Обязанность заполнения путевых листов. Как заполнять путевой лист легкового автомобиля. В каких НПА можно найти образец заполнения путевых листов

Как оформить путевой лист, чтобы не лишиться расходов в налоговом учете и вычетов по НДС? По какой форме должен составляться путевой лист?

Без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями (п.2 ст.6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).

По какой форме должен быть составлен путевой лист?

Форма путевого листа

Начиная с 2013 года, формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций), определяет руководитель экономического субъекта (п.4 ст.9 Закона №402-ФЗ). Это могут быть унифицированные формы либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. При использовании унифицированных форм нельзя удалять имеющиеся реквизиты таких документов (Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 г. №03-03-06/1/414), можно лишь дополнять форму новыми строками или графами.

При разработке собственных форм первичной учетной документации следует учитывать, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (Информация Минфина РФ от 04.12.2012 г. №ПЗ-10/2012).

Многие организации, эксплуатирующие транспортные средства, для подтверждения расходов на ГСМ, должны составлять путевой лист. При этом возникает вопрос: может ли организация самостоятельно разработать форму путевого листа, руководствуясь лишь обязательными реквизитами, содержащимися в п.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон №402-ФЗ)?

Напомним, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. №152 (далее по тексту – Приказ №152). Письмом Минфина РФ от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161 указано, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем обязательных реквизитов, утвержденных Приказом №152.

Важно!

Для всех ли предприятий обязательны «минтрансовские» реквизиты? Решения судов по данному вопросу противоречивы.

Одни суды отмечают, что положения Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» не распространяются на физических и юридических лиц, не оказывающих транспортные услуги третьим лицам в качестве одного из видов своей предпринимательской деятельности, а осуществляющих перевозки грузов и людей для удовлетворения собственных потребностей в процессе осуществления основных видов деятельности, не связанной с эксплуатацией автомобильного транспорта (Определение ВС РФ от 22.04.2016 г. №301-КГ16-3321, Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 г. №А29-7710/2015, АС Волго-Вятского округа от 10.02.2016 г. №Ф01-5485/2015 и Поволжского округа от 24.03.2015 г. №Ф06-21584/2013). Как отмечают судьи, применение формы №3 «Путевой лист легкового автомобиля» носит обязательный характер только для автотранспортных организаций (Решение АС Самарской области от 15.04.2014 г. №А55-31301/2012).

Другие суды считают, что положения Приказа №152 в части обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов применяются юридическими лицами и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, независимо от рода деятельности (Постановление АС Дальневосточного округа от 09.02.2016 г. №Ф03-131/2016, Определение ВС РФ от 27.05.2016 г. №303-КГ16-5282). То есть положения Приказа №152 обязательны и для прочих не автотранспортных предприятий.

Но для транспортной компании оформление путевого листа с обязательными реквизитами, приведенными в Приказе №152, обязательно.

Ошибки в заполнении путевых листов

В ряде случаев налоговые органы на основании недостатков путевых листов (несоответствие формы, утвержденной Приказом №152) делают вывод о нереальности хозяйственных операций. При разрешении в суде подобных споров судьи также отмечают, что налогоплательщик транспортной организацией не является, а поэтому объем сведений, указанных в путевых листах, достаточен для осуществления налогового контроля (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 г. №А78-6705/2014).

Однако иная ситуация для автотранспортных предприятий. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Транспортного устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. В связи с этим ненадлежащее оформление путевого листа (по формам, не соответствующим Приказу №152) приводит к штрафам (Решение АС Сахалинской области от 16.04.2015 г. №А59-570/2015).

Какие дефекты в путевом листе чаще всего вызывают нарекания со стороны налоговых органов?

Ошибки, приводящие к доначислению налога на прибыль (НДФЛ у ИП)

Целью составления путевого листа является подтверждение обоснованности расхода ГСМ.

Налоговики зачастую доначисляют по причине отсутствия в путевом листе информации о конкретном месте следования, поскольку без данных сведений невозможно подтвердить осуществленные организацией расходы на приобретение ГСМ (Постановления АС Поволжского округа от 02.12.2016 г. №А55-166446/2015 и от 15.06.2016 г. №Ф06-9555/2016, Московского округа от 08.04.2015 г. №Ф05-3450/2015, Решение АС Нижегородской области от 05.08.2016 г. №А43-10294/2016). Данный подход согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в определении от 30.08.2013 г. №ВАС-11880/13.

Отсутствие в путевых листах сведений о времени возвращения в гараж (стоянку) также может послужить отказом в признании расходов в налоговом учете. Кроме того, необходимо соотносить информацию, приведенную в путевом листе с другими документами.

Например

Согласно путевым листам в графе «горючее» указана марка бензина Аи-95, вместе с тем, часть представленных кассовых чеков подтверждают покупку бензина марки АИ-92. Из некоторых чеков ГСМ следует, что разово приобреталось топливо в количестве, превышающем 70 литров, 80 литров, при этом сведений об объеме горючего, который способны вместить баки указанных автомобилей, компанией в ходе налоговой проверки не представлены (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 г. №А74-7498/2014).

В другом же деле, налоговики сопоставили время работы экскаваторов, погрузчика и бульдозеров с актами выполненных работ. Согласно путевым листам работы выполнялись в апреле, мае, июне и июле 2013 года, в то время как объемы работ были приняты налогоплательщиком в апреле, августе и октябре 2013 года. Налоговики исключили данные расходы из налоговой базы, поскольку представленные путевые листы невозможно соотнести с актами на выполнение работ-услуг, путевые листы составлены с нарушением установленных законом требований и не подтверждают факт работы части техники (Решение АС Забайкальского края от 06.09.2016 г. №А78-1080/2016).

А отсутствие в путевых листах показаний спидометра, нарушение нумерация, а также несоответствие с другими документами (путевые листы имеют дату составления начиная с 12.07.2013 г. по 01.11.2013 г., а представленные кассовые чеки датированы начиная с 11.09.2013 г. и заканчивая 16.12.2013 г., дата отпуска дизтоплива АЗС не соответствует дате путевых листов) также приводит к исключению расходов на ГСМ из состава профессиональных вычетов ИП (Решение АС Ставропольского края от 26.10.2016 г. №А63-4584/2016).

Кроме того, пороки заполнения путевого листа наряду с другими обстоятельствами, нередко служат доказательством получения необоснованной налоговой выгоды.

