Структура урока - совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.
Структурные элементы урока:
- организация начала урока - определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало;
- постановка цели и задач урока - формулировка цели и задач урока, осознание и принятие цели и задач урока учащимися;
Таблица 11.2.
- проверка домашнего задания - определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового материала;
- объяснение - научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся;
- закрепление - специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах материала, связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний;
- повторение - систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
- домашнее задание - сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения;
- подведение итогов урока - выяснение: чему новому научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы на уроке.
Существуют разные типологии урока, но наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики, является типология уроков по дидактической цели: изучения нового материала, повторения, закрепления, обобщения, контроля и проверки, комбинированный. Каждый из названных типов уроков реализуется определенным сочетанием структурных элементов.
Урок изучения нового материала
Необходимость в нем возникает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему.
Структура урока:
- организация введения в урок, сообщение цели и задач урока;
- объяснение новых знаний, на что используется наибольшая доля полезного времени в целях четкого изложения новой информации учителем, организации самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, справочной литературой, компьютером, прибором, машиной;
- закрепление диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы;
- инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке, в лаборатории;
- подведение итогов урока.
Урок закрепления
Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков.
Структура урока:
- введение и организация начала урока, сообщение цели и задач урока;
- упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися изученного и выработки умений и навыков;
- демонстрация учащимися результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным учащимся отметок;
- домашнее задание;
- краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем, постановке перспективы путем общего введения в новую тему.
Уроки обобщения и повторения
Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, с проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению.
Структура урока:
- введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить самые общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока;
- собственно повторение, включающее собеседование, дискуссию, выступление учащихся с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы учениками и анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и выставление поурочного балла;
- диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом;
- подведение итогов и постановка перспектив изучения новых знаний.
Урок контроля
Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагает и объективную проверку, диагностику состояния обученности учащихся, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется па специальных контрольных уроках.
Структура урока:
- вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;
- основная часть, собственно самостоятельная работа учащихся;
- заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.
Наиболее распространенным типом занятия является комбинированный урок. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую педагогическую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Так, например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности учащихся в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности.
Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность структурных элементов не является жестко закрепленной.
У традиционного урока есть ряд положительных сторон:
- организационная четкость педагогического процесса;
- систематический характер обучения;
- эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;
- разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
К слабый сторонам типового урока можно отнести:
- регламентация деятельности учителя и учеников рамками ограниченного времени;
- трудная сочетаемость с технологиями активного обучения;
- сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;
- сильный акцент на передачу-усвоение знаний, выработку умений и навыков, при меньшем внимании к развитию познавательной сферы учащихся.
Но в конце концов все зависит от мастерства и профессионализма учителя. Структура урока не может устанавливаться по шаблону. Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям, могут быть по структуре совсем непохожими на традиционный урок, а идеи этой технологии могут решаться и в рамках традиционного построения урока. Кроме того становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т.п., но такие уроки проводятся эпизодически.
Применение того или иного типа урока в учебном процессе обусловлено возрастными особенностями детей. Младший школьный возраст требует мобильности формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению-усвоению новых знаний, поэтому в старших класса практикуют сдвоенные уроки, которые позволяют использовать на них школьную лекцию или построить их как практические или семинарские занятия.
Пути совершенствования урока:
- создание свободной творческой максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам;
- формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
- вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;
- практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах;
- организация на уроках условий для творческой деятельности, как учащихся, так и учителя.
Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение. Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:
Таблица 11.3.
- полевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и завершить учебные действия, реакция на звонок;
- свободный выбор познавательной деятельности.
Вся программа состоит из четырёх этапов, причем каждый из них обладает высокой степенью самостоятельности, направлен на решение независящих от содержания других этапов проблем, то есть парциален. При желании клиент может сделать заказ на свое участие не во всей программе, а только в некоторых этапах либо же в одном.
На один этап отводится 5 часов времени с одним перерывом.
Каждое занятие (этап) состоит из четырех-пяти шагов. Продолжительность одного шага составляет около одного часа. Каждый шаг состоит из двух составляющих: просвещающей и реализационной - примерно по 30 минут каждая. В просвещающей части выдается определенная информация, закрепление которой происходит в реализационной части.
Первый этап посвящен изучению языка телодвижений: смысла отдельных жестов, смысла комбинаций жестов, контекстного смысла, а также того, как наилучшим образом располагать к себе людей.
Второй этап направлен на совершенствование вербальных возможностей клиентов: развитие акустических характеристик речи, владение интонациями и риторическими оборотами.
Третий этап направлен на изменение стереотипа общения и установления социальных контактов, а именно на развитие умения и навыков самоотдачи в общении и вообще во взаимодействии с другими людьми, то есть на переход от своих проблем и потребностей к интересам партнера.
Четвертый этап полностью посвящен этике деятельности профессионального и организационного плана: тому, как наилучшим образом презентовать себя заочно, навыкам деловой этики, аксессуарам делового человека и пр.
Программа занятий.
Первый семинар-тренинг. Язык тела: понимание жестов других людей, расположение к себе своими.
2) Первый шаг: изучение жестов рук.
а) Защитные жесты: рассказывается о видах защитных жестов (перекрещение рук, ног и др.), производится закрепление материала в виде анализа поз присутствующих, упражнения "Закрыться разными способами" и анализа разыгрываемой игры.
б) Жесты доминирования: рассказывается о видах жестов доминирования (поворот кисти при рукопожатии, выставление пальцев и др.), закрепление (аналогичное предыдущему).
в) Жесты прикосновений: рассказывается о видах и значениях жестов прикосновений (потирание носа, глаза, собирание и др.), закрепление.
г) Прочие жесты рук: то же.
3) Второй шаг: изучение различных положений головы, корпуса и ног.
а) Защитные жесты: рассказывается о видах защитных жестов (отворачивание и др.), закрепление.
