Древнее обозначение воды. Символика воды у славян. Сфера бытия: материальный мир, природа


Вода - источник и гробница всего сущего во вселенной. Символ непроявленного, первичной материи. Жидкость все проверяющая (Платон). Любая вода является символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, prima materia, водами плодородия и свежести, источником жизни. - жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает. Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти. возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации - вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую. Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире. Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая. В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода. Нырнуть в воду - значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде - значит преступить за границу материального мира. Все великие мудрецы ходили по воде. Текущая вода - это живая вода. Пересечь водную преграду - значит перейти из одного онтологического состояния в другое. С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет сил и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять. и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира. В состоянии противоборства они - необходимые для жизни тепло и влага, но горящая вода - это союз противоположностей. Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на землю. и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности. В христианском искусстве вода символизирует смирение. , окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным. с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик. Глубокие воды моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Нижние Воды - это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние Воды - царство всеобъемлющих вод. Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление. Потревоженные воды - символ превратностей судьбы, иллюзий и тщеславия жизни - призрачный поток ощущений и идей. Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. , подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте. Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы. имеет огромное значение в магических ритуалах-(См. стихии,) У индейцев Америки вода олицетворяет изливающиеся силы Великого Духа- Водяные духи являются злыми искусителями и соблазнителями и означают перемены, упадок, оживление и умертвление. Эти существа поддерживают земное и статичное как противоположность небесному и динамичному. У ацтеков и инков вода символизирует изначальный хаос. В буддизме вода олицетворяет вечное течение материального мира. Пересечение потока часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось. У кельтов вода, озера, священные колодцы и т, п. имеют магические свойства, в этих водоемах обитают сверхъестественные существа, например, Дама Озера. С их помощью можно проникнуть в другой мир. символизирует мудрость высшего мира и божественное предвидение. Тир-нан-ог - кельтский рай, страна вечной молодости, находится либо за, либо под водой, либо на Зеленом Острове, окруженном водой. У китайцев вода относится к Инь, лунному началу, и символизируется триграммой Кань (см. ба гуа). Ей противостоит огонь как символ силы Ян и солнечного начала. символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху как первичный хаос. В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. , смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, зачатие от воды и от Духа, смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос - это вино, а вода - тело Христово. В христианском искусстве смирение изображается как вода, смешанная с вином. Роса - символ Благовещения. У египтян вода олицетворяет рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила - бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов. В греко-римской традиции Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролирует силы вод. Река Лета - символ забвения, а река Стикс пересекается в момент смерти. У евреев воды Торы животворящие воды священного закона. Источник, постоянно доступный для народа Израиля, - это мудрость и Логос. Перед Творением Божественный дух носился над гладью вод. У индийцев Агни был рожден от союза воды и земли и представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна - повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, ходящий по водам. Лакшми, та, что из лотоса, также рождена Океаном. У иранцев воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан. У мусульман вода символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: Из воды создали Мы все живущее, Трон Его был над водами (Коран). У народов манде вода и вино символизируют союз Космического Отца и Матери. У маори Рай находится под водой, что символизирует изначальное совершенство. У скандинавов и тевтонов воды, в которых жил змей Мидгарда, окружали землю, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдразила уходили в подземный мир, а от них начинался исток всех рек - ручей Хвергельмир. В шумеро-семитской традиции Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лакхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук, как свет, создал землю, победив Тиамат, как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес - повелитель глубин, и Бог с потоками держит в руках кувшин с водой, или вода может изливаться прямо из его рук. У даосов вода символизирует слабость, приспособление и настойчивость, текучесть жизни как противопоставление неподвижности смерти. Отражает доктрину у-вэй - поддаваясь в точке нажима, вода обтекает нажимающий предмет и, смыкаясь за ним, в конце концов, стачивает даже самый твердый камень.

Вода, одна из творческих стихий, очень интересна со славянской точки зрения, у нее очень много сакральных аспектов, что не может не отражаться на ее символике.