Например

Путевые листы не содержат полных сведений об осуществленной перевозке груза, а именно: не указано места погрузки и разгрузки груза, время погрузки (разгрузки), вид упаковки груза и иные сведения, в путевых листах не заполнены надлежащим образом разделы «Задание водителю», «Последовательность выполнения задания»«, «Результаты работы автомобиля и прицепов», а также содержат недостоверные сведения. В путевых листах указано, что груз перевозил водитель Шотохин В.В. Однако водитель Шотохин В.В. в период составления путевых листов не являлся сотрудником компании (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 г. №А33-10497/2015).

Таким образом, если на основании путевых листов невозможно определить цели фактического использования автомобилей и соотнести их с иными документами, подтверждающими реальность несения расходов на автомобили при их использовании в производственной деятельности, то суды подтверждают право налоговиков на исключение расходов на ГСМ из «прибыльной» базы (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.10.2016 г. №А63-11450/2015).

Ошибки, приводящие к доначислению НДС

Для правомерного принятия «входного» НДС в состав налоговых вычетов должны быть выполнены три условия: товары (работы, услуги) приобретены для деятельности, облагаемой НДС, приняты к учету, имеется надлежащим образом оформленная счет-фактура (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ).

Пристальное внимание налоговики предъявляют к оформлению первичных учетных документов, которые подтверждают факт принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Само по себе отсутствие путевых листов наряду с другими доказательствами может свидетельствовать о нереальности хозяйственных операций, т.е. о получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому применить вычет в части «входного» НДС по приобретенным ГСМ, нельзя (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 18.02.2016 г. №Ф08-317/2016, Восточно-Сибирского округа от 12.01.2016 г. №Ф02-6977/2015).

Важно!

Но в том случае, если реальность операций не опровергнута налоговыми органами, наличие недочетов в оформлении путевых листов само по себе не является нарушением налогового законодательства, а значит, вычет НДС правомерен (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.09.2015 г. №Ф04-22441/2015).

Необходимость оформления путевых листов при выплате компенсаций за использование личного автомобиля

В практике организаций часто встречаются ситуации, когда личное имущество работников используется в служебных целях.

В соответствии со ст.188 ТК РФ размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Наиболее распространенным является использование личного транспорта. В этом случае работнику выплачивается компенсация за использование личного автомобиля, размер которой устанавливается приказом.

Компенсационные выплаты включаются в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Нужно ли в подобных ситуациях оформлять путевые листы для документального подтверждения выплаченных компенсаций в целях исчисления налога на прибыль организации?

Налоговый Кодекс РФ напрямую не выдвигает требование оформления путевых листов для выплаты компенсации за использование личного автомобиля работника в служебных целях. Однако в целях признания расходов необходимо соблюсти общий принцип документального подтверждения и экономического обоснования расходов (ст.252 НК РФ).

Вопросам необходимости оформления путевых листов при выплате компенсации работникам посвящено немало писем Минфина РФ и ФНС РФ.

Так, по мнению контролирующих органов (Письма Минфина РФ от 23.09.2013 г. №03-03-06/1/39406, от 13.04.2007 г. №14-05-07/6, от 29.12.2006 г. №03-05-02-04/192, от 16.11.2006 г. №03-03-02/275, УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 г. №20-15/001797@, от 22.02.2007 г. №20-12/016776, от 20.09.2005 г. №20-12/66690), организация должна вести учет служебных поездок в путевых листах. Именно путевые листы являются подтверждением фактического использования имущества в интересах работодателя (Письмо Минфина РФ от 27.06.2013 г. №03-04-05/24421).

Действительно, сам по себе приказ руководителя об установлении компенсационных выплат не является первичным учетным документом (ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и его будет недостаточно для подтверждения реально понесенных работником затрат. Но, если у налогоплательщика будут иные документы, подтверждающие расходы (например, отчеты работника с приложенными чеками, журнал учета служебных поездок с указанием времени, цели поездки и пр.), то отсутствие путевых листов не будет являться основанием для отказа в признании компенсационных расходов.

Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 30.05.2012 г. №А12-15477/2011 отмечено, что организация имела право заявлять расходы сумм компенсаций за использованный личный автотранспорт, обязательного условия ведения путевых листов действующим законодательством не предусмотрено.

Исходя из анализа положений Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Приказа №152, регламентирующих требования по заполнению путевых листов, арбитражные суды приходят к выводу, что в данном случае необходимость оформления путевых листов у вышеуказанных работников отсутствовала. При этом не представила доказательств перевозки пассажиров и багажа, грузов (Решение АС Иркутской области от 28.11.2016 г. №А19-14820/2016).

На практике проверяющие из ПФР, могут доначислить на сумму выплаченной работнику компенсации.

Однако такие решения успешно оспариваются в суде, поскольку «…выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не являющемуся водителем, организация не обязана. Путевые листы применяются организациями в целях учета работы принадлежащего ей автотранспорта и не предназначены для учета поездок работников на своих личных автомобилях, даже если эти поездки осуществляются в служебных целях. Выплаты компенсации за использование работниками личного автотранспорта в служебных целях, подтверждены достаточными доказательствами и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов» (Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 г. №А34-8324/2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 г. №А45-48015/2015, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 г. №Ф04-23203/2015, Восточно-Сибирского округа от 10.08.2016 г. №Ф02 -3897/2016).

Таким образом, требование о наличии путевых листов в подобных ситуациях не предусмотрено действующим законодательством.

Дополнительное соглашение к трудовому договору предполагает использование работником личного автомобиля в служебных целях, то есть для исполнения работником трудовых обязанностей. Само же исполнение трудовых обязанностей отражается в табеле учета рабочего времени.

Как уже было отмечено, путевые листы необходимы для учета работы принадлежащих организации автомобилей, а не предназначены для учета поездок работников на своих личных автомобилях (Постановление АС Уральского округа от 16.05.2016 г. №А50-17861/2015).

Но даже в том случае, если автомобиль находится на балансе компании, но закреплен за конкретным должностным лицом (например, за директором), то можно обойтись без оформления путевого листа (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 г. №А03-4759/2015).

Однако, учитывая претензии налоговиков и проверяющих из ПФР, в подобных ситуациях безопаснее составлять путевой лист.

