Профессия сюрвейер. Кто такой «независимый сюрвейер. Особенности работы специалиста

Независимость и компетентность
Сюрвейерское обслуживание транспортного процесса

Источник: В.И. Снопков; Журнал “Опасные грузы и контейнеры” №5-6 2008

Надзор, техническое наблюдение, подтверждение, соответствие, сертификация, классификация, инспекция, освидетельствование, экспертные услуги, сюрвейерские услуги – все эти термины относятся к оценке соответствия того или иного объекта требованиям законов, конвенций, технических регламентов, стандартов или просто требованиям заказчика. Выполняют подобные работы различные категории должностных лиц, экспертов и просто специалистов. В соответствии с Российским законом о техническом регулировании надзор может осуществляться только представителями федеральных органов власти, причем, бесплатно, а все остальные виды работ выполняются компаниями, организациями и физическими лицами в виде услуги, которая оказывается клиенту. Из представленного выше перечня работ выделяют сюрвейерские услуги, в основу которых легла независимая от государства и прямого влияния бизнеса оценка технического состояния того или иного объекта и в первую очередь оценка транспортных средств, транспортного оборудования и грузов, относящихся к морской индустрии.


В.И. Снопков
Президент Ассоциации независимых сюрвейеров

Деятельность сюрвейерских компаний отличается от деятельности классификационных обществ в первую очередь тем, что классификационные общества выполняют техническое наблюдение (освидетельствование объекта) на соответствие своих правил или на соответствие международной Конвенции по поручению правительств договаривающихся сторон. Сюрвейерские же компании выполняют освидетельствование объектов с целью подтверждения его соответствия заявленным требованиям заказчика или констатации факта технического состояния на момент осмотра. При этом сюрвейер часто делает выводы исходя из своего личного опыта и практики.

Деятельность профессиональных сюрвейеров не только полезна, но на практике становится неотъемлемой частью транспортного процесса. Именно независимые сюрвейеры могут оценивать то или иное оборудование, транспортное средство или объект, могут дать заключение или рекомендации грузовладельцу или судовладельцу, что в дальнейшем может послужить уменьшением риска возможных аварий или инцидентов.

В сфере сюрвейерских услуг существует жесткая конкуренция, поэтому сюрвейерская компания, которая называет себя независимой организацией, должна не только профессионально и грамотно оказывать услуги, но и соблюдать этику поведения в бизнесе.

В настоящей статье, автором которой является один из основоположников сюрвейерской деятельности в России, профессор, доктор технических наук, президент Ассоциации независимых сюрвейеров, автор книг и научных работ, посвященных эксплуатации флота, Василий Ильич Снопков, рассказывается об истоках сюрвейерской деятельности, ее становлении, развитии и основных принципах работы сюрвейеров.

Этот год для Василия Ильича юбилейный, и редакция журнала искренне поздравляет его с этим знаменательным событием. Желаем ему всего наилучшего и надеемся, что Василий Ильич будет и дальше продолжать свою деятельность на благо безопасности и передавать свой ценный опыт новому поколению сюрвейеров.

В начале 90-х годов на территории России и стран СНГ возникла и нашла широкое распространение новая форма услуг – независимая экспертиза, которая в Международном морском судоходстве имеет название «независимая сюрвейерская деятельность».

Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой морского судоходства. Морской флот обслуживает, в основном, международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой постоянно происходят столкновения различных интересов, поэтому именно в этой области человеческой деятельности и появилась настоятельная потребность в сюрвейерских (экспертных) услугах. Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров (Ллойд, 1688 г.) и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начинает развиваться еще одно направление этой деятельности – контроль качества и количества перевозимых грузов.

В настоящее время в области международного морского судоходства существует несколько видов контроля:

  • международный;
  • ведомственный;
  • независимый;

Деятельность каждого вида контроля базируется на соответствующей нормативной базе, принятой соответственно на международном, государственном или ведомственном уровне и соответствующих вышестоящих уровнях. Так, в международных морских перевозках контроль осуществляется на основе Международных конвенций и резолюций ИМО, международных стандартов и международного права. В качестве примера можно привести конвенцию СОЛАС и конвенцию МАРПОЛ. Требования этих конвенций в портах являются обязательными для судов всех стран, а контроль осуществляется инспекторами Парижского, Токийского меморандумов и службами Капитана порта.

Государственные инспекции осуществляют контроль от имени государства. Этот контроль осуществляется чиновниками различных ведомств: судебными исполнителями, прокурорским надзором, эмиграционными властями, службами санитарного и ветеринарного надзора, службами капитана порта и т. д. Однако они обязаны в своей деятельности учитывать и все международные требования.

Учитывая, что там, где идет движение между государствами большого количества транспортных средств и товаров, и поэтому всегда есть почва для таких негативных явлений как контрабанда, торговля наркотиками, нелегальное перемещение людей, то эти виды контроля имеют большое значение для любого государства.

Ведомственный контроль осуществляется аппаратом министерства транспорта или службами пароходств на основе ведомственных приказов, инструкций и положений с учетом всех международных и государственных законов и конвенций.

Независимый контроль выполняют сюрвейеры независимых компаний, занимающихся сюрвейерской деятельностью на транспорте и в иных сферах производства. Возникновение и существование независимой экспертизы объясняется спецификой взаимоотношений физических и юридических лиц, вступающих в договорные отношения. Большое значение это имеет на транспорте и в Международной торговле, где на данный момент перевозится в сложных климатических условиях около шести миллиардов тонн грузов в год.