Во-первых, вода для славянина, это то, что дает жизнь всему живому, ведь именно при помощи животворящей небесной воды зеленеют травы и леса весной, именно благодаря ней урожай не засыхает в поле, а цветет, плодоносит и колосится. Древние наши пращуры вполне это осознавали. Между прочем, именно из воды родилась земля, принесенная в клюве Мировой Уточки по одному из древних Русских мифов. Также Вода несет в себе сакральный смысл очищения. Славянин моющийся в бане смывает с себя не только грязь физическую, но и грязь духовную – оболочку порока, тьмы, ненависти. Получается обряд ведь совершается священнодействие перерождения, обновления человека – подобно обновлению кожи и тела человека в бане, обновляется душа, его аура. Омовение совершалось перед важными делами – жрец обязательно должен помыться в бане, чтобы совершить обряд, человек должен помыться, например, перед свадьбой – прежде всего не для красоты, а для того, чтобы ритуалу не помешали темные силы.

Воин же всегда мылся перед битвой, и после битвы, дабы на сражение не повлияли все те же силы. И третий по счету, но далеко не последний аспект значения воды для славянина – это ее течение. Все знают пословицу, что два раза в одну и ту же реку не войти. Многие ее не понимают – для них река эта синяя линия на карте. Для славянина же река – это поток воды – вода утекла и река другая. То есть течение воды это своего рода показатель времени. Недаром говорят – «сколько воды утекло с тех пор», имея в виду, что прошло много времени. Так что текучая речная вода, это и сакральное сравнение с временем – вода неизбежно утекает, как и утекают дни, годы, века.

Соответственно, символы воды имеют различные значения.

Животворящая вода – вода небесная вода, или как любят ее называть, «хляби небесные». Именно благодаря ней наши предки, да мы видим на своем обеденном столе изобилие хлебов, овощей, фруктов, мяса и молочных изделий. Именно благодаря этой воде, растения питаются, набираются сил – трава становится зеленой и сочной, рожь колосится, репа вырастает как в известной сказке. Дождь, поливая поле, дает жизненную силу растениям, наполняет их соками. Также с небесной водой связано представление о роге изобилия. Дело в том, что сочные травы играли стратегическую роль в древности – скоту надо было где пастись, а если есть где пастись, значит есть в изобилии молоко и мясо. Если есть дожди, значит на поле будут колоситься хлеба и давать большие урожаи овощи на грядках, а значит в изобилии у нашего предка будут хлебобулочные изделия и большие запасы овощей на зиму. Иногда поэтому рог изобилия даже изображают как бы льющим воду. Стоит также взглянуть на само слово «дождь» – не кажется ли оно Вам родственным слову «Даждь», одному из имен великого Бога, подателя благ и прародителя людей Даждьбога. Между прочим, имя «Даждьбог» получилось из двух корней – «даж» – то есть давать, благотворить, помогать и, собственно, «бог». И вообще, дождевая вода носит, в отличие от речной, мужское оплодотворяющее начало.

Совсем другая вода – речная, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли – из ключей, родников. Между прочим, родник считался священным местом – осквернить его было тоже, что осквернить капище. Ведь в роднике «рождается» вода – приходя из недр земли, она течет из родника тоненьким ручейком, ручеек соединяется с другим, эти соединяются с третьим – так получается могучая река. Некоторые родники обладали чудодейственными целительными свойствами. Научно доказано, что из некоторых источников течет вода, обогащенная солями и минералами, очень полезными для здоровья. Поскольку ключевая и речная вода течет, ее изображают волнистыми горизонтальными полосами. Вода речная, в отличие от дождевой и наряду с нитью, может выступать как символ течения времени, жизни. Вода утекает вместе с навсегда ушедшими прошлое мгновениями. Такова правда жизни… Вода – это не просто судьба, эта сила того, что ведет, то есть в воде есть сакральный символизм рока, того, от чего уйти нельзя, однако, как правило, в позитивном смысле. В старшем Футарке существует руна «Лагуз» (Laguz), «Вода». Ее значение как раз отображает суть текущей воды. Вот что пишет об этой руне известный исследователь А. Платов в своей книге «Практический курс рунического искусства» (в соавторстве с А. Ван Дартом): «Имя этой руны подразумевает не просто воду, но – проточную, движущуюся – ту, которая формирует поток и увлекает за собой».

