О принципе свободы совести. Свобода совести и вероисповедания. ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" Проявления принципа свободы совести

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и с государством.

Правовой основой разрешения всех возникающих противоречий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения.

В наше время под свободой совести понимается право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто его выражать в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не всегда - в обществах с преобладающим религиозным мировоззрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуществление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает, с одной стороны, невмешательство государства в лице его органов и отдельных должностных лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсутствие государственного финансирования и пропаганды отдельных организаций, с другой - невмешательство религиозных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия - государство нейтрально в вопросах религиозной веры.

Светский характер государственного образования предполагает: во-первых, равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования; во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках; в-третьих, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ (в случае если деятельность религиозной организации не признана судом социально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

    Основные понятия: религия, религиозное сознание, мировые религии, принцип свободы совести.

    Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, поэтому чрезвычайно актуальной является проблема взаимодействия, диалога представителей различных религиозных конфессий (межконфессиональный диалог) друг с другом и государствам.

Правовой основой разрешения всех возникающих про­тиворечий и проблем может стать соблюдение принципа свободы совести. Вы знаете, что совесть - важнейшая этическая категория, отражающая способность человека осу­ществлять нравственный самоконтроль, формулировать и предъявлять к своему поведению нравственные требования, добиваться их исполнения. В наше время под свободой со­вести понимается право человека самостоятельно формиро­вать свое мировоззрение и открыто выражать его в социаль­ных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. По сути, под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной Жизни. Но столь широко этот принцип трактовался не все­гда - в обществах с преобладающим религиозным мировоз­зрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедания, борьба за которую шла на протяжении многих веков.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными правовыми актами гарантирует осуще­ствление принципа свободы совести. Рассмотрим некоторые его аспекты.

Принцип отделения религиозных организаций от госу­дарства предусматривает, с одной стороны, невмешательст­во государства в лице его органов и отдельных должностных


Лиц во внутреннюю жизнь религиозных организаций, отсут­ствие государственного финансирования и пропаганды от­дельных организаций, с другой - невмешательство религи­озных организаций в вопросы государственного управления.

Все религии на территории страны являются равноправ­ными, отсутствует государственная, официальная рели­гия - государство нейтрально в вопросах религиозной ее ры.

Светский характер государственного образования пред­полагает, во-первых, равный доступ представителей всех ре­лигиозных конфессий и атеистов к получению гарантиро­ванного государством образования, во-вторых, запрещение любых форм религиозной или атеистической пропаганды в образовательных учреждениях, тем более на обязательных для посещения уроках, в-третьих, воспитание подрастающе­го поколения в духе толерантности к проявлениям инако­мыслия.

Государство также гарантирует всем верующим возмож ность свободно отправлять свой культ (в случае, если де­ятельность религиозной организации не признана судом со­циально опасной и не запрещена), а военнообязанным верующим в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям, предоставляется возможность пройти альтернативную гражданскую службу.

Si!Основные понятия: религия, религиозное сознание, ми­ровые религии, принцип свободы совести.

ill Термины: религиозный культ, религиозные организации, межконфессиональный диалог.

Проверьте себя

1) Что такое религия? 2) Какие элементы религии выде­ляют ученые? 3) Какими признаками характеризуется рели­гиозное сознание? 4) Каково значение религии в жизни об­щества? 5) Каковы основные идеи каждой из мировых религий? 6) В чем сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный социолог П. А. Сорокин на основе анализа сотен тысяч живописных и скульптурных произведений, со­зданных с начала Средневековья до 30-х гг. XX в. и экспо­нирующихся в музеях Западной Европы, сделал вывод о не­уклонном существенном сокращении числа произведений, основанных на религиозном восприятии мира. Опираясь на знания гуманитарных дисциплин, объясните причины этого явления. Подтвердите правоту вывода социолога конкретны­ми примерами.


2. С древних времен ученые прослеживают такое направ­
ление социального протеста, как богоборчество. Выскажите
несколько предположений о причинах возникновения подоб­
ного движения.

3. Соберите информацию о деятельности религиозных ор­
ганизаций в вашем регионе.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи американского социолога XX в. Роберта Бел­ла «Социология религии».

