Свой среди чужих. Линкор со странной судьбой. «Royal Sovereign» первый линейный британский корабль

Есть корабли, которые за весь период нахождения в боевом составе флота не участвовали в морских сражениях, не бомбордировали побережья, но одним своим присутствием оказывали влияние не только на тактический, но и на стратегический фон событий. Такими были линкоры - немецкий «Тирпиц» и советский «Архангельск».

Операции по уничтожению

Англичане до ноября 1944 года постоянно проводили операции по уничтожению фашистского линкора «Тирпиц» в водах Северной Норвегии. А немцы, опасаясь усиления советского Северного флота, до конца войны охотились за линкором «Архангельск». На боевые действия против этих кораблей отвлекались значительные силы и средства воюющих стран.

Разрабатывая операции по уничтожению супердредноута типа Royal Sovereign - линкора «Архангельск», немцы рассчитывали еще и поссорить союзников, ведь все шло к тому, что Германия проиграет в войне, а так возникала надежда на другой исход.

Линкор союзники передали во временное пользование советскому флоту. Погоня за «Архангельском» началась с момента его выхода из Скапа-Флоу в Шотландии 17 августа 1944 года, откуда судно в составе конвоя JW-59 должно было проследовать в Кольский залив.

Сохранить это в тайне было невозможно, посему англичане, понимая всю ответственность мероприятия, выделили конвою небывалый эскорт: линкор, три авианосца, три крейсера и 18 эсминцев. И это были не напрасные предосторожности. В Алта-фьорде (Норвегия) стоял немецкий линкор «Тирпиц», более десяти эсминцев находились в готовности на северных базах Норвегии. На пути следования враг мог выставить до 50 подводных лодок.

Ставка верховного главнокомандующего ежедневно интересовалась переходом кораблей. Уже на следующий день после того, как они покинули базу, стали поступать доклады об атаках немецких подводных лодок. Напряжение личного состава отряда на переходе было на пределе.

24 августа корабли, пройдя 1880 миль, вошли в Кольский залив и встали на якоря. Вся операция по приему и переходу линкора заняла около четырех месяцев. И все-таки один корабль был потерян - это подводная лодка В-1 («Санфиш») под командованием капитана 2-го ранга И.И. Фисановича. Тайна ее гибели не раскрыта до настоящего времени.


Старые корабли

В войне наступил перелом, но руководство Союза не жило иллюзиями и задумывалось о будущем. Военно-морской флот показал свою значимость, особенно на Севере. Северные моря с началом войны стали местом ожесточенных боев. Норвежское, Гренландское и Баренцево моря не потеряли своего значения и сегодня.

В конце июля 1943 года, когда Италия капитулировала, Советский Союз потребовал свою долю трофейных итальянских кораблей. Но союзники под всякими предлогами затягивали решение этого вопроса, как и открытие второго фронта. Настойчивые требования Сталина вынудили их предложить такой вариант - временно использовать союзные корабли. Все они были старыми, в том числе и супердредноут Royal Sovereign 1915 года постройки.

Вот как об этом вспоминал Николай Герасимович Кузнецов, бывший тогда наркомом ВМФ:

«Я доложил в Ставке, что корабли нам передают старые...

Рассчитывать на передачу нам более современных судов не стоит, - ответил Сталин. -

Скажите лучше, где вы думаете их использовать?

На Северном флоте. Там они еще смогут принести пользу. Пригодятся для эскортирования конвоев, противолодочной борьбы и охраны побережья.

Хорошо. Перегоняйте их туда».


3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Кузнецов подписал приказ №0062 о формировании отряда кораблей из передаваемых союзной стороной во главе с дредноутом Royal Sovereign.

Команды для кораблей отряда формировались в славном городе русских поморов Архангельске, поэтому и решено было назвать получаемый линкор «Архангельск». Это не противоречило традиции - большенство линкоров России носили названия городов. Русские моряки столь быстро освоили новую для них технику, что даже вызвали восхищение англичан.

Школа для моряков и кораблестроителей

С прибытием на Северный флот линкор «Архангельск» стал ядром образованной эскадры надводных кораблей и флагманом флота.

Естественно, кораблем не хотели рисковать. В случае потери за него все равно пришлось бы расплачиваться. Ведь это миф, что союзники оказывали СССР помощь бесплатно. За все было заплачено российским золотом и человеческими жизнями. А кроме того, использовать линкор для защиты конвоев было нецелесообразно, с этим отлично справлялись эсминцы и авиация. Хотя эсминцы и были старыми, но в руках советских моряков они представляли грозное оружие против фашистских «волчьих стай» гросс-адмирала Карла Дёница.