В Традиции существуют также удивительные предания о волшебных реках, они вам покажутся знакомыми по сказкам – это Ирийская молочная река, вытекающая из-под камня Алатыря (что на острове Буяне) – символизирует она не что-нибудь, а млечный путь. Молочная река – это поэтическое представление окраин нашей галактики. Млечным путем и молочной (Белой) рекой связано множество преданий, большинство – с рассказами о жизни после смерти. Однако в этих рассказах фигурирует еще одна река, Смородина, огненная река. Она разделяет Явский мир и «великие просторы Нави» (высказывание – «Навий Шлях», община «Бор»). Стережет границы Нави знакомая многим, если не всем, Баба Яга (Буря Яга).

С этим знанием становятся понятны многие сюжеты сказок – богатырь пересекает огненную рек и попадает к Бабе Яге – это сюжет, похожий чем-то на древнегреческий сюжет об Орфее и Эвридике. И куда же унесли гуси-лебеди братца Иванушку от сестрицы Аленушки? – Ваня умер, а сестрица вызволила его из лап смерти (вспомним здесь о понятии «Клинической смерти»).

С мифическими реками также связано представление о Калиновом Мосте. Калинов мост – понятие многогранное и очень сложное. Он связан с тонкими состояниями человеческой души – любовью, высокими чувствами. В поздние времена «Встречаться с кем-то на Калиновом Мосту» – значит любить (см. статью В. Н. Вакурова, «Калина жаркая», журнал «Русский язык за рубежом», 1990 год №4). Однако, не все так радужно. На самом деле, на Калиновом Мосту проходит главная битва людской души между началом Прави и Нави – бой с самим собой (наша жизнь – вечная борьба). Настоящий человек (мужчина) – в душе всегда воин, воин духа, если же он не воин, значит он гад и в переносном и в прямом смысле, то есть змей, червяк. В бою на калиновом мосту очень трудно одержать полную победу, уничтожить в себе ту или иную сторону, также как нельзя быть абсолютно добрым, абсолютно мудрым – поэтому небесный чертог Прави никак не может победить силы Нави.

Знание о силах природы берут свои истоки из Древнего Египта, где жил и писал свои труды Великий Посвященный . На базе герметизма сформировалась мистическая наука – алхимия, целью которой было показать пути к постижению сути вещей.

Стихия – это состояние пространства, которое является следствием работы определенных принципов Вселенной. Символы стихий — обозначения этих принципов или первоэлементов, из которых образованы все вещества космоса.

4 основных состояния пространства:

  • горячий;
  • холодный;
  • сухой;
  • влажный.

Элемент стихии формируется в результате взаимодействия пары принципов. Изменяя по одному принципу в паре, можно совершать превращения одного элемента стихии в другой.

Алхимические символы четырех стихий

Принципы стихий:

  • Земля: сухая и холодная;
  • Вода: влажная и холодная;
  • Воздух: теплый и влажный;
  • Огонь: теплый и сухой.

Если сложить все символы стихий в единую фигуру получим шестиконечную звезду – символ совершенной формы.

Шестиконечная звезда — символ единства 4-ех стихий природы

Но любая форма, даже самая совершенная — мертва, если она не наполнена жизнью. В древних философских учениях и алхимии одухотворяющим элементом является эфир или святой дух – великая сила творчества. Единение духа и тела Вселенной символически обозначается шестиконечной звездой с точкой в центре. Точка – обозначение пятого элемента мироздания.