Расхождения во времени, указанном в путевом листе и табеле учета рабочего времени

При составлении путевых листов нередко компании допускают неточности, связанные со временем работы сотрудника.

Например, у менеджера компании (чей личный транспорт используется в служебных целях) режим работы с 8.30 до 17.30 ч. с понедельника по пятницу. В путевом листе установлено время - с 8.30 до 19.00 ч. При этом в табеле учета рабочего времени проставлен восьмичасовой рабочий день.

Возможны ли такие расхождения времени, приведенному в табеле учета рабочего времени и путевом листе?

В путевом листе должны быть проставлены дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку, что позволяет определить продолжительность фактически отработанного времени (пп.4 п.6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом №152).

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст.91 ТК РФ). Сведения об использовании рабочего времени отражаются в табеле учета использования рабочего времени. Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, признается сверхурочной (Письмо Роструда от 02.12.2009 г. №3567-6-1). А такая работа компенсируется повышенной оплатой либо по желанию работника предоставлением дополнительного времени отдыха (ст.152 ТК РФ).

Таким образом, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) менеджера, работающего по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, не может превышать восемь часов. Привлечение же менеджера к выполнению сверхурочной работы должно производиться с соблюдением правил, предусмотренных ст.99 ТК РФ.

Важно!

Поэтому расхождение сведений о фактически отработанном времени, указанных в табеле учета рабочего времени и путевом листе, является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ст.5.27 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 31.07.2009 г. №18-АД09-8).

Напомним, что данной статьей предусматривается штраф:

    на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

    на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

    на организацию - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Периодичность составления путевого листа

По общему правилу первичные документы необходимо составлять с такой периодичностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности осуществленных расходов.

Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п.10 Приказа №152). При этом путевые листы могут составляться ежемесячно, если такая периодичность их составления позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ (Письмо Минфина РФ от 20.02.2006 г. №03-03-04/1/129).

В том случае если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать вышеназванные расходы компании (Письмо Минфина РФ от 25.08.2009 г. №03-03-06/2/161).

Первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода (Решение АС Нижегородской области от 05.08.2016 г. №А43-10294/2016).

Важно!

Путевой лист можно оформлять на любой срок, не превышающий месяца.

Если путевой лист оформляется на месяц, то указывается первое и последнее число срока, на который выдан этот лист (п.4 и п.10 Приказа №152, Письмо Минфина РФ от 30.11.2012 г. №03-03-07/51). Например - с 1 ноября 2016 г. по 30 ноября 2016 г.

Путевой лист является одним из основных документов, связанных с использованием автотранспорта. Однако до последнего времени правила его заполнения вызывали многочисленные споры. Министерство транспорта РФ в октябре текущего года зарегистрировало в Минюсте России приказ от 18 сентября 2008 г. № 152 об утверждении обязательных реквизитов путевого листа и порядка их заполнения.

Необходимость подобного документа была вызвана прямой ссылкой, содержащейся в ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», возлагающей на Минтранс России обязанность утвердить порядок заполнения и обязательные реквизиты путевого листа. Согласно этому Закону путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Вместе с тем путевой лист, выписанный на автотранспортном предприятии, обычно признается документом, подтверждающим право использования водителем автотранспортного средства. В связи с этим выписывать дополнительно доверенность на право управления не требуется.

Законом № 259-ФЗ запрещена перевозка пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Необходимость для водителя иметь при себе в отдельных случаях путевой лист установлена и подп. 2.1.1 п. 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

Таким образом, в соответствии с Законом № 259-ФЗ иметь при себе путевой лист должны водители, выполняющие только перевозки пассажиров и багажа, а также грузов. Если водитель выезжает по заданию работодателя без пассажиров, багажа и грузов, то выписывать путевой лист нет необходимости.

Оформление путевого листа по новым правилам

В настоящее время действуют унифицированные формы путевых листов на каждый вид транспортного средства, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Эти путевые листы должны применяться юридическими лицами всех форм собственности, ведущими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, которые перевозятся автомобильным транспортом.

Остальные организации, а также индивидуальные предприниматели могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. В основном именно им и адресован приказ Минтранса России № 152. В соответствии с этим приказом основными реквизитами путевого листа признаются:

  • наименование и номер путевого листа - документ должен быть озаглавлен «Путевой лист» и иметь номер, который в обязательном порядке фиксируется в журнале регистрации путевых листов. Форму этого журнала организация может определить самостоятельно, но лучше воспользоваться унифицированной формой № 8 «Журнал учета движения путевых листов», утвержденной Постановлением № 78;
  • сведения о сроке;
  • действия путевого листа - если путевой лист выписывается на один день, сведения о сроке включают в себя день, месяц и год, в течение которого путевой лист может быть использован, а при выписке путевого листа на период - дату начала и окончания срока его использования. Максимальный срок, на который может быть выписан путевой лист, составляет один календарный месяц;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства: для юридического лица - полное наименование, юридический адрес и номер телефона, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и номер телефона;
  • сведения о транспортном средстве - к ним относятся тип (легковой или грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а также прицепа (полуприцепа), государственный регистрационный номер, показания одометра (полные километры пробега) при выезде из гаража и заезде в гараж, дата и время выезда со стоянки и возвращения на нее;
  • сведения о водителе - в них входят фамилия, имя, отчество водителя, а также дата и время проведения предрейсо-вого и послерейсового медицинского осмотра. Отметка о прохождении медицинского осмотра должна быть проставлена
    медицинским работником и заверена его штампом и подписью с обязательной расшифровкой фамилии, имени и отчества.

Допускается оформление на одно транспортное средство одновременно нескольких путевых листов, по одному на каждого водителя. Такая практика обычно применяется для водителей автобусов, которые используют транспортное средство попеременно в течение одной рабочей смены. В таком случае дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства со стоянки указываются только в путевом листе водителя, который первым выезжает с постоянной стоянки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства проставляются лишь в путевом листе водителя, который последним заезжает на постоянную стоянку. Путевые листы помимо обязательных реквизитов могут содержать и дополнительные сведения, связанные со спецификой работы организации или индивидуального предпринимателя. Например, в путевой лист заносят маршрут движения транспортного средства, адрес объекта, на котором работает транспорт, отметки о выполнении задания.