б) Жесты головы: рассказывается о видах жестов головой (наклонения, поворачивания), закрепление.
в) Зональное расположение, направление и наклоны корпуса: рассказывается о смыслах движений корпуса, закрепление.
г) Другие положения корпуса.
4) Третий шаг: другие жесты, движения и сигналы.
а) Манипулирование различными предметами: рассказывается о смысле манипулирования теми или иными предметами (очками, сигаретами и т.д.), закрепление.
Б) Движения глаз: рассказывается о смысле направленностей взгляда, открытости-закрытости глаз и пр., закрепление. в) Движения, связанные с процессом ухаживания: рассказывается о пользе знания и умения использовать движения ухаживания в некоторых случаях самопрезентации, закрепление.
5) Четвертый шаг: отзеркаливание и другие способы расположения к себе.
а) Демонстрация открытых поз: повторение видов защитных жестов, обучение открытым жестам и позам, закрепление.
б) Выражение заинтересованности: повторение жестов, отражающих незаинтересованность и заинтересованность, рассказывается о комбинациях жестов заинтересованности, закрепление.
в) Отзеркаливание: рассказывается об отзеркаливании жестов партнера как наиболее успешном способе расположения к себе, закрепление (все разбиваются на пары и играют в отзеркаливание).
6) Пятый шаг (занимает все время от конца четвертого шага до конца тренинга): разыгрывание ситуаций реального тренинга.
Используется система жетонов. Ведущий является заказчиком определенной услуги (к примеру, за какое-то время решить арифметическую задачку) и выбирает из присутствующих "менеджера" (то есть того, кто будет выбирать конкретного исполнителя/исполнителей).
"Менеджер" должен, исходя из рода задачи (ведущий описывает задачу только в общих чертах) и способностей присутствующих выбрать исполнителя/исполнителей. С каждым присутствующим "менеджер" проводит собеседование в течение одной минуты. В случае удачного выполнения задачи ведущий даёт "менеджеру" какое-то количество жетонов, которое он сам, исходя из договоренности с исполнителями и распределяет.
За 10-15 минут до конца семинара-тренинга все присутствующие на нем высказывают свое мнение о нем и о своих успехах и неудачах в процессе разыгрывания ситуаций.
Второй семинар-тренинг. Риторика: обретение собственного речевого стиля.
1) Знакомство, вступительное слово (10 мин.).
2) Первый шаг: развитие акустических характеристик речи.
а) Рассказывается об основных проблемах, связанных с дефектами речи: тихая речь, нозальность, неиспользование грудного резонатора и др.
б) Каждый участник рассказывает какое-либо стихотворение; после каждого выступления ведущий анализирует акустические характеристики речи выступившего, предлагает упражнения по самосовершенствованию.
в) Производится игра "Кубок обладателей хорошего голоса":
попарно зачитывается один и тот же прозаический текст (отрывок из Эклесиаста).
3) Второй шаг: использование разных интонаций при психологическом воздействии на другого человека.
а) Рассказывается о методах психологического воздействия и соответствующих им интонациях: внушение, убеждение, доказательство, приказ, изменение состояния.
б) Все участники разбиваются на пары. Для каждой пары находится тема для обсуждения, по которой имеются противоречия. В течение 10 минут (по две минуты на каждый метод) происходит спор с использованием интонаций, присущих одному из методов психологического воздействия.
в) Происходит совместное обсуждение того, в каких ситуациях приемлемы те или иные методы.
4) Третий шаг: особенности построения излагаемого материала.
а) Рассказывается о различных стилях построения излагаемого материала: драматический, сатирический, детективный, трагедический, стиль триллера, любовный, комедический, исторический, стиль боевика, эссеический, научный, фантастический, философский, патетический, идеологический, документальный.
б) Каждый участник по очереди рассказывает содержание какого-либо рассказа или повести (одного для всех - к примеру "Муму" Тургенева). Перед рассказыванием каждый участник выбирает один из 16-ти стилей и вслух мотивирует свой выбор.
5) Четвертый шаг: аналогичен пятому шагу предыдущего семинара-тренинга, только весь упор при "устройстве на работу" делается на стилевом построении рассказа о себе, своих способностях.
6) Пятый, заключительный шаг: каждый участник должен рассказать о прошедшем семинаре-тренинге в том стиле, который он выбрал и заявил.
Третий семинар-тренинг. Власть дающего: "Я никогда ничего не беру, а только даю!"
1) Знакомство, вступительное слово (10 мин.).
2) Первый шаг: техники, снижающие эмоциональное напряжение.
а) Рассказывается о девяти факторах, помогающих/мешающих снижению эмоционального напряжения в общении (даны положительные и отрицательные полюса):
б) Участники разбиваются на пары, в каждой происходит на протяжении 5 минут обсуждение какой-либо спорной темы: о погоде, о политике, о воспитании детей и т.д. Затем каждый сам себя оценивает по каждому фактору (+, - или 0) и рассказывает, что ему помешало использовать все факторы.
3) Второй шаг: мотивация достижения.
а) Рассказывается о том, что такое мотивация достижения и почему это хорошо.
б) Составление проективных рассказов с использованием категорий мотивации достижения.
4) Третий шаг: "Что можно дать собеседнику?"
а) Происходит коллективное обсуждение того, что можно дать в разговоре собеседнику интересного, его захватывающего,
б) Обучение "искусству фишек": участники садятся в круг и начинают по очереди "двигать фишки", то есть интересные, неожиданные или по-новому поданные идеи или мысли, которые на какое-то время заставляют собеседника всерьез задуматься, отвлечься на какое-то, пусть и небольшое время. Все присутствующие оценивают идею по тому "фишка" она или нет. Тот, кто выдвинул "нефишку" - выбывает из игры. Последние два игрока объявляются "фишечниками года". В зависимости от времени игра может повториться.
