Восемь предложений о василисе кожиной. Старт в науке. Дореволюционные учебники о Василисе

В истории России было множество героев, подробности жизни которых практически неизвестны. Это правило распространятся не только на далекие былинные времена, но и на совсем недавнюю эпоху. Василиса Кожина, биография которой представляет собой как раз пример такого «белого пятна», принадлежит к этому славному ряду.

Народные герои 1812 года

Года подарила миру большое число героических имен. Связано это с тем, что кровопролитие впервые за очень долгое время прошлось непосредственно по территории России. Ее защищала не только регулярная армия, но и народное ополчение. Так или иначе, но от войны 1812 года потомкам осталось два знаменитых женских имени. Это и Василиса Кожина, биография которой практически неизвестна.

При этом первая из них служила в кавалерии, благодаря чему о ней осталось много документальных свидетельств. Кожина же по происхождению была крестьянкой, что, конечно, не могло не повлиять на ее образ. Например, в СССР народ знал ее только по небольшой сноске в Большой советской энциклопедии.

Личность Василисы Кожиной

Краткая биография Василисы Кожиной содержит следующие факты. Она была уроженкой Сычевского уезда в Смоленской губернии. Крестьянка являлась старостихой (супругой старосты) местного хутора под названием Горшков. Ее быт, собственно, и определил скудность источников о ранней мирной жизни. Даже в точности неизвестно, когда же родилась народная героиня Кожина (приблизительно в 1780-м).

Смоленская губерния оказалась на пути Наполеона, шедшего в Москву. Французская армия сожгла множество деревень. Она использовала тактику выжженной земли. За линией фронта оказалось множество поселений. Жители этого региона в основном шли в партизаны, чтобы сражаться с агрессорами. Была среди этих добровольцев и Василиса Кожина. Биография старостихи содержит много белых пятен, но сведения об ее активной роли в организации местного ополчения все же имеются.

Партизанский отряд Кожиной

Отряд Кожиной состоял в основном из женщин и подростков. Мужчины, населявшие деревни, еще до того ушли в армию. После того как французы оккупировали западные губернии, прежняя государственная власть здесь стала несостоятельной. Некому было организовать партизан. Занимались этим люди не уполномоченные, а самые обычные - жители местечек и хуторов. Была среди этих лидеров и Василиса Кожина. Биография крестьянки до этого ничем примечательным не отличалась. Однако по природе старостиха обладала бойким и упрямым характером. Эти качества и помогли ей собрать людей.

Однако просто сгруппироваться для партизанского отряда было недостаточно. Люди нуждались в оружии. Обычно в его качестве выступали косы, топоры, вилы - инструменты обычного сельского инвентаря. Активная фаза действий отряда Кожиной началась вместе с отступлением французов из Москвы.

Наполеон «пересидел» в столице и невольно отдал стратегическую инициативу в руки русских. Вскоре «Великая армия» отправилась в спешное путешествие домой. Обратный путь пролегал через разоренную уроженкой которой была Василиса Кожина. Биография, дети, прежние отношения - все эти обстоятельства из мирной жизни потеряли свое значение. Теперь женщине пришлось стать суровой и беспощадной.

Ловушки для французов

Французы в отступлении потеряли свою знаменитую дисциплину. Войско начало страдать от эпидемий, голода и холодов. Российский суровый зимний климат больно ударил по чужакам, перешедшим границу империи летом в тонких шинелях. Кроме того, солдатам пришлось возвращаться по дорогам, которые они сами разорили за несколько месяцев до того.

Часто страдавшие от недоедания французские отряды отделялись от основной армии и отправлялись в глубинку, чтобы найти пропитание. Они надеялись найти в оставленных крестьянских хозяйствах хоть какую-нибудь еду. Вместо этого интервентов в селах ждали сплоченные группы партизан. Одной из самых больших таких ватаг руководила Василиса Кожина. Биография, память народа о героине - все эти вопросы исследователи начали изучать гораздо позже. Тогда же о ней едва ли кто-то знал.

Отношение к крестьянскому партизанскому движению

Очень быстро во французской армии разошлись слухи о предводительнице партизанского отряда, беспощадно расправляющейся с оккупантами. Именно поэтому вокруг личности Кожиной так много легенд и так мало фактов. После Отечественной войны никто не собирал и не систематизировал данные о крестьянском движении сопротивления французам. Когда историки следующих поколений спохватились, было уже поздно.

Отчасти этим фактом и объясняется та скупость, с которой о Кожиной отзывались в советских учебниках. Для СССР с его опытом Великой отечественной войны замалчивать народные подвиги в среде обычных жителей страны было не принято.

В России начала XIX века царствовал крепостной строй. На нем зиждились богатство и блеск аристократии с ее балами и зваными вечерами. К крестьянам относились как к людям второго сорта, поэтому никому и в голову не пришло подчеркивать подвиги обычных сельских жителей. Когда война закончилась, героически сражавшиеся партизаны вернулись в барские поместья и продолжили свой рабский труд.

Месть за мужа

Из всех народных образов войны 1812 года больше всего стала известна именно Василиса Кожина. Биография, семья и другие факты ее жизни почти не известны. Исследователи очертили возраст женщины в промежутке от 30 до 40 лет. У Василисы был муж, который работал поселения. Когда началась французская интервенция, его убили.

Видимо, именно из-за чувства мести Кожина вступила на тропу беспощадной войны с непрошеными гостями. Случилось это, когда французы уже отступали на родину. В первые месяцы сопротивление им было довольно пассивным. Крепостные в основном прятались в лесах и сжигали свои хозяйства, чтобы они не достались врагу.

Активное сопротивление

Французы и их союзники поначалу также не расправлялись с бедняками. Они только отбирали еду или фураж для лошадей. Однако когда Наполеон стал терпеть поражения, атмосфера в его армии заметно накалилась. Солдаты были озлоблены из-за проигранных сражений, неудобств, отвратительного климата и плохой организации кампании. Их ярость вымещалась на крестьянах, попадавших под горячую руку.

Росла взаимная ненависть, а вместе с ней и размеры партизанских отрядов, одним из которых руководила Василиса Кожина. Биография, киновоплощения в современных сериалах и многие другие интересные факты, связанные со старостихой, теперь интересуют многих граждан нашей страны. Однако в 1812 году она была лишь простой русской женщиной. И даже после войны, еще при жизни, она не была так известна, как сейчас. Именно время сделало из Кожиной народную героиню и персонажа фольклора.

Заметка в «Сыне Отечества»

Сначала Кожина только организовывала засады на дорогах. Когда русская армия начала продвигаться на запад, Василисе удалось связаться со штабом. Она начала брать французов в плен и передавать их в распоряжение регулярных войск.

Биография Василисы Кожиной была впервые публично упомянута в небольшой заметке журнала «Сын Отечества» в том же 1812 году. Материал назывался «Старостиха». Именно это определение отпечаталось в народной памяти. Оно стало синонимом образа Кожиной.

В заметке рассказывался случай о попадании небольшого французского отряда в плен партизанам. Чужаков собрались вести в соседний город, чтобы передать русской армии. Главным конвоиром была Кожина. Один из французов был раздражен тем, что женщина, да еще и крестьянка пытается им руководить. Он отказался выполнять приказ старостихи. Тогда Кожина ударила ослушника косой по голове, и он мертвым упал ей под ноги.