Даже если организации не занимаются деятельностью по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и не являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, им целесообразно применять путевые листы, формы которых установлены Постановлением № 78. При необходимости можно сократить или изменить в них ряд реквизитов, но тогда модифицированную форму путевых листов необходимо закрепить в учетной политике организации. В частности, в путевой лист можно внести изменения, связанные со сроком его действия, поскольку официально принятые формы действительны только в течение одного дня.

Индивидуальные предприниматели при оформлении путевых листов могут воспользоваться формами, утвержденными приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г. № 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте». Несмотря на то что приказ отменен, приведенные в нем формы содержат все необходимые для путевых листов реквизиты и ими можно пользоваться, как и формой журнала регистрации путевых листов для индивидуальных предпринимателей, принятой этим же приказом. Все оформленные путевые листы должны храниться в организации или у индивидуального предпринимателя не менее пяти лет с момента окончания срока их действия.

Все ли вопросы решены новым приказом

Нерешенным остается вопрос о выписке путевого листа на определенный срок (до месяца). С одной стороны, возможность выписки путевого листа на срок более одного дня установлена самим приказом № 152, с другой стороны, выясняется, что данный вывод, сделанный рядом экспертов, несколько преждевремен. Вспомним, что выписывать путевой лист на несколько дней можно было и раньше, если транспортное средство использовалось непрерывно в течение определенного периода без заезда на постоянную стоянку (например, при командировке или работе на объекте у заказчика). К такому решению вопроса склонялись и специалисты Минфина России (см. письмо от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129).

Однако можно ли после выхода приказа во всех случаях выписывать путевой лист на несколько дней? К сожалению, нет. Необходимость ежедневно выписывать путевой лист связана с обязанностью организации или предпринимателя каждый день заполнять кроме уже названных другие, не менее обязательные реквизиты:

  • показания одометра при выезде из гаража и возвращении в него;
  • дату и время выезда с постоянной стоянки и возвращения на нее;
  • дату и время проведения предрейсово-го и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Очевидно, что заполнение путевого листа на несколько дней правомерно, только если транспортное средство не возвращается ежедневно на место постоянной стоянки или в гараж, а смена водителя продолжается несколько дней. Как уже отмечалось, такая ситуация возможна при направлении водителя в командировку, работе на объекте у заказчика и т.п.

Нужно обратить внимание на обязательность предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Необходимость проводить медицинский осмотр водителя перед каждой рабочей сменой и после нее установлена п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а сам порядок проведения такого осмотра детально прописан в Методических рекомендациях «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения пред-рейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденных Минздравом России и Минтрансом России 29 января 2002 г.

Можно возразить, что отметка медицинского работника не предусмотрена в ряде утвержденных Постановлением № 78 путевых листов. Например, такую отметку не содержит форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля». Однако очевидно, что с утверждением обязательных реквизитов путевого листа отметка в нем о прохождении предрейсо-вого медицинского осмотра водителя должна быть в обязательном порядке.

Если отметки медицинского работника нет, то сотрудник ГИБДД может признать путевой лист недействительным, водитель будет отстранен от управления транспортным средством, а само транспортное средство помещено на специальную стоянку (ст. 27.13 КоАП РФ).

В случае дорожно-транспортного происшествия руководитель организации или индивидуальный предприниматель, допустивший к управлению транспортным средством водителя без предрейсового медицинского осмотра, может быть привлечен к административной, а в некоторых ситуациях и к уголовной ответственности.

Использование путевых листов в бухгалтерском и налоговом учете

Использование путевых листов как первичных документов в бухгалтерском и налоговом учете необходимо для правильного списания горюче-смазочных материалов (в первую очередь топлива), контроля работы транспортного средства, а также учета работы водителя.

В бухгалтерском учете топливо на транспортное средство списывается по нормам расхода, установленным самой организаци-
ей или индивидуальным предпринимателем. Для определения этих норм можно воспользоваться технической документацией на транспортное средство, а также Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобиль-
ном транспорте», утвержденными распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Кроме того, допускается установка норм использования топлива транспортным средством по акту замера расхода топлива, составляемому комиссией, назначенной организацией. Акт замера имеет произвольную форму и содержит помимо даты заполнения данные о составе комиссии, наименовании транспортного средства, а также порядке установления нормы для него. Акт подписывают все члены комиссии.

Для целей налогообложения расходы на топливо в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ не нормируются. Тем не менее к налоговому учету в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, могут приниматься только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Позиция налоговых органов и специалистов Минфина России сводится к тому, что при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива необходимо учитывать Нормы расхода, утвержденные Минтрансом России (письмо Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640). Помимо этого из первичной документации (в частности, путевого листа автомобиля) должно быть ясно, что автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода. К таким сведениям, вписываемым в путевой лист, могут быть отнесены в том числе:

  • маршрут движения автомобиля (например, поездка к заказчикам и поставщикам, в банк, служебная командировка);
  • наименование объекта, на котором работает транспортное средство, его адрес;
  • отметки на путевом листе о времени работы транспортного средства, сделанные заказчиком.

Очевидно: если из путевого листа не будет следовать, что транспортное средство использовалось в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя, то и расходы на его содержание, а также заработную плату водителя нельзя учесть для целей налогообложения.

Небольшая поправочка вот к этому: "В том числе проводить предрейсовые проверки может и сам индивидуальный предприниматель, который занимается перевозками."

ИП может сам проводить только при условии прохождении соответствующих курсов. Такие курсы есть, обучение на механика.

Без соответствующей квалификации (корочки) проводить самостоятельно предрейсовый осмотр нельзя!

Сам ИП по форме ПГ-1 иногда заполняю ПЛ.

По правилам сам себе выписываешь и даже, если ИП сам за рулём, предрейсовый мед и тех осмотры обязательны. Соответсвующие штампы и подписи медика и механика в ПЛ должны быть.

Рустам , в предшествующем предложении в статье как раз и говориться, что ИП должен иметь документы о специальной подготовке и пройти соответствующую аттестацию.

Естественно, без этих документов проводить осмотр нельзя.

Удачи на дорогах!

Добрый день. Вопрос сумбурный, мы небольшая компания, производим товар. Хотим приобрести свой парк 3-5 боксеров для доставки клиентам. Нужно ли совершать предрейсовый контроль ежедневно(ведь путевой можно выписать на месяц) и в каких сервисах его можно производить (держать своего механика нереалистично) ? Аналогичный вопрос про медосмотр. Спасибо!