Итак, мы неизбежно приходим к заключению, что рели­гия не является всего лишь средством совладать с тоской и отчаянием. Скорее, она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познава­тельный, так и эмоциональный. Религия умеет не только умерять тоску и отчаяние, но и вызывать их.

Человек - это животное, разрешающее проблемы. Что делать и что думать, когда отказывают другие способы ре­шения проблем, - вот сфера религии. Религия занимается не столько конкретными проблемами, сколько общей про­блематикой природы человека, а среди конкретных проб­лем - такими, которые самым непосредственным образом примыкают к этой общей проблематике, как, например, за­гадка смерти. Религия имеет дело не столько с опытом кон­кретных пределов, сколько с предельностью вообще... Но даже для самого примитивного дикаря область религии - это нечто отличное, хотя и очень близкое, нечто такое, что можно услышать, но нельзя увидеть, а если можно увидеть, то мельком. Передаваемые религиозные символы, кроме то­го, сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чувство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы кон­кретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной.

Белл Р. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. -

М.. 1972. - С. 266 - 278.

ИВ Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, по мнению автора, возможные истоки религиозной веры? 2) Какими словами автор ха­рактеризует религию? 3) Приведите несколько примеров, иллюст­рирующих символическую природу религии. 4) Используя фраг­мент статьи Р. Белла, свои знания и жизненный опыт, дайте несколько объяснений могущества религии в человеческой жизни.


§ 34. Место искусства в духовной культуре

Вспомните:

что такое культура? Каковы пути ее развития? Каковы причины, направления и последствия диалога культур?

Несмотря на то что искусство существует уже многие ты­сячелетия и активно изучается исследователями - филосо­фами, культурологами, искусствоведами, историками искус­ства, даже в вопросе его происхождения отсутствует ясность. Так, ряд ученых выводит искусство, во-первых, из потребности всех живых существ с помощью каких-либо украшений привлекать внимание противоположного пола с целью продолжения рода, а во-вторых, из необходимости ис­пользовать энергию подсознательных влечений для других целей. Имеется мнение, что истоки искусства кроются в на­личии у человека не растраченной в трудовой деятельности энергии, а также необходимости некоторой «тренировки» для усвоения стандартных социальных ролей. Искусство также иногда связывается с разными видами магии, впле­тенной в повседневную деятельность первобытного человека. Кроме того, оно рассматривается рядом ученых как «дитя труда» - практически полезные качества предметов стано­вятся объектом художественного отображения и эстетичес­кого наслаждения. Многие современные исследователи связывают искусство с мифологическим освоением действи­тельности, содержащим в себе познавательные, магические, игровые, предметно-деятельностные аспекты.

Подробное решение Параграф § 12 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Что такое религия? Когда появились первые религии? Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Религии появились в форме различных верований (не имевших тогда четкой ещё организации подобной современной) практически одновременно с появлением человечества.

Согласно имеющимся на данный момент сведениям о периоде палеолита, по меньшей мере, к концу этой эпохи, древние люди развили то, что мы могли бы назвать религией или духовными отношениями. На это указывают имевшиеся у них к тому времени обычаи ритуального захоронения и наскальные рисунки в пещерах. Люди, вероятно, верили, что естественный мир населяли боги или божества, или даже, что различные объекты и места, такие, как камни или рощи, сами были живы. Религиозные верования и практики - как мы могли бы их себе вообразить - сформировали социальную структуру, как бы связывая общины и повышая эффективность их деятельности.

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Вопрос 2. Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?

Человек должен верить во что-то, без веры его жизнь будет пуста, лишена надежды, смысла, уверенности в будущем и т.д. Когда у человека происходит какая-то, казалось бы, безысходная ситуация, и совершенно не к кому обратиться, он обращается к Богу, т.е. к сверхъестественным силам, искренне просит, и помощь приходит, казалось бы, из ниоткуда. Вот как после этого не верить в чудеса? Естественно, мы верим, что кто-то свыше все видит и управляет нами. За злые деяния человек наказывается, за благие дела, человек вознаграждается. Действует закон равновесия, по-моему, это справедливо.

