Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров. Роль учебной практики в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов Роль практики в профессиональном образовании

Министерство образования и науки Российской Федерации

Рубцовский индустриальный институт

(филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Т.А. Убогова, А.В. Шашок

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

направления 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Рубцовск 2014

УДК 621.311.1 (075.5)

Ж.В. Симсиве, Т.А. Убогова, А.В. Шашок. Программа производственной практики направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» / Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск: РИО, 2014.- 15 с.

Приведены программа производственной практики, задание, календарный план, методические указания по оформлению отчета. Для студентов 2 курса обучающихся по направлению 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств по профилю «Технологии, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Программа производственной практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ТиТМиПП РИИ АлтГТУ

Протокол № 7 от 5 09.2014 г.

Резензент:

профессор кафедры НТС

к.т.н., профессор

А.Н. Площаднов

1 Общие положения. 4

1.1 Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров 4

1.2 Цели и задачи производственной практики. 4

1.3 Сроки проведения производственной практики. 5

1.5 Требования к знаниям умениям и навыкам, которые должны быть получены или закреплены.. 6

2 Задание производственной практики и календарный план его выполнения 9

3.1 Характеристика заданий и методические рекомендации по их выполнению 10

3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики 10

4. Требования к отчету студента о практике. 11

5. Обязанности студента-практиканта. 12

Форма листа задания. 13

Календарный план практики. 14

Форма титульного листа отчета о практике. 15

Общие положения

Роль и значение производственной практики в подготовке бакалавров

Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО), обеспечивающей закрепление студентами получаемых теоретических знаний, а также получение практических умений и/или навыков непосредственно на машиностроительных предприятиях. В процессе прохождения производственной практики студенты знакомятся с основными принципами функционирования машиностроительных предприятий и их отдельных подразделений. Кроме того в процессе прохождения производственной практики студент собирает материал для выполнения курсовых проектов и работ по дисциплинам профессионального цикла.

Современная Программа реализации приоритетных направлений Российского образования строится на новых тенденциях в выборе направлений подготовки кадров, обеспечивающих тесное взаимодействие теоретического и практического обучения в условиях непосредственного взаимодействия с работодателем. Необходимо учитывать направления и требования современного образовательного процесса, проекты государственных образовательных стандартов третьего поколения, разрабатывать эффективные подходы в обучении, профессиональной подготовке, организации учебно-производственной практики будущихэкономистов.

В связи с этим, производственное обучение является одной из важнейших составляющих подготовки бакалавров экономики, единым и самостоятельным видом учебного процесса. Основное назначение практической подготовки будущих специалистов применение в реальных производственных условиях знаний, умений и навыков полученных при изучении различных дисциплин.

Требования к содержанию практик базируются на федеральном государственном образовательном стандарте, учебном плане специальности, а также соответствуют актуальным потребностям действующих хозяйствующих субъектов сферы сервиса.

К задачам практической подготовки относятся:

Углубление и закрепление теоретических знаний студентов на практике;

Формирование и развитие у будущих экономистов профессиональных практических умений;

Определение профессиональной пригодности и готовности к выполнению различных видов деятельности в соответствии с избранной профессией;

Формирование интереса и мотивации к конкретной профессиональной деятельности;

Изучение передового и инновационного опыта экономической деятельности.

Принципы практической подготовки представляют собой взаимосвязи и взаимодополняемости теоретического обучения и практики, практического обучения и практики; профессионального самоопределения, а также диверсификации практического обучения.

Между отдельными видами практик соблюдается преемственность, что достигается соответствующим построением программ практик и последовательным закреплением теоретических знаний в процессе прохождения практики. Продолжительность всех видов практик и сроки их проведения устанавливаются Рабочими Учебными планами студентов направления 080100.62 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» и профиль «Экономика труда».

  1. Общие положения

    1. Значение практики как части учебного процесса

Прохождение практики открывает серию особо важных видов подготовки специалистов направления подготовки 080100.62 «Экономика», предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом.

Так как практика для студентов высших учебных заведений является важнейшей частью учебного процесса при подготовке бакалавров и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению профессии, углубленному закреплению теоретических знаний, развитию профессиональных и творческих исполнительских навыков на каждом этапе обучения.