Два крыла партизанского движения

Сегодня фото и биография Василисы Кожиной есть в каждом российском учебнике истории, посвященном XIX веку. Она стала главой крестьянского партизанского движения, и это при том, что тогда существовало еще одно «официальное» войско партизан, которым руководил не менее известный Денис Давыдов.

Отношения между этими двумя разными формированиями были крайне сложными. Отряды казаков и регулярной армии часто страдали от тех же крестьян. Сельчане могли по ошибке принять своих соотечественников за французов и атаковать их из дорожной засады. Виной тому были шитые на европейский манер военные костюмы. Лидер партизан и казаков даже отказался от мундира. Он переоделся в обычную крестьянскую одежду и отрастил бороду, чтобы ему было проще находить общий язык с сельчанами.

Награды Кожиной и память о ней

После окончания войны лидеров партизанского движения удостоили государственных наград. Специальную комиссию тогда заинтересовала биография Василисы Кожиной. Личная жизнь и подробные факты ее биографии были почти неизвестны. Тем не менее чиновники нашли старостиху и вручили ей медаль, а также денежное пособие.

Такие единичные награды не могли обрадовать крестьян. В конце войны среди них стали популярными слухи о том, что царь Александр I скоро отменит крепостное право. Для долгожданного освобождения нужно было только завершить разгром Наполеона. Однако крепостное право просуществовало еще 50 лет. В молодости Александр Павлович был либералом. Он хотел провести реформы, но испугался сопротивления дворянства.

Василиса Кожина же с наступлением мира вернулась в родную губернию. Она умерла в 1840 году в возрасте приблизительно 60 лет. В XIX веке ей было посвящено несколько лубков, ставших популярными произведениями искусства. Сегодня именем Кожиной названы улицы городов и железнодорожные станции.

Об этой женщине известно крайне мало. Недостаточно для того чтобы считать её народной героиней. Представление о Василисе Кожиной как «русской Жанне д’Арк», которое прочно закрепилось в литературе и кинематографе, не имеет под собой реальных оснований. Некоторые и вовсе полагают, что это собирательный образ, созданный исключительно для того, чтобы поднять страну на борьбу с захватчиками и усилить патриотические чувства населения. Но обо всём по порядку.

Точная дата рождения Василисы Кожиной не установлена. На русских пропагандистских лубках времён наполеоновского вторжения она фигурирует как пожилая женщина. Однако если верить прижизненному портрету народной героини, написанному в 1813 году художником Александром Смирновым, то Василиса Кожина была значительно моложе. Это изображение рассматривается в качестве более достоверного источника информации об её возрасте. В настоящее время считается, что к моменту начала войны Кожиной было от 30 до 40 лет. Поэтому в качестве ориентировочного года рождения принимается 1780 – й.

Также известно, что она являлась крестьянкой хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии. Василиса была женой сельского старосты. По легенде, его за неповиновение убили французы, после чего она решила бороться против оккупантов. В связи с этим Кожиной приписываются слова: «Не могу больше служить миру, православные! Решила я делать свое дело, а дело мое мстить, пока силы хватит, нашему ненавистнику! Пойду в лес, на дорогу и везде, где встречу француза, буду истреблять его или сама погибну от его руки!» Но никаких документальных подтверждений у этого рассказа нет.

В художественной литературе можно встретить и другой вариант истории о старостихе – её муж был мягким и слабохарактерным человеком, поэтому всеми делами в доме и в деревне занималась она, а после прихода врага Василиса из лидера мирного времени стала боевым командиром. Такой сюжет тоже не имеет ничего общего с историческими реалиями.

Теперь перейдём непосредственно к подвигам Кожиной. Единственным зафиксированным упоминанием об её действиях является заметка «Старостиха Василиса», опубликованная в ноябре 1812 года в журнале «Сын Отечества». Отмечу, что иногда достоверность данной публикации подвергают сомнению, утверждая, что она была написана по заказу кутузовского штаба.

В заметке говорилось: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Данная статья была перепечатана с небольшими изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами». Из этого рассказа видно, что муж старостихи не погиб и даже руководил отправкой захваченных французов в уезд. То есть мстительницей за его смерть она точно не была.

Собственно на этом документальные свидетельства о Василисе Кожиной заканчиваются. Кроме участия в конвоировании пленных, других сообщений о ней нет.

Позже о Кожиной стали писать как об одной из руководительниц крестьянского партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде крупный отряд из женщин и подростков, действовавший по всем правилам военного искусства на коммуникациях Великой армии и уничтожавший вражеских фуражиров, а также небольшие части противника. Утверждалось, что она в одиночку заживо сожгла в избе 18 французов. За многочисленные заслуги героиню якобы наградил серебряной медалью «За храбрость» фельдмаршал Кутузов, а про её подвиги докладывали лично императору Александру I, который пожаловал Кожиной 500 рублей. Данные мифы были растиражированы во время празднования столетнего юбилея победы над Наполеоном в 1912 году. Затем они закрепились и прочно вошли в учебники и монографии.

В ходе войны с Наполеоном русской пропагандой активно тиражировался и другой образ, связанный с Кожиной, – юной девушки, её незамужней дочери, которую изображали с рогатиной в руках, повергающей на землю французского офицера. Именно в таком виде она представлена на рисунке Емельяна Корнеева «Русская героиня-девица – дочь старостихи Василисы». Историк Елена Вишленкова в своей книге «Визуальное народоведение империи, или „Увидеть русского дано не каждому“» писала, что это «персонаж, рождающий у элитарных зрителей ассоциации с "амазонками" французских революционных карикатур, а у остальных – воспоминания о былинной Василисе Микулишне».

Разумеется, никаких подтверждённых историческими источниками доказательств существования данной героини нет. Это всего лишь очередной патриотический миф, который использовался с целью показать торжество народного духа над зарвавшимся врагом. Даже о самой Кожиной имеются лишь отрывочные сведения, а об её детях, даже если таковые и были, неизвестно вообще ничего.

Пленение или убийство крестьянами наполеоновских солдат не являлись редкостью. Зачастую расправлялись даже с безоружными французами и в этом нередко принимали участие женщины. Историк Николай Фирсов в 1875 году в журнале «Русская старина» писал: «Банды крестьян, вооружённые топорами, вилами, ножами, охотничьими ружьями и, вообще, чем ни попало, выслеживали замерзающих французов, захватывали их и приводили в свои селения. Причём не боявшиеся Бога не только убивали, но и бесчеловечно мучили своих пленных. Даже баб и ребятишек охватывал прилив необузданной ненависти, и они жестоко издевались над несчастными, отданными им на потеху. Порою женщины проявляли какую-то особенную кровожадность. "Бывало, рассказывал впоследствии один старик-крестьянин, - наткнёмся мы, парни, на одного, возьмём и приведём в деревню. Так бабы купят его у нас пятак, сами хотят убить. Одна пырнёт ножом, другая колотит кочергой, опять другая тычет веретеном"».

Для понимания данного явления важен следующий факт – крестьяне не были сознательными верноподданными и активными патриотами в современном понимании этих терминов. Они безразлично относились к военно – политическим перипетиям противостояния Александра I и Наполеона. Для них столкновение интересов двух стран до поры до времени оставалось исключительно войной между господами.