5) Четвертый шаг: аналогичен пятому шагу первого семинара-тренинга, только со спецификой "давания".
Четвертый семинар-тренинг. Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть.
1) Знакомство, вступительное слово (10 мин.).
2) Первый шаг: Внешний вид делового человека.
а) Рассказывается о современных требованиях к внешнему виду делового человека: одежда, походка и т.д.
б) Закрепление материала: походки, манеры двигаться и др.
3) Второй шаг: Аксессуары делового человека.
а) Рассказывается об аксессуарах делового человека и об искусстве пользоваться минимумом их.
б) Обсуждение.
4) Третий шаг: этика делового общения.
а) Рассказывается об этике делового общения: разговоры по телефону, назначение визитов, приветствия и прощания и т.д.
б) Разыгрывание ролевых ситуаций для закрепления материала.
в) Обсуждение.
а) Рассказывается о том, как найти в себе самые хорошие качества и забыть о недостатках.
б) Все участники по очереди рассказывают о своих достоинствах. Происходит обсуждение - какие качества являются абсолютными достоинствами, а какие - относительными или сомнительными.
в) Рассказывается о способах заочной самопрезентации: рассылание визиток, листков самопрезентации (резюме), а также о способах размещения рекламного материала и способах подачи.
г) Каждый участник составляет себе листок самопрезентации, после чего происходит совместное обсуждение листков самопрезентации.
Профориентационная игра "Ловушки - капканчики"
Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.
Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников-от 6-8 до 12-15. Время-20-30 минут.
Процедура включает следующие этапы:
1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).
2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком много!
3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже две-три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.
После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз - знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели”.
4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).
5. Каждый но очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.
6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.
7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.
8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.
9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.
В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискуссии, у участников часто появляется желание поделиться своим жизненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрить такой обмен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходила динамично и не увязала в несущественных деталях.
Профориентационная игра "Один день из жизни"
(Данное упражнение является модификацией известной игры "Рассказ из существительных", которая была адаптирована нами к проблематике профессионального самоопределения.)
Смысл игрового упражнения - повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Упражнение проводится в кругу. Количество играющих - от б-8 до 15-20. Время - от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:
1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Например, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.
2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника - фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок -дом - постель. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хохмы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.
3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков ненемало (6-8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.
4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже ненемало уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.
Не менее интересно может быть проведено аналогичное упражнение, но уже на тему “СОН ИЗ ЖИЗНИ...” такого-то специалиста. В этом случае возможно более творческое и бурное фантазирование участников, поскольку речь идет о необычной, почти, “мистической” ситуации, связанной с загадочным миром снов...
Данные упражнении оказываются интересными и полезным и даже при работе со специалистам и. К примеру, и в программу подготовки профконсультантов можно включить сначала упражнение “Один рабочий день из жизни профконсультанта”, а затем - “Сон из жизни профконсультанта”.
Особенно полезными как для школьного профконсультанта, так и для профконсультанта службы занятости были бы игровые упражнения на темы “День из жизни безработного” и “Сон из жизни безработного" (выпускника школы эпохи “демократических преобразований” и безработного взрослого из той же эпохи...).
Профориентационная игра "Поиск выгоды"
Цель: осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики.
1) Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает профессию изчисла предлагаемых в ходе знакомства с информационными профессиограммами (профессия должна быть из числа востребованных на современном рынке труда г. Москвы, например, менеджер и т.д.). Далее каждой группе дается задание представить себя в ней, свои возможности, условия работы, трудовой коллектив, перспективы, выгоды и т.д.
2) После того, как все представили себе кто, кем, где и как трудится, участникам предлагается придумать и указать: какие потребности (физические, в безопасности, социальные, эгоистические, самоактуализации) каждый участник может удовлетворить в выбранной профессии?
Таблица для заполнения в процессе игры см. в Приложении 2.
Потребность:
Каким способом удовлетворяется?
В рамках функционала профессии или по собственной инициативе?
3) Каждая группа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может предоставить. Система оценивания следующая:
Физические потребности - удовлетворение каждой оценивается в 1 балл.
Потребности в безопасности = +2 балла. .
Социальные потребности = +3 балла.
Эгоистические потребности = + 4 балла.
Потребности в самоактуализации = + 5 баллов.
Личная инициатива = + 2 балла.
Принятие на себя ответственности за предпринятую инициативу = +2 балла.
Неумение доказать реальность и реалистичность замыслов = - 2 балла.
Несоответствие личных инициатив целям организации = - 3 балла.
4) Подведение итогов игры с поздравлением победителей.
Профориентационная игра "Профессия - специальность"
Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.
Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6-8 до 15-20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15-20 минут. Общая процедура следующая:
1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родственных специальностей (например, профессия-учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).
2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ведущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствующие специальности.
Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.
Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и совсем от него отказываться профконсультанту не следует.
По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ - УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ - МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ-ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.
Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).
Профориентационная игра "Самая - самая"
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
Упражнение может проводится в круге или при работе с целым классом. Для круга количество участников от 6-8 до 10- 15. По времени упражнение занимает от 15 до 25-30 минут. Процедура упражнения включает следующие основные этапы:
1. Инструкция: “Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика - самая денежная профессия, - какие профессии являются самыми-самыми денежными?..”.
2. Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.
Если упражнение проводится с классом то после того, как ведущий назовет первую необычную характеристику, участники просто со своих мест предлагают варианты наиболее подходящих профессий. Ведущий выписывает 3-5 наиболее “прозвучавших” вариантов на доске, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение “самой-самой” профессии.
Важным элементом данного игрового упражнения является обсуждение. Ведущий должен проявить уважение к мнениям различных участников, поскольку оценки могут (и должны) быть субъективными. Тем временем, выделение некоторых “самых-самых” профессий должно опираться на объективные знания о них. К примеру, если называется самая денежная профессия - депутат, то можно уточнить у школьника, а знает ли он, сколько зарабатывают депутаты (по сравнению с другими высокооплачиваемыми профессиями)? Можно в ходе обсуждения совместными усилиями определить, какую профессию вообще можно считать денежной и т.п.