Значение прохождения практической подготовки состоит в том, что она является инструментом проверки подготовки студентов к самостоятельной работе, а также важной формой развития профессиональных навыков.

2

1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)

В исследовании авторы обозначили вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, предполагающей формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением на практике полученных психолого-педагогических и теоретических знаний. В статье представлены результаты исполнения проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014г., реализуемого Сибирским федеральным университетом. В статье авторами описаны результаты собственных исследований в области совершенствования педагогической практики в сфере образования.

прикладной бакалавриат

непрерывная практика

учебная практика

1.Бахор Т.А., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Лобанова О.Б., Мосина Н.А., Плеханова Е.М., Коршунова В.В. Педагогическая практика в подготовке бакалавров педагогического образования в контексте ФГОС: взгляд на проблему// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www..02.2015).

2.Газизова Т.В., Зырянова О.Н., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Бахор Т.А., Коршунова В.В. Усиление практической направленности обучения будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в процессе проектной деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www..01.2015).

3. Калацкая Н.Н. Психолого-педагогическая практика: программа и методические рекомендации.- Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2014.

4. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Мосина Н.А. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www..10.2014).

5. Куликова Л.М. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений [Электронный ресурс] http://lib.sportedu.ru/ (дата обращения 29.04.2015)

Реформирование экономической, социальной и других областей ориентируют педагогическую общественность на переориентацию отечественной высшей школы, позволяющую создавать условия для индивидуального развития и саморазвития студента, предполагая его вовлеченность в процесс обучения на основе свободного выбора образовательного маршрута, соответствующего его уровню знаний и умений в допрофессиональной подготовке, индивидуальным способностям и познавательным потребностям.

В описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) рекомендовано ориентироваться на трудовые действия, необходимые в профессиональной деятельности педагога, в частности - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; формирование универсальных учебных действий и т.д. Формирование данных трудовых действий невозможно без привлечения будущих педагогов к практической деятельности в образовательных организациях.

Очевиден тот факт, что модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога .

В нашем исследовании обозначены вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, под которой нами понимается организация образовательного процесса в системе бакалавриата педагогического направления подготовки, основывающаяся на идее индивидуализации образовательного процесса и предполагающая формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением в ней психолого-педагогических знаний и применением на практике полученных теоретических знаний.

На решение поставленных проблем направлен проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования», в рамках исполнения работ, в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. В рамках данного проекта по разработке и внедрению новых программ подготовки учителей начальных классов была создана принципиально новая модель подготовки учителей начальных классов в формате практического бакалавриата .

В рамках реализации проекта в подготовке студентов - будущих бакалавров педагогики уделено особое внимание организации педагогической практики.

Проблемам организации практики посвящено большое количество исследований, в которых авторы рассматривают различные ее аспекты: практика как средство социализации личности будущего учителя (И.И. Волощенко и др.); педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностного становления (М.Н. Бурмистрова Н.Ю. Бутко, Е.Г. Саливон и др.), практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза (Т.А. Крюкова, С.В. Милицина, В.И. Стенькова, Т.Г. Чешуина и др.), педагогическая практика как составляющая подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (Т.М. Митрофанова, Н.В. Неводниченко и др.), педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций (С.М. Дзидоева и др.), педагогическая практика как средство профессиональной адаптации (О.В.Буданова и др.), формирование опыта профессиональной деятельности будущего учителя в период практики (Е.Н. Мокиенко, М.В. Широкова, А.Н. Саврасова, Х.А. Раджабов, А.Н. Яковлева и др.).

Сегодня в России широко обсуждаются проблемы качества школьного образования, которые напрямую зависят от качества подготовки будущих учителей . Куликова Л.М. в своем исследовании говорит о непрерывной педагогической практике как части учебного процесса в педагогических учебных заведениях, выделяет непрерывную практику как средство овладения не только профессиональными умениями и навыками, но и научными методами преподавания и педагогическим опытом, как средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности .

С целью формирования у будущих бакалавров вышеуказанных трудовых действий, делается особый акцент на разработке программы прохождения учебной практики, в заданиях обязательно учитываются потребности образовательных организаций, с которыми сотрудничает вуз в рамках проведения учебной практики.