Служба на линкоре стала хорошей школой для сотен моряков. Кораблестроители тоже, как говорится, воспользовались передовым опытом. Уже в послевоенные годы в СССР были построены такие крейсера проекта «68-бис» (наиболее известны «Свердлов» и «Дзержинский»), за которыми охотились уже английские разведчики.

За крупный надводный флот ратовал и нарком ВМФ Н. Кузнецов. О «большом флоте» мечтал и Сталин.

«Большой флот» - это собирательное название кораблестроительных программ ВМФ СССР 1938-1955 годов, целью которых было создание мощного океанского флота. Его ядром должны были стать линкоры. Для этого нужны были кадры, которые готовились и на «Архангельске».

В 1949 году линкор был возвращен Великобритании, где пошел на слом. СССР по репарации получил трофейный итальянский дредноут типа Giulio Cesare 1910 года постройки, который под именем «Новороссийск» погиб в октябре 1955-го.

Чем больше, тем лучше

До середины XX века мощь любого военного флота определялась наличием в нем линкоров.

В период Второй мировой войны наибольшее количество линкоров (27) имел флот США. У Японии было 14 линкоров. США победили Страну восходящего солнца на Тихом океане, и даже акт о полной капитуляции Японии - фактическое окончание Второй мировой войны - символично был подписан на борту линкора США «Миссури», который сегодня имеет статус военно-морского музея.

В период Великой Отечественной войны в ВМФ было три линкора 1914 года постройки, которые замечательно справились со своими задачами, бомбардируя позиции неприятеля: на Черном море - «Парижская коммуна» (название «Севастополь» судну было возвращено 31 мая 1943 года), а на Балтике - линкоры «Петропавловск» («Марат») и «Октябрьская революция» («Гангут»). Так что линкор «Архангельск» вполне соответствовал по возрасту своим собратьям на других флотах.

Короли морей и океанов

Что такое мощь линкоров, автор знает не понаслышке. В 1955 году мне пришлось проходить практику на линкоре «Октябрьская революция», который к тому времени был учебным кораблем. В том году линкор совершил свой последний переход Кронштадт - Балтийск - Кронштадт и произвел стрельбы главным калибром по острову Сескар. Это было что-то!

Перед стрельбами корабль готовился основательно, полутонные снаряды (калибра 305 миллиметров) летели на расстояние до 30 километров. Корабль содрогался, извергая тонны металла. Да, линкоры были действительно «королями» не только морей, но и океанов. Это были плавучие крепости.

Очень жаль, что линкор «Архангельск», служивший советскому ВМФ в годы войны и несколько позже, не получил должной оценки в официальных сводках. Но каждый тип кораблей соответствует требованиям своего времени, и сегодня это авианосцы и подводные лодки.

Я привел этот малоизвестный факт из истории нашего флота - пребывание линкора в его составе - в напоминание тем, кто принижает роль ВМФ в победе в Великой Отечественной войне и кто считает флот для России дорогой и ненужной игрушкой. Флот всегда был стержнем государственности. Он был и остается надежным защитником государственных интересов России.

После выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счет этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

К моменту передачи корабля СССР он имел следующее артиллерийское вооружение:

главный калибр - 8 381/42 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных башенных установках;

противоминный калибр - 8 152/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;

зенитный калибр дальнего боя - 8 102/45 орудий «Виккерс» в четырех двухорудийных щитовых установках;

зенитный калибр ближнего боя - 24 40/45 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырехствольных установках, 46 20/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

ТТХ корабля на момент передачи:

Водоизмещение порожнего - 28 950 т;

Водоизмещение стандартное - 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м);

Водоизмещение полное - 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).

Наибольшая длина 189,38 м

Длина по ватерлинии 187,3 м

Наибольшая ширина (по булям) - 32,18 м

Высота борта (наибольшая) - 16,54 м

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте - мичманы и главстаршины), 151 - 2-го и 970 - 3-го классов.

Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко, начальником штаба отряда - контр-адмирала В. А. Фокина, начальником политотдела - капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо, командиром линкора - контр-адмирала В. И. Иванова (бывшего командира линкора «Марат»). Подготовку к приему корабля осуществляли члены советской военно-морской миссии инженер-капитаны 1-го ранга А. Е. Брыкин и П. П. Шишаев.

3 марта 1944 года нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов подписал приказ № 0062 о формировании отряда кораблей, принимаемых от союзников, и экипажей для них, а 9 марта линейный корабль Royal Sovereign и другие получаемые корабли были зачислены в списки кораблей ВМФ СССР.