Для того, чтобы упражнение проходило более ее интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: “самая зеленая профессия”, “самая сладкая профессия”, “самая волосатая профессия”, “самая неприличная профессия", “самая детская профессия”, “самая смешная профессия” и т.д. В определенном смысле данное упражнение близко к известной игре “ассоциации”, поскольку участники фактически должны проассоциировать профессии с необычными характеристиками.
Профориентационная игра "Сотворение мира"
Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. I 1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:
Описать доставшуюся часть созданного мира;
Дать всему необходимые названия;
Подчеркнуть характерные особенности;
Государственный строй;
Сферы деятельности;
Предметы импорта и экспорта;
Приблизительная численность населения;
Чем население занимается, наиболее востребованные профессии;
Есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;
Культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).
Время выполнения задания - 30 минут.
2. Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.
3. По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.
Профориентационная игра "Спящий город"
Данное игровое упражнение (а скорее - игра) предназначена для повышения, у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода. Первоначально данная игра была разработана для помощи старшеклассникам в более обоснованном выбора профиля дальнейшего профессионального обучения в одном частном международном университете под названием “МУСПО".
Игра может быть проведена как с группой в 12-15 человек, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9-11 классов. Опыт показал, что данная игровая процедура может оказаться эффективной и при работе со взрослыми людьми и даже в работе с профессиональными психологами и профконсультанта ми. По времени методика занимает обычно около часа, хотя нередко участники готовы играть и полтора часа.
Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие основные этапы:
1. Общая инструкция: “В некотором городе (если игра проходится в каком-то конкретном российском городе, то лучше сказать: "примерно в таком городе, как ваш...") некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого необходимо предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, наш класс (или группа) должен в течение урока разработать такие программы по следующим направлениям: 1 - порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлении и правонарушений (юридические аспекты); 2-более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3 - оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости жителей (экономика в широком смысле); 4 - счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты); 5 - здоровье жителей, профилактика заболеваний и извращений, решение экологических проблем (медицина).(В зависимости от конкретной ситуации ведущий игры может изменить или дополнить перечень программ. К примеру, можно рассмотреть и такие программы как "поголовная компьютеризация жителей", “развитие туристического бизнеса”, “развитие торговли и сферы услуг”, “наука и образование” и др. Важно, чтобы таких программ не оказалось слишком ком немало, хотя бы не более 5-7 штук. иначе игра станет слишком громоздкой.). Сейчас мы разобьемся на команды в соответствии с перечисленными программами, попробуем составить такие программы и посмотрим далее что у нас получится, т.е. сможем ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важное условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться”.
2. Ведущий кратко выписывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее он предлагает поднять руки тем участникам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и выписывает количество желающих на доске. После этого - желающих поработать над второй программой и т.д. Коли окажется, что для какой-то программы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получится.
3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание; “В течение 10-15 минут каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. Сначала можно выписать не 5, а больше таких дел, но потом в процессе группового обсуждения необходимо оставить только 5 самых важных направлений работы. При этом все выделенные дела (направления работы) обязательно должны быть реалистичными, т.е. необходимо учитывать реальную ситуацию (примерно такую же как в вашем городе на данный момент...). Желательно, чтобы предлагаемые программы поменьше напоминали то, что предлагают обычно так называемые экономические и политические "лидеры", т.е. постарайтесь предложить более толковые программы... После этого каждая группа должна будет определить, кто из ее участников выступит от имени данной группы (представит разработанную программу) и ответит на вопросы остальных участников игры”.
4. Участники приступают к работе. Некоторое время ведущий не вмешивается в обсуждения и лишь отмечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоминает участникам об истекающем времени и о том, что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчика), которые представили бы свой проект программы.
5. Наконец, докладчик и от каждой группы представляют свои программы и отвечают на вопросы. Чтобы данный этап проходил интереснее, ведущий также должен быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы к докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. К примеру, многие программы часто оказывались мало реалистичными из-за “проблем с финансированием” или из-за “слабой подготовки кадров”...
6. При подведении общего итога все участники сами должны определить, но каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу... Если большинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и “потянутся”...
Эффект данной игры может быть усилен, если по ходу обсуждения снимать высказывания участников на видеокамеру, а после окончания игровой процедуры просмотреть видеозапись. Но при этом игру должны будут проводить уже два человека: ведущий и оператор, а время проведения игры (вместе с просмотром записи) может увеличиться до 1,5 -2 часов.
Использование видеоаппаратуры позволяет учащимся посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько они хорошо осознали особенности профессиональной деятельности, но обсуждаемой программе, насколько они вообще убедительны и т.д. Нередко использование видео заставляет многих участников действовать более ответственно (под всевидящим и нее запоминающим “оком камеры”), хотя может оказаться и так, что кто-то, наоборот, захочет покривляться перед видеокамерой... При этом надо быть готовым к тому, что в первые минуты просмотра видеозаписи учащиеся немного даже “подурачатся”, ведь сам факт лицезрения себя на экране многих может удивить и поэтому ведущему следует спокойнее отнестись к бурному, эмоциональному просмотру игры в первые минуты демонстрации видеозаписи. Иногда да же рекомендуется использовать эти записи для повторного просмотра (через определенное время), когда первоначальные эмоции немного поутихнут.
Профориентационная игра "Суд над безработным"
Цель игры – помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.
Как показывает опыт, игровой процесс с последующим обсуждением результатов способствует преодолению безработным человеком имеющихся субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.
Тема дискуссионного обсуждения – Успех.
Группе предлагается обсудить:
Что такое «успех»?
Что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;
Является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?
Связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной значимости?;
Что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?;
Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.
После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».
«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).
«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.
Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.