В учебном плане прикладного бакалавриата предусмотрено 6 зачетных единиц, отводимых для прохождения практики, которая включает в себя такие виды, как: учебная практика, летняя педагогическая практика, производственная педагогическая практика, научно-исследовательская работа.

  • принцип последовательность предполагает поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
  • принцип преемственности предполагает, что когда освоение нового осуществляется на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах практической подготовки;
  • принцип динамичности, то есть постепенного усложнения задач различных видов практики, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности, которая от курса к курсу становится все ближе к деятельности профессионала;
  • принцип полифункциональности или одновременного выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-развивающей и пр.) и овладения различными профессиональными ролями (организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.).

В 2014-2015 учебном году студенты прикладного бакалавриата обучаются на первом курсе, в соответствии с учебным планом они проходят в течение всего года учебную практику, которая направлена на формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, на освоение ими трудовых действий предусмотренных основной образовательной программой бакалавриата в соответствии с ФГОС, а так же профессиональным стандартом педагога.

Учебная практика проводится как в вузе, так и в образовательной организации с целью изучения опыта решения конкретных профессиональных и производственных задач в соответствии с заданиями практики.

Особенность организованной нами учебной практики в том, что часть практических занятий по некоторым дисциплинам выносятся непосредственно в школу, она проходит параллельно с изучением таких учебных дисциплин, как: «История и теория обучения и воспитания», «Естественнонаучная картина мира», «Экономика», «Социальная психология» и др. Получаемые задания реализуются в течение всей практики, результаты обсуждаются в образовательном процессе на семинарских занятиях в вузе. Учебная практика позволяет соотнести теоретические знания, полученные при изучении дисциплин образовательных модулей и сформировать навыки их практического применения.

В ходе учебной практики студенты осваивают информационно-образовательную среду школы, участвуют в ее формировании, наблюдают за организацией учебного процесса, учатся работать в команде.

Грамотная мотивация первокурсников на установочном тренинге, а также последующие усилия преподавателей по популяризации педагогической деятельности способствовали эффективному внедрению студентов в образовательный процесс начальной школы: они быстро нашли контакт со школьниками, освоились в школе, ознакомились с документацией школы и учителя и проводили воспитательные мероприятия с обучающимися.

Достижение студентами образовательных результатов диагностировалось с помощью проведенного квеста, на одной из станций которого им было необходимо их продемонстрировать при решении проблемных педагогических ситуаций, а также смоделировать некоторые ситуации, с которыми студенты встретились в процессе прохождения практики в школе.

Таким образом, учебная практика на первом курсе является звеном в непрерывной педагогической практике - в ее ходе осуществляется непрерывность в организации образовательного процесса в ВУЗе и практической деятельности студентов в образовательной организации.

Вопросы организации педагогической практики студентов в условиях бакалавриата рассматриваются нами с позиции взаимосвязи и взаимодействия теории и практики в процессе обучения. Для понимания особенностей соотношения теоретического обучения и педагогической практики в подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Психолого-педагогическое образование» («Учитель начальных классов») был проведен анализ ФГОС ВО, учебного плана по данному профилю который показал, что по сравнению с прошлым учебным годом 2013-2014 гг. в отношении учебной практики количество зачетных единиц составляло 3 з.е., а в учебном плане 2014- 2015г это число увеличилось в два раза, что составило 6 з.е. при том, что общий объем зачетных единиц предусмотренных по учебным дисциплинам по сравнению с прошлым годом уменьшились с 57 з.е до 55 з.е.

Как отмечает Н.Н. Калацкая, практика будущих педагогов выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую .

Адаптационная функция проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами, условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательных организаций и организаций психологической помощи, но и с основными направлениями, содержанием, формами и способами работы практических психологов, работающих в данных организациях.

Обучающая функция состоит в том, что полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т.е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных профессиональных компетенций, формирование профессионального сознания. Обучение и профессиональное воспитание осуществляется во время практики во всех видах деятельности.

Воспитывающая функция практики состоит в том, что у будущего выпускника формируются профессиональные качества личности: социальная чувствительность, навыки воздействия на других людей, способность работы над собой и т.д. Начиная работать относительно самостоятельно, студенты понимают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.