Крестьянин, хотя бы и крепостной, это носитель консервативных ценностей. Главное для него – семья, дом, имущество. Поэтому когда на пороге избы появляются говорящие на непонятном языке вооружённые иноземцы, посягающие на самое святое, они тут же превращаются в «басурман», «антихристов» и «супостатов», которые сунулись «со своим уставом в чужой монастырь». И их убивали. Часто по – тихому, чтобы не навлечь карателей на деревню. Тела скрывали – закапывали в землю, топили или прятали в лесу.

Историческая Василиса Кожина тоже не была в полной мере радетельницей «за Государя и Отечество». Как и другие крестьяне, боровшиеся с наполеоновским вторжением, она воспринимала французов в первую очередь как чужаков, нарушивших складывавшийся веками традиционный уклад жизни. Российская историография XIX – начала XX веков недаром чётко разделяла действия армейских партизан и сельских отрядов самообороны, не сопоставляя эти понятия. В глазах крестьян борьба с французами являлась не войной за государственный суверенитет, а только лишь защитой своего дома и хозяйства.

Но остаётся непонятной причина героизации Кожиной, которая никак не проявила себя в боевых действиях. На этот вопрос хороший ответ дал сычёвский краевед Владимир Каплинский в своей статье «Василисина правда», опубликованной в №3 научно – популярного исторического журнала «Край Смоленский» за 2012 год. Он писал: «Почему же именно Василиса привлекла к себе внимание? В чём её подвиг? А подвиг её не в ратных делах, а в том, что женщина «ввязалась» в неженское дело – в войну. В XVIII – начале XIX века женщина в русской армии – нонсенс и даже позор для армии, государства: мужчины воевать не могут, так женщин стали брать. Известны лишь исключительно единичные случаи службы женщины в армии (Надежда Дурова) и то под видом мужчины. А тут женщина-крестьянка и гонит пленных французов. Ну, как не обратить на такой факт внимание?».

Усилиями историков и литераторов малозначительный эпизод был превращён в патриотический миф. Смоленская крестьянка стала олицетворением героической русской женщины и символом общенародного сопротивления иноземным захватчикам. Её образ, закрепившийся в массовом сознании, приобрёл былинные черты, которые имеют мало общего с настоящей старостихой Василисой.

ВИДЕНСКАЯ Анна Валентиновна «Василиса Кожина». 2012 г.
Холст, масло. 270 х 180 см.


Василиса Кожина - героиня Отечественной войны 1812 года. По происхождению - крестьянка, жившая в хуторе Горшкове Сычевского уезда Смоленской губернии.

В 1812 году в журнале «Сын Отечества» появилась заметка «Старостиха Василиса»: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!“»

Позже о Василисе Кожиной писали как о деятельнице партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Во время отступления армии Бонапарта, отряд Василисы Кожиной близ Смоленска взял в плен большое количество французов. За храбрость и содействие в ведении боевых действий против сил Наполеона крестьянка Кожина была удостоена медали и денежной премии, что было уникальным явлением того времени.

ЛЬВОВ И.М. «Воспоминание 1812 г. Старостиха Василиса». Почтовая карточка. Издательство Е.И. Селина, Москва.



В юности она была настоящей русской красавицей: брови соболиные, очи соколиные, русая коса до пояса. При этом высокого — богатырского — роста, статная, видная и необычайно сильная: в крестьянской работе не знала ни отдыха, ни усталости. Такая могла и коня на скаку остановить, и в горящую избу без страха шагнуть. А вошла в историю как легендарная воительница, глава крестьянского партизанского отряда. Великое народное горе вложило оружие в женские руки, придав им силу, дотоле невиданную.

Замужем за старостой

Точная дата и место рождения Василисы Кожиной неизвестны. Однако большинство историков сходится во мнении, что она жила в одной из деревень Сычёвского уезда Смоленской губернии и на момент войны с Наполеоном ей было около 35 лет. Василиса была замужем за сельским старостой и имела пятерых детей. Её муж Максим Петрович Кожин был человеком тихим и смиренным, спиртного в рот никогда не брал, и был много уважаем односельчанами за свое незлобие и доброе сердце. Рассудительная Василиса, которую почтительно называли умной головушкой, помогала мужу править его хлопотливую и ответственную должность. Она глубоко уважала своего супруга и никогда над ним не превозносилась, искренне почитая главой и своей семьи, и всего села.

Молодая старостиха не любила праздных разговоров и резко пресекала уличные сплетни и пересуды. Благодушно сносила ворчание свекрови и целый день напролёт хлопотала по хозяйству: коровы, козы, куры — всё требовало её постоянного пригляда да присмотра.

Черные дни

Наступило лето 1812 года. И в одночасье светлые будни превратились в черные дни: грянула война. Словно дикие варвары «просвещенные европейцы» разбойничали на русской земле: врываясь в города и сёла, отбирали и увозили хлеб и скот, убивали непокорных жителей, сжигали дома и целые деревни, оскверняли храмы Божии, оставляя после себя дымящийся гарью чёрный след. Нестерпимый бабий вой и детский плач тяжёлой тучей повисли над Россией.

Чёрным вихрем молва о бесчинствах французов пронеслась и по старой смоленской дороге. До смерти напуганные зверствами иноземцев, крестьяне считали их чудовищами о семи головах. «Пришел нам конец, православные, — стенали они, — нечистой силы видимо-невидимо прет на Москву. Все подчистую разоряют, души христианские губят. Наступило антихристово царство!»

В середине августа, в разгар полевых работ разразилась гроза: большой отряд фуражиров саранчой налетел на Сычёвский уезд. Староста Максим Кожин был убит, а село разграблено. Когда односельчане совершенно растерялись и опустили руки, вперёд решительно выступила вдова старосты. Удивительная женщина, она смогла переплавить личное горе в мужественное заступничество за односельчан. «Чего нам бояться? Семи смертям не бывать, а одной не миновать. Ограбили — еёе не разорили. Остался у нас и хлеб, и скот. Надо за ум браться: как горю подсобить. С нами Бог! Не дадим проклятым нехристям поганить землю русскую!» На сельском сходе было решено отправить женщин, детей, стариков и оставшуюся скотину в лес. Со слезами расставалась Василиса со своими малыми детками и престарелыми родителями: Бог знает, суждено ли снова свидеться?

Мышеловка

Старостиха предложила хитроумный план, как отомстить французам: «Не я говорю — горе наше говорит. Ничего, ужо они у нас попляшут!» Закипела работа: собрали все вилы, топоры и косы, сгребли сено и наварили побольше хмельного пива.

Когда деревня опустела, Василиса поставила часового на церковную колокольню, а сама заняла наблюдательную позицию на высоком густом дереве. На несколько часов воцарилась мёртвая тишина — ни собачьего лая, ни петушиного крика… И вдруг — грянул набат!..

Первое, что увидели французы, войдя в село, была молодая красивая женщина, которая с поклоном вынесла на расшитом рушнике свежий каравай. А вслед за тем отворилась дверь в самую большую избу, где накрытый стол ломился от аппетитных деревенских яств, а пиво лилось рекой. Опешившие поначалу французы быстро сообразили, что это, должно быть, русские мужики радуются свободе от помещиков, которую им даровал император Наполеон. До поздней ночи гуляли басурмане: так плясали, что иконы со стен падали. А когда все захмелели и уснули, Василиса приказала запереть все двери и окна, обложить дом соломой и пустить «красного петуха». Как глупых мышей, поймала она в западню восемнадцать французов. Ни один живым не ушел, никто расплаты не избежал.