«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».
Слушание дела включает и так называемое «последнее слово «подсудимого», в котором ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.
Далее суд выносит свой вердикт – «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.
В заключении следует обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.
Стоит отметить, что такая групповая форма работы с безработными позволяет комплексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.
Профориентационная игра "Угадай профессию"
Цель данного упражнения - познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная “формула профессий”, разработанная Е.А. Климовым - см. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М Просвещение, 1990.- 159 c .).
Упражнение проводится с классом или группой, а может быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30-40 минут, а на саму игру - 10-15 минут.
Процедура включает следующие основные этапы:
1. Ведущий просит назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профессия - таксист.
2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием: “Представьте, что я "свалился с луны" и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все понимаю.., попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например, - таксист, т.е. то, что ранее назвали учащиеся)”. Обычно участники игры называют 8-12 характеристик профессии, которые являются далеко не исчерпывающими и сами признаются, что вроде бы и знают, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся просят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа - сформировать желание у учащихся познакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии.
3. Ведущий предлагает учащимся запасать в свои тетради схему анализа профессии (см. Таблицу 1). Сразу же, по ходу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшийся профессию (например, таксист), которая вызвала определенные затруднения у участников игры. Задача данного этапа - не столько проанализировать профессию (таксист, например), сколько показать учащимся; что схема на самом деле несложная и с ее помощью достаточно можно анализировать различные виды трудовой деятельности. Поэтому не следует на данном этапе немало спорить и лучше закончить его как можно побыстрее, чтобы у участников было ощущение легкости использования данной схемы.
4. После первого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбиваются на пары (в обычном классе многие и так уже сидят парами) и игрокам предлагается следующее: 1 - сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает се где-нибудь; 2 - каждый игрок “кодирует” загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3 - игроки обмениваются тетрадями с за кодированным и профессиями;
4 - каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 5-10 минут и предлагает 3 варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана).
Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в парс выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.
Данное упражнение можно использовать в работе с микро группой (3-5 человек), когда каждый загадывает свою профессию, после чего по очереди эти профессии отгадываются всеми участниками. К примеру, игрок, загадавший профессию сам зачитывает ее характеристики, а каждый из остальных участников называет по очереди свои варианты отгадки. Работа с микрогруппой позволяет более предметно и спокойно организовывать обсуждение загаданных профессий.
Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Если школьник обратился к психологу с просьбой уточнить ил и проверить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (закодировать) по схеме уже выбранную профессию, предварительно познакомив учащегося с самой схемой анализа профессий. И тогда профконсультант выступит в роли отгадывающего. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, соответствующим характеристикам, которые выписал сам подросток и которые, скорее всего и привлекают его больше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно использовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.
Если школьник вообще не знает, чего хочет, то профконсультант сначала опять же знакомит его со схемой анализа профессий, затем-предлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток на отдельных листочках пытаются написать по 3-5 профессий, соответствующих этим привлекательным тельным характеристикам. т.е. как бы пытаются отгадать закодированную профессию.
Таблица 1.
Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)
Характеристика профессий | Место для первого примера профессии “таксист” | Место для кодирования загаданной профессии |
Предмет труда: 1 – животные, растения (природа) 2 – материалы 3 – люди (дети, взрослые) 4 – техника, транспорт 5 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…) 6 – художественный образ | люди техника, транспорт | |
Цели труда: 1 – контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 – изобретательная 4 – транспортирование 5 – обслуживание 6 – собственное развитие | транспортирование обслуживание | |
Средства труда: 1 – ручные и простые приспособления 2 – механические 3 – автоматические 4 – функциональные (речь, мимика, зрение, слух…) 5 – теоретические (знания, способы мышления) 6 – переносные или стационарные средства | механические функциональные | |
Условия труда: 1 – бытовой микроклимат 2 – большие помещения с людьми 3 – обычный производственный цех 4 – необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 – работа на открытом воздухе 7 – работа сидя, стоя, в движении 8 – домашний кабинет | экстремальные сидя | |
Характер общения в труде: 1 – минимальное общение (индивидуальный труд) 2 – клиенты, посетители 3 – обычный коллектив (одни и те же лица…) 4 – работа с аудиториями 5 – выраженная дисциплина, субординация в труде | клиенты | |
Ответственность в труде: 1 – материальная 2 – моральная 3 – за жизнь здоровье людей 4 – невыраженная ответственность | жизнь и здоровье | |
Особенности труда: 1 – большая зарплата 2 – льготы 3 – “соблазны” (возможность брать взятки, воровать…) 4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями 5 – частые командировки 6 – законченный результат труда (можно полюбоваться) | соблазны встречи со знаменит. | |
Типичные трудности: 1 – нервное напряжение 2 – профзаболевания 3 – распространены мат и сквернословие 4 – возможность оказаться за решеткой (в тюрьме) 5 – невысокой престиж работы | нервн. напряжение профзаболевания мат и сквернословие | |
Минимальные уровень образования для работы: 1 – без специального образования (после школы) 2 – начальное профессиональное образование (СПТУ) 3 – среднее профессиональное образование (техникум) 4 – высшее профессиональное образование (вуз) 5 – учена степень (аспирантура, академия…) | начальное профессиональное |
Профориентационная игра "Цепочка профессий"
Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
1. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д. (ем. раздел 6. Угадай профессию, где представлена схема анализа профессий)”.
2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург-повар - мясник - слесарь (тоже- рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...
Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.
Профориентационная игра "Человек - профессия"
Цель игры - на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.
Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 6-8 до 15-20. Время одного проигрывания - от 7-10 до 15 минут.
Процедура предполагает следующие основные этапы:
I. Общая инструкция: “Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного единственного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать ненемало (примерно 30-40 секунд) и называть свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?”
2. По желанию выбирается доброволец - отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.