Те, кто могут выступать контролерами техсостояния указано в приказе Минтранса № 287 от 28.09.2015. Или я неправильно понимаю суть документа?

Сергей-320

Приказ №287 Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015г. Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юр лиц и ип, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Андрей-212

А как Вы, в связи с изложенным, прокомментируете приказ Минтранса от 28.09.2015г. № 287?

Кроме того, есть еще приказ Минтранса от 15.01.2014г. № 7, в п. 29 которого указано, что сведения о проведенном контроле техсостояния ТС И МЕСТЕ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ (!) фиксируются в путевых листах. И там же указано - кто обеспечивает контроль.

Максим , здравствуйте.

1. Предрейсовые осмотры проводятся только перед выпуском автомобиля на линию. Если путевой лист оформляется на месяц, то и предрейсовый осмотр проводится один раз.

2. Организации, которые ставят отметку в путевой лист о предрейсовом контроле технического состояния, есть во всех крупных городах. Поищите их через Интернет.

Удачи на дорогах!

Роман , Сергей , Андрей , спасибо за информацию, в статью внесены дополнения.

Кроме приказа Минтранса №287 есть еще один важный документ, который находится на стадии проекта - Приказ Министерства транспорта РФ "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств".

Удачи на дорогах!

Сергей-320

Здраствуйте, разъясните пожалуйста о какой аттестации идёт речь? Есть диплом по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" какую аттестацию я должен проходить, в приказе об этом ничего ни сказано.

Сергей , здравствуйте.

Спасибо за замечание, статья обновлена. Документ об аттестации требуется только специалисту, ответственному за безопасность дорожного движения. Контролеру технического состояния, который ставит отметку в путевой лист, аттестация не требуется.

Удачи на дорогах!

Андрей-228

В п. 12 не говорится, что нужно ставить штамп предприятия, а в п. 5 о сведениях о собственнике ТС сказано, что нужно указывать и название и адрес и телефон, т.е. все как и раньше. Как поступать?

Андрей , данные собственника транспортного средства должны быть внесены, однако это можно сделать текстом, а не в виде штампа.

Удачи на дорогах!

Сергей-354

Максим добрый день. В путевом листе отметку о дате и времени проведения предрейсового контроля, Подпись, фамилия и инициалы ставит КОНТРОЛЕР технического состояния. Может ли специалист БДД ставить отметку?

Сергей , здравствуйте.

Если специалист по БДД соответствует требованиям, предъявляемым к контролеру (имеет соответствующие дипломы), то он может ставить отметку в путевых листах.

Удачи на дорогах!

Вопрос: медицинская организация имеет 2 авто для целей выездов специалистов на объекты. Необходима ли в путёвках отметка контроля тех. состояния авто? Перевозкой грузов и пассажиров не занимается.

Требования постановления Госкомстата России от 28.11.97 № 78) Форма путевого листа Существуют несколько типов унифицированных форм путевых листов для разных видов транспорта, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по статистике № 78 от 28.11.97 года и вступившие в силу с 1 декабря 1997 года. На практике используются следующие виды путевых листов: — Путевой лист для легкового автомобиля (форма №3); — Путевой лист для специального автомобиля (форма №3 спец); — Путевой лист для легкового такси (форма №4); — Путевой лист для грузового автомобиля (форма №4 С); — Путевой лист для грузового автомобиля (форма №4-М); — Путевой лист для автобуса (форма №6). Стоит отметить, что перечисленные типовые формы ПЛ должны использовать автотранспортные и специализированные предприятия.

Путевой лист

Новая форма, по которой заполняется путевой лист 2018 года, утверждена двадцать лет назад постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78. Она актуальна до сих пор, хотя за эти годы в нее много раз вносились изменения различного характера.


Последнее из них внес Минтранс приказом от 07.11.2017 № 476. В силу этих поправок с 15 декабря 2017 года в путевом листе нужно указывать дополнительные сведения о собственнике транспортного средства.

Инфо

Так, индивидуальным предпринимателям обязательно надо указать свой ОГРИП, а организациям - ОГРН. В зависимости от вида транспортных средств и области их применения нужно использовать разные виды путевых листов.

Путевой лист, кто должен выписывать?

Маршрут следования (время выезда, пункт назначения, время возвращения, километраж) автотранспорта указывается на оборотной стороне ПЛ. Допускается размещение дополнительных реквизитов, которые указывают на особенности хозяйственной или коммерческой деятельности организации или предпринимателя.

Внимание

В обязательном порядке на путевом листе должна стоять отметка в виде штампа предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (№196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» п.1 ст.20 и ст.23). Штамп, в котором отмечается точное время и дата осмотра, ФИО медработника, ставят при отсутствии показателей нетрезвости, симптомов заболеваний и т.п.


Кроме этого, в документе бухгалтером выполняется начисление заработной платы водителя (раздел «Результаты работы автомобиля за смену»).

Путевые листы. новые правила оформления

Так, отдельные новые бланки разработаны для:

  • легковых автомобилей;
  • грузовых автомобилей;
  • специального транспорта;
  • легкового такси;
  • грузового таки;
  • автобусов общественных и необщего пользования.

Порядок оформления путевых листов установлен приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, который действует в редакции от 7 ноября 2017 года, вступившей в силу 15 декабря 2017 года. Учитывают путевые листы в специальном журнале. Разберемся подробнее, какие произошли изменения в путевых листах в 2018 году и как оформить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих из налоговых органов и ГИБДД, которые чаще всего смотрят этот документ.

Правила использования путевых листов в 2018 году

Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выдача путевых листов Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам Суд указал, что ошибки в путевых листах не являются основанием для включения денежных средств, выданных под отчет, в налоговую базу по НДФЛ, поскольку эти средства были направлены на производственные цели.


Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС Суд пришел к выводу об отсутствии хозяйственных операций и получении необоснованной выгоды, в частности, на том основании, что путевые листы составлены с нарушением.