Транспорт в экономике играет роль транзитной шестерни в редукторе – ничего не производит, потребляя при этом ресурсы, но и без нее механизм работать не может. Производство любой продукции имеет смысл только при условии возможности ее доставки потребителю. И проблема заключается не только в том, что произведенная продукция при этом увеличивает стоимость, но и в том, что качество и количество продукции в конце транспортировки далеко не всегда остаются без изменений по сравнению с ее началом, что влечет за собой убытки и экстра-расходы. А поскольку транспортный процесс – это процесс многофакторный, особую актуальность приобретает вопрос: какой из факторов оказывает на продукцию влияние, в какой степени и почему? Иными словами,на каком этапе транспортировки и по какой причине происходит снижение кондиции товара и утрата его количества. И вот тут на сцену выходит институт независимых сюрвейеров.

Советский Союз института независимых сюрвейеров не имел никогда, так как государственная идеология не допускала никакой формы независимости, это было невозможно по определению. На современном этапе развития и становления рыночных отношений в России в ряде случаев возникает необходимость разъяснения термина.

Слово «сюрвейер» происходит от английского слова survey – наблюдение; обзор; осмотр; освидетельствование; обследование; проверка; инспектирование; съемка; промер; служба съемок; осматривать; освидетельствовать, обследовать; проверять; инспектировать; производить съемку (промер); промерный; гидрографический;

Carry out (conduct) … - производить съемку (промер); control …- осуществлять привязку промерных галсов; execute (run)…- производить съемку (промер); … for classifi cation – классификационное освидетельствование (судна); … of repairs – освидетельствование после ремонта; наблюдение за ремонтом; acceptance …-осмотр перед приемкой; annual … - ежегодное освидетельствование; basic hydrographic … - систематический промер; bottom … - осмотр (освидетельствование)подводной части (корпуса судна).

Следовательно, сюрвейер – это человек, выполняющий эту работу. Сюрвейер устанавливает сам факт, характер и состояние объекта на момент осмотра, а также размер повреждения, руководствуясь при этом принципом: «Что вижу, то и пишу. Того не напишу, чего не вижу». В русском языке эквивалентным понятием является слово «эксперт».

Институт сюрвейеров функционирует в системе транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса. Вообще говоря, рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения чего бы то ни было, либо его отсутствия, а также к определению качества и количества грузов, их соответствия контрактным и перевозочным условиям и предоставления письменного свидетельства обо всем этом за своей подписью. В отдельных случаях требуется установить причину какого-либо происшествия и восстановить картину событий. Это уже другой, более высокий уровень, который носит характер научного исследования или конструкторской проработки и называется экспертизой. Для этой цели нужны высококвалифицированные специалисты.

Поскольку транспортный процесс состоит из отдельных звеньев: отправитель – перевозчик-получатель и вовлеченных на разных этапах смежных структур: фрахтователи-экспедиторы, страховщик, перегрузочные системы и хранилища, гидротехнические сооружения, то на разных этапах возникает необходимость оценки процесса транспортировки груза в целом или по отдельным его аспектам независимой стороной.

Поскольку на морских судах груз собирается в одном месте в больших количествах (тысячи тонн) в ограниченном пространстве (например, в трюме) и в условиях знакопеременных механических (вибрация, качка) и термодинамических (температурный и влажностный перепады) нагрузок, он ведет себя иначе, чем при других обстоятельствах. Например, руда может отделять влагу и как бы всплывать на ней (тиксотропия), уголь, жмых, хлопок, металлолом самовозгораться, наливные грузы накапливать киловольты статического электричества, горох развивать давление, достаточное, чтобы разорвать судно и т. д. С учетом этих обстоятельств можно представить не только величину вероятности финансовых потерь, но и их размер.

Международная судебная и арбитражная практика, а также западные страховые компании именно поэтому давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, поскольку сюрвейеры не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь в силу своей независимости.

К сожалению, в советское время отсутствие частной собственности породило специфическую ментальность общества вообще и производителей грузов в частности, которая сводится к безразличному отношению к производственным экстра-расходам. Народившееся же недавно частное предпринимательство еще, к сожалению, не постигло всех нюансов рыночного бизнеса и зачастую несет убытки, которых можно было бы избежать или, по крайней мере, значительно уменьшить. И хотя происходит это не по убеждению, а просто по незнанию этого процесса, сути дела это не меняет. И случается так, что зачастую вину за возникшие убытки возлагают не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Им является, как правило, перевозчик, который и несет значительные убытки, хотя истинная причина снижения кондиции товара может находиться совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза и т. д. Участие независимого сюрвейера как раз и позволяет значительно ослабить бремя ответственности перевозчика и установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.

Анализ минералов. Группа по анализу минералов обеспечивает отбор проб и геохимический анализ минералов, удобрений и каменного угля для ведущих горнодобывающих и исследовательских компаний во всем мире, что стало возможным благодаря наличию развитой сети специальных лабораторий, расположенных повсеместно, в том числе в Америке, Африке и Юго-Восточной Азии.

Анализ загрязнений окружающей среды. Сеть лабораторий по охране окружающей среды обеспечивает промышленные и правительственные структуры по всему миру официально защищенными всесторонними аналитическими данными по различным аспектам охраны окружающей среды. Услуги, предоставляемые данным сектором ITS, включают в себя отбор и анализ проб воздуха, воды, почвы, различных веществ, а также анализ промышленной гигиены, биологической ядовитости и промышленных отходов.