3. Приглашаете отгадывающий, садится в круг и начинает всем, но очереди задавать вопрос: “С какой профессией ассоциируется загаданный человек?”. Каждый должен быстро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).
4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает ненемало и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков ненемало (6-8 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти второй круг.
5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, насколько соответствует его представление о себе названным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем образе...). У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Процедура "Вероятностные характеристики карьеры"
Инструкция: Оцените вероятность свершения событий «неуспешной карьеры» в «моей реальной карьере». Вероятность свершения события оценивается от 0 до 1. Если Вы считаете, что событие «неуспешной карьеры» никогда и ни при каких обстоятельствах не может свершиться в « моей реальной карьере», то его вероятность равна 0. Если Вы считаете, что событие «неуспешной карьеры» произошло в вашей жизни или обязательно произойдет, то его вероятность равна 1. Если Вы считаете, что событие «неуспешной карьеры» может произойти в «моей реальной карьере», но это все зависит от многих факторов (от вас лично, от сложившихся обстоятельств, от везения или невезения и т.д.), то Вам надо сделать прогноз и оценить вероятность наступления этого события от 0 до 1 (например: 0,43).
В колонке № п/п указаны номера событий от 1 до 10 в том порядке, в котором они приведены в таблице: «неуспешная карьере». Поэтому названия событий писать не обязательно.
НЕУСПЕШНАЯ КАРЬЕРА
№ | Событие | Сфера события | |
УСПЕШНАЯ КАРЬЕРА
№ | Событие | Вероятность свершения события | Сфера события |
Инструкция: Оцените вероятность свершения каждого из 10 событий «моей реальной карьеры» в «неуспешной карьере» и в «успешной карьере». Вероятность свершения события оценивается от 0 до 1. Если Вы считаете, что событие « моей реальной карьеры» никогда и ни при каких обстоятельствах не может свершиться в «неуспешной карьере» или «успешной карьере», то его вероятность равна 0. Если Вы считаете, что событие «моей реальной карьеры» произошло (обязательно произойдет) в «неуспешной карьере» или в «успешной карьере», то его вероятность равна 1. Если Вы считаете, что событие «моей реальной карьеры» может произойти в «неуспешной карьере» или «успешной карьере», но это все зависит от многих факторов (от вас лично, от сложившихся обстоятельств, от везения или невезения и т.д.), то Вам надо сделать прогноз и оценить вероятность наступления этого события от 0 до 1 (например: 0,43).
В колонке № п/п указаны номера событий от 1 до 10 в том порядке, в котором они приведены в таблице: «моя реальная карьера». Поэтому названия событий писать не обязательно.
№ | События моей реальной карьеры | Вероятность свершения события в неуспешной карьере | Вероятность свершения события в успешной карьере |
Процедура "Жизненные события и ПВК работника"
«Линии жизни глазами психолога» под редакцией А.А. Кроника «Школа-Пресс». М., 1993).
Цель: профориентация участников группы.
Раздаточный материал: бланк-таблица для индивидуального заполнения по образцу (см. приложение 1).
1) Участникам предлагается вспомнить значимые события своей трудовой жизни, разбив ее на периоды в 5-10 лет, и заполнить таблицу в соответствии с указанным в ней смысловым наполнением:
Какие качества характера появились в результате того или иного события жизни у каждого участника группы?
Как - положительно или отрицательно, - каждый участник оценивает каждое указанное в таблице собственное качество и относится ли оно, по мнению участника, указанное качество к профессионально важным или профессионально-значимым качествам его личности?
2) После заполнения таблицы по указанному образцу тренер предлагает каждому участнику выписать 7-9 самых на его взгляд профессионально важных качеств.
3) После индивидуальной работы по составлению списка ПВК каждым участником тренер предлагает приступить к этапу групповой работы, который заключается в следующем:
Каждый участник по очереди зачитывает вслух на группе качества, выбранные им как профессионально значимые;
Остальные члены группы внимательно слушают и потом сообщают о пришедших каждому на ум ассоциациях на тему: где бы мог быть востребован и имел возможность успешно работать человек с заявленными ПВК;
Участник, предъявляющий ПВК, оценивает предложенные способы возможной профессиональной реализации и решает для себя: достаточно ли ему этой ассоциативной профориентации; если да - группа заслушивает следующего участника;
Если ассоциативной информации недостаточно или она не удовлетворяет участника - предъявителя ПВК, то он может добавить из таблицы еще одно на его взгляд важное качество или убрать одно качество из ранее предъявленного списка; после этого процедура групповой ассоциации повторяется;
Итогом работы может служить относительная удовлетворенность каждого участника результатами ассоциативной профориентации в сфере профессий и заинтересованность возможностями прикладного использования полученной информации о путях профессиональной реализации на рынке труда.
4) Обсуждение результатов в группе (при необходимости).
Процедура "Локус контроля"
Цель – анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру.
Инструкция: 1. В нашей жизни происходит немало разных событий. Одни события мы относим к разряду «успех», другие события относим к разряду «неуспех», для некоторых событий у нас нет оснований для отнесения их к разряду «успех» или «неуспех».
Оцените, пожалуйста, каждое из 10 событий «неуспешной», «успешной» и «моей реальной карьеры». Если вы относите событие к разряду «успех», то поставьте в соответствующей графе букву «У». Если вы относите событие к разряду «неуспех», то поставьте в соответствующей графе букву «Н». Если вы затрудняетесь отнести событие к разрядам «успех» или «неуспех», то поставьте букву «О».
2. Одни люди склонны полагать, что происходящие с ними значимые события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д. Другие – интерпретируют значимые события как результат своей собственной деятельности, собственных усилий и способностей.