Символы земли

Качества: женская, пассивная, твердая, нерушима я.

1. Архетип: Великая Мать, женское начало

Стихия земли – материальная основа и фундамент жизни. Ее образ – природа, плодородная мать.

Архетипические символы земли: Богородица, богини-покровительницы урожая, Великая Космическая мать.

Архетипические соответсвия стихии земля: 1) Третий Аркан Таро «Императрица»; 2) Богиня плодородия Деметра; 3) Пресвятая Богородица.

2. Форма: куб, алмаз

Распространенным символом земли является куб – самая устойчивая фигура трехмерного пространства. Кубическая форма присуща кристаллической решетке алмаза – камня, состоящего из самой плотной концентрации атомов углерода. Символом земли так же может быть любая упорядоченная структура или симметричная форма.

3. Числа: 6 и 4

Число 6 – знак совершенной формы является одним из символов земли. Так же этой стихии соответствуют фигуры: шестиугольник и шестиконечная звезда. Шестерка так же имеет отношение к кубу – геометрической фигуре с 6-тью сторонами.

Квадрат и ему соответствующее, число 4 так же связаны со стихией земли. Квадрат – одна из проекций куба на плоскости. Он символизирует: связь с материей, физический мир, физическое тело, устойчивость, выносливость и постоянство.

Символы земли: 1) Шестиконечная звезда. 2) Кристаллическая решетка алмаза. 3) Вихрь на северном полюсе Сатурна в виде правильного шестиугольника.

4. Сторона света и время: север, зима, ночь

Стихия земли соответствует твердому агрегатному состоянию вещества. Естественно, что сторона света этой стихии – Север, где все покрыто льдом; Время года – зима; Время суток – ночь.

5. Планеты: Сатурн и Венера

В силу твердости и устойчивости стихию земли связывают с Сатурном – планетой ограничений и порядка. Сатурн – это нерушимая скала Высшего Закона, которого никому не избежать.

Качества Сатурна: строгость, порядок, государство, власть, совесть, закон, мудрость, старость, ограничения, карма, основательность, аскетизм.

Великолепие форм – один из аспектов материального мира. Потому стихия земли так же связана с Венерой — древнеримской богиней любви и красоты.

Планеты стихии земля: Сатурн и Венера и их символические обозначения

6. Сфера бытия: материальный мир, природа

В системе Древа Жизни принципы земли отображают две сферы бытия: Бина – Великая Мать и Малкут – Мать Природа.

7. Чакра: муладхара

Земля – символ материальной природы нашего мира. Потому эта стихия соответствует энергетическому центру , ответственному за инстинкты выживания.

Символы воды

Качества: женская, пассивная, мягкая, гибкая .

1. Форма: чаши и сосуды

Символом воды может выступать чаша, кувшин или морская раковина. Чаша – это так же символ женского начала, воспроизводящих сил и изобилия. Вода — принцип вечной жизни и материнства.

2. Сфера бытия: астральный мир

Водная стихия на Древе Жизни представляет собой сферы Есод, что в переводе означает «форма». Здесь речь идет об астральных формах, образующихся во взаимодействии чувств и логики.

Вода – символ глубин подсознания, прозорливости и ясновидения. Эта стихия связывает нас с миром снов и видений, со сферой астральных форм.

Созерцание водной поверхности часто использовалось в практиках предвидения. Всматриваясь в глубину воды, прорицатель видел священные символы и мистические образы, которые всплывали из его подсознательного разума и которые являлись ответами на поставленный вопрос.

Символы воды: рыбы, морская раковина, чаша.

3. Время и место: запад, осень, вечер

С водой связывают самое дождливое время года – осень. Этому сезону соответствует время дня – вечер, сторона света – запад. Осень – так же время сбора урожая и подведения итогов года. А плодородие и урожай – тоже один из символов воды, о чем упоминалось выше.

4. Планеты: Луна и Нептун

Водной стихии соответствует планета Луна. Луна – покровительница женственности, материнства, эмоций, чувств и интуиции.