Потому что, наука, хоть и сильна, но многие вещи не может объяснить. Бывают такие случаи, которые кроме как чудесами и не назовешь, они противоречат всем законам, всем известным истинам. Именно поэтому число верующих не уменьшается и не уменьшится никогда.

Вопрос 3. Почему, по мысли философа, доказательства бытия Бога не могут быть достоверными? Как ты понимаешь идею постепенного развития религиозного опыта и религиозного мышления?

Все эти доказательства не могут дать безусловной достоверности. Как существование внешнего мира, так и существование Божественного начала для рассудка суть только вероятности или условные истины, утверждаться могут только верою.

Вопрос 4. Что такое религия?

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Другие определения религии:

Учение о воссоединении человека с Богом.

Одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.

Организованное поклонение высшим силам.

Духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Убеждённость в существовании некого незримого порядка и в том, что высшее благо – гармонично вписаться в этот порядок.

Вопрос 5. Что характерно для религиозной веры?

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличии неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждению людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий.

Религиозная вера - это ещё и определённые переживания, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам).

Человек религиозный убеждён в реальности контакта с Богом, в том, что Бог в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов и что верующий имеет каналы связи с ним, например, произнося молитву или осуществляя жертвоприношение. Верующий полагает, что Бог предъявляет определённые требования к его поведению и может призвать к ответу за их невыполнение, хотя большинство религий допускают возможность установления добрых отношений человека с Богом и шанс человека умилостивить божество. Для этого человек совершает определённые действия - обряды, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом и отражает основополагающие идеи религии. Вершиной обрядовых действий является молитва - непосредственное словесное обращение человека к Богу.

Вопрос 6. Каково значение религии в жизни общества?

Религия выполняет целый ряд значимых общественных функций.

Она регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определённые правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определённых положительных качеств, например доброты, милосердия, умеренности.

Религия - это не только правила поведения, но и определённый взгляд на мир, сущность человека и его место в мире.

Снимает тяжёлое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение, приток сил. Конечно, религия не в силах решить многие реальные проблемы человека (болезни, материальные затруднения, семейные неурядицы), но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

Религия также способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины, он может найти себя.

Вопрос 7. Перечисли и кратко охарактеризуй основные виды религиозных организаций.

К религиозным организациям относят церковь, секты и организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для неё характерно чёткое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих), причём сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозных лидеров, как, например, Папа Римский для католической церкви, Патриарх Московский и Всея Руси для Русской православной церкви. У многих церквей есть определённая территориальная структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения и обрядов.

Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограниченна, причём ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Важной особенностью секты является претензия на исключительность её религиозных установок, убеждённость в «избранности Божьей» и абсолютная нетерпимость к инакомыслию. Сектанты стремятся отгородиться от других религиозных организаций, уйти из мирской жизни. Кроме того, секты достаточно жёстко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признаётся её участниками Богом (новым воплощением Бога) или представителем Бога (какой-либо сверхъестественной силы) и носителем абсолютной истины. Именно руководитель организации является важнейшим объектом религиозного поклонения её участников.

Вопрос 8. В чём заключается принцип свободы совести? Как он реализован в нашей стране?

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Эти убеждения могут касаться самых разных областей человеческой жизни: религии, отношения к людям, труду, творчеству, государству. Можно сказать, что свобода совести - это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

В Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространённых в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. Молодые люди, являющиеся военнообязанными (т. е. подлежащие призыву на военную службу), могут пройти альтернативную гражданскую службу в случае, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям.

В современной России церковь отделена от государства, т. е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них. Религиозные организации в свою очередь не должны вмешиваться в вопросы государственного управления.

Российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования. Кроме того, запрещена пропаганда какой-либо религии или атеизма на обязательных для посещения уроках в государственных учебных заведениях.

Вопрос 9. Составь краткое сообщение об основных идеях и символах наиболее распространённых в твоём регионе религий.

Христианство - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Христианство - самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости - в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Наиболее крупные течения в христианстве - католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи.

Ислам - монотеистическая авраамическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам; отстранение от многобожия и придания сотоварищей Аллаху.

Ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Согласно учению ислама пророки и посланники, в том числе посланные ранее Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос), отправлялись к разным народам для наставления народов на путь к единобожию, однако, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Язык богослужения - классический арабский. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 до 1,57 млрд. мусульман.

Вопрос 10. Представь, что твой знакомый обратился к тебе за советом в вопросе выбора религии. Какие аргументы в обоснование осторожности в этом вопросе ты мог бы привести? На какие элементы религий посоветовал бы обратить особое внимание?

Всем можно найти религию по вкусу. Если и советовать что-то, надо быть осведомленным об обычаях, использовать в выборе характер друга, его взгляд на жизнь, ибо у каждой религии своя философия. Обратить внимание нужно на людей, исповедующих эту религию, вывести общие черты этих людей. Ведь если он/она будет следовать этой религии, рано или поздно он приобретет эти качества.

Вопрос 11. Посетители одного из интернет-сайтов обсуждали статью журналиста о том, что религия с её чудесами и сверхъестественными силами уводит молодых людей от изучения физики, биологии и других естественных наук. Вырази и аргументируй своё отношение к мнению журналиста.

Государство и общество должны быть заинтересованы в воспитании не религиозных, а глубоко и всесторонне образованных граждан, владеющих современными научными знаниями и технологиями, активных, творчески ориентированных личностей, обладающих целеустремлённой волей, сознанием личной гражданской ответственности за происходящее в стране, способных обеспечивать социальный, духовный и экономический прогресс нации.

Вопрос 12. Писатель В. Набоков сказал: «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники». Как ты понимаешь эти слова?

Каждый приходит к вере самостоятельно, до этого проделав долгий путь. Никто никогда не приводит кого-то за руку к решениям, мы сами делаем нравственный выбор.

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следователь- но, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь. 1

В философии совесть означает внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральными рамками поведения. 2

Современные исследователи определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека.

Рассматривая понятие «свобода», можно выделить различные подходы к ее теоретическому осмыслению. Рене Декарт, к примеру, понимал под свободой произвольность и автономность воли.

Свобода может рассматриваться в материальном и идеальном смыслах. Материальная свобода – это свобода действий и она ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы. Идеальная свобода больше зависит от свободы воли человека и ограничена его нравственной позицией. Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

Если рассматривать свободу совести с точки зрения социологических наук, то это уже определенная духовная ценность человека, общества, важное социальное благо, созданное обществом в результате своего исторического развития.

Но нам необходимо рассмотреть свободу совести именно в юридическом аспекте. Прежде всего, в статье 28 Конституции говорится о совести и ее свободе, которые нередко отождествляются с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть и ее свобода хоть и составляют ядро религиозной нравственности, тем не менее, не определяют свободы выбора между верой в Бога и отрицанием Бога как такового. Совесть есть особое душевное свойство каждого человека, присущее ему вне зависимости от того, признает его человек или отрицает, и состоит оно во врожденном познании и различении добра и зла. Совесть закладывается еще в младенчестве, когда ребенку родители объясняют, что такое добро и зло. Что такое хорошо и что такое плохо.

Совесть определяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнем проявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то он, как правило, несет ответственность сначала моральную, а потом возможно и правовую. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мире поступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра и зла – одна из основных черт человеческой натуры. 3

Но поскольку Россия есть светское государство, где церковь отделена от государственной власти, то его гражданам предоставляется право самостоятельно выбирать и определять нравственные основы добра и зла либо в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо с тем, что именуют «общечеловеческой моралью». Следовательно, свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений, им имеющих политико-идеологического содержания (части 1–3 ст. 13 Конституции РФ). В Конституции прямо не сформулировано «право на убеждения». Но запрещается принуждение к выражению убеждений или отказу от них (часть 3 ст. 29).

Таким образом, свободу совести можно сформулировать и с юридической точки зрения, но тогда будет свобода в объективном и субъективном смыслах данного слова. А именно в объективном смысле свобода – это система юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране. Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе совести.

В содержании свободы совести можно выделить следующие составляющие: право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, но при этом не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов и обрядов и т.д.

Авилов М. А.

