О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект. Анализ "сна пискарева" в произведении гоголя "невский проспект" Сон пискарева анализ

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»

Методическая разработка урока

« Ах, Невский...Всемогущий Невский проспект» (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»

для старшей возрастной группы

Липецк, 2017

    Введение…………………………………………………………………….3

    Технологическая карта урока……………………………………………..4

    Структура урока…………………………………………………………...6

    Список используемой литературы………………………………………14

    Приложение А. Рисунок Д.Н. Кардовского «Невский проспект»……..15

    Приложение Б. Рисунок Д. Н. Кардовского. Мечты художника Пискарева…………………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Урок по учебной дисциплине «Русский язык и литература» проводится для групп АМ-1-16, АМ-2-16, ЖКХ-16.

Уровень образования: основное общее образование.

В рабочей программе тема “ Ах, Невский...Всемогущий Невский проспект» (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»»” входит в раздел 1 учебной дисциплины «Русский язык и литература». В этой теме изучаются, систематизируются знания студентов об основных этапов творчества Н.В.Гоголя.

Разработка уроков литературы по изучению творчества Н.В.Гоголя предполагает знакомство с художественным миром писателя через обзор «Петербургских повестей». Содержание этого урока строится на работе со статьей учебника и на самостоятельной работе учащихся по ознакомлению и осмыслению сюжетов повестей с точки зрения идеи столкновения мечты и реальности как одной из основ художественного мира писателя.

Объектами развития в данной теме являются:

– развитие культуры речи, абстрактного и логического мышления, долговременной памяти и устойчивого внимания.

Основной воспитательной задачей темы является воспитание культуры поведения при индивидуальной и фронтальной работе, развитие навыков самостоятельной работы, формирование положительной мотивации .

С помощью создания проблемной ситуации преподаватель побуждает студентов к активному восприятию материала, к более глубокому осмыслению полученных знаний и их систематизации.

В со­бра­нии про­из­ве­де­ний «Пе­тер­бург­ские по­ве­сти» осо­бое вни­ма­ние стоит об­ра­тить на по­весть «Нев­ский про­спект», ко­то­рая ста­нет опор­ным тек­стом на этом уроке.

Продолжительность урока – 45 мин.

Технологическая карта урока

Цели (задачи) урока

образовательные:

раскрыть идейный замысел повести, показать трагизм человека; выяснить суть противопоставления художника Пискарёва и поручика Пирогова, раскрыть идейное и смысловое значение повести, показать образный конфликт, столкновение мечты и действительности, выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;

развивающие:

Формирование умения вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, делать выводы. Развитие аналитических умений и навыков студентов при работе с художественным текстом, формировать речевую культуру.

воспитательные : воспитание нравственных качеств, содействовать формированию гражданских качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель и тему урока с помощью преподавателя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

- Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважительно к ним относиться.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;

добывать новые знания: находить ответы на поставленные вопросы с помощью учебной литературы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятиях.

Результаты урока

Предметные

Уметь анализировать прозаический текст художественной литературы

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель и тему урока с помощью преподавателя;

проговаривать последовательность действий на уроке;высказывать свои мысли (Регулятивные УУД).

Уметь выражать свои мысли в устной форме, слушать и понимать других, уважительно к ним относиться (Коммуникативные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового материала;

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия преподаватель-студент: эвристическая беседа;

Оборудование урока

Мультимедийный комплекс, доска, иллюстрации к произведению Н.В.Гоголя, портрет писателя, видеофрагмент «Птица-гоголь» Н.Л.Парфенова, аудиокнига Н.В. Гоголя «Невский проспект», учебник, серия рисунков Д. Кардовского(1904), Л. Подлясской (1951), посвященных «Невскому проспекту», акварели В. Серова (1951)

Опорные понятия, термины

Гоголевская сатира

Новые понятия: Фантасмагория

Контроль, самоконтроль на уроке

Фронтальная, индивидуальная и самостоятельная работа,

Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф на доске. Все обман, все мечта, Все не то, что кажется»В. Г. Белинский

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к занятию. Возможно, вспоминают произведения писателя, прочитанные ранее: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий» и т.д

2. Актуализация опорных знаний.

Вступительное слово преподавателя. В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром.

Чтение отрывка из повести, посвященного описанию Петербурга. История цикла «Петербургские повести». (Повести написаны в разное время, первоначально не планировались автором как цикл повестей, но образ Петербурга, общность главных героев повестей, авторская позиция позволили объединить все произведения в один цикл).Сюжет и идея столкновения мечты и реальности в повестях «Нос» и «Невский проспект

3. Формулирование темы урока . Постановка цели, проблемного вопроса

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова,

    назвать детали, при помощи которых автор создает характеры,

    на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

1 этап.

