитывать именно со следующих событий. Первые стихотворения Бориса выходят из-под пера 1909 годом, однако свой талант к писательству он изрядно скрывает. 1903 год становится для Бориса Леонидовича знаменательным – тут происходит его знакомство с родственниками выдающегося композитора Скрябина. В возрасте тринадцати лет Борис начинает писать собственные музыкальные произведения. Однако, факт полного отсутствия музыкального слуха заставляет оставить идею обучения музыкального искусства уже на шестом году учебы.
В 1921 уже вся семья в полном составе Пастернака мигрировала из Российской Империи. Борис не теряя связи с родными и другими эмигрированными, и Мариной Цветаевой.
Спустя год, (в 1922 году) Пастернак берет в жены Евгению Лурье, с которой живет в Германии 22-23 года. А уже в 1923 они увидели своего первого сына Евгения.
Однако первый брак оказался не удачным. И после разрыва, Борис женится во второй раз на Зинаиде Нейгауз. Совместно с ее сыном и ней самой они ездили в Грузию. От второго брака Борис так же имеет сына.
После смерти Зинаиды от рака, Борис знакомится с Ольгой Ивинской, которой еще задолго до знакомства посвящал множество своих творческих идей. Именно Ольга была его музой на протяжении всей жизни.
Последние года Бориса Леонидовича Пастернака проходили достаточно спокойно и болезненно. 1952 год принес Борису инфаркт миокарда, однако, несмотря на тяжелую переносимость болезни, он продолжал свою творческую деятельность. В этом состоянии писатель даже начал новый цикл своих произведений, опубликованный как «Когда разгуляется». Именно этот сборник и стал последним при его жизни. Но, причина смерти кроется не в сердце. Его истинный диагноз – рак легкого так и не смогли правильно диагностировать. Умер Борис Леонидович Пастернак 30 мая 1960 года в Переделкино в Московской области. Похоронен 2 июня 1960 года на Переделкинском кладбище.

Борис Пастернак считается одним из крупнейших поэтов и писателей 20-го века. В 1958 г. он удостоился Нобелевской премии. Пользуясь огромной популярностью во всем мире, у себя на родине писатель беспрерывно подвергался травле со стороны советской власти.

Итак, перед вами биография Бориса Пастернака ().

Краткая биография Пастернака

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 г. в в интеллигентной семье. Его мать была талантливой пианисткой, а отец работал художником и был членом Академии художеств. Некоторые из его картин можно и сегодня увидеть в Третьяковской галерее.

Интересно, что глава семейства имел дружеские отношения с , и даже рисовал иллюстрации для его произведений.

Детство и юность

Борис был первым ребенком в семье, после чего у его родителей родилось еще трое детей. Семья Пастернаков была хорошо известна в кругах творческой интеллигенции.

В доме часто бывали такие известные личности, как Скрябин, Левитан, Ге и прочие деятели искусств. Такое общество не могло не повлиять на становление личности Бориса.

Например, он настолько восхищался произведениями Скрябина, что в будущем хотел связать свою жизнь именно с музыкой.

Во время обучения, ему легко давались разные предметы, благодаря чему он с отличием окончил гимназию. Одновременно с этим Пастернак учился в консерватории. Однако спустя какое-то время, он внезапно отказался от музыкальной карьеры.

Позже Борис Леонидович объяснял свой поступок, отсутствием абсолютного слуха. Он осознал, что достичь каких-то вершин на музыкальном олимпе ему вряд ли удастся.

В 1908 г. будущий поэт поступает в Московский университет на юридический факультет. Проучившись всего год, он решает перевестись на философское отделение.

В 1912 г. он поступил в Марбургский университет и продолжает изучать философию. Учеба давалась ему легко, и многие прочили ему блестящую карьеру. Однако закончив обучение, он внезапно решает стать поэтом, а не философом.

Начало творческой биографии

Первые стихотворения были сочинены Пастернаком в возрасте 20 лет. Они являлись следствием его любовных переживаний. И хотя стихи по своему строению были еще детскими, смысл, заложенный в них, являлся серьезным и весьма содержательным.

После поездки в Марбург, Борис принимает участие в московских литературных кружках «Лирика» и «Мусагет», где ему удается читать собственные произведения. Изначально он сильно увлекался символизмом и футуризмом, но вскоре его перестали интересовать эти направления.

Период биографии 1913-1914 гг., оказался для него насыщенным и богатым на впечатления. Он смог опубликовать свой первый сборник стихов «Близнец в тучах».

Однако сам поэт утверждал, что его сочинения имеют множество изъянов. В 1914 г. он познакомился с , встреча с которым произвела на него огромное впечатление.

В 1916 г. Пастернак проживал в Пермской губернии, в уральском поселке Всеволодо-Вильва. Он был помощником по деловой переписке и занимался торгово-финансовой отчетностью.

Творчество

К своему творчеству Пастернак относился очень серьезно, и прилагал все усилия для того, чтобы максимально усовершенствовать свой слог.

Он много экспериментировал со стилем написания, стараясь добиться вершины писательского мастерства.

По мнению самого поэта, сборник «Сестра моя – жизнь», опубликованный в 1922 г., стал его первым достижением на литературном поприще.