В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практиках формируются и развиваются проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование), конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств), организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых) умения студента-практиканта; вырабатываются коммуникативные умения, позволяющие устанавливать контакт с клиентами, взаимодействовать. В ходе практики студент развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт, осуществлять самоанализ собственной личности, деятельности и общения.

Диагностическая функция практик является одной и важнейших. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего учителя начальных классов, его сильные и слабые стороны.

Учебная практика бакалавров педагогики является частью их профессиональной подготовки и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих учителей начальных классов, призвана дать студентам возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес в научно-исследовательской сфере. Эта практика имеет вводно-ознакомительный характер и нацелена на первичное погружение в педагогическую деятельность.

В своих рефлексивных отчетах о прохождении учебной практики некоторые студенты высказывались о том, что были не готовы к взаимодействию с детьми сразу, на первом курсе не ожидали этого, но в ходе практики сделали для себя вывод, что им удалось справиться с волнением, и все задачи практики были выполнены. Некоторые студенты выразили удивление большим количеством документации, которая существует в школе и которую надо заполнять педагогу.

В рефлексивных отчетах прослеживается то, как студенты изменяли свое отношение к практике с первого дня до ее завершения, многие, заполняя дневники практики в первые дни, писали о том, что практика на первом курсе - слишком ранее событие для них, но по завершению первого этапа приходили к выводу, что для них такой способ проведения практики был полезен и эффективен.

Около 20% студентов отметили, что формулировки трудовых действий, которыми им предстоит овладеть в ходе практики, оказались им не совсем понятными, например: Д.2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования; Д.20. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Практиканты отмечали, что, как в начале практики, так и по ее завершению, им было непросто определить у себя уровни сформированности вышеуказанных образовательных результатов.

Однако, имели место и первокурсники, которые не затруднились с самооценкой, пояснив, что заданные образовательные результаты, на их взгляд, на первом курсе не могут быть сформированы выше репродуктивного уровня и ставят перед собой целью на втором курсе достичь продуктивного, а впоследствии и конструктивного уровней.

Таким образом, в контексте непрерывной педагогической практики, роль учебной практики заключается в погружении студентов в реальный образовательный процесс в школе. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, требующей от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.

Рецензенты:

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Газизова Т.В., Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Колесникова Т.А., Коршунова В.В. РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ(НА ПРИМЕРЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20028 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Выходные данные сборника:

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Вильданова Алия Рустамовна

зав. педагогической практикой ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж», г. Лениногорск

В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. В решении данной проблемы огромную роль играют учителя, от которых зависит подготовка образованных, воспитанных выпускников, которые будут развивать, дополнять и преумножать основы, заложенные учителем, какую бы профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя является одной из приоритетных задач системы педагогического профессионального образования .

В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт.К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» . Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего педагога: ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях.

Во время прохождения педагогической практики студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Именно в процессе деятельной и долго­временной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Основная цель педагогической практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции. Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профес­сиональные стороны, помогая компенсировать слабые. Обеспечение личностно-ориентированного, комплексного, усложняющегося, непрерывного и творческого характера подготовки каждого студента с разным уровнем сформированности профессиональных умений и навыков отразится на повышении качества профессиональной подготовки студентов .

Длительный и непрерывной характер практики в Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже обеспечивает основу для формирования профессиональных педагогических умений и навыков у будущих педагогов. Для успешного проведения всех видов практик в колледже имеется соответствующее методическое обеспечение: методические кабинеты, музыкальный кабинет, библиотека и т. д. Руководство практическим обучением ведется преподавателями колледжа, музыкальными руководителями и учителями музыки, изобразительного искусства и черчения, которые осуществляют выполнение программы с учетом повышения эффективности подготовки будущих педагогов. Ежегодно идет подбор соответствующих баз для прохождения педагогической практики.

Педагогическая практика проводится в определенной системе. В нее входят: психолого-педагогическая практика по воспитательной работе, внеклассная практика, летняя практика, практика пробных уроков и занятий, преддипломная практика.