Цифры означают следующее:
1- Весьма полное совпадение с левым понятием
2- Почти полное совпадение с левым понятием
3- Некоторое совпадение с левым понятием
4- Одинаково удалено от обоих понятий
5- Некоторое совпадение с правым понятием
6- Почти полное совпадение с правым понятием
7- Весьма полное совпадение с правым понятием
Неуспешная карьера
№ события | Отнесение события к разрядам: «У», «Н», или «О» | Событие является результатом действия внешних сил | Событие является результатом своей собственной деятельности |
Моделирование |
Проектирование |
Конструирование |
Внедрение |
|
Педагогический продукт |
||||
Опытный образец |
||||
Рис. 9. Этапы проектирования педагогического продукта
Педагогическое моделирование − разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса, ситуации или сценария и основных путей их реализации. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях занятия. Педагог определяет теоретические основы создания модели сценария, методы диагностики ее оценки полезности. На этом этапе создается модель предстоящей эмоционально-интеллектуальной взаимодействия педагога и обучающегося.
Педагогическое проектирование − разработка созданной модели и доведение ее до уровня возможного практического применения, На этом этапе создается проект педагогического сценария, который становится механизмом преобразования педагогического процесса и среды.
Педагогическое конструирование − детализация созданного проекта педагогического сценария учебного занятия, приближающая его к реализации в конкретных социокультурных и педагогических условиях. При проектировании сценария применяются принцип учета человеческих приоритетов; принцип саморазвития (динамичность, гибкость, способность по ходу реализации к
изменениям, перестройке, усложнению или упрощению). Благодаря проектированию педагогический сценарий учебного занятия становится технологичным продуктом, образовательные цели которого заданы на диагностической основе. Проектирование педагогического сценария учебного занятия предполагает возможность с помощью разработанных диагностических процедур, входящих в его структуру, осуществлять систематический контроль и оценку достижения детально спроектированных в нем образовательных целей. При проектировании сценарий учебного занятия следует рассматривать как составную часть информационно-образовательной среды по данной области знаний. Кроме того, предполагаются серьезная подготовительная работа, большие дополнительные затраты как денежные, так и временные. Этот этап завершается созданием опытного образца педагогического сценария учебного занятия, который проходит апробацию в реальной образовательной практике.
Внедрение − введение экспериментально проверенного опытного образца и научно-методического сопровождения к нему в образовательную практику, подготовка участников процесса обучения, психолого-педагогическое сопровождение. С этой целью проводятся семинары, открытые занятия, инструктаж с будущими пользователями педагогическим продуктом.
При проектировании педагогического сценария учебного занятия важную роль играет выбор системообразующего фактора, который способен объединить все компоненты, входящие в структуру сценария, в единое целое, целенаправить их и стимулировать развитие.
Системообразующий компонент определяется через противоречия, которыми пронизана вся практика традиционного обучения. В нашем исследовании таким системообразующим фактором в системе принципов проектирования и основанного на ней традиционного обучения, является конструирование с учетом комплекса требований различного педагогически полезного дидактического обеспечения, которое бы способствовало формированию приемов целенаправленной и продуктивной эмоциональноинтеллектуальной деятельности участников процесса обучения, а также самостоятельной учебной работы обучающихся.
В педагогической системе осуществляется проверка выполнения установленных требований к педагогическому сценарию учебного занятия. Если сценарий удовлетворяет установленным требованиям, то он внедряется в образовательный процесс конкретного образовательного учреждения. В противном случае сценарий дорабатывается педагогом, после – его требования уточняются и детализируются. Такой подход к созданию педагогического сценария учебного занятия позволяет оперативно вносить изменения в его составные части.
Педагогический сценарий учебного занятия является инструментом управления эмоционально-интеллектуальным взаимодействием участников процесса обучения. Руководить этим процессом − значит предвидеть его последствия. Следовательно, педагог осуществляя управление этим процессом,
«алгоритма» подготовки к занятию:
– внимательно изучить раздел рабочей учебной программы дисциплины, которую предстоит изучить на занятии, выделяя при этом основные, узловые, базовые вопросы его содержания;
– проанализировать итоги, результаты предыдущих занятий по теме, представить мысленно коллектив группы, конкретных обучающихся, уровень их реальной подготовленности к усвоению СУИ на занятии;
– сформулировать образовательные цели занятия, продумать воспитательную и развивающую его цели, пути достижения этих конечных результатов;
– четко определить содержание СУИ занятия, лично изучить или просмотреть фактический учебный материал, намеченных для изучения на занятии;
– решить все задачи, которые будут предлагаться обучающимся, сделать вывод формул, провести графические построения, выполнить демонстрационные эксперименты, практические работы, которыми будет сопровождаться объяснение и закрепление СУИ занятия;
– на основе педагогического сценария определить организацию занятия, основные его структурные компоненты;
– из всего арсенала методов и методических приемов выбрать самые результативные применительно к структуре и содержанию занятия;
– подготовить и проверить наглядные пособия и технические средства обучения;
– подготовить задания обучающимся для самостоятельной работы;
– составить план занятия, а если необходимо, то и конспект новой СУИ;
– просмотреть все дидактическое обеспечение, подготовленное к занятию, при необходимости мысленно повторить узловые моменты изложения новой СУИ – и только после этого можно уверенно сказать себе: «Я готов к занятию»;
– подготовить себя психологически к занятию (настрой на занятие, вход в «форму», продуманное поведение в различных ситуациях и др.).
4.6. Основные звенья логики процесса обучения
Логика процесса обучения включает следующие звенья: восприятие, осознание и осмысление обучающимися сообщаемой педагогом СУИ; запоминание и закрепление СУИ; обобщение и систематизация; применение в различных формах учебной и практической деятельности обучающихся; контроль и оценка педагогом учебных успехов обучающихся; анализ и прогноз совершенствования процесса обучения.
Эти звенья (этапы) процесса обучения, как правило, взаимосвязаны и взаимообусловлены, осуществляются в различных вариантах сочетания:
− восприятие с осознанием, осмыслением и запоминанием;
− запоминание с применением;
− применение с систематизацией и уточнением ранее воспринятого и т.д.