Выдача путевых листов

Здесь обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество водителя, а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения его предрейсового и послерейсового медицинских осмотров. Порядок заполнения путевого листа По общему правилу путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении. На какой срок можно оформлять путевой лист легкового автомобиля? На основании Постановления N 78 путевой лист (форма 3) выписывается только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
Оформление путевых листов для таких поездок подразумевает не только указание более полной информации, но и специальные бланки (на их лицевой стороне есть красная полоса и надпись «междугородние перевозки»).Путевки для легковых автомобилей Служебным легковым автомобилем считается транспортное средство, принадлежащее юридическому лицу и его предприятию. Грузоподъемность таких авто обычно небольшая. Служебный транспорт и человек, управляющий им, могут быть наняты. В таком случае обязательным становится заполнение путевого листа. Этот документ предоставляет гарантии обеим сторонам трудовых отношений: наниматель уверен в том, что работа выполнена в полном объеме, а водитель имеет письменное подтверждение своих действий. Путевой лист – это своеобразная страховка, которую не могут заменить расписки или устные договоренности.
Путевой лист легкового автомобиля N │ │ на октябрь 2013 г. │ │ │ │ │ │ ООО «Звезда», г. Кострома, ул. Ясная, │ │ д. 42 │ │ Организация │ │ ГАЗ Volga Siber │ │ Марка автомобиля │ │ А 123 ХМ 52 │ │ Государственный номерной знак │ │ Шайнович Р. Д. Отметка о предрейсовом │ │ Водитель медосмотре │ │ 52 УХ 101851 Пройден в 8.50, │ │ Удостоверение │ │ врач Уколова │ │ │ │ Исправен │ │ Техническое состояние автомобиля │ │ │ │┌─────────────────────┬─────────┬────────────────────────┬─────────┬────────┐│ ││ Показания одометра, │Пройдено,│ Маршрут движения │ Топливо │ Подпись││ ││ дата и время │ км │ │ │водителя││ │├──────────┬──────────┤ ├───────────┬────────────┼─────┬───┼────────┤│ ││ Выезд │ Возврат │ │ Откуда │ Куда │ Вид │ л │ ││ │├──────────┼──────────┼─────────┼───────────┼────────────┼─────┼───┼────────┤│ ││9.00 │17.00 │84 │пр. Ленина,│ул.
Кто выдает и принимает путевой лист В Постановлении № 78 отмечено, что путевой лист имеет право выписывать либо диспетчер, либо уполномоченное лицо. В небольших фирмах данную обязанность выполняет бухгалтер.

Ответственное лицо, выдающее путевые листы, регистрирует в журнале регистрационный номер, дату выдачи документа и данные водителя. При приеме путевого листа свои подписи ставят и водитель, и ответственное лицо, указывая при этом дату приема ПЛ от водителя.

Что отмечается в путевом листе Независимо от формы использования ПЛ (унифицированной или собственной) необходимо заполнять все реквизиты. Обязательных реквизитов всего пять: — наименование (тип транспорта) и регистрационный номер документа; — срок действия ПЛ; — сведения о владельце транспорта; — сведения о транспорте; — сведения о водителе. В путевом листе не должно быть ни одной «пустой» графы и строки.

Если при проверке представители ФНС выявят нарушения в заполнении путевого листа, они могут исключить списанные по нему ГСМ из состава расходов в целях налогообложения прибыли. Тогда организации придется доплатить налог, а также уплатить штрафы и пени, назначенные проверяющими.

Правильно заполненный новый путевой лист по форме № 3 (для легкового автомобиля) выглядит так: Титульный лист с учетом изменений в порядке заполнения (подготовлено с помощью коммерческой версии КонсультантПлюс): Продолжение: Обратная сторона Путевой лист скачать в формате.xls скачать Образец заполнения скачать Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».
Если путевки не окажется, придется заплатить административный штраф по статье 12.13 КоАП РФ. Порядок оформления и образец заполнения путевого листа Оформлением этой формы для ТС в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях это может быть просто уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник.

Такие обязанности должны быть делегированы приказом руководителя организации, поскольку именно тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением путевых листов занимаются сами водители, однако по общему правилу, водители должны заполнять только свою часть документа - записывать данные о пробега автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.

Выписать путевку можно как на один рейс или рабочий день, так и на целый месяц.
Оборотная сторона документа Здесь должны быть указаны следующие сведения:

  1. Маршрут, по которому происходило перемещение транспортного средства.
  2. Номер рейса, который присваивается каждой поездке и заносится в журнал путевых листов.
  3. Места отправления и прибытия.
  4. Фактический километраж поездки и подпись водителя.

Другие виды путевок: путевой лист трактора (форма 68) В том случае, когда трактор используют для перевозки грузов, его водителю выдают путевку. Существует две формы этого документа: бланк 68 и 412-АПК.

Первый вариант используют в нескольких областях России, территориально расположенных возле Украины. Фермеров из этих двух стран нередко объединяют хозяйственные отношения, и им проще работать по одинаковым документам.

Запрещается использование форм путевых листов автобуса, отличных от типовых форм 1(р), 1(н), 2(р), 2(н).

Путевые листы, оформленные в соответствии с настоящей инструкцией, выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевые листы выдаются только в случае, если выполняются междугородные и международные перевозки в течение более суток.

Выдаваемый водителю путевой лист должен иметь дату выдачи, штамп и печать перевозчика.

Заполнение реквизитов путевых листов производится в строгом соответствии с инструкцией и является обязательным как для перевозчика, так и для заказчика автобусов. Ответственность за заполнение путевых листов в соответствии с настоящей инструкцией несут руководители юридических лиц или индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности или арендующие автобусы, а также лица, отвечающие за их эксплуатацию и непосредственно участвующие в заполнении этих документов. Участие водителя в заполнении путевых листов форм 1(р), 1(н), 2(р) и 2(н) не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием и сдачу автобуса, а также случаев, когда водитель является индивидуальным предпринимателем.

Порядок заполнения путевого листа типовой формы 1(р)

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером (или другим уполномоченным на то лицом) в следующем порядке:

В графу 1 записывается номер лицензионной карточки.

Примечание. Графа 1 заполняется при выполнении междугородных перевозок.

В графы 2 и 3 записываются марка автобуса и его государственный номер.

В графу 4 записывается код режима работы.

Примечание. Графа 4 заполняется при автоматизированной обработке путевого листа.

В графу 5 записывается гаражный номер автобуса.

В графе 6 записывается дата выдачи путевого листа (число, месяц) и фиксируется в диспетчерском журнале учета выдачи и возврата путевых листов.

В графы 9 и 10 записываются номера билетно-учетных листов (БУЛов).

В графу 12 записываются плановые показатели работы автобуса: время выезда на линию, пересменки, возвращения с линии.