Водная стихия так же покровительствует планете Нептун. Эта планета связана с психикой, фантазиями и снами. Качества Нептуна: склонность к мистицизму, иллюзиям, обманчивым видениям, таинственность и туманность, но также и духовность, связь с Высшим «Я», медитативный разум.

Планеты водной стихии: Нептун и Луна

5. Чакры: Аджна и Свадхистана

Водные качества присущи двум энергетическим центрам: и Аджне. Первая ответственна за эмоции, получение удовольствий, тягу к продолжению рода. Вторая чакра – Аджна – это вода, как символ ясновидения и проницательности.

Символы воздуха

Качества: мужской, активный, подвижный

1. Форма: меч

Воздух ассоциируется с быстротой мысли и остротой ума. В соответствии с этим, символами воздуха являются мечи, пики и другие колющие и режущие предметы.

Опущенный острием вниз меч обозначает нисхождение созидающей божественной воли на землю. Меч, поднятый острием кверху – знак войны и разрушения.

2. Суть: свобода и дух

Белая птица – символическое изображение духа. В эзотерическом смысле это – осознанный творческий акт или действие, направленное на созидание. В христианской традиции Святой Дух изображается в виде белого голубя. А в Древнем Египте ястреб выступал символом человеческой души. Во многих традициях птица выступает символом воздуха – связующим звеном между небом и землей, между духовным и физическим.

3. Явление: ветер

Воздух обладает качествами легкости, подвижности и быстроты. При этом он может быть переменчив и внезапен, разрушителен и непредсказуем. Символ воздуха хранит в себе явления от легкого бриза до гигантского торнадо. Воздух – это движение во всех его проявлениях.

Символы воздуха: 1) Вихрь; 2) Меч увенчанный короной; 3) Белая птица — знак Святого Духа.

4. Место и время: восток, весна, утро

Воздух – стихия юности и нового рождения. Потому его часто соотносят с востоком – местом, где каждое утро рождается Солнце. В соответствии с этим, время года воздушной стихии – весна, время дня – утро.

5. Планета: Меркурий

Одним из символом стихии воздуха является самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. Меркурий в древнеримской мифологии был покровителем торговли и путешествий, посредником между богами и людьми. Его атрибут – Кадуцей: палица с двумя обвивающимися вокруг змеями и увенчанная крыльями.

Качества Меркурия: скорость, хитрость, изворотливость, ловкость, мудрость, интеллект, красноречие, совершенный ум, переменчивость.

Бог воздушной стихии — Меркурий и его атрибуты: кадуцей и летучие сандалии с крылышками.

6. Чакры: анахата и вишудха

Символами воздуха так же выступают органы дыхания и соответствующие им энергоцентры: анахата и вишудха. – сердечная чакра, расположена в центре груди и ответственна за дыхание, проявление безусловной любви и сострадания. Вишудха – горловая чакра, расположена в районе щитовидной железы и несет функцию творческого самовыражения и связанной речи.

Символы огня

Качества: активный, мужской, быстрый, очищающий.

1. Форма: жезлы

В древности жезл, как атрибут власти и магической силы принадлежал духовной касте жрецов. Этот символ – обозначение высшей по иерархии стихии — огня. Жезл так же символизирует мужское активное начало, божественную искру, творческую идею, давшую начало всей Вселенной.

2. Место и время: Юг, день, лето

Символу огня соответствует самая жаркая сторона света – Юг, время года – лето и время дня – день. Эти символы огня указывают на его обжигающую природу и разрушительный аспект стихии. Солнечные лучи способны дать жизнь, но и отнять ее.

3. Явления: молния, взрыв, пламя

Стихия огня может проявлять различные аспекты своего характера. Качества явлений определяют качества соответствующих символов огня.