Вопросы к студентам: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

Преподаватель корректирует и помогает структурировать цели и задачи, предложенные студентами.

Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Записывают дату и тему в тетрадь.

Рассказ специально подготовленного студента о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

4. Аналитическая беседа

Вопросы и задания для беседы

Образ Пискарева

1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева (краткий пересказ истории Пискарёва).

2. Какова смысловая роль сна Пискарева?

3. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?

Образ Пирогова

1. Расскажите историю поручика Пирогова.

2. Какова ее композиционная роль в повести?

Почему же Н.В.Гоголь разочаровался в этом городе, а всё же посвятил ему целый цикл «Петербургских повестей»?

Может, нам на этот вопрос ответит « Невский проспект»? .

(Просмотр отрывка из документального фильма Леонида Парфенова о Невском проспекте)

А теперь перед нами, как сказал Леонид Парфенов, Невский проспект - «всеобщая коммуникация Петербурга», В начале одноименной повести показана жизнь этой главной улицы главного города во всякое время суток. Картина полна движения, но у каждого лица и у разных «кругов и кружков» свое перемещение в свои часы; все объединяются только местом - Невским проспектом. Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарке.

Просмотр иллюстраций

Класс заранее разбивается на 3 группы, которые к уроку выполняют следующие задания:

Первая группа доказывает мысль о том, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Читая текст, объясняет значение словосочетаний и отдельных слов («меркантильный интерес», «всеобщая коммуникация», «Фантасмагория» и др.), готовит выразительное чтение отрывков, в которых обличается двойственность Невского проспекта, условно названных: «Всемогущий Невский проспект!» (со слов: «Нет ничего лучше Невского проспекта…» до слов: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток»), «Главная выставка всех лучших произведений человека» (со слов: «Все, что ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия» до слов: «…выставка оканчивается, толпа редеет…»; «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» (со слов: «Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!» до конца повести).

Вторая группа готовит рассказ о трагедии художника Пискарева, В центре внимания такие проблемы: принадлежность Пискарева к «исключительному сословию» – «художник Петербурга»; его основные качества; отношение к своей работе; его влюбленность в красоту; болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности. Учащиеся отвечают на вопросы: Чем трогает читателя судьба Пискарева? Как относится автор к российской действительности? Один ученик готовит пересказ сна Пискарева (со слов «Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед нагоревшею свечою…» до слов «Боже, какой сон!»). Предлагается более подробно рассказать о «многолюдстве залы» и той, которая «всех блистательнее одета».

Третья группа рассказывает о смешной и смешной и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

5. Обсуждение идейного смысла произведения.

В какое время показан Невский проспект?

В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором?

Преподаватель подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Какие слова в финале повести выражают идею произведения?

Чтение отрывка «Невский проспект»

Ответы студентов:

Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

Черты об­ра­за Санкт-Пе­тер­бур­га в по­ве­стях Го­го­ля:

се­рьёз­ней­шее со­ци­аль­ное рас­сло­е­ние, раз­об­щён­ность;

    че­ло­век – вин­тик в чи­нов­ни­чьей си­сте­ме;

    че­ло­ве­че­ская лич­ность ни­ко­му не ин­те­рес­на, город за­пол­ня­ет без­ли­кая толпа;

    че­ло­ве­ка не видно за его «ат­ри­бу­та­ми»: ор­де­на­ми, до­ро­ги­ми пла­тья­ми; важен пре­стиж;

    каж­дый ин­те­ре­су­ет­ся толь­ко собой, рав­но­ду­шие к дру­гим, непри­я­тие дру­го­го че­ло­ве­ка – живой души, со­тво­рён­ной Богом;

    тще­сла­вие;

    свет­ские бес­смыс­лен­ные раз­го­во­ры, сплет­ни, при этом никто ни­ко­го не слы­шит и не слу­ша­ет; пош­лость и пу­сто­та;

    раз­вра­щён­ность;

  • ил­лю­зор­ность.

6. Работа по подготовленному домашнему заданию.

Преподаватель: Рассмотрим историю Пискарева.- Что является идеалом для Пискарева?

Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте?

Кем на самом деле оказалась эта девушка?

Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить?

Какова роль снов Пискарева в повести- Почему Пискарев совершает самоубийство? бессмысленна).

Как вы относитесь к Пискареву?

К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить?

(О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется».

7. Работа с текстом повести

Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести? Преподаватель : Как автор характеризует Пискарёва - художника и человека?

Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»

Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова?

Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к "классу” художников, к "странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику и метонимию . Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды:

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ:

ФАНТАСМАГО"РИЯ, -и, ж. «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова

    Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

    Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

    Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

8.Подведение итогов урока. Выставление оценок

Слово преподавателя

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение … (мечты и действительности).

Формулируют выводы по повести:

Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни -- это обман, призрачность. Вернуть всему истинный вид может только гротеск, фантастика, которые восстанавливают и обнажают глубинную правду и содействуют её пониманию.

повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

9.Рефлексия.

Мы переходим к последнему этапу.

Подводим итог работы на уроке

Продолжите предложения:Петербург Гоголя ….В нем соседствуют …В городе царит … атмосфера

Жители города …

Петербург лишил их … , каждый человек - …

Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя?

Отвечают на вопросы преподавателя.

повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни - это обман, видимость, призрачность

10.Домашнее задание

Написать мини-эссе, ответ на вопрос «Зачем Н.В. Гоголь применяет фантастический сюжет и гротеск в повести»

Записывают домашнее задание

Список использованной литературы:

    Ар­хан­гель­ский А.Н. и др. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (углуб­лен­ный уро­вень) 10. – М.: Дрофа

    Гиллельсон М.И, Мануйлов В.А., Степанов А.Н. Гоголь в Петербурге. – Л.,1961 9глава «Петербургские повести»;

    Басина М. Петербургская повесть.– Л.,1974; Манн Ю.В. Смелость изобретения. М.,1985;

    Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М.,1995

    Са­ха­ров В.И., Зинин С.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: Рус­ское слово.

    Ланин Б.А., Усти­но­ва Л.Ю., Шам­чи­ко­ва В.М. / под ред. Ла­ни­на Б.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: ВЕН­ТА­НА-ГРАФ.

    Са­ха­ров В.И., Зинин С.А. Рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ра. Ли­те­ра­ту­ра (ба­зо­вый и углуб­лен­ный уров­ни) 10. – М.: Рус­ское слово.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок Д. Н. Кардовского.Невский проспект

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок Д. Н. Кардовского. Мечты художника Пискарева.

Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) - кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; автор многих работ по методике преподавания литературы в школе.

Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

Какой момент является завязкой действия?

Как складывается судьба Пискарёва?

Как складывается судьба Пирогова?

Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

Как меняется внешний вид девушки?

Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему - бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо - это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Поручик Пирогов

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

Что высмеивается в образе Шиллера?

Чем кончается история Пирогова?

Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке http://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !

Литература. 10 класс
Урок №2
Тема: Художник и «страшный мир» в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

I. Работа по материалам домашнего задания.
Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта.
Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести?
Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.
Какова функция этого эпизода во всей повести?
Расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева.
Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска?
Какова смысловая роль сна Пискарева?
В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству?
Расскажите историю поручика Пирогова. Какова ее композиционная роль в повести?
Какую роль в истории Пирогова играют Шиллер и Гофман? В чем здесь проявляется авторская ирония и гротеск?
Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение.
Как в повести отразились принципы романтического двоемирия?
Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности?
Итоги подводит учитель.
Сквозная тема петербургских повестей - обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. «О, не верьте этому Невскому проспекту Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» Эти слова из повести «Невский проспект» можно поставить эпиграфом ко всему петербургскому циклу.
Вместо людей по Невскому проспекту («Невский проспект») движутся «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава, щегольские сюртуки, греческие носы, пара хорошеньких глазок, ножка в очаровательном башмачке, галстук, возбуждающий удивление, усы, повергающие в изумление» и т. п. Бездуховный мир омертвел и рассыпался на детали, вещи. Человека замещает предмет его туалета. Когда высокий дух покидает мир, в нем нарушается иерархия ценностей - и все рассыпается и сваливается в бесформенную кучу. Человек уже не может отличить добро от зла, высокое от низкого. Он теряет целостность восприятия, лишается ориентации.
Петербургскому мечтателю-романтику, художнику Пискареву кажется, что «какой-то демон искрошил весь мир на множество кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе» - «сверкающие дамские плечи и черные фраки, люстры, лампы, воздушные летящие газы, эфирные ленты и толстый контрабас, выглядывающий из-за перил великолепных хоров, - все было для него блистательно». Но это блеск хаоса, отражающий абсурдность мира, потерявшего смысл, утратившего организующую его духовную вертикаль.
В фантасмагории петербургской жизни путается и смещается все, извращаются представления о прекрасном. Художник Пискарев находит ангельскую красоту там, где она и не ночевала, в жалкой наглости и глупой пошлости продажной женщины.
«Романтику» Пискареву противопоставлен «реалист» Пирогов, который является пленником окружающей его пошлости. Сама антитеза двух героев - Пирогова и Пискарева - оказывается мнимой. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях, и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
Подмена подлинных ценностей мнимыми приводит к разрушению Божеского образа в человеке.
Задание на дом: Стр.84-89. Ответить на вопросы, касающиеся повести «Нос».
В чем реальность начала повести?
Где любил прогуливаться майор Ковалев?
Какими словами описаны любимые места майора Ковалева?
В чем реальность людей, «населяющих» страницы повести? Приведите приметы реального быта реальных людей.
Какие нереальные события служат завязкой истории майора Ковалева?
Как разворачиваются дальнейшие события, связанные с носом?
Почему расстроился и огорчился майор Ковалев?
Удивляются ли герои повести, что все это могло произойти не с реальным человеком, но с отдельной частью его лица?