Команды для кораблей были сформированы в Архангельске и 28 апреля 1944 года с очередным конвоем отправлены в Англию на пароходе «Новая Голландия». 7 мая моряки прибыли на ВМБ Гринок близ Глазго, откуда по железной дороге добрались до ВМБ Розайт, где стоял линкор. Начались работы по ремонту корабля и подготовке команды. Линкор оказался в относительно приличном состоянии, хотя были обнаружены дефекты в гидравлике. Также выявились большой расстрел стволов главного калибра и отсутствие фугасных снарядов. Командование отряда поставило вопрос о смене лейнеров и об обеспечении корабля фугасными снарядами.

30 мая состоялась церемония передачи корабля. В 11 часов 15 минут на его мачте взвился советский военно-морской флаг. С этого момента корабль стал называться «Архангельск».

В течение лета линкор выходил в море для учебных стрельб и совместной практики с другими кораблями. 17 августа «Архангельск» с конвоем JW-59 вышел из Скапа-Флоу в Ваенгу (ныне Североморск). Сначала линкор с восемью эсминцами держался вместе с конвоем, подвергшимся нескольким атакам подводных лодок, а затем, увеличив ход, оторвался от конвоя и следовал к северу от него, также отражая атаки подводных лодок. 24 августа, пройдя 1880 миль, линкор благополучно прибыл в Ваенгу, где стал флагманом созданной из переданных кораблей эскадры.

До конца войны линкор не покидал Кольского залива. Единственный раз главный калибр «Архангельска» выстрелил холостым залпом в День Победы. Сентябрь и декабрь 1944 года «Архангельск» провел, в основном, стоя на якоре, а в ноябре имел 10-12 ходовых суток (непродолжительные выходы из базы в пределах Кольского залива для боевой подготовки: учебных стрельб зенитными калибрами, радиодальномерных учений и тому подобного). Наибольшее ходовое время за год - 40 суток - корабль имел в 1945 году, за это время он прошел 2750 миль, а в дальнейшем эксплуатировался вдвое менее интенсивно, периодически выходя для отработки учебно-боевых задач в Баренцево и Белое моря. Всего в 1946 году за 19 ходовых суток линкор прошел 1491 милю, а в 1947 году - 1826 миль (21 ходовые сутки). Заводских ремонтов и докований корабль за время пребывания в советском флоте не проходил.

По приказу короля Англии Карла I на верфи Вулвиче в 1635 году началось строительство корабля, целью создания которого было олицетворять могущество всего королевства. Монарх доверил это дело Финеасу Петту, который в своё время (1610 год) руководил постройкой не менее грандиозного судна «Принс Ройял», ставшее эталоном будущих десятилетий. Итак, 13 октября 1637 года на воду был спущен первый линейный корабль « Sovereign of the Seas» (сперва он назывался так), который имел три батарейные палубы со 102 бронзовыми пушками. В то время это была колоссальная сила, корабль затмил всех своих неприятелей, среди моряков он получил прозвище Золотой Дьявол.

В этот шедевр было вложено 66 тыс. фунтов стерлингов – астрономическая сумма, на эти средства можно было построить с десяток обыкновенных 40-пушечных военных судов. Для короля эта постройка вышла боком – к числу остальных прегрешений ему вспомнили ещё и «Sovereign of the Seas». Впоследствии его казнили. После принятия корабля на флот пришлось первым делом уменьшить количество пушек до 90 штук, так как перегруз орудиями просто-напросто накренил его, вызвав проблемы с остойчивостью. Парусное вооружение было модифицировано, это был первый корабль, у которого появились брамселя на фок и грот мачтах (четвёртый ярус). Судно со всех сторон было украшено великолепной резьбой, корма кешила многочисленными фигурами древних героев из позолоты, которые обошлись примерно в 7 тыс. фунтов.

В течении всего срока службы корабль трижды модернизировался, несколько раз менялось вооружение. В 1638 году было прибавлено ещё 14 пушек, из всего арсенала 20 орудий стреляли 60-фунтовыми ядрами и 8 орудий 30-фунтовыми.

В 1660 году корабль был переименован на « Royal Sovereign» ,претерпел очередную модернизацию, количество пушек было уменьшено с 120 до 100 единиц. Экипаж состоял из 800 душ – это немного затрудняло его комплектацию. В 1692 году, несмотря на свой преклонный возраст «Royal Sovereign» успел показать себя в бою при Барфлере.