Педагогическая практика по воспитательной и внеклассной работе является важным звеном в подготовке будущих педагогов к воспитанию детей. В период прохождения практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, а также организовывают кружки по своей специальности. Внеурочно-воспитательная работа включает в себя овладение будущего учителя методикой воспитательной работы во всем ее многообразии, сложности и обучение студентов психолого-педагогическому наблюдению, анализу. Основной задачей же внеклассной работы является формирование практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Этот вид практики развивает у студентов организаторские, коммуникативные, перцептивные и экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные уроки и занятия.

Летняя практика проводится в пришкольных, загородных и городских оздоровительных лагерях в разных районах и городах республик Татарстан и Башкортостан. Этот первый самостоятельный вид практики, и он требует от студентов активности, творчества, организационно-педагогических навыков работы в условиях летнего труда и отдыха.

В целях усиления практической направленности летняя практика студентов III х курсов начинается с предварительного обучения - практикума по подготовке к летней практике, где рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности детей, ведение и оформление отчетной документации, психолого-педагогического практикума, а также инструктивные материалы по охране труда в работе с детьми и т. д. Практикум ведется в форме тренингов, деловых игр, моделирования проблемных ситуаций. Отправляясь в лагерь, студенты имеют богатый материал для работы: папки с разработками игр, сценарии, образцы дневников и инструктивной документации и т. д.

Хорошая подготовка дает эффективные результаты по итогам практики, отражающиеся в благодарственных письмах, грамотах и отличных характеристиках на студентов. Показательно, что на протя­жении многих лет наши студенты принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в лагерной смене внутри и между другими лагерями, доказывая свое профессиональное мастерство.

Практика пробных уроков и занятий является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, она направлена на развитие высокого уровня овладения педагогической деятель­ностью. Проводя пробные уроки и занятия, студенты учатся творческому применению на практике полученных знаний за все годы обучения, развивают навыки исследовательской деятельности и методологическую культуру.

Преддипломная практиказавершает цикл всех видов педагоги­ческой практики и дает возможность студентам аккумулировать все полученные знания, навыки и умения в педагогической деятельности. Студенты распределятся в школы г. Лениногорска, республик Татарстан и Башкортостан, Самарской области по месту их будущей работы. Такое обширное поле деятельности наших студентов на широком географическом пространстве позволяет убедиться в важности нашей кропотливой работы со студентами. Студенты отмечают большое значение преддипломной практики в обогащении педагогического опыта, ее влияние на становление личности студента как будущего специалиста-профессионала.

В нашем колледже стало традицией проведение научно-практических конференций по итогам всех видов педагогической практики. Конференция является не только формой подведения итогов работы по тому или иному виду практики, но и способствует профессиональному росту путем обобщения своего опыта и опыта других практикантов. В ходе конференции студенты приобретают навык публичного выступления, учатся интегрировать теоретический и практический материал. Сообщения студентов сочетаются с рекомендациями педагогов по тому или иному вопросу. Подводя итоги летней и преддипломной практики, традиционно практиканты зачитывают выдержки из характеристик, демонстрируют лучшие дневники, что стимулирует студентов к дальнейшим успехам в педагогической деятельности. Рассказывая о прохождении практики, они используют видеоматериалы, презентации, методическую копилку, показывают номера художественной самодеятельности. На всех конференциях присутствуют студенты младших курсов, что помогает воспитанию у них интереса и любви к будущей профессии.

Таким образом, педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность. Перед преподавателями и студентами стоит задача максимального использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций

Шиндиной Виктории

студентка ГБОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа,1 курс

Научный руководитель – Сухенко А. А., преподаватель педагогических дисциплин

В современной системе образования компетенциям педагога отводится важная роль. Теория компетенций была разработана американскими психологами как ответ на вопросы: почему сотрудники, имеющие престижные дипломы, шикарный послужной список, прошедшие отборочные тесты на уровень, зачастую так неэффективно выполняют свою работу? На основе чего можно спрогнозировать эффективное выполнение работы сотрудником?

После многолетних исследований психологи сделали следующий вывод: ни опыт работы, ни дипломы, ни рекомендации коллег на самом деле не могут гарантировать, что сотрудник будет достаточно хорошо выполнять ту или иную работу. Оказалось, что возможность наиболее точно спрогнозировать качество выполнения работы сотрудником, дают его компетенции. Так что же такое компетенция?

Компетенция, по данным Википедии - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

В области профессионального образования в процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции.