Техническое обслуживание и гарантия качества снабжения. Многим из мировых компаний-производителей предоставляется полный перечень услуг, связанных с техническим обслуживанием и гарантией качества. Интересы клиентов весьма разнообразны – автоматика, электроника, вычислительная техника, связь и коммуникации, а также потребительские товары.

Особенно важную роль заключение независимого сюрвейера играет при рассмотрении в суде или арбитраже на Западе и в Западных же страховых компаниях. Без такого независимого заключения никакие доводы со стороны просто не будут иметь доказательности, и дело проигрывается. Весьма важно при этом правильно представлять себе понятие «независимость». Сюрвейер или сюрвейерская компания считаются независимыми, если они не принадлежат никакой государственной организации или предприятию, а также если государство не имеет пакета акций в уставном капитале компании.

В настоящее время в силу неверного представления об этом понятии в России сложилась практика образования сюрвейерских организаций при государственных учреждениях, например в НИИ и иных учреждениях. И если арбитраж или суд в России еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает таких сюрвейеров независимыми в силу их государственной принадлежности и, следовательно, лоббирования ими государственных или национальных интересов. Потерей независимости является также работа в одном и том же транспортном процессе более, чем на одну из сторон этого процесса или торговой сделки. Это возможно только с ведома и согласия участников при проведении общей инспекции. Например, в одном рейсе нельзя работать на отправителя и получателя, или на перевозчика и отправителя и т. д., так как в случае столкновения интересов сюрвейеру придется жертвовать интересами одной из сторон. Весьма распространена у нас практика, когда, например, агентирующая или экспедиторская фирмы являются одновременно и сюрвейерами, или страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. В мировой практике это не принято. Иностранные страховые компании, например, занимаются каждая только одним видом страхования из всех возможных, в отличие от отечественных, которые страхуют одновременно и ответственность, и риски, и имущество. Так, например, Клубы P&I страхуют только ответственность перед третьими лицами.

В процессе улаживания претензий весьма важную роль играет имидж сюрвейерской компании, который складывается из безошибочности расчетов, вескости аргументации доказательств, достаточности излагаемой информации, соблюдения принципа независимости, соблюдения деловой этики.

Согласно Международным Стандартам Качества ISO 900I-9004 персонал любой Компании должен в первую очередь быть профессионально компетентным. Под профессиональной компетентностью в мировой судебно-арбитражной практике понимается наличие знания, умения, дисциплинированности и добросовестности. При этом под знаниями понимается наличие базового образования в области торгового мореплавания и процесса грузоперевозок.

Поскольку природа не терпит пустоты, незанятая ниша при начале становления рынка стала немедленно заполняться иностранными сюрвейерными компаниями, так как рыночное сознание молодого российского предпринимательства не почувствовало полезности сюрвейерского института для себя, а командно-административные стереотипы в мышлении государственных структур не поняли полезности этого института для государства. В целях поддержки отечественных сюрвейерских компаний была создана Ассоциация независимых морских и речных сюрвейеров, впоследствии переименованная в Ассоциацию независимых сюрвейеров (АНС). Членами Ассоциации являются сюрвейерские компании, имеющие статус юридических лиц. Члены Ассоциации проводят работы на территории стран СНГ. За девятилетний период деятельности члены АНС полностью освоили методики зарубежных сюрвейерских компаний и разработали свои национальные правила проведения экспертиз, которые учитывают национальное законодательство и национальные особенности стран, где они осуществляют свою деятельность. В настоящее время расширяется сеть лабораторий, которые работают по стандартам ISO, ASTM, IP, DIN и сотрудничают с АНС.

Вхождение в рынок на территории СНГ было нелегким, поскольку Ингосстрах и торгово-промышленная палата, будучи государственными предприятиями, пытались быть монополистами на внутреннем рынке, что способствовало продвижению или созданию благоприятных условий для иностранных сюрвейерских компаний, а, следовательно, и утечке национальных ресурсов за рубеж.

По этой причине необходимо ввести деятельность независимых сюрвейерских (инспекторских) компаний в законодательное поле России, как это сделала Государственная Дума в Положении об оценочной деятельности №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. и дала определение статуса независимого оценщика: «Оценка объекта оценки не может производиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве».

Имидж любой сюрвейерской компании складывается в процессе работы и улаживания претензий из знания нормативной базы, безопасности расчетов,весомости аргументов и доказательств, достаточным числом излагаемых доказательств, соблюдения принципов независимости и деловой этики.

Основная нормативная база и требования к сюрвейерам, которые используются АНС, разработаны на основе документов, принятых в международной торговле и мультимодальных перевозках. Это объясняется тем, что сюрвейерская деятельность впервые зародилась именно в этих структурах и со временем утвердилась как неотъемлемое звено в системе рыночных отношений.

Помимо приведенной нормативной базы, в области мультимодальных перевозок существуют Инструкции и Правила, присущие различным видам транспорта также используемые независимыми сюрвейерами. Основные принципы работы сюрвейеров были разработаны в рамках Ассоциации независимых сюрвейеров и опубликованы в Кодексе независимых сюрвейеров. В настоящее время в Государственной морской академии им. адмирала С. О. Макарова ежегодно проходит подготовка специальных групп сюрвейеров по программам, утвержденным Министерством высшего образования РФ и издано «Руководство по проведению сюрвейерской работы на транспорте», которое является официальным учебным пособием для подготовки специалистов, автор Снопков В. И., издательство «Профессионал».

Для того чтобы верно оценить ситуацию и определить степень виновности того или иного лица, на Западе действует институт сюрвейеров. Независимый сюрвейер. Кто он? Кого лучше привлечь к участию в перевозочном процессе: юриста, страховую компанию или сюрвейера? Ответы на эти вопросы в нашей статье.