Война народная

Объезжая верхом окрестные деревни, молодая предводительница стала открыто призывать народ к партизанской войне. Повсеместно крестьяне начали преследовать французов, и как только у тех ослабевала бдительность, рубили солдат и крушили обозы, лишая неприятеля продовольственных запасов. Они нападали неожиданно в тыл, делали засады на дорогах, рубили и жгли лес у них на пути, загоняли противника в болота и топили целыми отрядами. Сначала у мужиков были только топоры, косы да самодельные охряпники и ошарашники, а потом появились ружья, сабли и пики, добытые у французов. Многочисленные вылазки очень скоро приняли размах народной войны. Партизанские отряды возглавляли, в основном, простые крестьяне, но и офицеры царской армии не остались в стороне. Знаменитому гусару Денису Давыдову пришлось даже отпустить бороду и надеть мужицкий армяк, чтобы партизаны приняли за своего.

Василиса Кожина стрелять не умела и саблей не владела, а вот своими привычными деревенскими вилами наносила удары такой страшной силы и точности, что приводила врагов в мистический ужас. Летучий отряд Василисы нападал на ненасытных фуражиров и алчных мародеров, прозванных в народе мироедами. Женская хитрость и храбрость сделали свое дело: партизанский отряд Кожиной быстро разрастался — сначала было восемь человек, а вскоре уже тридцать. И в одном только Сычёвском уезде убитыми и пленными французы потеряли более четырех тысяч человек.

Чтобы было сподручней следить за неприятелем, старостиха Василиса обрезала свои косы и переоделась во французский мундир. Она совершала бесстрашные вылазки в самую гущу врагов и собирала данные о расположении и численности французских войск. Говорят, что именно по её наводке в разгар бородинского сражения казаки внезапно напали на арьергард неприятеля и на время оттянули на себя его силы, дав возможность передовым русским отрядам подкрепиться резервом.

На милость образца нет

Холодной промозглой осенью разграбившие Москву французы стали отступать. Отрезанный от дороги на Калугу, Наполеон был вынужден возвращаться по опустошенной старой смоленской дороге, где невозможно было ни добыть провизию, ни найти укрытие от непогоды — всё было сожжено. И еще недавно грозная и бравая, его армия в одночасье стала жалкой и трусливой. А гордые французские шевалье, побираясь по русским деревням, превратились в ободранную шваль.

Деморализованные французы стали толпами сдаваться в плен, и большие партии поверженного неприятеля препровождались партизанами вглубь России. Видя моральное поражение врагов, отряд Василисы Кожиной прекратил их уничтожение и стал брать в плен. Сама храбрая воительница несколько раз в одиночку конвоировала пленных, имея в руках только свои страшные вилы. Один француз посмел было воспротивиться её власти, но тотчас же был заколот недрогнувшей женской рукой. Однажды когда Василиса одна вела под конвоем двести человек, ей повстречался знаменитый казачий атаман Матвей Иванович Платов, изумившийся тому, как беспрекословно подчинялись женщине пленные французы. Похвалив её за смелость, он подарил серебряный червонец «на платок». Василиса возразила, что платок ей теперь ни к чему, а вот малым ребятам на гостинец она, пожалуй, возьмёт. Ныло, ныло материнское сердце о детях, да только некому было излить свою тоску.

В другой раз на этапе один из пленных французов упал от изнеможения. Дрогнуло сердце суровой воительницы, пожалела она голодного и обессилившего человека: пленённый — уже не враг. Склонилась над умирающим и влила ему в рот несколько капель водки из своей фляжки, а на ближайшей станции велела отогреть и накормить, отдав все деньги, подаренные Платовым.

Поклон от Кутузова

Однажды на дороге к Смоленску Василиса неожиданно наткнулась на французский дозор и попала в плен. Переодетую в мужское платье женщину допрашивали с пристрастием, как шпионку, но ничего не добившись, приговорили к повешению. Ночью в подвале, где содержались еще семеро русских пленных, бесстрашная Василиса составила дерзкий план побега. Когда пожилой француз передавал пленным еду, его оглушили, оттащили от двери, выбрались из подвала, схватили по березовому полену для обороны и бросились врассыпную. В ту же ночь все восемь человек благополучно пробились к своим, а на следующий день русские войска начали штурм Смоленска.

Так с армией Кутузова Василиса дошла до самого Вильно, где её свалила тяжелейшая простуда. Пролежав несколько недель в лазарете, она, наконец, вернулась домой, где родные уже не чаяли ее увидеть. Особенно были рады дети, не видевшие мать более полугода. Слава Богу, все были живы и здоровы. Вернувшиеся из леса односельчане стали быстро налаживать хозяйство, и скоро жизнь пошла по-прежнему.

Прошёл год. И вот однажды в Сычёвке появился иностранец, который на ломаном русском языке стал описывать приметы Василисы Кожиной. Это был тот самый пленный француз, которого она спасла от смерти. Он вручил ей кошелек с деньгами как благодарность из Парижа от своей молодой жены и маленького сына. А еще через несколько дней старостихе поступило предписание явиться в Москву к самому Кутузову. Не без робости вошла смелая женщина в кабинет главнокомандующего, а тот, вручая народной героине медаль и пятьсот рублей серебром, низко поклонился ей как самой России-матушке.

Былинная Василиса

Имя Василисы Кожиной овеяно легендами и преданиями, и подчас трудно разобраться, что в них — правда, а что — нет. Мало документальных свидетельств, но сильна благодарная народная память.

Страшное это было время — 1812 год. Уже покорённая французским языком, Россия оказалась на грани порабощения французским оружием. И тогда вся огромная страна, как один человек, встала на защиту Родины. Дворяне и крестьяне, генералы и солдаты, мужчины и женщины, — все взяли в руки оружие. И поражённая Европа увидела, как из огня Отечественной войны, словно сказочная птица Феникс, восстала непобедимая былинная Русь. И в сонме русских богатырей духа явилась Василиса Кожина — Василиса Прехрабрая, «принадлежавшая к тем женским натурам, которые в мире составляют большую редкость, появляются раз в столетие и известны в истории как великие героини».

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей истории целая галерея героев. И большинство из них мужчины. А когда по-геройски действует женщина, это всегда привлекает особое внимание. Наверно, в каждой стране есть героические женщины, которые сыграли важную роль в отдельном историческом эпизоде, и возможно стали спасительницей нации. Во Франции такой женщиной являлась Жанна д"Арк. В истории нашей страны были женщины-герои. Особенно во времена Великой Отечественной войны. Имена многих у всех на устах. И 19 веке были свои герои. Одна из самых загадочных фигур того периода - крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха Василиса Кожина- героиня Отечественной войны 1812 г.

Посмотрев фильм «Василиса», родилось желание выяснить подробности из жизни этой женщины, сравнить, насколько сюжет фильма отражает историческую действительность. Обратившись к источникам, мы убедились, что информации по Василисе очень мало и она достаточно фрагментарна и противоречива.

Это и определило тему нашего исследования « Миф или реальность:

как Василиса Кожина стала героиней». Сформулировали гипотезу: предполагаем, что подвиг Василисы стал достоянием истории на волне подъема патриотических чувств, связанных с Отечественной войной 1812 г.

Объектом исследования стали все имеющиеся источники, в которых содержалась информация о Василисе и о содержании её подвига, также учебники по истории. Соответственно, предметом исследования является достоверность информации о Василисе и определение периода появления информации о ней как о героине войны с Наполеоном.