При Уильяме III корабль практически не использовался и стоял в порту в качестве запаса. А в конце января 1696 года его жизнь оборвалась из-за непотушенной свечи, которая спровоцировала пожар. Таким образом, корабль прослужил аж целых 60 лет, намного пережив своего создателя-монарха.

Служил в советском ВМФ, в котором носил имя «Архангельск».

«Ройял Соверин»
HMS Royal Sovereign

HMS Royal Sovereign
Служба
Великобритания
Класс и тип судна линейный корабль типа «Ривендж»
Организация Королевский флот
Строительство начато 15 января 1914 года
Спущен на воду 29 мая 1915 года
Выведен из состава флота Передан ВМФ СССР 30 мая 1944 года
Служба
СССР
Название «Архангельск»
Класс и тип судна Линейные корабли типа «Ривендж»
Организация ВМФ СССР
Введён в эксплуатацию 30 мая 1944 года
Выведен из состава флота В январе 1949 года возвращён Великобритании
Статус Разобран в 1949 году
Основные характеристики
Водоизмещение 28 000 т нормальное
31 000 т полное
Длина 189 м
176,9м по КВЛ
Ширина 27,0 м
Осадка 8,7 м
Бронирование главный пояс: 102-330 мм
траверзы: 102-152 мм
палуба: 127 мм
башни ГК: лоб - 330 мм
барбеты башен ГК: 102-254 мм
боевая рубка: 279 мм
Двигатели 24 водотрубных котлов на нефти
турбины системы Парсонса
Мощность 26 500 л. с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 21 узла максимальная
Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах
Экипаж 997 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 - 381-мм/42 Mk I
14 × 1 - 152-мм/50 BL Mk XII
2 × 1 - 76-мм
4 × 1 - 47-мм
Минно-торпедное вооружение 4 подводных 533-мм ТА
Медиафайлы на Викискладе

Служба в Королевских ВМС Великобритании (1915-1944)

Май 1916 года - приписан к 1-й эскадре Гранд флита . 1916 год - из-за поломки машин не смог принять участие в Ютландском сражении .

В 1920-1930-х годах «Ройял Соверен» претерпел много мелких модернизаций, в основном сводившихся к усилению зенитного вооружения. В 1924-1925 годах 76-мм орудия уступили место 102-мм одиночным зениткам (сначала двум, а затем и четырём), которые, в свою очередь, в конце 30-х заменили на спаренные. Тогда же, с 1936 года, началась установка восьмиствольных 40-мм автоматов («двухфунтовых пом-помов»), закончившаяся уже после начала боевых действий, и радаров. Угол возвышения орудий главного калибра не был увеличен, и они уступали по дальности стрельбы практически всем линкорам Второй мировой войны.

В сентябре 1939 года линкор входил в состав Флота метрополии (Home Fleet), а потом был переведён в Средиземноморский флот и 18 июля 1940 года участвовал в сражении при Пунта-Стило , однако из-за недостаточной скорости корабля Каннигэм не сумел навязать итальянским линкорам «Джулио Чезаре » и «Конте ди Кавур » решительный бой.

В 1940-1941 годах «Ройял Соверен» сопровождал атлантические конвои. В 1942 году был на короткое время приписан к Восточному флоту, базировавшемуся в Тринкомали , на о-ве Цейлон , а потом переведён в Килиндини, Кения , поскольку считался слишком устаревшим для борьбы с японским флотом.

С сентября 1942 по сентябрь 1943 года из-за плохого состояния механизмов прошёл капитальный ремонт в США , после чего прослужил один месяц в Индийском океане и был отозван в резерв.

После выхода из войны 8 сентября 1943 года Италия должна была выплатить репарации тем государствам, на территории которых её войска вели военные действия. Советское правительство хотело в счёт этих репараций получить боевые корабли основных классов, чтобы частично компенсировать потери. Но получить в то время итальянские корабли не представлялось возможным, и союзники временно передали СССР некоторое количество собственных устаревших кораблей. Одним из таких «временных» кораблей стал линейный корабль «Ройял Соверен».

К моменту передачи корабля СССР он имел следующее артиллерийское вооружение:

  • главный калибр - восемь 381-мм/42 орудий «Виккерс» в четырёх двухорудийных башенных установках;
  • противоминный калибр - восемь 152-мм/42 орудий «Виккерс» в одноорудийных казематных установках;
  • зенитный калибр дальнего боя - восемь 102-мм/45 орудий «Виккерс» в четырёх двухорудийных щитовых установках;
  • зенитный калибр ближнего боя - 24 40-мм/39 орудия «Виккерс» в двух восьмиствольных и двух четырёхствольных установках, 46 20-мм/70 орудий «Эрликон» в спаренных и 14 в одноствольных установках.