В эпоху СССР функции сюрвейеров в стране выполняли Союзэкспертиза (после акционирования она стала одним из частных предприятий), Институт аварийных комиссаров (давно прекратил существовать) и экспертные советы при торгово-промышленных палатах. Последние нередко не удовлетворяли нужды клиентов, поэтому нишу быстро заполнили сюрвейерные компании.

Первые службы независимых сюрвейеров появились в нашей стране в конце 2000 года в крупных портовых городах. Изначально их специалисты занимались вопросами расследования страховых случаев в сфере морского транспорта. Сейчас такие службы осуществляют правовую помощь в любой сфере страхования. Специалисты-сюрвейеры есть в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других городах России.

За рубежом судебная и арбитражная практика, а также страховые компании давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, которые в силу своей независимости не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь. Неудивительно, что именно иностранные партнеры потребовали от нас сюрвейерских услуг, когда на морских границах столкнулись наши и зарубежные интересы. Тем не менее первая зарегистрированная отечественная сюрвейерская организация потратила несколько лет для того, чтобы доказать свое право на существование: российские производители и торговые предприятия долго не хотели объективно оценить значимость этих услуг. Понимание важности заключения независимого сюрвейера пришло позже, когда появились прецеденты рассмотрения дел в суде, особенно в зарубежном, где без такого заключения никакие доводы стороны просто не имеют доказательности и дело проигрывается.

Сюрвейер (от английского surveyor ) - слово мало знакомое российскому предпринимателю. В русском языке в какой-то степени синонимичным ему можно считать слово "эксперт". Сюрвейер - это тот, кто, будучи независимым, занимается тщательным и детальным инспектированием, исследованием, проверкой, установлением наличия или отсутствия какого-либо факта, а также выдачей рекомендаций в лицензируемой области по заявке физических или юридических лиц.

Декларация независимости сюрвейера не является гарантией объективности. По-настоящему независимой можно считать только ту сюрвейерскую организацию, ни одна акция которой не принадлежит государству. В нашей стране сюрвейерские организации иногда образуются при различных НИИ, Министерстве транспорта, регистре судоходства и т.д., и если российский арбитраж или суд еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает их независимыми именно в силу государственной принадлежности и, следовательно, неизбежного лоббирования ими государственных, национальных или ведомственных интересов.

Потерей независимости считается также работа более чем на одну сторону транспортного процесса или торговой сделки. Нельзя, к примеру, одновременно работать на отправителя и получателя, так как в случае столкновения интересов сюрвейеру неизбежно придется жертвовать интересами одной из сторон. Обычный для нас случай, когда агентирующая или экспедиторская фирма является и сюрвейером, или когда страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. Нигде в мире такой практики нет.

Сюрвейер - специалист по исследованию обстоятельств страховых случаев (причинение вреда здоровью, повреждение или утрата имущества, груза в результате пожара, аварии, потопа, несчастного случая и тому подобное). Сюрвейер консультирует судовладельцев и капитана, координирует процедуры осмотра (вызывает специалистов, организует спасение людей, определяет повреждения, которые потребуется устранить при ремонте), инспектирует (собирает улики, чтобы установить причины аварии), исследует судовые записи, проверяет факты, сертификаты экспертов и членов экипажа, сводки погоды и отчеты водолазов, опрашивает плавсостав и свидетелей, устанавливает контакты с портовыми властями, анализирует факты (это называется "проверить виноградник" - прежде всего выясняется "история" судна, сравниваются аналогичные прецеденты и другое).

И только после этого составляют отчет. Причем в нем указывают информацию для публичных заявлений, а конфиденциальные сведения указывают, по желанию судовладельца, в отдельном комментарии.

Одной из многочисленных услуг сюрвейерской службы является сертификация. При определении состояния судна или груза сюрвейер выдает сертификат за своей подписью, в котором удостоверяет, например, что груз в трюмах уложен и закреплен в соответствии с действующими международными или национальными требованиями и, следовательно, безопасен для судна и не будет поврежден в условиях морской перевозки. Это делается как в интересах перевозчика, чтобы освободиться от ответственности за повреждение груза, так и в интересах грузовладельца или страховщика для избежания ими экстра-расходов.

Сертифицируется также пригодность грузовых помещений к приему груза: отсутствие посторонних запахов и остатков предыдущего груза, герметичность трюмов, наличие изолирующих от металла приспособлений и т.д. Юридически важно зафиксировать независимой стороной факт полной выгрузки судна и отсутствие остатков груза в трюмах.

Естественно, что при перевозке массовых грузов все причастные к этому процессу заинтересованы в подтверждении выполнения своих обязательств: отправитель и получатель в том, что товар поставлен именно того качества, которое указано в контракте, а перевозчик в том, что качество товара не изменилось за время пути. С этой целью на разных этапах транспортировки, обычно при погрузке, перевалке и выгрузке, независимой стороной производится отбор проб по принятой или оговоренной технологии с последующим хранением этих проб до одного года, а также анализ содержимого для установления качества и соответствия контрактным условиям.

Предприятия, организации, а также граждане, имея на руках страховой полис, нередко сталкиваются с рядом проблем, из-за которых страховые компании не могут выплатить им страховые возмещения либо произвести выплату в объеме заявленных требований. Например, один страхователь не счел необходимым немедленно уведомить страховую компанию о причиненном ущербе объекту страхования, тем самым лишил ее возможности своевременно зафиксировать обстоятельства страхового случая, дать объективную оценку произошедшему. Поэтому в выплате страхового возмещения было отказано.