Тема определила цель нашей работы: выяснить Василиса Кожина- это в большей степени реальный или вымышленный исторический персонаж и несет ли она сегодня в себе образец для формирования патриотизма.

Для достижения цели мы сформулировали задачи:

    Изучить все имеющиеся в нашем распоряжении источники

    Провести анализ этих источников на предмет их подтверждения героизма Василисы Кожиной

    Изучить учебники истории и выяснить, когда начался процесс создания образа героя Отечественной войны 1812 г. Василисы Кожиной

    Попытаться разобраться с вопросом: актуален ли сегодня героический образ и поступки Василисы

Это определило структуру нашей работы, которая состоит из трех глав. В первой главе мы анализировали источники о Василисе и её подвиге, пытались разобраться, что было реально, а что, возможно, было придумано для усиления образа Василисы.

Во второй главе мы изучили учебники по истории дореволюционной, советской и современной России на предмет того, когда в них появилась информация об изучаемой нами героине. И попытались найти этому объяснение.

В третьей главе мы размышляли о том, насколько сегодня актуален образ Василисы и её геройское поведение. Может ли оно воспитывать чувство патриотизма?

В своей работе мы использовали работы В.А.Лунина, В.Черемухина, А.Зарина, работы советских историков Е.Тарле, Н.Гарнича, данные Большой советской энциклопедии, энциклопедии «Отечественная война 1812 г.», учебники Илловайского, Платонова, Беллярминова, Шестаковой, Федосова, Панкратовой, Данилова и Косулиной, Авксентьева и Данилова. Кроме того, привлекали информацию, размещенную в сети Интернет.

Глава 1. Образ Василисы Кожиной в исторических источниках

    История Василисы.

Впервые имя Василисы Кожиной было упомянуто в журнале «Сын Отечества» №11, вышедшем в 1812 г. Это была анекдотическая история о старостихе Василисе: «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и ее окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый к ногам ее, и она вскричала: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!"». В этой истории не упоминается ни название деревни, о которой идет речь, ни фамилии старосты и его жены. Есть только имя: Василиса. Больше никаких сведений об этой женщине нет. Эта заметка была перепечатана с изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами». Таким образом, мы видим, что упоминания о некой Василисе, которая так бесстрашно вела себя с французскими солдатами и офицерами, упоминается не в официальном документе, а в сборнике анекдотических историй. Поэтому и неизбежно и возникает вопрос: Василиса- реальный исторический персонаж или лубочная фигура, вымышленный образ, обросший придуманными деталями?

Итак, первые сведения о Василисе появились в журнале «Сын Отечества». Это был необычный журнал, который отличался от всех остальных изданий. Его появление определялось историческими событиями, связанными с Отечественной войной 1812 г. Сам император Александр I выделил Гречу(главному редактору) на первые расходы тысячу рублей. Выходить этот журнал начал с октября 1812 года. Он предназначался «для помещения реляций и частных известий из армии, для опровержения вредных толков насчет хода происшествий, для сосредоточения патриотических мнений». Журнал выходил каждый четверг, в нем помещались речи, воззвания, исторические и политические статьи, выписки из иностранных журналов, анекдоты, стихотворения. Журнал имел ярко выраженный патриотический характер. Отечественная война 1812 года спровоцировала необычайный всплеск общественно-политической активности и, возможно, стала одним из тех ключевых событий, которые определили пути развития русского национального самосознания. «Сын Отечества» стал первым выразителем патриотических идей и мнений, он формировал патриотический дух, дух единения русского народа в борьбе с Наполеоном. И появление анекдота подобного содержания о том, как жена местного старосты Василиса взяла в плен французских солдат, вполне объяснима. Вероятно, в этом случае важна была не историческая достоверность, а сама история, которая высмеивала беспомощность французских воинов, которые были пленены вооруженной косой обычной крестьянкой.

Эта история стала обрастать и визуальными подробностями. В 1813 г. в «Теребеневской азбуке» появляется лубок А.Г. Венецианова «Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит» (Приложение 1). Эта азбука выпускалась в первую очередь для детей и несла в себе огромный воспитательный потенциал. В ней продолжалось формирование образа героини Василисы.

Единственное изображение Василисы Кожиной- это портрет художника А.Смирнова «Василиса Кожина», написанный им в 1813 г. и хранящемся в музее-панораме Бородинской битвы. С картины на нас смотрит простая русская женщина. Одета как зажиточная крестьянка: головной убор, бусы и серьги с жемчугами. Дорогая шаль. Руки в кольцах. Спокойное грубоватое лицо. И орден на шали (Приложение 2). На картине проглядывает медаль. Она едва заметна. Разглядеть её достаточно трудно. По слухам, сам Александр I прослышал о Кожиной и самолично наградил ее 500 рублями и серебряной медалью за храбрость. Но эта версия не нашла официального подтверждения. Также не нашла подтверждения и версия о том, что

ее даже познакомили с самим Кутузовым. Согласно легенде, как вспоминал Кутузов, привели к нему «огромного роста женщину, в высоких валяных сапогах, в короткой юбке и полушубке, с вилами в руках. Но, несмотря на воинственный вид, лицо ее было крайне добродушно».

Изучая историю Василисы Кожиной, можно обнаружить больше легенд, чем реальных фактов. Мы выяснили, что в дореволюционной историографии основными источниками по восстановлению истории Василисы и её подвига были исторические анекдоты, а также работы В.А. Лунина «Старостиха Василиса»(1897 г.), Василия Черемухина «Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.» (1912 г.), А.Е.Зарина «Женщины-героини в 1812 г году»(1912).

Надо заметить, что эти произведения достаточно трудно назвать историческими трудами, которые используют архивные материалы и опираются на проверенные факты. Это скорее исторические литературные повести. Тот же В.А. Лунин не являлся историком. Он значится как лубочный писатель, автор историко-литературных очерков, повестей, обработанных сказок.

Познакомившись с содержанием этих произведений, мы нашли множество нестыковок, связанных с жизнью Василисы Кожиной. Во-первых, у Лунина Василиса носит фамилию Туляева. У других авторов фамилия не указывается. Во-вторых, у Лунина Василиса живет в «деревне Пристенки, в верстах полтораста от Москвы, по большому Смоленскому тракту» . У Черемухина и Зарина Василиса была женой старосты Сычевки Смоленской губернии Пореченского уезда. Возникает вопрос: описанные Василисы- это одно и то же лицо, или речь идет о разных людях, или это вымышленный собирательный образ? Мы обратились к энциклопедии «Отечественная война 1812 года» и нашли там информацию о том, что Василиса Кожина-« крестьянка, жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии» . Мы изучили карту Смоленской губернии(приложение 3) . И обнаружили, что в Сычевском уезде имелся хутор Гошково, а вот села Сычевки в Пореченском уезде нет. Село Сычевка была центром уезда Сычевский. Это еще раз подтверждает, что в данные произведения не могут являться источниками достоверной информации о нашей героине.