Фамилия и инициалы водителя записываются в графе 16 соответствующей смены. В графе 20 записываются фамилия и инициалы кондуктора. Дополнительные строки предусмотрены на случай замены водителя или кондуктора, фамилия которого зачеркивается, и в свободную строку вписывается новая.

При работе водителя-наставника со стажером фамилия стажера вписывается в свободную строку соответствующей смены без указания его табельного номера.

В случае турной езды фамилии водителей вписываются в строки первой смены.

Примечание. Турная езда - режим одновременной работы двух водителей на междугородных (международных) перевозках, при котором один из водителей ведет автобус, а другой в это время отдыхает.

Табельные номера водителя и кондуктора (графы 17 и 19) записываются в те же строки, что и фамилии. При совместной работе водителя и кондуктора их табельные номера должны быть записаны в одной строке.

В графе 31 указываются: на городских перевозках - номер маршрута и через дробь номер выезда (номер карточки, графика); на пригородных и междугородных маршрутах - наименование конечного пункта маршрута.

На пригородных и междугородных маршрутах в графу 37 записывается плановое задание по выручке на каждом планируемом для выполнения маршруте.

В графе 33 записывается номер строки. Номер строки должен быть двухзначным: первая цифра указывает, к какому табельному номеру относится запись, вторая - к какому маршруту и номеру выезда.

Механик (или другое уполномоченное на то лицо) при выпуске автобуса на линию сверяет фактическое наличие топлива в баках с показанием, перенесенным диспетчером в данный путевой лист (графа 27) из путевого листа за предыдущий день работы, и удостоверяет своей подписью или личным штампом достоверность сделанных записей.

В случае несоответствия наличия топлива в баках автобуса при выезде показанию остатка топлива, указанному диспетчером в путевом листе, механик совместно с водителем составляет акт установленной формы, после чего в путевой лист вносятся показания остатка топлива согласно акту.

Коэффициент изменения нормы записывается в целом на смену в том случае, если имеется отклонение от заложенной на данный маршрут нормы расхода топлива (например, при работе водителя-наставника со стажером). Произведенные записи заверяются подписью в соответствующей строке графы 29.

В нижней части путевого листа в строке соответствующей смены диспетчер проставляет номер водительского удостоверения, а в строке "Выдать топлива" записывает необходимое для выполнения задания количество топлива с учетом его остатка за предыдущий рабочий день и подтверждает своей подписью или личным штампом правильность заполненных им реквизитов.

Заполнение путевого листа до выезда автобуса на линию производится в следующем порядке:

Если автобус заправляется непосредственно перед выездом на линию, то заправщик в разделе "Движение ТСМ" записывает в соответствующие графы марку и количество выданного топлива или смазочных материалов и удостоверяет правильность записей своей подписью.

Примечание. При заправке в гараже графа 21 "Пункт заправки" не заполняется.

В нижней части путевого листа в строке соответствующей смены медицинский работник подписью или личным штампом удостоверяет возможность допуска водителя по состоянию здоровья к управлению автобусом.

В графе 13 в строке "Выезд на линию" механик (или другое уполномоченное на то лицо) отмечает фактическое время выезда автобуса. В нижней части путевого листа своей подписью или личным штампом он удостоверяет, что автобус технически исправен и выезд разрешен, а также подтверждает соответствие фактических показаний спидометра показаниям, перенесенным диспетчером в данный путевой лист из предыдущего (графа 14).

Водитель своей подписью в нижней части путевого листа в строке соответствующей смены удостоверяет, что автобус им принят в технически исправном состоянии, а фактические показания спидометра и остаток топлива при выезде соответствуют записям, сделанным в путевом листе.

Заполнение путевого листа по прибытии автобуса на диспетчерскую станцию производится линейным диспетчером в следующем порядке.

На лицевой стороне путевого листа заполняется:

В случае переключения водителя с запланированного в парке маршрута зачеркиваются произведенные ранее в графе 31 записи и указываются новое наименование конечного пункта маршрута (номер маршрута) и номер выезда.

При автоматизированной обработке в графу 32 записывается код маршрута, соответствующий коду, указанному в расписании.

На оборотной стороне путевого листа последовательно заполняются графы:

На городских перевозках:

  • - в графе 72 в первой строке указывается плановое время прибытия на линию, в последующих - прибытия из очередного рейса по расписанию (каждый рейс в соответствующей строке);
  • - в графу 73 записывается фактическое время прибытия из рейса;
  • - графа 74 заполняется в случае выявления нарушений графика при отправлении в очередной рейс, записывается время отправления по расписанию, а в графу 75 - фактическое время и ставится штамп "Вне расписания" (в графу 76);
  • - в графе 75 отмечается штамп-часами фактическое время отправления в рейс.

Аналогично записывается время прибытия и отправления в графах 80 - 84.

На пригородных и междугородных маршрутах в графах 77 и 78 в каждой строке диспетчером записываются наименования начальных, конечных и промежуточных пунктов, в которых предусматриваются отметки о прибытии (отправлении) автобуса.

На городских и пригородных маршрутах линейным диспетчером (кассиром) в графах 74 и 82 отмечаются обеденный перерыв, внутрисменный разрыв, резерв, простой, съезд (записать: "об.", "рез.", "разрыв", "простой" "съезд" и т.д.).

В период работы автобуса на линии на диспетчерской станции в разделе "Прочие отметки" в графах 51 - 66 записываются все технологические и другие перерывы в работе (резерв, простои различных видов, обед и др.).

В графе 51 (59) записывается наименование перерыва.

В графу 52 (60) при автоматизированной обработке документа проставляется код этого перерыва согласно классификатору причин простоев, возврата и опоздания подвижного состава.

В графы 53 и 55 (61 и 63) записываются даты начала и окончания перерыва (число месяца).

В графы 54 и 56 (62 и 64) записывается время начала и окончания перерыва.

В графу 57 (65) переносится номер строки из графы 33 из той строки, в которой записано время начала и окончания работы соответствующего водителя.

Все записи подтверждаются подписью или личным штампом диспетчера в графах 58 и 66.

Простои по технеисправности (водитель не участвует в ремонте), ремонт на линии (водитель производит ремонт самостоятельно или вместе со слесарем) записывает и удостоверяет своей подписью механик (работник ОТК), слесарь технического пункта или передвижной "технической помощи".