  • Солнечный луч – знак света Творца, символ его первозданное чистой природы.
  • Молния – это идея, мысль родившаяся в Высшем Сознании, и породившая мир.
  • Извергающийся вулкан – символ гнева, ярости, бешенства, разрушительной силы огня.
  • Пламя свечи — символ веры и духовности, путеводный огонек, надежда, свет истины во тьме.

Различные формы проявления стихии огня: пламя костра, электрический разряд молнии, взрыв вулкана

4. Планеты: Марс, Солнце

Разрушительные качества огня наиболее проявлены в природе Марса. Планета Марс – символ неконтролируемого и бушующего пожара, испепеляющего все вокруг. В Древнем Риме Марс был богом войны и разрушений. И в то же время его чтили, как покровителя и защитника Древнего Рима.

Другим символом огня выступает Солнце. Энергия Солнца дарует жизнь. Эта планета – центр и причина существования жизни на нашей земле. Солнце в древности часто отождествляли с самим Творцом. В древнем Египте светило называли именем Ра – и создателем мира.

Планеты огненной стихии: Солнце и Марс и их астрологические символы.

5. Чакры: манипура, муладхара, аджна, сахасрара

Символ огня может нести в себе самые разные качества. Соответственно, и в энергетической структуре человека эта стихия отображена сразу в нескольких центрах.

Манипура – чакра солнечного сплетения несет в себе солнечные качества: щедрость, лидерство, воля, первенство, благородство, стремление к власти. Муладхара содержит в себе энергию Марса, проявляющуюся в пробивной силе и мощи основных инстинктов. Аджна – это небесный огонь, электрическая природа мысли. Сахасрара – космическая чакра – это соединение с Самим Творцом, который есть – истина, исток и причина.

Выступает в качестве универсального символа во всех мировых традициях, при этом наделяется многообразными функциями. Определенные качества воды обусловили ее одушевление (возможно, именно теми свойствами воды, которые характеризовали ее как живое начало, руководствовался Фалес, когда вывел воду в качестве первостихии мира).

Вода всегда находится в движении, она изменяет цвет под светом звезд, под действием тепла превращается в пар, способна отражать предметы и живые существа, в шуме ее потока слышится речь, она возрождает к жизни иссушенную растительность, утоляет жажду людей и животных, дает исцеление и отдохновение утомленным и больным. Будучи используемой для омовения, она также наделяется способностью очищения души (например, после осквернения или совершения греха).

Ян Госсарт


Акилле Пикко


Стихия воды

Вода также может выступать и в разрушительной своей ипостаси (цунами, наводнения, штормы). Представление о водной стихии как первоначале, из которого все возникло, особенно распространено среди народов, живущих близ морского побережья либо у берегов крупных рек.

В космогонических мифах Древнего Египта фигурирует Нун (первозданный водный хаос, ставший «отцом богов»), в Месопотамии – Апсу (пучина вод), в Вавилоне – Тиамат («море», морское чудовище, воплощение мирового хаоса). Угаритский миф повествует, что Бог сидел на воде, подобно тому как птица сидит на яйцах, и высидел жизнь. В египетской графике тройной иероглиф воды символизирует необъятные воды, то есть первозданный океан и первоматерию.

В Ведах говорится, что в начале времен все было подобно морю, лишенному света. Китайцы также полагали, что вся жизнь имеет своим истоком воду. Согласно архаическим космогоническим представлениям, из первичных вод тем или иным способом появляется земля; либо в хаосе океана формируется яйцо, которое позже разделяется на две половины (небеса и земля).

Таким образом, вода рассматривается как основа всех вещей. Остатками предначального моря представляются в космогонических мифах воды, которые омывают диск земли (океан у древних греков).

Вода, выступая в качестве первоосновы мира, символизирует полноту возможностей, смешение элементов, предшествующее всем формам и всему творению. Возможно, подобная фундаментальная роль воды в мироздании связывалась с приписываемой ей способностью трансформации, изменения (в силу ее «превращения» в пар, град, снег, лед). В качестве средства очищения и искупления вода известна в основном в засушливых регионах. Культовые действия в таких регионах, как правило, предваряются или сопровождаются омовением (полным или частичным) либо окроплением водой. Этот же аспект символики воды актуализируется в обрядах перехода. Очищение посредством воды полагается особенно необходимым после контакта с умершими; также широко распространено ритуальное омовение священнослужителей и правителей.