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗАРАНЕЕ!
1.Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Ш…пот-шепчет , ч…лка-чело , неч…тный-честь , сгущ…нка-сгущать , щ…нок-ощенившаяся собака, кош…лёк-кошель , беч…вка-бечева , деш…вый-дешевле , подж…г дома-поджог , он подж…г дом-поджигать , обж…рство-обжора , ш…рты-, ш…рох-под ударением пишется "О"- без ударения "Ё" , крыж…вник-под ударением пишется "О"- без ударения "Ё" , пиж…н-словарное слово , жонгл…р-словарное слово , за рубеж…м-рубеж , чуж…е- жи/ши пиши с буквой и , кофе-кофейный , морж…вый, алыч…вый, груш…вый, лиц…вой, пал…вый, ситц…вый, чесуч…вый, глянц…вый, ж…лтый, туш…нка, ч…рт, старич…к, резать нож…м, плеч…м к плечу, печ…нка, щ…лкнуть, медвеж…нок, мелкая душ…нка, щ…тка, творож…к, интересоваться репортаж…м, испеч…м пирог, копч…ности, замуж…м, идти с тяж…лой ношей, выпить на посош…к., ш…винизм, ш…кировать, ш…ссе, ж…сткий, зач…т, щ…лка, изж…га, пч…лка, реш_тка, никч_мный, распаш_нка, щ_лк, ш_потка чая, чащ_ба, трущ_ба, сверч_к, дьяч_к, пустяч_к, снеж_к, клоч_к, бедняж_чка, сюртуч_к, л_вша, д_монтаж, д_зинфекция, ж_стянка, девочка обиж_на, он отверж_н мной, страшный толч_к, насладиться борщ_м.

2.Расставьте знаки препинания и объясните условия обособления или не обособления разных типов определений; каковы закономерности выбора тире или дефиса. В статье “Горе от ума” В.Г.Белинский рассматривает русскую литературу диалектически продолжающую традиции истории и культуры. Разделение словесного искусства на три рода - лирический эпический и драматический - является отражением художественного осмысления жизни. Русская литература отличается удивительными перевоплощениями влекущими к соединению в контексте одного произведения смешного и грустного “высокого” и “низкого”. Комедия Н.В.Гоголя “Ревизор” - пример блистательной сатиры цельной по форме и содержанию. “В “Ревизоре” нет сцен лучших потому что нет худших все представляет собой единый художественно-замкнутый мир” - писал Белинский.6 По мнению критика главным героем комедии является страх городничего как результат испуганного воображения невежественного чиновника боявшегося не только вышестоящих лиц но и своих собственных грехов. Интересно что Хлестаков появляется во втором действии а исчезает в четвертом. Ревизор-призрак и все происходящее на сцене - это некая фантастическая реальность обретающая по воле автора писателя-сатирика свое пространство и время.

3.Расставьте знаки препинания объясните условия обособления или необособления обстоятельств и дополнений; какой частью речи выражаются обстоятельства и дополнения какова функция и роль деепричастных оборотов в предложении. В статье «О русской повести и повестях Гоголя» В.Г.Белинский рассматривает творчество писателя в контексте русской и европейской литературы открывая богатые возможности словесного искусства. В отличие от других русских писателей начала XIX века Гоголь создает “натуральную школу” обращаясь к истине и прозе жизни как источнику художественных фантазии и философских размышлений. “Он не льстит жизни но и не клевещет на нее он рад выставить наружу все что есть в ней прекрасного человеческого и в то же время не скрывает и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. Она для него настоящий портрет в котором все охвачено с удивительным сходством начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков идущих по Невскому проспекту в сапогах запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы который не боялся ничего на свете с люлькою в зубах и саблею в руках до стоического философа Хомы который не боялся ничего на свете даже черта и ведьм когда у него люлька в зубах и рюмка в руках».