Общими или универсальными называют базовые компетенции широкого спектра использования, то есть, компетенции многофункциональные , надпредметные и междисциплинарные . К ним относят способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования, работать в команде, ставить цели, задачи и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм.

По мнению Лебедева О . Е . , Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Профессиональные к омпетенции различаются по профессиональным уровням :

Профессиональные - компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и ценности коллектива. Включают в себя профессиональные и личностные качества, которые должны быть присущи каждому учителю.

Управленческие - компетенции, применяемые в отношении руководящих должностей всех уровней управления. Включают в себя способности и личностные качества, составляющие совокупность умений и навыков, необходимых учителю для успешного достижения высоких достижений профессионального уровня.

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят способность:

  • самостоятельно учиться;
  • оценивать ситуацию и свои возможности;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • вырабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации;
  • определять цели и задачи, планировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты своей деятельности;
  • повышать свою квалификацию или «переквалификацию».

Для повышения профессионального уровня существует несколько направлений деятельности:

1. Углубление научных знаний. Научная мысль непрерывно развивается, и учитель независимо от своего стажа чаще всего вынужден самостоятельно осваивать новое содержание обучения, не дожидаясь, корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.

2. Повышение психолого-педагогического уровня. Знание психологии и педагогики, как и основ других наук, составляет содержание учебных предметов.

3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если все студентов закончат учебное заведение с «красным дипломом».

4. Развитие способностей работать в коллективе. Это умение приобретает особое значение. Эффективность учебного процесса зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности профессиональных организаций.

5. Освоение методиками научно-исследовательской деятельности. Новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений.

Формирование профессиональных компетенций может быть осуществлено путем углубления теоретических знаний, увеличения самостоятельности, формирования целеполагания и применения полученных знаний на практике.

Практика по мнению Ожегова – это одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

В процессе обучения осуществляются различные виды практик. В ГБОУ СПО ТСПК по стандарту нового поколения, на I курсе обучения было осуществлено проведение учебной и профессиональной практики по профессиональному модулю «Организация внеурочной деятельности младших школьников».

Организация учебной и производственной практики направлена на:

  • выполнение федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;
  • непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

В процессе осуществления практики решались следующие задачи:

  1. Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями, позволяющими решать задачи организации внеурочной деятельности и общения младших школьников.
  2. Становление целостных представлений студента о своеобразии внеучебной деятельности и общения младших школьников в условиях образовательного учреждения.
  3. Развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности в условиях учебной и производственной (по профилю специальности) практики.

С целью овладения профессиональной деятельностью и профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен был сформировать практический опыт и сформировать профессиональные умения.

Практический опыт состоит:

  • в анализе планов и организации внеурочной работы в научно- познавательной деятельности;
  • в определении целей и задач, планировании, проведении внеурочной работы в избранной области деятельности;
  • в наблюдении, анализе и самоанализе внеурочных мероприятий и занятий, обсуждении отдельных мероприятий и занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями;
  • в разработке предложений по их совершенствованию и коррекции наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
  • в ведении документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы по научно-познавательной деятельности.

Профессиональные умения заключаются в способности:

  • находить методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
  • использовать методическую литературу, необходимую для подготовки и проведения внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
  • определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
  • составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
  • подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
  • использовать различные методы и приемы обучения;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
  • выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
  • анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности.

Основные проблемы прохождения практики заключались в заполнении дневника (15%), составлении конспектов (12%) и написании отчётов (23%), так как это для студентов являлось новым видом деятельности. 11% студентов отмечают недостаточность знаний, точнее компетентностей перед началом практики. У остальных 39% студентов практика не вызвала затруднений. Эффективность и успешность, заключались в качественной организации и чуткому сопровождению каждого студента своим руководителем.

В результате прохождения практики студенты овладели методом наблюдения, некоторыми приёмами и средствами проведения занятий, навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

К концу практики большинству студентов удается решить текущие проблемы, и по данным опроса практика в школе закрепляет у 94% студентов интерес к профессии.

Представленный в данной статье краткий обзор формирования профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о необходимости активизировать работу в осуществлении учебной и производственной практики, особенно в поиске эффективных способов ее реализации.