Мифы о великом потопе широко представлены в Евразии и Америке. Согласно им, потоп уничтожает нечестивых (однако, как правило, щадит праведных) обитателей земли; таким образом, он являет собой именно искупление водой, после которого создается новый мир.

Вода наделяется живительной способностью – небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Она сравнивается с животворными жидкостями тела (например, кровь, пот и сперма); в соответствии с этим представлением, в Древнем Египте воду добавляли в мумифицированное тело, с целью замены утраченных «жизненных соков». В Индии вода рассматривалась как хранительница жизни, циркулирующая во всей природе в форме дождя, сока растений, молока и крови.

Во всех архаических культурах, в рамках которых существовал миф о прародителях мира – небесах и земле, также нашло отражение представление об оплодотворении земли небесным семенем. В этой связи земные источники воды – ручьи, озера, реки – наделяются способностью даровать изобилие и плодовитость, Возможно, по этой причине греческая река Скамандр, персонифицированная в качестве одноименного божества, считалась исцеляющей от бесплодия; согласно Эсхину, греческому оратору 4 века до нашей эры, девушки купались в ней перед бракосочетанием и говорили: «Скамандр, прими мою девственность». Многочисленны магические обряды, в которых вода выступает в качестве аналога спермы, воплощает оплодотворяющую способность мужского начала.

Сражения богов и героев с мифическими существами, которые удерживают оплодотворяющую воду, – распространенный сюжет мифологии. В ведическом мифе Индра убивает Вритру; в сирийской и палестинской мифологии повествуется о борьбе Баала с Левиафаном. Подобного рода битва является содержанием основного мифа индоевропейской традиции, согласно которому небесное божество борется с хтоническим существом (чудовищем, драконом, змеем, богом подземного мира), чтобы освободить небесные воды; это сражение заканчивается победой первого персонажа и живительным дождем, грозой. Освобождение воды во время мифического сражения символизирует конец засушливого сезона и последующий рост растительности.

Во многих традициях вода считалась проводником воли богов, посредником в общении с небом, глашатаем судьбы. В этой связи в различных системах гадания прибегали к истолкованию образов, являющихся в воде. Провидец, глядя на водную поверхность, как считалось, мог видеть будущее, а также прошлое. Эта древняя традиция, возможно, стала обоснованием использования хрустальных шаров («магических кристаллов») современными предсказателями. Практика предсказаний с помощью воды была распространена в Древней Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Восточной и Северной Азии, в Юго-Восточной Азии и Полинезии. Связь вод с символикой судьбы зафиксирована в скандинавской традиции, где богини судьбы, норны, описываются обитающими около источника Урд и питающими его водами ясень Иггдрасиль, мировое древо.

Вода также применялась в ходе судебных испытаний, которые, как считалось, открывали волю божества. Например, в средневековой Европе подозреваемых в ведовстве погружали в воды реки: утонувший считался невиновным, а выплывший – виновным (поскольку вода, как чистая стихия, не может принять нечестивца). В данном случае задействована символика воды как очищающей стихии (как и в случае с более распространенными испытаниями огнем). Английский король Иаков в своей «Демонологии» пишет о значении испытания водой: «По-видимому, Бог указал сверхъестественный признак чудовищного нечестия ведьм в том, что вода должна отказываться принимать в свое лоно тех, кто стряхнул с себя священную воду крещения».

Подобно земле, вода представляет женский принцип, а также связывается с материнским лоном. К примеру, в даосизме вода соотносится с дао и с женским началом; считается, что человек должен уподобиться воде, женщине, материнскому лону, колодцу. При этом, наряду с мягкостью и податливостью, отмечается особенная сила и устойчивость воды: «Нет ничего податливей воды, но твердое ее не победит» «Дао дэ цзин».