В советской историографии история Василисы Кожиной также не нашла подробной проработки. Мы предполагаем, что это связано с тем, что отсутствуют достоверные сведения о жизни Василисы Кожиной. Нет точных сведений о дате рождения и дате смерти. В «Большой советской энциклопедии» записано: «гг. рождения и смерти неизвестны» . Предположительно это 1780-1840. Информация о Василисе Кожиной присутствует в монографии советского историка Н.Ф.Гарнича «1812» . Василиса Кожина предстает как умелый и храбрый командир отряда партизан из крестьян. Также в работе «Нашествие Наполеона в Россию» в главе «Малоярославец и начало партизанской войны» академик Е.В.Тарле приводит сведения о действиях отряда под руководством Василисы Кожиной. При этом подчеркивает, что достаточно трудно разобраться: легенда это или вымысел. «О той же Василисе или о кружевнице Прасковье, действовавшей около Духовщины, ходили целые легенды, но трудно выделить в них истину, отделить историю от фантазии».. Надо отметить, что в советский период герои, подобные Василисе Кожиной, находили широкий отклик в трудах историков и учебниках. Но мы не нашли не только больших исследований, но и подробной информации.

В современной исторической науке работ о Василисе Кожиной нет. В 2004 г. была издана «Энциклопедия Отечественной войны 1812 г.», в которой есть краткая информация о Василисе Кожиной, которая практически повторяет информацию Большой советской энциклопедии. Оживил интерес общественности к забытому образу Василисы одноименный фильм, снятый в 2013 г. режиссером Антоном Сиверсом. Созданный актрисой Светланой Ходченковой образ Василисы еще больше далек от исторических реалий. Но художественный фильм и не претендовал на достоверное воспроизведение действительности. Из всей истории Василисы осталось только имя и образ женщины-героини, которая отчаянно сражалась с французскими захватчиками. Вышедший фильм подогрел интерес к образу народной героини. В газете «Аргументы и факты» появляется статья Андрея Сидорчика «Героиня из черни. Минута славы Василисы Кожиной», в которой он пытается ответить на вопрос: почему так мало информации о народных героях Отечественной войны 1812 г. Вот так он объясняет эту причину «Причина этого явления проста — сведений о крестьянском сопротивлении армии Наполеона на самом деле крайне мало потому, что сразу после Отечественной войны никто и не думал заниматься сбором этих данных» .

    Подвиг Василисы.

Далее мы постарались определить основное содержание подвига Василисы Кожиной. В этой информации практически все имеющиеся в нашем распоряжении источники были единодушны. Василиса организовала отряд из крестьян, с которыми нападали на отставшие части обозов, остатки отступавших французских войск. Кроме того, конвоировала пленных французов. Василиса проявляла храбрость, смелость, иногда была крайне жестока. Как пишет тот же Тарле: « лично перебившая вилами и косой немало французских солдат». Содержание анекдотов и лубков также отражают данную информацию. Но некоторые источники отмечают и великодушие Василисы, что делает её героический образ более привлекательным. А.Е.Зарин пишет о том, что, когда французы стали отступать, Василиса смилостивилась к врагу, стала просто сопровождать пленных. А у Черемухина описывается случай о том, как Василиса помогла пленному французу, которому отдала часть денег, пожалованных ей М.И.Платовым за её храбрость.

Таким образом, изучив всю находившуюся в нашем распоряжении информацию о Василисе Кожиной, можно сделать некоторые выводы:

    Информация о Василисе Кожиной отрывочна и полна неточностей;

    Однозначно ответить на вопрос «Василиса- это миф, созданный в условиях войны 1812 г., или реальность?» однозначно нельзя, хотя есть косвенные сведения о существовании Василисы и её подвиге

    Даже в советский период, когда происходило возвеличивание народных героев, информация о Василисе скудная. А это свидетельствует, что историки не нашли достоверные сведения о Василисе Кожиной;

    В большей степени этот образ формировался на основании легенд и историй, которые передавались и пересказывались в тот период времени.

Глава 2. Василиса Кожина на страницах учебников истории

    Дореволюционные учебники о Василисе.

Во второй части своей работы мы постарались выяснить, как и в какой период Василиса Кожина попала на страницы учебников истории и была названа героиней. История, как мы знаем, несет в себе огромный воспитательный заряд. С помощью исторического материала можно заниматься формированием мировоззрения, духовно-нравственных качеств учащихся. Одним из важнейших качеств является патриотизм. Это качество будет актуально во все времена. И материал о героях, которые особенно проявляли себя в военный период нашей истории, помогает решать эту задачу. Вот мы и задались вопросом выяснения того, когда материал о Василисе был включен в учебники истории.

Для выяснения этого вопроса мы познакомились с содержанием учебников истории дореволюционной, советской и современной школы. Это учебники Д.И.Илловайского « Краткие очерки русской истории», С.Ф. Платонова «Учебник русской истории», И.И. Беллярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории», Н.И.Кареева « Учебная книга по Новой истории», Л.Шестакова « История СССР. Краткий курс.4 класс», А.Я.Ефименко « Элементарный учебник по русской истории», И.А.Федосова « История СССР. Учебник для 8 класса», А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс», Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова, А.А. Левандовского, А.Я. Токаревой « История России. 9 класс. Ч.1».

Изучив содержание данных учебников, мы выяснили, что в дореволюционных учебниках, по которым обучались в гимназиях и реальных училищах, информация о Василисе Кожиной отсутствует. Хотя нужно отметить, что приведена информация о партизанском движении в годы Отечественной войны, подчеркивается народный характер войны. Так, в учебнике Платонова сообщается: « Вооружаясь чем попало, они нападали на отдельные французские отряды и истребляли их, жгли французские запасы, громили неприятельские обозы, словом, наносили врагу, какой только могли, вред. При таком возбуждении народа маленькие отряды кавалеристов и казаков, высланные на французов из русской армии, могли с чрезвычайной легкостью и удобством вредить врагу, нападая на него со всех сторон внезапно и украдкой, ведя с ним «партизанскую войну». (Среди партизан особенно были известны Фигнер, Давыдов и Сеславин.) Народ всячески помогал партизанам, укрывал их, доставлял им сведения о движении неприятеля, поддерживал их в боях. Народная и партизанская война страшно вредила французской армии и расстраивала ее». В самом издаваемом учебнике по истории Д.И.Илловайского нет упоминания о Василисе Кожиной и её геройских поступках. Но также подчеркивается героизм простых людей во время войны: «В это критическое время русский народ вполне обнаружил свой высокий патриотический дух. Он мужественно перенес все бедствия, связанные с неприятельским нашествием, и готов был всем пожертвовать для спасения отечества. Дворянство разных губерний вооружило на свой счет до 300 000 ратников; все сословия вместе пожертвовали 100 000 000 рублей на военные издержки; в то же время началась партизанская и народная война..». В учебнике И.И. Беллярминова есть упоминания о других героях- партизанах Отечественной войны, но о Василисе сведений нет: « Изданный еще ранее манифест о составлении народного ополчения в помощь регулярным войскам теперь возымел особенную силу. Во всех губерниях, преимущественно же ближайших к Москве, купцы жертвовали деньги, а дворяне собирали ополчения; отважные офицеры: Фигнер, Давыдов и др. составляли из храбрецов летучие отряды партизан» Мы видим, что упоминаются в первую очередь партизаны дворянского происхождения. Это может найти свое объяснение господствующей в тот период дворянской историографией. А возможно и тем, что достоверные сведения о героических действиях представителей крестьян действительно отсутствовали.