Причины таких отказов в том, что страхователи часто допускают ошибки в оформлении права собственности на объект страхования, не предоставляют полные сведения об объекте страхования и тому подобное. Во многих фирмах и организациях есть юридические отделы или опытные юристы, которые, если возникает необходимость, занимаются вопросами урегулирования претензий по страховому случаю. К сожалению, они не всегда могут успешно решить эти проблемы, поскольку не специализируются именно на страховом праве. Поэтому целесообразней в данном случае пригласить сюрвейера. Роль сюрвейера и состоит в том, что он ставит диагноз, а юрист прописывает пилюли.

На Западе статус сюрвейера вытекает из договорной практики: к его услугам обязательно прибегают при наступлении страхового случая или в спорных ситуациях, когда требуется независимая оценка количества и качества груза. Фактически сюрвейер - свидетель, который должен подтвердить или опровергнуть определенные факты.

В России законодательство сюрвейерной деятельности расплывчато. Работа сюрвейеров регламентируется в основном ведомственными инструкциями. Отсюда возникают проблемы: закон не обязывает российские компании на внутреннем рынке прибегать к услугам сюрвейера. Это дело добровольное. Владелец груза или транспортного средства обычно сам улаживает конфликты, связанные с грузоперевозками. Ведь рынок страхования в сфере грузоперевозок в РФ не развит.

Никто никому не доверяет. Поэтому страховые компании придумывают различные системы процедур, усложняющие получение страховок, и содержат громоздкий аппарат для оценки репутации потенциальных клиентов. Ну а для сопровождения арбитражных процессов руководство предприятий считает, что достаточно нанять хорошего юриста.

Вот и выходит, что сюрвейер на российском рынке вроде как посредник, который нередко выполняет не свойственные ему функции. И нередко превращается по сути в брокера, предлагающего пакет услуг: страховщика, консультанта, провайдера, туроператора и оценщика.

В последнем случае и всплывают многочисленные"карманные" сюрвейерные компании, готовые подтвердить все что угодно, лишь бы клиент заплатил по полной программе за так называемый комплексный сервис.

Тем не менее в России по мере развития рынка сюрвейерские услуги все больше востребованы. В российских арбитражных судах все чаще прислушиваются к заключениям сюрвейеров. С мнением известных на рынке сюрвейерских компаний считается российская таможня. Все это признаки того, что меняется отношение к рынку сюрвейерских услуг. Складываются предпосылки для его дальнейшего развития - по мере подъема отечественной экономики и прозрачности финансовой среды, в которой функционирует российский бизнес.

О тдел права "ТР".

В современной практике российские предприниматели все чаще стали пользоваться сюрвейерскими услугами. Однако многие наши бизнесмены имеют самое отдаленное представление о том, чем конкретно занимаются люди, которые их оказывают. Разберем этот вопрос подробнее.

Кто такой сюрвейер

Если обратиться к нашему «великому и могучему», то близким по значению будет слово эксперт. Значит, сюрвейер - это человек, который в чем-то может профессионально разбираться? Да, это так.

Представители данной профессии проводят детальный, объективный, а главное, независимый анализ всех обстоятельств дела, чтобы впоследствии можно было определить, имел ли место в действительности тот или иной факт. Также по инициативе физических и юридических лиц они подготавливают рекомендации в лицензируемых областях деятельности.

Немного истории

В эпоху господства коммунистического строя полномочиями сюрвейеров были наделены следующие структуры: Институт экспертные советы при ТПП (торгово-промышленной палате), Союзэкспертиза.

С распадом СССР вышеуказанные учреждения постепенно перестали выполнять экспертную функцию.

Первые сюрвейерские организации после «победы демократии» в стране сформировались в конце нулевых годов. Причем произошло это в крупных городах, имеющих морские порты. В то время компетенция экспертов ограничивалась расследованием страховых случаев на водном транспорте. В настоящее время сюрвейер - это профессионал во всех областях страхования.

Зачастую экспертные учреждения сегодня создаются при различных министерствах, ведомствах, научно-исследовательских институтах.

Необходимо отметить, что сегодня сюрвейерские организации успешно функционируют во многих крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и прочих.

Принцип независимости является главным

В своей работе сюрвейер должен руководствоваться принципом независимости. Другими словами, ни одно экспертное учреждение не должно быть подконтрольно государственным структурам. К сожалению, в российской практике бывает обратное, поэтому иностранные судебные инстанции порой не принимают в качестве доказательств отчеты, подготовленные нашими сюрвейерами.

Обязанности

Прежде всего, сюрвейер - это эксперт в анализе и проверке обстоятельств страховых случаев, таких как утрата, причинение ущерба здоровью, возникновение наводнения, пожара и так далее. Он координирует процесс (организует спасение людей, вызывает специалистов, фиксирует имеющиеся повреждения). Кроме этого, сюрвейер - это главный консультант, к мнению которого должны прислушиваться собственники морских судов и те, кто ими управляет. Однако это не весь перечень должностных обязанностей, которые выполняет эксперт. Он занимается сбором доказательств с целью установления причин катастроф и аварий, изучает судовые записи, исследует отчеты водолазов, опрашивает свидетелей, проверяет сводки погоды. И на заключительном этапе работы эксперт садится за отчет.

Также услуги сюрвейера включают выдачу сертификатов на груз. Это документ, который подтверждает, что в трюмах груз уложен и закреплен надлежащим образом, а это значит, что он доедет до пункта назначения в целости и сохранности, не нанеся при этом никакого вреда транспортному средству.