7.Определите все части речи. В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» отметил как была воспринята комедия консерваторы негодовали люди прогрессивного мышления особенно молодежь восхищались едкой и злой сатирой на старое поколение. Чацкий воспринимался как человек нового времени. В этой же статье В.Г.Белинский выделяя художественные особенности пьесы утверждал что Чацкий не кто иной как «новый Дон-Кихот». Как известно А.С.Пушкин соглашался с мнением критика. Как бы ни были противоречивы суждения о главном герое ясно то что автор комедии сделал первый шаг в развитии новой реалистической драматургии. В письме к П.А.Катенину А.С.Грибоедов рассказал о том как он работал над планом пьесы как создавал героя (один «здравомыслящий человек» попал в окружение «25 глупцов»). «Сначала он весел и это порок шутить и век шутить как вас на это станет».

Такое происходит много раз. Во сне Пискарев обретает всю полноту счастья, наяву - полную меру страдания. Все вывихнуто и ненормально в этом странном и страшном реальном мире, как все искажено в жизни художника. Можно сказать, замечает автор, что спал Пискарев наяву, а бодрствовал во сне. Эти участившиеся метаморфозы стали источником его страданий физических и нравственных и довели в конце концов до безумия.

Романтическое мироощущение молодого Гоголя было, как мы знаем, весьма восприимчиво к контрастному восприятию мира. Вся повесть «Невский проспект» выдержана в резких контрастных красках. Социальные и психологические контрасты Невского проспекта перекликаются с перепадами в восприятии мира у Пискарева, и все это вместе обостряет ощущение трагического противоречия между действительностью и представлением о том, какой она может и должна быть.

Художник Пискарев был жертвой, по выражению Гоголя, «вечного раздора мечты с существенностью». Это жертва трагическая, ибо слишком велико несоответствие между высокой романтической мечтой и возможностями ее осуществления. Жизнь жестоко посмеялась над Пискаревым. Его преданность идеалу прекрасного и вера в чистоту человеческих отношений не выдержали соприкосновения с грубой прозой жизни, с лицемерным, эгоистическим обществом. В единоборстве с этим обществом он потерпел полное крушение.

Отношение Гоголя к Пискареву двойственное. С одной стороны, ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устои современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Дело не только в том, что этот идеал зыбок, нереален, но еще и в том, что по самой природе своей он порождение той же самой пошлой действительности, против которой направлен. Гоголь видел слабость Пискарева и зыбкость его жизненной позиции.

К середине 1830-х годов романтизм как философия жизни, как метод решения противоречий действительности обнаружил свою уязвимость. Пройдет еще одно десятилетие - и эта тема станет одной из важнейших в русской литературе. В 1843 году Герцен запишет в Дневнике: «Период романтизма исчез, тяжелые удары и годы убили его» (II, 272). Наблюдение это, сделанное в связи с обстоятельствами личной жизни Герцена, имело и несомненно более общий смысл. Романтизм к тому времени станет синонимом благодушия, рутины и дряблости. Как далеко зашел этот процесс, наглядно покажет судьба Александра Адуева в романе «Обыкновенная история». Задолго до Гончарова Гоголь проницательно распознал ранние симптомы той же болезни. Конечно, Пискарев не Александр Адуев, в гоголевском герое еще много истинно привлекательного, в его страстном негодовании против устоев современной цивилизации и морали сквозила юношеская «идеальность» и трогательная в своей простодушной наивности вера и возможность быстрого исправления нравов людей. Но гениальность Гоголя заключалась именно в том, что простодушие Пискарева изображено как порождение той же действительности, что вскормила пошлость Пирогова. Очень они разные люди - Пискарев и Пирогов, и, однако же, они не просто знакомцы, а «приятели»!

Сатирическая, обличительная направленность повести сильно выражена во второй новелле, посвященной Пирогову.

Поручик Пирогов представляет собой совсем иной человеческий материал, чем легко ранимый и чувствительный к малейшим проявлениям несправедливости Пискарев. Ограниченный и нагло самоуверенный, удачливый, преуспевающий, всегда в отличном расположении духа, Пирогов был совершенно чужд рефлексии и каким бы то ни было нравственным терзаниям. Пошлое самодовольство выражало не мимолетное, не сиюминутное его состояние, а самую суть его характера. Писатель создал очень яркий человеческий тип, ставший нарицательным обозначением многих сторон современного ему общественного бытия.