    Советские и современные учебники о народной героине

В советских учебниках информация о Василисе и её отряде находит свое место. Советское государство и историческая наука создавала своих героев. Героев из простого народа. И Василиса соответствовала всем требованиям тогдашних исторических и патриотических стандартов. В первую очередь, в основном учебнике для советской школы для учащихся 8 класса под редакцией А.И. Федосова. Отечественная война 1812 г. изучалась советскими школьниками в 8 классе. Изучение в тот период было линейным, и не повторялось в старшей школе. Так пишет об этом учебник: «Бесчинство неприятеля, пожар Москвы вызвали гнев народа. На территории, захваченной противником, развернулась народная война. В этой малой войне прославились отряды партизан-офицеров Д.В.Давыдова, А.Н.Сеславина, А. С.Фигнера. Крестьяне создавали также небольшие отряды. Прославились в этой войне старостиха Василиса Кожина, партизанский отряд, которой смело нападал на врага»..

В современных учебниках мы просмотрели линию издательства «Просвещения». Это учебники А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. 8 класс» и новый учебник «История России. Ч 1. 9класс» под ред. А.В.Торкунова, переработанный в соответствие с принятым историко-культурным стандартом (ИКС). И в том и другом учебниках имеется информация о Василисе Кожиной одинакового содержания: «Всероссийскую известность своими отважными действиями против войск противника приобрела крестьянка-партизанка Сычевского уезда Смоленской губернии Василиса Кожина»

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

    Информация о Василисе Кожиной и её подвиге попала на страницы учебников истории в советское время;

    Это укладывалось в идеологическую линию государства по преподаванию истории в школе и воспитанию подрастающего поколения при формировании патриотических качеств;

    Образ Василисы оказался актуальным и в современных учебниках истории, позволяющий так же, как и в советское время, формировать духовно-нравственные качества;

    Информация о Василисе в учебниках скудная, формулируется несколькими фразами. Подробного описания подвига нет.

Глава 3. Нужна ли сегодня героиня Василиса

Василиса Кожина стала героиней с легкой руки Греча, который опубликовал в журнале «Сыны Отечества» анекдот. Героиня исторических рассказов и лубков 19-нач.20 века, оставившая свой след в учебниках истории. Загадка, неразгаданная и по сей день. Мы решили выяснить, что известно современным людям об этой героине. Для этого мы провели опрос среди учащихся и педагогов школы, студентов и педагогов Агротехнологического колледжа. Мы задавали вопросы «Знаете ли Вы, кто такая Василиса Кожина», «Смотрели ли Вы фильм Василиса и о ком он», «Нужно ли знать о героях». Опрос показал, что большинство опрошенных респондентов не знают о Василисе Кожиной и не смотрели фильм, соответственно не знаю о его содержании. По поводу знания о героях 100% ответили утвердительно. О героях знать необходимо. Этот простой опрос выявил явное противоречие. С одной стороны, все осознают, что о героях знать необходимо, а с другой стороны о героических действиях Василисы никто не знает. Хотя на уроках истории эта информация присутствует. Кроме того снят фильм. Пусть даже этот фильм не отличается исторической достоверностью, но передает основную идею: борьба обычной женщины с неприятелем.

Мы попытались разобраться: актуальна ли сегодня информация о подвигах Василисы? Может ли она быть нравственным ориентиром для людей?

Конечно, в своей работе мы не претендуем на поиск однозначного ответа, это по многим причинам сделать достаточно трудно. Но постараемся привести некоторые аргументы, которые смогут нам несколько прояснить данный вопрос.

Опрос показал, что все респонденты однозначно считают, что о героях знать нужно. Изучив сайты на предмет обсуждений героизма, мы выяснили, что данная тематика популярна в блогах. Есть сайт «Герои сегодня», где публикуется информация о геройских поступках современных людей Ею интересуются, обсуждается вопрос «Нужны ли сейчас герои?» Все высказывают различные мнения: причем порой полярно противоположные. От: «Герои нужны во все времена, иначе мы не сможем построить собственную шкалу морально-нравственных ценностей, не сможем говорить о чести и достоинстве, не сможем восхищаться уникальными навыками и знаниями, к которым стоит стремиться» до «Население разрознено, у каждого свои трудности: у одних суп жидкий, у других жемчуг мелкий.

Население не умеет растить Героев. Да они ему и не нужны. Не хочется защищать, отдавать жизнь за «не наших».

А на самом деле, нужны ли нам герои? В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». Эта проблема актуальна в России как никогда. По данным Института социологии Российской академии наук, которые опубликованы в 2013 г. в информационном бюллетене «Социокультурные факторы консолидации российского общества», за последние 15 лет значительно ослабли такие качества россиян, как патриотизм, преданность Родине. Галерея национальных героев- один из важнейших ресурсов в деле воспитания патриотизма. Они те, на которых нужно равняться, они те, кто подарили нам будущее.

Подходит ли Василиса Кожина под данное определение? Все источники подтверждают, что это была смелая женщина. И даже, если допустить, что это некий собирательный образ женщины- крестьянки времен Отечественной войны, смелость и храбрость- это отличительные черты Василисы. Доблесть как высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие также присуща Василисе. Она,не задумываясь, приходит на помощь своей Родине. Образ Василисы обладает двойным героизмом, так как в борьбу с врагом вступает не просто солдат и офицер, а обычная женщина-крестьянка, которая не обучена военным хитростям. Её удел(не будем забывать, что это 19 век) заниматься хозяйством, растить детей. Женщина-воин в то время выглядела необычно, вызывая общественный резонанс. Может быть поэтому сначала появился анекдот, который потом стал историей подвига Василисы Кожиной.

Заключение.

В ходе нашего исследования гипотеза в большей степени нашла свое подтверждение. Образ Василисы-героини формировался на волне роста патриотических чувств, связанных с Отечественной войной 1812 г. Но особенностью было то, что практически отсутствуют достоверные источники деятельности Василисы Кожиной. Архивных сведений, которые бы могли подтвердить все истории об её деятельности, нет. Поэтому информации о ней в исторических монографиях, посвященных Отечественной войне 1812 весьма мало. Это всего несколько скупых строчек. Большинство деталей из ее жизни были выдуманы и приукрашены. Не нашла подтверждения легенда о том, что Василиса встречалась с Кутузовым, что была награждена медалью и денежной премией. Образ Василисы в большей степени мифический. Создание его происходило, как нам кажется, поэтапно. Сначала стихийно в годы войны из уст в уста передавались легенды о героических действиях старостихи Василисы и её партизанском отряде. Возникло множество разных интересных историй, в которых формировался образ бесстрашной, мужественной женщине-богатырше, возглавившей отряд женщин и детей. Эти истории вылились в исторический анекдот, который попал на страницы журнала «Сын Отечества», содержание которого носило открытый патриотический характер. И именно с этого времени начинается целенаправленное создание исторического мифа «Народная героиня Василиса». Далее в канун юбилея Отечественной войны 1812 г. друг за другом публикуются исторические повести, центральной фигурой становится Василиса и её подвиги в годы войны. Эти повести не основаны на реальных исторических источниках, и сами по себе не могут претендовать на научные исторические работы. А завершенный образ народной героини, партизанки Василиса приобретает в годы советской власти. Но и в этот период информации о Василисе недостаточно.

На примере Василисы можно проследить, как и с какой целью рождается исторический миф. В истории много примеров мифов подобного рода. Самый известный миф об Александре Невском, вернее о словах, которые он произнес: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Эти слова произносит Николай Черкасов, сыгравший Невского в одноименном фильме С. Эйзенштейна 1930 г. На самом деле в основных источниках отсутствует информация по этому поводу. Но этот миф стал реальностью.