ТТХ корабля на момент передачи:

  • Водоизмещение порожнего - 28 950 т;
  • Водоизмещение стандартное - 29 150 т (при осадке носом 8,92 м, кормой 8,79 м);
  • Водоизмещение полное - 33 500 т (осадка носом 10,83 м, кормой 9,96 м).
  • Наибольшая длина 189,38 м
  • Длина по ватерлинии 187,3 м
  • Наибольшая ширина (по булям) - 32,18 м
  • Высота борта (наибольшая) - 16,54 м

По английскому штату личный состав корабля должен был насчитывать 1234 человека: 59 офицеров, 54 специалиста 1-го класса (в советском флоте - мичманы и главстаршины), 151 - 2-го и 970 - 3-го классов.

Принимающим с советской стороны и командиром сводного отряда кораблей назначили замнаркома ВМФ вице-адмирала Г. И. Левченко , начальником штаба отряда - контр-адмирала В. А. Фокина , начальником политотдела - капитана 1-го ранга Н. П. Зарембо, командиром линкора - контр-адмирала В. И. Иванова (бывшего командира линкора «Марат »). Подготовку к приёму корабля осуществляли члены советской военно-морской миссии инженер-капитаны 1-го ранга А. Е. Брыкин и П. П. Шишаев.

Литература

На русском языке

  • Гузанов В.Г. Волчий фьорд. - М. : ТЕРРА, 1998. - 320 с. - (Секретные миссии). - ISBN 5-300-01801-5 .
  • Васильев А. М. Линейный корабль «Архангельск» // Гангут. - 2001. - № 27 .
  • Савельев Е. В. От Скапа-Флоу до Ваенги на линкоре «Архангельск» // Гангут. - 1995. - № 9 .
  • Усов В. Ю. Линейный корабль «Архангельск» // Судостроение. - 1995. - № 2-3 .
На английском языке
  • Przemyslaw Budzbon. Soviet Navy at War 1941–1945. - London: Arms and Armour Press, 1989. - ISBN 0-85368-948-2 .
  • R. A. Burt. British Battleships, 1919–1939. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2012. - ISBN 978-1-59114-052-8 .
  • R. A. Burt. British Battleships of World War One. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1986. - ISBN 0-87021-863-8 .
  • Dennis Angelo Castillo. The Maltese Cross: A Strategic History of Malta. - Westport, Connecticut: Praeger Security International, 2006. - ISBN 0-313-32329-1 .
  • Royal W. Connell, William P. Mack. Naval Ceremonies, Customs, and Traditions. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2003. - ISBN 1-55750-330-3 .
  • R. J. Daniel. The End of An Era: The Memoirs of A Naval Constructor. - Penzance, UK: Periscope Publishing, 2003. - ISBN 1-55750-352-4 .
  • Ashley Jackson. The British Empire and the Second World War. - London: Hambledon Continuum, 2006. - ISBN 1-85285-417-0 .
  • Robert Jackson. The Royal Navy in World War II. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. - ISBN 1-55750-712-0 .
  • Angus Konstam. British Battleships 1939–45: Queen Elizabeth and Royal Sovereign Classes. - Oxford, UK: Osprey Publishing, 2009. - Vol. 1. - ISBN 978-1-84603-388-9 .
  • James P. Levy. The Royal Navy"s Home Fleet in World War II. - Hampshire, UK: Palgrave Macmillan, 2003. - ISBN 1-4039-1773-6 .
  • Bernard Lovell. Our Present Knowledge of the Universe. - Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1967.
  • Stephen McLaughlin. Russian & Soviet Battleships. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2003. - ISBN 1-55750-481-4 .
  • Vincent P. O"Hara, W. David Dickson, Richard Worth. On Seas Contested: The Seven Great Navies of the Second World War. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2010. - ISBN 978-1-59114-646-9 .
  • Vincent P. O"Hara. Struggle for the Middle Sea. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2009. - ISBN 978-1-59114-648-3 .
  • Lawrence Paterson. Weapons of Desperation: German Frogmen and Midget Submarines of the Second World War. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2006. - ISBN 1-59114-929-0 .
  • Peter Plowman. Across The Sea To War. - Dural Delivery Center, NSW: Rosenberg, 2003. - ISBN 1-877058-06-8 .
  • Alan Raven, John Roberts. British Battleships of World War Two: The Development and Technical History of the Royal Navy"s Battleship and Battlecruisers from 1911 to 1946. - Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1976. - ISBN 0-87021-817-4 .
  • Jürgen Rohwer.