Толерантность, веротерпимость и взаимоуважение — вот тот фундамент, на котором должны строиться межконфессиональные отношения сегодня. Этот фундамент должен формироваться в первую очередь на правовом уровне государственной системы. Большинство современных государств в своей политике признают важность и ценность прав и свобод человека, где толерантность должна являться ключевым определением всяких отношений. Полноценный диалог между конфессиями возможен лишь при грамотном определении собственных границ, обусловленных правами и свободами граждан. Идеал правового общества находит воплощение в принципе свободного самоопределении каждого члена этого общества. Этот принцип подразумевает, что свобода одного индивида ограничивается лишь встречной свободой другого индивида. Таким образом, термин свобода определяется не только как естественное право, но и как обязанность соблюдать свободу другого человека. Это суждение строится на основании наличия в человеке некоего естественного регулятора поведения. В нравственной философии этим регулятором является совесть.

Совесть — это этическая категория, обозначающая способность человека к самоконтролю, при котором личность самостоятельно формулирует и реализует собственные нравственные обязательства, соответствующие своему ценностному выбору. Согласно этому совесть является выражением нравственного самосознания личности. Это самосознание осуществляет контроль человеческого поведения и служит регулятором межличностных отношений, при котором происходит осознание собственной свободы граничащей со свободой других личностей. Естественно, это затрагивает весь спектр человеческих прав и свобод (мысли, слова, религии и др.).

Таким образом, признание и осуществление естественного права личности на свободу самоопределения и самовыражения базируется на принципе свободы совести.

Термин «свобода совести» обозначает системообразующее право в системе прав человека. Естественное и основополагающее право каждого — на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом . Это понятие является универсальным и наиболее емким определением всего многообразия мировоззренческого выбора человека и не ставит акцент только на нравственный аспект прав и свобод. Свобода совести — это прежде всего свобода мировоззрения (любого), ограниченная лишь рамками нравственного сознания индивидов и ничем (никем) более.

Понятие «свобода совести» может подменяться или сводиться к другому определению более частного выражения свобод — «свобода вероисповедания».

Свобода вероисповедания — это право выбирать, исповедовать и практиковать любое религиозное мировоззрение по своему личному усмотрению, но, к сожалению, эта категория не всегда несет созидающую функцию: провозглашая право исповедовать религию по своему выбору, делается акцент только на собственных (частных) правах, забывая о праве другого на другое мировоззрение, в том числе и нерелигиозное, таким образом, атеистическое мировоззрение в контексте свободы вероисповедания не имеет права на существование. Свобода совести — это прежде всего свобода мировоззрения, а значит, не одного, а многих. Не только я имею право на исповедание своей религии, а все имеют право на любое мировоззрение. Религиозное мировоззрение является лишь определенным аспектом мировоззренческого выбора личности, которое может быть и вовсе отвергнуто. Однако в правовом государстве подобная дискриминация недопустима.

Право на свободу совести на сегодняшний день официально закреплено не только в законах и конституциях отдельных государств (России , Германии , Швейцарии и др.), но и в международных документах. Это Всеобщая декларация прав человека (принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей от 10 декабря 1948 года, статья 18) ; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) ; Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года; вступил в силу 23 марта 1976 года); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (25 ноября 1981 года) .

Все эти документы провозглашают права на свободу мысли, совести и вероисповедания и требуют соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы пола, языка и религии.

Свобода совести на языке права не озвучена как свобода мировоззрения. Это понятие рассматривается как равносильное понятию «свобода вероисповедания». А это, как мы уже говорили, ведет к подмене одного понятия другим и, как следствие, дискриминации и нетерпимости. Грамотное употребление этих понятий не допускает ошибочное восприятие их как синонимичных понятий и исключает возможность их слияния и подмены.

Учитывая все вышесказанное, необходимо еще раз повторить, что именно принцип свобода совести является тем важнейшим компонентом, который способен и призван обеспечивать грамотность межконфессиональных отношений. Тогда как термин «свобода вероисповедания» говорит о праве исповедовать религию, принцип свобода совести дает не только право исповедовать любую религию, но и заключает в себе требование уважения иного мировоззрения, без которого невозможен никакой диалог.