Законодательная база нуждается в серьезной доработке

К сожалению, на законодательном уровне деятельность сюрвейерских организаций до конца не отрегулирована. Субъекты гражданских прав руководствуются исключительно ведомственными нормативно-правовыми актами.

Безусловно, страховой сюрвейер создает определенную конкуренцию, однако на внутреннем рынке отсутствует правило, которое обязывало бы участников рынка прибегать к услугам вышеуказанных экспертов. Хотите - приглашайте его, а хотите - нет. Как говорится, дело добровольное. В случае возникновения проблем с грузоперевозками владельцам судов зачастую не нужен никакой эксперт. Страхование в нашей стране пока развито слабо, поэтому они предпочитают улаживать конфликт самостоятельно.

К сожалению, на практике сюрвейер выступает в качестве обычного посредника, который выполняет не свойственную ему работу: он и консультант, и провайдер, и оценщик, и страховщик, и туроператор.

Тем не менее, данный плавно развивается в нашей стране, и сюрвейерские услуги пользуются все большим спросом в предпринимательской среде.

Процесс грузоперевозки — это достаточно длинная и сложная цепочка, которая состоит из отправителя, перевозчика и получателя груза, а также немалого количества вовлеченных в этот процесс смежных структур, к которым можно отнести: товаропроизводителей, фрахтователей, экспедиторов, страховщиков и других.

Участники современного рынка претерпевают жесткую конкуренцию, которая побуждает их максимально удовлетворять потребности клиентов. Одним из эффективных решений продвинуть свою компанию является жесткий контроль за качеством предоставляемых услуг и выполнение всех обязанностей, прописанных в договоре. Более того, чем шире комплекс предложений, тем конкурентоспособнее фирма. В настоящее время, лиц, заинтересованных в грузоперевозках, особенно интересуют сюрвейерские услуги и мувинговые услуги.

Необходимость оценить процесс грузоперевозки может возникнуть на различных этапах, и очень часто вину за возникающие убытки возлагают не на того, кто в действительности виноват.

Зачастую убытки возлагают на перевозчика, хотя настоящая причина возникновения убытков может заключаться в другом, например, в условиях , в форс-мажорных обстоятельствах, в транспортабельности груза, в особенностях технологии производства и т.д. И только участие в оценке возникших убытков независимого сюрвейера может помочь установить стадию на которой они возникли, а также виновника финансовых потерь.

Сюрвейерские услуги: особенность данного предложения

Сюрвейер (от англ. surveyor) — мало знакомое слово для российского предпринимателя. В какой-то степени в качестве синонима к нему в русском языке можно отнести слово «эксперт». Независимый сюрвейер — это специалист занимающийся детальным и тщательным инспектированием, проверкой, исследованием, установлением отсутствия или наличия какого-либо факта, выдачей рекомендаций в лицензированный областях по заявкам юридических или физических лиц.

Сюрвейр осуществляет свою деятельность в сфере товарного производства, внешней и внутренней торговле, транспортировки различных грузов. Основные функции сюрвейера заключаются в установлении факта характера и размера повреждения грузов или их отсутствия, определении соответствия перевозочным и контрактным условиям товаров, их количество и качество и предоставлении письменного свидетельства о выше перечисленном за своей подписью. Кроме того, сюрвейр в отдельных случаях может установить причину происшествия, а также восстановить картину события.

Сюрвейерские услуги подразумевают произведение оценочной операции над продукцией, что позволяет детально понять сложность ее транспортирования.

Приступая к работе, специалисты производят:

  • оценку характеристик грузов (объемы и вид);
  • маркировку;
  • погрузку;
  • размещение и фиксацию;
  • разгрузку.

Все процедуры совершают экспертом из независимого контролирующего органа. Ключевая задача данной услуги - предотвратить спорные ситуации между грузоперевозчиками и заказчиками, что способствует быстрому разрешению при возникновении таких случаев.

Все участники торговой сделки и грузоперевозки понимают, насколько важны действия по определению численности грузов, и если штучные грузы легко можно пересчитать, то для учета массовых грузов необходимы определенные технологи подсчета. Например, взвешивание грузов в вагонах, контейнерах, автомашинах на специальных весах требует больших трудозатрат и много времени.

В тоже время, в соответствии с теорией ошибок, совершенно точное измерение невозможно, и следовательно при каждом взвешивании будет иметь место определенная ошибка, которая с увеличением числа взвешивание будет пропорционально увеличиваться. А значит будет появляться возможность обмана. Для того чтобы обеспечить точность и добросовестность таких операций и необходима независимая сторона, которой и является независимый сюрвейер.

Еще одна серьезная проблема при грузоперевозках — это сохранность грузов. Поэтому для того чтобы предотвратить несанкционированный доступ к нему используется установка пломб на контейнеры, грузовые трюмы, отдельные грузовые места, трейлеры и т.п. Но большее значение имеет не сколько наличие пломб, а правильность их установки. Как показывает практика, именно этот момент очень часть вообще не учитывается.

Также для сохранности качества и количества грузов при транспортировке очень важно соблюдать технологии обращения с ними. Это требование не всегда выполняется и причины могут быть различными: обыкновенная безответственность, низкая квалификация работников, отсталость технологий. Так или иначе не выполнение этих требований приводит к одному итогу — возникновению убытков у грузовладельцев. Поэтому эти операции лучше всего доверить независимой стороне — независимому сюрвейеру, который беспристрастно удостоверится в соблюдении технологий обращения с грузом и в сохранности пломб.