Заполнение раздела "Передача автобуса на линии" производится на междугородных маршрутах в случае работы одновременно двух водителей в следующем порядке:

В графе 67 диспетчером указываются пункты смены водителей в соответствии с планируемым графиком.

В графе 68 водителям указывается фактическое время их смены, что подтверждается подписями водителей в графах 69 и 70.

Заполнение раздела "Заправка ТСМ" (в пути следования) производится водителем или лицом, произведшим заправку (по безналичному расчету), следующим образом:

  • - в графе 21 указывается пункт заправки;
  • - в графе 22 - марка ТСМ;
  • - в графе 24 - номер смены (при работе на городских и пригородных маршрутах);
  • - в графе 25 - количество ТСМ;
  • - в графе 26 - подпись лица, произведшего заправку, или номер чека АЗС.

Порядок оформления путевого листа после окончания работы водителя (каждой смены).

По окончании работы на маршруте работник диспетчерской станции (линейный диспетчер) записывает:

  • - в графу 34 - количество рейсов, выполненных с нарушением графика;
  • - в графу 35 - количество фактически выполненных на данном маршруте рейсов;
  • - в графу 36 - уточненное задание по рейсам;
  • - в графу 40 - длину нулевого пробега или количество нулевых ездок (в зависимости от принятой технологии обработки документа).

По окончании смены диспетчер в графу 38 записывает время прибытия водителя на диспетчерскую станцию (независимо от того, отправляется ли он в рейс или находится в резерве (простое) или время начала работы на маршруте с промежуточного пункта при организации подбора пассажиров; в графу 39 - время окончания работы водителя (кондуктора).

Примечание. В случае работы в течение смены на нескольких маршрутах время начала и окончания проставляется в первой строке по данному водителю. Если смена не оканчивается, а водитель переключается на почасовые перевозки, в графу 39 записывается время переключения.

Оформление путевого листа после возвращения автобуса с линии.

При возвращении автобуса в гараж механик в графе 13 отмечает время возврата с линии, в графу 14 записывает показания спидометра, а графу 28 - остаток топлива в баке автобуса. Если имела место заправка автобуса после возвращения с линии, то графа 28 заполняется после заправки.

Водитель расписывается в сдаче исправного автобуса, а механик - в его приемке. В случае неисправности автобуса оформляется заявка на ремонт в установленном порядке.

При работе автобуса на междугородных перевозках диспетчером указывается дата возврата автобуса в графе 7, а в графе 8 - дни работы (на пригородных и междугородных маршрутах).

При неплановом съезде автобуса с городских и пригородных маршрутов оформление путевого листа по результатам работы производит диспетчер (или другое уполномоченное на то лицо), который при этом заполняет графы 34 - 36, 38 - 40, 51 - 66 в порядке, предусмотренном в пп. 2.3 и 2.6 настоящей инструкции, а в графе 50 заверяет сделанные записи своей подписью или личным штампом.

На пригородных и междугородных перевозках на основании данных БУЛа в графы 42 и 43 работником предприятия записывается соответственно общее количество перевезенных пассажиров (общее количество проданных билетов) и количество пассажиров, перевезенных по льготам (количество проданных льготных билетов), в графы 44 и 47 записываются общие суммы выручки наличными и по кассовым ведомостям, в графы 45 и 48 - соответственно суммы выручки наличными и по кассовым ведомостям, полученные за перевозку льготной категории пассажиров, в графы 46 и 49 - соответственно суммы выручки наличными и по кассовым ведомостям, полученные за багажные билеты.

Отличительные особенности заполнения путевого листа при автоматизированной обработке документа.

При условии работы водителя в соответствии с расписанием в графу 32 (справа) записывается номер выезда, а графы 34 - 36, 38 - 41 и 51 - 66 не заполняются.

При этом в графах 34 - 36 производится запись "Задание выполнено", которая заверяется подписью диспетчера или лица, ответственного за обработку путевой документации.

В случае работы в одну смену одного водителя с двумя кондукторами:

  • - в первую строку смены записываются табельные номера водителя и кондуктора и в графах 32 - 49 и 51 - 66 все показатели, отражающие их работу, в том числе в графы 38 и 39 записывается время начала и окончания их совместной работы;
  • - во вторую строку смены записываются табельные номера водителя и второго кондуктора, а в последующих разделах путевого листа записываются все показатели, отражающие работу водителя со вторым кондуктором, с указанием в графах 38 и 39 времени начала и окончания их совместной работы.

Аналогично заполняются путевые листы в случае работы одного кондуктора с двумя водителями.

Примечание. По одному путевому листу допускается работа не более двух водителей. В случае направления для работы на один автобус третьего водителя ему выдается новый путевой лист.

При необходимости введения различных показателей работы водителя и кондуктора (например, задания по выручке) их табельные номера записываются в разные строки. В графах 31 - 49 и 51 - 66 расписываются отдельно все показатели работы водителя и отдельно кондуктора с указанием соответствующего номера строки.

В случае, если водитель остается в резерве, а кондуктор продолжает работу с другим водителем, время резерва водителя записывается в графу 56 (64) как общее число часов в резерве. Резерв кондуктора без водителя записывается аналогично, только по коду резерва кондуктора.

Если вспомогательное время водителя или кондуктора отличается от заполненного в справочниках по маршрутам, то оно должно быть записано в путевом листе в графу 56 (64) соответствующим кодом прочих отметок.

В случае турной езды в графах 31 - 49 записывается одна строка, отражающая работу автобуса на маршруте. Номер строки в графе 33 записывается "1", если табельные номера записаны в первую, "3" - если табельные номера записаны во вторую смену. Если оба водителя находились в резерве или простое, в графах 51 - 65 перерыв записывается один раз.

Если в резерве находился только один водитель, его табельный номер записывается в другую смену, в графу 32 - код маршрута с соответствующим номером строки, а в раздел "Прочие отметки" - время резерва.

Полученные после автоматизированной обработки путевых листов результаты должны содержать все показатели раздела "Результаты работы водителей и автобуса".

Раздел "Результаты работы водителей и автобуса" заполняется при ручной обработке уполномоченным на то лицом в строгом соответствии с графами 85 - 99.

Заполнение путевых листов автобусов, работающих в условиях автоматизированной системы управления, производится по установленной технологии.

Технологический процесс изготовления фланца