Отдельного внимания заслуживают его отношения с , который жестко критиковал произведения Пастернака. В связи с этим между двумя поэтами велась открытая борьба, которая однажды переросла из словесной в физическую.

Однажды в редакции «Красная новь» накинулся на Пастернака с кулаками, вследствие чего в издании начался настоящий переполох.

В 1920-х годах в биографии писателя происходит череда важных событий: иммиграция родителей в Германию, брак с Евгенией Лурье, рождение ребенка и публикации новых трудов.

В 30-х годах советское правительство признало творчество Пастернака. Его сочинения ежегодно переиздавались, а в 1934 г. ему удалось выступить с речью на съезде Союза писателей. На тот момент времени он считался ведущим советским поэтом.

В 1935 г. Борис Леонидович отправился в на Международный конгресс писателей. Во время поездки у него произошел нервный срыв. Вследствие этого он стал мучиться от бессонницы и расстройства нервной системы.

В этом же году происходит арест сына и мужа . Пастернак не остается в стороне, и сразу же заступается за них. Он пишет письмо , в котором просит освободить родных Ахматовой.

Его старания не прошли зря, и обоих арестантов выпустили на свободу. Борис Леонидович отблагодарил вождя за быстрое освобождение, отправив ему в подарок книгу с переводами грузинских поэтов.

Позже Пастернак также заступится за и (см. ). Такими действиями он настроил против себя представителей органов власти. Он начинает подвергаться жесткой травле, наряду с выдвигающимися обвинениями в «ошибочности его мировоззрения».

В это же время из-под его пера выходит 2 стихотворения, в которых поэт превозносит личностью Иосифа Сталина. Однако они уже не могли помочь ему избежать опалы со стороны «заинтересованных органов».

Переводы

Из-за того, что труды Пастернака перестали издавать, он начал испытывать материальные трудности. Это побудило его взяться за переводы зарубежной поэзии. Он серьезно относился к работе и старался делать все возможное, чтобы выполнять их максимально хорошо.

Как правило, переводческой деятельностью писатель занимался у себя на даче в Переделкино. Его труды получили большое признание у критиков.

В результате Борис Леонидович смог не только поправить свое финансовое положение, но и реализовать себя как поэта.

Отечественная Война

Отправиться на фронт Пастернак не мог из-за травмы, полученной в детстве. Поэтому он решил окончить специальные курсы, и стать военным корреспондентом.

За это время ему удалось воочию увидеть все ужасы и собрать множество материалов на эту тему. По возвращении домой, из-под его пера выходят стихи патриотического направления.

В послевоенный период в биографии Пастернака не наблюдается заметных перемен, поэтому ему приходится по-прежнему заниматься переводческой деятельностью, чтобы прокормить семью.

«Доктор Живаго» и травля

Пожалуй, одним из самых известных романов Пастернака является «Доктор Живаго». Это произведение стало роковым в его биографии.

По сути, этот роман был автобиографическим, и писался на протяжении 10 лет. Прототипом главной героини стала его супруга Зинаида.

Сюжет книги разворачивается с начала 20-го века и заканчивается Второй мировой войной. Из-за слишком реалистичного пересказа событий того времени, книга подверглась жесткой критике со стороны цензуры.

В этот период биографии Пастернак влюбляется в Зинаиду Нейгауз, которая была младше его на 8 лет. К тому же у нее был муж и двое маленьких детей.

Девушка была полной противоположностью Евгении. Она всецело посвящала себя воспитанию детей и уделяла большое внимание супругу. Пастернак влюбился в нее с первого взгляда, и прощал ей любые обиды.

Здесь надо заметить, что, несмотря на расставание с Евгенией Лурье, Пастернак всегда помогал ей.

Со временем у Зинаиды и Бориса родился сын Леонид. Их брак просуществовал более 10 лет. После того, как писатель начал активно работать у себя на даче, его прежние чувства к Нейгауз стали остывать.

В скором времени он познакомился с редактором журнала «Новый Мир» – Ольгой Ивинской. При этом Пастернак не стремился уйти от жены, а делал все возможное, чтобы порвать со своей новой любовью – Ольгой.


Пастернак (второй слева), Сергей Эйзенштейн (третий слева), Лиля Брик (четвёртая справа), Владимир Маяковский (третий справа) и другие

В 1949 г. за отношения с опальным писателем, Ивинскую арестовали и отправили в пятилетнюю ссылку. В течение всего этого времени Борис Леонидович всячески помогал родителям Ольги.

Пережитые события серьезно отразились на здоровье поэта. В 1952 г. его госпитализировали с инфарктом. По возвращении из ссылки, Ивинская была личным секретарем Пастернака до последних дней его жизни.

Смерть

Непрекращающаяся травля со стороны коллег и властей, негативно повлияла на общее состояние здоровья Пастернака. Весной 1960 г. у него обнаружили рак желудка. Когда он находился в больнице, с ним рядом была Зинаида.

30 мая 1960 г. Борис Пастернак ушел из жизни в возрасте 70 лет. По роковой случайности Зинаида Нейгауз умрет от этой же болезни, но позже.

Несмотря на негативное отношение со стороны властей, проститься с Пастернаком пришло много людей, в числе которых были и .

Могила поэта находится на кладбище в Переделкино.

Если вам понравилась биография Бориса Пастернака – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.