Выше уже было сказано о том, что в грузоперевозках задействовано много участников, и на некоторых этапах перевозки у некоторых участников возникает соблазн преувеличения размера повреждений груза. Для предотвращения этой формы мошенничества лучше всего привлекать независимого сюрвейера. Он зафиксирует факт хищения, его размеры и характер, при необходимости установит причину повреждения.

Одна из многочисленных услуг сюрвейеров — это сертификация. Определяя состояние груза или транспортного средства сюрвейер выдает специальный сертификат за своей подписью, которым удостоверяет, к примеру, что в трюмах груз закреплен и уложен в соответствии с национальными и действующими международными требованиями, и не будет поврежден во время перевозки и безопасен для судна. Также сертифицируются на пригодность грузовые помещения: на отсутствие остатков предыдущих грузов, посторонних запахов, наличия изолирующих материалов, герметичность и т.п.

Ранее договор на оказание сюрвейерских услуг заключался при перевозке продукции водным транспортом. В настоящее время его рассматривают как целесообразное решение при доставке любыми способами.

Сюрвейерские услуги подразумевают оценку, используемую страховыми компаниями при составлении страховых договоров. В связи с этим, в большинстве случаев, страховые фирмы выступают инициатором найма контроллеров - сюрвейеров.

Говорить о компетентности сюрвейерских служб - отдельная тема. Для одних приоритет отдается менеджменту, для вторых - промышленной безопасности и консалтингу. Стоит отметить, что на данные услуги отсутствуют общие требования. Более того, в 2006 г. произошла отмена необходимости получать лицензию для ведения деятельности в данной отрасли.

Ключевые достоинства привлечения сюрвейеров

Преимуществами обращения в сюрвейерскую фирму выступает:

  • осуществление контроля над продукцией, заинтересованными лицами на любой стадии перевозки;
  • возможность оперативного получения сведений на состояние товара;
  • гарантия оптимального процесса транспортирования продукции как для исполнителей, так и заказчиков;
  • возможность улучшить дисциплину сотрудников, осуществляющих подготовку товара к транспортированию, а также во время перевозки;
  • возможность мониторинга продукции на факт наличия/отсутствия скрытых дефектов;
  • предоставление профессиональной помощи и содействие разрешению спорных ситуаций;
  • возможность снизить возможные убытки;
  • обеспечение безопасной транспортировки.

Услуги мувинговой компании: в чем заключаются, актуальность при грузоперевозках

Услуги мувинговой компании предоставляют возможность перевозки имущества фирмы или индивидуального заказчика, во время которой учитываются профессиональные услуги. Иными словами, клиенты таких организаций получают комплекс предложений, благодаря которым, они смогут решить ряд задач, связанных:

  • с упаковкой/распаковкой;
  • с погрузкой/разгрузкой;
  • со спуском/подъемом;
  • с маркировкой;
  • с установкой и подключением осветительных приборов, техники и предметов обустройства интерьера.

Мувинговые услуги от профессионалов позволяют клиентам получить высокое по качеству обслуживание. Изначально для оценки стоимости работы происходит визит эксперта на место. Специалист производит тщательный осмотр груза, отмечая его вес и объем. Не меньшее внимание он уделяет условиям, после чего оглашает стоимость услуг заказчику. При достижении компромисса стороны приступают к согласованию графика.

Услуги мувинговой компании предполагают по завершению всех основных мероприятий уборку мусора, что позволяет заказчикам совершать чистый переезд под ключ.

Решая воспользоваться предложение сюрвейеров, стоит внимательно, совершать выбор фирмы, делая акцент на профессионализм и репутацию. Почему это так важно? Фирмы-профессионалы, ценящие свою репутацию, располагают:

  • укомплектованным штатом сотрудником, среди которых, обученные грузчики, точно знающие особенности работы с имуществом различного плана и габаритов;
  • специальными инструментами для переноса, разборки - сборки и т.д.;
  • складскими помещениями. Нередко у заказчика возникает потребность сохранить на некоторое время имущество, когда, например, покинув старое место, новое еще не подготовлено. В таких случаях фирмами-муверами оказывается дополнительная услуга - оформляется страховка.

Мувинговые услуги, оказываемые профессионалами - это переезд «под ключ» без каких-либо хлопот.

В заключение стоит отметить, что при перевозе массовых грузов все задействованные в этом процессе стороны заинтересованы в выполнении взятых на себя обязательств: получатель и отправитель в том, что груз будет поставлен того качества и количества, которые прописаны в контракте, а перевозчик в том, что количество и качество груза не изменится за время транспортировки.

С этой целью на промежуточных этапах перевозки, как правило, при погрузке, выгрузке и перевалке, независимой стороной осуществляется отбор проб с последующим хранением этих образцов на срок оговоренный со сторонами, а также проведение анализа для установления соответствия качества продукции контрактным условиям.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Сюрвейер для перевозки грузов – это профильный инспектор, основной задачей которого является составление максимально точной и объективной оценки качества предоставления транспортных услуг на каждом из этапов их оказания. Термин сюрвейер переводится как контроль, а также проведение инспекции фактического состояния груза или процесса перемещения товаров. Первоначально данное направление появилось при реализации морских перевозок, а в дальнейшем перешла на другие сферы деятельности, которые связаны с логистикой.