Вода в целом выступает как амбивалентный образ: она воплощает и начало, и конец мира (в форме мирового потопа); наряду с «огненными» космологиями существуют и «водные». Вода рассматривается и как поддерживающая жизнь (и рождающая ее), и как нечто опасное, враждебная стихия. Возможно, это связано с тем, что большинство древних цивилизаций – «речных» и «морских» – страдали от наводнений и ураганов. Исходящая из воды опасность олицетворяется водяными чудовищами, например, библейским Левиафаном и скандинавским змеем Ёрмунгандом. Связь воды и смерти нашла отражение в таком образе скандинавской мифологии, как палаты хозяйки царства мертвых Хель, которые называются Мокрая морось. У Гераклита, выводившего в качестве первостихии огонь, вода наделяется негативным смыслом: души возникают, испаряясь из влаги, и наоборот, «душам смерть – воде рожденье»; влажная душа – признак порочного или больного человека.

Амбивалентность воды нашла отражение и в ее аксиологической характеристике: вода предстает как высшая ценность, в то же время «водой» именуется нечто пустое, бессодержательное. Следует отметить и такую часто встречающуюся характеристику воды, как ее двуполость: женская вода – нижняя, вода земных источников; мужская вода – верхняя, дождь, оплодотворяющий землю; по этой причине во многих традициях существовали два божества воды. Небесная вода предстает как живая, тогда как нижняя – мертвая.

В Библии вода отождествляется с первозданным хаосом (Быт. 1). Также она выступает как символ всеоживляющего благословения Божьего. С другой стороны, она предстает как орудие гнева Господня («Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю», Иер. 47). Библейское выражение «находиться во глубине вод» означает «страдать» («и объяли меня воды до души моей»). В христианской традиции вода фигурирует в обряде крещения, которое символизирует очищение, обновление и освящение, в качестве источника жизни. Погружение в воду означает возврат к предначальному состоянию, подразумевающий смерть и уничтожение, но также возрождение и восстановление, поскольку он укрепляет жизненную силу.

Вода – символ гибкости и изменчивости, но при этом сохранения самой себя, своей сути, а не свойств.
Вода присутствует во всех мировых культурах, и в каждой имеет свое значение:
У индейцев Америки вода олицетворяет изливающиеся силы Великого Духа. Водяные духи являются злыми искусителями и соблазнителями и означают перемены, упадок, оживление и умерщвление. У ацтеков и инков вода символизирует изначальный хаос.
В буддизме – вода олицетворяет вечное течение материального мира. «Пересечение потока» часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось.
В греко-римской мифологии – Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролирует силы вод. Река Лета – символ забвения, а река Стикс пересекается в момент смерти.
У даосов вода символизирует слабость, приспособление и настойчивость, текучесть жизни как противопоставление неподвижности смерти.
В Египте вода олицетворяет рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила. Бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов.
В Индии – Агни был рожден от союза воды и земли и представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна – повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, «ходящий по водам». Лакшми, «та, что из лотоса», также «рождена Океаном».
В Иране – воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан. У мусульман вода символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: «Из воды создали Мы все живущее», «Трон Его был над водами» (Коран).
У кельтов вода имеет магические свойства. Вода символизирует мудрость высшего мира и божественное предвидение.
В Китае вода относится к Инь, лунному началу, и символизируется триграммой Кань. Ей противостоит огонь как символ силы Ян и солнечного начала. Вода символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху как первичный хаос.
У скандинавов воды, в которых жил змей Мидгарда, окружали землю, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдрассиля уходили в подземный мир, а от них начинался исток всех рек – ручей Хвергельмир.
В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке.
У шумеров Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лакхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук, как свет, создал землю, победив Тиамат, как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес – повелитель глубин, и «Бог с потоками» держит в руках кувшин с водой, или вода может изливаться прямо из его рук.