Вот так и история о Василисе и её подвиге быстро обросла легендами и превратилась в исторический миф. Но этот миф имел под собой и историческую основу. А с другой стороны этот миф во многом может использоваться для воспитания патриотических чувств молодого поколения, в том числе и в современное время.

Источники и литература

Пушкин В. А., Костин Б. А. Женщины 1812 года / Из единой любви к Отечеству. — М.: «Молодая гвардия»,1988 (Библиотека журнала ЦК ВЛКСМ, № 17(332)) С. 107—109. — Тираж 75 000 экз.

Гарнич Н.Ф. 1812 год. - М., 1956.

Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004.

Л.В.Лунин. Старостиха Василиса.- М.,1897

В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912

А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912

История СССР. Под ред.А.М.Панкратовой. Учебник для 10 класса, М, 1952 г.

И.А.Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса, М. 1974 г.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина..История России. XIX век. 8 класс, М, «Просвещение», 2008, стр.30

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Azbuka/p9.html

http://1812.nsad.ru/130

http://topwar.ru/18675-vasilisa-kozhina.html

http://heroestoday.ru/

    http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/vasilisa_kozhina_krestjanka_stavshaja_komandirom_partizan/4-1-0-211

  1. http://1812.nsad.ru/130

    А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912, стр. 16

    Л.В.Лунин. Старостиха Василиса.- М.,1897, стр.3

    Там же, стр.4

    Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004., стр.351

    http://metalloiskateli-info.ru/wp-content/uploads/2012/02/smolenskaya-guberniya-karta-21.jpg

    http://bse.sci-lib.com/article062484.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Кожина,_Василиса

    Гарнич Н.Ф. 1812 год. - М., 1956,стр.137,197

    http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

    http://bse.sci-lib.com/article062484.html

    http://www.aif.ru/society/history/geroinya_iz_cherni_minuta_slavy_vasilisy_kozhinoy

    http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

    А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912, стр. 14

    В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912, стр.9

    http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/341-plat-tut-145

    http://dugward.ru/library/ilovayskiy/ilovayskiy_kratkie_ocherki.html#dalney

    http://dugward.ru/library/bellarminov/bellarminov_elementarniy_kurs.html#a078

    И.А.Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса, М. 1974 г., стр. стр.24-25

    Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. История России. 9 класс. Ч.1, М, «Просвещение», 2016, стр. 32

    http://heroestoday.ru/

    http://topwar.ru/30606-nuzhny-li-seychas-geroi.html

    http://practiceducation.com/node/245

    http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

    Информационно-аналитический бюллетень «Социокультурные факторы консолидации российского общества».- М.,2013г, стр. 25

Примечания

Ви́ктор Алексе́евич Лу́нин (6 ноября 1838, Екатеринослав, Российская империя — ? [после 1914]) — военный врач, лубочный писатель. Автор ряда учебных пособий по медицине, исторических очерков и произведений других жанров (более 150 книг).

Лунин написал ряд учебных и ознакомительных пособий по медицине. По выходе в отставку он в 1887 году опубликовал уголовный роман «Купленный выстрел, или Шайка отравителей». После этого ему стали поступать заказы от «народных» издателей книгопродавцов Е. А. Губанова и Е. И. Коноваловой. Лунин продолжил издавать книги разных жанров (исторические очерки и повести, обработки сказок и др.) и вскоре стал одним из самых плодовитых и известных лубочных писателей, наряду с такими как И. С. Ивин, М. Е. Евстигнеев и К. К. Голохвастов.

Кроме военно-исторической темы Лунин в своих сочинениях затрагивает быт различных социальных слоёв общества (крестьянского, купеческого, чиновничьего, помещичьего, дворянского и др.), включая дореформенную эпоху. В трудах Лунина прослеживается явное сочувствие к представителям социальных низов, а также убеждение, что «трудолюбие, вера в Бога и покорность судьбе всегда вознаграждаются, а неправедная жизнь ведёт к плохому концу». Лунин также писал и на малороссийском (украинском) языке.

Евге́ний Ви́кторович Та́рле (первоначальное имя — Григорий Вигдорович Тарле; 27 октября (8 ноября) 1874 года, Киев — 5 января 1955 года, Москва) — российский и советский историк, академик АН СССР (1927).

Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1896). Дипломное исследование: «Крестьяне в Венгрии до реформы Иосифа II» В феврале 1900 г. ученый совет Киевского университета присвоил Тарле ученое звание приват-доцента. Его магистерская диссертация (1901 г.) была издана отдельной книгой, а в 1902 г. на основе диссертации Тарле публикует в либерально-народническом журнале В. Г. Короленко «Русское богатство» статью «К вопросу о границах исторического предвидения».

В 1903—1917 (с небольшим перерывом в 1905 г.) приват-доцент Петербургского университета. В 1911 г. защитил докторскую диссертацию на основе двухтомного исследования «Рабочий класс во Франции в эпоху Революции». В 1913—1918 одновременно профессор университета в Юрьеве (Тарту). С 1918 г. Тарле — один из трёх руководителей Петроградского отделения Центрархива РСФСР. В октябре 1918 г. избран ординарным профессором Петроградского университета (а потом Ленинградского), затем становится профессором Московского университета и живёт в Москве (до ареста).

В 1921 году избран членом-корреспондентом Российской академии наук, а в 1927 году — действительным членом Академии наук СССР.

Удостоен Сталинской премии (первой степени) 1942 года за коллективный труд «История дипломатии», т. I, опубликованный в 1941 г. Почетный доктор университетов в Брно, Праге, Осло, Алжире, Сорбонне, член-корреспондент Британской академии (1944), действительный член Норвежской академии наук и Филадельфийской академии политических и социальных наук.

Теребеневская азбука - знаменитое издание «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известное как «Теребеневская азбука». Её создатель скульптор И. И. Теребенев (1780-1815) завоевал поистине всенародную славу своими графическими листами на темы Отечественной войны 1812 года.

Теребеневу принадлежит более полусотни сатирических рисунков, снискавших наряду с карикатурами А. Г. Венецианова и И. А. Иванова небывалую популярность в самых широких кругах русского общества.

«Сын отечества» - исторический, политический и литературный журнал, созданный в Петербурге в сентябре 1812 года. Основатель и редактор-издатель Н. И. Греч. До 1825 года выходил еженедельно, затем периодичность журнала менялась.

При своем возникновении журнал имел целью мобилизацию общественного мнения на борьбу с нашествием Наполеона; редакция получила разрешение на значительное расширение политической информации и литературной пропаганды. Журнал напечатал «Послание к русским» А.П.Куницына и «Освобождение Швеции от тиранства Христиана II, короля датского» И.К.Кайданова. Этой цели отвечали и патриотические басни И.А.Крылова. («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица»), карикатуры художников А.Г.Венецианова и И.И.Теребенева на Наполеона и его армию, а также переводы «Гласа истины» Э.М.Арндта, «Вступления в историю освобождения Соединенных Нидерландов» Ф.Шиллера. В 1815-1825 годах печатались стихи К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, критические статьи Н.И.Гнедича, А.С. Грибоедова, П.А.Вяземского, Д.В.Веневитинова, О.М.Сомова и др.

Приложение

Приложение 1

Приложение 2