Литература
1. Бордовская Н.В . Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. − СПб.: Питер, 2000. − 304 с.
2. Чернилевский Д.В . Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. − 437 с.
3. Хуторской А.В . Современная дидактика: Учеб пособие. − 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. − М.: Высш. шк., 2007. − 639 с.
4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: Учеб пособие / А.В. Хуторской. −СПб.: Питер, 2004. − 541 с.
5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. − М.: Издательский центр «Академия», 2005. − 288 с.
6. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2001. − 256 с.
Глава 5. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
5.1. Понятие и сущность методов педагогического процесса
Термин « методика преподавания учебной дисциплины (предмета)»
употребляется и в более узком смысле – как учение о методах обучения. Это учение может быть или общим, если имеются в виду методы обучения, присущие всем предметам вузовского курса, или частными, если дело касается только тех методов, которые применяются для обучения какому-либо определенному учебному предмету.
Дефиниция «метод » (греч. methodos путь следования, способ познания, исследования, способ продвижения к цели, теория, учение) в литературных источниках трактуется как прием, система приемов в какой-либо деятельности; способ или образ действия ; план и система изложения предмета для достижения более легкого, полного и прочного усвоения его обучающимся ; способы познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления ; способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности ; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи ; система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования и др. В своей работе мы будем придерживаться определения «метод», приведенного в работе .
Метод обучения − категория историческая. Он характеризуется тремя признаками : обозначает цель обучения, способ усвоения, характер эмоционально-интеллектуального взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей процесса воспитания, обучения и развития. Кроме того, метод обучения изменяется с изменением целей и содержания образования. Американский педагог К. Керр, в развитии методов обучения выделяет четыре этапа: 1) педагоги − «родители», служившие образцом, уступили место профессиональным педагогам; 2) замена устного слова письменным; 3) введение в процесс обучения печатного слова; 4) частичная автоматизация и компьютеризация процесса обучения.
В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности обучающихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Методы и приемы могут меняться местами. Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов осуществления педагогически целесообразного эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли педагога.
Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся. Рассмотрим положения методики обучения .
1. Любые знания, умения и навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваются у обучающихся лишь в процессе их непосредственной деятельности. При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата. Метод обучения представляет собой средство управления механизмом процесса обучения.
2. Совокупность методов обучения должна непременно приводить к достижению всех целей обучения. Любая методика органически связана с целями и средством достижения которых она является.
3. Взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применения любого метода обучения и типичной педагогической ситуации. Само применение методов обучения не просто определяется стихийно вызывающими педагогическими ситуациями, а вносит изменения в эти ситуации, подготавливает их, т.е. саморазвитие педагогических ситуаций также становится управляемым процессом .
4. Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы средств; решающим моментом, является логика и действие всей системы средств, гармонически организованных (А.С.Макаренко).
5. Взаимосвязь методов обучения и воспитания. Логика взаимосвязи методов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода к процессам воспитания, обучения и образования.
В методике профессионального обучения проблема разработки методов воспитания и обучения, а также их классификация и выбор выступает как одна из основных.
5.2. Классификация методов обучения
В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций (рис. 10). Оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным . В ней за основу берется самостоятельная и творческая учебная деятельность обучающихся в изучении ими СУИ. Эта классификация включает в себя пять методов :
1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учебная цель достигается в результате предъявления обучающимся готовой информации, объяснения, иллюстрирования словами, изображением, действиями на лекциях, в процессе рассказа, беседы, трудовых операций, демонстрации опытов и др. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы обучающиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Знания могут быть усвоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания. Это первый уровень
усвоения (знания – знакомства ). В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Признак классификации |
Методы обучения |
|||||||||
Н.М. Верзилин, Е.И. |
По источнику информации |
Словесные, |
наглядные, |
|||||||
Перовский, Е.Я. |
практические |
|||||||||
Голант и др. |
||||||||||
М.А. Данилов, Б.П. Есипов |
По характеру дидактических |
сообщения |
||||||||
формирования |
||||||||||
познавательных |
||||||||||
процессе обучения |
применению знаний на практике; |
|||||||||
проверки |
||||||||||
знаний, умений и навыков |
||||||||||
И.Я. Лернер, М.Н. |
По способу |
усвоения |
Объяснительно-иллюстративный |
|||||||
соответствии |
характером |
(информационно-рецептиввный); |
||||||||
учебно-познавательной |
репродуктивный; |
проблемное |
||||||||
деятельности |
изложение; частично-поисковый |
|||||||||
(эвристический); исследователь- |
||||||||||
Ю.К Бабанский |
Комбинирование |
Методы организации и учебно- |
||||||||
признаков |
познавательной деятельности; |
|||||||||
методы стимулирования учения; |
||||||||||
контроля |
эффектив- |
|||||||||
учебно-познавательной |
||||||||||
деятельности |
||||||||||
М.И. Махмутов |
Сочетание |
способов де- |
Методы преподавания: (инфор- |
|||||||
ятельности |
преподавателя |
мационно-сообщающий, объяс- |
||||||||
обучающегося |
нительный, инструктивно-прак- |
|||||||||
тический, объяснительно-побуж- |
||||||||||
дающий, побуждающий); |
||||||||||
методы учения: (исполнитель- |
||||||||||
тельный, репродуктивный, про- |
||||||||||
дуктивно-практический, частич- |
||||||||||
но-поисковый, поисковый) |
Рис. 10. Классификация методов обучения
2. Репродуктивный метод. Призван передать обучающемуся в готовом виде (образец, правило) основную часть фонда способов деятельности, накопленных человечеством. Метод осуществляется через систему упражнений, устное воспроизведение, решение типовых задач, воспроизведение знаковых моделей, рисование схем, чертежей, выполнение лабораторных работ по готовой инструкции. Деятельность обучающихся носит алгоритмический характер, т.е. выполняется поинструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуации. Уровень усвоения знаний второй (действие по