С каждым днем все больше людей и профильных компаний принимают участие в грузовых перевозках. Одни отвечают за экспедирование и перевозку товаров, предоставление разных типов складских помещений, другие – таможенным оформлением или страхованием. Такой принцип разделения на каждом этапе грузоперевозок обеспечивает максимальную эффективность всех процессов, помогает существенно снизить необходимое на доставку продукции время. Несмотря на предельную слаженность и качество организации работы для данной сферы характерны сложности в определении ответственных лиц при возникновении внештатных ситуаций. В такой ситуации на помощь приходят независимые сюрвейеры.

Какие задачи должен решать сюрвейер?

Основной задачей каждого сюрвейера является обеспечение контроля количественных, технических, а также качественных параметров грузов во время каждого из этапов следования продукции. Речь идет о каждом из действующих аспектов транспортного процесса, к числу которых относятся склады, логистические комплексы, реализация погрузочных мероприятий и другие манипуляции с товарами.

Основа деятельности сюрвейера на транспорте напрямую связана проведением страхования. Это связано с тем, что на базе заключения эксперта выносятся решения страховых компаний касательно величины компенсационных выплат. На практике сюрвейер помогает выявить реальные причины и обстоятельства порчи, повреждений или гибели перевозимых материалов. Даже с учетом того, что подобный вид деятельности появился на территории России в 90-х годах, до настоящего времени единичные компании обращаются за услугами профильных специалистов.

Примечательно, но большая часть перевозчиков грузов, получателей и отправителей расходы найма независимого сюрвейера считает ничем не оправданными тратами. Тенденция к проведению интеграции российской транспортной системы с другими странами постепенно стимулирует развитие специальности сюрвейера, привлечение профильных специалистов. Одна из основных причин – большая вероятность отказа ряда иностранных компаний в принятии претензий без предварительного заключения со стороны сюрвейера.

За что несет ответственность сюрвейер

Сюрвейер – это профессионал с высоким уровнем квалификации, основной задачей которого является максимально точная классификация деятельности на всех этапах доставки грузов. На территории России правовое регулирование работы сюрвейера уступает европейской практике. На практике деятельность сюрвейера относится в классификаторе к «Предоставлению прочих коммерческих услуг».

Речь идет об экспертизе в рамках экономической деятельности, которая никак не связана с услугами по экспертизе в делах по обращению с недвижимым имуществом, страхованием, а также прочими услугами инженерного характера. Учитываются дополнительно услуги судебно-медицинских, психиатрических экспертиз, прочие варианты осуществления экспертиз.

Главным требованием к реализации документации устава для компаний, оказывающих услуги сюрвейера – обязательное добавление в уставе основных видов деятельности, которые напрямую связаны с аналогичными услугами. В настоящий момент обязательное лицензирование данных услуг не закреплено на законодательном уровне. Стандартное штатное расписание предполагает наличие необходимых должностей, руководителей профильных групп. Сюрвейер отвечает за профессиональную экспертную оценку, осуществляет комплексное обеспечение транспортных услуг на всех этапах деятельности.


Должностные обязанности сюрвейеров

Особенность работы и обязанностей сюрвейера заключается в необходимости строго соблюдения регламента оказания услуг, а любые ошибки могут стать причиной привлечения специалиста к ответственности. Разработан традиционный перечень услуг, которые оказывает сюрвейер. К их числу относятся:

  • выявление фактической пригодности транспортных средств и полное соответствие регламенту грузоперевозок при обслуживании разных типов товаров;
  • проведение расследований, связанных со страховыми ситуациями, основных причин плохой сохранности материалов, повреждений в результате перевозки товаров разными типами транспортных средств с последующей оценкой нанесенного ущерба;
  • реализация комплексного осмотра грузов перед осуществлением погрузки и передача необходимой информации касательно перевозки, подготовка и передача необходимых сопроводительных документов;
  • обеспечение контроля за профильными грузовыми операциями, оказание услуг суперкарго, осуществление ключевых планов по погрузке транспортных средств и судов, сюда же относится предоставление рекомендаций по надзору процесса погрузки, укладке и фиксации товаров;
  • поддержание тальманского счета товаров при осуществлении выгрузки и погрузки, обслуживании контейнеров и транспортных единиц;
  • выявление физического состояния и технических особенностей грузов, количества изделий с расчетом нагрузки;
  • при работе с судами сюрвейер выявляет общее количества бункера на корабле, отбор главных проб бункера или груза, осуществление необходимого перечня анализов профильными лабораториями, которые получили предварительные сертификаты;
  • определение текущего состояния процесса закрытия грузовых трюмов, оценка надежности и водонепроницаемости;
  • аудит технического состояния транспортного средства или судна, головных механизмов, корпуса, их фактического соответствия классификационному регламенту перед проведением продажи или процедуры страхования;
  • проведение расследований, связанных с аварийными ситуациями, анализ нанесенного ущерба, комплексный контроль за работами при реализации ремонтных работ;
  • разрешение любых из доступных претензий, связанных с полученными травмами или болезнями участников перевозки грузов.

Как получить профессию сюрвейер в России?

В настоящий момент средние-профессиональные или высшие учебные заведения России не осуществляют подготовку специалистов данного профиля. Чтобы получить такую профессию соискатели должны иметь профильное техническое и/или юридическое образование, также допускается прохождение обучения по специальностям, связанным со сферой логистики и управления транспортным сообщением.

От соискателей требуется значительный опыт работы в транспортных компаниях, понимание основных этапов реализации грузоперевозок, стрессоустойчивость. Сюрвейер грузов должен уметь максимально быстро принимать наиболее эффективные решения, внимательно подходить к каждому вопросу, находить компромиссы в спорных ситуациях.